Как оформить творческую работу по изо

Обновлено: 07.05.2024

Соавтор(ы): Heather Gallagher. Хизер Галлахер — фотожурналистка и фотограф из Остина, Техас. Владеет собственной студией Heather Gallagher Photography, которая была признана лучшей семейной фотостудией в Остине и одной из трех лучших по съемке на родах в 2017, 2018 и 2019 годах. Специализируется на семейной фотожурналистике и имеет более 15 лет опыта в съемке людей, семей и организаций по всему миру. Среди ее клиентов можно назвать Delta Airlines, Oracle, Texas Monthly, ее работы появлялись в The Washington Post и Austin American-Statesman. Является членом Международной ассоциации профессиональных фотографов, снимающих на родах (IAPBP).

Думаете о том, как представить в выгодном свете свои художественные работы для картинной галереи, института искусств или потенциального работодателя? Качественно составленный художественный портфолио является отличным способом представить свои лучшие творения и продемонстрировать собственные навыки. Портфолио должен говорить сам за себя, объединяя в себе такие ваши качества, как профессионализм, увлеченность и индивидуальность, а также демонстрируя ваши лучшие работы. Он будет создавать о вас первое впечатление, поэтому должен чем-то выделяться на фоне остальных портфолио. В своем портфолио вы должны показать заинтересованным лицам, в чем заключается ваш талант, чем вы отличаетесь от других соискателей и почему необходимо выбрать именно вас, а не кого-то еще.

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 1

  • Например, если вы решили учиться на кинорежиссера или художника-аниматора, вполне вероятно, что ваш портфолио должен быть цифровым и состоять из работ той же области творчества. С другой стороны, если вы поступаете на архитектора или художника, ваш портфолио должен будет состоять из набросков и рисунков.
  • В некоторых заведениях предлагают включать в портфолио всего 10–20 работ. Если у вас есть действительно стоящие произведения, лучше придерживаться меньшего количества работ в портфолио, так как с увеличением их числа общее качество восприятия портфолио может снизиться. [2] X Источник информации
  • Обязательно проверяйте требования конкретной организации к составлению портфолио, прежде чем начинать его готовить. Это необходимо для того, чтобы не тратить время на создание портфолио одним способом, а потом вынужденно переделывать его под другой формат.

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 2

  • Проверьте требования к портфолио, прежде чем что-либо делать. Если требуется включить в него незаконченные работы, так и сделайте. Это позволит оценить ваши навыки, методы работы и глубину имеющихся знаний, а также поможет понять контекст творческого и мыслительного процесса, который лежит в основе ваших произведений. Каждая художественная работа зачастую является чем-то большим, чем просто готовым произведением, но это во многом зависит от процесса ее создания и применения некоторых экспериментов. [3] X Источник информации
  • Убедитесь в том, что как готовые, так и незаконченные работы для вашего портфолио доведены до совершенства. Избавьте свои произведения от смазанных линий, отпечатков пальцев и дефектов.

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 3

  • Цель включения данных произведений в портфолио — показать тем, кто будет его оценивать, что вы умеете правильно воспринимать очертания и формы предметов, обращать внимание на детали, работать с перспективой, пропорциями и передачей различных текстур. [4] X Источник информации
  • При рисовании с натуры придерживайтесь реализма, а не грубой механической копии реальности. Полезно выбирать для рисования важный для себя предмет, так как при этом вы автоматически начинаете задумываться о теме и мотивах, которые лежат в глубине вашего рисунка, а не о чисто внешней картинке, которая стоит перед вами.

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 4

  • Будьте избирательны и не включайте в портфолио какие-либо работы исключительно для разнообразия. Лучше ваш портфолио будет состоять из уверенно выполненных работ с меньшим разнообразием использованных средств или стилей, чем из большого числа работ разными материалами и в разных стилях, но среднего качества. [5] X Источник информации
  • Порой бывает трудно непредвзято оценить свои работы и отредактировать их, поэтому попросите друга или двоих друзей отобрать ваши лучшие произведения. Также полезно иметь друга-наставника. Поищите кого-нибудь с талантом художника, того, кто уже бывал на вашем месте ранее, кто сможет помочь вам принять столь трудные решения. Польза здесь заключается в том, что мнению такого человека можно будет доверять, так как у него есть определенный опыт в области изобразительного искусства.
  • Никогда не включайте в портфолио работы, являющиеся имитацией чьих-либо работ. Приемные комиссии видели тысячи портфолио и вполне способны угадать, что вы создали свое произведение по какой-либо фотографии или художественной работе другого человека. Также это демонстрирует ваш недостаток творческих способностей и неспособность искать идеи для своих произведений в реальной жизни. [6] X Источник информации

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 5

  • Некоторые из ваши произведений могут потребовать переделки или доработки, поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вас в запасе было достаточно времени для совершенствования работ, прежде чем вы должны будете сдавать портфолио.
  • Отобрав работы для портфолио, выждите некоторое время и вернитесь к ним уже немного переосмыслив свой подход. Очень важно обеспечить себе это время, так как оно позволит вам лучше и менее предвзято оценить свои произведения.
  • Порой даже друзья могут относиться предвзято к вашим работам, поэтому иногда полезно привлечь к оценке кого-нибудь со стороны, с кем у вас нет близких отношений. Кроме того, принять конструктивную критику от такого человека будет проще.
  • Научитесь с благодарностью принимать конструктивную критику: поймите, что она не является оскорблением и не умаляет вашего достоинства, а позволяет вам совершенствоваться как художнику.

Изображение с названием Make an Art Portfolio Step 6

Включите в портфолио дополнительную информацию о статьях, публикациях и наградах. В некоторых случаях это не требуется, поэтому, опять же, проверьте требования к составлению портфолио. Тем не менее, знайте, что такая информация полезна для демонстрации того, что ваши работы ценятся и уже были представлены общественности ранее.


В чем состоит особенность структуры творческого проекта, и на какие нюансы нужно обратить внимание перед тем, как приступать к его реализации.

Творческий проект: что это и из каких этапов состоит

Творческий проект — многоэтапный труд, который предполагает не только написание уникальной работы, но и защиту своих результатов. Помимо этого, творческий проект включает непосредственно подготовку, особенности реализации проекта (пояснительные записки) и дальнейшее прикладное использование.

Все этапы работы над проектом можно объединить в три категории:

  1. Организация и подготовка. Учащийся выбирает тему, проблему, обосновывает свой выбор и его значимость для себя и общества в целом (для глобальных проектов). Если творческий труд предполагает создание какого-то изделия, но необходимо описать его желаемый внешний вид, используемые материалы, технику, инструменты и другие особенности.
  2. Технологический этап. Какое рабочее место подобрано для реализации проекта, инструментарий. Соблюдаются ли правила техники безопасности.
  3. Финальный этап. После основной проделанной работы учащийся должен самостоятельно оценить свой труд и поставить оценку. Также нужно определить стоимость материалов и других компонентов творческого проекта, которые потребовали затрат. Сюда входит реклама, публичная презентация и дальнейшее использование.

Творческий проект

Почему так важно соблюдать все этапы при подготовке творческого проекта? С одной стороны, в учебном заведении любого уровня правильная структура станет залогом высокой оценки учащегося. С другой стороны, ученик или студент получит или усовершенствует навыки грамотного оформления работы, которая предполагает самостоятельное изучение и разработку проекта.

Введение творческого проекта

Перед написанием основной части проекта нужно уделить внимание введению. В печатном варианте оно обычно располагается на 3 странице после титульного листа.

Для творческих или научных работ есть четкая структура введения. Она выглядит следующим образом:

  • обоснование и актуальность — почему тема проекта важна, почему учащийся уделил внимание именно этой проблеме;
  • новизна — насколько творческий проект новаторский;
  • цель — что учащийся хочет видеть в качестве конечного результата;
  • задачи — какие микроцели необходимо достичь, чтобы прийти к главной цели творческого проекта;
  • используемые методики, техники (желательно перечислить используемые материалы или фамилии людей, на чей опыт учащийся опирался);
  • значение результатов творческого проекта на практике.

Таким образом, этот компонент содержит основные положения в краткой форме.

Обоснование творческого проекта

Обосновать творческий проект — значит доказать читателю его важность и необходимость, убедить в пользе. Поэтому главным является выбор темы, чтобы она была актуальна не только в определенный исторический период, а именно в данный момент.

Обоснованный проект автоматически становится более значимым. При реализации серьезных творческих трудов это важно, потому что главная задача автора — добиться его использования на практике (например, материальной поддержки, внедрения в систему и т.д.).

Отсутствие обоснования говорит о нарушении структуры всего проекта.

С каждым годом на планете все актуальнее становится проблема мусорного загрязнения. Поэтому я решил изготовить автоматическое устройство для сбора отходов. В его основе — лично изобретенная технология, похожая на захват пальцев руки. Это поможет сделать улицы чище и постепенно восстанавливать функционирование природы.

Цель творческой работы

Цель творческой работы — конечный результат, который представляет автор проекта после его завершение. Это может быть получение нового общественно полезного знания или разработка конструкции.

Цель: разработать и изготовить устройство для сбора мусора с применение технологии захвата из нержавеющего материала для борьбы с экологической проблемой.

Творческая работа

Задачи творческого проекта

Во время написания работы указываются и задачи, которые необходимо решить для достижения цели. Их обычно несколько.

Задачи — этапы работы, написанные в порядке выполнения. Успешная реализация всех задач — достижение цели.

Пример формулировки задач для экологического проекта:

  1. Изучить необходимую литературу по теме творческой работы.
  2. Подготовить детали из нержавеющей стали.
  3. Собрать удобную и практичную конструкцию.
  4. Протестировать захват в природных условиях.

Технологическая карта творческого проекта

Технологическую карту автор разрабатывает во время выполнения задач, т.е. в процессе творческой работы, а не перед или после. Карта может иметь вид перечисления, списка, но наиболее удобный и распространенный формат — в виде таблицы.

Карта может состоять из следующих разделов:

  • какие действия выполняет учащийся, их последовательность;
  • условия работы;
  • техническое оснащение;
  • инструменты;
  • материалы и т.д.

Условия и требования, описанные в технологической карте, необходимы к выполнению. Кроме того, важно соблюдать рекомендации по охране труда и безопасности жизнедеятельности во время выполнения опасных этапов.

Например, при разработке устройства для сбора мусора карта будет иметь вид таблицы:

  1. Колонка №1: описание этапа работы.
  2. Колонка №2: графическое изображение изделия на данном этапе.
  3. Колонка №3: необходимые инструменты для данного этапа работы.

Основная часть творческого проекта

Теоретическая часть творческого проекта

Первая задача учащегося — выполнить теоретическую часть. Что она в себя включает:

  1. Подбор необходимой литературы по теме проекта. Знакомство с опытом ученых, известных людей, чьи знания помогут реализовать задумку.
  2. Изучение технологии: этапы создания, математические вычисления, замеры материалов и прототипирование будущей конструкции.
  3. Разработка технологической карты, подбор материалов, инструментов, подготовка места для работы.
  4. Планирование презентации полученных результатов. Учащийся должен выбрать, в какой форме будет показывать законченный труд общественности: текстовая работа, мультимедийная презентация, видеозапись поэтапной работы и т.д.
  5. Если над созданием работает коллектив или творческая группа, необходимо описать задачи для каждого участника.

Таким образом, теоретическая часть — это первый конкретный шаг к созданию готового продукта.

Технологическая часть творческого проекта

Технологическую часть также можно назвать практической: учащийся осуществляет непосредственное создание продукта. Последовательность действий должна быть следующей:

  • выбор материалов;
  • предварительное продумывание дизайна будущего проекта;
  • выбор инструментов и другого оборудования;
  • начало работы с соблюдением техники безопасности;
  • последовательное заполнение технологической карты в процессе работы.

Учащийся может снимать на камеру все этапы, чтобы на защите проекта показать смонтированное видео. Это удобный и наглядный способ продемонстрировать результат своего труда.

Работа

Инструкционно-технологическая карта творческого проекта

Инструкционно-технологическая карта (или просто технологическая) заполняется на технологическом этапе. Ее содержание должно соответствовать реальному алгоритму действий.

Заключение творческого проекта

После каждого проекта необходимо писать заключение. Автор ставит себе оценку, детально описывает результат работы. Заключение должно быть расширенным, чтобы читатель смог понять суть работы без ознакомления с ее основной частью.

Что включает в себя заключение:

  • выводы по результатам (количество выводов зависит от количества задач во введении);
  • самооценка (доволен или нет учащийся результатом своего труда);
  • рекомендации к использованию проекта;
  • значимость (как он может повлиять на экономическую, социальную, научную и другие сферы жизнедеятельности общества).

Список использованной литературы

Так как в теоретической части учащийся анализировал литературу по теме исследования, то после основной части он должен составить список этих источников. Так или иначе, они упоминались в тексте работы, потому что автор на них ссылался. Список составляется по библиографическим правилам в алфавитном порядке.

Что включает в себя библиографическое описание: автор, название, год издания, город издания, название издания, количество страниц или номер страницы, на которой расположен цитируемый фрагмент. В зависимости от типа литературы (пособие, учебник, монография) описание может отличаться. Например, для электронных учебников необходимо предоставлять ссылку для перехода.

Приложения творческого проекта

В завершении проекта автор предоставляет приложение. Это все компоненты работы, которые невозможно добавить в творческую часть. Например, фото и иллюстрации, сделанные во время выполнения различных этапов, видеозапись, чертеж и т.д. Ничего не должно мешать восприятию текста, поэтому информация в другом виде выносится в приложение.

Автор должен в основном тексте работы ссылаться на приложение, пронумеровав фото/видео/иллюстрации для удобства восприятия.

Защита творческого проекта

После того, как основная работа выполнена, возможна ее защита или публичная презентация. Обычно это происходит, если учащийся делал работу на конкурс, для получения гранта и т.д. О дате и условиях проведения защиты предупреждают заранее, чтобы было время для подготовки и написания текста выступления.

Оценивает работы комиссия. Если это защита проекта по одному из школьных предметов, то в ее состав может войти директор, завучи и компетентные преподаватели. Время выступления составляет не больше 7 минут. За это время нужно перечислить необходимые пункты, грамотно представить свою работу и показать комиссии, что весь труд был проделан не зря.

Показ проекта

Чек-лист адекватного выступления на защиту

Это чек-лист выступления, который позволит защититься и стать лучшим среди конкурсантов. План выступления такой:

  • представление;
  • рассказ о выбранной теме проекта;
  • зачитывание основных пунктов введения (обоснование, актуальность, новизна);
  • знакомство с целями и задачами;
  • историческая справка (были ли в истории подобные изделия, как они выглядели, что автор усовершенствовал);
  • описание процесса создания проекта поэтапно (какие материалы и инструменты использовались, с каким сложностями столкнулись на том или ином этапе);
  • предоставление идей о дальнейшем практическом применении, какую роль играет для экологии;
  • выводы;
  • демонстрация образца готового изделия;
  • зачитывание использованной литературы (по желанию).

Подготовка творческого проекта — сложный процесс, который требует сосредоточенности и выполнения всех правил. Для некоторых эта задача может показаться непосильной. Если вам необходима научная работа, обращайтесь за помощью к специалистам сервиса Феникс.Хелп и всегда получайте только отличную оценку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутренние и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

Проектная деятельность на уроках ИЗО

I. Введение.
Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.

Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.

Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.

Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.

Для работы над проектом необходимо:

Выбрать тему проекта;

Определить характера проекта;

Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;

Наметить пути реализации проекта;

Спрогнозировать результат проекта.

Используя вышеописанные рекомендации, предлагаемый материал и творческую фантазию, можно создать такие проекты, которые будут востребованы как на уроках так и во внеурочное время.

Участники: учащиеся 4 класса

Продолжительнось: 4 урока.

Цель: формирование навыков самостоятельной работы с информацией,

формирование навыков работы в команде;

1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания.

2 урок: отчеты групп по собранной информации.

3 урок: практическая работа групп по индивидуальным заданиям.

4 урок: выполнение коллективной работы.

Продолжительность: 4 урока.

Цель: исследование культур разных народов и представление творческих работ.

1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор

информации по группам:

2 урок: отчеты групп по собранной информации.

Ход проекта ( по урокам):

III. Педагогическая технология:
Моделирование, коммуникативный диалог, исследовательская деятельность.
Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к размышлению, анализу. Игра и исследование!

Условия реализации опыта.
Предмет: ИЗО.
Материальная база: репродукции картин, книги, интернет-ресурс, медиатека.

IV. Внедренческий (заключение) аспект.
1. Степень новизны опыта: усовершенствование.
2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО),
районное методическое объединение учителей изобразительного искусства
муниципального района.

Грибанова Райна Фиркатовна


МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

Моя миссия учителя-художника в современной школе особая. Я должна быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.

Мой интерес к обозначенной теме продиктован в результате возникновения противоречий между требованиями к освоению образовательной программы начального общего образования в ходе внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов и недостаточной мотивацией детей к обучению, отсутствием стремления к творческой самореализации, проблем в общении и сотрудничестве детей между собой, что я выявила в результате проведения диагностики.

Поэтому система обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы предоставлялась возможность для развития индивидуальности каждого учащегося. Этого всего можно добиться, используя технологию проектного обучения.

Я выдвинула гипотезу: В результате практической реализации технологии проектного метода у обучающихся повысится уровень самостоятельности и уровень творческих способностей. А в итоге возрастёт движущий стимул самореализации личности младших школьников.

Целью своей работы считаю: формирование исследовательских умений учащихся, выработка самостоятельности и инициативы, направленных на развитие творческих способностей.

  • Проанализировать психолого–педагогическую литературу по данной теме (технологию развития проектной деятельности).
  • Изучить технологию проектного метода обучения и его роль в развитии самостоятельности и творческих способностей младших школьников.
  • Описать возможности и особенности использования проектной деятельности на уроках изобразительного искусства.
  • Разработать модель последовательного включения школьников начальной школы в проектную деятельность, способствующую формированию у них ключевых компетенций.
  • систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Оценить эффективность использования проектной деятельности в формировании самостоятельности и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Проектное обучение является таким типом обучения, при котором дети входят в область научных понятий посредством специально организованной, стимулирующей развитие рефлексивных навыков учебной деятельности.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения творческой работы.

Цели творческой проектной деятельности – получение такого результата, который может быть как социально, так и личностно значим.

На уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности я применяю следующие виды проектов. Слайд 13

  • В команде нет лидеров.
  • Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.

Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

В педагогической литературе представлены различные варианты этапов над проектами. На основе изучения этапов я составила свою модель последовательного включения школьников в проектную деятельность.

Первый этап (проектировочный)
1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Учитель задает наводящие вопросы или уточняет перечень вопросов, сформулировав несколько тем.
3 . Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
4 .Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это презентация, публикация - обговорить структуру, если реальная модель, как она может быть представлена (рис, описание модели, макет)
6 . Предлагается объединиться по творческим группам, составить перечень вопросов по теме. Определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап (практический)
1. Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.
2. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
3. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
Заключительный этап.
1. Еще раз обговаривается критерии оценки итоговой работы.
2. Оглашается последовательность выступления групп.
3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают свои пожелания.

Изобразительное искусство как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие интереса к художественной культуре среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения результата своей деятельности. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Практика показала, что метод проектов применим на уроках изобразительного искусства в 2-4 классах общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако педагогу нужно учитывать следующее:
• метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
• следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
• учитель должен владеть исследовательскими методами обучения, уметь организовывать работу малых групп;
• следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
• проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
• полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но интереснее получается работать над творческими проектами.

В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие проекты могут носить индивидуальный, парный или групповой характер.

Класс разбивается на группы по пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, варианты технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. Каждая команда выбирает свое задание, которое рассчитано на выполнение нескольких недель.

Далее я предлагаю учащимся продумать дома о конструкции будущего изделия. Ученики обращаются к справочникам, используют Интернет, другие источники информации, советуются с членами семьи, сведущими людьми. Конечно, не все учащиеся выполняют это задание, но в каждой группе есть ответственные, исполнительные ребята, которые приходят на следующее задание со своим предложением.

На следующем уроке учащиеся проводят системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимают решения. Делают зарисовки, схемы, чертежи будущего изделия, т.е. выбирают варианты замысла проекта. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи к разработке замысла изделия.

К следующему занятию замысел обретает конкретные очертания. Значит теперь нужно составить план работы, т.е. как будем воплощать замысел в жизнь. У учащихся создается ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определения рациональных приемов и последовательность выполнения, т.е. как на практике будем выполнять проект.

Им следует самостоятельно продумать форму, цвет, количество элементов, их взаиморасположение, но так, чтобы все вместе могло обозначать характер и передавать определенное настроение. В этом для ребенка состоит цель работы, а пути ее достижения каждый находит сам. Ученик сознательно ищет, какими способами можно лучше добиться поставленной цели, т.е. он выступает как творец, конструктор, создатель.

Все группы сошлись во мнении, что лучше использовать исходное вторсырье (упаковочные коробки, спичечные коробки, пенопласт и тд.); цветной картон и бумагу, краски.

Затем приступают ко второму этапу проекта - “выполнение проекта в соответствии с замыслом”. Идет практическая работа. По ходу работы учащиеся корректируют замысел, вносят дополнения, исправляют конструкцию, форму. В это время в школе среди начальных классов проходил конкурс “театральный сезон”. Дети готовили пьесу- шутку, стенгазету, афишу. И у них сразу появилась идея, что в городе нужно расставить афиши.

В процессе проектной деятельности я формировала у учащихся следующие умения и навыки. Слайд 22.

Мной разработана серия уроков - проектов для 3-4 класса, в ходе которых используются межпредметные связи;
с моей помощью учениками 2-4 классов были подготовлены проекты по следующей тематике: Слайд 23.

После проведения проектов я провожу анкетирование с целью определения удовлетворенности ученика над проектом.

Формирование навыков самооценки – по окончании выполнения проекта учащиеся работаю по следующей памятке: Слайд 31.
- систематизированы задания и упражнения по развитию инструментальных навыков в проектной деятельности. Выполнение данных заданий способствуют накоплению определенного опыта в проектной деятельности, что проявляется в дальнейшем при реализации проектов.

Более объективную картину результативности моей работы по данной теме подтверждают результаты диагностик:
-диагностика уровня обученности при стабильной 100% успеваемости 98% качество;
-результаты анкетирования;
-диагностика определения учебной самостоятельности.
-диагностика уровня развития общеучебных, дидактических умений и навыков, творческого потенциала учащихся (разработана на основе диагностики Орловой). Данные диагностик наглядно показывают положительную динамику качественных показателей высокого и среднего уровней развития исследовательских способностей учащихся.

Повысился уровень познавательного интереса к проектной деятельности; значительно увеличилось количество учащихся с повышенным интересом к данному методу обучения; практически уменьшилась группа учащихся, проявляющих ситуативный интерес к предмету; повысились практические умения и навыки; к концу 4 класса возрос интерес к проектным работам; качество знаний по ИЗО искусству стабильно не ниже 97%.

При рассмотрении сущности и особенностей проектного обучения видим, что организация такого метода на уроках действительно способствует развитию самостоятельности, вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, осознанности знаний.

В результате исследования я подтвердила правильность выдвинутой мной гипотезы: повысился уровень самостоятельности и уровень творческих способностей у обучающихся. В итоге возрос движущий стимул самореализации личности младших школьников на уроке изобразительного искусства.

Читайте также: