Как отличнику выбрать профессию

Обновлено: 19.05.2024

Девушка думает

Работа — это место, где мы проводим треть жизни. Выбор сферы деятельности самый важный из тех, что мы делаем в течение жизни. Но как выбрать, если ни к чему не тянет? Как выбрать профессию по душе?

Подросткам предоставляют первый в жизни серьезный выбор. А в голове еще ветер. И мысли, конечно, о любви. Мы поступаем в колледж за компанию или чтобы быть недалеко от своей половинки. Часто бросаем учебу, потому что осознаем, что сделали неправильный выбор. Разрываемся между тем, что нравится, и тем, что хорошо оплачивается. Как правильно выбрать профессию и потом не сожалеть? Поговорим об этом.

Критерии выбора профессии

Подростки не всегда понимают, что такое профессия. У них на этот счет поверхностное, размытое представление. Нужно где-то отучиться. Куда-то поступить после школы. Немногие серьезно подходят к делу. Но даже тогда есть шанс ошибиться, потому что у подростков недостаточно навыков и знаний.

Как выбирать профессию не стоит?

  • По удобству расположения учебного заведения.
  • Вместе с друзьями или любимым человеком.
  • По престижу.
  • По настоянию родителей.
  • По детским необдуманным мечтам.

Эти факторы учитываться не должны. Смотрите глубже.

На что стоит смотреть, при выборе профессии.

  • На собственные навыки и умения: что хорошо получается.
  • На вкусы и предпочтения. Нужно оценить, насколько они постоянны, как часто менялись, какие занятия нравятся по жизни.
  • Нужно смотреть в будущее и выяснить, какую зарплату обещает должность. Как вы будете жить. При этом не учитывать возможную помощь от родственников, не учитывать возможность брака. Есть только вы и эта специальность. Проживете ли вы с таким бюджетом? Хватит ли вам на ваши мечты?

Вот три кита, на которых держится выбор профессии:

  1. врожденные способности;
  2. пристрастия;
  3. перспектива.

Отсюда нужно отталкиваться. Но есть еще много нюансов.

  • Помните: психологи советуют менять род деятельности каждые 7 лет.
  • Люди не всегда работают по специальности.
  • Высшее образование открывает больше дверей, чем средне-специальное.
  • Вы можете получить высшее образование, но не устроиться на работу в этой области.
  • То, чем вы горите сейчас, может вам разонравиться. Скорее всего, так и будет. Вкусы человека меняются.
  • Иногда родителям и учителям действительно виднее, спросите их совета.

Что делать если нет идей

Как выбрать себе профессию по душе, если не знаешь, чего хочешь? Если в голове ни одной мысли по этому поводу? Этот вопрос часто задают себе выпускники школы. Тут есть несколько опорных точек:

  • Нужно изучить, какие профессии сегодня востребованы.
  • Отказаться от стереотипа, что чем сложнее ваша специальность, тем больше вы будете зарабатывать. Сегодня мастера маникюра получают больше, чем люди с высшим образованием. Такое время пришло.
  • Нужно отделять мечты от реальности: не все хорошие певцы сегодня много зарабатывают. Таланты просто не могут пробить себе дорогу. Нужно учитывать имеющиеся связи и возможности.
  • Подумайте, чем вам нравится заниматься. Можно ли из этого сделать профессию?

Эти критерии должны навести вас на мысли.

Инженеры

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь

Если вас этот вопрос заинтересовал, уже хорошо. Многие думают, что это само собой разумеется. Вот несколько занимательных фактов.

  • Почти 60% людей не работает по специальности.
  • Только 30% населения имеют высшее образование.
  • Многие из тех, кто поступил в ВУЗ, не обладают никакими практическими навыками профессии, но приобретают их в ходе обучения.
  • Человек в среднем меняет от 2 до 7 специальностей за жизнь.

Психологи рекомендуют помимо работы завести хобби. Оно повышает вероятность продержаться на одном месте несколько лет. Просто приходит время, и психика устает от выполнения однотипных задач, рутины. Приходит время двигаться дальше, открывать новые грани. Старые увлечения, которыми вы раньше горели, больше не интересуют. Потому что вы их переросли. Меняются взгляды, приоритеты. И перемены в жизни необходимы. Чем их больше, тем полноценнее жизнь.

В том, что вы работаете всю жизнь на одной работе, нет плюсов с психологической точки зрения. Психике необходимо разнообразие.

Конечно, можно выбрать занятие на всю жизнь. Но должны быть и увлечения. И профессию тоже желательно менять. Не раз в год, но хотя бы раз в десятилетие. Это не обесценивает опыт образования. Напротив. Его нужно выбирать так, чтобы с этим дипломом вас приняли и на другие места. Опыт работы вам пригодится. Он даст право выбирать. А еще вы станете специалистом в двух-трех областях.

Работа в офисе

Какие профессии будут востребованы в будущем

Выбрать профессию в соответствии с перспективой — мудро. Только нужно, чтобы вам она ещё и нравилась.

Каждый день ходить на работу, которую вы не любите — это ад. Работа должна приносить позитивные эмоции. И не только тогда, когда вы уходите оттуда вечером. Счастлив тот, кто утром с радостью спешит на работу, а вечером с такой же радостью возвращается домой.

Как выбрать работу с перспективой? Рассмотрим профессии, которые всегда будут востребованы.

  • Стоматолог. Зубы у людей болеть не перестанут. Одна из самых высокооплачиваемых специальностей сегодня.
  • Врач. Но это не профессия, а образ жизни. Вы на работе всегда, до пенсии.
  • Преподаватель. Но работа учителя одна из самых тяжелых психологически.
  • Программист. В век компьютерных технологий точно не останетесь без работы.
  • Повар. Люди всегда будут кушать.
  • Парикмахер. Для информации: волосы растут в среднем на 1 см в месяц.
  • Мастера ногтевого сервиса.
  • Продавец.
  • Ветеринар.
  • Весьма востребованы психологи. Они работают не только с пациентами. Их нанимают для набора кадров в крупные компании. Универсальная профессия по сути.
  • Всегда не хватает водителей.
  • Летчик. Авиаперевозки сегодня пользуются спросом.
  • Агроном.
  • Каждой солидной фирме нужен бухгалтер. А это и частные предприятия, и государственные.
  • Воспитатели.

Врач

А еще нужны ученые. Кому, кроме них, совершать великие открытия?

Выбор профессии с помощью тестов: 4 важнейших теста

Выбрать профессию помогут тесты на профориентацию. Мы расскажем о тестах при выборе профессии, и вы сможете понять, в чем преимущество каждого из них.

Тест по соционике

Начать лучше с него. Он позволяет определить тип личности. Вы поймете, имеете склонность к гуманитарным или точным наукам. Также тест определяет, интроверт вы или экстраверт. Экстраверты нуждаются в общении. А для интровертов комфортнее общение один на один. Работа с людьми в аудитории будет их угнетать. Важный фактор в выборе профессии. Тип личности — это черта, которая всегда будет с вами. Тест по соционике откроет личность с другой стороны.

Опросник Голланда

Необычный, но точный тест. В таблице размещены 42 пары профессий. Выбирайте ту, что которая нравится больше. По ответам будет определен тип вашей личности.

Каждому типу подходят свои специальности. Именно в этих сферах вы сможете достичь успеха.

Методика Климова

  • человек-человек;
  • человек-природа;
  • человек-художественный образ;
  • человек-техника;
  • человек-знаковая система.

Вы поймете, в каком направлении думать.

Студент

Матрица выбора профессии

Смена профессии после 30 лет

В 30 происходит кардинальная переоценка ценностей. Первый кризис возраста, не считая детских и переходных этапов. К этому времени человек становится сформировавшейся личностью. Он пересматривает жизнь, делает выводы. Люди решаются на перемены. В том числе меняют род деятельности. И правильно, поскольку первые годы после окончания учебы приходится работать на репутацию. Мы зарабатываем рекомендации, вырабатываем навыки, получаем стаж. Дальше репутация работает на нас. Теперь остановитесь и подумайте, тем ли делом заняты.

В 30 лет начинается другая жизнь. Если вдруг решите, что занимались всю жизнь не своим делом, это не страшно. Вы уже получили образование и опыт работы. Смело пробуйте себя в другой области. Если вы оканчиваете обучение в 22-23 года, то 30 лет — это как раз то время, когда можно профессию. Прошло 7 лет и вам требуется изменить деятельность. Вам нужно понимать, что это не страшно. Вы можете вернуться к тому, в чём уже опытны. А пробовать новое необходимо для полноценной жизни. В этом помогут курсы и стажировка.

Девушка

Как выбрать правильную профессию

Суммируем вышесказанное. Стоит пройти 4 теста, которые помогут лучше узнать наклонности, способности, психотип и подходящие специальности. Далее проанализируйте возможности и наклонности. Постарайтесь выбрать специальность, отвечающую вашим потребностям.

    с людьми или уединение;
  • реализация талантов, способностей;
  • близость к дому или возможность путешествовать, находясь в командировках.

Не забудьте о зарплате. Она должна позволять жить самостоятельно, не ущемляя себя в необходимых вещах.

Учитывайте свои интересы

Помните, это основной пункт. Но он и самый изменчивый. Ориентируйтесь на прошлое. Выбирайте интересные для вас занятия. Не мимолетные, а с постоянным интересом. Если вы любите готовить и давно научились делать разные вкусняшки, а месяц назад вдруг пристрастились к танцам, то выбирать стоит кулинарию. То, что стабильно нравилось вам долгое время.

Кондитер

Проанализировать свои умения

Важно не только желание, важны навыки. О том, как выбрать будущую профессию, стоит спросить родителей, родственников, учителей. Попросите их рассказать об их опыте, попросите совета. Люди, которые давно вас знают, подскажут, к чему есть врождённые способности. Учитывайте этот фактор. Талант — это тяжёлая ноша. Реализуйте его. Иначе это будет тяготить вас. В крайнем случае сделайте из него хобби.

Проанализируйте свое сегодняшнее положение

За жизнь у вас наверняка были разные увлечения. Вы окончили школу, где в программе были любимые и нелюбимые предметы. Подумайте, чем бы вы хотели заниматься? Поразмышляйте со стороны. Представьте, что к вам пришел человек с серьезным вопросом. Он спрашивает, как правильно выбрать себе профессию. Вы будете давать советы, учитывая свои способности. Также нужно учитывать и материальное положение. Высшее образование сегодня требует больших денег. Но всегда можно попробовать поступить на бюджет.

Планируйте смело свое будущее

Какую профессию выбрать, вы уже знаете. Осталось пройти тесты, попросить совета у близких, включить в расчет навыки и желания. Будьте реалистами. Хотите стать стоматологом? Зайдите в клинику и поговорите с врачом. Пусть он расскажет об особенностях профессии. Не бойтесь трудностей. На пути к своей цели вы должны видеть не препятствия, а саму цель, ее положительные стороны.

Заключение

Выбирайте профессию, которая будет приносить удовлетворение. При этом оценивайте перспективы, учитывая худший вариант развития событий. У вас должна быть альтернатива. Не бойтесь перемен. Откройтесь навстречу чему-то новому.


Уже весна, а подросток так и не решил, куда будет поступать после выпускных экзаменов? Наш блогер Анна Шиховец пообщалась с психологом и профориентологом Марией Косинец и выяснила, как помочь ребёнку определиться с профессией.

Эти 20 вопросов могут быть разделены на два направления: профориентация и самоопределение — умение смотреть вглубь себя, определять, что интересно, чего хочется от жизни, и как эти вещи соотносятся между собой.

1. Какие критерии при выборе работы для меня важны?

Кому-то важен карьерный рост, кому-то деньги, командировки или возможность проводить время с семьей. Выпишите все критерии в столбик — это та основа, на которую можно опираться при выборе профессиональной сферы.

2. Какие формы и виды деятельности для меня в приоритете?

Важно разделять индивидуальную и групповую деятельность: кому-то комфортно работать одному, а кому-то помогать коллегам. Обычно эта разница заметна уже в школе. К ответу на этот же вопрос относятся:

  • Умственный или физический труд;
  • Мало или много общения во время работы;
  • Роль организатора или исполнителя;
  • Применение четких и стандартных решений или творческий подход.

Когда мы разберемся с этими показатели, станет ясно, из чего можно выбирать, потому что большой спектр специальностей вообще отпадает.

3. Чего я хочу и что я могу?

Еще один важный вопрос — работа на перспективу. Если ребенок выбирает для себя профессию на основе того, что он может на настоящий момент, он себя сильно ограничивает. Есть масса навыков, которым можно научиться прямо сейчас.

4. В каком формате я хочу работать?

Работать в современном мире можно по-разному: компания, фриланс, собственный бизнес. Например, быть судьёй на фрилансе нельзя, а вот юрист-консультантом — можно. Учитель не может работать только два дня в неделю, а репетитор — может.

5. В каких схемах и областях мне интересно работать?

Разделение на естественные и гуманитарные науки давно устарело. Выпускники должны понимать, что ни одна профессия не связана на 100% с конкретным школьным предметом. Ребенку может быть интересна журналистика, но не интересна литература, это нормально. Он может писать тексты про математику или технику, почему нет?


6. Действительно ли я знаю, из чего выбираю?

Обычно подростки всегда выбирают из некоторого ограниченного списка специальностей, знакомых со школы. Его важно максимально расширять. Осознанный выбор — это не выбор из 10 знакомых профессий, это изучение того, что есть в мире. На YouTube масса разборов разной профессиональной деятельности, в интернете — подборок современных профессий.

7. Есть ли смежные специальности с интересующим меня направлением?

Фокусировать все свое внимание на одной конкретной специальности не стоит. Часто ребенок себя ограничивает еще на этапе подготовки к ЕГЭ: математику и физику учить буду, литературу и биологию — нет, они же мне не нужны для поступления. Но такой подход может помешать и на этапе выбора специальности, и потом, когда может потребоваться сменить должность или род деятельности.

8. Чем занимаются представители интересующей меня профессии?

Иногда бывает, что подросток посмотрел фильм про адвоката и ему понравилось. Но кино — это, конечно, не жизнь, там мы видим все самое интересное, рутина остаётся за кадром. Лучше, чтобы ребенок знал о профессии как можно больше: вот я отучусь, приду на работу и что? Например, некоторые студенты после педвуза удивляются, что учителя еще сидят заполняют отчеты после того, как дети ушли из школы. А казалось, что в три часа педагог тоже может идти домой, а летом вообще отдыхать три месяца подряд.

9. Из скольких источников я знаю про интересующую меня профессию?

Только интернет, только слова одного человека, только фильм — это не вариант. Про одну и ту же профессию можно рассказать так, что 100% захочется стать ее представителем и так, что 100% захочется держаться подальше. Часто школы приглашают родителей или партнеров рассказать о своей работе в рамках профориентационного трека. Но всегда важно понимать: такой человек может а) быть ситуативно не удовлетворен работой б) ситуативно вдохновлять и что-либо упускать из внимания. Чем больше источников о профессии изучил ребенок, тем объективнее его выбор.

10. Могу ли я попробовать поработать сейчас?

11. А в моем городе актуальная выбранная специальность?

На этом этапе может произойти корректировка целей. Вариантов, в принципе, не так много: а) сменить вектор, если я принципиально хочу остаться в своем регионе; б) подготовиться к переезду. Конечно, многие компании сейчас работают в онлайне, но новичку найти работу на удаленке не так-то просто.

12. Что я буду делать, если конкуренция на рынке окажется слишком высокой?

В любой период существуют востребованные специальности, как следствие — рынок ими перенасыщен. Решение всегда есть, но окончательный выбор подростка будет зависеть от степени его мотивации. Программист сейчас — востребованная и популярная профессия. Поэтому тем, кто готов работать в этой сфере, должны постоянно развиваться, прокачивать свои навыки.

13. Какие знания, умения и навыки важны для данной профессии?

14. Будет ли актуальна профессия к тому моменту, когда я окончу вуз?

Изучите рынок труда, университетские программы. Важно понять, будет ли эта деятельность необходима через 5 лет. Чтобы время, потраченное на образование, не было потрачено впустую.

15. Соответствует ли эта профессия всем моим пожеланиям? (1-5 пункт)

С этого момента необходимо вернуться в начало и перепроверить исходные данные. Дело в том, что желания могут корректироваться в любой момент — и это нормально.


10 типичных ошибок при выборе профессии (да, ЕГЭ тут тоже замешан)

Например, иногда ребята выбирают групповую деятельность, потому что она снимает индивидуальную ответственность. Якобы снимает. Изучите выбранную вами профессию еще раз. Каждая наша проба — особенно вопрос № 10 — дает понимание, чего именно ты хочешь. Пока ты ни разу не пробовал управлять командой, ты не поймешь, можешь ли и, что важнее, нравится ли тебе отвечать за макро-процессы, но не делать что-либо руками.

16. Какие минусы есть в этой профессии?

24 часа и 7 дней в неделю нельзя получать удовольствие от работы, как бы нас ни уверяли в обратном. Всегда будут задачи, которые нам нравятся, и задачи, которые нам не нравятся. Осознанный выбор — это понимание всех минусов и согласие с ними. Выпишите и то, и другое, чтобы понять, перевешивают ли конкретные плюсы — минусы?

17. А смогу ли я работать на этой должности 5 лет? А 10?

Каждый день, на протяжении длительного срока, 8 часов в день человек будет заниматься определенной работой. Готов ли он к такому? Достаточно ли многообразны задачи внутри выбранной профессии?

18. А какой вуз выбрать?

19. Какие экзамены надо сдавать? И как повысить шансы на поступление?

Необходимо разобраться не только с ЕГЭ, но и с системой поступления. Узнать, будут ли дополнительные вступительные испытания. Это особенно актуально в творческих специальностях. Иногда для таких испытаний нужны заранее подготовленные материалы. Например, для поступления на журфак нужны опубликованные статьи.

20. Когда надо определиться?

Отведите определенное время на каждый из вопросов. Выбирать специальность в мае выпускного класса — поздно. Поспешные решения или выбор по остаточному принципу вряд ли приведет к чему-то хорошему.

Конечно, начать профориентационную кампанию лучше в 7-8 классе. К началу 11 класса дети по хорошему должны примерно понимать, в каком направлении будут двигаться дальше.

2021: Как выбрать профессию школьнику, и не только

Букв много. Но все интересно и по делу.

Сменить деятельность

В 35−40 лет, решившись на смену деятельности, уже взрослому человеку придется начать строить карьеру с нуля — а это, вероятнее всего, потеря и привычного уровня зарплаты, и — главное — драгоценного времени.

Но сразу скажем: лучше все же решиться, чем страдать всю жизнь. В мире есть много примеров, когда человек решался сменить сферу деятельности и достиг процветания.

Например, известный всему миру кутюрье Джорджио Армани после школы учился на медицинском факультете, но быстро потерял интерес к профессии, и затем до 30 лет работал то оформителем витрин, то закупщиком одежды… В 31 год он бросил все — и устроился подмастерьем в Модный дом Cerruti, где 7 лет учился и трудился над линиями одежды. Таково начало истории абсолютно реализованного в профессии одного из богатейших людей планеты. Подобных историй — сотни.

Поэтому присмотреться к профессии, чтоб была по душе и помогла реализовать себя, нужно как можно раньше.

И помните — всегда можно что-то изменить.

Нет, друзья. Большинство подростков по-прежнему мечтает о великом — и о том, чтобы самореализоваться, и том, чтобы прославить свою страну.

Законы лидерства учат: улучшая себя, ты улучшаешь мир вокруг. И это чистая правда. Становитесь умнее, богаче, деятельнее, счастливее — вы и ваши дела и есть слава нашей страны.

Думайте и о деньгах, и об удобстве. И слушайте свое сердце — постарайтесь найти свое призвание.

2. Не откладывайте решение на потом. Да, сменить сферу деятельности можно в любое время, однако это потребует от вас немалых усилий — отказаться от привычного образа жизни будет непросто. Сразу выбрать профессию, которая будет по душе, намного более спокойный вариант.

Обычно школьники начинают более-менее определяться с тем, что им больше всего нравится, в 9−10−11-ых классах. Уже в этом возрасте можно начать задумываться о своем профессиональном будущем и делать первые шаги в этом направлении.

Например, углубленно изучать профильные предметы в школе. Посещать очные и онлайн-курсы и тренинги. Или поступить после 9 класса в современный колледж при вузе — сразу изучать профильные специальности очно, заочно или онлайн. Чем раньше будет заложен фундамент — тем лучше.


3. Учитывать ли вопрос моды на профессию. В обществе всегда существовало неписанное деление профессий на модные и немодные, престижные и непрестижные.

— Влияние социума, конечно же, велико, — говорит старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления Лариса Грацианова.- И совсем не обращать внимание на чужие мнения может далеко не каждый. Но тут следует иметь ввиду, что мода на профессию может меняться и иногда очень быстро, а время на ее освоение требуется довольно много. При этом время — невосполнимый, самый главный ресурс человека. Я убеждена, что стоит ориентироваться не столько на престижность и модность профессии, сколько на собственные способности и интересы, а также на востребованность профессии на рынке в будущем. Бывает ведь и так, что человек, следуя своим склонностям и интересам, выбирает не очень престижную профессию, но став в ней мастером, делает ее и более престижной, и модной. Все зависит от самостоятельности мышления человека и от способности выявить свои главные преимущества. Мой совет: изучайте себя, идите своим путем и, кстати, освойте приемы эффективной самопрезентации — развивайте на рынке собственный бренд как специалиста. Так вы сможете демонстрировать свое мастерство и сделать свою профессию более популярной.


Инструкция: как определиться с будущей профессией?

1. Начните с простого.

Возьмите лист бумаги, разделите его вертикальной линей на две части. Справа выпишите все то, что бы вы хотели делать на будущей работе мечты. Слева — то, что вас не устраивает ни в каком виде.

Окиньте список свежим взглядом на следующий день и подумайте, какие профессии могут вам подойти, исходя из ваших критериев. Выпишите их внизу — постарайтесь уложиться в список до 10 пунктов — и начинайте поиск.

2. Пообщайтесь со своим любимым школьным учителем.

В идеале, если это — ваш классный руководитель. Часто бывает так, что преподаватель видит в своем ученике скрытый потенциал, который можно и нужно развивать, а сам школьник об этом даже не догадывается.

3. Пройдите профориентационные тесты.

Если определиться с будущей профессией вам еще сложно, на помощь могут прийти многочисленные профориентационные тесты — в интернете их огромное количество.

Ответив на простые вопросы, результат подскажет вам, в каком направлении искать профессию мечты.


4. Посещайте мастер-классы, мастерские и дни открытых дверей.

Никогда не знаешь, что вас захватит прямо в процессе. Вдруг вы отправитесь на занятие по анимации и неожиданно поймете, что профессия художника-аниматора, создающего шедевральные мультфильмы, — это и есть дело всей вашей жизни?

Как говорится, аппетит приходит во время еды.

5. Формируйте собственное мнение.

Конечно, мнение родителей учитывать стоит, но ваша жизнь — только ваша. И более того, она одна. Выбирайте профессию тщательно и по сердцу.


Самые востребованные профессии будущего


Корабль, имеющий курс, — дойдет до порта назначения. Без курса — заблудится в море. Так и люди. Одни знают, чего хотят. Другие ищут свою миссию всю жизнь, блуждают в людском море. Synergy Times собрал мнения экспертов по теме поиска себя.

Лариса Грацианова, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления:

— После 9 класса многие юноши и девушки еще не готовы понять, кем хотят быть. Поэтому выбор профессии в этом возрасте часто связан с социальными причинами: например, привлекательность направления в обществе или влияние семьи и друзей, а то и просто нежелание оставаться в старшей школе.

Если же такой склонности и четко определенного видения о будущей профессии нет, то уход из школы после 9 класса может вызвать сложности. Потому что в старших классах человек изучает всеобщие предметы, дающие хорошую базу для поступления в любой вуз. К тому же у 10- и 11-классников есть время и на репетиторов, и время все получше обдумать. Учеба же в колледже (который располагается, как правило, не так близко к дому, как школа) занимает больше времени. Плюс к среднеобразовательным предметам добавляются еще и специальные, на которые тратится больше времени. И если по окончании колледжа захочется поступить в вуз с другими специальностями, то придется доработать все, что было недоработано.

Но есть и третий вариант. Если человек считает, что в школе он оставаться не намерен и до вуза хочет обрести специальность, то лучше выбрать специальное учебное заведение по интересу (но не по территориальной доступности) — например, бухгалтерский или колледж по специальности предпринимательство. И тогда с этим дополнительным опытом человеку проще будет выбрать профильный вуз.


Стоит еще сказать: раньше было очень престижно окончить 11 классов, а затем поступать в вуз. Сейчас не всем это стало важно.

Подтверждение: в 2020 году впервые количество поступивших в колледжи России превысило количество поступивших в вузы (за счет школьников, живущих в сельской местности).

Действительно, есть профессии, не требующие получения высшего образования. Тем более, что кругом так много всевозможных курсов дополнительного образования.

Мастер своего дела всегда сможет заработать. В том числе и потому, что на рынке всегда ценится продукция индивидуального производства. То есть все, что сделано талантливыми руками мастера, стоит дороже массовых фабричных изделий.

Пирожкова Нелла Ильинична, к.э.н, доцент кафедры психологии университета Синергия:

— При выборе профессии очень важно понять и изучить собственные интересы, потребности и склонности. Конечно, подростку самому не всегда удается понять это без помощи родителей и психолога, который занимается профориентацией.

С другой стороны, родители могут помочь подростку определиться с помощью доверительных разговоров на тему желаемой профессии.

Ещё важно, чтобы родители дали подростку возможность самостоятельно принять решение и попробовать пройти практику. Хочет стать педагогом — пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем. Мечтает о ресторанном бизнесе — посоветуйте устроиться в любую сеть ресторанов быстрого питания. Так школьнику будет легче определиться с профессией.

  • Как выбрать профессию после 11 класса?


Пирожкова Нелла Ильинична, к.э.н, доцент кафедры психологии университета Синергия:

— За два года после окончания 9 класса человек становится более зрелым и ему уже намного легче определиться с выбором профессии. Хотя это касается далеко не всех.

Лариса Грацианова, старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Факультета управления:

— Отличие выбора профессии после 11 класса от выбора после 9 класса заключается в том, что в более старшем возрасте человек лучше осознает, что следующие 4 года (или 6 лет — если считать вместе с магистратурой) он потратит прежде всего на обучение конкретному направлению. И окончит вуз в том возрасте, когда наступит время выходить в самостоятельную жизнь. И заключит, так сказать, контракт с полученной профессией на достаточно длительный срок. Плюс 22−25 лет — это уже время создания семьи, а, значит, надо будет нести ответственность не только за себя. Время начинать зарабатывать деньги.

Как правило, в 16−17 лет молодые люди уже понимают, к чему у них способности и каковы интересы. В принципе период 10−11 класса стоит посвятить тому, чтобы глубоко изучить себя. Понаблюдать за собой, воспользоваться консультацией специалиста — выяснить свои конкурентные преимущества и способности.

Поэтому самое разумное — опираться на свои природные таланты и на те области, которые вам легче развивать. В этом наибольший потенциал.

Если что-то дается человеку слишком тяжело, то, даже наработав навыки, ему будет сложно конкурировать с теми, у кого в этой сфере есть природный талант. Прислушивайтесь к себе.

Перспективно развивать в себе способность работать в режиме многозадачности и расширять свой кругозор — поскольку с каждым годом вариативность должностей в организациях увеличивается: специалисту нужно разбираться во многих смежных с его профессией вопросах.

Есть также некоторые особенности того, как выбрать профессию девушке и юноше — подробности здесь.

Мотивации отводится главная роль при выборе специальности. Выделяют две большие группы мотивов: внешние и внутренние.

Когда молодые люди делают выбор в пользу той или иной профессии, ориентируясь исключительно на желание заработать как можно больше денег — можно говорить о внешней мотивации, так как в этом случае специальность рассматривается с позиции материальной выгоды.

Сюда также относят степень престижности и востребованности профессии, которую желают освоить. Если принимают решение связать свою жизнь с определённой специальностью, при этом ставят во главу не зарплатные ожидания, но благородные цели и желание принести пользу обществу в рамках своей профессиональной деятельности (к примеру, лечить больных, проводить серьёзные научные исследования), можно утверждать, что человеком движут внутренние мотивы.

Рассмотрим, какие мотивационные факторы играют определяющую роль в ситуации профессионального самоопределения.

Содержание статьи:

Выбор профессии, мотиваторы

  • — строитель,
  • — лесоруб,
  • — плотник.

Дошло до того, что озадаченные работодатели всячески стали повышать престиж рабочих специальностей. В этих целях условия труда на предприятиях стали максимально комфортными, зарплата стабильной и высокой. Все усилия направлены на повышение статуса нужных, востребованных в стране профессий в глазах молодёжи.

Можно выделить специальности, которые будут востребованы ещё долгое время и даже в процессе перестройки общества не потеряют своей актуальности. В их числе довольно перспективные на сегодняшний момент профессии в сфере:

  • — IT-технологий и коммуникаций,
  • — строительстве,
  • — маркетинге (PR и рекламе),
  • — медицине,
  • — фармацевтике,
  • — финансах,
  • — инвестициях,
  • — бьюти-индустрии (индустрии красоты).

2. Давление со стороны родных и друзей

Многие родители уверены, что смогут через ребёнка реализовать собственные мечты. К примеру, папа в юности грезил связать свою жизнь с профессией врача и поступить в медицинский институт, но так сложились обстоятельства, что ему пришлось отказаться от своей мечты. И поэтому он решил, во что бы то ни стало убедить своего ребёнка-выпускника получить медицинскую специальность. Но подобное активное участие взрослых в выборе профессии своего ребёнка крайней нежелательно; родители должны понимать, что их время прошло и вместо того, чтобы навязывать свои идеи ребёнку, лучше предоставить ему возможность реализоваться в той сфере деятельности, которая близка и интересна.

Важно понимать, что одноклассники или друзья, определившие своё будущее направление заранее, начали углубленно изучать необходимые дисциплины давно, и такими ребятами движет одно желание при поступлении – продолжить совершенствовать свои знания. А ваше чадо, к примеру, будучи гуманитарием и не блещущий талантами в точных науках, может совершить серьёзную ошибку, отправляясь учиться вместе с друзьями-математиками в технический ВУЗ, понадеявшись на их дружбу и помощь.

3. Увлечённость со школьной скамьи

Пожалуй, самый идеальный вариант, когда будущим абитуриентом движет личная заинтересованность, когда ещё со школьной скамьи у него появилась увлечённость отдельными дисциплинами. В этом случае будет больше шансов на успех в процессе профессионального становления, если в университете он продолжит изучение именно этих, интересных и близких ему предметов.

Как показывает практика, успех гарантирован в том случае, если есть способности в какой-либо области знаний, учитываются личностные потребности, имеется возможность для творчества, желание развиваться, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности; конечно, нет гарантий, что новоиспечённый студент не столкнётся с разочарованиями, определёнными трудностями на пути, но именно наличие этих составляющих, поможет в освоении профессии, успешном решении психологических проблем (в частности, избавлении от синдрома выгорания).

4. Стремление достичь успеха в неожиданной для других области

Подобное намерение чаще всего возникает у ребят, которые в школе подвергались нападкам со стороны сверстников. Они уверены, что если достигнут успехов в чём-либо, то смогут таким образом доказать окружающим, что они – личности, способные заявить о себе.

Однако в этой ситуации есть свои минусы: так ребята, вопреки всему вступающие в борьбу за свой успех, зачастую превращаются в озлобленных и нелюдимых персонажей, поскольку не перестают видеть в окружающих врагов и соперников, которые, по их мнению, только и ждут, чтобы обидеть или унизить. Но есть и исключения: несмотря на трудности детства, повзрослевшие ребята, смело вступают в коммуникацию со сверстниками.

5. Материальные трудности

В наше время это самый распространённый фактор, влияющий на выбор профессии у молодых людей. Так принимая решение относительно будущей специальности, ребята руководствуются не личными предпочтениями, но материальными возможностями.

Но не всё в этой ситуации так безнадёжно, есть и перспективы: получить образование, пусть и не желаемое, трудоустроиться по специальности, накопить на обучение, которое поможет воплотить в жизнь профессиональную мечту. Однако велика вероятность, что по прошествии нескольких лет избранная в школьные годы специальность уже не будет так привлекать.

6. Погоня за большими зарплатами

Это, пожалуй, самый яркий пример внешней мотивации. Современный человек живёт с убеждением, что миром правят деньги. Финансовое благополучие напрямую влияет на то, как человек будет восприниматься обществом, какие дороги перед ним откроются.

Бывают и исключения: открывается интерес к профессии в процессе обучения, и молодой специалист всё-таки решается связать свою жизнь с ней.

8. Объективная оценка собственных способностей

Значительно облегчает выбор в пользу той или иной профессии правильная оценка личных способностей и уровня знаний. И всё потому, что уже проявившиеся таланты и умения совершенствовать проще, нежели развивать новые (это весьма длительный и сложный процесс, без каких-либо гарантий на успех).

Под способностями понимают систему психологических свойств личности, которые помогают достичь успеха. Способности человек приобретает (например, в процессе обучения или тренировок), либо они уже появляются с ним на свет (в этом случае принято говорить о задатках).

От того, насколько объективно учащийся оценит свои способности, будет зависеть результативность выполняемой им работы и уровень достижений в этой сфере деятельности. Что касается школьного обучения, то на протяжении 11 лет дети совершенствуют задатки, которые были заложены в них от рождения, и получают дополнительные навыки, знания.

9. Уровень притязаний

Учащийся может испытывать желание достичь сложной цели, но важно, чтобы она была соразмерна с его способностями. Отсюда прямая зависимость данного фактора от самооценки молодых людей, которая формируется в результате личностных переживаний, возникающих на фоне собственных побед/поражений. Уровень притязаний можно считать адекватным, если способности ребёнка соответствуют его стремлениям.

10. Удовлетворение бессознательных желаний через профессию

На профессиональный выбор могут напрямую влиять противоречия, возникающие внутри личности. Так ребята могут претворять в жизнь потребности, которые не были удовлетворены в детском возрасте.

Или мальчик решил стать спасателем, поскольку в своё время на пожаре погибли его близкие люди, потому что их некому было спасти. Из чего следует, что каждый, выбирая свой профессиональный путь, опирается на определённый бессознательный багаж, испытывает тягу к какой-либо сфере деятельности, порой, не имея должных способностей.

автор статьи Гуляева Анастасия Алексеевна, педагог-филолог, журналист

Читайте также: