Как оплачивается учителю работа с детьми овз

Обновлено: 17.05.2024

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.

Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.

Обучение детей с инвалидностью

Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

За выполнение домашних заданий ученики очки опыта

В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.

Обучение детей с овз и инвалидностью

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Подготовка педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает российскому образованию высококвалифицированных специалистов, использующих новые педагогические модели, ориентирующихся на гуманные ценностно-личностные критерии и опирающихся на слаженную работу междисциплинарной команды школы.

Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии

В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки.

Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.

Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипервнимания к ним.

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе инклюзии.

Профессиональные качества, необходимые в условиях инклюзии

Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств иклюзивной компетенции.

1. Мотивационно-ценностные качества

Логопедия. Теория и практика

В книге-пособии представлена целостная, комплексная система изучения и преодоления нарушений речи в разном возрасте. Эта книга необходима логопедам, дефектологам, воспитателям и учителям различных коррекционных учреждений, специалистам, изучающим речевые проблемы, студентам дефектологических факультетов, родителям детей с нормальным развитием и ограниченными возможностями здоровья.

2. Операционно-деятельностные качества.

3. Рефлексивно-оценочные способности

  • Владеть специальной терминологией.
  • Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования.
  • Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Саморегуляция педагогов

1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу.

2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти.

3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки.

4. Приоткройте и закройте рот 5 раз.

5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз.

6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз.

7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке.

8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание.

9. Уберите палец от подбородка.

10. Прочувствуйте свое новое состояние.

В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Как работать с детьми с ОВЗ в учреждении дополнительного образования

Работа учреждения дополнительного образования имеет свои устоявшиеся традиции в части организации учебного процесса, его материально-технического оснащения, методического сопровождения. Но жизнь ставит перед нами новые задачи. Речь в данной статье пойдет об организации доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. В послании Федеральному собранию 21.04.2021 года Президент РФ В.В. Путин обратил особое внимание на активизацию работы по сохранению здоровья детей. Хочу поделиться своим опытом на примере организации такого обучения во Дворце детского и юношеского творчества города Армавира Краснодарского края. Почему именно эта тематика? Исследования последнего времени говорят о росте числа детей с ОВЗ. Наибольшее количество детей-инвалидов приходится на возраст 8–14 лет. Росстат классифицирует следующие причины детской инвалидности:

• Психические заболевания и умственная отсталость – 30 %.

• Врожденные аномалии – 24 %.

• Нарушение функционирования эндокринной системы – 10 %.

• Нарушения двигательной функции – 5 %.

Общая численность детей с ОВЗ по федеральным округам


В 2014 году вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599), в которых отражено право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на совместное обучение со сверстниками. Таким образом встает проблема организации качественного сопровождения инклюзивного образовательного процесса. И если в общеобразовательных школах она во многом уже разрешена, то дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор вызывает вопросы:

• желание заниматься данной проблемой;

Так с чего же начать? Прежде всего, стоит проработать все внутренние резервы учреждения и понять степень его готовности обучать детей с особыми образовательными потребностями. Затем нужно сделать следующее:

- изучить контингент и численность таких детей. Для этого связаться с ПМПК, общественными организациями, занимающимися вопросами детской инвалидности, общеобразовательными и специализированными школами;

- изучить образовательные программы и возможность их адаптации к тем или иным образовательным потребностям;

- подобрать педагогов, которые смогли бы учить детей-инвалидов;

- ввести в штатное расписание должность социального педагога, который будет координировать всю работу с такими детьми.

При осуществлении набора мы ориентировались на заключения ПМПК, встречались с семьями. На первом году обучения набрали 11 групп детей-инвалидов по 6–10 человек. В процессе обучения учились сами. За этот период

- все педагоги прошли профессиональную переподготовку по работе с детьми с ОВЗ;

- намеченные образовательные программы были частично заменены другими, так как на практике не все из них оказались востребованными. Среди востребованных оказались программы по развитию мелкой моторики рук (рисование, лепка, ДПИ), пантомима, искусство театра. Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось специалистами ПМПК на основе договора о сотрудничестве. На втором году обучения, когда сформировалась стратегия развития работы по данному направлению, мы вошли в целевую программу Краснодарского края по организации доступной среды. В рамках данной программы консолидированный бюджет составил 2 миллиона – краевых средств, 500 тысяч рублей – местный бюджет, 200 тысяч рублей –внебюджетные средства учреждения. На эти средства были потрачены на:

- обустройство входной группы (установку пандуса и поручней, замену входной двери);

- оборудование санитарной комнаты;

- установку тактильного оборудования (тактильную плитку на входе, мнемосхемы, желтые полосы на ступеньках);

- обеспечение доступа в учебные кабинеты на 1-м и 2-м этажах (установку дополнительных поручней на лестнице и закупку гусеничного подъемника).

В итоге проведенной работы мы получили паспорт доступности по всем категориям инвалидов. Все эти меры помогли значительно расширить спектр образовательных услуг для детей с ОВЗ. Так, специальные коляски позволили заниматься хореографией детям, которые самостоятельно не передвигаются. Специально оборудованный кабинет позволил проводить коррекционно-развивающие занятия как индивидуально, так и в группе. Появилась возможность взять в штат педагога-психолога.

Практика показала, что в настоящее время учреждениям дополнительного образования необходимо вводить такие должности, как учитель-логопед, дефектолог, тьютор. Чтобы обосновать необходимость их введения в штатное расписание, необходимо демонстрировать целесообразность работы таких специалистов с детьми-инвалидами в учреждениях дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования имеют уникальную возможность помочь детям с ОВЗ успешно социализироваться, проявить себя и просто быть счастливыми.


С татья представляет собой практико-ориентированное пособие для учителей-предметников и классных руководителей, к которым пришел учиться ребенок с особыми образовательными потребностями. В ней рассматриваются вопросы правового регулирования инклюзивного образования, практической организации работы с ребенком, а также сложные вопросы взаимодействия учителя с другими работниками образовательного учреждения и его администрацией.

Ключевые слова: инклюзивное образования, ребенок с особыми образовательными потребностями (ребенок с ООП), ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ), учитель-предметник, дефектолог, тьютор, ассистент, профстандарты, условия труда.

Вопросы организации инклюзивного образования в рамках существующего правового регулирования представляют собой одни из самых сложных и запутанных. Здесь сливаются воедино образовательное, административное, бюджетное, трудовое право, порождая множество противоречий друг относительно друга. В данной статье мы попытаемся разъяснить простым языком наиболее сложные вопросы, с которыми может столкнуться учитель в процессе организации в образовательном учреждении инклюзивной среды.

1. Дети с ООП, дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Соответственно, для целей инклюзивного образования в современной России значение имеет термин ребенок или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ребенок с ОВЗ).

2. Основания для создания ребенку с ОВЗ специальной образовательной среды

Основным документом, которым должны руководствоваться образовательные учреждения при работе в рамках инклюзии, является заключение психолого-медико-педагогической комиссии. Именно этот документ определяет то, какие условия должны быть созданы в школе для того, чтобы обучение ребенка соответствовало федеральным стандартам. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии является обязательным для принятия любыми образовательными учреждениями. Создание необходимых условий труда – обязанность любой школы.

3. Создание и организация инклюзивной среды

Вопреки расхожему среди педагогов мнению, инклюзивное образование не подразумевает под собой просто включение ребенка с ОВЗ в состав класса с нагрузкой педагога огромной дополнительной ответственностью. Это целый комплекс мер, связанный с созданием инклюзивной среды, в котором участвует большое количество специалистов.

Первой группой работников образовательных учреждений, участвующих в создании инклюзивной среды, являются собственно педагогические работники. К ним относятся учителя-предметники, учителя начальных классов и тьюторы. Основной их задачей является организация собственно учебных занятий, разработка материалов и рабочих программ.

Второй группой являются вспомогательные работники. К ним относятся прежде всего ассистенты. Их задачей является физическая помощь ребенку с ОВЗ в преодолении сложностей среды, где он обучается.

Третьей группой – специализированные работники. Это различные учителя и врачи, которые работают со специфическими навыками, необходимыми в образовательном процессе, и особенностями здоровья: психологи, логопеды, дефектологи.

Таким образом, создание в образовательном учреждении инклюзивной среды не предполагает переваливание всей работы на одного конкретного педагога. Необходимо также включение в работу иных специалистов, которые должны совместно участвовать в таком сложном процессе, разделяя обязанности и ответственности между собой.

4. Каковы пределы ответственности учителя?

Разработка адаптированной общеобразовательной программы (совместно с педагогом-психологом)

Разработка рабочей программы по предмету с учетом индивидуальных особенностей учеников с ОВЗ

Адаптация учебных занятий и внеурочной деятельность под нужды конкретного ребенка

Подбор специальных адаптированных учебных пособий для занятий

При необходимости использование специальных технических средств (если таковые имеются в образовательном учреждении)

Таким образом, в зону ответственности учителя входит лишь адаптация своих обычных занятий для целей работы с ребенком с ОВЗ. Это включается в себя не только изменение самих педагогических методик, но и корректировку заданий для детей. Все остальное, чем администрация школ обычно пытается дополнить стандартную нагрузку педагога, не относится к его непосредственным обязанностям.

5. Задачи тьютора

Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах. К его непосредственным обязанностям относятся:

Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов

Адаптация образовательного процесса

Проектирование открытой образовательной среды

Разработка и подбор методических средств

Рефлексия образовательного процесса его участниками

Хорошо видно, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов, помощь учителям в подготовке занятий, участие в разработке специализированных методик является залогом успеха инклюзии, особенно при учете того, что нагрузка тьютора может быть не более 6 детей на ставку заработной платы. Он лучше понимает сложности и проблемы тех детей с ОВЗ, за образовательный процесс которых отвечает.

6. Задачи ассистента

Ассистенты относятся к вспомогательным работникам, вместе с тем также несут на себе большую ответственность за адекватное включение детей с ОВЗ в образовательный процесс. На них в большей степени лежат функции, связанной с физической помощью детям. Среди прочего к их обязанностям относятся:

Оказание технической помощи ребенку с ОВЗ (одевание, раздевание, пользование столовыми приборами и т.п.)

Создание комфортных условий

Обслуживание средств реабилитации

Обеспечение доступа ученика к объектам инфраструктуры

Оказание первой помощи, связь с медицинскими работниками и законными представителями в экстренных ситуациях

При необходимости передача ученику актуальной информации об окружающей действительности в доступной форме

Как видно из перечня обязанностей ассистента, не на учителе лежит обязанность физически обеспечивать комфортное пребывание ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Он лишь должен контролировать и вести сам образовательный процесс. В свою очередь ассистент поможет ребенку преодолеть физические сложности, связанные с обучением в обычной школе.

7. Роль дефектолога

При организации инклюзивной среды не нужно забывать и о профессиональной специализированной работе с детьми. Ее ведут специалисты различных профилей: психологи, логопеды и дефектологи. К числе последних относятся, например, сурдопедагоги, тифлопедагоги, олигофренологи и т.д. К их обязанностям относится:

Своевременное выявление детей с нарушениями

Разработка рекомендаций к коррекционному сопровождению

Определение типа образовательной программы и варианта оказания коррекционной помощи

Планирование уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий

Организация образовательной среды для лиц с нарушениями

Организация контроля освоения образовательных программ

Деятельность этих специалистов способствует адаптации детей в обществе, развивает их социальные навыки, которые могут обладать определенной спецификой в силу особенностей здоровья. Без этих специалистов прогрессивный эффект инклюзивного образования будет гораздо менее заметен, а количество дополнительных усилий, которые затрачиваются различными работниками на сопровождение образовательного процесса ребенка, останется на прежнем уровне в течение всех лет обучения.

8. Изменения условий труда, которые следуют за введением инклюзивного образования

Инклюзивное образование предполагает ряд изменений, связанных с условиями труда тех работников, которые участвуют в создании среды для детей с ОВЗ. К ним относится сокращенная продолжительность рабочего времени: 36 часов – педагог-психолог, тьютор; 20 часов – учитель-дефектолог, учитель-логопед; 25 часов – воспитатели, осуществляющие уход за детьми с ОВЗ; 18 часов – логопеды медицинских организаций и организаций социального обслуживания.

Организация инклюзивного образования требует изменений в составе учебных групп. В дошкольном образовании численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек. Учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) определяется на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Учитель-логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ. Педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ. Тьютор, ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ.

Не секрет, что инклюзивное образование требует значительных дополнительных затрат, особенно в момент своего создания. Это связано и с прохождением работниками переподготовки и повышения квалификации, закупкой дополнительного специального оборудования, созданием комфортной среды. В связи с этим в п. 1.8 Методических рекомендаций по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ установлено, что при определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать предоставление образования детям с ОВЗ.

Разумеется, и заработная плата самого работника, который работает с ребенком с ОВЗ, должна быть выше, чем у его коллеги, который работает с обычным классом. Учитывая современную систему оплаты труда педагогического коллектива, данный вопросы относятся к ведению самой образовательной организации, а не вышестоящих органов государственной власти. Через коллективные переговоры с работодателем, педагоги могут воздействовать на внесение изменений в коллективный договор или положение об оплате труда, положение о стимулирующих. Учитывая тот факт, что на детей с ОВЗ в большинстве регионов выделяется повышенный подушевой коэффициент, для работодателя не должен стоять финансовый вопрос, и он, скорее всего, согласится на увеличение стоимости оплаты часа, либо на выделение дополнительных стимулирующих педагогам, задействованным в организации инклюзивной среды.

9. Алгоритм действий учителя, в класс к которому пришел учиться ребенок с ОВЗ

Шаг 1. Если Вам в класс привели ребенка с ОВЗ, то вы, как педагог, можете требовать соблюдения ваших трудовых прав и создания подходящих условий труда.

Шаг 2. Потребуйте от администрации образовательного учреждения, где вы работаете, заключение психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с которым у ребенка признали ОВЗ. Внимательно ознакомьтесь с его особенностями здоровья и теми условиями обучения, которые требуются.

Шаг 3. Выясните, соблюдаются ли в вашем классе нормы количества детей в связи с приходом ребенка с ОВЗ. Если детей больше нормы, требуйте либо уменьшения количества детей в классе, либо помещения ребенка в другой класс.

Шаг 4. Выясните, какие специалисты будут работать с ребенком с ОВЗ и в каком объеме. Указан ли в заключении ПМПК тьютор или ассистент, и будет ли он предоставлен ребенку. Если один их этих специалистов требуется, но не предоставлен, добивайтесь от администрации образовательного учреждения предоставления ребенку такого работника.

Шаг 5. Выясните, содержатся ли в вашем коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о стимулирующих материальные вознаграждения за работу с детьми с ОВЗ. Если нет, то вместе с другими педагогами, участвующими в организации инклюзивного пространства, требуйте коллективных переговоров и изменения коллективного договора и иных локальных нормативных актов.

Шаг 6. Вместе с другими специалистами, тьютором, дефектологами, продумайте методику обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе. На основании этих методических рекомендаций, адаптируйте вашу рабочую программу и практические задания.

Читайте также: