Как охарактеризованы в трудах т гоббса и дж локка полномочия законодательной и исполнительной власти

Обновлено: 15.05.2024

Содержание работы

Введение 3
Государство по Томасу Гоббсу 4
Государство по Джону Локку 8
Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса с учениями Д. Локка 12
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

POLITOLOGIYa.doc

Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Цель этого объединения - общее благо.

Вопрос, считал ли сам Локк, как и многие другие представители школы естественного права, общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым. Второе решение остается более вероятным.

  • право собственности и любое посягательства на него (лишение части собственности, повышения налогов) рассматривалось как проявление деспотизма;
  • свобода мнений – это неотъемлемое право человека.

Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения, но свобода веры, по его мнению, не безгранична, она лимитируется соображениями морали и порядка.
Признание свободы совести Локк не распространяет на атеистов, магометан и католиков, он отставал в этом отношении от левеллеров.

Сменяемость форм в соответствии с волей общества признавалась естественной. Локк не высказался вполне определенно, какую форму государства следует считать наилучшей. Он назвал однажды демократию совершенной формой правления, но не возражал и против наследственной монархии при условии ограниченной власти короля, превращая его в символ государства, движимого общей волей общества, объявленной в его законах. Это напоминало систему, которую хотели установить виги в результате переворота в 1688 году.

Если мы попытаемся проанализировать и осмыслить все проблемы и вопросы затронутые Томасом Гоббсом в своих произведениях и в своей философской системе в целом, то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку спектр проблематики философских изысканий Гоббса чрезвычайно широк и разнообразен. В нем отражены те насущные проблемы того времени и даже современности, без которых невозможно дальнейшее развитие философской мысли и различных философских систем. Современники и последователи теории Гоббса ценили его чрезвычайно высоко, так Д. Дидро в своих изысканиях не раз хвалил высокую четкость и определенность в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним корифеем сенсуализма Локком и даже ставил Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса свидетельствует характеристика Маркса, в которой он хотя и подчеркивает физическую и механистическую ограниченность Гоббса, но вместе с тем Маркс видит в нем одного из родоначальников материализма нового времени. Также Маркс объявляет Гоббса одним из родоначальников философии анализа или так называемого логического позитивизма.


Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса с учениями Д. Локка

Теория Локка о государстве и праве стало строгим выражением идеологии раннебуржуазной революции. Учение содержит в себе довольно много достижений политико-социологического понятия и прогрессивной научной мысли XVII веке. Локк смог эти достижения углубить и переработать в соответствии с историческим опытом, который принесла революция в Англии. Таким образом, они стали годными для ответа на значительные практические и теоретические вопросы социально-правовой жизни в XVIII веке: столетие Просвещения и двух буржуазных революций Нового времени на Западе: США и Франции.

Локк является, прежде всего, теоретиком, защитником положения, существовавшего в Англии при его жизни. Он узаконивает политическое и экономическое неравенство при поддержке тенденциях о неотъемлемых естественных правах человека. В это время промежуточной ступенью для определения этого несоответствия представляет понятие о добровольности договоров.

Только эти идеи сыграли социально-критическую роль в других государствах, таких как Франция. Политические идеи Локка оказали большое влияние на последующие эпохи.

И Локк, и Гоббс, рассматривают индивида как основной элемент государства. Оно как результат общественного договора между индивидами, возникшего с целью прекращения естественного состояния. Знание о естественном состоянии не является теорией появления государства, о том, как оно действительно возникло. А заключает в себе теорию, которая объясняет, что есть государство, и таким образом узаконивает государство.

Локк говорит о естественном состоянии не как о анархическом состоянии войны, а как о способе жизни, при котором люди наделены абсолютной свободой и одинаковыми правами. Эта теория подразумевает право индивида быть свободным, пока это не ограничивает свободу другого. Это равенство и свобода означают, что люди вправе распоряжаться своими собственными телами и продуктами своей деятельности, то есть обладать правом собственности на результаты своего труда. Индивиды пытаются перевести естественное состояние в политика - организованное общество, причем не из страха смерти. Они здравомысляще понимают, что им будет безопаснее в упорядоченном обществе, чем в состоянии естественного образа жизни. В обществе особо охраняется право индивида на частную собственность.

Стоит отметить, что Локк, в отличие от Гоббса, проводит различие между обществом, которое внезапно начинает действовать проверенным способом; что позволяет находиться даже в естественном состоянии, и государством - которое представляет собой политическую организацию, а также является продуктом политического договора.

Политически упорядоченное общество не представляет собой абсолютистский деспотизм по утверждению Локка. Это есть правление большинства, следующего должным правилам. Следуя этим принципам, каждый человек от природы наделен неотъемлемыми правами, на которые не должен покушаться ни один суверен.

Это все говорит, что обществу присуща конституционная форма правления. Для Локка максимизация личной свободы и конституционное правление (основанное на правах индивида) являются двумя сторонами одной и той же медали.

Целью государства, по Гоббсу, является наличие мира в государстве, которое способствует выживанию индивида; Локк говорит, что цель государства заключается в защите частной собственности.

Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко обнаруживается, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс акцентирует абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк концентрирует внимание на другом: люди передают государству только часть своей естественной свободы. Государство должно защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не наделено абсолютной властью. Общественный договор подразумевает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своих обязанностей перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - граждане вправе воевать против такого государства.

Читайте также: