Как установить стимулирующие выплаты сотрудникам федерального казенного учреждения

Обновлено: 19.05.2024

Волнует вопрос по поводу оплаты труда. У нас казенное учреждение. Штатным расписанием утвержден определенный фонд оплаты труда. Подскажите, имеем ли мы право дать сотрудникам премии из оставшихся средств из фонда (т.е. не выходя за месячный фонд), если в этом месяце получилась экономия ден. средств? Премии предусмотрены положением об оплате труда. Но, наш ГРБС стал запрещать нам давать премии (вплоть до угроз увольнения!), и, если видит экономию наших остатков денежных средств, - сразу "забирает" их. Правомерно ли он поступает? Я считаю, что давать премии мы в таком случае имеем право, т.к. за пределы собственного фонда не выходим. Правильно ли я рассуждаю?

Ответы на вопрос:

Надо смотреть Положение об оплате труда Вашей организации, ст.8 ТК РФ.Если там предусмотрено право при наличии экономии производить выплату премий, то можете платить премии. Главное - не выходить за пределы Вашег о фонда оплаты труда.

Смотреть нужно Устав, Положение об оплате труда и премирования. (ст.8 ТК РФ) Угрозы увольнения не правомерны в данном случае удачи вам.

По ст 123.22 ГК,если план по затратам финансирование на определённую программу у вас выполнен деньги вложены, то все что вы получили сверх этого плана является ВАШИМИ денежными средствами которые вы имеете право распределить на премии

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Думаю, что в данном случае все зависит от положения об оплате труда (ст 135 ТК РФ). Изучите повнимательнее положение..

Исходя из письма Письма Минфина РФ от 12 июля 2012 г. N 02-13-06/2703

- в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты командировочных расходов, с обязательным уточнением Плана.

Таким образом, прямого запрета нет, в случае, если конечно это не противоречит Вашему положению. Однако, на практике, без дополнительного согласования выплату премий "не пропускают".

Законных оснований для увольнения в данном случае не предусмотрено.

Согласно ч.3 ст.298 ГК РФ

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.[q

Поэтому вы имеете право распоряжаться фондом оплаты труда при условии, что доходы поступают в результате деятельности учреждения.

все государственные (муниципальные) учреждения разделены на три типа:

В зависимости от типа учреждения определена степень свободы в распоряжении денежными средствами. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Т.е., согласно законодательству при осуществлении коммерческой деятельности, в случае, если такая деятельность предусмотрена в уставе учреждения, для казенных учреждений установлен особый порядок осуществления операций с денежными средствами. Прибыль, полученная казенным учреждением от приносящей доход деятельности, полностью перечисляется их главным распорядителям бюджетных средств. Поэтому, действия ГРБС не противоречат закону. А по поводу премирования сотрудников надо смотреть положение об оплате труда и премировании в Вашем учреждении.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила[1] Рекомендации по установлению система оплата труда 2020 работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (далее – Единые рекомендации). В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Зарплата не меньше МРОТ.

При установлении система оплата труда 2020 год АУ следует учитывать обязательные нормы в части регулирования трудовых отношений, касающиеся оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 Единых рекомендаций).

В частности, в силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера заработной платы с 01.01.2020 должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

С 01.01.2020 МРОТ составляет 12 130 руб. в месяц (Федеральный закон от 27.12.2019 № 463-ФЗ).

Оклады, ставки следует устанавливать на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом (п. 7 Единых рекомендаций):

перечня поручений Президента РФ по установлению требований к отраслевым система оплата труда 2020.

Ниже в таблице приведены доплаты, входящие в состав заработной платы работника, но не подлежащие включению в МРОТ согласно разъяснениям КС РФ.

Выплата

Минимальный размер оплаты труда (12 130 руб.)

Доплата за совмещение

Дополнительная работа в порядке совмещения профессий (должностей) оплачивается отдельно: размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). Она не предполагает включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (Постановление КС РФ № 40-П)

Доплата за сверхурочную работу

Выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы (Постановление КС РФ № 17-П)

Далее отметим основные значимые положения Единых рекомендаций, на которые следует обратить внимание в 2020 году при установлении систем оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и ветеринарии.

Оплата труда в учреждениях образования.

Особенности формирования оплаты труда работникам учреждений образования изложены в п. 36 Единых рекомендаций. В нем обращено внимание, что в целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии необходимо перераспределять средства, предназначенные для оплаты труда в организациях, таким образом, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников использовалось не менее 70 % фонда рекомендации по оплата труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям.

Необходимо определять предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 %. На оплату труда педагогических работников направлять 60 % от средств, идущих на заработную плату сотрудников организации.

Рекомендуется обеспечивать формирование систем оплата труда работников учреждения, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера, с учетом положений Письма Минобрнауки РФ от 29.12.2017 № ВП-1992/02 и Приказа Минобрнауки РФ от 13.12.2018 № 73н.

Оплата труда в учреждениях здравоохранения.

Среди особенностей установления оплаты труда работникам сферы здравоохранения, приведенных в п. 37 Единых рекомендаций, можно выделить следующие:

Не допускать в 2020 году снижения установленных Указом Президента РФ № 597 показателей оплаты труда медицинских работников.

Повышение заработной платы работникам учреждений здравоохранения осуществлять за счет всех источников финансирования, в том числе за счет субвенций ФФОМС, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы ОМС, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ, на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС.

В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда активизировать работу по совершенствованию оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 55 %.

При установлении выплат стимулирующего характера за достижение конкретных результатов деятельности работников пре­дусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений.

При установлении выплат стимулирующего характера за квалификационную категорию предусматривать увеличение доли выплат на эти цели в общем объеме стимулирующих выплат.

Повышение оплата труда работников учреждения, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производить по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4 % оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, производится независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Установленные размеры повышения оплаты труда не могут быть уменьшены без проведения на этих рабочих местах мероприятий по улучшению условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, повышение оплаты труда не производится.

Оплату труда медицинских работников, привлекаемых в учреждения здравоохранения в целях ликвидации кадрового дефицита специалистов в рамках реализации Указа Президента РФ № 204, осуществлять за счет всех источников финансирования на эти цели, в том числе средств нормированного страхового запаса территориальных фондов ОМС.

Устанавливать предельную долю расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений (не более 40 %), одновременно утверждая перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу учреждений.

Оплата труда в учреждениях культуры.

При формировании оплаты труда в учреждениях культуры нужно руководствоваться п. 38 Единых рекомендаций, в котором даны такие указания.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры следует продолжить работу по увеличению доли выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы работников. Ее следует сбалансировать таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями на выплаты по окладам (должностным окладам) направлялось не менее 50 % заработной платы.

Для повышения качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) выплаты стимулирующего характера работникам учреждений нужно устанавливать с учетом выполнения предусмотренных показателей эффективности деятельности.

Руководители государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры при оплате труда работников за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, вправе применять повышающий коэффициент и (или) повышение, устанавливаемые в процентах (в абсолютных величинах).

Оплата труда в учреждениях спорта.

В пункте 39 Единых рекомендаций приведены особенности установления системы оплаты труда в учреждениях спорта.

Повышение заработной платы тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, в условиях нормальной продолжительности рабочего времени осуществляется с учетом уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Повышение оплаты труда производится за счет выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований, средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также получаемых по результатам проведения мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности отрасли оплату труда рекомендуется осуществлять с учетом перераспределения средств, предназначенных для ее выплаты в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 % фонда оплаты труда организации. При этом не должны учитываться выплаты компенсационного характера.

За наличие спортивных званий и разрядов, ученой степени в сфере физической культуры и спорта, ведомственных наград можно применять повышающие коэффициенты к окладам и ставкам зарплаты.

Тренеры и иные специалисты, ранее участвовавшие не менее двух лет в подготовке спортсмена, достигшего высоких результатов в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивной сборной команды субъекта РФ, имеют право на стимулирующую выплату в течение не менее четырех лет с момента достижения спортсменом результатов. Кроме того, они вправе получать дополнительное поощрение, в том числе за счет грантовых программ, реализуемых федеральными и региональными госорганами при достижении спортсменом результата на Олимпийских, Параолимпийских, Сурдолимпийских играх.

Рекомендуется формировать в годовом фонде оплаты труда учреждения средства на стимулирующие выплаты работникам в сфере физической культуры и спорта:

за результативное участие в подготовке спортсмена высокого класса;

за переход спортсмена на более высокий этап спортивной подготовки, в том числе в иную организацию, осуществляющую подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ;

за интенсивность и высокие результаты работы и достижения.

При бригадном методе работы установление заработной платы рекомендуется осуществлять по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы.

Оплата труда в ветеринарных учреждениях.

В пункте 40 Единых рекомендаций приведены особенности установления оплаты труда в учреждениях ветеринарии. Отметим, что ранее таких рекомендаций в аналогичном документе за 2019 год не содержалось, поэтому данный раздел является новым.

При формировании систем оплаты труда работников рекомендуется учитывать следующее.

В целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в государственных учреждениях ветеринарии, обеспечения стабильности рабочих мест следует активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда ветеринарных работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже 70 %.

При установлении выплат стимулирующего характера нужно предусматривать показатели и критерии эффективности с учетом специфики и условий осуществления профессиональной деятельности с отражением их в локальных нормативных актах и трудовых договорах с работниками. Также обращено внимание на установление специальных стимулирующих выплат за оказанную помощь при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Такая выплата может быть установлена:

главным ветеринарным врачам;

ведущим ветеринарным врачам;

ветеринарным врачам первой категории;

ветеринарным врачам второй категории;

ветеринарным врачам – эпизоотологам;

ветеринарным врачам – бактериологам;

ветеринарным фельдшерам, ветеринарным санитарам, ветеринарно-санитарным врачам.

Увеличение фондов оплаты труда работников, в том числе при проведении индексации заработной платы, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров окладов (должностных окладов). Повышать оплату труда работников государственных учреждений ветеринарии рекомендовано за счет всех источников финансирования.

Формирование штатных расписаний государственных учреждений ветеринарии осуществляется с учетом профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.07.2008 № 339н.

Заработная плата руководителей.

Положения по установлению заработной платы руководителям учреждений, их заместителям и главным бухгалтерам приведены в п. 21 – 24 Единых рекомендаций.

Следует обратить внимание, что в качестве показателя результативности работы руководителя выступают (п. 24 Единых рекомендаций):

показатель роста средней заработной платы работников учреждения в 2020 году по сравнению с 2019 годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов;

выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Следующим моментом, на который обращено внимание в Единых рекомендациях, является размер зарплаты руководителей. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения. Предельный уровень такого соотношения должен определить учредитель.

В соответствии с п. 27 Единых рекомендаций информация о рассчитанной за 2019 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в Интернете на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15.05.2020. Правила публикации этой информации утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2016 № 1521.

Кратко сформулируем основные выводы:

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Единые рекомендации на 2020 год, применяемые при установлении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях.

При установлении системы оплаты труда необходимо учитывать нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. В частности, МРОТ, который с 01.01.2020 составляет 12 130 руб.

В Единых рекомендациях приведены особенности формирования оплаты труда для работников учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, ветеринарии.

Рекомендации по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений

Фонд оплаты и система оплаты труда бюджетников

Ежегодно, согласно п. 28 Рекомендаций, фонд оплаты труда формируется исходя из:
•размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств;
•объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Система оплаты труда должна быть зафиксирована в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений (например, в положениях об оплате труда, о стимулирующих и компенсационных выплатах, о премировании работников и т. д.).
Также в перечисленных локальных актах прописывают и сами размеры окладов и выплат, условия их предоставления.
В частности, оплата труда работников, согласно ст. 129 ТК РФ, включает:
•базовые (должностные) оклады;
•вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
•компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
•стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Рекомендациях предлагается использовать базовые (муниципальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, которые предложены в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных организаций.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы выполняют функцию минимальных гарантий при оплате труда работников бюджетных учреждений.

Базовые нормативные документы и принципы

В соответствии с Рекомендациями и Положением при разработке и изменении новых систем оплаты труда необходимо учитывать:
•Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
•Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
•профессиональные квалификационные группы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
•перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
•примерные положения об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями;
•мнение представительного органа работников.
Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
б) достигнутого уровня оплаты труда;
в) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
г) повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
е) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;
ж) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
з) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Оплата труда и выплаты стимулирующего характера руководящему персоналу

Положение о стимулирующих выплатах — это документ, который устанавливает условия и порядок премирования сотрудников за успешную работу. Его цель — мотивация персонала качественно и эффективно выполнять обязанности для повышения производительности труда на предприятии.

Для чего разрабатывают положение

Ничто так не стимулирует работников качественно и быстро выполнять обязанности, как разнообразные надбавки и премии за особые заслуги на рабочем месте. Чтобы эти премии выплачивались справедливо и максимально рационально для предприятия, необходимо разработать четкую систему мотивации.

Как предусматривают ст. 129 и 135 Трудового кодекса РФ, зарплата на предприятии формируется из нескольких составляющих:

  • оклада, который учитывает квалификацию трудящегося и вид деятельности;
  • компенсационных доплат за особые условия работы;
  • поощрений, надбавок, премий, доплат и прочее;
  • социальных выплат по потере дохода.

Материальные вознаграждения за эффективный труд работодатели обязаны прописать в коллективных договорах или локальных нормативных актах организации (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Один из способов зафиксировать условия для назначения стимулирующих выплат в положении об оплате труда, — указать их в отдельном разделе. Другой вариант — прописать особенности вознаграждения в отдельном положении.

Примечательно, что правильная система денежных вознаграждений является лучшим способом повысить производительность труда, предотвратить текучесть кадров и привлечь квалифицированных сотрудников. Чтобы эта система принесла пользу предприятию, следует разработать положение по определению стимулирующих выплат, учитывая так называемые критерии эффективного труда. Важно не просто отметить, какие надбавки предусмотрены в компании, а четко рассчитать и указать показатели — кому, за что и сколько предполагается платить за успешное решение производственных задач.

Обычно доплачивают за:

  • количество часов;
  • объем работы;
  • трудовой стаж;
  • производительность труда;
  • качественно выполненную работу;
  • по итогам отработанного за период (за год, квартал и т. д.).

Но единых критериев нет. Работодатель самостоятельно определяет перечень выплат, их размер, дополняя их собственными показателями с учетом специфики деятельности. Например, для отдела продаж таким критерием является выполнение плана продаж, количество заключенных контрактов и др., в промышленном производстве — перевыполнение нормы, качество изготовленных изделий, в сфере услуг — количество довольных клиентов и т. д.

Не следует путать стимулирующие и компенсационные выплаты. Первые повышают интерес работников в эффективной работе, вторые назначаются за вредные условия труда.

Чаще всего показатели эффективности прописывают в положении о начислении стимулирующих выплат в бюджетном учреждении для следующих категорий:

  • педагогов школ, техникумов и вузов;
  • воспитателей детсадов;
  • госслужащих;
  • сотрудников соцкультбыта;
  • работников учреждений санаторно-курортного лечения.

Для доплат к окладу в госучреждениях выделяется отдельный бюджет на федеральном и региональном уровнях. Например, учителей вознаграждают за внедрение новых курсов и индивидуальных образовательных программ, проведение экскурсий и открытых уроков, организацию конкурсов, олимпиад и других мероприятий.

Структура и содержание документа

Составляют документ, мотивирующий сотрудников, в свободной форме, поскольку единых требований к положению о стимулирующих выплатах в законе не существует. Но есть основные разделы, которые необходимо отразить в нем:

  • общие положения (сведения о задачах документа, основаниях для начисления доплат, источниках финансирования);
  • условия, критерии и размеры надбавок;
  • порядок и сроки оплаты премий;
  • условия уменьшения суммы вознаграждения;
  • заключительная часть, порядок изменения документа.

Рекомендуем обратить внимание на то, кто разрабатывает положения об оплате труда стимулирующего характера, — обычно это возложено на бухгалтера и кадровика. А затем документ утверждает руководитель.

Формулировать текст необходимо четко и лаконично. Детально следует перечислить критерии, которые влияют на выплату премии. При подготовке документа, мотивирующего педагогов, врачей, театральных работников и других бюджетников, ориентироваться необходимо на рекомендации госорганов (Минобразования, Минтруда, Минкультуры). В положении прописываются четкие источники финансирования.

Образец

Предлагаем вам ознакомиться с примером о положениях о премиях и стимулирующих выплатах и доработать его с учетом особенностей вашего предприятия. Вот как оформить в ЛНА раздел об условиях и размерах поощрений.

2. Показатели премирования и размеры премий

2.1. Для всех работников, для которых предназначено данное Положение, основным условием премирования является выполнение плана по финансовому результату деятельности ___________.

2.2. Дополнительные условия надбавок и премий по результатам года, квартала и месяца приведены в таблице ниже.

Надбавки, доплаты, премии и иные выплаты

За первые 2 часа — 150% за час работы; за последующее время — 200%

  • 15% от основой ставки (за стаж работы от 5 до 8 лет);
  • 17% от ставки (от 8 до 10 лет);
  • 20% от ставки (более 10 лет)

Обратите внимание, как выглядит примерное положение о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения. Этот образец составлен для педагогов в соответствии с критериями эффективности.

Пример положения о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения1

Пример положения о стимулирующих выплатах для образовательного учреждения2

Как утвердить положение

Сначала бухгалтерия и кадровая служба детально прорабатывает каждый раздел документа. Особенно важно для бухгалтеров проверить, чтобы все критерии эффективности положения о порядке распределения стимулирующих выплат были экономически обоснованы. Прежде чем его утвердит руководитель, документ необходимо согласовать с профсоюзной организацией (при наличии). Особенно это важно для бюджетников. Профсоюзы обязаны завизировать его и дать письменный ответ в течение пяти рабочих дней.

Если профсоюзы согласны, то положение о стимулирующих надбавках утверждается приказом директора предприятия. После этого важно ознакомить с новым документом всех работников, для которых он предназначен.

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении в 2022 году - что это, как начисляются?

Граждане, осуществляющие официальную трудовую деятельность на работодателя, имеют постоянный уровень дохода. Именно они составляют базовую часть прибыли.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Однако, в целях поощрения своим сотрудникам, нанимателем выплачиваются надбавки в целях стимулирования работника к более активной и добросовестной деятельности.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

В большинстве случаев, поощрительные выплаты являются единоразовыми и осуществляются за определенные заслуги.

Законодательная база

Основными нормативными актами, определяющими вопрос предоставления для сотрудников материального вознаграждения стимулирующего характера, являются статьи ТК РФ, а также трудовой договор, который подписывает каждый работник при официальном трудоустройстве.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

На государственном уровне, данные вопросы регулируются следующими законодательными документами:

  • Трудовой Кодекс России, определяющий условия получения, размеры денежных компенсаций и порядок установления стимулирующей доплаты. Статья №129 гласит о том, что данные надбавки включаются в заработную плату сотрудника;
  • Федеральные законы, определяют возможность начисления индивидуальных поощрительных премий для сотрудников за выполненный объем работы.

Разновидности поощрительных надбавок

Государственным законодательством не установлены ограничения касаемо перечня поощрительных выплат. Они определяются непосредственно работодателем, зависимо от нормативных правил, установленных в компании.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Основные виды стимулирующих выплат перечислены ниже:

  • Надбавки;
  • Доплаты;
  • Премиальная выплата;
  • А также другие материальные вознаграждения.

Наниматель сам определяет количество предоставляемых средств компенсирующего характера для своих сотрудников, указывая нормы нормативно-правовой документации предприятия.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Чаще всего, стимулирующая надбавка к зарплате начисляется на основании изданного управляющим приказа о предоставлении дополнительной выплаты, или компенсации.

Обычно, стимулирующие поощрения выплачиваются в следующих случаях:

За отработанное время

  • Выполнение определенного объема работ;
  • За отработанное время (количество часов);
  • Высокая интенсивность и производительность;
  • Трудовой стаж и выслуга лет;
  • Качественное исполнение своих обязанностей;
  • Премиальные выплаты по подведенным итогам работ за определенный отрезок времени.

Также, вышеперечисленный перечень может дополняться доплатами за ведение здорового образа жизни, повышении квалификации и т.д.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Разработка системы поощрений является прямой задачей для бухгалтера, после чего документ должен быть утвержден управляющим компанией.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Каждое из предприятий вправе добавлять свои, особенные, доплаты и надбавки, которые будут стимулировать работников.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Денежное поощрение может предоставляться по ходатайству своего непосредственного начальника к руководству предприятия.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Трудовые заслуги потребуется подтвердить документально (отчеты о выполненных работах, трудовая книжка с указанным стажем и т.д.).

p, blockquote 17,0,1,0,0 -->

Предоставление своим работникам стимулирующих выплат является правом работодателя, а не его обязательством.

Достаточно часто, работодателями предоставляется материальное поощрение, которое относится к стимулирующим выплатам, в виде тринадцатой зарплаты обычно, такая возможность указывается в коллективном договоре, либо выделяется по результатам работы за прежний год.

Стимулирующие выплаты

Начисление индивидуальной выплаты осуществляется только основываясь на приказы управляющего компании. h2 3,0,0,0,0 -->

Кто имеет право?

Так как данный вопрос регулируется непосредственно на локальном уровне отдельных предприятий, то рассчитывать на стимулирующие выплаты может любой сотрудник, соответствующий определенным требования работодателя.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Чаще всего, данные выплаты используют в госучреждениях (садики, школы и другие бюджетные заведения). В то время как управляющие частных компаний предоставляют своим работникам премии, основываясь на трудовом и коллективном договорах.

Для надбавок к заработной плате бюджетникам, на государственном и региональном уровнях, рассчитывается бюджет, выделяемый на денежные поощрения для них.

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Полноправно могут претендовать на данное стимулирующее поощрение работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в госучреждениях и структурах муниципального типа.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

К таковым относятся:

  • Госслужащие;
  • Медработники;
  • Сотрудники культурных учреждений;
  • Работники санаторно-курортных комплексов;
  • Преподаватели ВУЗов и ССУЗов;
  • Воспитатели детсадов и ДОУ.

Критерии эффективности труда

Предоставление компенсационного поощрения предоставляется сотрудникам на основании определенных критериев, оценивающих качество и количество выполненных работ.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

В таком случае, берутся в учёт рекомендации от структур исполнительных властей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Но, основные выдвигаемые критерии фиксируются в локальной нормативной документации, разрабатываемой компанией.

На государственном уровне, утверждены следующие рекомендации для оценки выполненных работ:

ПоказательХарактеристика
ОбъективностьКоличество средств, предоставляемых как стимулирующая выплата, определяется объективно по оценке итогов выполненных работ, как отдельного работника, так и всего коллектива.
АдекватностьДенежное вознаграждение должно соответствовать заработной плате сотрудника.
ПрозрачностьКаждому из граждан, работающих в компании, должны быть понятны правила начисления стимулирующих выплат.
СвоевременностьНачисление средств на счёт сотрудника должно производиться своевременно, по достижению определенных результатов.
ПредсказуемостьКаждый работник должен понимать, какое вознаграждение он получит по результатам выполненных работ.
p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

В отдельных структурах, определение критериев эффективности осуществляется руководителями.

МЧС

Как пример, для МЧС правила устанавливаются согласно локальному приказу, распространяющемуся только на эту госструктуру. h2 5,0,0,0,0 -->

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении

Данная категория работников может претендовать на список стимулирующих доплат, прописанный в приказе Минздрава РФ №818.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Размеры индивидуальных надбавок, а также условия их предоставления, прописываются в нормативных документах предприятия, либо вводятся согласно распоряжению управляющего компанией.

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

С две тысячи десятого года, количество средств, предоставляемых бюджетникам в виде стимулирующих надбавок, составило тридцать процентов от выделенных из федерального и муниципального бюджетов на заработные платы бюджетных служащих.

В таблице ниже приведены варианты дополнительных выплат для государственных служащих.

Группа стимулирующих выплатКонкретные подгруппы
ПремиальныеМатериальное вознаграждение по результатам работы за определенный период.
За трудовой стажДоплата по выслуге лет;
Надбавка по имеющемуся официальному трудовому стажу.
Качественное выполнение обязанностейДополнительное стимулирование деньгами за повышение квалификации;
Премиальные доплаты за отличное исполнение задания государственной важности.
Интенсивность рабочей нагрузкиДоплата за сложность работы;
Поощрение за высокие показатели результатов работы;
Премиальные за преодоление важных задач.
h2 6,0,0,0,0 -->

Отличаются компенсирующих от стимулирующих премий

Такие две разновидности денежных поощрений имеют два характерных отличия. Стимулирующие – зависят непосредственно от желания работодателя наградить своих сотрудников, и не является обязанностью нанимателя.

p, blockquote 34,1,0,0,0 -->

Тогда как предоставление компенсирующего пособия зависит от условий, предоставляемых на рабочем месте. Как пример, начисление компенсации сотрудникам происходит при работе во вредных условиях.

Граждане, которые могут претендовать на такую выплату перечислены в трудовом праве.

деньги

Такая выплата никак не ограничивается в размере. h2 7,0,0,0,0 -->

Стимулирующие выплаты медработникам

Для граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере медицины, сама система заработка определяется в ПП №583.

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

Согласно данному законопроекту выделяются следующие составляющие заработка медработника:

ВыплатаЧто на неё влияет?
Базовая частьРегулярное обязательное начисление
СоциальнаяЗависит от муниципальных и государственных программ
СтимулирующаяПо результатам выполненных объемов работ
КомпенсационнаяУвеличивается при ухудшении условий осуществления трудовой деятельности
p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Медицинские заведения могут рассчитывать программу стимулирующих выплат и самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм, прописанных в действующем законодательстве.

Локальный документ должен содержать следующие данные:

  • Источник поступающих средств;
  • Группы сотрудников, которые могут претендовать на стимулирующие выплаты;
  • Размер доплаты в месяц;
  • Процесс оценки трудовой деятельности для получения надбавок;
  • Порядок расчёта выплаты.

Выплаты для преподавателей ВУЗов

Заработная плата педагогов делиться на две части: базовая и стимулирующая. Следуя действующему законодательству, часть средств, предназначаемых для этой группы бюджетников, составляет не меньше семидесяти процентов для преподавательского состава ВУЗов, и не менее шестидесяти процентов – для иных образовательных учреждений.

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

Остальные средства, выделяемые государством на заработные платы, предполагаются как стимулирующие выплаты. Индивидуальная поощрительная выплата начисляется в соответствии с нормативными документами каждого отдельного учебного заведения.

Разработка планов на премирование работников

Разработка планов на премирование работников, осуществляющих деятельность в образовании, осуществляется экономическими отделами образовательных учреждений, совместно с представителями управляющего совета образования, профсоюза и членов рабочего коллектива.

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

После окончательного расчет правил, условий и размеров начисления стимулирующих выплат, информация публикуется на сайте учреждения в открытый доступ.

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

Посчитать количество предполагаемых поощрений помогает результативность педагогической деятельности, а также проведение оценки других критериев преподавания.

В большинстве случаев, предполагаемые для стимулирования средства разделяются между преподавателями на основании накопленных баллов и оценочных листов, помогающих фиксировать достижения учителя.

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

Рейтинговый список на получение выплаты составляется по следующему алгоритму:

  • Определяется общее количество накопленных баллов для каждого из преподавателей;
  • ФОТ делится на общее количество набранных баллов, отражаясь в показателе стоимости одного балла;
  • Общее количество баллов множится на стоимость одного из них.

Как стимулируют сотрудников ДОУ?

Минобразования определяет положение, согласно которому выделяемые из государственного и муниципального бюджетов средства на заработные платы, материальные и образовательные нужны, должны распределяться самим дошкольным учреждением.

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

Рекомендуется выделять на стимулирующие выплаты до сорока процентов от общего количества предоставленных средств. Окончательные значения устанавливаются на уровне отдельных учреждений.

Критериями оценки в ДОУ выступают следующие:

  • Контактирование с родителями;
  • Определение особенностей детей;
  • Обучение ребенка в познании мира;
  • Усовершенствование развивающих программ;
  • Соблюдение процедур по оздоровлению для малышей;
  • Обеспечение комфортного пребывания в ДОУ детей из неблагополучных семей;
  • Подготовка плакатов, поделок и других наглядных элементов.

Как начисляется доплата?

Существует определенный порядок предоставления стимулирующих выплат:

  • Формирование специальной комиссии;
  • Анализ работы сотрудника;
  • Внесение предложения о поощрении за определенные заслуги;
  • Подписание определенного приказа;
  • Данный документ является основанием для выдачи стимулирующей надбавки.

Собрание комиссии для оценки работы происходит путем приглашения нескольких представителей разных категорий работников для оценки труда одного из трудящихся.

В обязательном порядке включаются в состав следующие члены:

  • Управляющий компании;
  • Замруководителя;
  • Не меньше трёх представителей из рабочих;
  • Профсоюзный деятель.

Выбор членов комиссии происходит на голосовании всего трудового коллектива на общем собрании. Окончательные результаты голосования вносятся в протокол собрания работников компании, который после подписывается его участниками.

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

В случае если предприятие достаточно крупное, вызывается по одному представителю из отдела.

утверждение комиссии

После утверждения комиссии, она имеет право принимать решения о предоставлении стимулирующих выплат любого из сотрудников предприятия, основываясь на его трудовых заслугах.

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

При возникновении споров, принятие решения осуществляется при наличии более пятидесяти процентов голосов за кандидата.

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

Рассмотрев индивидуальную ситуацию, комиссия вносит окончательное решение в протокол собрания.

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Данный документ должен фиксировать следующую информацию:

  • ФИО каждого из членов комиссии;
  • Реквизиты работников, получающих надбавку;
  • Вариант принятия решения (голосование, личные достижения и т.д.);
  • Количество средств, предполагаемых к выплате.

Данный документ подписывается всеми участниками собрания в обязательном порядке.

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

Завершив собрание, составленный протокол предоставляется управляющему компанией, обязующимся выписать приказ о предоставлении стимулирующей денежной выплаты для утвержденного списка работников.

Руководитель должен прописать в приказе следующие данные:

  • Реквизиты компании, или госучреждения;
  • Данные о трудящихся-получателей денежного премирования;
  • Дату написания и подпись самого управляющего.

Пример расчета

Возьмем заработную плату врача-эндокринолога Иванова И.И. в размере 30 000 рублей. Нормативно-правовые документы учреждения предусматриваются стимулирующие доплаты за трудовой стаж и категорию врача.

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

Специалист осуществляет свою деятельность в данной клинике на протяжении уже десяти лет, получая надбавку за стаж в двадцать процентов. А имея высшую категорию – получает еще тридцать процентов доплаты.

Общая сумма заработной платы врача составит:

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

30 000 * 20% + 30 000 * 30% = 30 000 + 6 000 + 9 000 = 45 000 рублей.

Заключение

Предоставление данного рода поощрительных выплат является достаточно эффективным способом стимулирования сотрудников к более качественному исполнению своих должностных обязанностей.

p, blockquote 67,0,0,0,0 -->

Доплата осуществляется в процентном соотношении от заработной платы работника.

p, blockquote 68,0,0,0,0 -->

Размер и условия предоставления определяются каждым отдельным предприятием. Выплата является правом работодателя на поощрение своих трудящихся, но никак не его обязанностью.

Данная информация фиксируется в трудовом и коллективном договоре компании. Уточнить все подробности можно в бухгалтерии своей компании.

Читайте также: