Как оформить творческую работу по русскому языку

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Людмила Андреевна Зык

Организация: МКОУ Тинская ООШ

Населенный пункт: деревня Тинская

дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше. Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась недавно, и эта методика мне нравится.

Слайд 2-3

Слайд 4

Самое важное, что открытия, озарения в мастерской обязательно случаются. Сверяя старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.

Слайд 5

Путей повышения интереса школьников к моему предмету множество: инсценировки, театральные постановки, литературные салоны, вечера, викторины, КВНы, которые являются толчком к интенсивной познавательной деятельности учащихся в мастерской:

Слайд 6

Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

6. Разрыв - Кульминация творческого процесса:

  1. Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

Слайд 7,8

Приведу примеры занятий с использованием элементов методики мастерских.

Слайд 9

Каковы достоинства технологии?

1. Субъект - субъектные отношения между учителем и учеником.
2. Учащиеся добывают знания, учитель помогает им, предлагая задания, и ведет вместе с ними поиск.

3. Успешно разрешается проблема мотивации познавательной деятельности.

4. Все учащиеся являются активными участниками учебного процесса, поскольку чередуются индивидуальная и групповая формы деятельности.

5. Позволяет осуществлять связь содержания урока с миром, в котором живут дети. Тема урока вписывается в целостную картину мира. Таким образом, главная цель современного образования - не знания по определенной теме, а знания, вписанные в систему общих представлений и знаний о мире - является приоритетной на каждом уроке-мастерской.

Слайд 10

Проект "Творческая мастерская – путь к успеху" - это модель использования новых технологий обучения и воспитания в школе. Я использую данную форму организации работы уже не один год, начиная с 5 класса. Поэтому могу сделать вывод, что данная технология позволяет создать условия для успешного формирования ключевых компетенций школьников.

Моя система работы даёт положительные результаты. Уровень учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе свидетельствует о положительной динамике. За три последних года показатели успеваемости стабильны и составляют 100% качество знаний. Творческая мастерская - это путь к успеху в учении, творчестве, саморазвитии и воспитании.

СЛАЙД 11

Свою статью я хочу закончить словами Ключевского:

Спасибо за внимание!

7-й класс. Русский язык. Урок развития речи. Творческая мастерская

Оборудование: листы бумаги, на которых дети будут работать; вырезанные снежинки, ручки,
Учащиеся работают в группе из трёх человек.

Цель: стремиться раскрывать творческий потенциал каждого ученика; развивать ассоциативное мышление детей, речь.

Задачи:

  1. познавательная: получение новых знаний о том, как надо создавать творческую работу;
  2. практическая: закреплять навыки создания оригинальных текстов на основе набранного словарного материала; формирование коммуникативной, учебно-познавательной, общекультурной компетенций; создать творческую работу, посвящённую первому снегу;
  3. развивающая: развивать логическое мышление обучающихся;

4.воспитательная: воспитывать внимание к слову, интерес к русскому языку, любовь к родной природе.

Основой урока является технология педагогической мастерской, которая предполагает следующие этапы:

Индуктор – задание, которое должно помочь разбудить мысли учащихся.

На основе всего набранного словарного материала создается окончательный текст. Если до этого этапа ученики занимались деконструкцией материала, то есть работали на уровне определенных слов, словосочетаний, ассоциаций, то окончательный текст – это конструкция, проявление каждым учеником в полной мере своего творческого потенциала.

Заключительный, обязательный этап мастерской – рефлексия (самоанализ). Обычно мастер задает вопросы: как работалось? где, на каком этапе было трудно? и т.п. Учащиеся искренне пишут о том, как чувствовали себя, о своих удачах и неудачах, что дала им мастерская. Таким образом, на уроке – мастерской совершается совместное движение учителя и ученика по избранной дороге в накоплении нового жизненного, духовного опыта, получения знаний; попутно атмосфера на занятии способствует раскрытию творческого потенциала личности каждого ученика. А разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.


Ход мастерской

I .Орг.момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас: сегодня не обычный урок, а урок – творческая мастерская (на доске)

Чем мы с вами сегодня будем заниматься? (Творить, правильно!) А что вы сотворили дома? (снежинки) Прикрепите свои снежинки на доску. Что получилось? (Снег) О чём мы будем говорить на уроке? ( О снеге) А как можно говорить о снеге на уроках русского языка? (создавать тексты, описывать снег, работать по картине и т.д).

Послушайте стихотворение Валерия Брюсова (аудиозапись)


Первый снег

Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чьей-то грезы,
Это- призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Ответьте на вопрос: хорошее это стихотворение? Оно вам нравится? Почему? (Индуктор) (Ответы детей)

II. Работа с текстом

Послушайте сочинение ученика.

Вот и закончилась осень. Пришла волшебница зима и укрыла всю землю белым пушистым покрывалом.

Деревья тоже принарядились, надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует на окнах великолепные узоры. А с неба падают снежинки, как маленькие звёздочки. Первый снег! Первый снег блестит как серебро, он переливается под лучами солнца всеми цветами радуги. А когда солнце прячется за тучку, снег становится серовато-голубым. Как много красок на белом!

Учитель: А каждый из вас может так красиво написать про снег?

Учитель: Можно ли это сочинение считать по-настоящему творческой работой?

(Нет, так написать может каждый).

Учитель: Наша цель – создать творческие, яркие, групповые работы. А помогут нам в этом законы мастерской.


ЗАКОНЫ МАСТЕРСКОЙ (чтение)

  1. Самый главный. Все, что ты делаешь, правильно и хорошо.
  2. Каждый обязательно должен выполнять все, о чем попросит мастер.
  3. Один говорит – все слушают. Обязательно высказываться, когда просит мастер.
  4. Не задавать вопросов! Как понял, так и делай. Все правильно!
  5. Обязательно записывать то, что понравилось у других. Добирай материал.

Цель нашего урока – создать в конце занятия оригинальный, по-настоящему творческий текст о снеге, на основе набранного словарного материала.

III. Творческая работа.

Начинаем творить. Работать будем группами. Когда группа готова, один из вас – организатор - поднимает руку. Отвечать – по очереди: сначала все учащиеся из первой группы - остальные дополняют; затем – из второй – остальные дополняют и т.д.

  1. Создайте из набранных слов текст №1 стихами или прозой. Помните, что у вас должна получиться миниатюра, то есть небольшой по объёму, но яркий текст.


(Социализация – по решению группы отбираются 1 - 2 текста для чтения вслух.)

  1. Учитель: Как только выпадает первый снег, все в природе меняется. (Разрыв). Предлагаю вам набрать глаголы, отвечающие на вопрос: что делает снег? У вас получатся метафоры и олицетворения.


(Социализация – 2 группа) (укрывает, летит, веселит, наряжает) (Слайд № 5)


(Социализация – 3 группа (Пушистый, белый, нежный, мягкий и т.д.)

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Творческие игровые задания – это задания, предлагающие сочинение связных и желательно остроумных текст, соблюдая разнообразные сложные условия. Ценный результат таких заданий – исчезает страх перед сочинительством.

Приближают к положительному результату применение на занятиях Кубиков историй и владение методом Сторителлинга.

Но начать можно с самых простых творческих заданий.

Время: запас времени 20 минут.
Нужны: ручка и бумага.

Максимум: 15 человек.

Суть задания: желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый ученик должен знать, после кого он вступает.

Необходимо сочинить рассказы по кругу. Сочиняются одновременно столько рассказов, сколько участвует игроков.


По команде учителя каждый записывает на своем листке первую фразу будущего рассказа.

Учащиеся читают попавшие к ним фразы и пишут свои, связанные с предыдущими по смыслу. Потом по команде ведущего опять передают листки и т. д.

Разумеется, с каждой следующей фразой задача учеников усложняется — увеличивается объем текста, который нужно продолжить, поэтому учитель постепенно увеличивает время на работу — примерно на 20—30 секунд. Листки передают до тех пор, пока они не сделают полный круг. За одну-две фразы до окончания рассказа учитель предупреждает о приближении к финалу, чтобы игроки могли эффектно закончить рассказы. Игра завершается тем, что ученики рассказы читают вслух и выбирают самые удачные.

Варианты игры:

  • Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму.

Учащиеся должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате получается забавная пародия. За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки, фильма и сочинить по нему Триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей.

Жанр может быть задан и более узко: описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п.

Например: И они в ужасе побежали прочь. Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт.

Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато сам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки.

  • Сложный вариант для хорошо подготовленной группы — сочинять одновременно рассказы разных жанров, для этого в верху листочка нужно указать жанр, в котором должен быть выдержан рассказ. После игры рассказы оцениваются и с точки зрения этого условия.

Суть игры “Сериал”: играть можно в течение всего учебного года, тратя на это 10 минут в неделю. Для начала игры учителю нужна красивая толстая тетрадь.

Тесты могут стать основой для изложений, диктантов, сочинений, упражнений.

Именно с этого задания и началось увлечение моих студентов текстовыми словесно-ролевыми играми и форумными ролевыми играми. Суть одна – форматы разные. Поэтому можно создать форумную тему в группе ВКонтакте и проложить играть в интернете, привлекая сторонних участников.



Текстовая (форумная) ролевая игра – игроки описывают в виде текста действия своего персонажа, сообщают, что он сделал, куда направился и пр. Надо не забывать, что у любой образовательной текстовой игры должна быть цель. Разрешается в образовательном формате исправлять речевые ошибки, грамматические и стилистические ошибки.

Пример текстовой словесной игра, из которой впоследствии получился миниобразовательный квест для отработки знаний в области пожарного надзор, в основу которой легла история “О любви из жизни молодого специалиста государственного пожарного надзора”.

Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными.

Творческие работы по русскому языку 1962

В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.

Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.

Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

Лексические явления изучаются в течение очень короткого времени, поэтому возникает потребность в дальнейшей система­тической работе, направленной на повторение и закрепление пройденного в связи с изучением нелексических тем.

Выделяются следующие два направления в работе по лекси­ке при изучении словообразования и морфологии, а также в процессе формирования орфографических умений и навыков:

1) лексикологические задания по содержанию текстов упраж­нений и 2) лексические задания в связи с изучаемыми нелекси­ческими понятиями.

2) Для какой цели использованы синонимы в тексте? К какому слову в тексте являются синонимами такие-то слова? 3) Объяс­ните лексическое значение выделенного слова. 4) Объясните, почему в тексте использованы данные слова, а не другие.

5) В каком из значений выделенное слово является антонимом данному слову?

Дополнительные задания выполняются после основного. Желательно сопровождать работу над ними краткими коммен­тариями учителя о взаимосвязях между изучаемыми языковыми явлениями.

Знания и умения учащихся проверяются на всех этапах ра­боты по лексике: в процессе изучения лексических понятий, при обобщении и систематизации изученного по лексике, в процес­се контроля за усвоением нелексического материала.

При ознакомлении с новым явлением ставятся вопросы, тре­бующие воспроизведения изученного, например: что такое лекси­ческое значение слова? Какие слова называются синонимами? При систематизации и обобщении изученного в конце темы це­лесообразны вопросы, направленные на выяснение различаю­щих и сходных черт между известными учащимся лексическими явлениями, например: в чем сходство и в чем различие между многозначным словом и омонимами? Что общего имеют и чем различаются синонимы и антонимы?

Для проверки 'уровня лексических умений целесообразно предлагать следующие задания:

1) при ознакомлении с лексическим явлением: подчеркнуть многозначные слова (слова с переносным значением и т. д.); выписать антонимы (омонимы и т. д.) в составе словосочетаний, раскрывающих их значение;

2) при обобщении изученного: подобрать синонимы (антони­мы, омонимы) к данному слову; сгруппировать многозначные слова (слова с переносным значением);

3) при написании контрольных диктантов по орфографии

(сочинений, изложений): подчеркнуть синонимы (антонимы

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Словообразование как раздел науки о языке изучает слово со стороны, его строения и образования. Изучение словообразо­вания в школе имеет огромное значение для познания особен­ностей структуры русского слова и способов его образования, осознания словообразовательного значения одноструктурных слов, а также структурно-семантических связей однокоренных слов. Знакомство со словообразованием создает важнейшие предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся, ов­ладения речевыми и орфографическими умениями и навыками (см. об этом в соответствующих главах).

В содержание работы по словообразованию входят также умения отделять окончание от основы, членить основу на части, подбирать однокоренные слова и слова с одинаковыми при­ставками и суффиксами, производить полный разбор слова (с ясной структурой) на составляющие его части.

В работе по словообразованию в IV классе выделяются че­тыре этапа: повторительный (в начале учебного года), специ­альный, закрепительный (при изучении несловообразовательных тем) и обобщающий (в конце года). На повторительном этапе воспроизводятся знания о составе слова, полученные в началь­ных классах; на специальном этапе изучаются новые понятия и новые сведения об известных понятиях, а также формируются новые и закрепляются имеющиеся у учащихся словообразова­тельные умения; на закрепительном этапе совершенствуются словообразовательные умения и упрочиваются знания о составе слова; на обобщающем этапе систематизируются полученные знания о составе слова.

ПОВТОРЕНИЕ СВЕДЕНИИ О СОСТАВЕ СЛОВА, ПОЛУЧЕННЫХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Приводим примерный конспект урока повторения сведений о составе слова. На нем, кроме того, повторяются отдельные сведения о предложении, его членах и частях речи. Эти сведе­ния необходимы для того, чтобы показать взаимосвязи языко­вых явлений друг с другом.

— Теперь вы знаете, какую роль в жизни людей выполняет язык: он является важнейшим средством общения людей. С по­мощью языка мы храним и передаем наши знания, выражаем чувства. Чтобы правильно пользоваться языком, необходимо знать, как он устроен и как действует. Сегодня мы вспомним, из каких частей может состоять слово. Какие вы помните части слова?

Затем преподаватель добавляет, что состав слова — это его строение, структура. По строению (составу) слова могут совпа­дать, например: стол-ик и чай-ник (у этих слов есть корень и суффикс); могут различаться, например: сер-еньк-ий и сер-оват- еньк-ий (в одном из этих слов только один суффикс, а в дру­гом два суффикса).

Учитель напоминает, как следует обозначать части слова при разборе на письме:

— Посмотрите в учебнике на полях страниц 6 и 7, каким знаком обозначается окончание, корень, суффикс, приставка.

После этого вспоминается правило отделения в слове окон­чания: существительные и прилагательные надо изменить по па­дежам, а глагол — по лицам. Для закрепления умения выполня­ется упражнение 4 — учащиеся составляют предложения с дан­ными сочетаниями слов; обозначают окончания в словах. Необ­ходимо при этом сказать учащимся о том, что окончания слова меняются.

Закрепляются умения выделять корень и подбирать одноко­ренные слова при выполнении упражнений 5, 6 и 9. В упражне­ниях 6 и 9 однокоренные слова (рыбачил, рыба, рыбку; три­дцать, три) целесообразно записать и обозначить в них корни. В упражнении 6 дополнительно требуется назвать глаголы. Желательно в них назвать корни (удивился—див-; испугал­ся—пуг-; рыбачил—рыб-; слыхивал — слых-; говорила — го­вор-; сказал — сказ-). В упражнении 9 в третьей части только первые два слова являются однокоренными.

В этих упражнениях имеется три текста. Каждый из них можно использовать для небольших воспитательных бесед или замечаний учителя. Так, упражнение 6 позволяет сказать о чело­веческой доброте; упражнение 9 — о любви к Родине, заботе о благе людей, о больших пионерских делах.

Переходя к повторению суффиксов и приставок, учитель за­дает вопросы: чем отличаются суффиксы и приставки друг от друга? (Местом положения по отношению к корню.) Как отде­лить в слове суффикс и приставку? (Подобрать однокоренные слова без приставок и суффиксов, например: осинка — осина; приехать — ехать.)

Умение выделять суффикс и приставку в слове закрепляет­ся при выполнении упражнений 7 и 8.

Завершается урок полным разбором слова по составу (по строению, по структуре). Учитель ставит перед учащимися еле? дующие вопросы: из каких частей может состоять слово? Как по-другому называется состав слова? (Строение, структура.)

Учащиеся выполняют упражнение 10 (первая строка). Раз­бирая первое слово, вспоминают правила выделения окончания, корня, а также приставок и суффиксов.

При наличии времени учащиеся пишут диктант с подготов­кой (вторая часть упр. 9).

На дом можно предложить задание: выучить определение однокоренных слов (с. 6) и выполнить упражнение 10 (вторая строка).

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ УРОКАХ

Знакомясь с новыми словообразовательными понятиями и по­лучая новые знания об известных понятиях, учащиеся овладе­вают умением осмысленно членить слово по составу. В связи с работой над приставками и суффиксами учащиеся узнают не­которые словообразовательные значения (т. е. значения отдель­ных приставок и суффиксов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Сочинение-эссе.

Эссе (франц. опыт, набросок) - жанр публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Виды эссе:

Особенности эссе как жанра:

Обращенность к философским, литературоведческим, эстетическим, социальным проблемам;

свободная форма изложения (отсутствие композиции);

сравнительно небольшой объем;

преобладание впечатлений, а не фактов;

субъективность, а не аргументированность авторской позиции;

наличие средств художественной выразительности (метафора, символ, сравнение и т.д.)

смешение речевых пластов.

Литературные формы жанра эссе:

Сочинение-этюд

Этюд – небольшое произведение критического характера, посвященное какому-либо отдельному вопросу (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

Особенности сочинения-этюда:

Этюд – зарисовка, набросок, представляющий собой часть будущего большого произведения.

Изображаемый предмет запечатлен метко и четко.

Точность доказательств и образов.

Небольшой по объему.

Сочинение-ассоциация:

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает в сознании другое.

Виды ассоциаций:

словесная (мысли и чувства, рожденные какими-либо стихотворением или прозой);

слуховая (ощущения, представления, возникающие в процессе восприятия музыкального произведения);

визуальная (ощущения, представления, возникающие при соприкосновении с произведениями художников).

Сочинение-ассоциация – свободное высказывание, не сжатое рамками анализа.

Особенности сочинения-ассоциации как литературного жанра:

эмоциональность, предельная искренность чувств;

эмоционально окрашенная лексика;

1-2 ярких эпизода образности (образ-переживание), возникших в воображении при чтении стихотворения.

Схема анализа лирического произведения:

Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении (биографический комментарий).

Смысл названия стихотворения.

Жанровое своеобразие (прокомментировать жанр).

Анализ лирического сюжета:

как раскрывается категория времени и пространства, как решается проблема взаимоотношения мира и человека;

тропы (метафора, эпитет, олицетворение, аллегория, символ, гипербола, литота (намеренное преуменьшение), ирония, самоирония, сарказм).

использование стилистически окрашенной лексики,

риторический вопрос, риторическое восклицание,

особенности синтаксиса (неполные предложения, например).

Основные ритмические особенности стихотворения:

2 - сложный размер стиха

3 - сложный размерстиха

Читайте также: