Как правильно оформить исследовательскую работу дошкольника

Обновлено: 18.05.2024

Как правильно написать и оформить научно-исследовательскую работу.

Цели и задачи научно- исследовательской работы.

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно – исследовательской работы являются:

-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

-привитие интереса к научной деятельности.

Организация выполнения работы

Выдвижение проблемы исследования.

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

Алгоритм работы над научной проблемой .

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:

  • выбор проблемы;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление теоретического и эмпирического ма­териала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.

Структурные компоненты научно-исследовательской работы .

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • главы основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

  • не включает в себя слишком много положений;
  • не содержит не однозначных понятий;
  • выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их
    объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
  • проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
  • не включает в себя ценностных суждений;
  • имеет правильное стилистическое оформление.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

  • определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
  • изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
  • обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
  • перечислить особенности формирования (факторы, условия,
    механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Правила оформления исследовательских работ учащихся

(для учащихся 5-11-х классов)

Общие требования

Объем работы – 12-15 страниц

Шрифт – Times New Roman , обычный, размер 14, междустрочный интервал 1,5

Поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1,5 см

Выравнивание: по ширине страницы

Отступ (абзац) – 1,25 см

Примерная структура исследовательской работы

Список использованных источников

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.

В верхней части листа с выравниванием по центру пишется:

- в 1-ой строчке: Министерство образования и науки Российской Федерации

- во 2-ой строчке: МОБУ СОШ с. Михайловка

Ниже ближе к правому краю титульного листа указываются Ф.И. учащегося, выполнившего работу, и Ф.И.О. руководителя. Пример:

Выполнил: Денисова Арина

ученица МОБУ СОШ с. Михайловка

Руководитель: Газизова И. А., учитель технологии

В содержании приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указываются цель, задачи, объект, предмет, методы, формулируется гипотеза, практическая значимость (по возможности).

Актуальность – почему была выбрана именно эта тема, чем она тебя заинтересовала.

Цель – ответ на вопрос о том, зачем ты проводил свое исследование. (Узнать, выяснить, определить и т.д.)

Задачи – уточняют цель исследования. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные, конкретные шаги. (Познакомиться, понаблюдать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)

Предмет исследования - определяется конкретная часть объекта исследования или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который исследуется.

Например, в одной из книг Александры Марининой муж Анастасии Каменской так объяснил различие между этими понятиями:

Метод – это совокупность относительно однородных приемов, операций практи­ческого или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека

Сравнение - выявление сходств и различий предметов; сопоставление объектов, явлений, их свойств.

Измерение - определение численного значения некоторой величины посредством единицы измере­ния; выявление точных, количественных определенных сведений об окружающей дей­ствительности.

Эксперимент - вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или вос­произведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных ус­ловиях с целью их изучения.

Абстрагирование - выделение отдельных признаков и свойств явления или предмета и отбрасывание всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследования.

Анализ - вычленение из целого отдельных частей объекта (признаков, свойств, количественных характеристик и т.п.), которые можно изучать в отдельности, отделять случайное от необходимого, выявлять взаимосвязи и взаимодействия частей, устанавливать иерар­хию и структуру.

Синтез - метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей. Синтез восста­навливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные свя­зи и отношения выделенных анализом элементов. Таким образом, анализ расчленяет проблему, синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.

Индукция - вид умозаключения, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к обобщениям все более высокого порядка.

Дедукция - логический путь от общего к частному.

Моделирование - исследование объектов с помощью моделей - аналогов определенного фрагмента при­родной и социальной действительности. Предметное моделирование - исследование объектов с помощью моделей, воспроизводящих геометрические, физические или дру­гие характеристики. При знаковом моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы и т.д.

Обобщение - мыслительное действие, позволяющее человеку обнаруживать в многообразии пред­метов нечто общее, необходимое ему для правильной ориентации в окружающем мире.

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.

Прогнозирование - разработка прогнозов, т.е. вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в бу­дущем.

Беседа - способ изучения личности с целью выявления ее индивидуальных особенностей.

Анкетирование - способ изучения общественного мнения с помощью специально составленных вопро­сов.

Рассмотрим список других доступных методов исследования:

1. Чтение учебной, научно-популярной и справочной литературы по пробле­ме исследования. Если то, что вы исследуете, подробно описано в известных вам книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем необязательно открывать то, что было до вас открыто. Начать эту работу можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию.

Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием, в том числе и учебные. После этого надо обязательно записать все то, что вы узнали по теме исследова­ния.

2. Знакомство с кинофильмами по проблеме исследования. Научные, научно-
популярные и художественные фильмы – это настоящий клад для исследователя. Просмотрев нужные фильмы, также укажите в своей работе, какую новую информацию они вам предоставили.

3. Поиск информации в глобальных компьютерных сетях. Сегодня ни один
ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя.
Поэтому можно поискать нужную информацию в сети Internet.

Объем введения не должен превышать 2 стр.

Основная часть

Основная часть содержит главы, в которых отражаются основные материалы исследования (а именно: историческая справка, материал и методика, описание места и условий исследования, основные результаты). Рекомендуется написание 2-3-х глав, с разбивкой на параграфы.

Заключение (подведение итогов работы, формулировка выводов об
изложенной проблеме, ее значение и перспективы решения; объем
заключения не должен превышать 1-2 страницы).

Список источников

Оформляется в соответствии с ГОСТом; содержит литературные источники, сведения из сети Интернет

Представление всех результатов теоретической и практической деятельности в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, схем и др.; нет ограничения по количеству страниц.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Таблицы не должны быть громоздкими. Пустые графы оставлять нельзя, если такая графа есть, то там ставится прочерк.

Заголовки графиков и диаграмм пишутся под рисунком; ниже указываются условные обозначения. Фотографии также подписываются внизу. Порядковые номера пишутся перед названием (например, Фото 1. Уборка урожая).

Комментарии к таблицам, диаграммам и графикам должны отвечать фактическому и смысловому содержанию, не вступая с ними в противоречия.

Используется сквозная нумерация для каждого вида иллюстративного материала.

Если график, диаграмма, фотография приведена в единственном числе, её также не нумеруют.

В тексте работы делаются ссылки на иллюстративный материал, на цитаты, на использованные источники информации. Ссылаться нужно там, где формулируются подтверждаемое ими положение.

Пример ссылки на источник информации: [4, С. 5], где 4 – это номер источника в списке литературы, а 5 – это номер страницы. Ссылка на Интернет-источник: [5], указывается только номер источника в списке литературы.

В научной литературе допустимы следующие сокращения:

названия широко известных научных и учебных учреждений(например, МГУ им. М.В. Ломоносова);

специальных терминов (например, РОЭ – реакция оседания эритроцитов, ПДК – предельно допустимая концентрация).

Если в тексте многократно упоминаются сложные названия (например, системы устройств какого-либо прибора), то после первого упоминания о нём в круглых скобках дается сокращение (аббревиатура), которое и используется в дальнейшем тексте, но уже без скобок.

Номера страниц, обычно, проставляются в середине нижнего поля листа; на титульном листе номер не ставится, но подразумевается.

Защита исследовательской работы

При подготовке защиты так же нужно придерживаться определенных правил.

Для того, чтобы лучше донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, содержать основные положения работы. Его можно составить по такому плану:

Почему избрана именно эта тема?

Какой была цель исследования?

Какие ставились задачи?

Какие гипотезы проверялись?

Какие использовались методы и средства исследования?

Каким был план исследования?

Какие результаты исследования были получены?

Какие выводы можно сделать по итогам исследования?

Что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении?

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оформление результатов работы должно показать умение учащихся самостоятельно проводить исследования с примене­нием современных методик, анализировать полученные резуль­таты, сравнивать их с литературными данными, делать правиль­ные и обоснованные выводы.

Структура исследовательской работы

Тема должна быть краткой, емкой, точной и соответствовать основному содержанию работы.

Структура исследовательской работы состоит из следующих разделов:

Раздел "Введение"

В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её научное и практическое значение, формулируются це­ль и задачи, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным и показывать своевременность и значимость темы, излагать суть проблемной ситуации, показать границу между знанием и незнанием о предмете исследования. Далее переходим к формулированию цели работы и конкретных задач, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить и т.п.)

Цель одна; задач – несколько (оптимально 3-5). Цель формулируется кратко, одним предложением и указывает общее направление исследований. Цель должна быть связана с темой (соответствать теме) и зачастую бывает созвучна с ней.

Реализация задач направлена на достижение цели. Задачи уточняют цель. Формулировки задач должны соответствовать содержанию работы. Заголовки глав рождаются, как правило, из формулировок задач.

Обязательным элементом Введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования находится в границах объекта, является его частью. Предмет исследования определяет тему, которая обозначается на титульном листе как название.

Пример

Тема: Зообентос р. Вятка в условиях антропогенного влияния

Объект: сообщества донных беспозвоночных р. Вятка.

Предмет: структура бентосных сообществ и ее изменения под влиянием антропогенного фактора.

Если формулировка темы образная, то следует иметь второе, научное, название работы.

Важным элементом исследования является гипотеза – это положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений. Это научно обоснованное предположение о причинах или закономерных связях каких-либо явлений или событий природы, общества, мышления.

Раздел "Обзор литературы"

Здесь автор должен показать знание основных работ по ис­следуемому вопросу, а также умение работать с литературой: подбирать необходимые источники, проводить их анализ и со­поставление. В обзоре литературы нужно показать, что автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.

В тексте раздела следует помещать ссылки на ис­пользуемые работы (подробнее о ссылках см. ниже), при необхо­димости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные ссылками на источник.

Обзор работ желательно делать по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. Не следует излагать все, что стало известно из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к работе.

В конце этого раздела желательно сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследовании по данной проблеме.

Иногда автор, не найдя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании того или иного явления, однако это в последствии не подтверждается.

Обзор литературы имеет большое значение при выполнении экспериментальной работы. Реферативная работа практически полностью состоит из обзора работ, поэтому разделы в ней выде­ляются в зависимости от конкретной темы.

Описанные ниже разделы имеются в экспериментальных ра­ботах и исследованиях материалов, собранных в полевых услови­ях.

Раздел" Материал и методика исследования"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты ис­следований (наблюдений). В экспериментальной работе отмеча­ется место проведения эксперимента.

Методы исследования, т.е. приемы и способы, которыми пользуется автор в работе, определяются задачами исследования, служат инструментом в добывании фактического материала. К ним относятся как общие методы научного познания (анализ, синтез, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование), так и те, которые применимы к узкому кругу задач.

Методика, в отличие от метода, представляет собой конкретные инструкции по проведению диагностики, обработке данных и интерпретации результатов.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литера­турных источников. Он особенно важен в таких, например, ис­следованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он дол­жен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований"

Это основной раздел, который чаще всего делится на не­сколько подразделов, каждый из которых соответствует опреде­лённой задаче.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисун­ков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делает­ся сопоставление со сведениями из литературы..

"В результате мы видим (рис. 3), что . ". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже .

Работа с таблицами, графиками, диаграммами позволяет легко заметить определенные тенденции, уловить закономерности, сделать выводы.

Окончательные материалы подвергаются статистической математической обработке. Это можно сделать как при помощи общераспространенных компьютерных программ типа Excel и Statistica, так и специально написанных под вашу работу (что может стать одной из задач работы).

Раздел "Выводы"

В этом разделе кратко (по пунктам) формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспек­тивы для дальнейших исследований. Если в ходе исследования чётких результатов получить не удалось (что случается сплошь и рядом и трагедией не является), тогда вместо выводов пишется Заключение, отличающиеся несколько более пространными рассуждениями.

Заключение выполняет роль концовки и включает логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами. Здесь необходимо оценить, достиг ли автор цели, в какой степени цель достигнута.

Раздел "Литература"

В этом разделе в алфавитном порядке перечисляются все использованные работы. Если есть работы, изданные на иностранном языке, то они пишутся также в алфавитном порядке после работ, изданных на русском языке. Все работы нумеруются в сквозном порядке.

Раздел "Приложения"

Сюда помещают вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы. По содержанию они очень разнообразны (например, подлинники документов, протоколы анализов; по форме: текст, таблицы, графики, карты, иллюстрации, фотографии и т.д.).

Оформление исследовательской работы

Исследовательская работа выполняется на белых стандартных листах писчей бумаги (формат А4,) распо­ложенных вертикально.

На каждом листе оставляются поля: справа – 1см, слева - 3 см, сверху и снизу по 2 см. Поля не обводятся!

Общий объем работы не должен быть слишком большим. Оптимально –15-20 страниц.

Текст может быть напечатан на компьютере с межстрочным интервалом 1,5 знака. Текст на каждом листе пишется только с одной стороны. Выравнивание по ширине текста с переносом слов; в числах десятые и т.д. отделяются точкой; аббревиатура в тексте должна быть обязательно расшифрована; сокращения в случае необходимости их использования поясняются при первом упоминании.

При первом упоминании животного, растения или микроор­ганизма в скобках указывается видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший вид. Например: "В качестве объекта исследования использовались меченосцы (Xiphophourus helleri Нeck.). В некоторых случаях фамилии авторов могут записываться в общепринятом сокращенном виде: L. - Линней, Pall. - Паллас и т.п. Видовые и родовые названия таксонов выделяются курсивом, авторы таксонов курсивом не выделяются.

К ботанической работе обязательно прилагается гербарий.

Строение работы

Первый лист - титульный. Содержит полное юридическое название учреждения, в котором выполнялась работа, название работы (ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ); ФИ автора, класс; ФИО руководителя и консультанта (если имеется) с указанием должности и ученой степени (если имеется), населенный пункт и год выполнения работы.

На втором листе размешается содержание работы (или оглавление).

В нем приводятся все заголовки и подзаголовки работы. Они должны точно повторять таковые в тексте. Указываются страницы, с которых они начинаются.

Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце!

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы. Нумерация рубрик делается по индексационной системе (1.1., 1.2, …1.6.).

На третьем листе - "Введение", объём которого в большин­стве случаев не превышает одного листа.

Основная часть оформляется сплошным текстом с неболь­шими интервалами между разделами и подразделами. Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1, 4.2 и т.п.

Все подразделы должны иметь заглавие, которое отражается и в списке литературы.

После основной части на новом листе пишутся выводы (или заключение), затем, также с нового листа, литература.

Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и мо­гут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - на­звание таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ста­вится в соответствующей части таблицы. При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется:

Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки (Приложение 6), которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются черной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 - . , 2 - . и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия дается ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изме­нения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изме­нениями".

Ссылки оформляются по-разному, в зависимости от источ­ника. Источниками могут быть: книги и статьи, имеющие одного или двух авторов; книги и статьи, имеющие больше двух авторов (в книгах все они указываются на титульном листе, не путать с редактором!); книги, авторы которых – большие коллективы, что обычно характерно для словарей, справочников, школьных учебников.

А. книги и статьи с одним или двумя авторами

Существует два способа оформления ссылок.

В первом случае в скобках указываются фамилия (или две фамилии) без инициалов и, через запятую, год издания. Примеры:

В другом случае фамилия автора указывается в тексте рабо­ты. Тогда перед ней ставятся инициалы, а в скобках пишется только год. Пример можно записать таким образом: "В работе применялась методика, изложенная И.Ф. Правдиным (1966)."

Б. Авторов книги или статьи больше двух

Тогда упоминается только первый автор, а после его фами­лии добавляется "и др." в первом случае (см. предыдущий пункт А), или "с соавторами" - во втором случае.

Примеры: "В современном справочном пособии (Досон и

др., 1991) имеются сведения " или "В работе Ф. Блума с соав-

торами (1988) отмечено, что . ".

В. Авторов книги очень много

В этом случае вместо фамилии автора указывается название

книги (и год издания) . Здесь также применяются два способа: название книги без кавычек вместе с годом издания помещается в скобках или назва­ние с кавычками в тексте, а год - в скобках.

Пример: "Имеется следующее определение изученного явления (Биологический энциклопедический словарь, 1989): . ", или "В "Биологическом энциклопедическом словаре" (1989) это явление определено следующим образом: . ".

Длинное название книги можно привести только один раз, а в дальнейшем сократить его. Так, "Руководство по изучению пи­тания рыб в естественных условиях"(1961), будет обозначаться:

"Руководство . "(1961) или (Руководство . , 1961).

Если в тексте приводится дословная цитата, то после года че­рез запятую необходимо указать страницу, на которой распола­гается цитируемый фрагмент.

При использовании нескольких работ одного автора в ссылке после фамилии через запятые ставятся годы изданий от самых ранних к более поздним. Например: (Дубинин, 1966, 1985) или " . Н.П. Дубинин, 1966, 1985 . ". Если публикации вышли в свет в один год, тогда после года издания ставятся буквы: (Шмальгаузен, 1968 а, 6).

Если в ссылке необходимо указать несколько работ разных

авторов, то они отделяются точкой с запятой. При этом жела­тельно перечисление делать в хронологическом порядке. Пример:

"Большинство исследователей (Шмальгаузен, 1968 а, б, 1969, 1982; Майр, 1974; Грант, 1980; Солбриг и Солбриг, 1982; Яб­локов и Юсуфов, 1987; Северцов, 1990)" считает, что . ".

При упоминании работ, изданных за рубежом и не перево­дившихся на русский язык, в тексте пишутся фамилии в русской транскрипции, а в скобках - на языке оригинала плюс год изда­ния через запятую: "В статье Ф.Бридена и Г.Стоунера (Вгееdеп, Stoner, 1987) . " или проще - только ссылка в скобках: "Проведенные американскими учёными (Bгeeden, Stопег, 1987) исследования показали . ".

В ссылке, где перечисляются несколько работ разных авторов (см. предыдущий абзац), работы на иностранных языках размещают после тех, что опубликованы на русском языке.

Оформление списка литературы

Существуют определенные библиографические правила для различных источников, которых следует придерживаться. Каждая книга или статья записывается с красной строки в алфавитном порядке в виде списка: вначале работы на русском языке, затем — на иностранных.

Для разных видов источников существуют свои правила, но все они включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

Сведения об авторах;

Сведения об авторах – это их фамилия и инициалы после нее. Далее пишется полностью точное название книги, без кавычек. Выходные данные отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и года издания. В книге они часто приводятся на обороте титульного листа.

Место издания – это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключение составляют Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), которые даются в сокращении.

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Если на титуле или его обороте издательство не указывается, то этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от издательства запятой. После него ставится точка.

Основные примеры оформления списка литературы:

Для книг указывают фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название книги (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), количество страниц в книге (точка).

Гланц С.А. Медико-биологическая статистика. – М.: Практика, 1998. – 439 с.

Для статей в сборниках — фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название сборника (отделяется точкой и тире), место издания (отделяется двоеточием), издательство или издатель (отделяется запятой), год издания (отделяется точкой и тире), страницы статьи.

Балушкина Е.В. Хирономиды как индикаторы степени загрязнения вод // Методы биологического анализа пресных вод. – Л.: Зоол. ин-т АН СССР, 1976. – С. 106–118 (точка).

Для статей в журналах — фамилии, инициалы авторов (отделяется точкой), название статьи (отделяется двойной наклонной чертой), название журнала (отделяется точкой и тире), год издания (отделяется точкой и тире), том, номер или выпуск (отделяется точкой и тире), страницы статьи (точка).

Щербина Г.Х. Структура макрозообентоса некоторых озер Монголии // Биология внутр. вод. – 2007. – № 2. – С. 62–70.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия (отделяется наклонной чертой), далее после косой черты указывается редактор (отделяется точкой и тире), затем описание выходных данных (отделяются точкой и тире), количественной характеристики (точка).

Методика изучения биогеоценозов внутренних водоемов / Под ред. Ф.Д. Мордухай-Болтовской. – М.: Наука, 1975. – 240 с.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников (cтоит после списка литературы) указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Например:

Читайте также: