Как помочь подростку приобрести уверенность в себе склонности и интересы подростков в выборе профессии

Обновлено: 16.05.2024

Чтобы помочь ребенку определиться с профессией, нужно долго с ним разговаривать (и лучше без токсичных фраз ), вместе пытаться искать путь к успеху (и обсуждать, что вообще такое — успех), изучать перспективные профессии, спрашивать совета у специалистов, пробовать, ошибаться и считаться с мнением подростка, даже если оно отличается от вашего. Вспоминаем все, что мы уже писали на эту тему, и отвечаем на главные вопросы родителей.

Когда нужно начинать профориентацию?

Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.

Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.

С чего тогда начать? С профориентационного теста?

Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.

Важно понимать, что профориентация, особенно в современном мире, — это не столько выбор конкретной профессии (профессии сегодня очень быстро трансформируются, исчезают и возникают), сколько набор оптимальных факторов: с людьми человек будет работать или с техникой, в корпоративной среде или индивидуально, насколько важны для него социальная защищенность и творческое самовыражение и так далее. Для всего этого очень важно понимание особенностей личности, и консультация психолога может стать здесь хорошим подспорьем.


Чем я ещё могу помочь ребёнку? Хочу подойти к принятию решения серьезно

Первое, что вы можете сделать уже в раннем возрасте, — разговаривать и наблюдать: что ребёнку нравится? Увлечения и даже манера поведения так или иначе говорят о личности, и из этого можно сделать выводы о том, что подойдет человеку в будущем.

Желание все время играть в больницу может и не означать, что ребёнку подходит профессия врача, но, возможно, говорит о том, что ему важно проявлять заботу и брать на себя ответственность во взаимодействии с людьми. Если ребёнок хорошо улаживает конфликты в компании или лидирует в коллективе, это может быть сигналом того, что ему неплохо будет развивать управленческие навыки. А увлечение компьютерными играми может значить, что ребенку интересна эта сфера, — тогда почему бы не узнать про возможности карьерного развития в ней?

Будьте чуткими и прислушивайтесь. Предложите ребенку узнать о профессиях, связанных с тем, что ему интересно, где его увлечения и склонности могут быть применимы. Если вы не знаете многого об этой сфере, предложите сделать исследование вместе. Вы можете узнать о перспективах, о которых и не догадывались.


Пора решать, куда идти учиться, а ребёнок ничего не знает и не хочет

В таком случае принцип сохраняется тот же, что и в предыдущих пунктах, но с условием сжатых сроков. Если решите обратиться к психологу, дайте знать сразу, что времени у вас мало. Постарайтесь акцентировать внимание на вашей цели и получать как можно больше информации о сферах, связанных с конкретными увлечениями. Даже если это увлечение — гулять с друзьями во дворе (в этом случае, возможно, стоит обратить внимание на сферу коммуникаций). Также если есть возможность дать ребенку чуть больше времени и остаться в школе до 11-го класса, разумнее будет принять это решение.

Главное — не давите на ребенка и не принимайте решения за него. Не знать, кем ты хочешь стать, — нормально

Так же нормально понять в процессе или после обучения по специальности, что нужно заниматься чем-то другим. Если у ребенка нет никаких предпочтений, можно остановить выбор на наборе специальностей широкого профиля с упором на коммуникативные навыки и soft skills, которые пригодятся в любой профессии.

Ребёнку нравится профессия, которая мне кажется бесперспективной и нестабильной. Что делать?

К сожалению, когда вы не помогаете ребёнку сделать собственный выбор, а делаете выбор за него — особенно когда он уже определился с областью своих интересов, — вы создаете и себе, и ему много потенциальных проблем. В дальнейшем они будут связаны с чувством упущенных возможностей, неудовлетворенностью собой и профессией, обидой на вас.

Переживать за финансовое и социальное будущее ребенка нормально — но учитывайте, что вы не обладаете всей информацией о доступных ему путях развития.

Например, вам кажется несерьезным его увлечение кино и театром, но в этой области достаточно специальностей, которые могут приносить стабильный доход, от кино- и театрального менеджмента до актерской работы в цифровых проектах.

Ребенок выберет путь практического применения своих навыков сам, когда понятия, которыми оперируете вы — стабильность, прибыльность, — станут ему доступны

Ваша задача сейчас — быть поддержкой и помочь определиться с направлением, которое поможет раскрыть потенциал личности и приобрести уверенность в себе.


Есть ли эксперты по профориентации подростков, к которым можно было бы обратиться?

Форма прове дения собра ния: круглый ст ол с у частием детей.

1. Анализ отн ошения девятиклас сников к выбору будущей професс ии.

2. Значени е склонностей и с пособностей в выборе професс ии.

1. Анкетирова ние учащихся и р одителей по теме с обрания.

2. Приглашение представителей центра тру да и занятости, представителей

3. Подготовка у чащимися газеты "У чебные заведения на шего города, ра йона,

4. Написание с очинений на тему "Профессии моей се мьи".

Г. Не знаю, на чем остановиться в в ыборе профес сии.

1. Нравятся ли те бе професси и твоих родителе й или родств енников?

2. Как высказывают ся твои родител и о своей пр офессии?

6. Представлял л и ты себя на рабочем месте сво их родителе й?

7. Как ты ду маешь, в чем ну жность профессии тв оих родителей?

9. Какие качества характера те бе еще необход имо выработать , чтобы

10. Хотели бы тво и родители, чтобы ты про должил их дело ?

1. Обсуждали вы в с воей семье вопр ос бу дущей профессии вашего ребенка ?

2. Едины ли в ы во взглядах на ег о буду щую профессию с о своей

3. Считаете ли в ы необходим ым учитывать интерес самого ребенк а при

5. Будет л и он продолжать дальней шее обучение в школе или бу дет получать

6. Считаете ли в ы необходим ым учитывать его склонности и сп особности

7. Как вы относ итесь к посещению профконсуль танта и психолога при

8. О профессиях в к аких сферах деятель ности дл я вашего ребенка н е может

9. Какая помощь классного ру ководителя вам ну жна в решении д анной

10. Считаете л и вы необход имым поднимать эту проблему уже в 9 - м классе?

Представители це нтра занятости, п редставители с редних у чебных заведений,

которые пригл ашаются на вст речу, должны рас сказать о возмож ных путях

помощи семье в в ыборе ребе нком будущей пр офессии, поделить ся

информацией о востребованност и тех или иных профес сий, рассказать о

профессиях, кот орые только появляются на ры нке труда.

Специалисты должны быть гот овы к тому , что родители приду т со своими

сомнениями и у беждениями, зап росами и тре бованиями по мощи ребенку .

Поэтому их к онсультация должна б ыть убедительна и компетентна.

Выпуск газеты "Учебные заведе ния нашего горо да, района, кра я . "

Учащиеся класса работают в группах и готов ят информаци онный,

многоплановый бюллетень, знакомятс я с у чебными заведениям и, в которых

Сочинение у чащихся "Професси и моей семьи" Ре бята пишут сочине ния о

профессиях свое й семьи, своего рода, о св оем отношении к этим профессиям.

Сочинения зач итываются на род ительском с обрании.

Памятка для у чащихся и их родител ей по в ыбору профессии

Выбор професси и - важное и ответствен ное дело! Выб ирая профессию,

нужно у читывать в первую оче редь интересы ребе нка, его склонн ости,

способности, жела ния и толь ко потом семей ные традиции и интересы.

1. Дайте своему ребенку право вы бора бу дущей профессии.

2. Обсуждайте в месте с ним в озможные "за" и "п ротив" выбранн ой им

3. Рассматривайт е выбор буду щей профессии не т олько с позиц ии

материальной в ыгоды, но и с позиции морального у довлетворения.

4. Учитывайте в вы боре буду щей профессии лич ностные качества св оего

ребенка, кото рые необходим ы ему в данной спец иальности.

5. Если возникают разногласия в выборе професси и, использу йте

возможность пос оветоваться со сп ециалистам и - консу льтантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, ин аче это может об ернуться

7. Поддержива йте ребенка, есл и у него есть тер пение и желани е, чтобы его

8. Если ваш ребе нок ошибся в выб оре, не корите его за это. Ошибку можно

9. Если ваш ребе нок рано у влекся какой - то профессией, дайте ему

возможность по ддерживать этот инте рес с помощью л итерату ры, занятия в

10. Помните, чт о дети переним ают традиции отношения к п рофессии своих

Подготовка у чащихся к сознательному выбору бу дущей профес сии

происходит параллельно с тру довым воспитан ием. Деятельность кла ссного

руководителя по профорие нтации ста ршеклассников вклю чает в себя нем ало

1. Темы бесе д: "Что значит п равильно выбрать профес сию?", "Как готов ить

себя к буду щей профессии?", "З доровье и выб ор профессии ", "Уровень

образования и выбор професси и", "Выбор проф ессии в у словиях рынка",

2. Экскурсии на производство, вст речи с предст ави телями различных

3. Экскурсии в п рофессиональ ные учебные з аведения.

4. Проведение к онку рса "Кто больше знает о профес сии", написание и

5. Приобщение ш кольников к к ружковым и факу льтативным занятиям,

6. Организаци я общественно полезного тру да учащихся как проба сил для

8. Рекомендац ии старшеклассн икам о даль нейшем продолже нии учебы и

профессиональ ной подготов ке . Помощ ь в выборе проф иля обучения.

Трудовая и общ ественно полез ная деятель ность ребенка в школе и грает

большую роль в дальнейшем процес се социализац ии личности: в вы боре

профессии, при обретении ду ховных ценностей, вз аимоотношени ях с

разными людьми, ст ановлении характе ра. Сюда можн о отнести и попадание

молодого челове ка в современн ые условия рыноч ных отношени й, умение

защитить собствен ную жизненну ю позицию, полу чение экономиче ских и

политических з наний о жизн и общества, развитие правово й кул ьтуры.

Последнее время большой интерес с о стороны ста ршеклассников

проявляется к та кой тру довой деятельности, как дизайн в быту и на

производстве, изг отовление ме бели, украшен ий, вязание и шитье, разведение

экзотических растен ий, ландшафтн ый дизайн, са доводство и цветоводство;

разведение различных жив отных, коллекцио нирование. Так ие виды

деятельности тр ебуют допол нительных з наний, приобрете ния определен ных

Школа должна за ботиться об обоснованном в ыборе профес сии ее

выпускниками, формировать в них определенные кач ества, дающи е

возможность быть востребова нными на ры нке труда, само определиться

профессиональ но и социально. Н есмотря на то, чт о взрослые стараютс я

помочь моло дому человеку в выборе своей буду щей профессии,

окончательное реше ние принима ет он сам и в даль нейшем несет

Первый способ - м етод проб и ошибок, ког да человек идет вслепую, пробуя

себя в различн ых сферах деятель ности, пока не найдет ту единственну ю

профессию, кот орая бу дет приносить ем у не только средств а к достойному

существованию, н о и радость т руда. На это мо жет уйти половина

Другой путь - изучение себя, своих интересов, скл онностей, свойств нервной

системы, мышл ения, памяти, вним ания — всего того, что понадобится

каждому человеку в выборе то й или иной п рофессии. Полу чив знания о себе,

можно познаком иться с миром п рофессий, у знать свои возможности в

выбираемой профессии и тре бования профес сии к человеку . Только тогда

Есть еще третий пу ть - путь в ыбора профессии св оих родителей, де дов и

прадедов. О н возможен в то м случае, если это трад иция семь и, которая

бережно хран ится и перед ается из пок оления в поколение. Для того, чтобы

поколения был и верны тра диции выбора проф ессии, нужн о много

составляющих. Но главное - это от ношение взро слых к своей п рофессии,

Представление с очинений о профессиях семей. Ребята выст упают со

статистикой по классу среди профессий родителей. Напр имер: в нашем

классе 5 врачей, 2 у чителя и т. д. Выступление гостей кру глого стола, ответы

Как помочь подростку развить уверенность в себе

Подростковый возраст словно сумеречная зона, ведь ваше чадо уже не ребенок, но еще и не взрослый. Большинство подростков растеряны, небезопасны и несознательны по отношению к самим себе. Но, будучи родителем, вы можете помочь своему подростку обрести, развить и укрепить уверенность в себе. Помните: то, каким вы сделаете ребенка сегодня, повлияет на ход всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно развивать у него самоуважение и адекватную самооценку.

Что такое уверенность в себе?

Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей.

  • Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях.
  • Также она четко отражает поступки и поведение человека.
  • Здоровое чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности.
  • Положительное развитие чувства уверенности в себе напрямую влияет на степень счастья человека.

Почему подростку необходима уверенность в себе?

Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.

  • Взаимоотношения, эмоции, давление сверстников, конкуренция и завышенные ожидания могут серьезно поколебать у подростка уверенность в себе.
  • Позитивная самооценка помогает ему добиваться своих стремлений и целей в жизни.
  • Чувство собственного достоинства помогает подростку наладить взаимосвязь и взаимоотношения, стать счастливым и внутренне сильным человеком.

Роль родителей в развитии у подростка чувства уверенности в себе

Роль родителей наиболее важна в развитии у подростка уверенности в себе. Ваша поддержка способна в долгосрочной перспективе помочь подростку сформировать собственную личность.

  • Больше всего на подростка влияют ваши действия и слова.
  • То, как вы относитесь к нему, и то, как вы учите его относиться к самому себе, непосредственно влияет на уровень его уверенности в себе.
  • То, как вы относитесь к подростку, устанавливает критерии отношения к нему других людей!

Десять советов о том, как усилить у подростка чувство уверенности в себе

В подростковом возрасте ребенок трансформируется во взрослого человека. И необходимый инструментарий, который способен помочь ему в прохождении этого чувствительного процесса, есть только у родителей (например, терпение и стойкость). Далее описываются несколько самых простых и полезных советов о том, как развить уверенность в себе у вашего подростка.

1. Демонстрируйте уважение к подростку. Не забывайте, что перед вами уже не ребенок, а почти взрослый человек, и поэтому он заслуживает уважения, как и любой взрослый.

  • Когда вы обращаетесь к подростку, всегда проявляйте уважение. Не позволяйте себе высокомерный или презрительный тон!
  • Всегда относитесь с уважением к проблемам и страхам подростка. Никогда не относитесь к его переживаниям и опасениям, как к детскому беспокойству.

2. Часто хвалите подростка. Вы должны часто хвалить ребенка. Будьте щедры на искренние комплименты.

  • Когда вы хвалите подростка за то, что он сделал что-то хорошее, это поднимает его уверенность в себе до небес и воодушевляет в следующий раз поступать еще лучше.
  • Всегда выражайте свое положительное отношение и давайте ребенку понять, как хорошо, что он у вас есть, и как вы сильно им гордитесь.

3. Избегайте критики. Старайтесь избегать критиковать ребенка, насколько это только возможно. Критика может нанести вред самооценке подростка.

  • Если вы не одобряете или вам не нравится что-то, во что вовлекается ваш подросток, найдите время сесть и поговорить с ним об этом.
  • Подростки часто принимают критику как насмешку или попытку пристыдить их. Но в случае если критика неизбежна, постарайтесь внимательно следить за своим тоном.

4. Поощряйте внеклассную деятельность ребенка. Подростку необходимо какое-то хобби.

  • Поощряйте его участие в различных видах деятельности. Подростку важно преуспевать в том, что он любит.
  • Внеклассные мероприятия – это прекрасная возможность узнать, что такое успех, победа, неудача, проблемы. Такие виды деятельности добавляют подростку уверенность в собственных силах.
  • Внеклассные мероприятия развивают позитивный командный дух и помогают научиться совместной работе для достижения общей цели.

5. Поддерживайте дружбу подростка. Вы не сможете контролировать, назначать и выбирать друзей своего ребенка. Лучше научите его уважению и принятию.

  • Взаимопонимание и уважение важны в любых взаимоотношениях. Научите подростка ценить своих друзей.
  • Круг друзей вашего подростка также влияет на его уверенность в себе. Расскажите ему о разнице между хорошими друзьями и плохими.

6. Внешность значения не имеет. Большинство подростков попадают под давление сверстников. Для них внешний вид очень важен. Они жаждут выглядеть, как модели и знаменитости, и когда не могут достичь желаемого и обрести яркую, впечатляющую и незабываемую внешность, их чувство уверенности в себе стремительно падает.

  • Важно объяснить ребенку, что внешность значения не имеет.
  • Что действительно важно, так это хорошие манеры, гигиена, ясный и здоровый ум и тело.

7. Сосредотачивайтесь на сильных сторонах ребенка. Научите подростка фокусироваться на своих сильных качествах. Никогда не сравнивайте его со сверстниками, друзьями, родными и двоюродными братьями и сестрами.

  • Ваш подросток должен осознать, что у каждого человека есть свои сильные стороны, сравнение способствует лишь соперничеству и не приносит пользы.
  • Ему также следует понять, что конкурировать необходимо только с самим собой, и прекрасный способ улучшить собственные результаты – это сосредоточиться на своих сильных сторонах.

8. Учите подростка быть сильным. Помогите подростку выработать определенный иммунитет по отношению к поддразниванию или обзыванию сверстников или других людей. Передразнивание влияет на уверенность в себе каждого подростка.

9. Обращайтесь за профессиональной помощью. Если ваш подросток страдает от серьезного недостатка уверенности в себе и это начинает влиять на его академическую успеваемость и/или социальную жизнь, вам может понадобиться помощь из внешних источников.

  • Первоначально можно попробовать найти способы решения проблемы на семейном совете с родственниками.
  • Если это не помогает, то лучше обратиться за профессиональной помощью, которая выявит реальную причину неуверенности в себе и поможет ребенку избавиться от низкой самооценки.

10. Поддерживайте подростка. Вы, вероятно, даже не представляете, насколько простые, обыденные жесты и слова могут укрепить уверенность вашего ребенка в себе. Подросток должен понимать, что в любую минуту вы готовы прийти ему на помощь несмотря ни на что.

  • Ваша поддержка может действовать как катализатор уверенности в себе вашего подростка.
  • Если ребенок знает, что у него есть поддержка и он может положиться на вас и рассчитывать на вашу помощь, он будет стараться преодолевать жизненные трудности с еще большей силой и уверенностью в себе.

Старайтесь вежливо и учтиво справляться с любыми трудностями воспитания подростка. Помните, что это всего лишь определенный этап жизни и в ближайшее время он закончится. Помните о том, что подростковые проблемы и тревоги это часть процесса взросления. Просто наберитесь терпения и помогайте своему ребенку со всей искренностью.

Уроки жизни Урок 1 Голая жена выходит из ванны и заворачивается в полотенце, муж следом за ней.

Рисунки от Lora8

Новая подборка работ художницы под ником Lora8

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Личные фото

Личные фото 16:22 03.03.2011 Фотографий: 3

-Битвы

Лучшее домашнее животное

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.

Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:

- Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?

- Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?

- Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)?

- Кем хочет стать Ваш ребенок?

- Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?

- Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?

- Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок?

Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.

В Памятке для родителей представлена информация по каждому из ключевых этапов профессионального выбора и рекомендации родителям, желающим оказать своему ребенку посильную помощь в решении вопроса "Кем стать?"

1 этап. Принятие решения о выборе профессии.

Важнейшая задача этого этапа - помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности.

На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.

Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.

Стратегия выбора профессии:

1. Проанализироватьтри основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать свой план в действие.

2. Обозначитьнесколько альтернативных вариантов профессионального выбора.

3. Оценитьвместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.

4. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.

5. Продуматьвместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Типичные ошибки при выборе профессии:

Выбор престижной профессии: В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

Отождествление учебного предмета с профессией: Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится:К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии:Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условий, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний (например, плохое зрение для водителя).

Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии:Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах:Помощь в самопознании могут оказать психолог, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

Выбор профессии под давлением родителей: Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:

- Нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим, то есть через ребенка они пытаются реализовать свою собственную мечту.

- Еще одно родительское заблуждение - представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае высший, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ - техникум - ВУЗ; работа и заочная форма обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

2 этап. Выбор учебного заведения.

Итак, после серьезных раздумий и совместных обсуждений профессия выбрана. Следующий шаг - знакомство со структурой учебных заведений города, уровнем получаемого в них образования, вступительных экзаменах. В этом вам могут помочь информационные справочники для абитуриентов, встречи с представителями учебных заведений на профориентационных мини-ярмарках, проводимых Центрами занятости населения, Дни открытых дверей, ежегодно организуемые учебными заведениями.

3 этап. Поступление в учебное заведение.

Когда вся необходимая информация собрана, шансы оценены и окончательное решение принято, начинается один из самых ответственных моментов - экзаменационная пора. Чем родители могут быть полезны своему ребенку в этот важный период?

Во-первых, абсолютной верой в его силы, возможности и способности. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на сложностях и повышенной ответственности экзаменов, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах подготовки: возможности систематизировать знания, сделать понятными неясные вопросы и т.п.

Во-вторых, в некоторых случаях полезно просто не мешать и не пытаться активно руководить процессом подготовки. Вовремя приготовленный ужин или совместная прогулка могут оказаться полезнее нравоучений. Поверьте, ваш ребенок осознает значимость ситуации ничуть не меньше, чем вы, так как он ответственен за ее исход.

Важно, чтобы ребенок был уверен в том, что неудача не умаляет его человеческого достоинства, а процесс подготовки можно совершенствовать и добиваться положительного результата.

Сохранение работоспособности в период подготовки к экзаменам

Чтобы сохранить высокую работоспособность, надо уметь отдыхать. Помогите ребенку организовать свой рабочий день, эффективно чередуя время занятий и отдыха.

В этом поиске родители - самые надежные и верные помощники!

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессии в течение жизни. Некоторые люди на всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пути пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности,- это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

Читайте также: