Как профориентация влияет на выбор профессии

Обновлено: 02.05.2024

Многие из ваших знакомых довольны своей работой? Многим нравится то, чем они занимаются? Таких людей не так много. Кто-то работает ради зарплаты, кто-то просто не готов к радикальным переменам в собственной жизни.


Что такое профориентация?

Каждый человек становится перед вопросом выбора профессии. Сложности часто возникают на момент выбора высшего или среднего образования. Профориентация помогает избавиться от них. Это — комплекс методик, которые направлены на определение у человека склонностей и потенциала к определенным видам деятельности. Они базируются на исследованиях психологов, социологов, экономистов.

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Причин настолько много, что можно разделить их на несколько групп.

  • Мнение родственников и друзей о профессии, ее престижности и перспективности.
  • Давление со стороны родителей. Существуют семейные династии, в которых родители заранее определяют карьерный путь ребенка. Однако, если в семье, где процветает уже пятое поколение инженеров, рождается ребенок со склонностями к музыке и искусству, могут возникнуть сложные противоречивые ситуации.
  • Уровень заработной платы. Весомая причина. Однако некоторые совершают ошибку, учитывая только этот фактор при выборе профессии.
  • Доступность обучения. Кто-то не планирует покидать родной город для получения дальнейшего образования. Необходимость переезда в незнакомое место, перспектива лишиться комфортного жилья и привычного графика жизни, может отпугнуть.

Существуют и внутренние факторы

  • Интерес. Одна из важнейших причин. Если человеку очень интересно заниматься выбранным делом, при должном упорстве он сможет освоить профессию, даже если у него есть недостатки в отношении склонностей или талантов к этому делу.
  • Возможности. Например, аллергик вряд ли станет флористом или агрономом. А человек с полным отсутствием слуха и голоса никогда не сможет стать известным оперным певцом.
  • Способности и таланты. Кто-то с самого детства имеет склонность к точным наукам, а кто-то с трудом осваивал азы математики, зато писал отличные сочинения.
  • Самореализация. Желание стать мастером в выбранной сфере часто является определяющим для дальнейшего выбора профессии. Оно важно и для карьерного роста.

Почему профориентация так важна?

В мире существуют тысячи профессий. С каждым годом появляются новые. Чтобы найти ту, которая подходит конкретному человеку, ему нужно досконально изучить себя. Сильные и слабые стороны, адекватная оценка собственных возможностей, степень готовности получать новые знания, осваивать новые навыки.

Факт: в карьере наиболее успешен тот человек, который с улыбкой приходит на работу.

Викиум поможет определить все профессиональные склонности и выбрать то дело, в котором конкретный человек сможет достичь успеха. О важности тестов на профориентацию мы попросили рассказать сотрудника компании, нейропсихолога Французова Николая:

— «Существует прямая зависимость развития профессиональных навыков от количества и качества умственных способностей. То есть, в процессе овладения какой-либо профессией принимают участие различные когнитивные и познавательные процессы психики. А понимание данной взаимозависимости является путем не только к получению конкретных навыков труда, но и к повышению личностной эффективности.

Для того, чтобы понимать кем работать в будущем, определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие интересам, существует профориентация.

Профориентация включает в себя систему методов оценки и диагностики когнитивных способностей, профессиональных склонностей, личностных особенностей, мотивационных компонентов, навыков, умений.

— Одним из эффективных профориентационно-диагностических методов является профориентационный тест. Тест предназначен людям, которые хотят определить профессиональные сферы, соответствующие их способностям. Людям, которые уже имеют образование, опыт работы, но хотели бы найти себя в новой профессиональной сфере, выбрать ВУЗ получения второго высшего образования или повышения квалификации.

Выбрать профессию и не ошибиться , добиться успеха и профессионального мастерства, построить не просто карьеру, но и заниматься любимым делом – мы стремимся к этому сами и желаем этого нашим детям.

38% россиян с высшим образованием не работают по специальности
(по данным опроса портала Superjob 3500 человек в марте — апреле 2021 г. в 667 населенных пунктах РФ)






По данным Росстата РФ, более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем, а из закончивших высшее или среднее профессиональное обучение только 27% работают по ранее выбранной специальности. В вузе уже на 2-3 курсе до 30-35% студентов понимают, что обучаются не там и не тому, и как результат, нередко бросают учебу, потратив впустую время, деньги и силы. Многие специалисты с дипломами идут получать второе образование, а иногда приступают к этому даже параллельно с первым.

Такой путь ведет к увеличению физических и психо-эмоциональных нагрузок у молодых людей, тревожности, сильной усталости, неуверенности в своих силах и существенным материальным затратам, которые с трудом окупаются в будущем. Намного эффективнее было бы изначально наметить себе профессиональные цели и выбрать оптимальный путь их достижения – именно это и предполагает грамотная профориентация.
Использование современных профориентационных методик позволяет значительно сократить процент неудач в выборе профессии, уменьшить неопределенность в будущем и снизить тревожность, как у молодых людей, так и у их родителей.
Профориентологи Академии дополнительного профессионального образования готовы помочь школьникам:

  • определить, какие виды деятельности им подходят – благодаря грамотной психологической диагностике сферы интересов помогут сориентировать на дополнительные занятия, способные увлечь и стать основой для выбора будущей профессии;
  • обрести уверенность в себе – определив объективный уровень развития интеллекта, выявят и покажут самые развитые способности, которые обязательно есть у каждого;
  • прийти к пониманию, кем можно вообще стать во взрослой жизни, какие существуют профессии – по результатам тестирования предоставляем индивидуальный перечень наиболее подходящих современных профессий, рассказываем про особенности условий труда и трудоустройства.

Какие вопросы помогает решить профориентация?

Каждому возрастному этапу соответствуют определенные задачи в области самоопределения, решить которые помогает профориентационное тестирование и последующая совместная консультация психолога с ребенком и его родителями

  • определить виды деятельности, которые могут заинтересовать ребенка, стать основой будущей профессии;
  • узнать про неочевидные родителям особенности характера и мышления ребенка;
  • выявить, в чем причина трудностей обучения в школе, если они есть;
  • найти пути устранения существующих трудностей;
  • выбрать кружки и секции для дополнительного развития ребенка;
  • найти ресурсы (силы, время, мотивацию) для дальнейшего планомерного развития.
  • выбрать предметы для сдачи ОГЭ;
  • определиться с профилем класса для дальнейшего обучения или выбрать для поступления определенную школу с углубленным изучением ряда предметов;
  • наметить профессиональные области, в которых в дальнейшем удастся добиться большего успеха;
  • решить, нужно ли идти в колледж или остаться в школе и планировать поступление в вуз;
  • выбрать учебные заведения, в которых можно получить среднее профессиональное образование или рабочую профессию.
  • определиться с выбором будущей специальности – сделать первый серьезный шаг во взрослую жизнь;
  • выбрать необходимые предметы для усиленной подготовки к ЕГЭ, наметить план подготовки, возможно, с помощью занятий в организациях дополнительного образования;
  • наметить список колледжей или вузов (факультетов), куда следует подавать документы для поступления;
  • заранее разработать траекторию профессионального обучения под конкретную наиболее подходящую профессию (например, сдать международный экзамен по иностранному языку или освоить второй иностранный язык, получить базовую художественную подготовку для участия в творческих испытаниях и т.д.).

Самое важное при выборе профессии

В идеале для правильного выбора подходящей профессии необходимо, чтобы человек объективно оценивал и осознавал свои особенности, черты характера и интересы.

Первый и самый главный секрет успешного выбора профессии: узнавайте как можно больше о себе. Не важно, сколько вам лет. Личность человека очень пластична, мы меняемся, получаем новый опыт, знакомимся с тем, что не знали ранее, поэтому всегда есть возможность и пространство для новых открытий.


Школьникам особенно важно научиться понимать себя и правильно оценивать свои возможности. Ребенок, который понимает особенности своего характера и может предсказать реакции на разные события в жизни, лучше адаптируется в школе, в новом коллективе, испытывает меньше тревоги и менее подвержен иррациональным страхам.

Еще один важный навык для успешного выбора профессии (и не только) в будущем – это умение самостоятельно делать выбор, отделять возможное от нереального, недостижимого на данный момент.

Ситуация выбора, в том числе и профессии, неизбежно предполагает принятие на себя ответственности за свои действия. Поэтому каждый раз, принимая решение, мы учимся быть ответственными за все, что происходит с нами. Согласно психологическим исследованиям, наиболее счастливыми и удовлетворенными жизнью были те люди, которые осознавали степень своего влияния на происходящее с ними и понимали, что они могут изменить в каждой конкретной ситуации. Таким образом, приучая своих детей, да и самих себя принимать осознанные решения в каждый момент жизни, мы создаем предпосылки для счастливой и успешной профессиональной самореализации – своей и собственных любимых детей.

Что может оценить профориентационный тест

Любое тестирование предполагает оценку какого-то конкретного качества человека в сравнении с большинством других людей. То есть мы можем, например, узнать, какие у нас способности к математическим вычислениям: средние – то есть такие же как у большинства; выше среднего или, наоборот – ниже, чуть хуже, чем у большего количества наших сверстников.

Профориентационный тест точно также дает оценку различным качествам нашей личности.

Тестов, помогающих выбрать профессию, множество. Некоторые оценивают только одно или два-три параметра. Они хороши, когда необходимо получить ответ на конкретный вопрос. В случаях, когда приходится выбирать с нуля, не имея вообще представления о предпочитаемой профессиональной области, лучше всего работают комплексные тесты, предполагающие оценку сразу большого количества параметров.

Такие тесты в идеале должны оценить интересы, способности и важные личностные качества человека. Будущая профессия должна быть человеку интересна, и быть по силам психологически и интеллектуально. Соответственно, при выборе профориентационного теста, стоит отдать предпочтение тому, который предполагает комплексную оценку всего многообразия сторон личности тестируемого.

Какому профориентационному тесту можно доверять?



Сегодня, когда интернет полон разнообразных и, порой, сомнительного качества тестов по профориентации, очень легко запутаться в полученных противоречивых результатах. Многие методики не обладают достаточной надежностью и, соответственно, результаты их могут быть вредны или, как минимум, бесполезны. Консультирование по результатам таких методик практически ничем не отличается от гадания цыганки.

Часть известных опросников на сегодняшний день уже устарели, а публикуемые в открытом доступе современные анкеты, не имеют достаточной статистической доказательной базы для того, чтобы формулировать адекватные рекомендации.

Есть несколько важных особенностей профессионального психодиагностического теста, на которые стоит обратить внимание:

  • Тест должен содержать достаточно большое количество вопросов, чтобы по нему можно было оценить сразу несколько параметров. Анализ результатов в таком случае позволит сделать более глубокие и обоснованные выводы.
  • Обязательно должен быть указан автор теста или название организации-разработчика, чтобы желающие могли проверить историю создания
    методики и убедиться, что она действительно разработана в соответствии с установленными стандартами психологического тестирования.
  • Тест должен иметь название, в котором профессиональным языком кратко отражается его суть.

Определите важные для вас критерии выбора профессии: условия и график работы, возможность командировок, требования к здоровью и т.д.

Не требуйте от подростка невозможного: некоторые профессии не подходят ему — это нормально, пусть выберет другие

Профориентационные тесты, которым можно доверять, должны быть разработаны грамотными специалистами в области психологии, статистики и пройти стандартизацию. Такие тесты обязательно предлагают согласованную оценку разных сторон личности респондента и не могут использоваться без консультации специалиста по профориентации. Комплексная и проверенная методика, используемая в Академии, достаточно современна, и благодаря кропотливой работе её создателей – специалистов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, полностью отвечает требованиям качественного профорентационного тестирования. Основные преимущества данной методики:

Прохождение тестирования по данной методике с последующим анализом результатов психологом-специалистом по профориентации позволяют получить согласованный профиль интересов, способностей и особенностей личности, который четко и подробно покажет наиболее подходящие школьнику профессиональные области.

Профориентационное тестирование – это набор стандартизированных вопросов, по ответам на которые можно определить основные психологические особенности человека, важные для выбора той или иной профессии. Эти тесты создаются психологами совместно с экспертами в различных профессиональных областях.


Конечной целью профориентационного тестирования является выход на определенную профессию или профессиональную область, которую можно порекомендовать человеку. Не касаясь сейчас самого процесса создания психологических тестов (это область специфических научных знаний), рассмотрим механизм выработки рекомендаций при определении перечня профессий по результатам тестирования.

Построить прогноз успешности в той или иной профессиональной области на основании психологического тестирования можно двумя способами.

Первый – связан с исследованием психологических черт успешных представителей разных профессий. Для этого специалистам психологам приходится проводить исследования психологических особенностей сотрудников большого количества фирм и предприятий. Наиболее ценным и успешным работникам предлагают пройти тестирование, а полученные результаты рассматривают как психологический портрет идеального работника в конкретной профессии. Именно этот портрет выступает эталоном при профтестировании и с ним сравнивают индивидуальный результат тестируемого человека, чтобы понять, подходит ли ему данная профессия. Чем ближе результат профтестирования к эталону, тем более вероятно, что человек добьется успеха в данной профессиональной области.Чем больше база таких эталонных результатов в профориентационном тесте – тем больше вариантов профессий может предложить профконсультант по результатам тестирования.

Какую профессию выбрать, чтобы всегда быть востребованным специалистом?

Представитель любой профессии, может стать очень востребованным. Действительно талантливый в своей профессиональной области человек всегда сможет найти работу. Талант в данном случае – это не только соответствие способностей и интересов человека выбранной профессии, но и умение найти свою нишу в изменяющихся условиях, готовность к обучению и постоянному развитию.

Чтобы стать и всегда оставаться востребованным специалистом, независимо от выбранного направления деятельности, необходимо:

  • Вкладывать много сил в образование. Для начинающего жизнь человека образование – это не только способ получения знаний, но и необходимое условие для развития интеллекта. Поэтому так важно посвятить самый продуктивный для развития интеллекта ребенка возраст именно обучению. Не стоит при выборе программ или дополнительных кружков и занятий делать упор только на том, что уже известно и хорошо получается. Всегда стоит пробовать заниматься чем-то новым: это расширяет круг интересов и возможностей, прививает навык учиться и анализировать информацию. Человек, привыкший и умеющий учиться, всегда сможет определить, каких именно знаний ему не хватает, и найти способ их получить. Это делает его более конкурентоспособным во всех профессиональных областях, независимо от специальности.
  • Не бояться, что полученные сегодня знания в дальнейшем не пригодятся в практической деятельности. Как правило, именно этими опасениями оправдывают школьники и студенты свое нежелание учиться в принципе. На самом деле, толка от пребывания в учебном заведении без погружения в процесс обучения нет никакого. Тогда уж лучше сразу идти работать. Главная задача обучения – создать интеллектуальную базу, позволяющую легко осваивать новую информацию и приобретать навыки прямо в процессе трудовой деятельности.
  • Ориентироваться, что после окончания учебного заведения, вуза или техникума, образование не заканчивается. Все больше популярности приобретает концепция непрерывного образования, которая предполагает, что человек не заканчивает свое обучение, получив заветный диплом, а продолжает совершенствоваться. Если ты не следишь за современными тенденциями в своей профессии, то в скором времени рискуешь перейти в разряд низкоквалифицированных работников. Поэтому следует продолжать свое обучение и после окончание вуза или колледжа.

Профориентация – проверенный способ выбрать профессию по душе

Обращение за помощью к специалистам по профориентации – это необходимый шаг в профессиональном самоопределении. На любом этапе жизненного пути, когда нам необходимо выбирать или корректировать образовательный маршрут, повышать квалификацию или осваивать новую профессию, очень важно получить своевременные грамотные рекомендации квалифицированных специалистов. В противном случае велик риск столкнуться с необходимостью начинать профессиональное развитие и обучение заново сразу после окончания вуза или колледжа.

Все те, кто после получения профессионального образования не работают по специальности, не только потеряли время, но и потратили впустую деньги, выделенные на обучение. Хорошо, если своими достижениями в новой профессии они смогли окупить эти затраты, как, например, многие известные артисты, получившие изначально совсем другое образование (М.М. Жванецкий – инженер по профессии, А.Я. Розенбаум – врач). Все же большинство таких людей тратят впустую образовательный ресурс, занимая бюджетное место в вузе или колледже – и это печально не только в личном смысле, но и в масштабах государства. Именно поэтому своевременная профориентация – это не только способ улучшить свою жизнь, но и, в каком-то смысле, наш гражданский долг.

Современные методы диагностики, многолетний опыт консультирования, мониторинг современных тенденций в науке, образовании и потребностях рынка труда позволяют специалистам Академии на протяжении более чем 10 лет оказывать эффективную помощь школьникам, испытывающим сложности в профессиональном самоопределении.

"Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений".


Почти перед любым человеком однажды встает нелегкий и важный выбор: в какую сферу образования и профессию стоит идти? Ответить на него очень сложно без посторонней помощи не только несовершеннолетнему учащемуся, но и взрослому человеку. Разбираться с будущим трудоустройством надо будет практически каждому, вне зависимости от пола, возраста и даже социального положения. Настоящая статья ответит на вопрос, что значит профориентация и как она может помочь в решении этой задачи.

Что такое профориентация



Важно! Данный способ не только выявит природные, умственные, физические склонности и пожелания клиента, но и определит круг возможных будущих компетенций.

Профессиональная ориентация может называться:

  • профориентация;
  • выбор потенциальной профессии;
  • ориентирование на специальность;
  • самоопределение в работе.

История мероприятия

Еще в древнем Китае проводилась параллель между индивидуальными качествами человека и его трудовой деятельностью. Даже для высших чинов требовалось подтверждение их способностей перед назначением на должность.

Профориентация в России

Направление по профориентации в России к сожалению на данный момент не развивается в должном темпе. Подготовка взрослого населения проводится только при центрах занятости и чаще всего она представлена как дополнительная услуга.


Тем, кто продолжает задаваться вопросом, что такое профориентация, кто ею должен заниматься, стоит сказать следующее. Это не только работа школы, института, будущих работодателей, но и ответственное дело родителей. Оно заключается не только в должном воспитании, но и помощи в отборе необходимой информации касательно потенциального труда.

Кому необходима профориентация

Из-за общепринятого ошибочного мнения считается, что профориентация необходима только школьникам и выпускникам. Но на самом деле данным вопросом должен заинтересоваться любой работник, которому крайне некомфортно находиться на своем рабочем месте. Также пройти консультацию специалиста рекомендуется тем, кто потерял работу или не может ее найти.

Что дает профориентация

Благодаря успешно проведенному профессиональному ориентированию происходит переоценка следующих аспектов человеческого характера:

Важность профориентации

Профессиональная ориентация – это своего рода помощник, призванный решить столь нелегкую задачу, как нахождение себя в той или иной профессии. С помощью специальных методик можно довольно точно и быстро выявить личные врожденные склонности, узнать все о своих слабостях и сильных сторонах характера. Профориентация – это определение интеллектуального уровня и оценка умственных способностей человека.

Обратите внимание! Профориентация в психологии – это комплекс мероприятий, которые помогают становлению человека как личности.

В идеале этот процесс надо проводить на протяжении большей части жизни людей: сначала когда они являются дошкольниками в ДОУ и учащимися, затем находятся в качестве абитуриентов и студентов, и потом уже как с трудоустроенными лицами. Это действенный способ решения не только профессиональных проблем, но и закрывающий адаптационные вопросы на трудовом поприще. Поэтому нельзя прекращать работу по профориентированию даже работающих людей.

Функции профориентации

Чем занимается профориентация? Она выполняет несколько очень важных функций: диагностирует, организовывает, информирует и даже занимается профилактикой.

Диагностическая функция

Понятие профориентации подразумевает существование диагностической функции, которая нацелена на следующее:

  • Определить способности и характерные склонности тестируемого к конкретным видам деятельности.
  • Найти сильные стороны в человеке, которые он наиболее ярко сможет проявить в той или иной работе.
  • Исследовать общие интересы, объединяющие людей одного возраста.
  • Установить степень влияния семьи на процесс самоопределения ребенка.
  • Изучить необходимость смены профессии для конкретной личности.
  • Разобраться в соответствии знаний, навыков работника требованиям занимаемой должности.

Организационная функция

Эта функция подразумевает проведение следующих активных действий:

  • Целевые культурные и социальные мероприятия.
  • Ознакомление человека с возможными профессиональными вариантами, более всего подходящими ему.
  • Организация передачи знаний от преподавателей или конкретных специалистов.
  • Выявление скрытых навыков и умений и активная их реализация.
  • Информирование о существующих и новых профессиях и специальностях.
  • Экскурсии на различные предприятия и организации.

Информационная функция

Тем, кому непонятно, что это такое – профориентация, стоит пояснить, что она доводит до сведения тестируемого большой объем информации, а именно:

  • Перечень об имеющихся в высших учебных заведениях специальностях.
  • Общие правила приема молодежи и взрослых в ВУЗы.
  • Сведения о необходимых проходных баллах для конкретного учреждения.
  • Данные о текущем состоянии на рынке труда в разрезе последних 3-5 лет.

Профилактическая функция

Опытные специалисты профориентационных центров спасают от непродуманных ошибок при выборе будущей профессии, помогают раскрыть все тонкости восприятия сути работы.

Типичные ошибки выбора профессии

Существует масса ошибок, которые поджидают практически каждого при выборе будущего трудового пути:

Если не учитывать индивидуальные особенности и личные психологические качества, то выбор той или иной профессии однозначно будет ошибочным. Спасти ситуацию поможет например, проведенное заранее тестирование.

Обратите внимание! Интерес к той или иной дисциплине может в будущем сыграть злую шутку. Важно помнить, что любая работа – это комбинация нескольких смежных, а порой и кардинально разных направлений деятельности.

Недооценка или наоборот, переоценка своих талантов или возможностей также поведет по неправильному пути и заведет в тупик.


Виды профориентации и профориентационных услуг

Профориентационные работы делятся на четыре направления:

  • Информирование. Оно состоит в ознакомлении человека с вариантами и многообразием представленных на рынке профессий.
  • Профессиональный отбор. На данной стадии происходит изучение степени соответствия человека занимаемой должности.
  • Консультирование. Этот этап заключается в оказании помощи не только в выборе специальности, а также в обучении и трудоустройстве.
  • Психологическая поддержка. Ментальное, нервное состояние в этот непростой момент жизни весьма нестабильно и поэтому человек нуждается в консультации специалиста.

Совет! Использование всего комплекса мер позволит всецело изучить возможные варианты наиболее эффективной реализации личности в профессиональной сфере.

Профконсультирование

Правильно проведенная профориентация увеличит шансы человека на занятие тем видом трудовой деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и доставлять удовольствие и радость. Чтобы этого достичь, вся работа должна вестись опытными специалистами в области психологии и педагогики, работающими в сфере социальных и образовательных структур.

При прохождении тех или иных тестов, важно не забывать, что все результаты носят чисто рекомендательный характер. Не следует пренебрегать профориентацией, так как знатоки своего дела могут помочь не только верно определиться с будущим трудоустройством, но, возможно, откроют абсолютно новые направления и горизонты профессиональной деятельности.

Выбрать профессию и не ошибиться , добиться успеха и профессионального мастерства, построить не просто карьеру, но и заниматься любимым делом – мы стремимся к этому сами и желаем этого нашим детям.

38% россиян с высшим образованием не работают по специальности
(по данным опроса портала Superjob 3500 человек в марте — апреле 2021 г. в 667 населенных пунктах РФ)






По данным Росстата РФ, более 70% школьников не знают, чем хотят заниматься в будущем, а из закончивших высшее или среднее профессиональное обучение только 27% работают по ранее выбранной специальности. В вузе уже на 2-3 курсе до 30-35% студентов понимают, что обучаются не там и не тому, и как результат, нередко бросают учебу, потратив впустую время, деньги и силы. Многие специалисты с дипломами идут получать второе образование, а иногда приступают к этому даже параллельно с первым.

Такой путь ведет к увеличению физических и психо-эмоциональных нагрузок у молодых людей, тревожности, сильной усталости, неуверенности в своих силах и существенным материальным затратам, которые с трудом окупаются в будущем. Намного эффективнее было бы изначально наметить себе профессиональные цели и выбрать оптимальный путь их достижения – именно это и предполагает грамотная профориентация.
Использование современных профориентационных методик позволяет значительно сократить процент неудач в выборе профессии, уменьшить неопределенность в будущем и снизить тревожность, как у молодых людей, так и у их родителей.
Профориентологи Академии дополнительного профессионального образования готовы помочь школьникам:

  • определить, какие виды деятельности им подходят – благодаря грамотной психологической диагностике сферы интересов помогут сориентировать на дополнительные занятия, способные увлечь и стать основой для выбора будущей профессии;
  • обрести уверенность в себе – определив объективный уровень развития интеллекта, выявят и покажут самые развитые способности, которые обязательно есть у каждого;
  • прийти к пониманию, кем можно вообще стать во взрослой жизни, какие существуют профессии – по результатам тестирования предоставляем индивидуальный перечень наиболее подходящих современных профессий, рассказываем про особенности условий труда и трудоустройства.

Какие вопросы помогает решить профориентация?

Каждому возрастному этапу соответствуют определенные задачи в области самоопределения, решить которые помогает профориентационное тестирование и последующая совместная консультация психолога с ребенком и его родителями

  • определить виды деятельности, которые могут заинтересовать ребенка, стать основой будущей профессии;
  • узнать про неочевидные родителям особенности характера и мышления ребенка;
  • выявить, в чем причина трудностей обучения в школе, если они есть;
  • найти пути устранения существующих трудностей;
  • выбрать кружки и секции для дополнительного развития ребенка;
  • найти ресурсы (силы, время, мотивацию) для дальнейшего планомерного развития.
  • выбрать предметы для сдачи ОГЭ;
  • определиться с профилем класса для дальнейшего обучения или выбрать для поступления определенную школу с углубленным изучением ряда предметов;
  • наметить профессиональные области, в которых в дальнейшем удастся добиться большего успеха;
  • решить, нужно ли идти в колледж или остаться в школе и планировать поступление в вуз;
  • выбрать учебные заведения, в которых можно получить среднее профессиональное образование или рабочую профессию.
  • определиться с выбором будущей специальности – сделать первый серьезный шаг во взрослую жизнь;
  • выбрать необходимые предметы для усиленной подготовки к ЕГЭ, наметить план подготовки, возможно, с помощью занятий в организациях дополнительного образования;
  • наметить список колледжей или вузов (факультетов), куда следует подавать документы для поступления;
  • заранее разработать траекторию профессионального обучения под конкретную наиболее подходящую профессию (например, сдать международный экзамен по иностранному языку или освоить второй иностранный язык, получить базовую художественную подготовку для участия в творческих испытаниях и т.д.).

Самое важное при выборе профессии

В идеале для правильного выбора подходящей профессии необходимо, чтобы человек объективно оценивал и осознавал свои особенности, черты характера и интересы.

Первый и самый главный секрет успешного выбора профессии: узнавайте как можно больше о себе. Не важно, сколько вам лет. Личность человека очень пластична, мы меняемся, получаем новый опыт, знакомимся с тем, что не знали ранее, поэтому всегда есть возможность и пространство для новых открытий.


Школьникам особенно важно научиться понимать себя и правильно оценивать свои возможности. Ребенок, который понимает особенности своего характера и может предсказать реакции на разные события в жизни, лучше адаптируется в школе, в новом коллективе, испытывает меньше тревоги и менее подвержен иррациональным страхам.

Еще один важный навык для успешного выбора профессии (и не только) в будущем – это умение самостоятельно делать выбор, отделять возможное от нереального, недостижимого на данный момент.

Ситуация выбора, в том числе и профессии, неизбежно предполагает принятие на себя ответственности за свои действия. Поэтому каждый раз, принимая решение, мы учимся быть ответственными за все, что происходит с нами. Согласно психологическим исследованиям, наиболее счастливыми и удовлетворенными жизнью были те люди, которые осознавали степень своего влияния на происходящее с ними и понимали, что они могут изменить в каждой конкретной ситуации. Таким образом, приучая своих детей, да и самих себя принимать осознанные решения в каждый момент жизни, мы создаем предпосылки для счастливой и успешной профессиональной самореализации – своей и собственных любимых детей.

Что может оценить профориентационный тест

Любое тестирование предполагает оценку какого-то конкретного качества человека в сравнении с большинством других людей. То есть мы можем, например, узнать, какие у нас способности к математическим вычислениям: средние – то есть такие же как у большинства; выше среднего или, наоборот – ниже, чуть хуже, чем у большего количества наших сверстников.

Профориентационный тест точно также дает оценку различным качествам нашей личности.

Тестов, помогающих выбрать профессию, множество. Некоторые оценивают только одно или два-три параметра. Они хороши, когда необходимо получить ответ на конкретный вопрос. В случаях, когда приходится выбирать с нуля, не имея вообще представления о предпочитаемой профессиональной области, лучше всего работают комплексные тесты, предполагающие оценку сразу большого количества параметров.

Такие тесты в идеале должны оценить интересы, способности и важные личностные качества человека. Будущая профессия должна быть человеку интересна, и быть по силам психологически и интеллектуально. Соответственно, при выборе профориентационного теста, стоит отдать предпочтение тому, который предполагает комплексную оценку всего многообразия сторон личности тестируемого.

Какому профориентационному тесту можно доверять?



Сегодня, когда интернет полон разнообразных и, порой, сомнительного качества тестов по профориентации, очень легко запутаться в полученных противоречивых результатах. Многие методики не обладают достаточной надежностью и, соответственно, результаты их могут быть вредны или, как минимум, бесполезны. Консультирование по результатам таких методик практически ничем не отличается от гадания цыганки.

Часть известных опросников на сегодняшний день уже устарели, а публикуемые в открытом доступе современные анкеты, не имеют достаточной статистической доказательной базы для того, чтобы формулировать адекватные рекомендации.

Есть несколько важных особенностей профессионального психодиагностического теста, на которые стоит обратить внимание:

  • Тест должен содержать достаточно большое количество вопросов, чтобы по нему можно было оценить сразу несколько параметров. Анализ результатов в таком случае позволит сделать более глубокие и обоснованные выводы.
  • Обязательно должен быть указан автор теста или название организации-разработчика, чтобы желающие могли проверить историю создания
    методики и убедиться, что она действительно разработана в соответствии с установленными стандартами психологического тестирования.
  • Тест должен иметь название, в котором профессиональным языком кратко отражается его суть.

Определите важные для вас критерии выбора профессии: условия и график работы, возможность командировок, требования к здоровью и т.д.

Не требуйте от подростка невозможного: некоторые профессии не подходят ему — это нормально, пусть выберет другие

Профориентационные тесты, которым можно доверять, должны быть разработаны грамотными специалистами в области психологии, статистики и пройти стандартизацию. Такие тесты обязательно предлагают согласованную оценку разных сторон личности респондента и не могут использоваться без консультации специалиста по профориентации. Комплексная и проверенная методика, используемая в Академии, достаточно современна, и благодаря кропотливой работе её создателей – специалистов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, полностью отвечает требованиям качественного профорентационного тестирования. Основные преимущества данной методики:

Прохождение тестирования по данной методике с последующим анализом результатов психологом-специалистом по профориентации позволяют получить согласованный профиль интересов, способностей и особенностей личности, который четко и подробно покажет наиболее подходящие школьнику профессиональные области.

Профориентационное тестирование – это набор стандартизированных вопросов, по ответам на которые можно определить основные психологические особенности человека, важные для выбора той или иной профессии. Эти тесты создаются психологами совместно с экспертами в различных профессиональных областях.


Конечной целью профориентационного тестирования является выход на определенную профессию или профессиональную область, которую можно порекомендовать человеку. Не касаясь сейчас самого процесса создания психологических тестов (это область специфических научных знаний), рассмотрим механизм выработки рекомендаций при определении перечня профессий по результатам тестирования.

Построить прогноз успешности в той или иной профессиональной области на основании психологического тестирования можно двумя способами.

Первый – связан с исследованием психологических черт успешных представителей разных профессий. Для этого специалистам психологам приходится проводить исследования психологических особенностей сотрудников большого количества фирм и предприятий. Наиболее ценным и успешным работникам предлагают пройти тестирование, а полученные результаты рассматривают как психологический портрет идеального работника в конкретной профессии. Именно этот портрет выступает эталоном при профтестировании и с ним сравнивают индивидуальный результат тестируемого человека, чтобы понять, подходит ли ему данная профессия. Чем ближе результат профтестирования к эталону, тем более вероятно, что человек добьется успеха в данной профессиональной области.Чем больше база таких эталонных результатов в профориентационном тесте – тем больше вариантов профессий может предложить профконсультант по результатам тестирования.

Какую профессию выбрать, чтобы всегда быть востребованным специалистом?

Представитель любой профессии, может стать очень востребованным. Действительно талантливый в своей профессиональной области человек всегда сможет найти работу. Талант в данном случае – это не только соответствие способностей и интересов человека выбранной профессии, но и умение найти свою нишу в изменяющихся условиях, готовность к обучению и постоянному развитию.

Чтобы стать и всегда оставаться востребованным специалистом, независимо от выбранного направления деятельности, необходимо:

  • Вкладывать много сил в образование. Для начинающего жизнь человека образование – это не только способ получения знаний, но и необходимое условие для развития интеллекта. Поэтому так важно посвятить самый продуктивный для развития интеллекта ребенка возраст именно обучению. Не стоит при выборе программ или дополнительных кружков и занятий делать упор только на том, что уже известно и хорошо получается. Всегда стоит пробовать заниматься чем-то новым: это расширяет круг интересов и возможностей, прививает навык учиться и анализировать информацию. Человек, привыкший и умеющий учиться, всегда сможет определить, каких именно знаний ему не хватает, и найти способ их получить. Это делает его более конкурентоспособным во всех профессиональных областях, независимо от специальности.
  • Не бояться, что полученные сегодня знания в дальнейшем не пригодятся в практической деятельности. Как правило, именно этими опасениями оправдывают школьники и студенты свое нежелание учиться в принципе. На самом деле, толка от пребывания в учебном заведении без погружения в процесс обучения нет никакого. Тогда уж лучше сразу идти работать. Главная задача обучения – создать интеллектуальную базу, позволяющую легко осваивать новую информацию и приобретать навыки прямо в процессе трудовой деятельности.
  • Ориентироваться, что после окончания учебного заведения, вуза или техникума, образование не заканчивается. Все больше популярности приобретает концепция непрерывного образования, которая предполагает, что человек не заканчивает свое обучение, получив заветный диплом, а продолжает совершенствоваться. Если ты не следишь за современными тенденциями в своей профессии, то в скором времени рискуешь перейти в разряд низкоквалифицированных работников. Поэтому следует продолжать свое обучение и после окончание вуза или колледжа.

Профориентация – проверенный способ выбрать профессию по душе

Обращение за помощью к специалистам по профориентации – это необходимый шаг в профессиональном самоопределении. На любом этапе жизненного пути, когда нам необходимо выбирать или корректировать образовательный маршрут, повышать квалификацию или осваивать новую профессию, очень важно получить своевременные грамотные рекомендации квалифицированных специалистов. В противном случае велик риск столкнуться с необходимостью начинать профессиональное развитие и обучение заново сразу после окончания вуза или колледжа.

Все те, кто после получения профессионального образования не работают по специальности, не только потеряли время, но и потратили впустую деньги, выделенные на обучение. Хорошо, если своими достижениями в новой профессии они смогли окупить эти затраты, как, например, многие известные артисты, получившие изначально совсем другое образование (М.М. Жванецкий – инженер по профессии, А.Я. Розенбаум – врач). Все же большинство таких людей тратят впустую образовательный ресурс, занимая бюджетное место в вузе или колледже – и это печально не только в личном смысле, но и в масштабах государства. Именно поэтому своевременная профориентация – это не только способ улучшить свою жизнь, но и, в каком-то смысле, наш гражданский долг.

Современные методы диагностики, многолетний опыт консультирования, мониторинг современных тенденций в науке, образовании и потребностях рынка труда позволяют специалистам Академии на протяжении более чем 10 лет оказывать эффективную помощь школьникам, испытывающим сложности в профессиональном самоопределении.

"Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений".

Читайте также: