Как получить профессию военного водителя

Обновлено: 02.05.2024

Шофер — одна из самых ответственных профессий. Ведь работник ручается и за человеческие жизни, и за многообразие перевозимых грузов, и за состояние управляемого транспорта, и за точность следования маршруту, скорость машины. Обязанности военного водителя перекликаются с данными, общими. Но в то же время и отличаются специфическими чертами.

Военный водитель — кто это?

Мы будем говорить в статье об обязанностях военного водителя автомобильного средства . Вид войск — сухопутные. Штатное звание — рядовой. Основных орудий труда у него два — система управления транспортным средством и инструменты водителя.

Цель работы — обеспечение безопасного и эффективного вождения вверенной машины при перевозке личного состава и грузов (средств технического, материального обеспечения), необходимых в повседневной жизни и боевой обстановке.

обязанности военного водителя

Подготовка специалиста

Чтобы выполнять обязанности военного водителя ВС РФ, нужно иметь общее основное образование. На данную должность назначаются лица, не только прошедшие необходимую подготовку, но и имеющие стаж вождения автосредства.

Во время военной службы по контракту военный водитель правомочен повышать свое мастерство до 1-го класса, открывать иные водительские категории. Что касается армейской должности, может быть повышен до зам. командира автотранспортного взвода.

обязанности водителя военной техники

Обязанности военного водителя

Теперь переходим к самому главному. Обязанности водителя военной техники следующие:

обязанности военного водителя вс рф

  1. Быть в курсе технических возможностей подведомственного ТС (транспортного средства), твердо знать правила его эксплуатации.
  2. Справляться с машиной в любое время суток, при любой погоде.
  3. Содержать технику исправной, в состоянии полной боевой готовности. Стараться разумно продлевать срок службы машины.
  4. Досконально знать и соблюдать ПДД, а также сигналы, команды управления и регулирования.
  5. Одна из главных обязанностей военного водителя — не передавать руль ТС третьему лицу.
  6. Курить, принимать пищу и напитки во время езды запрещено.
  7. Быть в курсе объема и периодичности работ по техобслуживанию (ТО) ТС, а также межремонтного ресурса (пробега), общего срока службы как всей машины, так и отдельно аккумуляторных батарей, шин.
  8. Добросовестно выполнять работы по ТО, текущему ремонту подведомственного транспорта. Проводить спецобработку машины.
  9. Знать нормы расхода, оптимальные для ТС виды горючего, смазочных и иных эксплуатационных материалов. Экономно использовать перечисленное, стараться не допускать перерасхода.
  10. Уметь определять, обнаруживать и устранять основные причины неисправностей транспортного средства. Не допускать поломок. При обнаружении последних обязателен доклад командиру. Далее неисправность следует попытаться как можно скорее устранить собственными силами.
  11. Повседневная обязанность военного водителя — перед выходом из автопарка убедиться в удовлетворительном техническом состоянии машины. Особое внимание уделяется рулевому управлению, тормозной системе, тягово-сцепному устройству, шинам. Далее — стеклоочистители, внешние световые приборы, зеркала заднего вида, чистота и надежность крепления номерных знаков.
  12. При себе военный шофер должен всегда иметь: водительское удостоверение, путевой лист, документ, удостоверяющий личность. Если машина транспортная, то и лист эксплуатации.
  13. Знать и соблюдать правила загрузки ТС, посадки и перевозки людей, размещения, крепления и укладки грузов.
  14. В целости и сохранности вовремя доставлять людей, грузы в заданную локацию.
  15. Уметь ориентироваться на местности, пользоваться навигатором, картой маршрута.
  16. Своевременно заполнять, сдавать в техническое подразделение путевой лист.
  17. Соблюдать общие правила безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте, эвакуации машины.

Требования к специалисту

Чтобы выполнять обязанности военного водителя по уставу, специалист должен отличаться следующим:

  • Высокий уровень ответственности.
  • Умение принимать верное решение за короткий срок.
  • Дисциплинированность.
  • Исполнительность, трудолюбие.
  • Способность к различению основных цветов.
  • Сохранение концентрации и внимания при усталости, утомлении.
  • Хладнокровность при различных внешних воздействиях.
  • Высокоскоростная зрительная адаптация.
  • Хорошая координация движений.
  • Устойчивость и быстрое переключение внимания.

обязанности военного водителя устав

Обязанности военного водителя перекликаются с обязанностями гражданского. Однако служба в ВС РФ и для шофера связана с рядом специфических моментов.

Одной из самых распространённых профессий является служба водителем, которая подразумевает под собой некоторые нюансы. Это гражданская специальность, которую очень часто можно встретить и в армии. Служба предполагает не только перемещение каких-либо людей или грузов, но и ответственность за тот же автомобиль. Солдат должен отслеживать и техническое состояние. Попасть на такую службу можно как по обычному призыву, так и по контракту. В любом случае, перед этим нужно рассмотреть некоторые плюсы и минусы такой службы.

Водитель во время срочной службы

Как стать водителем во время срочной службы в армии? Сделать это может каждый юноша во время распределения по войскам, но главным условием для рассмотрения кандидатуры на данную должность является наличие водительских прав и навыков вождения габаритной техники. Но даже в этом случае никто не даст 100% гарантии, что солдат получит данную должность.

Обучение вождению

После прохождения службы срочник получает документ, который подтверждает прохождение обучения. Но такая возможность рассчитана для тех солдат, которые в перспективе продолжат служить в армии водителем на контрактной основе.

Таким образом, перед тем, как пойти служить водителем в армию, молодой человек еще на гражданке должен получить водительские права с категорией C, D, E. Имея соответственную категорию и навыки вождения грузовым транспортом, юноша будет иметь преимущество перед остальными солдатами при распределении из военкомата в воинские части.

Подготовка военного водителя


Программы подготовки военных автомобилистов ДОСААФ позволяют изучить:

  • основные особенности эксплуатации автотехники в ВС РФ;
  • устройство и принцип действия всех основных узлов и агрегатов автомобиля;
  • возможные неисправности, возникающие при эксплуатации, способы их устранения;
  • особенности технического обслуживания транспортного средства;
  • общие правила безопасности при эксплуатации автомобиля и др.

Обучение по программе подготовки военных водителей в ДОСААФ для прохождения службы производится бесплатно на условиях направления от военкомата. Обычно эти направления выдаются за полгода-год до призыва. Такое обучение могут проходить только молодые люди мужского пола, достигшие 17 лет, признанные годными по состоянию здоровья и морально-психологическим качествам, подлежащие призыву на военную службу.

Как показывает практика, обучаться лучше по месту жительства в период до службы в ВС РФ. Исключением могут стать водительские категории Е и СE. Они весьма востребованы в современной армии, и при дефиците квалифицированных сотрудников военнослужащим нередко предлагается дополнительное обучение с присвоение этой категории.

По каким критериям происходит отбор водителей

Как стать водителем транспортного средства в армии? Отбор на должность водителя происходит по двум главным критериям: медицинскому и профессиональному.

По медицинским показателям кандидатов отбирает военно-врачебная комиссия, опираясь на общее состояние здоровье призывника.

Осмотр в военкомате

Профессиональный отбор подразумевает изучение всей предоставленной документации о профильном образовании, а также о наличии практики в вождении автомобиля.

Для успешного прохождения медицинской комиссии призывник должен иметь рост не меньше 155 см, хорошо слышать речь, произносимую шепотом, а также получить категорию годности не ниже Б-3. Данная категория присваивается при незначительных отклонениях здоровья, таких как стоматологические болезни, аллергии и другие несущественные проблемы.

Водитель в армии также должен иметь отменное зрение и хорошо воспринимать все цветовые гаммы. Не допускают к рулю призывников с выявленным дальтонизмом или дихромазией. Могут быть призваны граждане с близорукостью не больше 6,0 дтпр или дальнозоркостью не больше 8,0 дптр.

Проверка зрения

С точки зрения профессиональных навыков гражданин должен обладать трудолюбием, дисциплинированностью, интересом к технике и обязательно уметь принимать решения в самые кратчайшие сроки. Также немаловажны координация рук и ног, стрессоустойчивость и высокая работоспособность.

Воинские должности для замещения военными водителями

Согласно утвержденным Министерством обороны России нормативным актам, типовые должности военных водителей относятся к замещаемым из числа военнослужащих по призыву и по контракту для категорий рядового и младшего командного состава. В частности, действующий Перечень тарифных разрядов по воинским должностям военнослужащих, определяющий размеры окладов по ним, а также соответствие их типовым воинским должностям, содержит упоминание водительских специальностей в диапазонах тарифных разрядов со 2 по 4:

  • 2 разряд — воинские должности водителя автотранспортного средства (АС);
  • 3 разряд — воинские должности механика-водителя, в том числе пусковых установок ракет, боевых машин, а также старшего водителя;
  • 4 разряд — воинские должности механика-водителя самоходных пусковых установок стратегических ракет, начальника автодрома.

Следует отметить, что замещение военнослужащими-водителями определенных воинских должностей также привязано к требованию наличия соответствующего образовательного уровня:

  • основное общее образование — водитель АС;
  • среднее общее образование — механик-водитель (в т.ч. машины на базе танка), а также старший водитель;
  • среднее профессиональное образование — старший механик-водитель (в том числе самоходной пусковой установки стратегических ракет).

Официальный сайт Министерства обороны РФ содержит следующий перечень военных должностей, относимых к водительским:

  1. Аппаратчики.
  2. Бульдозеристы.
  3. Водители АС, автотехники РВСН.
  4. Водители-экскаваторщики.
  5. Водители-электрики специальных машин связи.
  6. Водители-электромеханики автоматизированной контрольно-испытательной подвижной станции (КИПС), в том числе для подразделений ПВО Сухопутных войск.
  7. Крановщики (машинисты автомобильных кранов).
  8. Механики-водители боевых машин пехоты, подразделений охраны, боевой разведывательно-дозорной машины (БРДМ).
  9. Механики-водители колесных бронетранспортеров, многоосных дизельных автомобилей.
  10. Механики-водители танка (в т.ч. плавающего танка), ТММ (тяжелого механизированного моста).


В качестве отдельных воинских должностей выделены водительские специальности, отнесенные к Воздушно-десантным войскам (ВДВ). Помимо водителей автотранспортных средств, в их числе механики-водители боевой машины десанта, водители-крановщики, трактористы-бульдозеристы. Ко всем из них предъявляются особые, серьезно повышенные требования по здоровью, наличию парашютной подготовки и т.п.

В плане воинских званий, соответствующих типовым должностям военных водителей, штатными являются звания рядовой, реже — ефрейтор. Для должностей типа старший водитель, старший механик-водитель в армии минимальным званием является ефрейторское. На практике эти должности обычно замещаются военнослужащими в сержантских званиях.

В то же время должности, связанные с командными функциями (старший машины, начальник автоколонны и т.п.), в структуре ВС РФ, как правило, отнесены к замещаемым категориями прапорщиков и офицеров. То есть они напрямую никак не относятся к тем, кого принято считать военным водителем.

Обязанности водителя в армии

Обязанности солдата на должности водителя в армии заключаются в следующем:

  • Регулярный осмотр транспортного средства, которое было доверено солдату и проверка целостности всех его комплектующих;
  • Ведение контроля за количеством бензина, масла и других жидкостей;
  • Предоставление отчета по расходу бензина ежедневно;
  • Отслеживание наличия и целостности всех инструментов, которые могут пригодиться в ходе ремонта транспортного средства (шланги, предохранители, отвертки, знак аварийной остановки и прочее);
  • Контроль наличия и состояния аптечки и огнетушителя.

Что же делают водители в армии еще, помимо всего вышеперечисленного? Перед тем, как выехать из автопарка водитель обязательно должен убедиться в том, что автомобиль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Наибольшее внимание стоит уделить тормозной системе, шинам, рулевому управлению. После этого производится осмотр зеркала заднего вида, стеклоочистителя, крепления номерных знаков и световых приборов.

Проверка транспорта

Согласно воинскому уставу водитель на службе в армии не должен передавать управление транспортным средством третьему лицу. Также строго запрещается во время движения на автомобиле курить, употреблять продукты питания или напитки.

После выезда из автопарка при водителе должны быть водительское удостоверение, путевой лист и документ, подтверждающий его личность.

Какая категория управления т/с наиболее востребована в армии?

Наиболее востребован водитель в российской армии с категорией С и В. При получении категории В призывник может рассчитывать лишь на правление легковым транспортным средством и будет заниматься перевозкой руководящего состава. С наличием категории С возможности его расширяются и солдат может получить в распоряжение БТР, сложную военную технику и прочее.

Водительское удостоверение

Но, при получении в распоряжение техники на плечи солдата ложится большая ответственность, ведь за любые огрехи будут спрашивать именно с него. В случае поломки транспортного средства отвечать за ее ремонт будет водитель.

Должностная инструкция

Составление инструкции


Каждая рабочая профессия имеет свои инструкции, нарушение которых чревато наложением административного наказания и уголовного в зависимости от характера последствий. Водитель-электрик также имеет должностные инструкции, которые в полной мере прописаны в документах от генерального директора компании или руководства воинской части. В зависимости от ситуации и особенностей транспортного средства положения, права и обязанности, а также ответственность работника могут быть видоизменены.

Плюсы службы водителем в армии

Водитель в армии – почетная должность, которая дает срочникам много привилегий и преимуществ. Таким образом, стоит выделить основные положительные стороны подобной службы:

Водитель военного КАМАЗа

Негативные стороны службы водителем

Служба в армии водителем – ответственная задача, которая требует от солдата максимальной концентрации. Хорошее проявление себя даст возможность пойти вверх по карьерной лестнице. Но, несмотря на все прелести работы, существуют и некоторые негативные моменты данной должности:

Таким образом, мы разобрали как служат срочники на должности водителя в армии. Данная профессия требует от солдата большой ответственности за перевозку людей и грузов. Перед выездом из автопарка водитель обязан проверить транспортное средство на предмет его исправности. Хорошо себя зарекомендовав в качестве водителя, у солдата появится возможность остаться на службе на контрактной основе с возможным последующим повышением по карьерной лестнице.

Денежное довольствие

Специалисты, служащие по контракту, получают до 40 тыс. рублей в месяц. Работники компаний в зависимости от графика могут заработать и до 70 тыс. рублей в месяц, что зависит от количества рабочих дней и региона проживания.

Обязанности водителя-электрика составлены в соответствии с законодательством России. Здесь учитываются не только обязательные действия по отношению транспортного средства, но и безопасности пассажиров.


Гражданин РФ, военнообязанный или проходящий службу в подразделениях Вооруженных сил России, в обязательном порядке должен иметь специальное удостоверение — военный билет. Помимо личных данных, он имеет закодированное обозначение имеющейся армейской специальности или номер ВУС (военно-учетная специальность). Код ВУС содержит буквы и цифры, номер может присваиваться не только на основе полученной им профессии военного назначения во время прохождения срочной службы или по контракту, но и на основе профильного образования, полученного в образовательных учреждениях.

Зачем нужен ВУС


Каждый совершеннолетний гражданин РФ в различных ситуациях, например, при оформлении документов на работу, сталкивается с тем, что в отделе кадров требуется предоставить военный билет. Если гражданин достиг призывного возраста, то предъявляется приписное свидетельство, если это офицер запаса, предъявляется удостоверение офицера ВС. Из информации, указанной в этих документах инспектор отдела кадров может выполнить несколько действий. Во-первых, данные используются для заполнения личной карточки работника, а во-вторых, учитывается информация о ВУС будущего сотрудника.

Назначение определения воинских специальностей

Если гражданин поставлен на учёт в военный комиссариат по месту жительства, для него обязательно определяется специальность военного назначения. К примеру, это может быть информация об имеющейся профессии хирурга, связиста, тракториста.

Военный комиссариат должен иметь точную информацию об имеющихся в его ведении мужчин (женщин) в запасе с военной профессией. Такая информация используется в период мобилизации.Таким образом, можно быстро определить запасников в разные роды войск, основываясь на номере ВУС.

Получение военной специальности может помочь гражданину попасть в определенные рода войск, обычно это касается подразделений специального назначения. Однако, это могут быть и водители разной военной техники. К примеру, такую подготовку часто проходят юноши перед наступлением периода призыва на срочную службу.

Военно-учетная специальность может быть получена в двух основных случаях:

  • во время прохождения срочной службы или по контракту в войсках РФ;
  • после окончания образовательных учреждений, имеющих военную кафедру.

В некоторых случаях (как описано выше на примере призывников) ВУС присваивается юношам на сборном призывном пункте перед отправкой к месту прохождения службы в воинской части.

Группы должностей и расшифровка ВУС на примерах

    В личном деле и в военном билете ВУС записывается как буквенно-цифровой код. После расшифровки номера можно узнать информацию следующего содержания:
  • род войск, в которых гражданин проходил военную службу;
  • должность;
  • данные о военной профессии.

Код ВУС для разных специальностей может, расшифровывается по единому принципу. Вот несколько показательных примеров:

  • 97001 –специалист оптической разведки;
  • 31000 – специалист по обслуживанию радиотехнических и радиолокационных средств;
  • 20300 – инженер по ремонту автоматического обеспечения танков и спецоборудования;
  • 167259 642 – водитель-радист;
  • 157259 – водитель-механик зенитной установки;
  • 107654 – разведчик-водолаз разведывательного подразделения специального назначения;
  • 107746 – старший инструктор по подготовке частей спецназначения.
  • 620100 – специалист по возведению и обслуживанию сооружений различного назначения.
  • 100915А – стрелок из числа рядовых и матросов.
  • 998000А –годен к прохождению военной службы, но не имеет соответствующей военной профессии и не проходил военную подготовку.
  • 837037А – водитель военной техники с дополнительной специальностью электрика.

Как расшифровывается код ВУС

Военно-учетная специальность 425

Код ВУС начинается с трёх цифр, например:

  • 100 — стрелковые;
  • 034 — зенитно-ракетные войска;
  • 166 — инженерные войска;
  • 461 — коротковолновые радиостанции;
  • 101 — пулеметные;
  • 102 — гранатометные;
  • 106 — разведывательные;
  • 109 — снайперские;
  • 837 — водители транспортных средств категории ВС;
  • 998 —пригодный для службы в армии, но ее не проходил;
  • 999 — ограничено пригоден к службе в армии, но не имеет военную подготовку.

После первого трёхзначного кода идёт обозначение должности, обычно это более понятная информация, раскрывающая подробную информацию о профессии. Номер дополняется цифровыми главами из трех цифр, они могут повторять первые три. Вот несколько примеров:

  • 000 — без какой либо должности;
  • 001 — специалист по аккумуляторам;
  • 097 — заместитель командира;
  • 182 — командир;
  • 220 — механик, который обслуживает реактивные моторы самолетов;
  • 259 — механик-водитель;
  • 385 — эксперт по подрывным работам, которые проводятся под водой.
  • 543 — оператор;
  • 673 — специалист по измерению земли и перепада высот на местности;
  • 915 — стрелок.

Для неопытного человека расшифровать ВУС достаточно сложно по причине возможности определенного сочетания цифр для обозначения конкретной специальности. Если код содержит букву, она несёт информацию об особенностях профессии:

Читайте также: