Как появилась профессия стюардесса

Обновлено: 14.05.2024

Труд бортпроводника во все времена представлялся обычным людям романтичным, необычным и очень привлекательным.

Бортпроводник – одна из сорока тысяч профессий, существующих на земле. Ее можно назвать уникальной и в то же время наименее изученной. Уникальна она и потому, что хоть и похожа на множество земных профессий, да только есть у неё одно важное отличие: основную деятельность свою бортпроводники осуществляют в замкнутом пространстве не на земле, а в воздухе, на высоте 10000 метров, другой такой профессии в мире нет!

История появления и развития профессии бортпроводника неразрывно связана с историей гражданской авиации в нашем Отечестве.

5 мая 1933 года самая первая стюардесса в Советском Союзе Эльза Эдуардовна Городецкая обслуживала пассажиров в рейсе по маршруту Москва – Ашхабад на борту 21-местного самолета ПС-84.

В обязанности первой стюардессы, помимо обслуживания пассажиров, входило носить пассажирский багаж, заправлять самолет горючим и вместе с пилотами выводить его из ангара.

В 1939 году должность бортпроводника официально введена в гражданской авиации СССР

11 июля 1967 года была организована первая служба бортпроводников МВЛ, до этого момента бортпроводники были закреплены за летными отрядами. За 41 год произошло много реорганизаций службы бортпроводников

4 мая 2005 года создано новое подразделение – комплекс сервиса на борту (КСБ.) . Вся история преобразования и становления комплекса - показатель построения компании международного класса, основанной на лучших традициях гражданской авиации.

На сегодняшний день в КСБ сформировано три отделения кабинных экипажей. Отделение №1 (для новичков) эксплуатирует ВС Ту-154 и Аэробус-319/320/321, а отделения №2 и №3 - Ил-96, Аэробус-319/320/321, Боинг-767

В разных источниках информация несколько различаются:

1. В момент появления пассажирских авиа перевозок мужчины, а не женщины были первыми стюардами. Ухаживать за пассажирами на борту в то время доверяли только им. В обязанности мужчин-бортпроводников входило помочь пассажирам подняться в салон и по окончании полета выбраться на землю. Первые стюарды, как правило, набирались из официантов дорогих ресторанов и появились в 1920-х годах.
Ситуация изменилась в 1930 году, когда для оказания помощи во время авиаперелетов были отобраны 8 медсестер. Согласно новым инструкциям, на должность стюардесс принимались девушки не старше 25 лет, не тяжелей 53 килограмм и не выше 163 сантиметров, с медицинским образованием и привлекательной внешностью. Первый полет со стюардессой состоялся 15 мая 1930 года, и пассажиры остались очень довольны таким нововведением. Девушек сразу прозвали Sky Girls или небесные девушки.

2. Первые стюардессы были настоящими дюймовочками. Их вес не превышал 52 кг, да и рост держался на минимальной отметке. Но несмотря на это жалеть крошечных сотрудниц никто не собирался — стюардессам вменялось в обязанности заправлять самолеты и даже отвозить их в ангар.

Труд бортпроводника во все времена представлялся обычным людям романтичным, необычным и очень привлекательным.
Бортпроводник – одна из сорока тысяч профессий, существующих на земле.

Профессия бортпроводника не такая уж молодая.

Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 г. в Германии в экипажи пассажирских самолётов стали включать третьего члена — стюарда.
В обязанности, помимо обслуживания пассажиров, входило носить пассажирский багаж, заправлять самолет горючим и вместе с пилотами выводить его из ангара.

Эллен, которая была профессиональной медицинской сестрой, интересовалась авиацией и даже окончила летную школу, так что, придя в компанию Boeing Air Transport, она претендовала на должность пилота. Однако руководство компании больше оценило другую идею Эллен – каждый самолет должен сопровождаться медицинской сестрой, которая помогала бы пассажирам справляться со страхом перед полетами. Чуть позже Boeing Air Transport набрала еще 8 девушек-медсестер, которые стали работать на рейсах этой авиакомпании. Идея оказалась настолько удачной, что в начале 1930-х годов стюардессы появились на рейсах практически всех авиакомпаний.

Первые
стюарды, как правило, набиравшиеся из официантов дорогих ресторанов,
появились в 1920-х гг. на европейских авиалиниях. Ухаживать за пассажирами
на борту на тот момент доверяли только мужчинам. В их обязанности входило
помогать пассажирам подняться в салон и по окончании полета выбраться на
землю. Ситуация изменилась в 1930 году, когда для оказания помощи во время
авиаперелетов были отобраны 8 медсестер. Согласно новым инструкциям, на
должность стюардесс принимались девушки не старше 25 лет, не тяжелей 53
килограмм и не выше 163 сантиметров, с медицинским образованием и
привлекательной внешностью. Первый полет со стюардессой состоялся 15 мая
1930 года, и пассажиры остались очень довольны нововведением. Девушек сразу
прозвали Sky Girls - .

Первой в мире стюардессой была Эллен Черч. Она подня­лась на борт самолета в 1930 году. Самолет был военный, а Эллен служила медсестрой. Вскоре девушки-помощницы начали работать и в гражданской авиации. Им приходилось не только обслуживать пассажиров во время полетов, но и заносить в салон их багаж, заправлять самолет горючим и помогать пилотам выводить его из ангара.

Гражданская авиация родилась в первой трети XX века, и бортпроводники, как известно, появились на борту самолета не сразу. Эльза Эдуардовна Городецкая стала первой стюардессой. 5 мая 1933 года она совершила свой первый рабочий рейс по маршруту Москва - Ашхабад в салоне 21-местного ПС-84. Официально же должность бортпроводника была введена в гражданской авиации СССР в 1939 году.

11 июля исполнилось 40 лет с момента образования первого подразделения бортпроводников в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". На первый взгляд это всего лишь одна из сорока тысяч профессий, существующих в мире. Но ее с уверенностью можно назвать уникальной, поскольку в отличие от представителей множества земных профессий, основную свою деятельность бортпроводники осуществляют в замкнутом пространстве не на земле, а в воздухе, и другой такой профессии в мире нет.

air-hostess-costume (331x369, 63 Kb)


Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) - эксперт рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров.
В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиации ИКАО (International Civil Aviation Organization - ICAO) представители всех государств согласились считать, что имеющееся официальное наименование профессии стюардесс и стюардов - Flight Attendant (букв. перевод - "летный помощник") необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод - "экипаж салона лайнера") для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.
Основная задача бортпроводников - изготовить все возможное, чтобы пассажирам на борту авиалайнера было комфортно, и при этом - проследить за выполнением пассажирами правил техники безопасности. Бортпроводники ответственны за секьюрити пассажиров во время полета, а в случае ЧП обязаны оказывать пассажирам помощь.
Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена - стюарда. В 1930 году в США возникла мысль привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой ненужный кг имел значение.
На вопрос, когда появилась новая женская специальность "стюардесса", у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медицинская сестра из штата Айова. Она сумела убедить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин-медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан-Франциско - Чикаго первой из них - 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80). Стюардессы (которых тогда называли Sky Girls - "небесные девушки") должны были не только оказывать первую медицинскую поддержка или, мило улыбаясь, давать кофе, но реализовывать строй других обязанностей, непростых и для мужчин. В должностной инструкции было сказано, что стюардессы должны были приветливо встречать пассажиров, компостировать их билеты, взвешивать самих пассажиров и их багаж, заниматься погрузкой и разгрузкой этого багажа. Перед вылетом стюардессы должны были прибрать в салоне и пилотской кабине, испытать - надежно ли пассажирские кресла прикреплены к полу, при необходимости перебить мух. В полете раздавать жевательную резинку, одеяла, шлепанцы, чистить ботинки пассажирам, прибирать туалет после посещения пассажирами. В местах промежуточных посадок они должны были таскать ведра с топливом для заправки авиалайнера. А когда авиалайнер прибывал в последний пункт, должны были поддержать наземному персоналу закатить его в ангар. Девушки работали по 100 часов в месяц, получая 125 долларов. Boeing Air Transport принял стюардесс на работу с трехмесячным испытательным сроком, однако практика оказалась настолько удачной, что их не только зачислили в штат, но и решили в дальнейшем принимать на должность бортпроводников в основном женщин. Требования к претенденткам были следующие: быть незамужними, иметь диплом медсестры, возраст - не старше 25 лет, вес - не более 52 кг, подъем - не выше 160 сантиметров.
Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть милый тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь верный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост - от 170 до 190 сантиметров, у девушек - от 160 до 175 сантиметров.

Первый человек, которого видит пассажир авиалайнера, поднимаясь по трапу на его борт – это стюардесса. Именно внешний вид бортпроводниц является своеобразной визитной карточкой.

Первая в мире стюардесса и ее форма: как она появилась, как менялась с годами, а также интересные факты об этой одежде

Форма стюардесс с самого появления этой профессии постоянно претерпевала изменений. Как же менялась одежда бортпроводниц и какие факторы прежде всего влияли на смену их униформы – об этом в данном материале.

История появления стюардов в пассажирской авиации

Стюарды (стюардессы) или служащие компаний-перевозчиков, сопровождающие пассажиров на борту, появились на морских судах с началом коммерческих перевозок пассажиров. С появлением и развитием пассажирской авиации стюарды появились и в числе экипажа самолётов. В обязанности как "морских", так и "воздушных" бортпроводников входит обслуживание и помощь пассажирам во время самого рейса, а также в непредвиденных ситуациях (авариях, крушениях и т.п.)

Что касается стюардесс на коммерческих авиарейсах, то появились они немного позже возникновения самой пассажирской авиации. И даже позже появления самой должности "бортпроводник" в экипаже самолета.

С началом истории коммерческих авиаперелетов роль стюарда на борту самолета по обыкновению исполнял второй пилот. Это не всегда было удобно и безопасно. Поняв это, компании ввели "в штат" воздушного судна должность стюарда. Это были мужчины, привыкшие к полетам, – часто отставные летчики или молодые пилоты-стажеры.

Первая в мире стюардесса

Первой же в истории коммерческих авиаперевозок женщиной-стюардессой считается американка Эллен Черч. Девушка получила эту должность 15 мая 1930 года, убедив руководство авиакомпании тремя аргументами: во-первых, Черч уже летала до этого на самолетах. Во-вторых, она была медсестрой, а медработник в полете всегда может пригодиться. И в-третьих, Эллен была хрупкой девушкой с весом меньше 50 кг: на тот момент грузоподъемность самолетов была сильно ограничена и каждый лишний килограмм был по-настоящему "на вес золота".


Ведь первые авиабилеты стоили приличных денег. Следовательно, даже 1 "лишний" пассажир мог принести авиаперевозчику дополнительно весьма ощутимую прибыль. Кстати, долгое время после Эллен Черч практически во всех авиакомпаниях одним из главных критериев для стюардесс (или Sky Girls, как называли этих девушек в первые годы) при приеме на работу был вес до 50 кг.

Как менялась форма стюардесс в первые годы после появления

В свой первый полет в качестве стюардессы Эллен Черч отправилась в военной униформе медсестры. Естественно, не все будущие стюардессы также имели эту профессию. А летать и уж тем более исполнять свои обязанности на борту в женских платьях моды 1930-х годов было весьма неудобно. Вот и стали авиакомпании разрабатывать униформу для своих бортпроводниц с учетом не только моды, но и корпоративной внутренней политики.


Первые модели все же очень напоминали если не военную, то какую-то гражданскую униформу: двубортные приталенные кители или пиджаки, длинные неширокие юбки и туфли на массивном, но не очень высоком каблуке. Для удержания прически в гардеробе стюардесс разных авиакомпаний были береты, чепчики или шляпки. С развитием коммерческой авиации и увеличением численности авиакомпаний их руководства серьезно занялись внешним видом своих бортпроводниц.

Как менялась форма стюардесс с ростом популярности и доступности авиаперевозок

Руководители авиаперевозчиков довольно быстро сообразили, что бортпроводницы являются своеобразным лицом авиакомпании. А значит, это "лицо" нужно поддерживать в безупречном состоянии. К работе над дизайном одежды для стюардесс по всему миру начали привлекать самых известных, дорогих и модных кутюрье. Дизайнеры, среди которых были Коко Шанель, Кристиан Диор, Эмилио Пуччи, Кристиан Лакруа и другие, разрабатывали целые линейки формы бортпроводниц.

Иногда они состояли из 20 и более предметов, из которых сама стюардесса (или стилист компании) могли создавать неповторимые образы на отдельно взятый рейс. Естественно условием такого разнообразия обязательно был акцент на одну деталь. Чаще всего это были цвета самой авиакомпании или же флага ее страны. Однако креативность и полет фантазии часто позволяли дизайнерам создавать поистине неповторимые шедевры.

Интересные факты о форме стюардесс

В 1974 году для стюардесс авиакомпании Hawaiian Airlines была разработана униформа в классическом гавайском стиле: платья и жакеты пестрели яркими красками, а в волосах бортпроводниц (в большинстве своем креолок) обязательным элементом был большой тропический цветок. Такой дизайнерский шаг повлек за собой буквально всплеск креатива в создании модельерами одежды для стюардесс.


Стюардессы авиакомпании Singapore Airlines по контракту обязаны переодеваться для того, чтобы иметь возможность покинуть борт самолета. Для них разработано две униформы. В первой стюардессы могут выходить в аэропорт или город во время пребывания в нем самолета. Вторую же "рабочую" форму – длинные платья с ярким цветочным принтом в национальной тематике, сингапурские бортпроводницы должны носить, пребывая на борту самолета. Этот наряд настолько яркий и необычный, что его даже поместили во всемирно известную экспозицию воскового музея мадам Тюссо.


Для стюардесс и стюардов, естественно, существуют разные линейки "рабочей" одежды. Однако иногда случается и так, что женскую униформу бортпроводницы примеряет мужчина. Такой случай имел место в 2013 году на рейсе авиакомпании Air Asia из Лондона в Куала-Лумпур. В роли стюардессы все 13 часов, пока длился перелет, выступал владелец компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон. Все дело в том, что миллиардер проиграл пари хозяину Air Asia и таким образом "отрабатывал проигрыш". Сразу же после приземления Брэнсона (который, кстати, по условиям проигранного спора официально устроился на эту должность) позорно уволили с формулировкой "никуда не годящаяся стюардесса".

стюардесса

Стюардесса, стюард… Звучит красиво. Представители этой профессии и в самом деле люди приятные во всех отношениях. У них привлекательная внешность, хорошие манеры, грамотная речь. О том, что в обязанности бортпроводников входит не только улыбка и раздача обедов, но и обеспечение безопасности пассажиров во время полета, вспоминают редко. Однако те, кому удалось пережить в воздухе внештатную ситуацию, понимают, насколько это ответственная, требующая колоссальной выдержки работа.

Когда и почему в самолетах появились бортпроводники

Понимание того, что пассажирам в полете требуется уделять внимание, пришло довольно быстро. До появления стюардесс эта обязанность лежала на втором пилоте самолета. Весь полет он был вынужден курсировать между кабиной пилотов и салоном самолета. Подобный сервис ставил под угрозу безопасность авиаперелета. Первый стюард был включен в состав экипажа в 1928 году в Германии.

В 1930 году американские авиакомпании решили повысить привлекательность пассажирских авиаперевозок и начали брать на должность бортпроводников стройных красивых девушек. Был у перевозчиков и чисто практический интерес — красавицы мало весили и не создавали перегруз самолета.

В перечень обязанностей первых девушек-стюардесс входило огромное количество дел, в том числе, физически тяжелых.

Бортпроводница должна была навести порядок в кабине пилотов и в салоне, проверить надежность крепления кресел к полу и даже перебить мух в случае их наличия. Встречая пассажиров, стюардесса взвешивала пассажира и его багаж, а затем сама погружала чемоданы в самолет.

С развитием авиации и увеличением длительности полета стало ясно, что на борту может случиться разное — от незапланированных родов до появления террористов. Поэтому в программы подготовки бортпроводниц было включено обучение приемам самообороны и оказания медицинской помощи.

В бортпроводники брали молодых (до 25 лет) незамужних девушек, вес которых не превышал 52 кг, а рост ‑ 160 см. Претендентка на должность должна была иметь диплом медсестры.

Описание профессии

Бортпроводник — главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь в случае необходимости, а также несет ответственность за их жизнь и здоровье.

Занимать эту должность может только эмоционально устойчивый человек с крепкими нервами. Далеко не все пассажиры бывают спокойными, доброжелательными и хорошо воспитанными. А если полет длится 8 часов и более?

Хостес – описание профессии, плюсы и минусы, перспективы карьерного роста.

На каждом этапе подготовки и проведения рейса за бортпроводником закреплены определенные обязанности. Перед полетом стюардесса должна проверить наличие на борту медицинской аптечки и аварийно-спасательного оборудования. На самолет должны быть доставлены комплекты питания, напитки, средства гигиены, одеяла и другие необходимые вещи.

Бортпроводник обязан проинструктировать пассажиров о правилах поведения в штатных и экстремальных ситуациях, а во время полета следить за их выполнением.

Стюард должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также предупреждать и предотвращать возникшие на борту конфликтные ситуации. Во время обучения бортпроводников даже учат тушить пожары!

Эта профессия требует хорошего здоровья и физической подготовки. Работа проходит стоя, в постоянном передвижении по салону. В полете приходится испытывать перепады высоты, температуры и атмосферного давления. Все это сопровождается сменой часовых и климатических поясов, нарушением режима сна и питания.

Не случайно для представителей этой специальности существуют возрастные ограничения. Пенсионный возраст для женщин-стюардесс наступает в 45 лет, мужчин-стюардов — в 50.

Требования к бортпроводникам

Общие правила к представителям этой профессии остались неизменными, хотя каждая авиакомпания может устанавливать свои правила приема на работу. Стюард или стюардесса должны иметь:

  • хорошее здоровье (заключение об этом дает медкомиссия);
  • приятную внешность;
  • мягкий тембр голоса;
  • допустимое отклонение остроты зрения — не больше 30%;
  • возраст — в среднем 19-29 лет;
  • рост — 160-175 для женщин, 170-190 для мужчин;
  • размер одежды — 42-46 для женщин, 46-52 для мужчин.

Качества, необходимые стюардам:

  • коммуникабельность;
  • эмоциональная сдержанность;
  • терпение;
  • дипломатичность;
  • умение слушать;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • устойчивость к стрессам;
  • быстрота реакции.

Важное требование к представителям этой профессии — грамотно говорить по-русски, хорошо владеть одним или несколькими иностранными языками.

Где учиться профессии бортпроводника

Если высшего образования нет, а желание работать бортпроводником есть, можно закончить подготовительные курсы, пройти собеседование в авиакомпании и медицинскую комиссию. Но следует понимать, что эта профессия требует большого багажа знаний в области психологии, медицины, лингвистики и т.д. Поэтому помимо посещения специализированных курсов следует заниматься еще собственным самообразованием.

Плюсы и минусы профессии

Стюардесса, безусловно, нестандартная профессия. Благодаря внешнему антуражу она кажется легкой и романтичной. Но, разумеется, это не так или не совсем так.

  • отсутствие рутинного графика работы;
  • социальный пакет и социальные льготы для сотрудников;
  • 45-дневный отпуск;
  • возможность рано выйти на пенсию.
  • большие физические и эмоциональные нагрузки;
  • необходимость обслуживать разный контингент пассажиров;
  • риски для жизни и здоровья;
  • необходимость большого объема знаний и навыков.

Резюме

В этой “воздушной” профессии много земного и даже, можно сказать, приземленного — средние зарплаты, регулярные стрессы, не так уж и много романтики. Поэтому работать бортпроводниками, так или иначе, идут люди влюбленные в небо. Если в будущей стюардессе или завтрашнем стюарде не будет трепета перед заоблачными далями, нет смысла испытывать на себе регулярные эмоциональные и физические перегрузки, да еще и рискуя жизнью. Но если душа поет, когда самолет набирает высоту, то пора начинать готовиться к своему первому профессиональному полету!

Читайте также: