Как оформить практическую часть в исследовательской работе

Обновлено: 10.05.2024

Курсовые работы пишут исключительно в высших учебных заведениях или средних специальных учебных заведениях, где студенты получают специальное образование. Это обусловлено тем, что курсовая работа пишется по предмету, который так или иначе связан с выбранной профессией. Поэтому так важно, чтобы в курсовой работе присутствовала как теоретическая, так и практическая часть.

Практическая часть курсовой работы призвана продемонстрировать теоретические знания студента на практике. Таким образом студент не только проводит исследование согласно предмету, но и полностью описывает его процесс в практической части. Помимо самого исследования в практической части описываются методы, которые использовались в исследовании. Это помогает комиссии оценить грамотность и надежность самого исследования, а также актуальность его результатов.

Практическую главу написать гораздо сложнее, чем теоретическую. Для теории студенту необходимо лишь изучить материал из различных источников и ознакомится с исследованиями других ученых. В практической же части теории будет мало. Нужно на практике продемонстрировать свои навыки и знания о том, что было поднято в теоретической части.

Как написать практическую часть курсовой работы

Практическая часть курсовой работы будет сильно зависеть от выбранной профессии, темы и предмета. К примеру, инженеры должны создать чертежи или модели, бухгалтера - сделать анализ финансового потока, химики проводят лабораторные исследования, а юристы - рассматривают судебную практику.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Практическая часть курсовой работы, по большей части, состоит из анализа данных. Это значит, что студент уже имея какие-либо данные, полученные на производстве или в ходе экспериментов - работает исключительно с ними, проводя анализ, расчеты и сравнения. Это уже зависит от типа и темы курсовых работ.

Важно помнить, что результат должен соответствовать цели и задаче исследования, иначе это считается за грубую ошибку.

Что входит в практическую часть курсовой работы

Количество глав в практической части может зависеть как от предмета, так и от преподавателя. Если необходимо создать две главы, то зачастую это будут аналитическая и проектная главы. Каждая глава должна делиться на параграфы.

В аналитической главе рассматривается вопрос уже существующей системы, состояния или проблемы. Тут необходимо описать объект исследования в его текущем положении, а также можно рассмотреть его динамику на примере предыдущих лет, если существует такая возможность. В аналитической главе хорошо использовать больше количество приложений в виде графиков, таблиц или диаграмм, а также других различных визуальных примеров данных.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важно также помнить о том, что в конце каждой главы необходимо писать собственные выводы, которые не должны повторяться между собой. Таким образом демонстрируется окончание главы, и вывод готовит читателя к началу следующей части.

Правила оформления практической части курсовой работы

Найти пример оформления практической части в интернете несложно. Но важно знать основные требования, которые одинаковы для всех работ такого типа.

  • Практическая часть курсовой работы должна соответствовать по объему теоретической части.
  • Практическая часть пишется в едином стиле, как и вся курсовая работа.
  • Любые графические материалы необходимо выносить в приложения, оставляя ссылки на них в самом тексте.
  • Главы и параграфы практической части указываются в содержании также, как и остальные структурные части курсовых работ.

К практическим методам и исследованиям можно отнести не только эксперименты и информацию, полученную на производстве. К ним также относятся различные опросы, анкетирование, интервью, наблюдение и прочее. Их результаты стоит разместить в приложениях, а сам ход исследования написать в тексте практической части курсовой работы.

Я разобрался в теме и собрал для вас в одном материале всю необходимую информацию по написанию и оформлению.

В чем суть практической части и почему ее сложно писать?

Практическая часть — один из разделов выпускной квалификационной работы, в котором приводится подробный анализ исходных данных. На основе этих данных нужно выявить суть проблемы, связанной с предметом исследования, предложить эффективные и научно обоснованные варианты ее решения, привести аргументы выдвинутой гипотезы (если она есть).

По этой причине практическую часть еще называют аналитической. Ведь в ходе написания выпускник учится применять теоретические знания на практике для получения прикладных результатов.

Причины сложностей при написании

Сложности с написанием возникают по нескольким причинам:

Основа практической и способы решения проблем

Аналитическую часть невозможно представить и выполнить без основы, исходного материала. Это конкретные данные об объекте и предмете исследования. Для юристов — реальные кейсы, для журналистов — выпуски журналов и газет, статьи, для программистов — коды и т. д.

Поставленную в исследовании проблему можно решить 3 различными способами (выбор конкретного зависит от специфики работы):

  1. Путем обработки данных, полученных в ходе экспериментов.
  2. В рамках конкретной ситуации на производстве, проанализировав собранные материалы.
  3. Сравнивая, сопоставляя и анализируя данные и материалы, собранные другими исследователями этой же темы.

Структура аналитической части диплома

Есть стандартный план написания, который может слегка варьироваться в зависимости от темы, типа и объема исследования по желанию автора или преподавателя. Он включает:

  • четкие цели и задачи исследования;
  • использованные в ходе изучения методы;
  • подробное описание сути исследовательской деятельности;
  • корректную обработку данных;
  • понятные и структурированные выводы.

Последовательность работы и соответствующие параграфы выглядят так:

проблема или проблемная ситуация

пути решения проблемы или ситуации

предпринятые действия

положение дел после предпринятых действий

выводы и рекомендации на будущее

После каждого из 5 параграфов не забудьте написать короткий вывод, а в конце всей части — подвести общий итог. В завершение — предложите варианты использования итогов и материалов исследования.

Как подобрать источники информации

К выбору источников информации нужно подойти основательно. Каждый из них должен соответствовать определенным критериям. Они должны быть:

  • достоверными;
  • полными;
  • объективными;
  • новыми и актуальными;
  • показательными;
  • проверяемыми (если кто-то усомнится в их существовании).

Большая часть материалов — собранные в ходе производственной практики, экспериментов и опросов данные. Кроме того, есть еще данные, полученные во время экспедиций и анкетирования (они считаются дополнительными).

Что должно быть в практической части дипломного проекта

Содержание аналитической части определяет тип диплома. Как мы помним, он может быть:

  • эмпирическим. В его основе — обработка и анализ материалов исследования (прикладного или опытно-экспериментального), которое автор работы провел непосредственно для подтверждения выдвинутой гипотезы;
  • теоретическим. Здесь все вертится вокруг оценочного анализа информации из научных источников, на которые учащийся опирается при формулировании собственных идей и гипотезы;
  • комбинированный. Он объединяет два первых варианта и состоит из четкой определяемой теоретической и практической частей. Информация, которая в них содержится, подтверждается эмпирическим путем;
  • проектным. То есть, ориентированным на последующее внедрение куда-либо.

Теперь изучим подробнее содержание каждого типа диплома

Эмпирический тип

Все расчетно-графические работы и предметные исследования предполагают конкретные действия вроде создания физических моделей или решения физической или математической задачи. Конечно, это не обычные задачи, а те, что требуют времени и не так просто решаются.

Комбинированный тип

В начале стоит перечислить задачи, прописанные во введении. Дальше проще: описываем варианты их решения и результаты использования на практике. Важно не быть голословными и подтвердить, что решения эффективны. Для этого применяют данные экспериментов и наблюдений в виде таблиц, графиков и прочих визуальных средств.

Проектный тип

Актуален для инженеров, архитекторов, технологов и других специалистов, которые занимаются изучением предмета и разработкой в ходе его изучения собственного проекта и активно пользуются чертежами.

Чуть реже, но тоже придерживаются проектного типа будущие педагоги и психологи, которые занимаются изучением и разработкой теоретических идей, методик с последующим их внедрением в сферу деятельности.

Теоретический тип

В аналитической части продолжают начатое в предыдущей части исследование. То есть, углубленно анализируют проблемы — используют для этого инструменты, предложенные в теории. Что это может быть? К примеру, сравнение разных точек зрения на предмет исследования и обоснование, с оглядкой на них, собственной точки зрения.

Аргументы обязательны. Без них работа будет не дипломной, а обычным рефератом.

Помните, что теоретические исследования бывают 3 видов:

  • историческими. Анализ опыта, достижений ученых, изучение научных тенденций, сравнение методов и положений, используемых в разное время;
  • описательными. Документально изученные данные (хотя и малоизученные или неизученные), использование новых данных;
  • методологическими. Сравнение различных методов исследования, создание новых баз методологии.

Правила оформления

Первое правило: прежде, чем приступать к написанию и оформлению работы, вооружитесь всеми возможными ГОСТами:

    — самый важный документ, в котором можно найти все, что угодно;
  • документы по оформлению чертежей: ГОСТ 2.109-73, ГОСТ 2.303-1968, ГОСТ 2.315-1968.

Количество задач во введении = количеству параграфов. Каждый параграф должен быть озаглавлен.

Полезные советы и рекомендации

Составил для вас топ-10 советов:

Остались вопросы? Обращайтесь к опытным экспертам Studently. Они с радостью помогут и ответят на все вопросы.

теория и практика курсовой

Как правило, на сегодняшний день у учащихся в различных вузах возникают определенные трудности при написании исследовательской работы, а именно — курсовой работы.

Действительно, определенный багаж знаний будет недостаточным для написания данного вида работы, необходимо в первую очередь знать основные аспекты ее составления, а также основные нюансы.

Необходимо для себя отметить, что курсовая работа является научно-исследовательской работой студента, которая включает в свое содержание: введение, главную часть, которая подразделяется на теоретическую и, в некоторых случаях – практическую части, и заключение.

Таким образом, курсовая работа содержит ряд требований, которые необходимо соблюдать студентам, в целях получения наиболее высокой оценки.

Теоретическая часть


Как правило, за основу в курсовой работе принято считать теоретическую часть. Теоретическая часть включает в себя основные аспекты рассмотрения данной темы, а также полностью раскрывает сущность самой работы.

К наиболее важной части курсовой работы, а именно — теоретической относится анализ теоретических данных. При составлении первого параграфа теоретической части, более подробно анализируются научные журналы, материалы, содержащие в себе методическую структуру, а также иные источники и статьи, непосредственно принадлежащие к соответствующей теме.

Ввиду этого, при работе с теоретической части учитываются труды известных ученых, составляются различные схемы и таблички.


Основной задачей студента при написании курсовой работы является знакомство с работами известных ученых по выбранной теме, анализ и систематизация имеющихся источников, характерная оценка, и выделение наиболее основного в работах ученых.

Теоретическая часть курсовой работы может содержать в себе несколько подпунктов, которые последовательно раскрывают тему, постепенно подводя к практической части.

Схема написания теоретической части:

  1. Включает в себя вводную информацию, где могут быть описаны: исторические аспекты, сущность данной темы, основные термины, мысли различных ученых и теоретиков.
  2. Описание основных способов или методов, которые могут решить поставленную проблему, содержащуюся в курсовой работе (например, идеи ученых, основные методы и концепции).
  3. Рассмотрение основных примеров, концепций с целью решения проблемы.


Следует понимать, что при написании теоретической части необходимо учитывать то, что схема данной работы напрямую зависит от выбранной тематики научно-исследовательской работы.

Данная схема является общей, но в своей структуре ее можно видоизменять в соответствии с выбранной темой исследования.

Стандарты оформления курсовой работы

Практическая часть курсовой работы


Непосредственно, вторая часть научно – исследовательской работы, а именно практическая включает некий результат того, насколько характерно учащимся вуза была изучена теория. В связи с этим, опираясь на результат практической части данной работы, в интересах преподавателя является выявление уровня компетентности учащегося, при этом он может определить степень заинтересованности той темой, по которой будет написана работа студента.

При создании второй части, т.е. практической у многих учащихся вуза возникают некоторые трудности. Это связано с тем, что выбранная тема не является актуальной и, недостаточно изученной.

Рассмотрим основной план выполнения практической части:

  1. Изучение объекта курсовой работы;
  2. Выбор методики исследования;
  3. Первоначальный сбор данных, приобретенных на предприятии или в организации, по ходу проведения собственных исследований;
  4. Анализ данных собранных по теме;
  5. Включение в работу предложений по внедрению или предотвращению определенных действий в практику;
  6. Непосредственное решение задач в курсовой работе;
  7. Дополнительно могут быть включены в практическую часть работы – приложения, содержащие в себе объемные данные о проделанной работе.


При написании практической части важно рассмотреть и изучить научную информацию, которая понадобится для научно-исследовательской работы.

Для исследования необходимо использовать различные методы: анализ, синтез, эксперимент, наблюдение и т.д. Ввиду этого, необходима проверка информации, а именно – ее новизна, является ли она действительно достоверной, полной и доказательной. Важно, чтобы полученная информация соответствовала данным критериям.

Далее, важно полноценно описать проведенную работу, а также представить результаты проведенной работы (графики, таблицы, диаграммы), показать, каким был результат до начала исследования и после. По окончании можно писать вывод о проделанной работе и, насколько эффективным являлся результат вашей работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объем работы должен быть не менее 10 и не более 25 печатных страниц .

Структура работы 1. Титульный лист.

1. Титульный лист.


2. Содержание (содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц).

2. Содержание

(содержит перечень основных частей работы с

указанием номеров страниц).

3 Введение.  Название темы.  Проблема . Какую проблему вы хотите решить в результате работы над проектом?  Актуальность. У кого возникает или может возникнуть такая проблема в настоящее время? Почему эту проблему важно решить? Почему прежние методы решения данной проблемы не актуальны?  Область исследования - это сфера науки, в которой происходит исследование.  Цель. Сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий.  Гипотеза. Какое предположение вы хотите проверить (до казать или опровергнуть) в результате проведения исследования.  Задачи. Какие действия необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы.  Методы работы. Каким образом вы анализировали и решали поставленную проблему? Какие виды работ вы делали или планируете сделать? Какие известные методики вы использовали?

 Название темы.

 Проблема . Какую проблему вы хотите решить в результате работы над проектом?

 Актуальность. У кого возникает или может возникнуть такая проблема в настоящее время? Почему эту проблему важно решить? Почему прежние методы решения данной проблемы не актуальны?

 Область исследования - это сфера науки, в которой происходит исследование.

 Цель. Сформулируйте то, что вы хотите получить в результате своей деятельности при идеальном развитии событий.

 Гипотеза. Какое предположение вы хотите проверить (до казать или опровергнуть) в результате проведения исследования.

 Задачи. Какие действия необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы.

 Методы работы. Каким образом вы анализировали и решали поставленную проблему? Какие виды работ вы делали или планируете сделать? Какие известные методики вы использовали?

4. Основная часть (состоящая из глав и параграфов) 5. Заключение (общая оценка проделанной работы) 6. Список использованной литературы (в алфавитном порядке не менее четырех источников). 7. Список используемых терминов в алфавитном порядке и их толкование. 8. Приложения (могут включать диаграммы, графики, таблицы и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы). Каждая часть работы, а так же главы основной части начинаются с новой страницы .

4. Основная часть (состоящая из глав и параграфов)

5. Заключение (общая оценка проделанной работы)

6. Список использованной литературы (в алфавитном порядке не менее четырех источников).

7. Список используемых терминов в алфавитном порядке и их толкование.

8. Приложения (могут включать диаграммы, графики, таблицы и другие вспомогательные материалы, на которые есть ссылки в тексте работы).

Каждая часть работы, а так же главы основной части начинаются с новой страницы .

Оформление текста

однако на нем номер ставить не нужно (страница с содержанием маркируется цифрой 2). Номер ставится внизу страницы по центру.

Поля документа устанавливаются следующего размера: левое –3 см; верхнее – 2 см; нижнее – 2см; правое – 1,5 см.

Основной текст имеет шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине страницы, отступ красной строки 1,25.

Стиль для названия главы – Заголовок 1 (шрифт Arial, размер 16 пт, все буквы заглавные, жирный, выравнивание по центру ); стиль для названия параграфа – Заголовок 2 (шрифт Arial, размер 14 пт, жирный, выравнивание по центру); стиль для названия раздела параграфа - Заголовок 3 (шрифт Arial, размер 14 пт, жирный курсив, выравнивание по центру).

Стиль для названия главы –

Заголовок 1 (шрифт Arial, размер 16 пт, все буквы заглавные, жирный, выравнивание по центру ); стиль для названия параграфа – Заголовок 2

(шрифт Arial, размер 14 пт, жирный, выравнивание по центру); стиль для

названия раздела параграфа - Заголовок 3 (шрифт Arial, размер 14 пт,

жирный курсив, выравнивание по центру).

Оформление ссылок на рисунки

Для наглядности изложения желательно сопровождать текст рисунками. В последнем случае на рисунки в тексте должны быть соответствующие ссылки. Все иллюстрации должны быть пронумерованы.

Нумерация должна быть сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется.

Ссылки в тексте на рисунок пишут сокращенно, например: "рис. 3","см. рисунок 5" .

Фотографии, рисунки, карты, схемы можно оформить в виде приложения к работе.

Оформление таблиц Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица. " с указанием порядкового номера, ставят тире и пишут

название таблицы с заглавной буквы без точки в конце.

Оформление списка литературы Список литературы оформляется в виде нумерованного списка и должен включать не менее 4-х источников. В первых рядах в алфавитном порядке пишутся нормативные акты, книги, затем печатная периодика, ссылки на Интернет-ресурсы и электронные носители. После русскоязычных книг обозначаются иностранные источники, если имеются. Книга: 1 Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8 – 9 класс/Под ред. Проф.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 – 416 с.: ил. 2 Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005 Статья из журнала: 3 Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права//Государство и право. — 2005 — № 7 — С. 5-12. Электронное издание: 4 Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья— М.: Formoza, 1998 Интернет-ресурс: 5 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil

Оформление списка литературы

Список литературы оформляется в виде нумерованного списка и должен включать не менее 4-х источников. В первых рядах в алфавитном порядке пишутся нормативные акты, книги, затем печатная периодика, ссылки на Интернет-ресурсы и электронные носители. После русскоязычных книг обозначаются иностранные источники, если имеются.

1 Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 8 – 9 класс/Под ред. Проф.Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 – 416 с.: ил.

2 Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб.для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра, 2005

Статья из журнала:

3 Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права//Государство и право. — 2005 — № 7 — С. 5-12.

Электронное издание:

4 Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья— М.: Formoza, 1998

5 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -

Требования к презентации для защиты проекта

Требования к презентации для защиты проекта

Структура презентации

Второй слайд содержит информацию о цели и задачах проекта.

Третий слайд – гипотеза проекта.

Четвёртый слайд содержит план, по которому будет происходить защита проекта. Он может соответствовать плану самого проекта или быть его переработанной версией.

Следующие слайды создаются в порядке, предусмотренном в плане защиты проекта (третьем слайде). Слайды могут содержать иллюстрации (с подписью), схемы (с подписью), диаграммы и графики (с подписью) и небольшой текст, выражающий основную мысль.

Содержимое слайда должно обязательно соответствовать заголовку слайда.

Предпоследний слайд – подтверждение или опровержение

Последний слайд – список литературы.

Читайте также: