Как сделать решение проблем своей профессией

Обновлено: 20.05.2024

В университете Кембриджа провели однажды эксперимент и выяснили, что в стрессовых ситуациях бизнесмены принимают важные решения легче, чем менеджеры. Проблема в том, что в любом случае делать какой-то выбор приходится всем: и бизнесменам, и менедежерам, и всем, кто не они.

Выяснилось, что менеджеры более консервативны, а предприниматели демонстрировали большую готовность к риску, что удивило исследователей, поскольку в 51 год – а именно таков был возраст испытуемых – люди стараются избегать рисков. Разумеется, суть не в том, чтобы в неблагоприятной ситуации брать на себя риск, а в том, как принимать оптимальные решения.

9 шагов к правильному решению

Шаг 1. Снизьте уровень стресса

Тревога, страх, сомнения – они возникают спонтанно, когда вам надо сделать ответственный выбор. Научиться принимать верные решения, когда вас захлестнули эмоции, невозможно. Но можно научиться трансформировать негативные эмоции в позитивные – максимально быстро возвращать себя в состояние эмоционального баланса.

Медитации, прогулки на свежем воздухе, фитнес – все что угодно, чтобы обрести баланс. В любом случае не позволяйте стрессу стать вашим советником.

Научное отступление про мышей, ошибки и стресс

С лабораторными мышами часто проводят эксперименты с лабиринтами. В эксперименте нейробиолога Джонатана Годбаута из Университета Огайо мыши довольно быстро выяснили, где расположены выходы из лабиринта, и потом при малейших признаках опасности легко находили выход.

Но потом мышей поместили в длительную стрессовую ситуацию – например, к ним на несколько недель запускались пугающие их более крупные сородичи. Тогда мыши забывали об имеющихся путях к спасению и бестолково носились по лабиринту.

Тут можно обидеться: мол, где мыши и где мы? Но вообще ученые отмечают сходство. Например, нейробиолог Келли Ламберт подтверждает: стресс негативно влияет на работу префронтальной коры, которая отвечает за практическое мышление, а также гиппокампа (задействованного в развитии пространственной памяти), и даже перестраивает связи в обширной сети нейронов.

Поэтому принимать важные решения на пике стресса – плохо.

Шаг 2. Возьмите тайм-аут

Хорошо взять ручку и на бумаге написать плюсы и минусы каждого решения. Именно на бумаге. Иногда минусы не так уж плохи. А плюсы делают выбор очевидным не всегда.

Шаг 4. Определитесь с целями и ценностями

Возьмите другой листок бумаги и напишите свои ценности (что для вас важно в жизни). Например, любовь, дружба, деньги, работа и т. д. Десять ценностей. А потом возьмите их парами и устройте игру на выбывание.

Это хорошее упражнение, чтобы понять, какова актуальность ваших ценностей именно сейчас. Аналогично можно определяться с приоритетностью целей.

Шаг 5. Рассмотрите все возможности

Шаг 6. Проговорите свои мысли

Полезно бывает обсудить с другом или опытным человеком свою задачу. Не передоверить ему решение, как дизайнеру переделку интерьера в своей квартире, а обсудить, проговорить мысли. Некоторым это очень помогает осознать, что они собрались сделать.

Шаг 7. Фиксируйте свои чувства

Если ситуация затянулась и вас время от времени эмоции загоняют на американские горки (которые в Америке называются русскими), полезно завести дневник. Фиксировать чувства, поступки, события, которые влияют на ваше состояние и выбор решения.

Шаг 8. Обсудите варианты решения и последствия

Если ваше решение влияет на близких людей или коллег, стоит обсудить с ними варианты решения. Это такая экологичная проверка. Но на нее стоит идти, когда вы уже преодолели стресс и можете спокойно и уверенно говорить о ситуации. Скорее это проверка правильности решения.

Шаг 9. Еще раз подумайте

У вас есть правильное решение? Если вы столкнулись с сильным давлением при принятии решения или появились новые факторы, стоит еще раз все пересмотреть с начала. Плюсы, минусы, варианты, последствия. Может быть, решение, которое у вас было, уже не будет казаться правильным? Повторите все шаги еще раз, чтобы найти лучшее решение.

Поэтому, чтобы принимать правильные решения, надо создавать для нашего мозга правильные условия для работы:

  1. Никаких психотропных веществ, чтобы не создавать мозговых пузырей (не отрываться от реальности) – это блокирует способность принимать адекватные решения.
  2. Держим баланс эмоций, чтобы не искажать реальность. Переизбыток эмоций гарантирует ошибки, но и когда нет эмоций – нет решений! Поэтому баланс.
  3. С интересом и любознательностью работаем с ошибками – это ценный опыт, который позволяет принимать более взвешенные решения в будущем. Ошибаться – это правда круто!

3 уловки для принятия решения

Почему уловки? Потому что эти приемы хорошо работали у тех, кто их придумал, а мы как бы заглянули через плечо и списали.

Квадрат Декарта

Трудно сказать, знал ли философ и математик Рене Декарт об этом способе принятия решения, когда жил почти 500 лет тому назад. Но лет двадцать эта уловка ума известна как квадрат Декарта.

Берем листок бумаги и ручку. Делим лист на 4 квадрата, затем отвечаем в каждом квадрате на 1 из вопросов:

  1. Что будет, если это произойдет? Перечислите как можно больше плюсов.
  2. Что будет, если это не произойдет? Плюсы ситуации, если ничего не изменится и вы не получите желаемого.
  3. Чего не будет, если это произойдет? Минусы от получения желаемого.
  4. Чего не будет, если это не произойдет? Минусы от неполучения желаемого.

Метод исчезновения вариантов

Представьте, что вариант, к которому вы склоняетесь, выбрать нельзя. И когда нашли второй, то и его нельзя. А третий? В итоге может остаться и первый, но эта тренировка ума полезна в любом случае.

Автор способа – Сакити Тоёда, основатель Toyota Motor Company. Эта тактика очень долго была реальным инструментом в его компании.

  1. Почему мне трудно принять правильное решение?

- Потому что я в ситуации стресса.

- Потому что работа требует быстрой реакции на многофакторные изменения в ситуации неопределенности.

- Потому что у меня высокий уровень притязаний.

- Потому что члены моей семьи рассчитывают на высокий социальный статус.

  1. Почему я думаю, что социальный статус семьи зависит от меня?

- Да! И правда; а мне точно это надо? Пожалуй, стоит успокоиться и перестать гнаться за социальным статусом. По крайней мере сейчас. А надо-то решить в общем-то небольшой вопрос, с которого все начиналось.

А решение точно будет правильным? Как это проверить?

Когда решение и проверка сосредоточены в одних руках, очень важно удерживать баланс. Не отрываться от реальности. Тогда мозг справится и выдаст правильное решение и правильно его оценит.

Оглядываясь в прошлое, мы иногда меняем оценку событий. То, что казалось нам неудачным, теперь может быть оценено как успех. И наоборот. Эмоции прошли. Оценки стали точнее – с учетом нажитого с тех пор опыта. И даже те решения, которые когда-то нас расстраивали, мы можем сегодня признать правильными.

Если стараться объективно оценивать ситуацию, не поддаваться эмоциям, то мозг будет по-честному оценивать наши поступки и принимать правильные решения.

Каждый день мы принимаем десятки решений, начиная от самых простых (во сколько встать, что приготовить на завтрак и завтракать ли вообще) и до самых сложных (как развивать проект, кого назначить ответственным и как получить финансирование). Часто от того или иного решения очень многое зависит. Особенно если речь идет о бизнесе — ведь здесь очень много заинтересованных сторон и различных рисков. В таких случаях важно соблюдать определенные правила принятия решения. В этой статье мы расскажем об этапах принятия решения, методах принятия решений и ошибках, которые возникают в процессе принятия решений.

Принятие решения — это выбор лучшего варианта из двух и более возможных с помощью определенных правил.

Эти правила заключаются в соблюдении последовательности этапов принятия решения. Всего их пять, один из которых (контроль реализации) является сквозным — т.е. он появляется и на всех остальных этапах. Рассмотрим их подробнее.

1. Определение и формулировка проблемы.

Принятие решения начинается тогда, когда вы понимаете, что текущая ситуация вас не устраивает и ее невозможно изменить с помощью тех средств, знаний и опыта, которые на сегодняшний день имеются в Вашем распоряжении. Как правило, при этом Вы еще и испытываете негативные эмоции.

Для того чтобы перейти к процессу принятия решения, необходимо сформулировать проблему. При этом обычно проблемы описывают с негативной стороны, указывая, что именно не устраивает или препятствует реализации планов.

2. Формулировка желаемого решения.

Например, решение выучить второй язык до разговорного уровня. Критерий – смогу общаться с носителем этого языка в отпуске летом 2013 года.

3. Определение условий и ограничений.

После того как сформулировано желание, необходимо определиться, на что ориентироваться: в соответствии с какими ценностями, нормами и правилами Вы будете принимать решение.

Например, для одной организации ценностью и нормой может быть совместное принятие и обсуждение решений руководством и топ-менеджерами, а в другой единоличное принятие решение руководителем и его беспрекословное исполнение сотрудниками. Здесь нужно и можно учитывать ценности, правила и нормы, разделяемые как организацией, так и непосредственно лицами, принимающими решение.

Кроме того, любое решение подразумевает приобретения и потери. Поэтому необходимо оценить возможные приобретения и потери в случае реализации принятого решения.

Например, ценности и нормы: знание второго языка сегодня выгодно подчеркивает мои преимущества перед работодателями, знание второго языка поощряется в нашей организации. Приобретения — конкурентное преимущество, возможность общения с носителями языка и. т. д. Потери — временные затраты и финансовые затраты на обучение.

4. Формулировка задач.

Залог выбора наилучшего решения — наличие четко сформулированной цели и критериев требуемого результата. Поэтому на следующем этапе нужно сформулировать окончательную задачу (желаемое решение) с учетом всех условий и ограничений в конкретных и реализуемых показателях.

Например, цель — выучить второй язык до разговорного уровня, чтобы иметь возможность читать и писать простые фразы, общаться с носителями языка. Задачи: посетить курсы по изучению языка, заниматься самостоятельно 2 раза в неделю по полчаса.

5. Контроль и реализация.

Этот этап является сквозным и заключается в том, чтобы постоянно проверять, совпадают ли текущее состояние дел и образ цели. Особенно важно отслеживать это соответствие при выделении критериев реализации принятого решения и определении времени для контроля за реализацией решения. Также необходимо помнить, что одна из ведущих компетенций руководителя — способность вовремя переходить от выбора к действию.

Например, отслеживание, как продвигается обучение второму языку — посещаете ли вы занятия, есть ли задуманные успехи, успеваете ли вы выучить его к задуманному сроку. При этом важно будет не затягивать с выбором школы обучения и времени начала обучения.

Способы принятия решения

Наиболее распространённой классификацией способов принятия решения является деление их на рациональные решения; решения, основанные на суждениях и интуитивные решения.

Рациональные решения — это то, в котором мы стараемся проанализировать и учесть все факторы, которые могут в итоге оказать влияние на принятие решение. Например, принимая решение о покупке нового компьютера в офис, мы просчитываем бюджет, реакцию руководства, пытаемся обосновать необходимость покупки компьютера, вычисляем степень выгоды и окупаемости покупки, степень радости и удовлетворения от нее.

Решение, основанное на суждениях, это выбор, который мы делаем, руководствуясь знаниями и прошлым опытом. Например, в данном случае, приняв решение о покупке компьютера, нам нужно определиться с выбором его марки. И здесь мы обычно вспоминаем, с какими марками компьютера мы уже работали, какие нам понравились и какие производители хорошо себя зарекомендовали на рынке.

Существует множество специально разработанных стратегий принятия решений. Наиболее распространенные — это стратегии, основанные на специальных методах поиска и анализа информации (SWOT-анализ, диаграмма Парето, схема Исикава) и стратегии, основанные на приемах упрощения процесса решения (гирлянды ассоциаций, мозговой штурм, синектика).

Наиболее популярные методы принятия решений

SWOT-analysis представляет собой создание матрицы для систематизации информации об объектах и явлениях по категориям:

— Strengths, то есть сильные стороны;

— Weaknesses, то есть слабые стороны;

— Opportunities, то есть возможности;

— Threats, то есть угрозы.

В результате получается наглядная матрица, которая позволяет увидеть основные характеристики проблемной ситуации. Используя полученную информацию, можно провести анализ соответствующих решений и сделать выбор. Важно помнить, что сильные стороны находятся во взаимосвязи с возможностями, а не с угрозами.

Диаграмма Парето — это инструмент, который позволяет определить проблемные зоны и распределить усилия по степени оптимальной очередности для их решения.

Диаграмма Парето бывает двух видов:

1) по результатам деятельности — применяется для выявления главных проблем;

2) по причинам — используется для выявления основных причин возникающих проблем.

Этапы построения диаграммы

1. Формулировка проблемы.

2. Создание перечня причин (факторов), которые создают наибольшие трудности и их ранжирование.

3. Подсчет суммы числа появлений каждой причины за установленный промежуток времени.

4. Формирование таблицы, где данные располагаются в порядке убывания значимости.

5. Перенос данных в систему координат. На оси абсцисс откладывают рассматриваемые факторы, а на оси ординат — величину вклада факторов в решение проблемы.

6. Создание диаграммы с соответствующими каждому отдельному фактору (причине возникновения проблемы) столбиками (уменьшение высоты столбиков происходит слева направо).

7. Анализ диаграммы.

A. Локус контроля:

0 — таково устройство мира;

1 — устройство системы;

2 — ответственность решателя (лица принимающего решение).

B. Доля / степень влияния на проблему.

Обычно диаграмма Исикавы составляется группой, часто с использованием метода мозгового штурма.

Мозговой штурм (брейнсторминг) — это метод стимулирования творческой активности с помощью специальных правил обсуждения.

Этот метод предполагает структуру участников, состоящую из ведущего, минимум 6-ти генераторов и 2-х секретарей, задача которых делать тщательные записи по ходу процесса. Цель — найти как можно больше решений. Все идеи и способы решения задач независимо от их реалистичности формируются в список (чем больше количество идей, тем больше вероятность того, что среди них найдется необходимое решение).

Основное правило — отсутствие критики. Время фазы генерации идей около 10-20 минут. Анализ происходит на следующих этапах. Обычно в начале анализа происходит распределение идей по трем группам: невозможные; банальные; возможные и оригинальные.

Метод ассоциаций и аналогий подразумевает создание альтернатив решений через попытку изменить данные условия.

Для решения задачи формулируется ассоциация с этой задачей. Далее необходимо придумать новую ассоциацию, но уже не на саму задачу, а на первую ассоциацию. Таким образом придумывается ряд последовательных ассоциаций с последующим анализом полученных идей. Может использоваться следующая схема:

1) Формулировка темы.

2) Выделение ключевого слова.

3) 5 ассоциативных слов с ключевым словом (КС);

4) 5 глаголов на каждое ассоциативное слово (всего 25 глаголов);

5) 5 прилагательных на каждое ассоциативное слово (всего 25 прилагательных);

6) 50 словосочетаний = КС + 25 глаголов + 25 прилагательных.

Анализ проводится в контексте проблемы с разделением идей, как в предыдущем случае, на 3 группы: невозможное, банальное, оригинальное. Важно постараться найти в каждой идее что-то рациональное и полезное.

Ошибки при принятии решений

В основе большинства ошибок лежат неверно принятые решения. Как правило, выделяют две группы факторов, влияющих на принятие решения: внутренние и внешние.

Внутренние: это факторы, связанные с личностью лица, принимающего решение. Это особенности восприятия и переработки информации, особенности личности, ценности и мотивация.

Например, сюда можно отнести принятие очевидного решения, принятие решения на основе ожидаемой информации, на основе прошлого опыта, принятие рискованного решения, оттягивание принятия решения, переоценка важности информации, переоценка вложенного времени и ресурсов в принятие решения.

Внешние: это факторы, связанные сусловиями принятия решения(например, ограниченность времени)и влиянием других людей.

Здесь можно отметить такие эффекты, как феномен взаимного обмена (принятие решения, обусловленное чувством долга), присутствие зрителей, ограниченность времени, влияние статуса, воздействие рекламы, зависимость от решения других лиц.

В отдельную группу стоит выделить ошибки, связанные с недостаточностью контроля реализации при принятии решения — это неправильно осуществленное целеполагание, выделение критериев достижения цели и сроков.

Для предотвращения ошибок в процессе принятии решения необходимо использовать следующие меры:

— Корректное и тщательное целеполагание и выделение критериев принятия решения.

— Тщательный сбор и анализ информации, условий принятия решения.

— Соблюдение этапов принятия решения.

— Выбор способов и методов принятия решения, адекватных поставленным срокам.

— Использование специальных методов и стратегий принятия решений.

— Контроль реализации принятого решения на всех этапах принятия решения.

— Адекватное распределение функций, обязанностей и ответственности, при участии нескольких лиц в принятии решения.


Логическое мышление помогает нам не только в решении сложных головоломок и во время выполнения задач на работе, но и в повседневных делах, которые нас постоянно беспокоят.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, большинство из которых являются обычной рутиной: выбор детской одежды, покупки в магазине, встреча со стоматологом или другим врачом и т. д.

Эти проблемы нельзя назвать сложными, однако неправильный подход к ним может вызвать на нас чрезмерное давление, из-за которого мы можем разнервничаться, что впоследствии навредит нашему здоровью. Итак, восемь советов, которые помогут в легком решении любой жизненной проблемы.

Сосредоточьтесь на решении, а не на проблеме


Ученые, которые занимаются изучением процессов, происходящих в головном мозге, рекомендуют нам решать все проблемы от начала и до конца. Т. е. нам не нужно обмусоливать проблему и думать как могло бы быть, нужно сосредоточиться на непосредственном ее решении. Все это происходит из-за того, что мозг с трудом начинает искать решение, когда сконцентрирован непосредственно на самой проблеме.

В проблемных ситуациях мозг также воображает экстремальные ситуации, которые могут возникнуть. Таким образом, правильный подход к решению проблемы заключается в том, чтобы признать наличие проблемы и продумать всевозможные варианты ее решений.

Убедитесь, что вы решили правильную проблему


Это может показаться очевидным, но вы должны убедиться в том, что вы действительно сконцентрировались на решении беспокоящей вас проблемы. Часто случается такое, что мы ищем решение не к той проблеме.

Например, вы можете чувствовать себя истощенным и ошибочно предполагать, что вам необходимо больше сна и отдыха, а на самом деле плохое состояние связано не с количеством сна, а с проблемами здоровья или стрессом.

Замедли свой темп


Проблемы заставляют нас чувствовать дискомфорт, поэтому мы стараемся решить их как можно быстрее. Однако важно притормозить и не торопиться в процессе обдумывания решений. Не нужно сразу цепляться за вариант, который только пришел в голову.

Как только мы перестаем думать о проблеме, а затем возвращаемся к ней через некоторое время, решение становится куда более ясным и логичным. Когда вы даете себе передохнуть, то ваше подсознание не забывает о проблеме, а потихоньку занимается ее решением, и после того как вы приложите мысленное усилие, правильный ответ будет на поверхности.

Не напрягайтесь


Можно легко нарваться на стресс после столкновения с проблемой, которая оказывает прямое влияние на нашу жизнь или же нарушает какие-то планы. Это давление начинает плохо влиять на ясность наших мыслей. Адреналин, который начинает вырабатываться, отвлекает вас от всего и не позволяет расслабиться или мыслить творчески.

Поэтому есть необходимость в том, чтобы сбросить напряжение. Сядьте, сделайте несколько вдохов, выйдете на улицу и прогуляйтесь.

Продолжайте спрашивать "почему?"


Для того чтобы глубже понять свои собственные мысли, есть небольшой трюк. Когда деткам что-то не понятно, они спрашивают "что это?" или же "а почему?". Итак, как же это работает? Например, вы питаетесь нездоровой пищей, постоянно что-то заказываете на дом, потому что вам не хватает времени на приготовление здоровой домашней еды. Закройте глаза и спросите себя, "а почему мне не хватает времени?". В результате размышлений вы можете придти к тому, что не готовы к каким-то переменам, поэтому бессознательно стараетесь сохранить все так, как есть.

Также может быть и другое развитие событий, что, если вам действительно не хватает времени на приготовление пищи, потому что вы всегда чем-то заняты? В таком случае у вас проблемы с тайм-менеджментом. Подумайте о решении. Измените свой распорядок таким образом, чтобы у вас находилось пару часов в неделю для приготовления вкусной и здоровой пищи.

Упростите себе задачу


Большинство проблем, которые выбивают нас из колеи, на самом деле сложные или, по-крайней мере, нам так кажется. Например, ваша проблема связана с деньгами, вы можете подумать о ней с разных ракурсов: у вас слишком маленькая зарплата, а может вы просто легкомысленно и регулярно их растрачиваете? Если проблема в первом, то смените вид деятельности или найдите вторую работу. После того как вы поймете, что вам не хватает финансов, мозг начнет подкидывать вам варианты: как получить повышение, или же вы начнете думать об открытии собственного бизнеса.

Помогите себе и упростите проблему, если вы считаете ее действительно сложной, то вы не сможете быстро от нее избавиться.

После того как разделите проблему на несколько составляющих, начните работать над каждой из них по отдельности. В конечном итоге вы решите большую проблему. Не пытайтесь сделать все и сразу, медленно прорабатывайте каждую составляющую.

Научитесь перспективному мышлению


Если вы будете упорствовать при решении определенной проблемы, но не будете оперировать нужными инструментами, то вряд ли у вас получится все разрешить. К тому же это оставит отпечаток на вашем внутреннем состоянии. Многие из нас хотят привести себя в форму к лету. Мы составляем график и даем обещание, что будем его строго придерживаться, но многие люди этого не делают. Если вы не отречетесь от вашего стандартного подхода, то вряд ли лишние килограммы куда-то денутся. К тому же из-за того что вы не смогли начать, вас будет преследовать постоянное чувство вины. Поэтому постарайтесь открыть свой разум и принять новые решения проблемы.


Иногда абсолютно противоположный вашему метод способен принести отличные результаты. Например, вы хотите начать заниматься на спортивной площадке, пару раз попробовали и вам не понравилось, тогда попробуйте свои силы в тренажерном зале, наймите инструктора, который бы вам все объяснил, и тогда начинайте работать. И кстати, для того чтобы привести себя в хорошую форму, достаточно заниматься в какой-нибудь спортивной секции, так что найдите то, что вам по-душе, и вперед!

Составьте список всех возможных решений


Один из лучших советов, который поможет вам в решении проблем, - не отбрасывать многочисленные варианты, которые приходят вам на ум. Вместо этого запишите их и после этого обратитесь к своему списку снова.

Записывайте, даже если решение вам кажется глупым и бесполезным. Именно в процессе мозгового штурма люди способны решить даже самые сложные проблемы.

В университете Кембриджа провели однажды эксперимент и выяснили, что в стрессовых ситуациях бизнесмены принимают важные решения легче, чем менеджеры. Проблема в том, что в любом случае делать какой-то выбор приходится всем: и бизнесменам, и менедежерам, и всем, кто не они.

Выяснилось, что менеджеры более консервативны, а предприниматели демонстрировали большую готовность к риску, что удивило исследователей, поскольку в 51 год – а именно таков был возраст испытуемых – люди стараются избегать рисков. Разумеется, суть не в том, чтобы в неблагоприятной ситуации брать на себя риск, а в том, как принимать оптимальные решения.

9 шагов к правильному решению

Шаг 1. Снизьте уровень стресса

Тревога, страх, сомнения – они возникают спонтанно, когда вам надо сделать ответственный выбор. Научиться принимать верные решения, когда вас захлестнули эмоции, невозможно. Но можно научиться трансформировать негативные эмоции в позитивные – максимально быстро возвращать себя в состояние эмоционального баланса.

Медитации, прогулки на свежем воздухе, фитнес – все что угодно, чтобы обрести баланс. В любом случае не позволяйте стрессу стать вашим советником.

Научное отступление про мышей, ошибки и стресс

С лабораторными мышами часто проводят эксперименты с лабиринтами. В эксперименте нейробиолога Джонатана Годбаута из Университета Огайо мыши довольно быстро выяснили, где расположены выходы из лабиринта, и потом при малейших признаках опасности легко находили выход.

Но потом мышей поместили в длительную стрессовую ситуацию – например, к ним на несколько недель запускались пугающие их более крупные сородичи. Тогда мыши забывали об имеющихся путях к спасению и бестолково носились по лабиринту.

Тут можно обидеться: мол, где мыши и где мы? Но вообще ученые отмечают сходство. Например, нейробиолог Келли Ламберт подтверждает: стресс негативно влияет на работу префронтальной коры, которая отвечает за практическое мышление, а также гиппокампа (задействованного в развитии пространственной памяти), и даже перестраивает связи в обширной сети нейронов.

Поэтому принимать важные решения на пике стресса – плохо.

Шаг 2. Возьмите тайм-аут

Хорошо взять ручку и на бумаге написать плюсы и минусы каждого решения. Именно на бумаге. Иногда минусы не так уж плохи. А плюсы делают выбор очевидным не всегда.

Шаг 4. Определитесь с целями и ценностями

Возьмите другой листок бумаги и напишите свои ценности (что для вас важно в жизни). Например, любовь, дружба, деньги, работа и т. д. Десять ценностей. А потом возьмите их парами и устройте игру на выбывание.

Это хорошее упражнение, чтобы понять, какова актуальность ваших ценностей именно сейчас. Аналогично можно определяться с приоритетностью целей.

Шаг 5. Рассмотрите все возможности

Шаг 6. Проговорите свои мысли

Полезно бывает обсудить с другом или опытным человеком свою задачу. Не передоверить ему решение, как дизайнеру переделку интерьера в своей квартире, а обсудить, проговорить мысли. Некоторым это очень помогает осознать, что они собрались сделать.

Шаг 7. Фиксируйте свои чувства

Если ситуация затянулась и вас время от времени эмоции загоняют на американские горки (которые в Америке называются русскими), полезно завести дневник. Фиксировать чувства, поступки, события, которые влияют на ваше состояние и выбор решения.

Шаг 8. Обсудите варианты решения и последствия

Если ваше решение влияет на близких людей или коллег, стоит обсудить с ними варианты решения. Это такая экологичная проверка. Но на нее стоит идти, когда вы уже преодолели стресс и можете спокойно и уверенно говорить о ситуации. Скорее это проверка правильности решения.

Шаг 9. Еще раз подумайте

У вас есть правильное решение? Если вы столкнулись с сильным давлением при принятии решения или появились новые факторы, стоит еще раз все пересмотреть с начала. Плюсы, минусы, варианты, последствия. Может быть, решение, которое у вас было, уже не будет казаться правильным? Повторите все шаги еще раз, чтобы найти лучшее решение.

Поэтому, чтобы принимать правильные решения, надо создавать для нашего мозга правильные условия для работы:

  1. Никаких психотропных веществ, чтобы не создавать мозговых пузырей (не отрываться от реальности) – это блокирует способность принимать адекватные решения.
  2. Держим баланс эмоций, чтобы не искажать реальность. Переизбыток эмоций гарантирует ошибки, но и когда нет эмоций – нет решений! Поэтому баланс.
  3. С интересом и любознательностью работаем с ошибками – это ценный опыт, который позволяет принимать более взвешенные решения в будущем. Ошибаться – это правда круто!

3 уловки для принятия решения

Почему уловки? Потому что эти приемы хорошо работали у тех, кто их придумал, а мы как бы заглянули через плечо и списали.

Квадрат Декарта

Трудно сказать, знал ли философ и математик Рене Декарт об этом способе принятия решения, когда жил почти 500 лет тому назад. Но лет двадцать эта уловка ума известна как квадрат Декарта.

Берем листок бумаги и ручку. Делим лист на 4 квадрата, затем отвечаем в каждом квадрате на 1 из вопросов:

  1. Что будет, если это произойдет? Перечислите как можно больше плюсов.
  2. Что будет, если это не произойдет? Плюсы ситуации, если ничего не изменится и вы не получите желаемого.
  3. Чего не будет, если это произойдет? Минусы от получения желаемого.
  4. Чего не будет, если это не произойдет? Минусы от неполучения желаемого.

Метод исчезновения вариантов

Представьте, что вариант, к которому вы склоняетесь, выбрать нельзя. И когда нашли второй, то и его нельзя. А третий? В итоге может остаться и первый, но эта тренировка ума полезна в любом случае.

Автор способа – Сакити Тоёда, основатель Toyota Motor Company. Эта тактика очень долго была реальным инструментом в его компании.

  1. Почему мне трудно принять правильное решение?

- Потому что я в ситуации стресса.

- Потому что работа требует быстрой реакции на многофакторные изменения в ситуации неопределенности.

- Потому что у меня высокий уровень притязаний.

- Потому что члены моей семьи рассчитывают на высокий социальный статус.

  1. Почему я думаю, что социальный статус семьи зависит от меня?

- Да! И правда; а мне точно это надо? Пожалуй, стоит успокоиться и перестать гнаться за социальным статусом. По крайней мере сейчас. А надо-то решить в общем-то небольшой вопрос, с которого все начиналось.

А решение точно будет правильным? Как это проверить?

Когда решение и проверка сосредоточены в одних руках, очень важно удерживать баланс. Не отрываться от реальности. Тогда мозг справится и выдаст правильное решение и правильно его оценит.

Оглядываясь в прошлое, мы иногда меняем оценку событий. То, что казалось нам неудачным, теперь может быть оценено как успех. И наоборот. Эмоции прошли. Оценки стали точнее – с учетом нажитого с тех пор опыта. И даже те решения, которые когда-то нас расстраивали, мы можем сегодня признать правильными.

Если стараться объективно оценивать ситуацию, не поддаваться эмоциям, то мозг будет по-честному оценивать наши поступки и принимать правильные решения.

Читайте также: