Как оформить копию справку или выписку по запросу сотрудника

Обновлено: 18.05.2024

Одной из основных форм использования архивных документов, находящихся в государственных и муниципальных архивах, является исполнение запросов граждан в целях обеспечения их прав и законных интересов.

Заявителям предоставляются оформленные в установленном порядке архивные справки, выписки или копии архивных документов, связанные с их социальной защитой, предусматривающей пенсионное обеспечение граждан, а также реализацию их прав на получение льгот и гарантий в соответствии с действующим российским законодательством.

Выдаваемые государственными и муниципальными архивами архивные справки и копии документов позволяют гражданам оформить назначение пенсий, осуществить перерасчет их размера, получать компенсации, пользоваться различными льготами, обеспечивать свои имущественные и другие законные права.

Исполнение запросов российских граждан и граждан СНГ производится в соответствии с порядком использования документов Архивного фонда Российской Федерации, установленным Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и "Основными правилами работы государственных архивов СССР", Москва, 1984.

С 1 января 2002 года в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" осуществляется пенсионная реформа, предполагающая переход от полностью распределительной пенсионной системы к системе, основанной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты с введением персонифицированного учета пенсионных прав граждан.

В связи с этим значительно увеличилось число обращений граждан в государственные и муниципальные архивы, связанных с подтверждением страхового стажа работы, размеров заработной платы и некоторых других сведений, необходимых для установления (перерасчета) пенсий.

В соответствии с законодательством и согласно постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па к документам, необходимым для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, в том числе относятся документы подтверждающие страховой стаж; среднемесячный заработок за 60 месяцев трудовой деятельности подряд до 1 января 2002 года.

В необходимых случаях к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие работу на соответствующих должностях в особых условиях труда.

В соответствии с п.6 ч.II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы наряду с подлинными документами о стаже принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, копии лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы.

Сложившаяся ситуация потребовала более тесного взаимодействия архивных учреждений Российской Федерации с Пенсионным Фондом Российской Федерации и его территориальными управлениями, в частности, возникла необходимость согласования требований Пенсионного фонда Российской Федерации и правил исполнения социально-правовых запросов граждан архивными учреждениями Российской Федерации.

Кроме запросов о подтверждении стажа и размерах заработной платы к наиболее часто встречающимся относятся и запросы репрессированных граждан об их реабилитации.

1. Архивные справки, подтверждающие страховой стаж работы

Вышеуказанные справки выдаются на основании таких документов, как: приказы (распоряжения) о приеме на работу, увольнении с работы, переводе на другую должность, о предоставлении отпуска; письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и произведенных отчислениях страховых взносов; акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту); личные карточки формы Т-2; табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда, других документов, относящихся к первичной учетной документации (приложения 1-4).

2. Архивные справки о размере заработной платы

Справки о заработной плате выдаются за 5 лет работы (приложения 5, 5.1), а при необходимости и за более длительный период, на основании лицевых счетов, расчетно-платежных ведомостей.

3. Архивные справки, подтверждающие работу в особых (вредных) условиях труда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (приложения 6, 6.1, 6.2), выдаются на основании личных карточек, лицевых счетов, платежных ведомостей, приказов по личному составу (о приеме, переводе, увольнении), штатного расписания, карт технологических процессов, книг записи работ и отработанного времени рабочими в цехах с вредными условиями труда, дающих право на льготную пенсию, подземных табелей и других.

4. Архивные справки по вопросам применения политических репрессий и реабилитации (приложения 7, 8) выдаются на основании хранящихся в архивах следственных дел, справок о реабилитации, решений судов, протоколов допросов, записей о конфискации имущества и др.

5. При отсутствии необходимых сведений архивными учреждениями в адрес заявителя направляется письмо с информацией о том, что в данном архивном учреждении, по той или иной причине, запрашиваемых документов не имеется и, по возможности, даются рекомендации о том, куда ему следует обратиться (приложения 9, 10).

Отдел организации исполнения
социально-правовых запросов
Управления комплектования,
организации услуг
и архивных технологий


Ст. 62 ТК РФ обязывает работодателя выдавать работнику документы, связанные с работой, либо заверенные копии этих документов. Простая, на первый взгляд, формулировка статьи на практике влечет за собой множество вопросов и споров, вплоть до судебных. О нюансах практики применения ТК по ст. 62 читайте в этом материале.

Изложение статьи 62 ТК РФ с комментариями 2017 года

Ст. 62 ТК РФ обязывает работодателя предоставить работнику документы (либо их копии), связанные с его работой у этого работодателя, а также определяет случай, когда может быть выдан на руки оригинал трудовой книжки.

Порядок возврата оригинала книжки работником тоже определен в ст. 62 ТК.

В соответствии с комментариями 2017 ст. 62 ТК РФ расширяет права работников по запросу документов по сравнению с КЗоТ и вместе с тем ставит дополнительные вопросы перед обеими сторонами процесса: когда и какие документы могут быть запрошены и выданы?

Кроме того, в отличие от действовавшего ранее трудового законодательства, ст. 62 ТК ставит работодателю жесткие сроки, в течение которых документы должны быть выданы работнику: не позднее 3 рабочих дней со дня получения запроса.

Статья формулирует основание, по которому может быть выдана на руки трудовая книжка (во всех прочих ситуациях она должна находиться у работодателя). Это возможно, только если работнику необходимо предоставить документ в орган социального страхования. Для всех прочих нужд работодатель выдает заверенную им же копию трудовой книжки.

Какие документы может запрашивать сотрудник у работодателя?

Список документов, указанных в ст. 62 ТК, является примерным и открытым. Судебная практика (обзоры решений мировых судей по трудовым спорам) приводит к следующим выводам в отношении характеристик документов, которые можно затребовать по ст. 62:

Таким образом, если документ имеет хоть какое-то отношение к труду работника и его оплате, его следует предоставить.

  1. При выдаче документов, касающихся нескольких работников, необходимо учитывать требования законодательства о персональных данных. Например, если работник запрашивает приказ о премировании, не следует выдавать ему полностью весь документ, т. к. помимо сведений, касающихся работника, там будут присутствовать данные других лиц. В таких случаях следует оформлять выписку из соответствующего документа, содержащую сведения только по самому обратившемуся.

Когда можно запрашивать документы?

Это второй вопрос, влекущий за собой споры, которые решались в судебном порядке. В отношении сроков обращения работника за документами выводы из судебной практики следующие:

  1. Чтобы запросить документы по ст. 62 ТК, работнику необязательно состоять в действующих трудовых отношениях с работодателем, у которого он их запрашивает. Факта, что в какой-то период, пусть и в прошлом, человек являлся работником этого работодателя, достаточно для обращения с запросом.

ВАЖНО! Документы, связанные с работой у работодателя, в любое время могут быть запрошены и должны быть предоставлены (с учетом условий следующего пункта).

  1. Должна существовать возможность выдать запрашиваемые документы. То есть при запросе нужно учитывать установленные сроки, в течение которых эти документы должны храниться у работодателя. Например, если бывший работник через 7 лет после увольнения просит документы по взносам в ПФР с 6-летним сроком хранения, может случиться так, что его запрос просто не смогут выполнить. Вместе с тем, если возможность выдать копии документов все-таки есть, их необходимо выдать.

По какому порядку происходит запрос и выдача документов по Трудовому кодексу?

Запрос подается работником в письменной форме удобным ему способом:

      • лично в канцелярию или аналогичный отдел работодателя (в этом случае желательно получить отметку о принятии на втором экземпляре);
      • через доверенное лицо (тогда полномочия лица передать запрос должны быть в соответствующем порядке подтверждены);
      • по почте (например, заказным письмом с описью вложения).

      Работодатель в течение 3 рабочих дней должен подготовить документы либо копии документов (в зависимости от того, что запрашивается) и:

      ВАЖНО! Запрос на предоставление документов должен быть составлен обязательно от имени самого работника. Третье лицо, например, муж за жену, составлять запрос не может (даже если они работают у одного работодателя).

      В случае невозможности выполнить запрос полностью либо частично (например, при истечении сроков хранения запрашиваемых документов) для работника следует подготовить письменный ответ с обоснованием причин, почему его запрос не может быть выполнен. Обоснование предоставляется, так же как и документы, по запросу или вместе с ними (если запрос выполняется частично).

      Должен ли работник обосновывать запрос документов?

      Не должен. ТК не содержит такого требования. Разъяснениями чиновников Роструда это также подтверждается: причину, по которой работнику понадобились те или иные документы, разъяснять работодателю не нужно.

      Существуют ли ограничения на количество обращений за документами?

      Нет. Работник может запрашивать документы столько раз, сколько потребуется. Объективные ограничения могут быть связаны только со сроками хранения в организации документов того или иного вида.

      Нужно ли платить за оформление и выдачу документов?

      Нет. По требованиям ст. 62 ТК, все документы, запрашиваемые работником у работодателя, должны предоставляться безвозмездно.

      Относится ли к документам, которые обязан выдать работодатель, характеристика?

      Судьи при решении споров о выдаче бывшим работодателем характеристики указывают на единственную возможность заставить работодателя ее выдать: если характеристика нужна для конкурсной государственной должности. Одновременно с этим суды замечают, что никто не может обязать бывшего работодателя давать только положительную характеристику.

      То есть, если бывшему работнику для нового трудоустройства понадобилась характеристика с прежнего места работы, договариваться с работодателем о ней нужно отдельно.

      В каком случае может быть выдан на руки оригинал трудовой книжки?

      Только если документ необходимо предоставить в органы социального страхования (обеспечения). Например, в Пенсионный фонд для назначения пенсии.

      Данный регламент позволит обосновать отсутствие оригинала книжки в случае проверки (например, трудовой инспекцией).

      Сколько может быть на руках выданная трудовая книжка?

      Четко этот срок не регламентирован.

      Подразумевается, что работник, получивший книжку на руки, в разумные сроки представит ее в тот орган соцстрахования, для которого ее взял.

      После того как книжка будет ему возвращена соответствующей инстанцией, работник обязан вернуть ее работодателю также в течение 3 рабочих дней.

      Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
      Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


      Выписка из кадрового документа представляет собой копирование определенной части информации из исходного документа. Оформить ее несложно. Главное – установить необходимый объем информации, которую требуется предоставить. Из самого обращения или запроса это не всегда понятно, поэтому можно предоставить запрошенную информацию в минимальном объеме в форме выписки, запросив попутно при возможности дополнительные разъяснения о том, в каком объеме и для каких целей требуется документ.

      К аждый работник имеет право получать копии документов о своей работе (ст. 62 ТК РФ). Кроме того, копии кадровых документов могут затребовать и госорганы, а также иные уполномоченные организации: ГИТ, суд, Пенсионный фонд РФ и др. Не всегда у работодателя есть возможность (в силу законодательных ограничений или по внутренним причинам) предоставить полную копию документа. В этой ситуации придет на помощь такой способ предоставления информации, как выписка из документа. Расскажем, в каких случаях имеет смысл выдавать именно выписку из кадрового документа и как ее оформить.

      Что такое выписка из кадрового документа?

      Вполне логично, что выписку имеет смысл оформлять в тех случаях, когда предоставление полной копии документа нецелесообразно. В этом случае выписка из кадрового документа позволит избежать чрезмерного или необоснованного раскрытия информации.

      Выписки из индивидуальных кадровых документов

      Чаще работники запрашивают полную копию трудовой книжки или трудового договора. Но иногда работник может запросить и выписку – например, для Пенсионного фонда РФ, банка и т.п.

      Возможно, работник не хочет предоставлять документ полностью, раскрывая его содержание третьей стороне. И это его право – получить копию только необходимой части документа, то есть выписку. В этом случае нужно лишь выбрать из документа необходимую часть содержания, указанную работником в запросе, и оформить в виде выписки.

      Представим ситуацию, что работник просит предоставить копию приказа о приеме на работу, об увольнении, переводе или отпуске. Но все эти приказы могут быть оформлены в табличной форме в отношении нескольких работников 2 . В этом случае необходимо соблюдать правила ст. 88 ТК РФ: работодатель не имеет права предоставлять персональные данные работников третьей стороне без их согласия. Соответственно, предоставляя работнику полную копию документа, содержащего персональные данные других работников (как минимум Ф.И.О.), компания нарушает права остальных работников, указанных в таких приказах, на охрану их персональных данных.

      Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа





      Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
      Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

      • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
      • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

      А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

      Рекомендовано для вас

      Как перейти на электронные кадровые документы


      9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

      Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.


      Оформляем фактический допуск к работе

      Некоторым работодателям удобно стажировать нового работника пару-тройку дней. Чаще всего такое встречается в сфере торговли. За это время уже может сложиться впечатление о работнике, его навыках в этой профессии и о том, подходит он вам или нет. Конечно, заключать трудовой договор с первого дня работы для работодателя нецелесообразно – ​вдруг работник не справится с работой или не сойдется характерами с руководством. И такие работодатели ошибочно считают, что могут оформить отношения на несколько дней работы с работником как фактический допуск, а потом отказаться принять его на работу и не заключить трудовой договор. В статье рассмотрим сущность фактического допуска к работе, процедуру оформления (с образцами необходимых документов), есть ли возможность не заключать в дальнейшем трудовой договор и какую ответственность понесет работодатель за нарушения в данной сфере.


      Нюансы трудовых отношений с совместителями

      Трудоустройство по совместительству на сегодняшний день получает все большее распространение. Это и понятно: в условиях общего снижения доходов люди стараются больше работать как у своего основного, так и у других работодателей. Поэтому кадровики все чаще сталкиваются с необходимостью учета особенностей работы по совместительству. В статье рассказываем: какие запреты и ограничения установлены в этой связи в трудовом законодательстве; что делать, если сотрудник при приеме на работу скрыл свой статус; какие документы он должен предоставить при трудоустройстве; нужно ли подтверждать, что у него есть основная работа; каким образом заполнять на совместителя СЗВ-ТД и табель учета рабочего времени; нужно ли вносить записи в бумажную трудовую книжку; как предоставляется отпуск, рассчитывается зарплата, оформляется командировка и какие другие особенности работы совместителей нужно знать. Приводим образцы формулировок для документов, которыми можно воспользоваться на практике.

      Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


      Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" (документ не вступил в силу)


      Обзор документа

      Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" (документ не вступил в силу)

      В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, № 31, ст. 4791) и подпунктом 5.2.21 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2017, N 52, ст. 8131), приказываю:

      Утвердить порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них согласно приложению.

      Министр М.А. Мурашко

      Приложение
      к приказу Министерства
      здравоохранения
      Российской Федерации
      от 31 июля 2020 г. № 789н

      Порядок
      и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них

      1. Порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливают правила и условия выдачи медицинскими организациями пациенту либо его законному представителю медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента, в том числе медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях 1 , результатов лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, иных медицинских документов (далее - медицинские документы), копий медицинских документов и выписок из медицинских документов, если иной порядок предоставления (выдачи) медицинского документа определенной формы, копии медицинского документа либо выписки из медицинского документа не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

      2. Для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них пациент либо его законный представитель представляет запрос о предоставлении медицинских документов (их копий) и выписок из них на бумажном носителе (при личном обращении или по почте) либо запрос, сформированный в форме электронного документа, подписанного пациентом либо его законным представителем, в случае если пациентом является несовершеннолетний, не достигший возраста, установленного частью 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 2 , либо гражданин, признанный в установленном законом порядке недееспособным, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), единой системы идентификации и аутентификации, федеральных государственных информационных систем в сфере здравоохранения, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинских информационных систем медицинских организаций и иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг (далее соответственно - запрос, информационные системы), который составляется в свободной форме и содержит:

      1) сведения о пациенте:

      а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

      б) реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента;

      в) адрес места жительства (места пребывания);

      2) в случае обращения от имени пациента его законного представителя - сведения о законном представителе, указанные в подпункте 1 настоящего пункта;

      3) наименования медицинских документов (их копий) или выписок из них, отражающих состояние здоровья пациента, которые пациент либо его законный представитель намерен получить, и период, за который он намерен их получить;

      4) сведения о способе получения пациентом (его законным представителем) запрашиваемых медицинских документов (их копий) или выписок из них (для получения медицинских документов (их копий) или выписок из них на бумажном носителе - при личном обращении или по почте, для получения медицинских документов и выписок из них в форме электронных документов - посредством направления в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения или посредством информационных систем, указанных в частях 1 и 5 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 3 );

      5) дату подачи запроса и подпись пациента либо его законного представителя (для письменного запроса).

      3. В случае направления запроса пациентом либо его законным представителем о предоставлении оригиналов следующих медицинских документов пациенту либо его законному представителю предоставляется их копия или выписка из них, за исключением случаев формирования указанных медицинских документов в форме электронных документов:

      1) медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;

      2) медицинская карта стационарного больного;

      3) история развития новорожденного;

      4) история развития ребенка;

      5) медицинская карта ребенка;

      6) индивидуальная карта беременной и родильницы;

      7) история родов;

      8) медицинская карта стоматологического пациента;

      9) медицинская карта ортодонтического пациента;

      10) протокол патолого-анатомического вскрытия 4 ;

      11) протокол патолого-анатомического вскрытия плода, мертворожденного или новорожденного 4 ;

      12) медицинская карта прерывания беременности.

      4. При подаче запроса лично, а также при личном получении медицинских документов (их копий) и выписок из них пациент либо его законный представитель предъявляет документ, удостоверяющий личность.

      Законный представитель пациента дополнительно предъявляет документ, подтверждающий его статус.

      В случае выбора способа получения пациентом (его законным представителем) запрашиваемых медицинских документов (их копий) или выписок из них по почте соответствующие медицинские документы (их копии) или выписки из них направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

      5. В случае отсутствия в запросе сведений, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, и (или) документа, подтверждающего статус законного представителя, медицинская организация в письменной или электронной форме информирует об этом пациента либо его законного представителя в срок, не превышающий четырнадцати календарных дней со дня регистрации в медицинской организации запроса.

      6. Предоставление пациенту либо его законному представителю копий медицинских документов и выписок из них на бумажном носителе осуществляется в количестве одного экземпляра.

      Запись о предоставлении пациенту либо его законному представителю копий медицинских документов или выписок из медицинских документов вносится в медицинские документы пациента.

      7. К медицинским документам (их копиям) и выпискам из них могут прилагаться аналоговые изображения (рентгенограммы, флюорограммы, фото-, киноизображения, микрофиши) или цифровые изображения на цифровых носителях (магнитных лентах, CD- и DVD-дисках, магнитно-оптических дисках) (за исключением медицинских документов в форме электронного документа), в случае указания на необходимость их предоставления в запросе, и при условии наличия в медицинских организациях соответствующих архивных данных.

      8. Максимальный срок выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них с момента регистрации в медицинской организации запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации 5 .

      В случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях или условиях дневного стационара, выписка из медицинских документов, копии медицинских документов предоставляются пациенту либо его законному представителю в суточный срок с момента обращения.

      9. Выписка из медицинских документов на бумажном носителе оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписывается врачом (фельдшером, акушеркой), заверяется печатью медицинской организации (при наличии), в оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе), и выдается пациенту (его законному представителю).

      10. Копии медицинских документов, изготавливаемые на бумажном носителе методом ксерокопирования, заверяются на последней странице отметкой "Копия верна", подписью ответственного медицинского работника с указанием его фамилии, инициалов, должности и даты выдачи копии, а также печатью (при наличии), на оттиске которой должно идентифицироваться полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах (уставе).

      11. При формировании медицинской документации в форме электронных документов в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" 6 (далее - Порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья), медицинская организация по запросу изготавливает на бумажном носителе копии электронных медицинских документов и выписки из них в соответствии с настоящим Порядком.

      12. При наличии технической возможности медицинские документы и выписки из них в форме электронных документов, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника, а также усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени медицинской организации, направляются пациенту или его законному представителю в соответствии с порядком организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов, в том числе посредством направления с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в личный кабинет пациента (его законного представителя) на Едином портале государственных и муниципальных услуг с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.

      Сведения о медицинских работниках должны быть внесены в Федеральный регистр медицинских работников единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения 7, а сведения о медицинских организациях - в Федеральный реестр медицинских организаций единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения 8.

      13. Работник медицинской организации, на которого возложены функции по предоставлению пациенту либо его законному представителю медицинских документов (их копий) и выписок из них, осуществляет:

      1) регистрацию запросов в день их поступления в медицинскую организацию;

      2) хранение поступивших запросов;

      3) оформление копий медицинских документов;

      4) выдачу медицинских документов (их копий) и выписок из них, а также направление электронных документов;

      5) ведение, в том числе в электронной форме, журнала приема запросов и выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них (далее - журнал).

      14. При оформлении копий медицинских документов и выписок из медицинских документов в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую, наркологическую помощь, медицинскую помощь ВИЧ-инфицированным гражданам, используются печати или штампы без указания профиля медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, за исключением случаев, когда в запросе содержатся требования о предоставлении копий медицинских документов или выписок из медицинских документов медицинской организацией определенного вида.

      15. Факт выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них фиксируется записью в журнале, которая должна содержать:

      1) сведения о пациенте, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка;

      2) в случае обращения от имени пациента его законного представителя - сведения о законном представителе, указанные в подпункте 2 пункта 2, абзаце втором пункта 4 настоящего Порядка;

      3) дату подачи запроса и дату выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них или дату направления медицинских документов (их копий) и выписок из них в форме электронных документов, а также адрес электронной почты пациента или его законного представителя;

      4) наименование выданного документа с указанием его типа: оригинал, копия, выписка (в случае выдачи копий медицинских документов и выписок из них указывается период времени, за который они выданы);

      5) срок возврата оригиналов медицинских документов;

      6) подпись пациента либо его законного представителя о получении медицинских документов (их копий) и выписок из них (за исключением случаев направления медицинских документов (их копий) и выписок из них заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов);

      7) сведения о медицинском работнике, который произвел выдачу (направление) медицинских документов (их копий) и выписок из них (фамилия, инициалы, должность), и его подпись (усиленная квалифицированная электронная подпись в случае ведения журнала в электронной форме).

      1 Пункт 5.2.199 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2017, N 52, ст. 8131).

      2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2016, N 27, ст. 4219.

      3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2017, N 31, ст. 4791.

      4 Статьи 14, 67 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2020, N 24, ст. 3740).

      5 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).

      6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 22, ст. 2675.

      7 Пункт 6 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2849; 2019, N 6, ст. 533) (далее - Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения).

      8 Пункт 10 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

      Обзор документа

      На законодательном уровне был уточнен порядок получения пациентом (его законным представителем) медицинских документов (их копий) и выписок из них, отражающих состояние здоровья пациента. Направляется запрос, в т. ч. в электронном виде. Документы и выписки также предоставляются в электронной форме.

      В связи с этим Минздрав обновил алгоритм действий для получения упомянутых документов и выписок. Указаны сроки. Закреплен конкретный перечень документов, которые будут предоставляться.

      Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

      Читайте также: