Как перехватить инициативу в разговоре при работе с агрессией и возражениями должника

Обновлено: 28.06.2024

Содержание

Причины возражений

Причин, по которым возникают возражения, существует немало. Сюда относятся и недостаточно ясные позиции одной из сторон переговоров, и сомнения в том, что принимаемое решение вообще целесообразно, и нежелание идти на уступки и т.д. Также в форме возражений могут выражаться и тактические уловки оппонента, когда он проверяет вас на прочность или просто хочет избежать решения проблемы. Возражения могут скрывать в себе требования, вопросы и даже игру на слабостях, но опытные переговорщики говорят, что если оппонент начал вам возражать, значит, у него возник к вам интерес.

Как формируются возражения?

Чтобы не попасть в такую ситуацию, вы должны всегда включать того самого внутреннего наблюдателя, который будет смотреть не только на окружающих и их поведение, но и на вас самих и то, как ведёте себя вы. Чтобы научиться использовать внутреннего наблюдателя правильно и эффективно, вы можете отслеживать свои выступления, делая видеозаписи, обращаться за поддержкой к другим людям, например, попросив кого-то из коллег фиксировать ваши ошибки в процессе ведения переговоров и т.д. Без практики здесь не обойтись, но в ваших силах научиться вести переговоры максимально быстро и эффективно – отслеживайте свои невербальные проявления, тренируйте речь, создавайте имидж и формируйте стиль поведения.

Случается также и так, что человек напрашивается на возражение своим поведением, когда действует согласно концепции: предложение – аргумент – давление. Наглядным примером этого может послужить торговля:

Главная ошибка заключается в этой ситуации в том, что концепция продавца учитывает только его собственные интересы – отсюда и возражения.

Чтобы пресечь возникновение возражений на корню, вы можете использовать какую-либо технику. Собственно, здесь мы и подошли к обсуждению некоторых деталей того, как осуществляется предупреждение возражений.

Предупреждение возражений

У одного из участников переговоров практически всегда есть какие-то конкретные проблемы, которые в тот или иной момент примут форму возражений. У другого же участника есть прекрасная возможность предупредить возникновение этих возражений через самостоятельное представление этих проблем, но представление их как положительных моментов.

Возьмём новый пример:

Конечно, отчёт в этом случае вы должны иметь на руках – тогда недостаток станет вашим преимуществом, и, вполне вероятно, ваше опоздание останется практически незамеченным.

Основное в этом приёме состоит в том, что вы не должны вызвать у оппонента негативных эмоций, чтобы не настроить его против себя ещё до начала переговоров.

Техника Сократа

Схема прихода к согласию

Фишка здесь в том, что человек не всегда до конца понимает суть того, что до него пытаются донести, и в итоге домысливает то, чего не понял. По этой причине ваш последний проверочный вопрос является крайне важным, т.к. представляет собой, пусть и перефразированную, но абсолютно точную формулировку требований оппонента. Как только ответ на этот вопрос будет получен, вам нужно окончательно сформулировать то, что вы собираетесь предложить, делая упор на те преимущества, которые несёт в себе ваше предложение для оппонента.

Используя представленные нами приёмы и техники предупреждения возражений, вы получаете возможность существенно снизить вероятность того, что оппонент вообще начнёт вам возражать.

Но суровая реальность такова, что, как мы и говорили, от возникновения трудных ситуаций, в данном случае – возражений в процессе переговоров – не застрахован никто, а значит, что и предупреждение возражений в некоторых ситуациях может не сработать – оно может оказаться малоэффективным или может случиться так, что ни одну из техник применить не удастся. В таких ситуациях вы должны использовать уже другие методы – методы работы с возражениями.

Работа с возражениями

Но как же выстраивать своё поведение, когда появляются возражения?

Основной задачей при работе с возражениями является установление причины отрицательной реакции оппонента, в чём вам неоценимую поддержку может оказать ваша интуиция (отдельные материалы по развитию интуиции вы можете почитать здесь и здесь).

Постарайтесь провести анализ того, что говорит ваш оппонент, обратите внимание на его мимику, жесты, позы, движения (вспоминаете прошлый урок?). Вполне вероятно, что собеседник и не будет скрывать своих истинных побуждений, но подстраховаться лишним не будет.

- Нет? Не вопрос! Но, будьте добры, объясните всё-таки свою позицию

После того как ваш собеседник даст вам ответ (что и происходит в большинстве случаев), вы можете усилить ход, сказав:

- Это является вашим единственным возражением?

- Я прекрасно понимаю, что вы думаете, ведь некоторое время назад я и сам думал так, но затем я понял, что…

В случае, когда возражения оппонента заводят вас в тупиковую позицию, тоже не стоит терять самообладание или падать духом. Вы можете совершенно прямо заявить, что не знаете, что ответить, и попросить оппонента объяснить, чего же он хочет. Таким образом, вы ещё раз покажете собеседнику, что стараетесь работать в тандеме, и заинтересованы не в том, чтобы выиграть любым способом, в поиске взаимовыгодного решения.

Если постараться привести эту тему к общему знаменателю, то можно выявить определённый алгоритм, которому нужно следовать, работая с возражениями.

Краткая пошаговая инструкция работы с возражениями

Итак, если ваш оппонент высказывает возражение, которое является для вас реальной проблемой (сюда же входят и случаи, когда оппонент действует агрессивно), вы должны следовать пяти основным шагам:

При помощи этих пяти шагов вы можете работать практически с любыми возражениями, хотя, конечно же, вам потребуется потренироваться.

Но совершенно иначе дело обстоит при жёстких переговорах, а также в случаях, когда вы попали в психологическую ловушку. О жёстких переговорах мы поговорим в отдельном уроке, а пока давайте уделим немного внимания вопросу психологических ловушек.

Что делать, если вы попали в психологическую ловушку?

На самом деле тема психологических ловушек очень и очень обширна, причиной чему являются два обстоятельства. Первое заключается в том, что самих психологических ловушек существует великое множество – их можно насчитать более сотни, например, ловушки несбывшихся ожиданий, негативного прогнозирования, преувеличения, иллюзорной взаимосвязи, навешивания ярлыков и множество других. А второе состоит в том, что и способов противодействия существует нисколько не меньше, чем самих ловушек.

Естественно, мы не будем в деталях рассматривать ни сами ловушки, ни контрприёмы для каждой из них, а приведём краткий список правил поведения и реагирования, которые можно назвать универсальными для большинства ситуаций, являющихся психологическими ловушками.

Если в процессе переговоров вы попали в психологическую ловушку, следуйте таким рекомендациям:

  • Признайте для себя тот факт, что вы попали в психологическую ловушку
  • Думайте не только о своих интересах, но и об интересах оппонента
  • Используйте в речи выражения, которые понятны всем участникам переговоров
  • Избегайте паники, совершения необдуманных поступков и принятия необдуманных решений
  • Произведите оценку контекста ситуации, в которой вы оказались
  • Определите то, что кажется вам наиболее опасным (страшным) в этой ловушке
  • Вспомните подобные ситуации и то, как вы уже выходили из них
  • Попробуйте сделать мысленный шаг назад, чтобы понять, на каком этапе вы попали в ловушку
  • Посмотрите на себя со стороны и поймите, в чём состоят ваши ошибки
  • Пресекайте любые попытки самобичевания и не давайте чувству вины овладеть вами
  • Не отождествляйте себя со своими поступками – помните, что вы можете выбирать, как действовать
  • Не считайте возникшую проблему трагедией – это всего лишь ситуация, в которой вы оказались
  • Примите тот факт, что не всё зависит от вас
  • Примите себя и ситуацию так, как есть
  • Избегайте чувства жалости к себе
  • Примите ответственность за сложившуюся ситуацию и постарайтесь найти приемлемый на данный момент выход из положения
  • Умерьте свои ожидания и не стремитесь быть идеальным
  • Переключитесь на тему, напрямую не касающуюся той, из-за которой вы оказались в ловушке
  • Сохраняйте уверенность в себе и плавно переходите от обороны к наступлению
  • Доверяйте своей интуиции и не давайте собой манипулировать

Это лишь некоторые приёмы, касающиеся поведения в ситуации психологической ловушки. Если вы хотите разобраться в этой теме более подробно, то можете поискать соответствующий материал в Интернете и пройти наш курс по психологии. Мы же перейдём к более близкому к теме работы с возражениями вопросу – правилам реагирования на возражения.

Правила реагирования на возражения

В любой книге, посвящённой работе с возражениями, можно прочитать, что на возражения следует реагировать конкретным образом, и мы подобрали для вас несколько базовых правил, которые должны стать частью вашей натуры профессионального переговорщика.

Реагировать на возражения правильно означает:

Если на возражения вы будете реагировать, руководствуясь этими правилами, парировать их вам будет гораздо проще: во-первых, вы и сами будете чувствовать себя в состоянии противостоять накалу страстей, будучи уверенными в себе и полными жизненной энергии, а во-вторых, ваш оппонент, видя вашу адекватную, положительную и, главное, профессиональную реакцию, будет настроен положительно по отношению к вам, а человека, настроенного в свой адрес положительно, как известно, убедить гораздо проще.

Значительно упростить свою работу с возражениями и сделать переговоры эффективнее вам поможет также очень важный этап, который должен быть включён в этап подготовки к переговорам – это подготовка к работе с возражениями. Что же он представляет собой?

Как подготовиться к работе с возражениями?

В заключительном разделе данного урока мы расскажем вам о некоторых особенностях подготовки к работе с возражениями, ведь к ней, как и к самим переговорам, можно и нужно готовиться.

Условно процесс подготовки к работе с возражениями можно разделить на два основных этапа:

  • Определение возможных возражений оппонента
  • Подготовка собственных аргументов для работы с возражениями

Немного подробнее о каждом из этапов.

Определение возможных возражений оппонента

Чтобы определить возможные возражения своего собеседника, вы должны мысленно стать своим собеседником (в НЛП это называется второй позицией восприятия). Теперь задавайте себе такие вопросы:

  • Что я думаю по этому поводу?
  • Что для меня важно?
  • Что мне не нравится?
  • Что я могу возразить?

Старайтесь сделать ваши импровизированные переговоры как можно более насыщенными возражениями, чтобы как следует натренироваться.

Подготовка собственных аргументов для работы с возражениями

Как только примерные возражения вашего оппонента готовы, вы должны подготовить свои аргументы, которые помогут вам эти возражения преодолеть. И в качестве прекрасного практического пособия мы хотим предложить вам одно очень интересное упражнение, которое направлено на формирование навыка экстренного поиска аргументов в любых ситуациях.

Любое предложение, перед тем, как оно будет выдвинуто, в обязательном порядке должно быть подготовлено посредством составления для него базы аргументов, указывающих на его преимущества.

Суть же упражнения сводится к наработке этих аргументов, для чего можно использовать мозговой штурм, ментальные карты, чек-листы и другие методы генерации идей и определения потребностей. Даже небольшая база аргументов, созданная в самом начале, по мере выполнения упражнения будет становиться все больше.

Мы искренне верим в то, что теперь вы обладаете достаточным количеством информации, чтобы не только иметь возможность проводить переговоры, но и преодолевать трудности, которые могут возникнуть в процессе их проведения.

Однако в некоторых случаях возражения могут быть только одной из проблем, причём проблемой не самой серьёзной – наибольшую сложность у многих переговорщиков, даже имеющих солидный опыт, вызывает особый вид переговоров – жёсткие переговоры, которые отличаются от любых других рядом своих собственных характеристик и особенностей. И теме жёстких переговоров посвящён пятый урок нашего курса.

Проверьте свои знания


Идеальные переговоры выглядят так: обе стороны высказали свою позицию, затем пришли к компромиссу и согласовали нюансы. В реальности все происходит иначе: стороны могут не понять друг друга, один собеседник воспринимает все очень эмоционально, другой пытается возражать рационально. Или еще хуже — оппоненты придерживаются соревновательной, а не сотруднической модели. Тогда коммуникация может стать совсем сложной.

Чтобы вести трудные переговоры, нужно разобраться, как работать с возражениями оппонента, аргументировано спорить и в целом понимать, как устроен процесс.

Разберитесь в поведенческих мотивах оппонента

Наш преподаватель, эксперт в сфере переговоров Владимир Козлов, выделяет в деловых коммуникациях три основных поведенческих мотива:

Выиграть. Это рациональная цель, человек хочет добиться от нас чего-то конкретного.

Не проиграть. Подобный мотив появляется в сложных ситуациях, когда человек защищается, не ждет от коммуникации какой-то прибыли, а хочет хотя бы снизить ущерб.

Не дать выиграть. Это эмоциональный, конфликтный мотив, в котором оппонент может даже навредить себе, лишь бы сделать плохо собеседнику. Беседа проходит иррационально.

Разобравшись в поведенческих мотивах оппонента, можно строить логику коммуникации:

Если ваши мотивы не совпали, отработка возражений бесполезна — переговоры состоятся, а договоренностей все равно не будет.

Применяйте метод Сократа

Это риторический прием, создателем которого считают Сократа. Его смысл — не спорить с оппонентом, а позволить тому самостоятельно прийти к нужному выводу. Метод не подразумевает обвинений собеседника в невежестве или каких-то других проявлений коммуникационной агрессии. Он состоит из нескольких этапов:

Оппонент высказывает свою позицию. Выслушайте ее полностью, не перебивайте.

Выразите потенциальное согласие в целом, продемонстрируйте уважительное отношение к собеседнику.

Подвергните сомнению какой-то частный аргумент. Делать это нужно с помощью вопросов, а не утверждений.

Создайте у собеседника новую позицию с помощью наводящих вопросов. Например, грамотный переговорщик построит коммуникацию так, чтобы оппонент считал себя победителем в этом споре. Несмотря на то что результаты будут выгодны переговорщику.

Чтобы использовать этот метод, нужно много практиковаться и иметь запас времени: быстро подобную манипуляцию не выстроить. Велик риск и провалить коммуникацию — если собеседник знаком с риторическими техниками, он поймет, что вы пытаетесь манипулировать им.

Подменяйте вопрос

Этот риторический прием особенно популярен среди политиков. Смысл в том, что вы отвечаете не на возражение, высказанное оппонентом, а на его немного измененную версию.

Например, собеседник уточняет, когда вы согласуете окончательный график поставок. Вы отвечаете, что да, это верный вопрос, но намного важнее договорится о дополнительном контракте и расширении поставок.

Алгоритм метода выглядит так:

Соглашаетесь с тем, что возражение или вопрос оппонента важен — это проявление уважения к собеседнику.

Замечаете, что намного важнее сейчас что-то другое. Важно показать, то вы не отвечаете на вопрос или возражение из-за его малозначительности в данный момент.

Меняете возражение на удобное вам, отвечаете уже на него.

Используйте факты, а не эмоции

Если возражения в переговорах аргументированы и рациональны, понятно, как с ними работать — в ответ нужны такие же рациональные аргументы. Проблемы появляются, когда оппонент начинает апеллировать к эмоциям.

Как правило, такие техники используют для манипуляции, например, чтобы вывести вас из себя. Или обесценить ваши аргументы — условно говоря, вы предлагаете варианты по выходу из проблемы, а собеседник отвечает, что они ему не нравятся и ему это неприятно.

Избегайте нужды

Лучший способ отлично чувствовать себя на переговорах — выиграть их еще до начала беседы. Приходите к собеседнику без чувства нужды, будьте готовы прекратить беседу в любой момент. Разберитесь, чего вы хотите от переговоров, на какие условия готовы согласиться, к какому компромиссу можете прийти, а на что точно не дадите положительный ответ.

Продумайте, что вы будете делать, если переговоры не закончатся договоренностью. Например, вы можете обратиться к другим контрагентам, потому что у них аналогичные условия.

Подготовьте бумаги, чтобы зафиксировать договоренности письменно. Это поможет избежать проблем, когда на встрече оппонент говорит одно, а затем утверждает, что вы вроде бы договорились о чем-то другом.

У вас должно быть право отказаться от любого предложения собеседника — иначе конструктивные переговоры могут превратиться в переговоры по нужде.

Перехват инициативы в жестких переговорах

Что делать, если ваша роль в разговоре с оппонентом вынуждает вас защищаться, просить или оправдываться. Если вы по своей сути мягкий и интеллигентный человек, то эта проблема наверняка актуальна для вас.

Перехват инициативы в жестких переговорах

1. Вас просят о чем-то, чего бы вам очень не хотелось делать, но трудно отказать, так как вы зависимы от собеседника.

2. Вам предлагают сделать что-либо, вы отказываете, но на вас стремятся надавить:

• Вы не хотите брать на себя ответственность?
• Похоже, что вы боитесь.
• Я подозреваю, что… – далее следует какая-либо инсинуация.

Нелишне будет напомнить, что давление можно оказывать, используя слухи, мелкие придирки, скрытые угрозы, намеки и т.д.

Конечно, самый простой путь – это сократить общение с оппонентом. Но к сожалению, это не всегда удается. Кроме того, наверняка бывали ситуации, когда вы натыкались на прессинг неожиданно, будучи совершенно к нему не готовы. Потом, конечно, вас посещали светлые мысли о том, как следовало ответить… Но момент уже упущен. Поединок проигран.

Первое, что требуется сделать, – остановить свою импульсивную реакцию и провести психодиагностику оппонента.

Еще эффективнее – начать отслеживать все изменения в состоянии оппонента, которые возникают по ходу его действий. Попробуйте перехватить взгляд: куда он направлен? Сопоставьте содержание слов с движениями рук или мимики.

Может оказаться, что собеседник смотрит не вам в глаза, а куда-то поверх вас или в сторону, а может, и вниз (ему самому неудобно за себя?). Бывает, грозные слова контрастируют с суетой рук: дергает пуговицу, бездумно перекладывает что-то на столе и т.д. Вся эта невербальная информация позволяет понять истинное состояние и мотивы оппонента.

Как только вам удалось перевести себя в состояние исследователя, можете приступать к выяснению, каким именно силовым преимуществом пользуется оппонент против вас.

Вам необходимо выявить источник преимущества оппонента над вами. Тогда вы сможете целенаправленно это преимущество ослабить.

Не тушуйтесь, внимательно изучите реакции тех, к кому эти фразы адресуются. Одно то, что вы рассматриваете этих людей, принуждает их дать вам какой-то сигнал. Очень редко случается полное единодушие наблюдателей. Наверняка найдется кто-то, кто станет на вашу защиту. Молчание же присутствующих вы всегда можете повернуть и себе на пользу.

Основное – не давайте себя сломить, спокойно и неторопливо возражайте. Ищите возможность поставить под сомнение выявленный вид силы или ослабить ее какими-либо другими приемами.

Скажем, идет ссылка на авторитет – ослабляем или авторитет, или сферу применимости суждения: мол, для данного случая оно не подходит или подходит лишь частично.

Если оппонент пользуется своим более высоким должностным положением, обратите внимание на нарушения в предлагаемых им действиях федеральных законов или внутренних приказов по фирме.

Не умаляйте его аргументов самих по себе (сохраняйте перспективу сотрудничества), а ограничивайте их применимость какими-либо объективными соображениями. Например, ваш собеседник рассчитывает на вашу поддержку за оказанные ранее им услуги. Не принижая значимости таковых, объясните, насколько вам трудно сделать то, что от вас ожидается. Подробно разъясните суть ваших проблем, покажите, почему они перевешивают силу прежних услуг. Разумеется, все это должно быть правдой.

Далее, если вы все еще недостаточно защищены, постарайтесь найти новый вид силы, где вы сильнее оппонента.

Это может быть чья-либо поддержка, прежние взаимоотношения, ваша роль добытчика заказов для фирмы и т.д.

Используйте эту силу, но не увлекайтесь атакой. Ведь для вас требуется лишь выровнять баланс сил. Как только вы выполнили задачу нейтрализации давления, ищите возможность договориться о том, каким образом можно решить проблему, что для этого необходимо сделать. Постепенно вы настроите партнера на более миролюбивый лад. Затем вы сможете обсудить, как будете взаимодействовать в подобных ситуациях впредь.

Расхожее мнение о том, что инициатива наказывает инициатора, производит обратный эффект, если речь идет об искусстве держать инициативу диалога. Сразу скажем, что это непросто. Но результаты потрясающие. Научившись раз и навсегда держать разговор в нужном вам русле и в узде, вы сможете быть хозяином положения в любом месте, обществе и ситуации.

Стоит оговорить еще в начале главы, что удерживать диалог в нужном вам контексте можно лишь научившись всему тому, о чем мы говорили ранее – разговаривать, знать, зачем вам нужна такая инициатива и уметь быть услышанным.

Есть такая малораспространенная профессия – спикер, то есть говорящий. Это адский труд, который выглядит как приятное времяпрепровождение. Человек такой профессии удерживает в своих руках процесс беседы на высшем уровне – сессионные залы правительств, конвенции, международные переговоры. Есть разновидности специализации, которые, к примеру, выражаются в ведении развлекательных мероприятий. Но удерживать публику, настроенную на просмотр шоу – это одно, а полноценно вести за собой в рамках регламента людей, готовых к дебатам – это совершенно другое. Так вот удерживать инициативу в диалоге с одним-двумя собеседниками не намного легче, чем сдерживать целый зал народных депутатов.

Когда научитесь управлять разговором с тремя людьми, дальнейшее количество собеседников уже не поколеблет вашу способность к управлению словесными баталиями.

Например, когда мы приходим за консультацией в банк и садимся за столик к менеджеру, то полностью отдаемся во власть его профессиональных знаний. Несмотря на то, что мы являемся клиентом, который может принести прибыль организации, мы всецело в данном диалоге зависим от сотрудника, который делится с нами хитростями системы. Как только мы выйдем из здания банка и через час встретим этого же сотрудника возле вокзальной кассы, то в диалоге, который может возникнуть, не останется и следа той власти коммуникативной инициативы, которой сотрудник банка, а на улице – простой прохожий. владел еще недавнее время назад.

Так что же влияет на наличие инициативы? В первую очередь, суть вопроса и область компетенции. Никогда вы не сможете удерживать инициативу в разговоре, который выходит за рамки ваших знаний. Во-вторых, предметная обстановка и окружение. Как правило, очень влияет на психологию разговора место, где он происходит. Так, у хозяина помещения всегда больше шансов стать и управляющим в разговоре. Но если диалог образуется на нейтральной территории, то взаимодействие партнеров может развиваться по сценарию одного из них.

Считается, что хозяином положения всегда является тот, кто задает больше предметных вопросов. Вот, к примеру, небольшая задачка.

У менеджера по продажам автозапчастей звонит телефон – на связи потенциальный клиент, который приступает к выяснению условий, ассортимента и цен на продукцию. Для того чтобы ответить звонящему компетентно и максимально помочь решить вопрос, менеджер начинает задавать встречные вопросы, выявляя потребность и выясняя детали – марку машины, технические характеристики составляющих и так далее. Кто в этой ситуации будет является владельцем разговора? Ответ: менеджер. Потому как именно он задает предметные вопросы, которые могут быть меньше по количеству общих вопросительных реплик, прозвучавших в беседе, но имеют существенно больший удельный вес пользы.

Инициатива, которая находится у вас в руках, может ускользать тогда, когда вы ступаете в зону, где знания или уверенность ваши недостаточно сильны. Для того чтобы удерживать нить диалога, не поддавайтесь на провокации партнера и оставайтесь на своих позициях.

Но если ваш разговор носит мирный характер, а цель его для вас – выгодно продать услугу или склонить партнера к какому-либо нужному для вас действию, то владение инициативой заключается еще и в том, чтобы подвести собеседника к решению так, чтобы тот был в полной уверенности, что сделал выбор самостоятельно.

Например, чтобы убедить начальника или руководящую группу лиц в необходимости принятия какого-либо проекта, нужно вести диалог в контексте прибыльности этого шага. Чтобы уговорить домочадцев сделать ремонт, потребуется затронуть вопросы сохранения здоровья и семейной атмосферы; а чтобы подвигнуть друзей вместо футбола посетить театр, можно прибегнуть к ценностям новизны и важности смен обстановки для поддержания дружеских отношений. То есть, как видим, чтобы удерживать инициативу разговора, нужно всегда уметь обращаться к тем ценностям, которые свойственны аудитории и имеют непосредственное отношение к теме беседы.

Если вам необходимо заручиться вниманием вашего собеседника, можно использовать следующие наработки:

Хотелось бы узнать ваше мнение вот по какому вопросу….

Мне очень интересно то, что вы говорите, но для ясности хочу прояснить следующее…

Думаю, вы не откажете мне в просьбе разобраться с таким вопросом…

В этих фразах заложено обращение к самолюбию человека, а значит, он будет весь внимание, чтобы узнать по какому же такому вопросу вы спрашиваете его мнения.

Не отчаивайтесь, если инициатива упущена. Есть множество способов вернуть ее. Самый простой – потерять интерес к разговору и тогда, оставшись в одиночестве, ваш собеседник вопросительно взглянет на вас, вот тогда и наступает момент, когда вы снова подхватываете нить и ведете ее туда, где вам нужно разворачивать беседу.

Владеть инициативой – значит быть хозяином положения и вести диалог так, как это хочется или необходимо вам. Но, учитывая, что разговор – это партнерство двух и более людей, совершенно бессмысленно кичиться инициативой и открыто верховодить. Ваш разговор тогда будет напоминать безусловную монархию и ни о каком конструктивном партнерстве речи быть не может. Позволяйте собеседникам ощущать свободу, пускайте естественность в разговор, но как только почувствуете, что суть уходить не в ту область, которая вам нужна, натягивайте нить и обрисовывайте границы. Искусство владеть инициативой является предшественником таланта словесных дуэлей. Оно уже подразумевает некую колкость, с которой можно обратиться к тому оппоненту, который более всего жаждет перехватить бразды правления. И от того, как и когда вы сможете поставить его на место, доказывая свое право на власть в беседе, будет зависеть исход всего обсуждения.

Мы очень близко подобрались к сути нашей беседы – умению побеждать в незримых атаках, и стоит сказать, что более всего наша информация рассчитана на созидательную составляющую и пригодится тем, кто проводит много времени в беседах с людьми по роду своей деятельности. И в меньшей степени мы предполагаем, что информация, представленная в следующей главе, будет использована в качестве морального оружия в бытовых войнах.

Наша повседневная жизнь заслуживает того, чтобы к ней относились с позитивом, а если уж вам пришлось столкнуться с колкостью или хамством, не давайте себя в обиду, но и устраивать баталии незачем. Там, где возможно, лучше проигнорировать ситуацию, а где требуется ответ, бить надо точно в цель, коротко и емко. Словесно, конечно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как не упустить монополию

Как не упустить монополию В этой главе собрана настоящая коллекция страшилок о том, как владельцы великих монополий пускали их на ветер. Какие выводы можно сделать из этих примеров, чтобы защитить принадлежащую вам монополию?1. Не стоит сбрасывать со счетов перспективу

2.4. Проявляем инициативу правильно

2.4. Проявляем инициативу правильно В трудовом коллективе всегда необходимо быть начеку. В любую минуту вам может представиться шанс проявить себя. Не прозевайте его. Все руководители любят инициативных работников. Свежие идеи, неординарные да и простые решения задач –

Глава четвертая Переговоры

Глава четвертая Переговоры 4.1. Ведем переговоры с начальником Самые сложные вопросы для обсуждения с начальством – просьба о прибавке к зарплате, о повышении, объяснение своего отсутствия на работе. Случается, что в организации непросто получить отпуск не то что

Глава четвёртая

Глава четвертая

Позвольте себе упустить последний шанс

3.4. Вера в себя и умение не упустить время

3.4. Вера в себя и умение не упустить время По-настоящему ценным качеством для волевого и целеустремленного человека является умение верить в себя в любой, даже безнадежной ситуации. Возможности человеческого мозга поистине безграничны, мы сами загоняем себя в

Глава четвертая

Глава четвертая Джонс миновал пляж и углубился в городской парк. Уже через час спустились сумерки, в потемневшем небе заиграли алые и фиолетовые отсветы заката, оттеняя своей красотой симфонию ночных звуков: хор сверчков и лягушек. Джонс даже остановился на мостике в

У каждой предлагаемой теории есть свое основание. Это верно и для приемов борьбы с агрессией – они взяты не с потолка. Существуют психофизиологические основы применения данных приемов. Мы с вами не будем копаться в деталях, сделаем лишь краткий экскурс в эту тему. В тот момент, когда наше сознание считывает какое-то событие как агрессивное или как то, на которое мы будем реагировать агрессивно, в нашем мозгу срабатывает цепочка внутренних событий. Человеческое сознание, которое получает агрессивный сигнал, начинает реагировать следующим образом. После обработки сигнала в коре головного мозга идет, в свою очередь, управляющий посыл в железы внутренней секреции, в данном случае в гипофиз. Мы все знаем, что в кровь выбрасывается (первая мысль, которая приходит) адреналин. На самом деле в кровь человека выбрасываются гормоны двух видов: адреналин и норадреналин. Адреналин – это так называемый гормон бегства. В животном мире в момент агрессии существо закапывается, убегает, верещит, забирается повыше на дерево, в общем, спасается бегством. Гормон второй группы – норадреналин – гормон хищника. То есть если у живого существа много норадреналина, то оно догоняет, терзает, захватывает и производит другие агрессивные действия. То же самое и у человека. У нас в кровь поступает как адреналин, так и норадреналин. Если в крови много адреналина, то естественные реакции – побледнение, холодный пот, дрожание конечностей, высокая степень волнения и т. д. Если же много норадреналина, то наблюдается стискивание зубов, сжатие кулаков, покраснение, готовность разорвать, желание подавить авторитетом – это все признаки так называемой активной агрессивной реакции. Что для нас важно? Важно знать, что в кровь всегда выбрасываются одновременно гормоны двух групп. Главное, что норма их соотношения регулируема сознанием. В зависимости от того, как реагирует человек, срабатывают железы внутренней секреции. У нас есть пауза примерно в 5–15 секунд, когда реакцию человека еще можно взять под контроль. Если в этот момент добиться разрыва стандартно-агрессивной реакции человека, то еще можно успеть рационализировать поведение человека. Даже если он к вам уже негативно настроен.

Поэтому все приемы работы с агрессией учитывают именно этот эффект – эффект управляемой паузы, в течение которой мы должны что-то сделать с сознанием другого человека.

? пытаться установить партнерство без предварительного отпора агрессии и давлению;

? соглашательство – признание права партнера на оценку нас и нашего поведения;

? допустить неконтролируемую паузу: если вы не нашлись с быстрым ответом, оппонент воспримет это как признак вашей слабости;

? формировать текст по ходу произнесения;

? использовать оправдания (в том числе на уровне интонации);

? обороняться, вместо того чтобы защищаться. Защита подразумевает активные действия и не обязательно на своей территории;

? пытаться отшутиться, не заметить нападения (фактически – спрятать голову в песок);

? начать срываться на конфликтный стиль общения.

Приемы, которые я хочу вам предложить, преднамеренно носят несколько искусственный характер. Как физические упражнения или комплексы движений на тренажерах в фитнес-клубах искусственно развивают группы мышц, так и предлагаемые нами приемы развивают способность управлять собой и партнером в ситуации агрессивного контакта. В чистом виде вы редко увидите эти приемы в переговорах, чаще они используются каскадом, одно за другим. Это отражено и в четвертом правиле.

Основные эффекты и принципы реакции на агрессию

Сначала несколько эффектов, которые следует учитывать.

Первый из них – эффект раскрутки агрессии. Если мы не отвечаем на агрессивный выпад оппонента, то мы провоцируем усиление агрессии. Партнеру, как и всему окружению, важно дать понять, какие действия они не должны предпринимать в отношении нас. В этом плане, если мы позволяем одному человеку использовать в отношении себя агрессию, мы даем повод окружающим сделать то же самое. Если вдруг однажды мы даем кому-то из окружающих отпор, то у всех возникает желание проверить – это случайная реакция или закономерность? А почему раньше он не реагировал, а сейчас среагировал? Мы снова провоцируем раскрутку агрессии. В этом плане нужно обязательно отвечать на ту агрессию, которую мы получаем.

Вместо оправдания можно использовать контролируемую паузу. Это еще один принцип реакции на агрессию. Только с этим видом реакции необходимо разобраться подробнее. Длительная неуправляемая пауза в ответ на агрессию часто создает у нападающего человека ощущение замешательства оппонента. А если пауза сопровождается еще и бегающими глазами, суетливыми движениями рук, нечленораздельными звуками, агрессор будет продолжать атаку. Он воспримет такие сигналы как подтверждение успешности собственных действий.

Второй принцип – снижения энергии. Встречный ход должен понижать накал эмоций, уменьшать желание партнера продолжить агрессию. Агрессия не может быть выключена нажатием тайной кнопки, этой эмоцией надо управлять. Негативные эмоции обладают свойством липкости, у них очень большая инерция, поэтому одним приемом ее не снять, но обозначить конструктивную динамику можно и нужно.

Тактики и приемы работы с агрессией

Теперь давайте разберем с вами конкретные тактики и конкретные приемы работы с агрессией.

Давайте попробуем воспользоваться только что описанными техниками. Я буду делать несколько агрессивных подач, а вы попробуете отбить их в рамках полученных знаний.

Все приведенные примеры – так называемые фразы компромисса. Еще раз подчеркнем, что тактики работы с агрессией не решают проблему агрессии. Они позволяют остаться в конструктивном русле переговоров, если вы их правильно применили.

На примере последней подачи мы видим еще два правила работы данной тактики.

Элемент первый: описание ситуации. Когда на вас кричат, когда вас перебивают, когда уважаемый вами партнер позволяет себе некорректные высказывания, вы даете себе право назвать то состояние, события, которые происходят.

Одна из участниц тренинга поделилась с нами такой историей.

И подача третья: «Скажите, а что вы делаете, если человек вам неприятен, а с ним приходится общаться?

Элемент первый: ваше высказывание звучит как фраза, закрывающая диалог. Очень важно, чтобы эта фраза фиксировала значимый для партнера параметр нашего имиджа в переговорах

Давайте попробуем обработать агрессию собеседника.

Элемент второй: указать на действия, которые уже предприняты либо будут предприняты для управления ситуацией. Это демонстрирует, что вы контролируете нестандартный ход ситуации. Главное – подчеркнуть, что это делается в интересах партнера! Важно ему показать, что вы учитываете не только свои интересы, не только исправляете свою ошибку, а делаете это для достижения какого-то результата.

Давайте попробуем отбить агрессивные выпады.

Но мы так делать не предлагаем, хотя учитывайте, что это тоже может быть неким вариантом работы с сопротивлением партнера.

Ну, что же, примите несколько агрессивных подач!

Ответ: «Мы всегда готовы идти навстречу пожеланиям клиента. Скажите, что в нашем взаимодействии стоит учесть, чтобы в следующий раз переговорщик более соответствовал вашим ожиданиям?

И последняя тактика, которые мы хотели предложить вам в этой книге. Эта тактика несколько неоднозначная. Подобный прием применим, только если у обоих партнеров по переговорам есть чувство юмора. Именно поэтому этот прием чаще используется в ситуации полемики, нежели в переговорах. И все-таки он срабатывает, в том числе и в ситуации обработки агрессии.

Давайте попробуем проиллюстрировать прием другими примерами и отобьем агрессивные выпады в рамках этой тактики.

В завершение разбора приемов управления агрессией в переговорах приведу небольшую историю.

Столкнувшись с агрессией в переговорах, вы вправе выбирать любой стиль, любую тактику контруправления, важно только, чтобы вы вовремя сумели осознать: это агрессивный выпад, я смогу его обработать тем или иным способом. Буду искренне рад, если материалы этой книги вам в этом реально помогут.

Читайте также: