Как оформить исследование в курсовой работе

Обновлено: 18.05.2024

Курсовые работы пишут исключительно в высших учебных заведениях или средних специальных учебных заведениях, где студенты получают специальное образование. Это обусловлено тем, что курсовая работа пишется по предмету, который так или иначе связан с выбранной профессией. Поэтому так важно, чтобы в курсовой работе присутствовала как теоретическая, так и практическая часть.

Практическая часть курсовой работы призвана продемонстрировать теоретические знания студента на практике. Таким образом студент не только проводит исследование согласно предмету, но и полностью описывает его процесс в практической части. Помимо самого исследования в практической части описываются методы, которые использовались в исследовании. Это помогает комиссии оценить грамотность и надежность самого исследования, а также актуальность его результатов.

Практическую главу написать гораздо сложнее, чем теоретическую. Для теории студенту необходимо лишь изучить материал из различных источников и ознакомится с исследованиями других ученых. В практической же части теории будет мало. Нужно на практике продемонстрировать свои навыки и знания о том, что было поднято в теоретической части.

Как написать практическую часть курсовой работы

Практическая часть курсовой работы будет сильно зависеть от выбранной профессии, темы и предмета. К примеру, инженеры должны создать чертежи или модели, бухгалтера - сделать анализ финансового потока, химики проводят лабораторные исследования, а юристы - рассматривают судебную практику.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Практическая часть курсовой работы, по большей части, состоит из анализа данных. Это значит, что студент уже имея какие-либо данные, полученные на производстве или в ходе экспериментов - работает исключительно с ними, проводя анализ, расчеты и сравнения. Это уже зависит от типа и темы курсовых работ.

Важно помнить, что результат должен соответствовать цели и задаче исследования, иначе это считается за грубую ошибку.

Что входит в практическую часть курсовой работы

Количество глав в практической части может зависеть как от предмета, так и от преподавателя. Если необходимо создать две главы, то зачастую это будут аналитическая и проектная главы. Каждая глава должна делиться на параграфы.

В аналитической главе рассматривается вопрос уже существующей системы, состояния или проблемы. Тут необходимо описать объект исследования в его текущем положении, а также можно рассмотреть его динамику на примере предыдущих лет, если существует такая возможность. В аналитической главе хорошо использовать больше количество приложений в виде графиков, таблиц или диаграмм, а также других различных визуальных примеров данных.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Важно также помнить о том, что в конце каждой главы необходимо писать собственные выводы, которые не должны повторяться между собой. Таким образом демонстрируется окончание главы, и вывод готовит читателя к началу следующей части.

Правила оформления практической части курсовой работы

Найти пример оформления практической части в интернете несложно. Но важно знать основные требования, которые одинаковы для всех работ такого типа.

  • Практическая часть курсовой работы должна соответствовать по объему теоретической части.
  • Практическая часть пишется в едином стиле, как и вся курсовая работа.
  • Любые графические материалы необходимо выносить в приложения, оставляя ссылки на них в самом тексте.
  • Главы и параграфы практической части указываются в содержании также, как и остальные структурные части курсовых работ.

К практическим методам и исследованиям можно отнести не только эксперименты и информацию, полученную на производстве. К ним также относятся различные опросы, анкетирование, интервью, наблюдение и прочее. Их результаты стоит разместить в приложениях, а сам ход исследования написать в тексте практической части курсовой работы.

За несколько лет обучения в ВУЗах или СУЗах студентам не единожды приходится писать курсовые работы. В этой статье будут раскрыты основные методы исследования, которые применяются при написании курсовых работ в учебных заведениях.

Методы исследования в курсовой работе с примерами обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Что такое “метод исследования?”

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов. В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные. Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).
  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Методы исследования в курсовой работе с примерами обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Курсовые работы могут быть как теоретические, так и с практическим разделом. Выполнение курсовой с опытно-практической частью исследования предполагает наличие конкретных действий: расчеты, анализ, проектирование или прогнозирование эффекта, анализ показателей после внедрения новшеств и пр. Как правило, в таких работах результаты и значимость проекта подтверждается числами (результаты работы, апробация), конкретными точными данными.

Проведение опытно-практического исследования в курсовой работе

Курсовые работы могут быть как теоретические, так и с практическим разделом. Выполнение курсовой с опытно-практической частью исследования предполагает наличие конкретных действий: расчеты, анализ, проектирование или прогнозирование эффекта, анализ показателей после внедрения новшеств и пр. Как правило, в таких работах результаты и значимость проекта подтверждается числами (результаты работы, апробация), конкретными точными данными.

Структура курсовой работы с практической частью

В целом структура и содержание этого проекта стандартны. Здесь будет присутствовать теоретическая глава, в которой будут рассматриваться ключевые аспекты в рамках выбранной темы. Следует отметить, что в теории автору необходимо отражать лишь те понятия, методики и теории, которые ему необходимы для выполнения практического раздела.

В структуре опытно-практической курсовой работы можно выделить следующие составные части:

— практический раздел: изучение конкретного объекта, проведение анализа его деятельности, выявление проблем (по теме), рекомендации по их решению;

В практическом разделе студент должен показать, как он применяет полученные знания в жизни.

Как оформить опытно-практическое исследование в курсовой работе?

Лучше всего представлять расчеты в табличной форме. Здесь исследователь излагает текущую ситуацию (изначальные данные, показатели), затем вводит рассчитанные показатели, выявляет их динамику (например, анализ деятельности предприятия в течение 3 лет) и формулирует выводы. Как правило, в ходе этих действий можно определить проблемы объекта исследования, выявить причины ухудшения ситуации, предложить меры по оптимизации деятельности.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Также показать динамику отдельных критериев или моментов можно с помощью графиков. Важно, чтобы под всеми графическими материалами и таблицами содержались аргументированные и обоснованные выводы. Формулировать их лучше с помощью простых предложений, с указанием ухудшения или улучшения ситуации, воздействия конкретных факторов на объект и пр.

Следует отметить, что в преддипломной курсовой работе опытно-практическая часть является основой второй главы дипломного проекта. К выполнению такого исследования нужно подходить основательно: подбирать только достоверные источники информации, материалы, перепроверять расчеты и минимизировать погрешность, учитывать различные факторы, оказывающие влияние на объект исследования и др.

Зачем нужна опытно-практическая часть курсовой работы?

Выполнение практической части курсовой работы призвано продемонстрировать:

— умение студента правильно пользоваться полученными знаниями и применять их в жизни, на практике;

— профессиональные качества: умение объективно оценивать ситуацию и принимать оперативные решения;

— обосновывать выбранные действия, доказывать их необходимость и целесообразность, эффективность;

— умение грамотно формулировать свою позицию, излагать свои мысли на бумаге и устно (ораторские способности, они нужны на защите);

— навыки по подбору, анализу и систематизации данных.

Рекомендации

Опытные авторы отмечают, что лучше всего при составлении плана сразу же указывать детали каждого подпункта: где и что нужно отразить, рассчитать, проанализировать и доказать. Такой подход позволит изначально очертить спектр действий, определить подходящую методику анализа, направление деятельности исследователя.

При написании практической части сначала необходимо дать краткую характеристику объекта исследования: кто (что) это, чем занимается, какую роль играет (в обществе, науке, отрасли, стране и пр.), текущее положение дел (анализ деятельности и выявление проблем). Все расчеты необходимо сопровождать аргументированными выводами: динамика (как изменился коэффициент), что отражает, к чему может привести. На основе данных анализа формируется проблема и способы ее решения.

Не бойтесь обращаться за помощью к научному руководителю: уточняйте, стоит ли рассчитывать те или иные показатели, как показать и раскрыть тему на практике, какие данные и чем можно заменить (при дефиците информации) и пр.

Соблюдайте строго установленные требования к оформлению курсовой работе: методические рекомендации ВУЗа, ГОСТ 7.32-2011, ГОСТ Р 7.0.11-2011, ГОСТ Р 7.0.5-2008. Ни в коем случае не отклоняйтесь от них и утвержденного плана работы, иначе проект будет направлен на доработку.

Для того, чтобы написать курсовую, необходимо определить, что и как вы хотите изучать. На вопрос как вам ответят те методы, которые позволяют достичь поставленных целей и задач курсовой работы. Классификаций методов очень большое количество, но чаще всего методы разделяют на теоретические и эмпирические (практические), в зависимости от типа работа и других немаловажных факторов.

Методы исследования в курсовой

Теоретические

В основе этой группы методов лежат принципы, которые позволяют сделать выводы на основе логики и простейших умозаключений. Как правило, их используют при написании первой части работы, первых глав, где отражена и рассмотрена степень теоретической и практической разработанности.

АнализОбъект, предмет или действие разделяются на части, которые сами по себе являются полноценными для исследования. Затем в каждой части отмечаются закономерности, которые проецируются как на фрагменты, так и на целостность.
СинтезОпыт, который был приобретён по мере исследования, гармонично объединяется в единую картину, позволяя выделить общие закономерности и новые данные.
КлассификацияИмеющаяся информация сравнивается, находится что-то общее потоке. Это общее становится признаком, который разделить элементы на несколько групп. Мы получаем однородные группы, понимание которых упрощается за счёт выявления базовых признаков.
АбстрагированиеДля того, чтобы сосредоточиться на главном, важно уметь отделить второстепенные признаки, которые не имеют значения для нашего исследования. Объект исследования может быть обрамлён кучей посредственных признаков и наша задача как исследователя – найти и отбросить несущественные элементы.
АналогияИмеет сходство с классификацией, но там признаки могут быть неоднородными. Для того чтобы провести аналогию, нам нужно найти у нескольких объектов абсолютно или почти абсолютно идентичные признаки. Этот метод позволяет делать аргументированные выводы о вероятностях, моделировать процессы и наблюдать ненаблюдаемые изначально процессы.
ИндукцияДля того чтобы воспользоваться этим методом, необходимо взять конкретный факт и обобщить его.
ДедукцияДля того чтобы воспользоваться этим методом, необходимо взять обобщение и вывести из него конкретный факт.
ОбобщениеЕсли мы имеем в арсенале тенденцию, закономерность или похожие объекты, то сделанные выводы можно обобщить, объединив объекты в группы или классы.
ИдеализацияЕсли мы предполагаем, что нечто не существует, но может иметь прообраз в реальности, то факт отсутствия можно сгладить данным методом.
ФормализацияНекоторые процессы рациональнее отражать через схемы, модели или формулы, так получается понятнее и короче.
Аксиоматическое построениеМы принимаем некое утверждение в качестве отправной точки и на этом строится дальнейшее построение работы. При этом утверждение не подлежит оспариванию.
Восхождение от абстрактного к конкретномуСвойства некоторых объектов представлены в виде абстракций, которые необходимо привести к представлению конкретных свойств, процессов и действий. Таким образом, можно получить представление о взаимодействии предметов.
ПрогнозированиеСистема предположений, основанная на аргументах и корректно приведённых точных данных. Благодаря этому методу можно наблюдать динамику и изучать её, а также строить достоверные предположения о ходе процессов и их развитии на разные сроки, по разным критериям.

Практические

Эти методы используются в практической части работы и позволяют всесторонне изучить предмет.

СравнениеНередко в исследованиях рассматривается несколько объектов. Этот метод позволяет установить между ними связь, выделить их сходства и различия, определить специфику и тенденцию развития каждого из них.
НаблюдениеЭтот метод может использоваться не только как основной, но и как косвенный. Наблюдение так или иначе используется везде, оно предполагает исследовательские выводы, которые опираются на восприятие исследователя, но при этом исключается субъективизм. Исследователь только изучает и только фиксирует закономерности, не воздействуя на процесс. Может использоваться как при помощи органов чувств, так и при помощи специализированной регистрирующей техники.
ИзмерениеВ исследованиях, как правило, всегда есть эталонные показатели. Для того чтобы проверить соответствие предмета исследования этим показателям, необходимо сделать расчёты и сопоставить их с эталоном.
ОписаниеДанный метод применяется после того, как все измерения проведены и получены как количественные, так и качественные показатели. Задача исследователя состоит в том, чтобы изложить полученные результаты и отметить выявленные закономерности, используя научную терминологию и корректное объяснение происходящего.
ЭкспериментИсследователь создаёт ситуацию, модель или же наблюдает в лабораторных или естественных условиях за предметом исследования. Частный случай и является экспериментом. Иногда он может дополнятся неестественными условиями или факторами среды, но результаты эксперимента должны при этом быть подтверждены не единожды, иначе такой метод не является достоверным и подходящим в конкретном случае.
МоделированиеИногда объект невозможно изучить потому что он недоступен или слишком масштабен, в таком случае исследователи создают некую модель (физическую или теоретическую) и работают с ней. Эта модель отражает свойства реального объекта, поэтому моделирование имеет научную значимость. Также можно моделировать процессы.
Анкетирование
Опрос
Тестирование
Беседа
Интервью
Эти методы чаще всего используются для социологического исследования и позволяют использовать как количественную, таки и качественную информацию, собранную устно или письменно посредством заранее продуманных шаблонов и скриптов.

Несмотря на то, что нами методы были разделены на две группы, нельзя сказать, что это деление аксиоматично. В зависимости от вашего исследования, вы можете применять методы в различных комбинациях. Некоторые методы и вовсе могут быть не обозначены, но всё же использованы. Например, анализ мы используем при изучении любых объектов и процессов.

Оформление

При выборе темы, многие из студентов уже имеют представление как они хотят изучить что-то, поэтому определиться с методом не составит труда. Важно учесть то, что конкретные методы должны привести вас к результату — по завершению работы вы должны достичь свою цель и выполнить поставленные задачи. Конечно, использовать все методы не получится, поэтому выбирайте самые работающие в вашем конкретном случае.

У многих возникает вопрос, нужно ли в работе указывать какие методы использовались или важно знать их чтобы иметь возможность использовать и в целом понимать, как работать с объектом. Но методы действительно нужно указать во введении. Расписывать что и почему вы сделали этим методом не стоит, достаточно лишь указать на факт его задействования.

Примеры

Пример № 1. Социология.
Методы исследования: опрос, интервью, статистика, тестирование, социологический опрос, биографический метод.

Пример № 2. Политология.
Методы исследования: статистические, контент-анализ, дискурс-анализ, семиотический анализ, герменевтические методы.

Пример № 3.
Методы исследования: метафизика, эклектика, софистика, догматизм и тд.

Читайте также: