Как оформляются результаты опроса проводимого оперативным сотрудником негласно с зашифровкой цели

Обновлено: 03.05.2024

Шергин Герман Николаевич - аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Байкальского государственного университета экономики и права (Иркутск).

Статья посвящена вопросам использования в доказывании результатов оперативно-розыскного мероприятия "опрос". Автор затрагивает вопросы оформления результатов опроса, тактики применения технических средств при опросе, привлечения представителей общественности для обеспечения доказательственного значения информации, приобретенной в ходе опроса.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, доказывание, опрос, фиксация, криминалистика, уголовный процесс.

Опрос это оперативно-розыскное мероприятие (далее - ОРМ), заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД .

Теория оперативно-розыскной деятельности / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. 2-е изд., перераб. М., 2006. С. 169.

Опрос может быть зафиксирован документально. В криминалистической теории понятие "фиксация" используется в первую очередь применительно к доказательствам и означает систему действий по запечатлению в установленных законом процессуальных формах фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, а также условий, средств и способов их обнаружения и закрепления .

Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учеб. для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М., 1999. С. 149.

Вместе с тем указанные фактические данные устанавливаются также при проведении ОРМ. Следовательно, изложенное понятие фиксации применимо и к оперативно-розыскной деятельности.

Одной из проблем использования опроса является то, что даже при соблюдении требований Закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) и Инструкции о порядке представления результатов ОРД эти материалы сами по себе не составляют доказательств, отсутствует возможность их использования в таком качестве.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Утв. Приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

В сущности, "результаты ОРД могут использоваться лишь для формирования уголовно-процессуальных доказательств. Например, основой для формирования доказательств в уголовном процессе могут явиться результаты непосредственного восприятия в условиях проведенного оперативно-розыскного мероприятия обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, лицом, оказывавшим конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. С этой целью сведения о данном лице, его участии в соответствующем оперативно-розыскном мероприятии в установленном порядке должны быть представлены дознавателю, следователю, прокурору или в суд. После этого указанное лицо может быть допрошено в качестве свидетеля" .

Шамардин А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Тр. Оренбургского института (филиала) МГЮА. Вып. 9. Оренбург, 2008. С. 345.

В науке и правоприменительной практике нередко встает вопрос о трансформации оперативных материалов в надлежащие доказательства. Так, при опросе лица, которое сообщило сведения, имеющие значение для раскрытия и расследования преступления, возникает потребность в допросе данного лица в соответствии с требованиями УПК РФ, следовательно, речь идет о переводе результатов ОРМ в доказательства. Однако указанное лицо может выпасть из поля зрения правоохранительных органов, в частности, если оно не имеет постоянного места жительства, в связи с чем его допрос нельзя провести. В такой ситуации отсутствует возможность как использования результатов опроса, так и формирования надлежащего доказательства при допросе.

Вместе с тем при определенных условиях судебная практика признает значение доказательств за объяснениями, данными во время опроса. В литературе приводится следующий пример: П. пострадал от преступления и был доставлен в больницу. Сотрудник уголовного розыска в больнице успел получить от пострадавшего П. письменное объяснение, которое способствовало раскрытию и расследованию преступления. Объяснение было получено в присутствии медицинской сестры, которую впоследствии допросили в качестве свидетеля в суде. После возбуждения уголовного дела следователь не смог допросить пострадавшего П., поскольку последний умер от полученных телесных повреждений. Объяснение П. суд признал уголовно-процессуальным доказательством (ст. 88 УПК РСФСР, ныне ст. 84 УПК РФ) и в совокупности с другими доказательствами по делу положил в обоснование обвинительного приговора .

Чуркин А.В. Вопросы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. Вып. 11. М., 2005.

Такие ситуации нередки. Приведенный пример подтверждает необходимость участия представителей общественности при гласном опросе болеющих лиц оперативными работниками. Такие представители должны сообщить свои данные и поставить роспись в бланке объяснения, чтобы впоследствии была возможность допросить их в качестве свидетелей.

Возможность трансформации сведений, полученных в результате опроса, в доказательства зависит от способов его оформления. Новая Инструкция о порядке представления результатов ОРД и Закон об ОРД не содержат сведений о том, какими оперативно-служебными документами должен оформляться опрос. Полагаем, что в данном случае возможно использование положений ранее действовавшей Инструкции о порядке представления результатов ОРД , в которой предлагался перечень допустимых документов для оформления результатов ОРМ: рапорт, справка и объяснение. Предпочтительно, на наш взгляд, объяснение, так как, во-первых, оно содержит подпись опрошенного, а во-вторых, информация может быть подтверждена представителями общественности при их участии в опросе.

Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Утв. Приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56.

В соответствии со ст. 6 Закона об ОРД в ходе опроса может быть использована видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. Закон не содержит положений, ограничивающих применение технических средств, в связи с чем видео- и аудиозапись может быть проведена любыми техническими средствами, например сотовым телефоном. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что поскольку "использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласие на ее использование не требуется" . Однако данное утверждение не применимо, если технические средства используются в ином оперативно-розыскном мероприятии и составляют неотъемлемый его элемент.

Теория оперативно-розыскной деятельности. С. 170.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно ОРМ, перечисленные в ст. 6 настоящего Федерального закона. Причем несколько оперативно-розыскных мероприятий может проводиться одновременно. Таким образом, если при телефонном опросе применяются средства прослушивания телефонных переговоров, то параллельно производятся два ОРМ. При этом необходимо обеспечить соблюдение требований ст. 8 Закона об ОРД в отношении обоих мероприятий. Следует учитывать, что опрос, зафиксированный в указанном случае только техническими средствами, не будет признан действительным, если не соблюдены условия, необходимые для прослушивания телефонных переговоров, а значит, сведения, полученные в результате такого опроса, не могут быть легализованы в уголовном процессе. Конечно, телефонный опрос можно оформить рапортом или справкой. Такое оформление является действительным, но имеет только оперативное значение. На наш взгляд, после телефонного опроса надо попытаться оформить сведения, приобретенные в ходе такого опроса, объяснением (т.е. провести гласный опрос), так как объяснение может быть признано в качестве документа при доказывании в уголовном процессе. Если же при проведении указанных оперативно-розыскных мероприятий есть только запись телефонного опроса, то она может быть приобщена к материалам дела при соблюдении условий прослушивания телефонных переговоров.

Полагаем, что для оформления результатов опроса в целях дальнейшего формирования доказательств необходимо соблюдение прописанных в Законе об ОРД условий проведения как опроса, так и иных осуществляемых при этом ОРМ.

Для признания получения и документирования результатов ОРМ законными должны соблюдаться следующие условия:

ОРМ предусмотрено ст. 6 Закона об ОРД;

ОРМ соответствуют общим целям и задачам ОРД (ст. 1, 2 Закона об ОРД);

при проведении ОРМ соблюдены принципы ОРД (ст. 3 Закона об ОРД);

ОРМ проведены уполномоченным органом и уполномоченными должностными лицами этого органа без нарушения компетенции (ст. 13 Закона об ОРД, положения иных федеральных законов и подзаконных актов, например Закона "О милиции");

для производства ОРМ были основания, предусмотренные ст. 7 Закона об ОРД;

полностью соблюдены условия производства ОРМ (ст. 8 Закона об ОРД);

обеспечены гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц (положения федеральных законов, регламентирующих действие специальных иммунитетов);

оперативные сотрудники не допускали провокационных действий (ст. 5 Закона об ОРД).

Никитин Е. Надзор за законностью оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2007. N 6. С. 23.

Таким образом, при выполнении этих условий при опросе как оперативно-розыскном мероприятии и других одновременно проведенных ОРМ (снятии информации с технических каналов связи, оперативном внедрении, прослушивании телефонных переговоров) и их надлежащей фиксации сведения, полученные в итоге, могут быть при необходимости признаны иным документом (ст. 84 УПК РФ) при доказывании в уголовном процессе.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Большую группу ОРМ составляют мероприятия для проведения которых не требуется получения каких либо разрешений руководителей органов, осуществляющих ОРД, либо разрешение суда, но нужно иметь ввиду, что это деление достаточно условно. Они проводятся по инициативе оперативного работника. К ним относятся:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Отождествление личности.

5. Исследование предметов и документов.

7. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Опрос –это сбор информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения (лица, действующего по его поручению или заданию) с лицами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД.

Опрос может проводиться как по месту нахождения опрашиваемых, так и в служебном помещении органа внутренних дел при условии их добровольного согласия на беседу.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные уполномоченные, а также действующие по их поручению сотрудники других служб органов внутренних дел, внештатные сотрудники и иные лица, оказывающие содействие оперативным аппаратам.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией, независимо от возраста, должностного и социального положения, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос как следственное действие – прерогатива следователя или дознавателя. Он осуществляется с обязательной процессуальной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный работник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов в ОРД могут применяться следующие виды опросов: гласный; зашифрованный; негласный; легендированный.

Гласный опрос проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих факт его проведения и интересующие оперативных работников сведения. Чаще всего такой опрос применяется для получения информации, необходимой для раскрытия совершенных преступлений и задержания подозреваемых лиц. В этих случаях оперативный работник четко формулирует цель беседы, и опрашиваемый отдает себе отчет в том, что сообщаемая им информация будет использована для раскрытия преступлений.

Зашифрованный опрос (не скрывается принадлежность сотрудника к оперативному подразделению, но скрывается цель мероприятия) является более сложным видом опроса и имеет в ряде случаев гораздо большие возможности в получении оперативно-значимой информации. Суть его заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы, с тем, чтобы, отвечая на вопросы, лицо не осознавало значимости сообщаемых им сведений для раскрытия преступления. Зашифровка цели производится, как правило, в тех случаях, когда у оперативного работника возникает сомнение в искренности опрашиваемых лиц; при опросе граждан, находящихся в близких отношениях с лицами, причастными к преступной деятельности; при опросах представителей криминальной среды. В зависимости от конкретных обстоятельств и хода беседы опрос без сокрытия его целей по усмотрению оперативного работника может превратиться в зашифрованный, и наоборот.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора. Такие опросы без зашифровки цели используются, как правило, в тех случаях, когда осведомленное лицо согласно передать информацию на условиях конфиденциальности. При наличии сомнений в искренности собеседника и сохранении им в тайне факта беседы цели негласного опроса могут быть зашифрованы.

Легендированный опрос - наиболее сложный вид опроса, требующий высокого профессионализма опрашивающего и проведения ряда подготовительных действий. Суть легендирования заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы. Легендированный опрос применяется для негласного сбора сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, и в силу сложности проводится, как правило, специально подготовленными сотрудниками оперативных аппаратов.

Результативность опроса во многом зависит от тактики его проведения, общие положения которой достаточно подробно изложены в специальной литературе.

Результаты опроса при согласии опрашиваемых могут быть оформлены объяснением (протоколом опроса), заявлением или явкой с повинной, справкой либо рапортом оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к уголовному делу. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок– это сбор информации, представляющей интерес для решения задач ОРД, осуществляемое путем:

- изучения документов (в том числе архивных) непосредственно сотрудником оперативного подразделения либо по его поручению (заданию) лицом, оказывающим ему содействие;

- направление в установленном порядке соответствующих запросов в государственные органы, в том числе правоохранительные, а также на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, имеющие информационные системы, которые обеспечивают или могут обеспечивать решение задач ОРД.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем изучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели изучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т.д.

Для наведения справок в информационных системах прежде всего используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного Информационного Центра (ГИЦ) МВД России, Информационных центров (ИЦ) МВД (УВД), информационных подразделений уголовного розыска и БЭП, подразделений по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, ГИБДД, паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, налоговой полиции, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т.д. Для этого оперативные аппараты ОВД должны подготовить обоснованные письменные запросы с указанием требуемых сведений, исходных данных для проверки, а также юридических оснований для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны подписываться руководителями ОВД, а для получения справок по банковским счетам, кроме того, - согласовываться с прокурором.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и могут, в случае необходимости, приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это действия, направленные на получение материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными, их можно разделить на две большие группы:

- объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

- объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество и др.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентирована ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного подразделения с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в т.ч. оказывающими конфиденциальное содействие. Основанием для сбора образцов является рапорт оперативного работника, утвержденный соответствующим руководителем.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При производстве гласного сбора образцов объекты упаковываются для их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения или организации, либо к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия.

Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.

Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, что данное мероприятие проводится в соответствии с п.3 ч.1 ст.6 и ст.7 Закона об ОРД в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки. В заключительной части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю ОВД, прокурору или в суд.

Исследование предметов и документов является логическим продолжением сбора образцов для сравнения. Ведь сбор образцов это своего рода подготовительный этап для исследования с целью выявления значимых признаков в том или ином объекте. Это ОРМ, проводимое оперативным подразделением с привлечением специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, для проведения ими криминалистического, научно-технического и иного исследования и дачи заключений по представленным им предметам, веществам, документам, полученным в процессе осуществления ОРД.

Исследование предметов и документов производится специалистами экспертно-криминалистических подразделений и научно-исследовательских учреждений различных министерств и ведомств по письменному требованию руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД, основанному на мотивированном рапорте оперативного сотрудника.

С помощью исследования решаются следующие задачи: получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов преступной деятельности; определение принадлежности и отождествление биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т.д.); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Следует особо отметить, что предварительное исследование в сфере оперативно-розыскной деятельности не препятствует проведению экспертизы по тому же объекту. Нужно лишь соблюдать правило: одно и то же лицо не может быть специалистом и одновременно экспертом по одному и тому же делу.

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях - документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены дознавателю, следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо его исследование проводилось при условии конфиденциальности.

Наблюдение –ОРМ, направленное на получение информации об объекте путем визуального, электронного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Может вестись как сотрудниками оперативных подразделений, так и лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.

Наблюдение (в любом виде) производится, как правило, конспиративно. Не привлекая к себе внимания, наблюдающий должен визуально фиксировать процессы, которые имеют значение для решения поставленной перед ним задачи. При этом он может применять фотографию, видеосъемку, звукозапись.

Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании решения судьи.

Решение о проведении наблюдения принимается сотрудником оперативного подразделения самостоятельно. В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, существенных финансовых затрат, указанное мероприятие проводится в соответствии с утвержденным руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД, рапортом оперативного сотрудника.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, аудио- или видеокассет. Эти материалы в соответствии с ч.3 ст.11 Закона об ОРД могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, а также лицами, оказывающими конфиденциальную помощь, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности–это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные особенности (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

- непосредственное отождествление личности по фотовидеоучетам органа внутренних дел;

- непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди правонарушителей, задержанных органом внутренних дел;

- опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

- опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

- отождествление личности по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества или состояние которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением (протоколом опроса) участника отождествления, опознавшего разыскиваемого. Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах. Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Понятие опроса как ОРМ и его нормативная фиксация. Определения этого ОРМ в ФЗ об ОРД нет. Оно выработано в оперативно-розыскной теории. Опрос — постановка в устной (беседа) или письменной форме (анкета) вопро­сов человеку (группе лиц) в целях получения информации, необходимой для решения задач ОРД.

Нормативно опрос как ОРМ предусмотрен п. 1 ч, 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные его правила изложены в ст. 5—8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, а также в закрытых нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов. Кроме того, для реализации его результатов применяют межве­домственную Инструкцию о результатах ОРД.

Характеристика обязательного юридического содержания опроса. Опрос характеризуется как простое ОРМ, совершаемое в виде оперативно- розыскного действия. В оперативно-розыскном законодательстве выделяют как основной состав опроса, так и ограничительный.

Объект опроса общий — все общественные отношения и блага, за­щищаемые ФЗ об ОРД. В составе этого ОРМ в качестве обязательного при­знака выступает лицо — носитель информации: каждый опрашиваемый, который обладает или вероятно обладает необходимой для оперативника информацией (включая несовершеннолетнего). Однако не может выступать в качестве такого лица психически больной человек, так как он не осознает характер и последствия своей беседы с оперативником.

С предметно-практической стороны различают следующие виды опроса. В зависимости от стадии осуществления выделяют опрос заранее подготовленный и неподготовленный, т.е. проводимый экспромтом.

С учетом того, вступал ли опрашиваемый в личный контакт с лицом — носителем информации различают опрос контактный (например, личная беседа оперативника с опрашиваемым), бесконтактный (оперативником по телефону, Интернету и т.п.), с помощью бесконтактного полиграфа, путем проведения анкетирования.

В зависимости от определенности числа опрашиваемых известен опрос определенного лица, группы лиц (двух и более) и неопределенного числа лиц (как правило, анкетирование).

Формы проведения опроса — как гласно, так и негласно (конфиденци­ально). Причем гласная форма предполагает два способа: 1) официальное представление оперативника и 2) его зашифрованные действия (легендиро- вание истинной цели опроса и др.).

В марте 2001 г. в ходе проверки оперативной информации о причастности гражда­нина А.Н. Чукова к совершению террористических актов сотрудниками Хабезского рай­отдела внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики он был приглашен в отдел внутренних дел для опроса, дактилоскопирования и фотографирования.

В жалобе в Конституционный Суд РФ А.Н. Чуков просит признать не соответст­вующим ст. 24 Конституции п. 1 ч. 1 ст. ФЗ об ОРД, согласно которому опрос включает­ся в перечень ОРМ. Конституционный Суд РФ разъяснил, что опрос не может рассмат­риваться в качестве меры уголовной ответственности. Целью этого ОРМ является сбор юридически значимой информации и ее последующая проверка. Не предполагает он и сбор информации о частной жизни лица иначе как на основаниях, установленных ФЗ об ОРД для целей и задач осуществления ОРД.

Таким образом, опрос относится к мерам проверочного характера. Как следует из представленных гражданином А.Н. Чуковым материалов, в отношении него оп­рос проводился гласно и с его согласия, его проведением конституционные права заявителя не нарушались (см. определение Конституционного Суда РФ от 9 июня 2005 г. № 327-0).

Место и время (сроки) проведения опроса ФЗ об ОРД не ограничены. Опрос может быть проведен в любом месте и в различной обстановке (в квартире опрашиваемого, в служебном кабинете оперативника и т.п.).

Используемые средства: при проведении опроса согласно ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать технические (например, поли­граф) и иные средства — видео-, кинокамеру, магнитофон и т.п. Субъект опроса простой:

• основной — оперативник или по его заданию агент либо иное лицо, содействующее проведению ОРД;

• дополнительный — сотрудник специального подразделения право­охранительного органа или спецслужбы, проводящий опрос по поручению оперативника.

Характеристика особенностей ограничительного состава опроса,

В оперативнсьрозыскном законодательстве известны следующие особенно­сти ограничительного состава этого ОРМ.

• адвоката, когда это ОРМ связанно с ограничением адвокатской тай­ны. Применяют Федеральный закон об адвокатуре (ч. 3 ст. 8);

• судьи, когда это ОРМ связанно с ограничением его гражданских прав или с нарушением его неприкосновенности. Применяют правила Закона о статусе судей (ч. 7 ст. 16).

В этой разновидности ограничительного состава опроса субъект про­ведения сложный: кроме оперативника в обязательном порядке задейство­ваны руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санк­ционируют проведение ОРМ (в отношении судьи — коллегия судей). Имеет отличительные черты опрос:

• подозреваемого, содержащегося под стражей. Его опрос возможен только с разрешения соответствующего субъекта уголовного процесса (дознаватель, следователь, прокурор, суд), в производстве которого нахо­дится уголовное дело (ст. 95 УПК);

• обвиняемого (по поручению следователя). Опрос допустим только при соблюдении норм УПК (присутствие адвоката и др.).

Субъект проведения данного вида опроса также сложный: кроме опе­ративника субъектами опроса становятся те участники судопроизводства, которые разрешают (запрещают) опрос подозреваемого или обвиняемого.

Основные правила осуществления опроса. Основания (фактические и юридические — поводы), а также условия для проведения опроса — об­щие. Вместе с тем практика выработала специфическое условие, характер­ное именно для опроса, — добровольное согласие лица на опрос (беседу), выраженное оперативнику недвусмысленным способом.

Осуществление заранее подготовленного опроса. Успех такого вида опроса во многом зависит от определения его цели, места проведения и поводов, ознакомления с имеющимися сведениями о личности опрашивае­мого, прогнозирования его возможной реакции, уяснения вопросов и оче­редности их постановки и т.д. Осуществление этого вида опроса классиче­ское: он проходит все стадии, начиная с подготовки.

Осуществление опроса, проводимого экспромтом. Необходимость его проведения зависит от конкретной оперативно-розыскной ситуации.

Инициатива выбора формы опроса может исходить как от оперативника, так и от опрашиваемого лица. Если оперативник заинтересован в сохранении в тайне факта бесе­ды и (или) ее содержания, об этом он должен предупредить до начала опроса. В процес­се опроса интересующие оперативника вопросы могут задаваться напрямую или маски­роваться, быть устными или письменными. Не исключено использование специальных приемов выведывания (выработанных психологией и другими науками).

Правила оформления результатов опроса. Полученная в итоге оп­роса информация, как правило, документируется. Сведения оформляют рапортом (актом, справкой и др.) должностного лица, проводившего опрос (как правило, оперативника). К акту могут прилагаться аудио-, видеозаписи и другие технические носители информации. Если опрос проводился в гласной форме, его данные могут быть оформлены письменным объяснени­ем лица по фактическим обстоятельствам, о которых ему были заданы во­просы в ходе опроса (заявление, явка с повинной и пр.).

Данные, полученные в результате опроса и направляемые в уголовный процесс, подлежат оформлению по правилам, изложенным в Инструкции о результатах ОРД.

Большую группу ОРМ составляют мероприятия для проведения которых не требуется получения каких либо разрешений руководителей органов, осуществляющих ОРД, либо разрешение суда, но нужно иметь ввиду, что это деление достаточно условно. Они проводятся по инициативе оперативного работника. К ним относятся:

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Отождествление личности.

5. Исследование предметов и документов.

7. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Опрос –это сбор информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения (лица, действующего по его поручению или заданию) с лицами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД.

Опрос может проводиться как по месту нахождения опрашиваемых, так и в служебном помещении органа внутренних дел при условии их добровольного согласия на беседу.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные уполномоченные, а также действующие по их поручению сотрудники других служб органов внутренних дел, внештатные сотрудники и иные лица, оказывающие содействие оперативным аппаратам.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией, независимо от возраста, должностного и социального положения, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос как следственное действие – прерогатива следователя или дознавателя. Он осуществляется с обязательной процессуальной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный работник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов в ОРД могут применяться следующие виды опросов: гласный; зашифрованный; негласный; легендированный.

Гласный опрос проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих факт его проведения и интересующие оперативных работников сведения. Чаще всего такой опрос применяется для получения информации, необходимой для раскрытия совершенных преступлений и задержания подозреваемых лиц. В этих случаях оперативный работник четко формулирует цель беседы, и опрашиваемый отдает себе отчет в том, что сообщаемая им информация будет использована для раскрытия преступлений.

Зашифрованный опрос (не скрывается принадлежность сотрудника к оперативному подразделению, но скрывается цель мероприятия) является более сложным видом опроса и имеет в ряде случаев гораздо большие возможности в получении оперативно-значимой информации. Суть его заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы, с тем, чтобы, отвечая на вопросы, лицо не осознавало значимости сообщаемых им сведений для раскрытия преступления. Зашифровка цели производится, как правило, в тех случаях, когда у оперативного работника возникает сомнение в искренности опрашиваемых лиц; при опросе граждан, находящихся в близких отношениях с лицами, причастными к преступной деятельности; при опросах представителей криминальной среды. В зависимости от конкретных обстоятельств и хода беседы опрос без сокрытия его целей по усмотрению оперативного работника может превратиться в зашифрованный, и наоборот.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора. Такие опросы без зашифровки цели используются, как правило, в тех случаях, когда осведомленное лицо согласно передать информацию на условиях конфиденциальности. При наличии сомнений в искренности собеседника и сохранении им в тайне факта беседы цели негласного опроса могут быть зашифрованы.

Легендированный опрос - наиболее сложный вид опроса, требующий высокого профессионализма опрашивающего и проведения ряда подготовительных действий. Суть легендирования заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы. Легендированный опрос применяется для негласного сбора сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, и в силу сложности проводится, как правило, специально подготовленными сотрудниками оперативных аппаратов.

Результативность опроса во многом зависит от тактики его проведения, общие положения которой достаточно подробно изложены в специальной литературе.

Результаты опроса при согласии опрашиваемых могут быть оформлены объяснением (протоколом опроса), заявлением или явкой с повинной, справкой либо рапортом оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к уголовному делу. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок– это сбор информации, представляющей интерес для решения задач ОРД, осуществляемое путем:

- изучения документов (в том числе архивных) непосредственно сотрудником оперативного подразделения либо по его поручению (заданию) лицом, оказывающим ему содействие;

- направление в установленном порядке соответствующих запросов в государственные органы, в том числе правоохранительные, а также на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, имеющие информационные системы, которые обеспечивают или могут обеспечивать решение задач ОРД.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем изучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели изучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т.д.

Для наведения справок в информационных системах прежде всего используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного Информационного Центра (ГИЦ) МВД России, Информационных центров (ИЦ) МВД (УВД), информационных подразделений уголовного розыска и БЭП, подразделений по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, ГИБДД, паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, налоговой полиции, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т.д. Для этого оперативные аппараты ОВД должны подготовить обоснованные письменные запросы с указанием требуемых сведений, исходных данных для проверки, а также юридических оснований для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны подписываться руководителями ОВД, а для получения справок по банковским счетам, кроме того, - согласовываться с прокурором.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и могут, в случае необходимости, приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это действия, направленные на получение материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными, их можно разделить на две большие группы:

- объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

- объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество и др.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентирована ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного подразделения с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в т.ч. оказывающими конфиденциальное содействие. Основанием для сбора образцов является рапорт оперативного работника, утвержденный соответствующим руководителем.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При производстве гласного сбора образцов объекты упаковываются для их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения или организации, либо к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия.

Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.

Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, что данное мероприятие проводится в соответствии с п.3 ч.1 ст.6 и ст.7 Закона об ОРД в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки. В заключительной части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю ОВД, прокурору или в суд.

Исследование предметов и документов является логическим продолжением сбора образцов для сравнения. Ведь сбор образцов это своего рода подготовительный этап для исследования с целью выявления значимых признаков в том или ином объекте. Это ОРМ, проводимое оперативным подразделением с привлечением специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, для проведения ими криминалистического, научно-технического и иного исследования и дачи заключений по представленным им предметам, веществам, документам, полученным в процессе осуществления ОРД.

Исследование предметов и документов производится специалистами экспертно-криминалистических подразделений и научно-исследовательских учреждений различных министерств и ведомств по письменному требованию руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД, основанному на мотивированном рапорте оперативного сотрудника.

С помощью исследования решаются следующие задачи: получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов преступной деятельности; определение принадлежности и отождествление биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т.д.); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Следует особо отметить, что предварительное исследование в сфере оперативно-розыскной деятельности не препятствует проведению экспертизы по тому же объекту. Нужно лишь соблюдать правило: одно и то же лицо не может быть специалистом и одновременно экспертом по одному и тому же делу.

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях - документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены дознавателю, следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо его исследование проводилось при условии конфиденциальности.

Наблюдение –ОРМ, направленное на получение информации об объекте путем визуального, электронного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Может вестись как сотрудниками оперативных подразделений, так и лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.

Наблюдение (в любом виде) производится, как правило, конспиративно. Не привлекая к себе внимания, наблюдающий должен визуально фиксировать процессы, которые имеют значение для решения поставленной перед ним задачи. При этом он может применять фотографию, видеосъемку, звукозапись.

Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании решения судьи.

Решение о проведении наблюдения принимается сотрудником оперативного подразделения самостоятельно. В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, существенных финансовых затрат, указанное мероприятие проводится в соответствии с утвержденным руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД, рапортом оперативного сотрудника.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, аудио- или видеокассет. Эти материалы в соответствии с ч.3 ст.11 Закона об ОРД могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, а также лицами, оказывающими конфиденциальную помощь, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности–это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные особенности (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

- непосредственное отождествление личности по фотовидеоучетам органа внутренних дел;

- непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди правонарушителей, задержанных органом внутренних дел;

- опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

- опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

- отождествление личности по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества или состояние которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением (протоколом опроса) участника отождествления, опознавшего разыскиваемого. Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах. Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Читайте также: