Как происходит оформление работника на работу

Обновлено: 07.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Устраиваясь на работу, человек несет с собой не только багаж знаний, умений и надежд, но и определенные документальные подтверждения своей личности, компетентности и законопослушности. Проходя процедуру официального трудоустройства, нужно уделить внимание документальной стороне процесса. Законодательно предусмотрен определенный перечень документов, которые должны быть на руках у каждого соискателя при установлении трудовых отношений. На практике этот перечень обычно дополнительно расширяется за счет требований работодателя.

Вопрос: Какие документы об образовании возможно потребовать при приеме на работу медицинского работника для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей?
Посмотреть ответ

Рассмотрим, какие бумаги при заключении трудового договора обязательны, а относительно требования каких можно поспорить, и стоит ли это делать.

Документы, необходимые при поступлении на работу по ТК РФ

Трудовой кодекс РФ в ст. 65 дает перечисление документов, которые обязательны к предъявлению лицом, устраивающимся на официальную работу. К ним относятся следующие бумаги.

  1. Документ, удостоверяющий личность соискателя. Обычно это паспорт. В законе допускается предоставление иных документов, удовлетворяющих той же цели, но не раскрывается, каких именно. На практике в качестве такого удостоверения могут служить документы, содержащие фотографию владельца и основные сведения о нем:
  2. заграничный паспорт – примут у иностранных граждан или нерезидентов России;
  3. свидетельство о рождении – если по каким-либо причинам трудоустраивается ребенок до 14 лет;
  4. военный билет – для военных, начиная со звания прапорщика или мичмана;
  5. удостоверение беженца – для людей, утративших документы в результате общественных катаклизмов, которые получили документ иммигранта путем ходатайства о признании беженцем;
  6. справка об освобождении из мест заключения – если трудоустраивается работник, вышедший после тюремного срока;
  7. свидетельство, что в России предъявителю предоставлено временное убежище;
  8. водительские права – в некоторых случаях могут заменить паспорт.

ВАЖНО! Из всего перечня указанных в ст.65 ТК РФ документов только этот является безусловно необходимым при устройстве на работу. Его отсутствие – абсолютная причина для отказа в трудоустройстве. Все остальные документы могут потребоваться при определенных обстоятельствах, а иногда можно обойтись и без них.

Эксперты поясняют, почему работодатель не может отказать в трудоустройстве соискателю, если он предъявил удостоверение личности военнослужащего, а не военный билет.

К СВЕДЕНИЮ! Работодатель имеет право для подтверждения уровня, указанного в предоставленных документах, назначить сотруднику испытательный срок или дополнительную аттестацию и принимать решение о трудоустройстве, исходя из результатов.

  • это первое официальное трудоустройство гражданина;
  • человек устраивается на работу по совместительству;
  • трудовая книжка утеряна или повреждена.
  • СНИЛС ранее не оформлялся (человек официально нигде не работал);
  • карточка утрачена;
  • со времени выпуска карточки изменились персональные данные (фамилия).

5 основных документов при приёме на работу

ВАЖНО! Законодательство РФ ЗАПРЕЩАЕТ требовать от устраивающегося на работу лица любые дополнительные документы.

На работу впервые в жизни

Если гражданин не был официально трудоустроен, то его первый работодатель вправе потребовать от него только удостоверение личности. Диплом и военный билет понадобятся только в тех случаях, когда работа требует специальной подготовки, а сам соискатель военнообязанный. Остальные документы будут оформлены для сотрудника работодателем после заключения трудового договора:

  • трудовая книжка – в течение 5 дней после трудоустройства;
  • СНИЛС – в течение нескольких недель, необходимых для выпуска карточки (до месяца).

ВАЖНО! Рекомендации по оформлению первичной трудовой книжки в 2020 г. от КонсультантПлюс доступны по ссылке.

Дополнительные документы в связи со спецификой работы

Некоторые специальности и должности, связанные с определенными законодательными требованиями, нуждаются в документальном подтверждении особенностей личности соискателя. ТК РФ и отдельные нормативные акты предусмотрели для таких профессий некоторую дополнительную документацию, которую вправе затребовать работодатель при трудоустройстве:

  • водительское удостоверение соответствующей категории (если работник устраивается на должность, предусматривающую вождение определенного вида транспорта);
  • медицинская книжка (необходима при занятии должности в педагогической, медицинской, торговой сферах, а также для работников общественного питания);
  • разрешение на работу, выданное Федеральной Миграционной службой – для граждан других государств, устраивающихся работать в России;
  • свежая справка о прохождении медицинского осмотра (по форме 086-У) об отсутствии противопоказаний для указанной профессиональной деятельности – для видов работы, связанных с опасностью для здоровья или в неблагоприятных условиях, а также для всех несовершеннолетних соискателей;
  • справка об отсутствии судимости и/или уголовного преследования (возможно, о реабилитации после такового) нужна для некоторых должностей, предусматривающих ограничения по этому признаку, например, для работы в судебной системе.

Работодатель может попросить

В списке необходимых документов не содержится прямых указаний на многие бумаги, которые часто приходится на практике предъявлять по просьбе работодателя. Безусловно, непредоставление этих документов не должно повлечь отказа в трудоустройстве, а если повлекло, его можно оспорить через суд. Но стоит подумать, начинать ли сотрудничество с судебных разбирательств. Тем более, что в большинстве случаев просьба работодателя о тех или иных документах необременительна для соискателя, а часто – в его собственных интересах. Что может быть в пакете документов для трудоустройства, кроме обязательных бумаг?

  1. Заявление о приеме. Оно будет написано сотрудником при оформлении по установленному в организации образцу. Иногда достаточно просто заполнить и подписать типовой бланк со стандартными реквизитами:
    • ФИО и должность работодателя;
    • ФИО будущего сотрудника и его адрес;
    • заглавие документа – заявление;
    • просьба принять на определенную должность в том или ином структурном подразделении в конкретной организации;
    • особенности трудоустройства – неполный рабочий день, работа на ставку или ее долю, по совместительству, на определенный срок и др.;
    • подпись и расшифровка ФИО;
    • дата написания.

Заявление о приёме на работу будет подшито к личному делу сотрудника, которое оформят кадровики.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формулировка должности, указанная в заявлении (как и впоследствии в трудовом договоре, трудовой книжке и других документах) должна дословно совпадать с указанной в штатном расписании.

Зачастую бывшие работодатели оформляют характеристику по такой форме.

  • справка о беременности;
  • удостоверение многодетной семьи;
  • справка о наличии малолетних детей или близких родственников-инвалидов;
  • справка о донорстве;
  • свидетельство о работе в зоне радиоактивного заражения;
  • государственные награды и т.п.

Часто необоснованно требуют

Законодательно запрещено при приеме на работу требовать документы, не предусмотренные нормативными актами РФ: Трудовым кодексом, федеральными законами, постановлениями Правительства и указами Президента. Естественно, что и отказывать кандидату на основании отсутствия таких документов неправомерно. Тем не менее, нередко работодатели настаивают на обязательном наличии и предоставлении при трудоустройстве:

  • ИНН – свидетельства регистрации гражданина как налогоплательщика;
  • постоянной регистрации (прописки) в том регионе, где расположена организация работодателя.

Пытаться настаивать на своих правах и пытаться бороться с системой или же согласиться на требования работодателя, в каждом отдельном случае человек решает сам.


При трудоустройстве новичка часто встает вопрос: как правильно оформить нового работника? В статье — краткая пошаговая инструкция.

Шаг 1. Заполнение заявления о приеме на работу

Законодательство не обязывает работодателей требовать от новичков заявления о приеме на работу. Для трудоустройства достаточно оформить трудовой договор и приказ о приеме на работу. Эти документы подтверждают согласие сотрудника с работодателем (ст. 56, ч. 1 ст. 68 ТК РФ).

Однако на практике работодатели зачастую просят новых сотрудников заполнять это заявление для удобства ведения кадрового учета. Такая практика не противоречит закону и может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

Типовой бланк заявления о приеме на работу в законе не предусмотрен, поэтому такой документ можно составить в произвольной форме. Обычно в заявлении сотрудник указывает свою должность и дату приема.

Шаг 2. Прохождение медицинского осмотра при приеме на работу

Работодатели за свой счет проводят предварительные медицинские осмотры при приеме на работу новичков, которые будут работать во вредных и опасных условиях или обязаны проходить осмотры по закону (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, письмо Минфина РФ от 24.01.19 № 03-15-06/3786).

При этом направлять на предварительный медосмотр работников, которые обязаны его проходить, нужно и в тех случаях, когда принимаете их на работу повторно, по новому трудовому договору. Дата увольнения неважна (ст. 213 ТК РФ, письмо Минтруда РФ от 28.04.17 № 15-2/ООГ-1224).

Цель предварительного медицинского осмотра заключается в том, чтобы определить, может ли кандидат претендовать на ту или иную должность по состоянию здоровья. По результатам медосмотра принимается решение — заключать трудовой договор с новичком или нет.

Важно учитывать, что предварительные медосмотры не нужно проводить, если рабочее место сотрудника с допустимыми или оптимальными условиями труда и по закону его работа не требует таких медосмотров.

Шаг 3. Составление приказа о приеме на работу

Приказ о приеме на работу можно составить на фирменном бланке или по типовой форме № Т-1, которая утверждена постановлением Госкомстата от 05.01.04 № 1.

В любом случае в документе необходимо продублировать условия трудового договора с сотрудником — дату начала работы, структурное подразделение, должность, характер работы, оклад, надбавки.

С итоговым вариантом приказа о приеме на работу нового сотрудника необходимо ознакомить под подпись. Крайний срок для ознакомления — три дня с момента, когда новичок фактически приступил к выполнению своей работы (ст. 68 ТК РФ).

Шаг 4. Заключение трудового договора

Работодатель вправе заключить трудовой договор с новым сотрудником в произвольной форме. Главное — предусмотреть в бланке все обязательные сведения и условия. Например, информацию о зарплате, должности, режиме рабочего времени.

Также можно подписать с новичком трудовой договор по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.08.16 № 858. Этим правилом могут воспользоваться микропредприятия и другие работодатели. Типовая форма позволяет упростить кадровый учет, и заполнить ее несложно.

  • с правилами внутреннего трудового распорядка;
  • положением об оплате труда;
  • положением о защите персональных данных;
  • иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника.

Шаг 5. Внесение записи в трудовую книжку

Работодатель обязан внести данные о трудоустройстве в трудовую книжку нового сотрудника.

Срок — шестой рабочий день с даты, когда новичок фактически приступил к работе (ч. 3 ст. 66 ТК РФ, п. 2 порядка, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 19.05.21 № 320н, далее — порядок № 320н).

Запись в трудовой сотрудника делают следующим образом. Сначала в графе 3 указывают наименование работодателя. Затем на следующей свободной строке в графе 1 проставляют порядковый номер записи, а в графе 2 записывают дату выхода на работу.

Далее в графе 3 делают запись о том, что сотрудник принят или назначен на должность, специальность, профессию, с указанием квалификации. В самом конце в графе 4 вписывают дату и номер приказа или решения, на основании которого вносят запись о приеме.

Такие правила устанавливает пункт 10 порядка № 320н.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Кадровые вопросы регулируются большим количеством нормативно-правовых актов: кодексы (Гражданский, Трудовой, Налоговый, КоАП), специальные законы, постановления и приказы Правительства и министерств, множество инструкций и указаний других государственных органов и т.д. В разнообразии этих документов бывает трудно понять, как можно законным образом оформить трудовые отношения, чтобы защитить интересы и работодателя, и работника. В этой статье мы дадим общее представление о том, какие возможны варианты отношений лица, предоставляющего работу, с тем, кто ее выполняет.

Каким образом можно оформить отношения с работником?

Трудовые отношения – это только такие отношения работодателя и работника, которые имеют признаки, указанные в статье 15 ТК РФ:

  • работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации;
  • конкретный вид поручаемой работнику работы (трудовая функция);
  • подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка;
  • обеспечение работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Но кроме трудовых отношений на основе трудового договора, взаимодействие с работником можно оформить и в рамках гражданско-правовых отношений, когда работодатель и работник выступают в роли заказчика и исполнителя. Такие отношения не подчиняются трудовому законодательству и снимают с заказчика значительную долю ответственности за условия труда исполнителя. При этом в статье 15 ТК РФ подчеркивается, что заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Самые частые претензии со стороны контролирующих органов вызывает как раз попытка выставить реальные трудовые отношения под видом гражданско-правовых. Что выигрывает работодатель в этом случае? Он не только имеет возможность не платить за работника в ФСС страховые взносы по травматизму и профзаболеваниям, но и не должен предоставлять отпуск, больничный, декретные выплаты и пособия по увольнению. Но если работодатель здесь выигрывает, то работник проигрывает, поэтому с 1 января 2014 года у него есть право потребовать признать гражданско-правовые отношения трудовыми (статья 19.1. ТК РФ), если на то есть реальные основания.

Предлагаем подробнее рассмотреть, как строится взаимодействие работодателя и работника в рамках собственно трудовых отношений и в рамках гражданско-правовых, среди которых есть и вариант заемного труда (аренды персонала).

Трудовой договор с работником

По трудовому договору работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка данного работодателя (ст. 56 ТК РФ).

Трудовой договор максимально защищает права работника и, в то же время, возлагает на работодателя максимальную ответственность из всех возможных вариантов оформления трудовых отношений. О том, как заключить трудовой договор и какие условия надо в нем предусмотреть, мы рассмотрели в отдельной статье, потому что при заключении такого договора надо учесть немало нюансов.

Что еще, кроме заключения трудового договора должен сделать работодатель при приеме на работу и дальнейшем взаимодействии с работником? Права и обязанности работника и работодателя прописаны в статьях 21 и 22 Трудового кодекса. Пройдемся вкратце по тем пунктам, которые должен обеспечить работодатель своему работнику:

  • ознакомить с локальными нормативными актами, такими как правила внутреннего трудового распорядка, положение по оплате труда, положение по защите персональных данных;
  • обеспечить безопасность и условия труда, а также оборудование, инструменты, техническую документацию и другие средства, необходимые для исполнения трудовых обязанностей;
  • выплачивать работнику заработную плату в полном размере, при этом выплаты должны производиться не реже двух раз в месяц;
  • ежемесячно за свой счет выплачивать страховые взносы за работника в ПФР и ФСС;
  • обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оплачивать нерабочие праздничные дни и ежегодный отпуск;
  • возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей;
  • оплачивать отпуск по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • оплачивать дни нетрудоспособности.

Увольнение работника без его реального согласия возможно только по ряду оснований, и иногда может создавать трудности для работодателя.

Гражданско-правовой договор с работником – физическим лицом

Договор гражданско-правового характера (ГПХ) – это хорошая возможность для работодателя заказать стороннему исполнителю услугу (работу), которую не могут выполнить его штатные работники. Такой договор подойдет и в случае, когда объем работ является небольшим, и привлечение работника в штат будет необоснованным.

Это может быть ремонт чего-либо, выполнение перевода, привлечение определенного числа клиентов, разработка технической документации и т.д. Оформляется такой договор не как трудовой, а в виде договора подряда или оказания услуг. Кроме того, к гражданско-правовым договорам, на основании которых можно привлечь к исполнению физическое лицо, относятся договора перевозки, транспортной экспедиции, поручения, агентирования, комиссии.

Предметом договора ГПХ будет выполнение конкретного задания, имеющего измеримый результат. Именно этот результат и будет оплачен работодателем, который в данном случае выступает как заказчик. На лиц, выполняющих работу или оказывающих услуги на основе договоров ГПХ, трудовое законодательство не распространяется.

Записей в трудовой книжке исполнителя при таком варианте работы заказчик не делает, но период работы по гражданско-правовому договору включается в трудовой стаж исполнителя. Почему? Дело в том, что хоть договор ГПХ не является трудовым, но заказчик должен за свой счет перечислять за исполнителя страховые взносы в Пенсионный фонд, исходя из выплаченных сумм вознаграждения. Взносы в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются обязательными и могут быть предусмотрены в добровольном порядке. Кроме того, заказчик по гражданско-правовому договору с исполнителем – физическим лицом должен исполнить обязанность налогового агента, то есть удержать и перечислить НДФЛ из суммы вознаграждения.

Сравним особенности двух видов договоров с работником: трудового и гражданско-правового.

Трудовой договор

Договор ГПХ с физическим лицом

Предмет договора

Личное выполнение работником трудовой функции

Измеримый конечный результат работы (услуги), принимаемый по акту. Исполнитель может привлекать для выполнения задания третьих лиц, если иное не установлено договором

Документальное оформление

Заключается трудовой договор, издается приказ о приеме на работу, оформляется личная карточка, вносится запись в трудовую книжку работника

Заключается гражданско-правовой договор и согласовывается задание в виде достижения конкретного результата услуги или работы, запись в трудовую книжку не вносится

Оплата труда

Работник получает ежемесячную зарплату, указанную в трудовом договоре. Выплата зарплаты производится два раза в месяц, за нарушение сроков оплаты работнику выплачивается пеня

Заказчик выплачивает вознаграждение исполнителю после выполнения объема работ или услуг. Заказчик не обязан делать ежемесячные выплаты, но может быть предусмотрена поэтапная сдача работ или авансовые платежи

Страховые взносы

Обязательны взносы в ПФР и в ФСС

Обязательны только взносы в ПФР

НДФЛ

Социальные гарантии

Работнику за счет работодателя предоставляются отпуск, декрет, пособие по уходу за ребенком, больничный, пособие по увольнению

Социальные гарантии не предоставляются

Правила внутреннего трудового распорядка

Работник должен соблюдать режим работы, подчиняться должностным лицам, работа происходит под контролем работодателя

Исполнитель не подчиняется ПВТР, заказчик может проверить ход выполнения заданий, но не имеет права давать обязательные указания

Рабочее время

Фиксируется в табеле учета рабочего времени, работа в выходные, нерабочие праздничные дни и сверхурочная работа оплачивается дополнительно

Заказчик платит не за затраченное время, а за результат. Учет рабочего времени не ведется, доплата за сверхурочное время или работу в выходные (нерабочие) дни не производится.

Условия труда

Работодатель должен оборудовать рабочее место, создать материальные условия для исполнения рабочей функции, проинструктировать по технике безопасности

Заказчик не отвечает за создание и оборудование рабочего места, технику безопасности и охрану труда. Исполнитель может использовать свои материалы и инструменты (оговаривается условиями договора)

Отказ в заключении договора

Запрещается необоснованный отказ при заключении трудового договора. Не допускается дискриминация по возрастному, национальному, половому, языковому и др. признакам

Действует свобода гражданско-правового договора, поэтому заказчик может отказаться от заключения договора с конкретным исполнителем

Срок действия договора

По умолчанию заключается на неопределенный срок. Заключение трудового договора с указанием срока допускается при наличии оснований, указанных в статье 59 ТК РФ (например, при временной замене отсутствующего работника)

Договор заключается на период выполнения работ или оказания услуг

Привлечение к ответственности

Возможно привлечение работника к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение по определенным основаниям). Обычная материальная ответственность работника ограничена его месячной зарплатой. Договор о полной материальной ответственности может быть заключен только с некоторыми работниками

За нарушение сроков выполнения работ (услуг) исполнитель может быть обязан выплачивать пеню. Причинение материального ущерба заказчику возмещается исполнителем в полном объеме. Исполнитель также несет риск случайной гибели или повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком

Гражданско-правовой договор с работником, являющимся индивидуальным предпринимателем

Если исполнитель по договору ГПХ является индивидуальным предпринимателем и оказывает услуги или выполняет работы в рамках своей предпринимательской деятельности, то это обычные отношения двух хозяйствующих субъектов. В этом случае заказчик не должен платить за ИП страховые взносы и удерживать с него НДФЛ. Индивидуальный предприниматель сам выплачивает налог с суммы вознаграждения и сам платит за себя страховые взносы.

Такая форма отношений выгода и заказчику, и исполнителю: первый экономит на суммах взносов в ПФР, а второй имеет право облагать полученный доход не по обычной ставке НДФЛ в 13%, а, к примеру, по ставке 6%, если он работает на УСН Доходы. Тем не менее, этот вариант всегда особенно контролируется налоговиками, т.к., по их мнению, представляет собой схему, созданную для ухода от налогов.

При заключении гражданско-правового договора с ИП, так же, как при заключении договора ГПХ с обычным физическим лицом, надо следить, чтобы в нем не были прописаны признаки, характерные для трудовых отношений.

  1. При гражданско-правовых отношениях лицо, выполняющее работу, является сторонним исполнителем, а не работником, поэтому в договоре нельзя указывать название должности и лицо, которому он подчиняется.
  2. Исполнитель или подрядчик по договору ГПХ не должен быть указан в штатном расписании и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации.
  3. Оплата труда должна указываться исходя из конечного результата, который принимается по акту приемки работ или услуг. Недопустимо прописывать тарифные ставки, должностной оклад, премии, компенсации, поощрительные выплаты и надбавки, т.к. это является признаком трудовых отношений.
  4. Пункт в договоре ГПХ о создании для исполнителя условий труда и соцпакета тоже является указанием на трудовые отношения.

Удаленная работа

Удаленная или дистанционная работа - это вариант, прекрасно подходящий для выполнения тех работ или услуг, которые не требуют постоянного присутствия в офисе работодателя: IT-специалисты, дизайнеры, аналитики, переводчики, специалисты колл-центра, маркетологи, менеджеры по продажам и др. Удаленная работа на сегодня возможна в рамках как трудового, так и гражданско-правового договора, но так было не всегда.

Узаконили дистанционную работу по трудовому договору только в прошлом году, законом 05.04.2013 № 60-ФЗ, который добавил в Трудовой кодекс главу 49.1. Согласно ей дистанционной работой считается выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, при условии взаимодействия с работодателем через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сети Интернет.

До вступления в силу этой главы ТК РФ удаленная работа по факту уже осуществлялась множеством работников, но оформлялась она или как надомная (что неправильно, т.к. надомный труд предполагает производство определенной продукции), или как договор ГПХ, или работник числился по договору в офисе, но не находился там. Теперь все эти вопросы сняты, и если работодатель и дистанционный работник хотят заключить именно трудовой договор, то это возможно. На такого работника распространяются все гарантии трудового законодательства.

Аутсорсинг (аутстаффинг) или заемный труд

Этот вид оформления трудовых отношений является самым спорным и совсем недавно отрегулированным в правовом смысле. Казалось бы, здравая идея – кадровое агентство нанимает работников по трудовому договору, которые имеют те же самые социальные гарантии, что и обычные работники. При этом свою трудовую функцию они выполняют не у прямого работодателя, а у другого лица, являющегося заказчиком у кадрового агентства.

Здесь надо различать два понятия: аутсорсинг услуг и аутстаффинг как аренда персонала. Под аутсорсингом услуг понимают передачу на стороннее обслуживание не ключевых функций организации, таких как ведение кадрового и бухгалтерского учета, юридические, рекламные, транспортные и переводческие услуги, колл-центры, услуги клининга, обеспечение безопасности, поддержка работы компьютерной сети и тому подобное. Работники организации – исполнителя могут выезжать в офис к заказчику и осуществлять свои трудовые функции там, при этом они только оказывают услуги и не подчиняются заказчику как работодателю. Такой способ оказания услуг является абсолютно законным, и как раз вариант аутсорсинга услуг бухучета был нами рассмотрен в статье о бухгалтерском сопровождении.

А вот аутстаффинг как предоставление персонала, при котором работники поступают в непосредственное подчинение и распоряжение заказчику без заключения с ним трудового договора, является незаконным способом оформления трудовых отношений.

В мае 2014 года в ТК РФ была добавлена статья 56.1, в которой наложен запрет на заемный труд, осуществляемый в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника. Одновременно в Трудовой кодекс добавлена глава 53.1, регулирующая особенности труда работников, направляемых временно работодателем к другим лицам по договору о предоставлении труда работников.

Возможность направлять своих работников для выполнения работы к другим лицам получат частные агентства занятости, если работники будут направлены:

  • к физическому лицу, не являющемуся ИП, в целях личного обслуживания, оказания помощи по ведению домашнего хозяйства;
  • к юридическому лицу или ИП для временного исполнения обязанностей отсутствующих работников, за которыми сохраняется место работы;
  • к юридическому лицу или ИП для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Эти нововведения в ТК РФ вступают в силу с 1 января 2016 года.

Право на выбор варианта оформления трудовых отношений

Мы рассмотрели все варианты возможного оформления трудовых отношений:

  • трудовой договор;
  • гражданско-правовой договор с работником – физическим лицом;
  • гражданско-правовой договор с работником, являющимся индивидуальным предпринимателем;
  • удаленная работа на основании трудового договора или договора ГПХ;
  • аутсорсинг услуг;
  • временное направление работников работодателем к другим лицам в оговоренных законом случаях (такая возможность появится с 1 января 2016 года).

Вопросы, касающиеся права выбора работника между заключением трудового договора или договора ГПХ, не раз становились предметом споров: налоговых, с участием внебюджетных фондов, Государственной инспекцией труда и судебных инстанций. Кто имеет право на выбор варианта трудовых отношений, удовлетворяющих интересам и работника, и работодателя? Нам представляется, что это, прежде всего, сами стороны трудовых отношений.

На самом деле – где проходит граница, за которой благие желания надзорных органов защитить интересы работника нарушают его право на свободный выбор варианта оформления трудовых отношений? Ведь часто договор ГПХ, который проверяющие необоснованно считают незаконным, как раз отвечает интересам самого работника. Может быть, ему проще и выгоднее работать как исполнителю, чем быть штатным работником?

Было бы замечательно, если государственные органы, призванные защищать трудовые интересы гражданина, учитывали бы его личное мнение и оставляли право выбора за ним, без того, чтобы необоснованно, в некоторых случаях, обвинять работодателя в попытке нарушить законодательство о труде.

21 сентября Организация заключила трудовой договор с Тихомировым В.О. Сотрудник принят на должность водителя в подразделение Гараж с окладом 46 000 руб. с 2-х месячным испытательным сроком. Работа для него является основной.

В день приема сотрудник написал заявление о предоставлении стандартного вычета по НДФЛ на первого ребенка до 18 лет.

Пошаговая инструкция оформления примера. PDF

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Прием сотрудника на работу
21
сентября
Приказ о приеме на работу Прием на работу

Порядок приема на работу

Прием на работу сотрудника — это документальное оформление отношений между работником и работодателем, регулируемых Трудовым кодексом.

  • между работодателем и работником заключается трудовой договор;
  • работник дает согласие на обработку своих персональных данных;
  • работник знакомится и подписью заверяет свое согласие с локально-нормативными актами (ЛНА) организации-работодателя.

Весь процесс приема на работу нового сотрудника можно разбить на несколько шагов.

Шаг 1. Проверка документов, представленных соискателем

При приеме на работу соискатель предъявляет пакет документов (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, кроме случаев устройства на работу впервые или по совместительству;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • военный билет для военнообязанных лиц призывного возраста;
  • документ об образовании (квалификации), специальных знаниях, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки;
  • справки о наличии (отсутствии) судимостей, уголовного преследования, выданных компетентными органами — для работы, не допускающей наличия судимостей и уголовного преследования;
  • другие дополнительные документы, предусмотренные законодательством для работ определенной специфики.
  • трудовую книжку — в течение недели со дня приема на работу (п. 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2003 N 225);
  • СНИЛС (в случае отсутствия) — срок оформления не установлен, но поскольку периодичность подачи сведений о работниках в ПФР с использованием СНИЛС, ежемесячная, то целесообразно оформить этот документ в течение двух недель с даты приема.

На практике организации нередко запрашивают дополнительные документы:

  • свидетельство об ИНН; ; ;
  • документы, подтверждающие льготы и вычеты;
  • другие.

Хотя работодатель не вправе отказать в приеме на работу по причине отсутствия у соискателя дополнительных документов, в подаче некоторых из них может быть заинтересован сам соискатель (документы на льготы, вычеты и др.).

Шаг 2. Ознакомление нового сотрудника с внутренними документами

Одним из важнейших этапов приема на работу является ознакомление нового работника с документами, касающимися его трудовой деятельности (ч. 3 ст. 68 ТК РФ):

  • коллективным договором (при наличии);
  • должностной инструкцией (при наличии);
  • положением о премировании (при наличии);
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • положением о персональных данных сотрудников;
  • инструкцией по охране труда;
  • другими.

Ознакомление со всеми документами работодателя производится под роспись работника.

Шаг 3. Подписание трудового договора

На данном этапе происходит согласование условий договора и подписание его сторонами. Необходимо распечатать и подписать два экземпляра договора — для каждой из сторон. С этого момента считается, что условия договора согласованы.

На экземпляре организации целесообразно предложить работнику написать собственноручно, что его экземпляр договора выдан на руки с указанием даты и проставлением им подписи.

В 1С есть возможность распечатать типовой договор, если организация или ИП отказались от применения ЛНА и утвердили эту форму в качестве рабочей. Типовой договор или договор на его основе вправе использовать только микропредприятия (ст. 309.2 ТК РФ). Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858. В нем заключены все условия, трудовых отношений между сотрудником и нанимателем, которые в остальных компаниях должны быть оговорены в локальных нормативных актах.

Распечатать типовой договор можно из раздела Зарплата и кадры – Кадровый учет – Сотрудники – кнопка Печать или непосредственно из документа Прием на работу . PDF

Шаг 4. Подготовка приказа о приеме на работу

На основании заключенного трудового договора оформляется приказ (распоряжение) руководителя о приеме на работу. Он должен быть оформлен в течение 3-х дней со дня выхода нового сотрудника на работу. С приказом необходимо ознакомить сотрудника под роспись (ст. 68 ТК РФ).

Шаг 5. Оформление личной карточки работника

Личная карточка оформляется на каждого сотрудника в организации и ведется на протяжении всей его трудовой деятельности на данном предприятии. Документ содержит все сведения о работнике и составляется на основании приказа о приеме на работу, а также документов, представленных сотрудником при приеме на работу.

В 1С используется унифицированная форма личной карточки Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Бланк не является обязательным к применению и должен быть утвержден руководителем вместе с остальными кадровыми документами.

Шаг 6. Внесение сведений в трудовую книжку

Последним шагом приема на работу сотрудника является оформление трудовой книжки. Запись о приеме необходимо внести в течение 5-ти первых дней работы сотрудника (ст. 66 ТК РФ).

Прием сотрудника на работу

Прием сотрудника на работу в программе оформите документом Прием на работу из раздела Зарплата и кадры – Кадровый учет – Кадровые документы — Создать — Прием на работу .


В документе Прием на работу отразите все основные условия, указанные в трудовом договоре:

  • Организация — организация-работодатель.
  • Номер на печать — номер, в соответствии с нумерацией организации.
  • Прием на работу ;
  • Кадровый перевод ;
  • Увольнение .
  • Подразделение — укажите, если организация имеет подразделения.
  • Должность — должность согласно штатному расписанию и в соответствии с трудовым договором.
  • Сотрудник — выберите нового сотрудника в справочнике Сотрудники . Если сотрудник не был создан заранее, есть возможность сделать это по ссылке Создать .
  • Сотрудники ;
  • Физические лица .
  • Дата приема — дата, когда работник должен приступить к работе, указанная в трудовом договоре;
  • Испыт. срок (мес) — укажите срок, предусмотренный трудовым договором; если срок не предусмотрен, поставьте значение 0,0;
  • Вид занятости — установите в соответствии с трудовым договором:
    • Основное место работы, по нашему примеру;
    • Внешнее совместительство;
    • Внутреннее совместительство.
    • Начисление — основные ежемесячные начисления, в соответствии с системой оплаты труда и трудовым договором. В нашем примере установлена только Оплата по окладу .
    • Размер — сумма, в соответствии с трудовым договором и штатным расписанием.
    • Процентом от оклада, в нашем примере установлен в размере 40% от оклада;
    • Фиксированной суммой.

    Движения по регистрам

    Кадровая история сотрудников


    Документ формирует движения по регистру сведений Кадровая история сотрудников :

    Параметры периодов стажа ПФР


    Документ формирует движения по регистру сведений Параметры периодов стажа ПФР :

    • регистрационную запись о начале начисления страхового стажа сотрудника с 21.09.2020;
    • Вид стажа ПФР — Включается в стаж для досрочного назначения пенсии означает, что период работы сотрудника будет отражаться в записях о стаже. Для работников, у которых будут установлены особые условия, дающие право на досрочную пенсию, этот период будет включен в стаж для назначения пенсии досрочно, для остальных — просто будет включен в стаж.

    Документальное оформление

    Организация должна утвердить формы кадровых документов в учетной политике или локальном нормативном акте. В 1С применяются бланки, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

    Микропредприятия (организаций и ИП) могут использовать также типовую форму Трудового договора, заключаемого с работником, — документ, который заменяет полностью или частично локальные нормативные акты с нормами трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие) (ст. 309.2 ТК РФ).

    Типовая форма трудового договора для микропредприятий утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 N 858.

    В документе Прием на работу по кнопке Печать можно сформировать:

    Проверьте себя! Пройдите тест на эту тему по ссылке >>

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Похожие публикации

      В 1С 8.3 Бухгалтерия существует возможность ведения простого кадрового учета..Документ Прием на работу используется для оформления работника на работу.По характеру трудовых отношений договор между работником и работодателем может.

    Карточка публикации

    (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
    Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
    Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Вы можете задать еще вопросов

    Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

    Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
    регламентом БухЭксперт8.ру >>

    Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

    Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

    Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

    Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

    Как всегда порадовало общение с понимающим проблемы бухгалтеров человеком. Спасибо!

    Читайте также: