Как отстаивать свои права на работе если манипулируют

Обновлено: 17.05.2024

Статьи о защите от манипуляций обычно состоят из рецептов типа: “Если манипулятор сказал вам то-то, ответьте ему так-то.” На мой взгляд - это не защита. Здесь я объясняю почему это так и что на практике помогает в защите.

Для начала нужно сказать, что в рамках этой статьи под манипуляцией я буду понимать скрытое воздействии на ваше поведение в интересах манипулятора. Этот термин часто понимается более широко, как любая, в т.ч. открытая попытка влияния. Например, ребенок, чтобы ему купили игрушку начинает плакать. Ничего скрытого здесь нет. Понятно, чего он хочет. Поэтому управлять ситуацией здесь намного проще. Я же буду говорить о влиянии, при котором манипулятор скрывает свои намерения.

Мне очень нравится метафорическое сравнение манипуляции с вирусом. Вирус выбирает клетку, которая подходит для него. Прикрепляется к ней и внедряет в нее всего одну молекулу. Эта молекула содержит новую программу работы клетки. Клетка воспринимает эту программу как свою собственную и начинает ее выполнять, делая все что необходимо вирусу: питать, размножать его и т.п.

Для того, чтобы понять, как защищаться от вируса манипуляции, рассмотрим каким образом манипулятор добивается от нас необходимого ему поведения. Как он "проникает" в нас и заставляет делать то, что не соответствует нашим целям и намерениям. Не говорю "желаниям", т.к. мы часто хотим не то, что нам нужно.


Со всех сторон мы получаем информацию через наши органы чувств. Кстати профессиональные манипуляторы используют не только ваши зрение и слух, но могут так же, например, поставить вам "якорь" на определенное поведение при прикосновении.

Далее весь огромный поток окружающей нас информации проходит через некий "фильтр". Это то, что обычно называют фокусом внимания. В наш "процессор", который отвечает за анализ и действия попадает далеко не вся информация, а только то, что в данный момент находится в этом фокусе. Например, если в один и тот же офис войдут несколько людей разных профессий, они обратят внимание на разные вещи. Дизайнер обратит внимание на элементы интерьера, сантехник заметит "проблемную" трубу отопления, стоматолог бросит взгляд на чью-то белоснежную улыбку, кто-то просто увидит своих знакомых, а внимание мужчин, вне зависимости от профессии, возможно привлекут симпатичные девушки и т.д.

То, что проходит наш фильтр внимания - направляется по одному из двух путей. Либо происходит анализ, принятие решений (в идеале с учетом интуиции) и действия в соответствии с этим. Либо включаются "программы" в форме заложенных в нас инстинктов, стереотипов поведения, сформированных под влиянием социума и привычек, выработавшихся у нас. На втором пути мы действуем почти бездумно и очень предсказуемо. Его, как правило, и используют манипуляторы. Для этого им нужно подать нам "на вход" определенную информацию. Кстати это не обязательно - слова. Манипулятор даже своим видом может запустить процесс манипуляции. Кроме этого они воздействуют на наши эмоции, которые очень сильно влияют на то, как настроен наш фокус внимания. Под влиянием эмоций одну информацию мы как бы не видим, не слышим, игнорируем, а другую - выхватываем из потока, хотя она возможно незначительна. Например, вспомните общение с разгневанным оппонентом. Кажется, что он "не слышит" ваших аргументов. Зато он с радостью зацепится за какую-нибудь мелочь. Затем манипулятору важно миновать путь вашего осознанного анализа и принятия решений. На схеме действия манипулятора отмечены красным.

Так почему же сценарии "скажи манипулятору вот это" малополезны:

1. Если вы понимаете, что в данный момент вами пытаются манипулировать - вы уже защищены. Раз вы размышляете, что сказать манипулятору - значит вы уже вскрыли его цели и вернули себе контроль над ситуацией. Теперь у вас есть свобода выбора реакции. В зависимости от ваших целей вы можете, например:

a. Озвучить замысел манипулятора, покрыв его голову пеплом или иными материалами и предметами
b. Просто игнорировать его действия
c. Перевести в шутку
d. Подыграть ему, если его мотивы не противоречат вашим.
e. Поскольку вы теперь знаете его скрытый мотив, вы можете использовать его в своих целях и запустить встречную манипуляцию. Но в этом случае вы уподобитесь ему.
f. И т.д.

2. На решение "что сказать и как себя повести" влияет множество ситуационных факторов: цель манипуляции, ваши личные цели, отношения в которых вы находитесь с манипулятором, окружение и т.д. Например, совет "разоблачить манипулятора" может быть удачным решением с руководителем смежного подразделения, а с вашим руководителем в такой же ситуации возможно будет лучше поступить по-другому. :) Ваша речь "с глазу на глаз" так же наверняка будет отличаться от того, что вы скажете в присутствии коллег, подчиненных или руководителей.

Тогда что действительно помогает защититься от манипуляций? Как защитить те уязвимые места, которые отмечены на схеме?

1. Диагностика.
Знание этих симптомов помогает еще "на входе" (см. схему) обнаружить признаки готовящегося "вторжения":

• Происходит нагнетание сильных эмоций, особенно неожиданных (гнев, веселье, угрозы, любовь, обвинение и т.п.)
• Вас ставят в неожиданную ситуацию (она может быть приятной или неприятной).
• Выдается большой поток информации, который вы не в состоянии осмыслить.
• Вам устанавливаются ограничения (по времени, вариантам ваших действий и т.п.)
• Вам даются не факты, а готовые оценки ситуации или человека.

В этих ситуациях сбивается ваш фокус внимания и вас выводят из равновесия либо направляют ваш мозг по ветке быстрых рефлексивных реакций. "Что тут думать? Прыгать надо".

Примечание: Я не призываю вас под микроскопом рассматривать каждую эмоцию или слово, сказанное вам. Не забывайте о здравом смысле. Однако будьте начеку :) В этих ситуациях полезно задаться вопросом: “что ты хочешь, чтобы я сделал?”.

2. "Прививки".
Что помогает нам удерживать фокус внимания на том, что нам нужно? Это наши собственные намерения. Из всего потока информации наш мозг считает наиболее существенным то, что помогает или явно мешает осуществить наши намерения. А намерения, в свою очередь, формируются нашими собственными целями. Поэтому:
• Определитесь со своими жизненными целями.
• Разбейте стратегические цели на тактические.
• Держите их в поле своего зрения постоянно.
• Не делайте ничего, что не направлено на их реализацию.
• Не особо распространяйтесь о своих целях.

Выбросите любой из этих пунктов – и вы “просто созданы” для достижения чужих целей.

3. "Иммунитет".
Есть ли люди, более устойчивые к манипуляциям.
У вас хороший иммунитет к манипуляциям, если:
• Вам не важно, что о вас думают окружающие.
• Вы умеете говорить НЕТ.
• Вы умеете пошутить над собой.
• Вы отличаете факты от предположений.
• Вы совершенно неэмоциональны или лежите в коме.
Вот пример устойчивого человека:

4. Профилактика
Мы существенно облегчаем манипуляторам задачу, когда мы находимся в состоянии мысленного беспокойства. Т.е. когда наши мысли не сосредоточены на том, что мы делаем в данный момент времени. Вместо этого, зачастую наши мысли находятся либо в воображаемом будущем (имея дело с тем, чего еще нет), либо в прошлом, (имея дело с тем, чего уже нет).

Другими словами, мы не контролируем свой мозг. А в отсутствии достаточного контроля, мы действуем под влиянием эмоций, после чего управление берeт на себя "автопилот" (см. схему). Чем меньше мы контролируем свое сознание, тем легче его контролировать извне. Если вы еще не думали об этом, вам может показаться диким утверждение о бесконтрольности. "Ну как же! Я всегда думаю о том, о чем хочу. Ведь мой мозг - это часть меня. Такая же как рука или нога."

Тогда попробуйте засечь время и поставьте своему мозгу задачу не думать ни о чем, хотя бы 5 минут. Остановите таймер, когда поймаете себя на том, что о чем-то думаете. Ваши мысли появятся без вашего желания. Или вспомните о случаях, когда неприятные мысли "лезли" вам в голову и портили настроение. Вы что, их специально заказывали? Еще один пример. Помимо мышления мозг отвечает за то, чтобы извлекать из памяти необходимую информацию. Бывало ли у вас так, что вы не могли вспомнить то, что вам требуется в данный момент? Зато потом, когда эта информация вовсе не нужна - она вдруг выдавалась вашим мозгом. Если бы ваш подчиненный так себя вел, вы бы считали себя хорошим руководителем ? Мы еще в младенчестве тренируем движения рук и ног, чтобы научиться контролировать их, но мы не тренируем наш мозг, чтобы научиться контролировать движение наших мыслей и наши эмоции.


Там же приведены примеры манипуляций на работе в следующей структуре:
Симптомы: Индикаторы возможной манипуляции.
Цели: Что в данной ситуации желает достичь манипулятор
Мишени: Уязвимости, используемые манипулятором в этой ситуации

image

«Иван, здравствуйте! Вы меня простите, что оторвал вас от задач, но дело крайне важное. У нас возникла очень сложная ситуация и я просто не знаю, как быть. Есть очень-очень-очень серьезная проблема, не решив которую у меня будут проблемы. Мне нужна в этом помощь. Я долго думал, к кому я могу обратиться… (пауза). В ком я могу быть на 100% уверен и кто меня никогда не подводил… (пауза).


На самом деле все происходит более тонко, но некоторые фразочки, из предложенных мной в этом кейсе вы наверняка встречали.

Вспомните ваши ощущения, когда вы слышали подобные фразы. Вы чувствовали себя неловко и не хотели отказывать вашему собеседнику. Он погружал вас в приятную роль. В этой роли вы были благородным, ответственным, добрым,… и, естественно, вам было приятно примерить эту роль и находиться в ней. При этом, вы даже не представляли, что собеседник ставил вас в проигрышное положение: если согласитесь, вам придется выполнить просьбу собеседника, если откажетесь — собеседник изменит о вас свое мнение (он заберет у вас эту роль). Вот это и называется манипуляция.

Меняем реальность

«Однажды, в наказание за шалости и обман, тетя Полли заставила Тома красить забор длиной в тридцать ярдов.

Том впал в тоску. Ведь было субботнее утро, время свободы для любого мальчишки. Кроме того, Том опасался насмешек, проходящих мимо знакомых. Он попытался было свалить свою работу на негритенка Джима, но был уличен в этом тетей.

Тогда в голову ему пришла гениальная идея. Он решил выдать наказание за привилегию.
Том взял кисть и начал красить забор, изображая из себя человека, занятого важным и интересным делом. Когда к нему подошел мальчик Бен Роджерс и стал над ним издеваться, намекая, что Тому приходится работать, тогда как он идет купаться и играть, Том ответил, что белить забор гораздо интереснее и не каждому мальчику доверят такую ответственную работу.
Ситуация изменилась. Бен, видя с каким упоением Том красит забор, стал постепенно меняться в лице и, наконец, попросил Тома дать попробовать покрасить и ему. Том, ликуя в душе, отказал, указав на ответственность поручения. Тут Бен окончательно попался в ловушку. Он отдал Тому яблоко, лишь бы тот разрешил немного побелить забор.

P.S. Некоторые бизнес-тренера приводят пример Тома Сойера с другой стороны. То, что проделал герой с другими мальчиками, они называют “высокими лидерскими способностями Тома Сойера, при помощи которых он вовлек в работу других”. Я с этим мнением, естественно, не согласен. Мне кажется, что лидер и “кидало” — это разные вещи.

Волшебная таблетка

Манипуляцию используют как волшебную таблетку, которая поможет руководителю быстро, дешево и без усилий заставить сотрудников выполнять те или иные работы. Зачем выстраивать корпоративную культуру, зачем прорабатывать мотивационные системы, зачем развивать управленческие навыки…. — достаточно провести сеанс манипуляции и сотрудники побегут работать. Быстро, дешево, эффективно! Что еще нужно?

"… директор созывает совещание. На совещании присутствуют все руководители среднего звена. На повестке дня решение важного вопроса. Все участники профессионалы своего дела, вовлечены и готовы высказать свое мнение. Директор проводит длительное вступление, рассказывает про важность будущего принятого решения, что всем нужно его будет соблюдать и с ним жить, и, что самое главное, решение должно быть принято единогласно. Все приготовились к обсуждению…

Директор начал презентацию вариантов решения. Всего их 4. Он поочередно брал каждый вариант, рассказывал его плюсы и минусы, и озвучивал свое мнение. И тут я заметил странности.
Первая странность заключалась в том, что первые три варианта он презентовал быстро и сухо. В его презентациях было больше отрицательных характеристик, а плюсы были несущественные. Но, когда он дошел до четвертого варианта, тут то он приободрился. Он его презентовал минут 15 (столько же, сколько все предыдущие вместе), он подчеркивал правильность этого варианта, приводил много аргументов и, то ли специально, то ли случайно, упускал явные недостатки.

В общем, на этом все закончилось. Каждый из участников, которые выступали следующими, просто соглашались с выбором четвертого варианта. Никто не хотел тратить время на споры, которые ни к чему не приведут. Раз решение принято — это никому нужно…"

Сталкивались ли вы когда-то с такой ситуацией? Я неоднократно сталкивался.

Сотрудники, в свою очередь, понимают (они не идиоты), что им пытались протолкнуть под благим видом уже принятое решение и что ими попросту манипулируют. Выходом из ситуации будет взаимное недовольство, падение авторитета руководителя, проблемы с дальнейшим внедрением решения, и другие интересности.

Почему руководителю просто не объявить свое решение и не устраивать этот спектакль? На это есть свои причины:

1) Демократия
“Весь мир проповедует демократию, поэтому и я (руководитель) должен поступать демократично. Все решения я должен принимать сообща с коллегами”.

2) Вовлеченность
Совместный прием решений повышает дальнейшую вовлеченность в их реализации. И несмотря на то, что решение уже принято, руководитель пытается его протолкнуть через совещание. Тем самым, не потерять возможность выиграть вовлеченность слушателей.

4) Боязнь сопротивления
Руководитель не хочет идти силовым путем и самолично принимать решение, так как боится, что люди начнут сопротивляться.

5) Страх к принятию решений
Руководитель боится принимать самостоятельные решения, так как тогда ответственность за результат в полной мере ложится на него. Поэтому, лучше это сделать коллективно и разделить ответственность.

Итоги

Если сотрудник поймет, что им целенаправленно манипулировали — он этого не простит. Никто не простит. Манипуляция воспринимается на уровне обмана и насилия.

У руководителя, который использует манипуляцию будут работать только сотрудники, которым больше некуда пойти. А это не самые эффективные люди.

Существует множество способов управления людьми. В последнее время, правда, макиавеллиевские приемы вышли из моды, а люди начали заботиться об эмоциональном комфорте вокруг себя, в том числе в офисе. Несмотря на это, психологическая манипуляция — эффективная штука. Ее трудно заметить, и еще труднее привлечь манипулятора к ответу. Наша инструкция поможет сделать климат в компании настолько токсичным, что даже работа застопорится.

Увертюра: зачем эти манипуляции

То есть манипуляция — это технология власти, ее не применяют к добрым друзьям, ну, во всяком случае, если хотят, чтобы эти друзья оставались добрыми.

Такое воздействие в психологии относят к эмоциональному насилию, потому неудивительно, что, столкнувшись с ним, человек испытывает чувство досады, вины, обиды и в целом теряет уверенный настрой. Исследование, проведенное в бизнес-школе Манчестерского университета в 2017 году, доказало, что работа на агрессивного манипулятора — а такие ребята обычно проявляют психопатические и нарциссические черты — грозит проблемами со здоровьем. Сотрудники, которым не повезло с боссом, демонстрировали низкий уровень удовлетворенности работой и высокий риск развития депрессии. Между тем нельзя сказать, что отвратительный начальник — такая уж редкость: статистика SuperJob показывает, что с ситуациями, когда руководство портит настроение, хамит, оскорбляет и унижает, знакомы 55% из 3000 респондентов.


Если манипуляции — такая распространенная штука, у нее должна быть какая-то иная, ощутимая выгода, раз на эффективности работы это сказывается отрицательно. И эта выгода для токсичного начальника состоит в чувстве власти.

Если я могу водить людей за нос и доставлять им неприятности, я силен, я их контролирую. Хочу — эмоционально шантажирую, хочу — заставляю выполнять работу, которую они делать не собирались, хочу — расстраиваю чужие планы.

Как по нотам

Врач-психотерапевт Айна Громова рассказала о нотах манипуляции — уязвимых местах сотрудников, на которые так удобно давить плохому начальнику. У каждого человека есть пара-тройка таких ахиллесовых пяток. Ну, а боссам-агрессорам этот список позволит расширить их музыкальный репертуар.

До: страх

Как это выглядит

Частая критика и придирки добавят глубины переживаниям, особенно если сотрудник не особенно уверен в себе. Нота страха лучше всего работает на людях с повышенной тревожностью.

Ре: чувство долга

Как это выглядит

Рекомендуется применять на ответственных людях с перфекционистскими наклонностями и синдромом отличника. Они тогда тянут дикую нагрузку, а окружающие получают наглядный образ: как выглядит трудоголизм с человеческим лицом.

Ми: вина

Как это выглядит

Любая оплошность благодаря реакции начальства приобретает черты катастрофы, навсегда изменившей мир.

Сотруднику намекают на ситуации, в которых он не блеснул, на конфликты, рядом с которыми он стоял рядом или, не дай бог, участвовал. Если реальность теряет привычные очертания, это газлайтинг: манипулятор говорит о несуществующих вещах так убедительно, что начинает казаться, что это правда.

Иногда человеку кажется, что он слышит от босса оскорбительный, язвительный, слишком личный комментарий. Опять показалось! Комментарий-то нормальный, а вот сам сотрудник слишком раним, потерял чувство юмора и вообще как-то болезненно на всё реагирует. Тут многие тушуются, начинают сомневаться в своих реакциях.

Фа: самолюбие

Как это выглядит


Соль: любопытство

Как это выглядит

Манипулятор может посвящать в тайны мадридского двора, создав доверительную атмосферу, интриговать, обещать пролить свет на самые темные закоулки бизнеса. А потом внезапно делать загадочный вид, оставлять фразу недоговоренной, уклоняться от прямого ответа…

Выдав всё же сотруднику какую-то особую информацию, можно отмечать его избранность или винить за утечки.

На любопытстве можно играть, если есть цель — создать токсичную атмосферу в компании. Сплетни о сотрудниках — отличный способ превратить рабочий коллектив в филиал серпентария.

Ля: жалость

Как это выглядит

Прием действует с эмпатичными людьми, склонными к альтруизму.

Си: сексуальные провокации

Как это выглядит

Уместное или неуместное соблазнение. Манипулятор может использовать очарование, лесть или открыто демонстрировать сексуальный интерес, а вместе с ним и расстегнутую рубашку.

Типичная тактика людей, занимающихся домогательствами, — делать вид, будто их неадекватное поведение совершенно нормально, а хватать секретарей за коленки — обычная повседневная забота.

Применяется на людях, которые считают, что должны быть милыми и покладистыми, особенно перед лицом вышестоящих.

Кода: что может сделать жертва манипуляций


А психотерапевт Айна Громова предлагает насторожиться, если одни элементы корпоративной культуры вдруг начинают распространяться на вас, минуя остальных членов компании:

«Приходя на работу, вы сразу замечаете, как тут работают. Если весь офис задерживается после окончания рабочего дня, это их негласный порядок. Вы можете отказаться от работы в таких условиях или же принять их. Но если вдруг только вам поступают ночные звонки, в то время как все остальные не жертвуют сном, это значит, что от вашей фигуры здесь ждут чего-то особенного.

В качестве ответа на манипуляции есть два варианта реакции. Первый: не замечать и действовать в соответствиями с ожиданиями агрессора. Так вы сообщаете, что в отношении вас это нормальная практика. Второй вариант: установить границы, дать понять, что подобное отношение недопустимо.

Понимание своих границ начинается с умения ответить себе на вопросы: кто я такой, зачем и почему я что-то делаю.

Подобный взгляд позволяет самостоятельно оценить себя на работе, увидеть успехи и промахи. Если у вас есть четкий взгляд на себя как на специалиста и своя позиция, то манипулировать вами будет крайне сложно. Психологически зрелый человек, проанализировав ситуацию, может распознать различные элементы воздействия, увидеть, где на вас пытаются сорвать гнев, где лезут в ваше личное пространство, где дают непрошенные советы. Если вы всё время оказываетесь в зоне чужих манипуляций, возможно, нужна кропотливая работа над своими границами.

Вы не обязаны выслушивать комментарии о вашей внешности, личной жизни или испытывать тотальную вину за мелкую оплошность.

Психолог Анетта Орлова — о том, что нужно делать, чтобы противостоять в споре с начальником и коллегами по работе.


Манипулятор всегда старается скрыто использовать особенности человека, его желания, потребности, страхи, способы восприятия информации, стереотипы поведения ради своей выгоды. У каждого человека есть набор болевых точек, так называемых "красных кнопок".

Особенность этих кнопок заключается в том, что при воздействии на них у человека эмоциональная реакция доминирует, а критическая оценка ситуации, наоборот, снижается.

Точка силы. Например, вы очень любите работу. Вкладываетесь, стараетесь, делаете всё классно. Человек, который хочет вами манипулировать, посмотрит на вашу работу: материал, документ, отчёт — и скажет: "Кошмар, ты не вник в детали, ты можешь хоть что-нибудь сделать нормально?". Или так: "Если бы я так работал, то умер бы с голоду".

Манипулятор бьёт по тому, что человек считает своей сильной стороной. Наносит удар, который эту силу опровергает, причём не аргументируя никак, а просто выдавая эмоциональную фразу. У манипулятора нет задачи структурно что-то доказать, он хочет выбить вас из колеи.

В ответ нужно не бояться задавать конкретные, спокойные, проясняющие вопросы: "Я отработал большой массив информации, готов по пунктам рассмотреть, что именно непонятно или неясно", или: "Работа заняла большой объём времени, готов всё детально объяснить, с чего начнём?". Манипулятор пытается сделать так, чтобы вы впали в транс испуга или стыда. Но вы же знаете, что были внимательны к мелочам и сделали работу хорошо. Скажите об этом сразу и чётко.

Точка вины. У того, кто вырос в семье, где его часто упрекали, ругали и телесно наказывали за любой проступок, "красной кнопкой" является чувство вины. Ребёнок часто чувствовал себя виноватым. Во взрослой жизни малейший упрёк, недовольство, просто постановка задачи со стороны практически любого человека моментально лишает уверенности в своих силах. Человек сразу же возвращается в то неприятное эмоциональное виноватое состояние, а дальше кто-то реагирует пассивностью и послушанием, а кто-то, наоборот, становится разъярённым и гневным.

Манипулятор быстро чувствует людей, которые пытаются всем угодить и привыкли выполнять команды без аналитики и отстаивания своих интересов. Он будет доминировать, требовать: "Как так? А я ждал, чтобы ты сделал. Иди быстро и сделай. Мне так нужно".

Человек, у которого вина — "красная кнопка", начинает под воздействием манипулятора сжиматься, проваливаться внутрь себя. Чтобы этого избежать, нужно сделать вдох-выдох, пересесть на другое место, пройтись и задаться вопросом: какой мотив был использован? Мотив — подчеркнуть мои слабые стороны либо мотив — действительно обсудить проблему? Мотив — задать каверзный вопрос или мотив — выяснить правду?

Упирайтесь в мотив слов человека, потому что далеко не всегда другие люди нами манипулируют, не нужно утрировать. Иногда люди говорят что-то не задумываясь. И, возможно, даже и не пытаются вами управлять. Но если и пытаются — вы уже выдохнули, подумали и отвлеклись от своей "красной кнопки". Значит, она в этой ситуации уже не работает.

Точка безотказности. "Когда у меня самые сложные ситуации, я знаю, что могу обратиться только к тебе", — это манипуляция, в которой человек использует власть мольбы. Он как бы "просит".

"Красной кнопкой", на которую давит манипулятор, становятся внутренние убеждения: "мною должны быть довольны", "людям надо помогать", "людям нельзя отказывать", "надо быть хорошим человеком".

Например, у вас просят дать деньги в долг, вы отвечаете: "Извини, пожалуйста, боюсь, я не могу тебе помочь: у меня их нет". Манипулятор, вместо того чтобы принять этот ответ, возвращает вас в начало и говорит: "Я понимаю, что у тебя нет, но мне очень нужны деньги. Подумай, как мне помочь, я без тебя не справлюсь. Что тебе стоит, ну немножко хотя бы?".

Манипулятор будет специально как бы уменьшать суть — "немножко", "чуть-чуть", — чтобы вновь человека возвращать к нулевой точке, вынуждая его сдаться.

Чтобы из этого выбраться, нужно уметь переносить фокус с того, что происходит со мной, на то, что происходит между нами. Так и говорите: "Я тебе уже ответил. То, что сейчас происходит между нами, это не просьба — ты на меня давишь". Как правило, манипулятор после такого ответа прекращает давление.

Точка восхищения. Потребность в восхищении очень часто является "красной кнопкой" для человека. Если его постоянно хвалить, он будет делать всё, что потребуют.

Манипулятор быстро начинает понимать, что для этого человека комплименты и похвала являются ресурсом. Хвалить человека начинают много, а платить — мало. Манипулятор понимает, что общее количество ресурсов — 100%, значит, хвалить надо на 80%, финансово компенсировать придётся 20%.

Для людей, которые привыкли быть для всех хорошими, является проблемой назвать сумму оплаты своего труда. Они боятся, что, если они объявят адекватные деньги, к ним изменится отношение, поэтому делают гораздо больше, просят гораздо меньше. Естественно, в результате у них неудовлетворённость, а манипулятор получил ресурс.

Нужно уметь отстаивать свои границы. Говорить, что вы готовы сделать, а от чего отказываетесь. Иначе возникнет апатия, чувство использованности и раздражение.

Точка слабости. У любого человека есть недостатки, о которых он знает, но, если на них указать, человек расстроится. Слабости человека также являются его "красными кнопками".

Манипуляторы часто ищут слабые зоны. Это может быть семейное положение, отношения с мужем, финансовое благополучие. Манипулятор очень часто любит ранить, как бы ссылаясь на третьих лиц. Например, вы когда-то рассказали о том, что у вас проблемы с мужем или что у вас на прошлой работе был конфликт с коллегами. Когда у вас по какому-то критерию схожая ситуация, манипулятор специально связывает её с вашим рассказом: "Ну понятно. Поэтому тебя и там не любили", — или: "Правильно говорит твой муж, с тобой невозможно общаться".

Чтобы избавиться от этой "красной кнопки", я рекомендую делать упражнение. Напишите на листке три свои самые сильные стороны, которые вы в себе очень цените. А затем попробуйте придумать фразы, которые мог бы сказать манипулятор.

Например, если я люблю людей, для меня важны хорошие отношения, то фраза, которая может меня вывести: "Ты думаешь только о своей выгоде". "Ты хоть по трупам пройдёшь: тебе на людей наплевать". "С тобой невозможно договориться". Эти фразы, которые бьют в вашу ценность. Пропишите их, чтобы проработать свою точку уязвимости и больше к ней не возвращаться.

То же самое нужно сделать со своими слабыми сторонами. Тем самым вы сможете понять и принять свои "красные кнопки". Не нужно ругать себя за них или пытаться их скрыть, тогда во время атаки манипулятора вам не будет больно, а человек не сможет задеть вас за живое и испортить настроение.

Можно завести дневник "вредных фраз", которые активируют "красные кнопки" в общении с коллегами, партнёрами, друзьями. Это поможет вам проработать все "крючки", за которые вас пытаются зацепить манипуляторы. И вместе с этим вы сможете посмотреть на ситуацию изнутри и снаружи. Постепенно эти фразы перестанут вас задевать, а дневник станет книгой о вашей силе и мягкой твёрдости.

Читайте также: