Как попасть в сириус на работу

Обновлено: 16.05.2024

Уже шесть лет "Сириус" вдохновляет лучших из лучших мальчишек и девчонок – тех, за кем будущее страны и кто уже сегодня покоряет здесь спортивные вершины, открывает новые горизонты в искусстве, участвует в передовых научных исследованиях.

Образовательный центр для талантливых детей "Сириус" действует как первая в России федеральная территория. Теперь это городской округ "Сириус" площадью 1 тысячу 400 гектаров и населением 12,5 тысячи жителей. Новый особый статус превращает образовательный центр в настоящий наукоград, экономически самостоятельный, со своим бюджетом и имуществом, своими органами власти. В Единый день голосования здесь избрали Совет федеральной территории. 15 октября он соберется на первое заседание.

Но главное – новый статус позволит решать образовательному центру "Сириус" главную задачу: выявлять и поддерживать талантливых детей. Более 40 тысяч школьников уже стали его выпускниками. Еще около миллиона обучались дистанционно. И жизнь многих ребят изменилась. Как раз сегодня юбилей отмечает глава образовательной центра для одаренных детей "Сириус" Елена Шмелева. Благодаря ей исполнились мечты десятков тысяч российских школьников.

Уже шесть лет "Сириус" вдохновляет лучших из лучших мальчишек и девчонок – тех, за кем будущее страны и кто уже сегодня покоряет здесь спортивные вершины, открывает новые горизонты в искусстве, участвует в передовых научных исследованиях.

А начиналось все в 2015-м, когда по решению президента был открыт образовательный центр, ядро будущего наукограда. Возглавить его Путин поручил руководителю фонда "Талант и успех", неутомимому вдохновителю проекта Елене Шмелевой.

"Мы растем вместе с тем, как растут дети, которые приезжали в "Сириус" в 2015 году. Мы видим их потребности, интересы. Видим, как живет, думает поколение 1990-2000 годов. Очень важны такие платформенные среды, куда дети могут приезжать решать задачи", – считает Шмелева.

"Сириус" – это действительно место невероятных возможностей для развития, учебы и самых разнообразных коммуникаций. Ну, где еще на семинар по хоккею к юным чемпионам заглянет президент и даже сфотографируется со всеми на память?! А участники образовательных программ смогу задать главе государства свои вопросы.

За эти годы в "Сириусе" прошли обучение свыше 45 тысяч школьников и четырех тысяч педагогов. Мастер-классы со всемирно известными наставниками. Затаив дыхание, школьники слушают лекции академика Пиотровского, секреты чемпиона от легендарного голкипера Третьяка.

В научных центрах когнитивных исследований "Сириуса" школьники пытаются проникнуть в тайны головного мозга. В Центре генетики и науки – разгадать молекулярные тайны человека. Проекты, которые додумываются детьми, не сталкиваются с препятствиями из недостатка ресурсов, средств, возможности что-либо сделать.

С выпускниками образовательных программ "Сириуса" напрямую связаны многочисленные победы российских школьников на международных олимпиадах физиков, математиков, программистов. И неудивительно, почему. "Мы обучаемся всем предметам, которые преподают в обыкновенных школах, плюс еще некоторые дополнительные, например, теория вероятности или олимпиадная математика", – рассказывают ребята.

Наукоград "Сириус" объединяет исследования, образование и индустрию. Занимается подготовкой будущей научной и технологической элиты России.

"Федеральная территория "Сириус" создавалась президентом для решения этих задач: как включить выпускников сегодня уже в науку, индустрию, как сделать, чтобы любое решение, найденное на этом пути, было максимально включено в российскую практику", – почеркнула Елена Шмелева.

Наукоград трансформирует среду вокруг себя – здесь заканчивается проектирование функциональной набережной и строительство концертного зала с абсолютно уникальной физикой звука.

Елена Шмелева убеждена, что "Сириус" может стать образовательный столицей России, где буду рождаться практики обучения и новые поколение высококлассных специалистов, от которых будут зависеть достижения страны уже в самом ближайшем времени.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

КАК ПОПАСТЬ
Поделюсь нашим опытом поездки в Сириус на литературную программу. Дочь еще в средних классах всерьез увлеклась этим предметом в школе, принимала успешное участие в различных олимпиадах и конкурсах. К слову, на литературные образовательные программы можно попасть уже с 6 класса. Для того, чтобы подать заявку на образовательную программу, необходимо отсканировать и загрузить все дипломы, собранные ребенком за два года. Особый вес имеют так называемые перечневые олимпиады ведущих ВУЗов страны, а также Всероссийская олимпиада школьников.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Просторные номера двух- и трехместные, со всем необходимым для проживания: телевизором, кондиционером (но фена нет), хорошими кроватями.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Полотенца белоснежные, меняются ежедневно. В некоторых номерах в санузлах установлены ванные, в некоторых - душевые зоны, а в некоторых и то и другое, как повезет) Дочери попался номер с душевой зоной, чистота в котором поддерживалась ежедневно. Мыло, гели и туалетная бумага пополняются по мере необходимости.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Грязную одежду можно сдать в прачечную, 1 раз в три дня. И при заезде детям выдается так называемый имидж - фирменная одежда Сириуса, толстовка или футболка в зависимости от сезона заезда. У литераторов форма оранжевого цвета, у науки - фиолетового и так далее.

Вид из окна номера на территорию. У всех номеров есть большие балконы, но выходить на них нельзя (видимо, в целях безопасности), поэтому приходится довольствоваться только видами из окон. Хотя программа в Сириусе настолько насыщенная, что в номерах дети проводили не так много времени.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Это вид из номера поздним вечером.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

В вечерней подсветке Сириус красив и загадочен) Часто во внутреннем дворике по вечерам проходили творческие встречи и сборы, дети общались и учились в комфортной и располагающей обстановке.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

ПИТАНИЕ
В доковидные времена это был шведский стол. В нынешних условиях выбор пал на заказное меню из трех вариантов. По словам дочери питание было просто отличное, хотя она у меня жуткая привереда и накормить ее довольно сложно. Здесь же она пробовала практически все предлагаемые блюда и оставалась довольной. Питание 5-разовое, сбалансированное. Помимо заказанных блюд на отдельном столе всегда можно было взять вафли, мармелад, пастилу и прочие вкусняшки без ограничений, равно как и 5 видов чая.

УЧЁБА
Ну и наконец расскажу о самом главном, ради чего собственно и стоит ехать в Сириус - об учебе. Во-первых, если смена выпадает на учебный год, то учащиеся помимо профильной программы занимаются в школе по обычным дисциплинам. Конечно, здесь они даются в сжатом объеме, но тем не менее за этот месяц детям выдается табель с заработанными оценками. Вот так выглядит здание школы, напоминает летающую тарелку))

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Закругленные школьные коридоры с указанием аудиторией. Кстати, детей сопровождают и координируют кураторы смены - студенты ВУЗов, сдавшие специальные экзамен для того, чтобы попасть сюда. По словам дочери, все кураторы (это касалось не только ее литературной смены) - замечательные и неравнодушные люди, к которым можно обратиться с любой проблемой. С одной из них дочь до сих пор поддерживает дружескую связь)

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Оснащение классов на высшем уровне, учиться здесь в удовольствие.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Помимо школы в "Сириусе" есть так называемый Клуб, в котором проводятся различные мероприятия, организуются творческие встречи с писателями и деятелями науки, мастер-классы, показываются презентации - итоги различных проектов. В конце литературной смены, например, дети сами издавали и презентовали журнал, печатались в сириусовском сборнике "Альманах". В Клубе же проводятся и дискотеки.
Вот этот Клуб снаружи и внутри, атмосфера просто космическая)

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Раз уж заговорили о космической атмосфере, то не могу не показать совершенно необычную и необъятную по размерам люстру, которая приковывает взгляд всех, кто впервые оказывается в Сириусе.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Помимо Клуба и учебного здания Сириус располагает двумя бассейнами, отличным катком, большим концертным залом. И конечно же, библиотекой.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

Как я уже говорила, в силу ковидных ограничений мероприятия вне программы были очень ограничены, хотя обычно по выходным здесь организуются экскурсии.
Нам же досталась Формула-1, хотя на дочь особого впечатления она не произвела, это просто не ее формат.

Образовательный центр Сириус (Россия, Сочи) фото

За смену в Сириусе ребята, приехавшие со всех уголков России, смогли открыть для себя новые образовательные горизонты и сдружиться. Это незабываемый опыт, который непременно пригодится в жизни. Я очень рада, что у нас в стране существуют подобные центры, где подрастающее поколение может получить поддержку и вдохновение, поверить в себя.
Спасибо за внимание!


Немного про колледж

Основное направление колледжа — подготовка инженеров и экспертов в области ИТ, способных приступить к работе сразу после окончания учебы. По сути это возрождение забытой идеи профессиональных училищ. Именно поэтому колледж привлекает преподавателей-практиков, работающих в отрасли, которые смогут поделиться с детьми реальным опытом работы в современном мире, а не читать лекции о том, как в прошлом веке работали с вычислительными машинами на перфокартах.

Я — ИТ-архитектор. Мне приходится много общаться с людьми, проводить митапы и презентации. За несколько лет работы в Ростелекоме я накопил достаточно материалов, которые могли бы быть интересны как темы для лекций и практических занятий. Поэтому возможность поделиться знаниями с детьми показалась мне особенно интересной. Однако я еще не представлял, насколько я был не готов к преподаванию такой аудитории. Но обо всем по порядку.

После собеседования с руководством колледжа я получил документы для заполнения и начал подготовку программы. Мой курс включал в себя следующие разделы:

Что такое архитектура ИТ и зачем ее проектировать?

Какие виды архитектуры бывают и в чем их отличия?

Виды и представления информации.

Матрица Захмана и модель C4 Саймона Брауна.

Виды и нотации диаграмм.

Архитектурные артефакты и репозитории архитектур.

Моделирование сценариев поведения.

Прикладная и солюшн архитектура.

Техническая и сетевая архитектура.

Архитектурный комитет и защита решения.

Дополнительно я планировал дать детям задание на проектирование архитектуры решения, технической и сетевой архитектуры.

Несколько недель пролетели незаметно, я пополнил свои материалы большим количеством информации полученной из сети, пересмотрел кучу видеокурсов именитых архитекторов и преподавателей, прочитал несколько учебных пособий по ИТ-архитектуре для вузов, подготовил примеры из своих реальных задач и задач коллег.

Отдельно про дорогу до Сочи

Настал день выезда. Мне нужно было добраться из Москвы в Адлер. Семья не упустила возможность составить мне компанию в путешествии к морю. Ехать решили на машине. Я был за рулем, рядом жена, сзади в детских креслах оба моих сына. После решения головоломки с размещением всех вещей в багажнике автомобиля мы отправились в путь.


Не буду подробно описывать дорогу из Москвы в Сочи: я ехал по платной трассе, дорога отличная, никаких происшествий по пути не случилось. Выезжали мы в ночь, чтобы было поменьше трафика, на дорогу потратили около 20 часов. Самыми сложным оказались последние 150 километров до Сочи. К этому моменту дорога уже порядком вымотала нас, а на знаменитых серпантинах то и дело встречался ремонт. Вдобавок постоянно шел проливной дождь.

Добрались мы к вечеру следующего дня. Адлер встретил нас хорошей погодой и замечательными видами на море, куда мы сразу и пошли.


Вся инфраструктура продумана, везде есть пешеходные дорожки, автомобильные дороги отличного качества, повсюду примеры ландшафтного дизайна, нет нагромождения ларьков, все магазины и заведения общепита вписываются в общую концепцию территории по стилю и оформлению.

Везде очень чисто. В любом месте поблизости можно найти мусорное ведро, в ведрах всегда есть место, и люди ими пользуются. Куда бы я ни пошел, нигде не встречал валяющийся на дороге мусор. Как они этого добиваются, ума не приложу. Не делал фото окрестностей, поэтому прикладываю чужие, взятые из свободных источников.


У меня был в запасе один день до понедельника, чтобы акклиматизироваться, познакомиться с коллегами из колледжа и подготовиться к занятиям. Я потратил его на визит в здание колледжа, осмотр своей аудитории, знакомство с руководителем и согласование общих вопросов по предстоящему обучению.

В первый день занятий я познакомился со своей группой. В ней было 20 детей, почти всем им уже исполнилось 18 лет, поэтому я решил, что подавать информацию стоит так же, как я привык это делать обычно для взрослых людей.

Сделаю лирическое отступление и опишу, кто именно попадает в колледж. Всего в этом году набирали три группы по 20 человек:

Компьютерные системы и комплексы;

Сетевое и системное администрирование;

Теперь, когда у вас есть понимание, что мне выпала честь учить одних из самых талантливых и перспективных детей в нашей стране, я продолжу.

Я начал рассказывать про ИТ-архитектуру, ее применение и виды. Дети слушали меня внимательно, но с каждой новой темой я замечал все больше непонимания в их глазах. Мое первой ошибкой было думать, что если что-то будет не понятно, ученики остановят меня и сами зададут вопросы. Перед началом лекции я проговаривал с ними этот момент и объяснил, какого поведения я жду от них. Но я не понимал, что дети, 11 лет учившиеся в школе, просто не привыкли перебивать учителя и спрашивать, если им что-то не понятно, и боятся показаться нелепыми, задав глупый вопрос.

В моей группе были дети из разных регионов России, начиная с Дальнего Востока и закачивая москвичами и местными, но все они вели себя одинаково. Такое поведение детям прививает система образования. Первое, чему нужно было сделать — научить их задавать вопросы, не бояться вступать в дискуссию с преподавателем или любыми взрослыми людьми на равных.

Весь вечер первого дня и часть ночи я провел в поиске необходимого материала и составлении нового плана обучения. Финальный план получился таким.

Устройство вычислительных машин (CPU, RAM, накопители, ввод-вывод, питание)

Устройство и работа ЛВС.

Устройство систем хранения данных и SAN

Принципы построения ЦОД

Обучение работы с инструментами (Visio, Excel, Power Point, Archi)

Прикладная и солюшн-архитектура

По классике архитектуру ИТ преподают, начиная с бизнес-процессов и погружаясь все ниже в декомпозицию, вплоть до уровня оборудования. Мне пришлось изменить подход на диаметрально противоположный для возможности дать детям базовые знания перед рассказом о том, как базовые кусочки укладываются в красивый архитектурный узор на разных уровнях абстракции.

Ребята приняли обновленную программу с воодушевлением, слушали и записывали новые для них знания и понятия. Каждый день я начинал с устного опроса о том, что мы усвоили вчера и в предыдущие дни.

Сам процесс обучения описывать нет смысла, скажу лишь, что стало намного легче, когда ученики перестали бояться задавать вопросы, привыкли ко мне и к такому стилю преподавания. Хотя у такого подхода есть и обратная сторона: на некоторые вопросы мне приходилось искать ответы уже после лекций и давать их детям на следующий день. Оказывается, память имеет свойство удалять знания, которые давно не используешь.

Все это время меня не покидало ощущение, что моей группе не хватает практических навыков в работе с оборудованием и ПО. Мне пришла в голову идея отвезти их на экскурсию в ЦОД, а также организовать мастер-класс с настоящим оборудованием.

Дети, узнав, что мы поедем на экскурсию в ЦОД и увидим настоящие машинные залы с боевым оборудованием, несказанно обрадовались и до последнего не верили, что поездка случится. На экскурсии мои коллеги рассказали, как устроены инженерные системы центра, резервирование, как работает питание и охлаждение, какие бывают типы серверов, сетевого оборудование и СХД. А потом провели мастер-класс на специально выделенном оборудовании и вместе с детьми настроили серверы, установили ОС и разобрались в сетевых настройках и мониторинге. В конце детей ждал конкурс с тематическими вопросами и подарками с корпоративной символикой. Впечатлений была масса, все ходили буквально с открытыми ртами и радовались так, как могут только дети. Это было классно!

Первая самостоятельная работа

В последний день первой недели я дал ученикам задание спроектировать техническую и сетевую архитектуру по вымышленному ТЗ вымышленного заказчика, разработать необходимые артефакты и разместить их в конфлюенсе. Группу разделили на две команды с лидерами. Лидер должен был организовать работу своей команды, составить план работы, распределить ответственность и контролировать исполнение, корректируя план, если необходимо.

Полное ТЗ под спойлером

Вчера я познакомился с одним странным персонажем, он оказался сотрудником BigCorp. Я рассказал ему, что по работе занимаюсь ИТ-архитектурой. Он предложил мне поучаствовать в разработке технической архитектуры системы, связанной со сбором биометрических данных населения. Я обещал подумать над реализацией проекта.

Сегодня с утра позвонил этот мужик и напомнил про работу. Он вкратце рассказал мне о проекте, я быстро записывал и не уверен, что данные полные и достаточные для полноценного проектирования.

К сожалению, у меня завал на работе по другим проектам, поэтому я не смогу оперативно принять участие в проектировании решения, но, я уверен, что этим проектом будет интересно заняться тебе.

Насколько я понял, система должна состоять из следующих частей:

В зоне DMZ кластер из двух виртуальных серверов с ролью балансировщиков. У каждого сервера должно быть по восемь процессорных ядер, 16 гб оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должна быть сетевая связанность до веб серверов для сегмента B2G и веб серверов сегмента B2B по следующим портам: для сегмента B2G – 80 и 443, для сегмента B2B – 8080 и 80443.

В сегменте Application + Internet должны быть расположены три виртуальных сервера приложений кластера B2G, со следующими характеристиками: 20 ядер процессора на каждом сервере, 128 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD и пять виртуальных серверов приложений кластера B2B, со следующими характеристиками: 28 ядер процессора на каждом сервере, 190 гигабайт оперативной памяти, 200 гб SSD. От этих серверов должен быть доступ кластеру серверов приложений в сегменте приложений по 443 порту. А также к уже существующему серверу отчетов по порту 1521.

Кластер серверов приложений в сегменте приложений состоит из 12 виртуальных серверов следующей конфигурации: 16 ядер процессора, 64 гигабайта оперативной памяти, 100 гигабайт SSD. От серверов приложений должен быть доступ к серверам баз данных по порту 1521, к серверам файлового хранилища по порту 389 и к существующим серверам резервного копирования по порту 389.

В сегменте баз данных должны располагаться следующие серверы: кластер баз данных Oracle, состоящий из двух физических серверов следующей конфигурации: два процессора по 40 ядер в каждом, 512 гигабайт оперативной памяти, 3тб SSD. От серверов баз данных должен быть доступ к существующей системе сбора отчетов по 443 порту и к существующей системе учета финансов по порту 8080. Также, должен быть доступ к системе резервного копирования по порту 1521. Также в этом сегменте должен быть расположен файловый сервер, на борту которого нужно не меньше двух процессоров, 32 гб оперативной памяти и 10 тб SAS жестких дисков. От файлового сервера необходим доступ к системе резервного копирования.

Для доступа администраторов необходимо развернуть терминальный сервер, виртуальную машину с 12 ядрами процессора и 64 гигабайтами оперативной памяти, диски можно сделать объемом в 500 гб SAS. От терминального сервера должен быть организован доступ ко всем вновь внедряемым компонентам системы по 22 порту и порту 3189.

Чтобы попасть на терминальный сервер необходим сервер VPN, в зоне DMZ, к которому будут подключаться администраторы из интернета. Я забыл стандартный порт подключения к терминальным серверам на Windows, но ты же помнишь, укажи его пожалуйста.. Думаю, 4 ядер и 8 гб оперативной памяти будет достаточно.

Чуть не забыл, необходимо сделать георезерв всех компонентов во втором ЦОД. Для экономии средств, сделаем в два раза меньше ресурсов у всех компонентов в резервном ЦОД. Не забудь организовать сетевые связи между серверами баз данных и файловыми хранилищами, для синхронизации данных и указать все эти машины в опроснике. Над георезервом нужно будет хорошенько подумать, не упусти этот момент.

Накидай архитектурные артефакты, необходимые для выделения ресурсов под систему и сделай пространство в конфлюенсе, чтобы документы можно было удобно хранить и показывать заказчику.

Он также скинул мне пример опросника, в который нужно внести данные о сайзинге и матрицу доступа. Я отправил их тебе по почте.

Дело очень срочное, у тебя есть всего три часа. Этот парень не любит шутить, а я уже пообещал ему подготовить документацию сегодня до обеда, не подведи меня.

Читайте также: