Как правильно отразить больничный в банковской выписке

Обновлено: 17.05.2024

Расскажем о том, как изменится порядок открытия и оплаты больничных в 2022 году.

Что такое проактивные выплаты по больничным листам и пособиям

С 1 января 2022 вступает в силу Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 126-ФЗ. Он вносит изменения сразу в два Федеральных закона: 125-ФЗ и 255-ФЗ.

Согласно новому закону, с 2022 года вводится проактивный формат выплат. Это значит, что ФСС будет оплачивать больничные работникам на основании закрытых электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН).

Роль работодателя при этом сводится к минимуму: он должен только отправлять в Фонд по запросу документы и сведения о сотруднике, необходимые для расчёта выплат, например, информацию о стаже, районном коэффициенте и т.д. Всю остальную информацию о сотруднике ФСС сможет запросить у ПФР, ФНС, и ЗАГСов.

Общая схема взаимодействия при назначении пособий будет выглядеть так:

Фонд соцстрахования может выслать извещение о предоставлении недостающих данных. У работодателя есть пять дней, чтобы дополнить документы.

Этапы назначения отдельных видов пособий могут отличаться от общей схемы.

Этапы документооборота между работником, страхователем и ФСС

Пособие по временной нетрудоспособности

ФСС может запросить у работодателя сведения о:

  • стаже;
  • зарплате;
  • районном коэффициенте;
  • ставке, если сотрудник работает неполное рабочее время;
  • периодах отстранения от работы без сохранения зарплаты;
  • периодах отсутствия на работе.

При этом первые три дня временной нетрудоспособности сотрудника оплачивает работодатель.

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам полностью оплачивает ФСС.

Единовременное пособие при рождении ребёнка

  1. ФСС узнаёт о факте рождения ребёнка из единого госреестра ЗАГСа. Ни работник, ни работодатель не обязаны об этом сообщать.
  2. ФСС проверяет через ПФР сведения о трудоустройстве родителей, а через единую государственную информационную систему соцобеспечения — о назначении или неназначении пособия. Если пособие уже назначено, процедура на этом завершится. Если не назначено, ФСС продолжит запрашивать необходимую информацию.
  3. ФСС может потребовать у работодателя уточнить районный коэффициент. Эту информацию необходимо передать в течение двух рабочих дней с даты получения запроса.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком

Если работник утратит право на ежемесячное пособие, работодатель обязан в три рабочих дня известить об этом ФСС.

Штрафы за невыполнение требований ФСС

За нарушения при передаче сведений для начисления пособий установлены следующие санкции:

  • Работодатель не предоставит документы или предоставит с опозданием — штраф в 200 рублей за каждый документ.
  • Работодатель отправит недостоверные данные и документы или скроет верную информацию, вследствие чего ФСС выплатит больше денег, чем нужно — штраф в 20% от суммы излишних расходов фонда, но не больше 5 000 рублей и не меньше 1 000 рублей.
  • Работодатель передаст необходимые сведения позже срока — штраф в 5 000 рублей.

Суммы излишне начисленных пособий взыщут либо с работодателя, либо с работника, — в зависимости от того, кто виноват в передаче неверной информации.

Как оформлять новые больничные в 2022 году

  • лицам, сведения о которых составляют государственную и иную охраняемую законом тайну,
  • лицам, в отношении которых реализуются меры государственной защиты

Представители ФСС России отмечают, что в случаях, когда нетрудоспособность наступила в 2021 году, закончится она в 2022 году, а работнику был выдан бумажный больничный, такой больничный в 2022 не нужно менять на электронный. Если же в 2022 году листок нетрудоспособности не закрыт, а выдаётся его продолжение, такое продолжение будет сформировано уже в электронном виде.

Электронные больничные формируются в МИС либо региональной ГИСЗ, либо с помощью программы, которую предоставляет ФСС бесплатно. Для открытия больничного пациент должен предъявить паспорт и СНИЛС.

Марина Ермакова

Сотрудники любой организации время от времени болеют. В подобном случае особое значение приобретает оформление больничного листа. Рассмотрим, чем важен этот документ и как его правильно заполнить.

Больничный лист и возмещение средств из ФСС

Все работодатели производят различные виды социальных выплат. Одним из самых распространенных подобных платежей является оплата за период болезни.

Если заболевших сотрудников много, то выплаты могут превысить сумму взносов на социальное страхование. В этом случае компания имеет право на возмещение за счет средств ФСС РФ.

Часто эта процедура связана с такими затратами времени, сил и нервов, что бухгалтеры просто не хотят с ней связываться. При этом в фонде могут зависнуть весьма существенные суммы. А если внутренний контроль в компании не налажен должным образом, то руководство организации может в течение длительного времени и не догадываться о такой заморозке оборотных средств.

Одной из распространенных придирок чиновников являются нарушения в оформлении документов (реальные или мнимые). Если речь идет о выплатах по временной нетрудоспособности, то частой причиной отказа является неправильно оформленный больничный лист.

Рассмотрим, как оформить больничный лист, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с возвратом средств.

Какие нужны документы для оформления больничного

Правила оформления больничного листа (БЛ) установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее — приказ № 624)

Важно!

Страховой медицинский полис необходим для определения порядка оплаты за услуги и непосредственно к оформлению больничного отношения не имеет.

Выдавать БЛ имеет право только сотрудник лицензированного медицинского учреждения (п. 2 приказа № 624).

Оформление больничного в бухгалтерии предприятия производится на основании информации, которая уже есть у работодателя. Это персональные данные сотрудника и сведения о его доходе.

Важно!

Дополнительные документы могут потребоваться только, если работник трудится на текущем месте сравнительно недавно. Дело в том, что средний заработок для расчета больничных нужно брать за два предыдущих года.

Поэтому недавно принятому сотруднику понадобится справка для оформления больничного по форме 182н с предыдущего места работы.

Общие правила заполнения БЛ

Действующий на сегодня бланк БЛ утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н.

Документ имеет формат А4 и защищен от подделки с помощью водяных знаков и штрих-кода.

Порядок оформления больничного листа (п. 56 приказа № 624) не зависит от того, о каком разделе идет речь, и кто его заполняет:

Информация, которую заполняет врач, состоит из следующих блоков:

  • общие сведения о самом документе (кроме номера, который напечатан на бланке изначально);
  • информация о медицинском учреждении и враче;
  • персональные данные больного;
  • сведения о болезни и ее длительности.

Названия лечебных организаций (даже краткие) часто бывают весьма длинными. Если название не помещается в соответствующие ячейки, то его можно сократить в пределах выделенного поля. Это же относится к наименованию работодателя, а также к ФИО и должности врача (письмо ФСС РФ от 05.08.2011 № 14-03-11/05-8545).

Важно!

Идентифицировать медучреждение и компанию, где трудится больной, можно по кодам. Для лечебной организации это будет ОГРН, а для работодателя — регистрационный номер в ФСС РФ.

Если в медицинском учреждении используется специальная программа для заполнения БЛ, то все перечисленные сведения дублируются в виде бинарного кода в левом верхнем углу бланка.

Если же такой программы в поликлинике нет, и врач заполнил документ с помощью авторучки, то бинарного кода не будет. Это не является нарушением.

С 01.07.2017 года БЛ возможно оформить и в электронном виде (с письменного согласия работника). Для работы с электронными БЛ медицинское учреждение и работодатель должны быть участниками системы информационного обмена.

Использование электронных БЛ позволяет повысить прозрачность работы с данными, а также исключает возможность подделки или утраты документа.

Заполнение БЛ работодателем

Оформление больничного на работе производится, чтобы рассчитать положенную сумму выплаты. Поэтому все данные, которые вносит работодатель (п. 66 приказа № 624), в итоге ведут к этой цели:

Полностью оформленный БЛ выглядит следующим образом:

Оформленный больничный лист

Частые ошибки при оформлении больничного

Получив от работника БЛ, не нужно торопиться приступать к расчету. Сначала необходимо проверить, нет ли ошибок в его разделе, заполненном в медицинском учреждении.

Важно!

Однако небольшие технические недочеты могут иметь место (письмо ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956). К таким незначительным погрешностям относятся, например:

  • заполнение прописными буквами;
  • если буквы или печать задевают границы полей;
  • пробелы между инициалами врача.

Также не нужно переоформлять БЛ, если медработник неверно указал работодателя со слов больного. Если при заполнении своей части документа работодатель укажет верное название и регистрационный номер, то это позволит идентифицировать его.

Ошибиться при заполнении БЛ может и работодатель. Наиболее распространенными видами ошибок являются:

Важно!

Использование корректоров, ластиков и иных подобных средств не допускается.

Сроки оформления исправленной версии документа законом не установлены, но лучше сделать это максимально быстро.

Мы много лет занимаемся возвратом денег из ФСС и знаем не только официальные, но и практически все негласные требования московских и региональных подразделений фонда. Поэтому можем гарантировать положительный результат даже в спорных ситуациях.

Если на местном уровне чиновники будут затягивать с возмещением средств, мы обратимся в региональное управление фонда, а в случае необходимости — дойдем и до суда.

personal photo

Обычно работа с банковскими выписками настроена автоматически через систему клиент-банк, но возможность интеграции клиент-банк и 1С есть не всегда. В таком случае работу с банком придется выполнять вручную. Рассмотрим, как формируются нужные документы.

Создание платежного поручения

Платежные поручения

  • Вид операции – выбирается из предложенного выпадающего списка согласно виду производимой оплаты;
  • Получатель – из справочника контрагентов выбирается нужный контрагент, счет получателя и договор заполняются из реквизитов контрагента автоматически;
  • Сумма платежа;
  • НДС – по умолчанию устанавливается из данных контрагента;
  • Сумма НДС – рассчитывается автоматически;
  • Назначение платежа.

Важно правильно указать вид операции, так как в зависимости от выбранной операции, реквизиты документа будут меняться.

1С в облаке

После проведения заполненного поручения на оплату поставщику, в 1С не формируется никаких проводок, это всего лишь информационный документ, который фиксирует необходимость сформировать аналогичную платежку в системе клиент-банк (напомним, речь идет о ручной работе).

Оплата поставщику

При выборе одного из пунктов, 1С Бухгалтерия сама проанализирует задолженность организации и сформирует список документов, по которым требуется произвести оплату:

Оплата

Создание платежного счета

Новые платежки отразятся в списке. Они выделены жирным шрифтом и не проведены, так как их требуется проверить. После проверки правильности заполнения и корректности сумм, поручение проводится. В этом случае также нужно продублировать поручение в системе клиент-банк.

Как только банк подтвердил, что данный платеж перечислен получателю, движение средств на счетах нужно отразить в 1С и произвести списание с расчетного счета организации.

Списание с расчетного счета

Списание с расчетного счета

После перехода по ссылке, открывается заполненный документ. Данные вносятся из платежного поручения. Поэтому, если в платежке все верно, то списание можно просто провести:

Создание списания

Движения документа

Все заполнилось верно: с расчетного счета организации денежные средства переведены на расчетный счет поставщика, что отражено проводкой Дт60.01 – Кт51. В списке платежных поручений напротив оплаченных документов появляется галочка в первом столбце:

Платежные поручения

Получение платежей от покупателей

Банковские выписки

При выборе данного пункта открывается журнал, в котором отражаются все поступления и списания с расчетного счета:

все поступления и списания с расчетного счета

Плательщик – из справочника выбирается контрагент, от которого пришли деньги;

Ставка НДС, договор и статья движения ДС заполняются из установленных ранее значений.

После заполнения всех данных, документ проводится:

документ проводится

После проведения можно проверить проводки:

Проверка проводки

Проводка Дт51 – Кт62.02 показывает, что от покупателя на наш счет деньги поступили.

В списке банковских выписок показана актуальная информация по состоянию расчетного счета на текущий день:

Состояние расчетного счета на текущий день

Представлена информация о сумме на начало дня, о поступлениях и списаниях за день, остатке на конец дня.

Если требуется уточнить информацию за любой другой день, можно воспользоваться календарем для выбора нужной даты:

Календарь

Сформируется список за выбранный день, в котором также будет показана вся информация о состоянии счета.

Реестр документов

Реестр документов

Распечатать можно список документов за любой период, который устанавливается через выбор даты на календаре.

Другие способы ввода банковских документов

Поступление на расчетный счет

Создается уже заполненный документ, его остается только провести после проверки:

1С в облаке

Гасится задолженность контрагента по данной реализации, поступление автоматически попадает в структуру подчиненности реализации:

Структура подчиненности реализации

Аналогичным образом производится выписка платежных поручений на основании покупок и поступлений услуг.

Проверка состояния расчетного счета

Начальная страница

Также для проверки счета можно использовать оборотно-сальдовую ведомость по счету (по 51 счету – для рублевых операций, по 52 – для валютных):

Порядок расчета больничного листа в Бухгалтерии ред.3.0 зависит от количества сотрудников в организации и базе. Для автоматического расчета в программе стоит ограничение в размере 60 сотрудников, если их число больше, то рекомендуется использовать отдельную программу Зарплата и управление персоналом ред. 3.1.

Рассмотрим, как в программе произвести автоматический расчет больничного листа и вручную.

1.Ручной расчет больничного листа.

Для Расчета пособия необходимо произвести следующее:

1.Настроить виды начисления

Заходим в раздел Зарплата и кадры – Настройка зарплаты – Расчет зарплаты – Начисления.

image001.jpg

image003.jpg

Для расчета налога на прибыль по статье 255 больничный за счет работодателя - учитывается в расходах на оплату труда пп.48.1 ст.264 НК РФ, за счет ФСС – не включается в расходы по оплате труда.

image005.jpg

image007.jpg

image009.jpg

2. Рассчитать больничный лист

При расчете больничного листа сравнивается несколько показателей:

1. Расчёт среднего заработка

Средний заработок = Заработок за расчетные годы/730

Заработок за расчетные годы = Доход 2018 года+ Доход 2019 года

При расчете дохода за год не забываем про ограничение предельной величиной, каждый год она разная.

2018 г. – 815000 рублей

В нашем примере превышения нет, поэтому заработок равен 560000р.+450000р=1010000р

Средний заработок = 1010000/730=1383,56 рублей

2. Минимальный среднедневной заработок из МРОТ

Минимальный среднедневной заработок из МРОТ= (МРОТ*24/730 дней).

На день наступления больничного МРОТ = 12130 рублей, получаем 12130*24/730=398,79 рублей.

Сравниваем полученные показатели, видим, что данный показатель меньше фактического среднего заработка. Поэтому для расчета пособия будет использован средний заработок сотрудника 1383,53 рубля.

Т.к. стаж составляет 12 лет, то пособие будет выплачено в размере 100% от среднего заработка.

3. Минимальный размер дневного пособия

С 01.04.2020 года были приняты новые правила ( № 104-ФЗ от 01.04.2020), если пособие по больничному за полный месяц не может быть меньше МРОТ, иначе больничный рассчитывается в сумме, начисленной исходя из МРОТ, в расчете за полный календарный месяц. МРОТ берется с учетом районного коэффициента. Для неполного рабочего времени МРОТ учитывается пропорционально. Эти правила установлены с 01.04.2020 года по 31.12.2020 года для больничных с кодами: 01, 02, 03, 06, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Минимальный размер дневного пособия = МРОТ*Долю неполного рабочего времени*Районный коэффициент /Количество дней в месяце.

Дневное пособие = 12130*1*1,15/30=646,98 руб.

Мы рассчитали три показателя, которые должны сравниваться при расчете пособия с 01.04.2020 и браться наибольший из них.

В нашем примере это Средний заработок = 1383,56 рублей

Сотрудник всего болел 12 дней, три из них за счет работодателя и 9 за счет ФСС.

Сумма за счет работодателя 1383,56*3 = 4150,68 рублей

Сумма за счет ФСС 1383,56*9 =12452,04 рублей.

3. Отразить больничный в программе.

image011.jpg

image013.jpg

По ссылке начислено проверяем суммы и в поле Дата выплаты ставим планируемую дату выплаты больничного.

image015.jpg

image017.jpg

Проверяем в колонке НДФЛ сумму исчисленного налога.

4.Сделать запись для отражения больничного листа в отчетности.

Заходим: Зарплата и кадры – Операция учета взносов, добавляем новый документ.

image019.jpg

image021.jpg

Сохраняем внесенные данные.

2. Автоматический расчет.

image023.jpg

Заполняем поля Дата документа, организация, Сотрудник, номер больничного листа.

Если больничный первичный, то ставим переключатель первичный больничный, если является продолжение, то ставим продолжение и по ссылке выбираем первичный больничный.

Указываем причину - (01, 02, 10, 11) Заболевание или травма. Поле период 02.04.2020.-13.04.2020

Больничный будет рассчитан исходя из данных, внесенных в базу и стажа сотрудника.

Если было нарушение режима, то отмечаем это.

Также указываем для расчёта стаж.

image025.jpg

image027.jpg

При расчете программа будет использовать алгоритм, который мы рассмотрели ранее при ручном вводе больничного.

image029.jpg

image031.jpg

image033.jpg

image035.jpg

В отчетность данные попадут автоматически, никаких дополнительных документов создавать не надо.

Консультацию для Вас составила специалист нашей Линии консультаций.

*Для оказания консультации необходимо сообщить ИНН вашей организации, регистрационный номер вашей программы ( для программ 1С:Предприятие версии ПРОФ необходим активный договор 1С:ИТС ПРОФ)

Читайте также: