Как оформить иностранца на работу в узбекистане

Обновлено: 18.05.2024

Несмотря на то, что в российских организациях на сегодня достаточно часто встречаются иностранные работники, многие наниматели до сих пор опасаются брать на работу иностранцев. Причина подобных опасений хоть и банальна, но все же имеет свое вполне логичное обоснование. Большинство нанимателей попросту не знают, как правильно принять, оформить на работу иностранца. По этой причине многие боятся случайно нарушить нормы законов и получить за это штраф. А штрафные санкции на самом деле внушительные: до 1 000 000 росс. руб. взимают за каждого работающего нелегала. Чтобы избежать санкций и не отказываться от иностранных работников, рассмотрим пошагово, как принять на работу гражданина Узбекистана с РВП в 2022 году.

Способы и особенности трудоустройства узбеков на работу в РФ в 2022 г.

Узбеки при соблюдении ряда условий могут легально работать в РФ как штатно, так и внештатно. В общем случае порядок принятия на работу иностранца зависит от ряда факторов и регламентируется следующими ключевыми нормативно-правовыми актами РФ:

    , заключенное между Правительствами РФ и РУ (о наборе, привлечении узбеков к временной работе в РФ). (ред. с изм. от 27.12.2019), все о трудовой деятельности иностранцев на территории РФ. (ред. с изм. от 16.12.2019), о регулировании труда иностранцев и лиц без гражданства в РФ.

В целом, схема оформления на работу для всех соискателей, будь то россиянин, узбек или гражданин какой-либо иной страны, одинакова. При трудоустройстве потенциальному работнику нужно будет представить определенный пакет документов (для иностранцев из различных стран он может отличаться). Далее они рассматриваются, кандидат утверждается, издается приказ о принятии на работу, вносится запись в трудовую книжку, и соискатель может приступать к работе.

Важно! Пакет подаваемых документов должен быть полным и соответствовать всем предъявляемым законом требованиям. При подаче не всех разрешительных документов, а также в случае их просрочки, контролирующие органы могут оштрафовать нанимателя либо вовсе приостановить его деятельность на 14-90 дней.

Поскольку для граждан Узбекистана на территории РФ установлен безвизовый режим въезда, по отношению к ним применяется порядок трудоустройства, предусмотренный для иностранцев из стран с безвизовым режимом. Легальное трудоустройство узбека в РФ возможно в следующих ситуациях:

  • при наличии РВП или ВНЖ;
  • по патенту;
  • по особым привилегиям, предусмотренным для некоторых категорий иностранцев (высококвалифицированных, представителей творческих профессий, медицинских, иных работников).

Если у узбека есть РВП, а тем более ВНЖ, трудоустроиться гораздо проще. И в первом, и втором случае постоянное нахождение узбека в РФ узаконено. А это позволяет устроиться на работу упрощенным порядком, и даже с некоторыми бонусами.

Узбек с ВНЖ в правах приравнивается к россиянину. Работать по специальности он может фактически везде, в любом субъекте РФ, за исключением военных городков, государственных постов. РВП позволяет жить и трудиться только в том регионе, где его выдали.

“Гражданам Узбекистана, выехавшим за рубеж на работу (учебу, постоянное место жительства) на период, превышающий 6 мес., рекомендовано

вставать на учет в зарубежных консульских учреждениях РУ”.

По данным сайта МИД РУ (mfa.uz).

Как узбеку получить патент на работу в РФ в 2022 г.

Впервые прибывающие в РФ узбеки могут трудоустроиться по патенту. Миграционный патент (так его еще называют) – документ, удостоверяющий право безвизового иностранца работать на территории конкретного субъекта РФ. Он нужен, когда у прибывшего иностранца нет:

  • РВП (разрешения на временное проживание);
  • ВНЖ (вида на жительство);
  • привилегий, гарантирующих льготное трудоустройство (приглашения для высококвалифицированного специалиста, например).

Поэтому, если у узбека на руках миграционная карта, и он прибыл в РФ для того, чтобы поработать, ему следует сначала обзавестись патентом. Оформление патента производится по месту предполагаемой работы в территориальном отделении МВД РФ. Поэтому, прибыв в РФ, на протяжении ближайших 30 дн. узбек должен собрать и подать пакет требуемых документов.

Узбекский паспорт (иной равнозначный документ) с регистрационными отметками о месте пребывания

Срок действия полиса должен соответствовать времени пребывания в РФ

Является документальным подтверждением отсутствия опасных заболеваний у узбека

Выдается после успешной сдачи экзаменов по названным предметам в образовательной организации, которая уполномочена принимать такие экзамены и выдавать данные сертификаты

При оформлении патента взимается госпошлина, но оплаченную квитанцию по ней можно не предъявлять. Решение по принятым документам и собственно выдача патента производится на протяжении 10 раб. дн. Патент может оформляться на период от 1 до 12 мес.

Пошаговая инструкция по трудоустройству узбека с патентом в РФ

Получив миграционный патент, собрав нужные документы, узбек уверенно может направляться к будущему нанимателю для оформления на работу.

  • патент (платежный документ о его оплате);
  • миграционная карта;
  • паспорт (регистрация);
  • мед. полис;
  • ИНН;
  • СНИЛС (оформляет наниматель).

В договор следует включить реквизиты патента, мед. полиса, а самого работника нужно ознакомить с условиями прекращения трудовых отношений

Все инструктажи проводятся общеустановленным порядком, который одинаково применяется по отношению ко всем работникам

На территории РФ применяются трудовые книжки исключительно российского образца.

Поэтому, если у узбека ее нет, наниматель обязан на него завести российскую трудовую (в настоящее время можно оформить как бумажную, так и электронную трудовую, с 2022 года – только электронную)

Для подобного уведомления предусмотрена специальная форма, утв. Приказом МВД РФ № 363 от 04.06.2019 . Следует заметить, что форма данного документа неоднократно менялась. Ныне актуальный бланк уведомления представлен Приложением № 7 к Приказу № 363 . В нем требуется указать сведения об организации-нанимателе и персональные данные узбека (ФИО, паспортные данные, должность, дату заключения договора).

При заполнении бланка уведомления важно записывать достоверные данные о работнике, которые прописаны в патенте. Должность, по которой он, как предполагается, будет работать, должна полностью соответствовать той, которая указана в миграционном патенте. Расхождения не допускаются в принципе. Малейшее несоответствие должно документально обосновываться.

Игнорировать подачу уведомления нельзя. За неуведомление, как и за пропуск срока по оповещению ГУВМ МВД (ФМС) предусмотрен штраф размером до 1 млн. рос. руб., а также может быть предпринято приостановление деятельности нанимателя сроком до 90 дн.

Какие суммы удерживаются из заработка узбека в РФ

Узбек, устроившийся на работу по патенту, получает полноценную зарплату, которая, кстати сказать, не может быть меньше действующего МРОТ (минимального размера оплаты труда, с 2022 года он составляет 12 130 рублей, что соответствует прожиточному минимуму за 2 квартал 2019 года). Никакой дискриминации в этом отношении не допускается. Зарплата выплачивается ему так же, как и россиянам. На нанимателя при этом налагаются привычные обязательства по удержанию НДФЛ и общеобязательных взносов. Соответственно, работодатель, выступая страховым агентом сотрудника, обязан перечислить следующие страховые взносы:

НДФЛ (13%), как принято, платит сам работник с патентом, а наниматель лишь проверяет полноту и своевременность платежей и, при наличии письменного заявления от сотрудника, учитывает уже уплаченный НДФЛ в будущих налоговых периодах (по сути, уплаченный ранее НДФЛ – стоимость патента – компенсируется гражданину Узбекистана). Следует помнить, что при окончании срока действия патента иностранный работник утрачивает право на работу. А при просрочке обязательных платежей, которые обязан вносить сам иностранец, патент и вовсе могут аннулировать. Без него такой работник автоматически причисляется к нелегалам, что чревато последствиями.

Пример калькуляции и уплаты НДФЛ с зарплаты узбека в РФ

В октябре 2019 г. работник получил 25 тыс. рос. руб. из которых удержано 3 250 рос. руб. (13% НДФЛ). Итого на руки Бикмаеву Р. А. выдали 21 750 рос. руб. (25 000 – 3250). За октябрь сумма НДФЛ (3250 рос. руб.) из числа уплаченных работником 5 000 рос. руб. учтена. Остаток 750 рос. руб. (5 000 – 3250) будет учитываться при выдаче зарплаты Бикмаеву Р. А. за последующие месяцы.

Ошибка: Получив миграционный патент на руки, узбек обретает полное право на официальное трудоустройство у российских нанимателей. Вместе с тем он считает, что работать по нему он сможет только в организациях.

На самом деле при наличии такого документа гражданин Узбекистана, как и все безвизовые иностранцы с патентом, может трудоустроиться и легально работать у ИП, частных нотариусов, адвокатов. Кроме этого, привлекать его к работе могут граждане РФ (не ИП), которым необходима помощь в личных, домашних делах (по договору гражданско-правового характера).

Ошибка: Миграционный патент и патент, который выдает ИФНС предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения, – это не один и тот же документ.

Миграционный (трудовой) патент, как уже было сказано выше, предназначен для безвизовых иностранцев, которые хотят легально, официально работать в РФ.

Вопрос: Обязаны ли работать узбеки, с которыми в РФ официально заключили трудовой договор, во время узбекских праздников?

Ответ: В общем случае порядок предоставления отдыха узбекам определяют действующие законы РФ и условия трудового договора. Между тем, как гласит ст. 7 межправительственного Соглашения от 25.12.2017 , в дни официальных праздников РУ работающие мигранты по согласованию с нанимателем могут освобождаться от работы.

Отсюда следует, что в дни узбекских праздников работающие узбеки могут не выходить на работу только в том случае, если им это разрешит наниматель.

Вопрос: Узбек прибыл на работу в РФ согласно договору об организованном наборе и привлечении. Тем не менее, наниматель в трудоустройстве ему отказал. Правомерен ли его отказ и на что может рассчитывать работник в такой ситуации?

Ответ: Для того, чтобы более предметно ответить на поставленный вопрос, необходимо, во-первых, узнать истинную причину отказа. Во-вторых, следует ознакомиться с условиями данного договора.

Отказать при данных обстоятельствах наниматель, по сути, может по любому из оснований, предусмотренных этим самым договором о наборе. Т. е. отказ должен быть обоснованным. Хотя не исключается и вариант отказа в работе по вине нанимателя.

Порядок оформления на работу иностранного работника зависит от его миграционного статуса:

  • постоянно проживающие — имеют вид на жительство;
  • временно проживающие — имеют разрешение на временное проживание;
  • временно пребывающие — в зависимости от страны гражданства имеют визу, миграционную карту или патент на работу.

В этой статье мы рассмотрим оформление самой многочисленной категории иностранцев, работающих в РФ: граждан, прибывших из стран с безвизовым режимом. Миграционный статус их — временно пребывающие.

С 2015 года такие граждане обязаны получать патент на работу, за исключением следующих категорий:

  • беженцев и получивших временное убежище на территории РФ;
  • граждан стран-членов ЕАЭС. На 01.06.2021 года это Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Документы для оформления трудового договора с иностранными гражданами в 2021 году


Иностранные граждане подлежат миграционному учету. Работодатель обязан уведомить ФМС России об их прибытии. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней со дня прибытия иностранца. Уведомление заполняется на каждого иностранца по специальной форме.

При приеме на работу иностранные граждане должны предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • миграционная карта;
  • патент;
  • трудовая книжка (если ее нет, то должен оформить работодатель);
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
  • Если это первое место работы у иностранца, то работодатель, должен оформить страховое свидетельство;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документы воинского учета у иностранных граждан не требуются.

Трудовой договор с иностранцем аналогичен тому, которые заключают с гражданами России. Дополнительно в нем нужно указать информацию о патенте. Имейте в виду, что место работы и должность работника должны совпадать с теми, что указаны в патенте.

Еще одно важное условие — указать основания оказания иностранному работнику медпомощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) ДМС или заключенного работодателем с медорганизацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Если с иностранцем заключается не трудовой договор, а договор подряда, то нужны те же самые документы, кроме трудовой книжки.

Зачет авансовых платежей работодателем

При получении патента иностранец обязан уплатить авансовый платеж по НДФЛ (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Сумма платежа зависит от срока действия патента и региона. Она определяется исходя из фиксированной величины 1200 рублей в месяц, индексируется с учетом коэффициента-дефлятора и районного коэффициента, учитывающего особенности рынка труда.

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ работодатель, принявший на работу иностранца с патентом, обязан уменьшить НДФЛ, исчисленный с его доходов, на сумму фиксированных авансовых платежей, уплаченных таким работником за период действия патента. При этом уменьшить налог можно только в том случае, если налогоплательщик оформил письменное заявление и предоставил документы, подтверждающие уплату авансовых платежей. От налогового органа нужно получить уведомление о подтверждении права на такое уменьшение. Уведомление направляют в срок до 10 дней со дня получения заявления.

Чтобы уменьшать налог сотрудника на уплаченные авансовые платежи, нужно:

  • Заявление от работника в произвольной форме.
  • Платежные документы об уплате авансовых платежей по НДФЛ (лучше копии этих документов подшить к заявлению работника).
  • Оформить заявление в ФНС на получение уведомления о подтверждении права на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 13.11.2015 № ММВ-7-11/512@. Теперь приказом от 08.12.2015 № ММВ-7-6/566@ налоговое ведомство утвердило рекомендуемый электронный формат этого заявления. Таким образом, налоговые агенты могут подавать указанное заявление в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.
  • После получения уведомления при удержании НДФЛ с работника учитывать все его авансовые платежи в течение налогового периода.

Автор статьи: Наталья Потапкина, эксперт-аналитик Контур.Бухгалтерии

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Трудовые мигранты востребованы во многих сферах малого бизнеса: от курьерских служб до ресторанов высокой кухни. Иностранцев ценят за высокую квалификацию, а в некоторых случаях — за более низкие требования к зарплате. Но за неправильное трудоустройство зарубежного специалиста государство может оштрафовать. Рассказываем, как оформить иностранца на работу и не потерять деньги.

Три варианта устроить иностранца на работу

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Трудоустройство иностранных граждан в России регулируют четыре основных закона:

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Работа по патенту

Некоторым иностранцам для трудоустройства нужно предоставить патент. Это документ, который даёт право работать в России. Оформляет его МВД на срок до 12 месяцев. Получить патент могут иностранцы, которым не требуется виза для въезда в Россию. Это жители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Македонии, ЮАР, Перу, Аргентины и других стран из списка на Консульском информационном портале.


Как получить патент

Чтобы получить патент, иностранец должен соблюсти следующие условия:

На оформление патента даётся месяц с момента въезда в страну. За это время потребуется:

  • Подтвердить знания русского языка, истории и законодательства России. Пройти экзамен можно в одном из 13 утверждённых институтов и университетов, например в Московском государственном университете или Санкт-Петербургском государственном университете либо в партнёрских организациях вузов.
  • Пройти медосмотр.
  • Сдать отпечатки пальцев.
  • Оплатить подоходный налог (НДФЛ) за один месяц действия патента.
  • Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС) на весь период работы в России или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Подготовить пакет документов: заявление на выдачу патента, удостоверение личности и его нотариально заверенный перевод, миграционную карту, медицинский полис, результаты медкомиссии и экзаменов, фотографии. Все документы направляются в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или МФЦ.

Если иностранный гражданин подаёт заявку с опозданием (позже чем через 30 дней после въезда в страну), он дополнительно направляет в МВД квитанцию об оплате штрафа — 10–15 тысяч ₽.

Патент выдаётся в течение десяти рабочих дней. После этого у иностранца есть два месяца, чтобы заключить трудовой договор с работодателем и передать его копию в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД. Это можно сделать лично либо заказным письмом.

Трудоустройство иностранца по разрешению на работу

Сложнее всего нанять иностранцев, если им для въезда в Россию нужна виза — например, граждан США, Германии, Франции. В этом случае процедура предполагает следующие три шага.

Шаг 1.

Компания получает разрешение на наём сотрудника-иностранца. Его выдает территориальный отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России.

Чтобы получить разрешение, работодателю нужно:

  • составить заявление, указав в нём информацию об иностранце, которого планируется трудоустроить;
  • оплатить госпошлину с расчётного счёта компании или ИП. Она составляет 10 тысяч ₽ за каждого иностранца;
  • подать заявление и квитанцию в миграционную службу МВД. Это можно сделать лично, по почте или через сайт Госуслуг.

Заявление рассматривается месяц.

Шаг 2.

Компания получает приглашение для иностранного сотрудника. Для этого нужно предоставить в МВД следующие документы:

  • ходатайство по форме, утверждённой приказом МВД России;
  • копию паспорта будущего работника;
  • гарантийные письма, где работодатель обязуется предоставить иностранному сотруднику материальное, медицинское и жилищное обеспечение;
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 ₽.

МВД рассматривает документы 20 дней и после этого выдаёт компании приглашение для иностранного сотрудника. С ним иностранец может оформить визу в консульстве РФ за рубежом.

Шаг 3.

По прибытии в Россию сотрудник получает разрешение на работу в МВД. Оно выдаётся на срок до трёх лет. Для этого соискатель должен подать в МВД следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Приказом МВД №637 от 14.08.2017;
  • медсправку об отсутствии у иностранца ВИЧ и инфекционных заболеваний;
  • фото соискателя и копию его паспорта.

Потребуется также оплатить госпошлину — 3500 ₽. Заявку рассмотрят за 15 рабочих дней.

Шаг 4.

После этого компания может заключить со специалистом трудовой договор.

Памятка

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным сотрудником.

1. Общие документы для всех иностранных сотрудников

    по месту пребывания;
  • ИНН — его можно получить в районном отделении налоговой по паспорту и временной регистрации,
  • медицинский полис или договор на обслуживание с медицинской организацией — его заключает работодатель,
  • СНИЛС — если у сотрудника его нет, то оформляет работодатель.

2. Различающиеся документы, которые зависят от гражданства сотрудника

Договор составляется на русском языке, но его можно продублировать на родном языке работника.

За что компания может получить штраф

Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте должны совпадать. Иначе в МВД расценят несоответствие как нелегальный наём человека на работу. Размер штрафа за такое нарушение достигает 1 миллиона ₽.

Патент и разрешение на работу действуют только в одном регионе — для работы, например, и в Москве, и в Московской области придётся оформлять документы дважды.

Процедура трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, — иностранцы) имеет свою специфику. Рассмотрим особенности, связанные с оформлением на работу таких лиц.

Какие бывают категории иностранцев

В зависимости от правового положения иностранцев можно разделить:

— на постоянно проживающих — получивших разрешение на постоянное проживание и вид на жительство .

На заметку
Иностранцы, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, вправе работать наравне с гражданами Беларуси с учетом установленных законодательством ограничений (например, они не могут быть госслужащими );

трудящихся-иммигрантов — не имеющих разрешения на постоянное проживание в Беларуси, въехавших для работы по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо уже работающих на территории нашей страны . К таким лицам относятся временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь иностранцы .

Обратите внимание!
В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся трудоустройства трудящихся-иммигрантов.

Иностранец с высокой квалификацией

К особой категории трудящихся-иммигрантов относятся высококвалифицированные работники . Для них по сравнению с иными трудоустраивающимися иностранцами предусмотрены более благоприятные условия для привлечения на работу в Беларуси. Например, специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — спецразрешение) им выдается не на один, а на два года. Исходя из определения высококвалифицированный иностранец должен одновременно соответствовать следующим критериям :

обладать высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании.

Не понадобится легализовать документ об образовании, если между Республикой Беларусь и государством, в котором такой документ был выдан, заключено международное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых на территории Беларуси и иностранных государств. В частности, без легализации признаются документы об образовании, выданные в Украине, Грузии, Казахстане, Молдове, России и т.д.

Обратите внимание!
При устройстве на работу высококвалифицированный работник из такого государства должен будет представить перевод документа об образовании на один из государственных языков Беларуси . Такой перевод заверяется в порядке, установленном на территории государства выезда иностранца;

иметь стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Подтверждать трудовой стаж эта категория работников может любыми разрешенными документами. Ими могут быть:

заверенные в установленном порядке трудовые или гражданско-правовые договоры и др.

На заметку
Желательно перевести такие документы на один из государственных языков Республики Беларусь (русский или белорусский), а перевод заверить;

в трудовом договоре должна быть указана месячная заработная плата в размере не менее 15-кратной величины месячной минимальной заработной платы (МЗП), установленной в Республике Беларусь. В таком размере зарплата должна быть установлена на весь период работы на территории нашей страны.

Пример
Трудовой договор с высококвалифицированным иностранцем заключен 01.06.2017. Размер МЗП на эту дату составляет 265 руб. Следовательно, месячная заработная плата не должна быть менее 3975 руб.

Если размер МЗП увеличится, размер оплаты труда, указанный в трудовом договоре с высококвалифицированным работником, надо будет пересмотреть.

Кто может принять иностранцев на работу

Привлечь к работе трудящихся-иммигрантов могут наниматели Республики Беларусь, к которым относятся :

— индивидуальные предприниматели (ИП).

На заметку
ИП вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам . В их число входят и иностранцы;

— иностранные организации, осуществляющие наем трудящихся-иммигрантов для работы в своем представительстве, созданном на территории Республики Беларусь.

Обратите внимание!
Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории нашей страны, по общему правилу не относятся к нанимателям Республики Беларусь. Чтобы иметь возможность принимать на работу иностранцев, такой организации необходимо создать юридическое лицо;

— физические лица, не являющиеся ИП.

На заметку
Получения лицензии для приема иностранцев на работу не требуется .

Какие разрешения необходимы

Иностранцу для пребывания на территории Беларуси и осуществления трудовой деятельности нужно иметь несколько видов разрешений. К примеру, он должен получить разрешение на временное пребывание.

Обратите внимание!
Уполномоченные должностные лица юридического лица, ходатайствующего о въезде иностранца в Республику Беларусь, пребывании или проживании в Республике Беларусь, обязаны принять меры, в том числе по его своевременной регистрации, получению им разрешения на временное проживание .

Для того чтобы наниматель мог принять иностранца на работу, а последний — трудиться, необходимо оформить еще ряд документов.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы

Нанимателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы(далее — разрешение), если он планирует принять на работу более 10 иностранцев. В их число не включаются :

— иностранец, привлекаемый в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал (в качестве собственника имущества, учредителя, участника) (далее — директор-иностранец).

Иными словами, при подсчете количества работников для получения разрешения указанные иностранцы в расчет не принимаются. Как и те, на которых нормы законодательства о внешней трудовой миграции не распространяются .

Пример
Ситуация 1. Наниматель собирается принять на работу 12 иностранцев. Трое из них относятся к категории высококвалифицированных работников. Получать разрешение нанимателю не нужно.
Ситуация 2. Наниматель собирается нанять 15 работников-иностранцев, относящихся к категории высококвалифицированных работников. Получать разрешение нет необходимости.
Ситуация 3. Наниматель принимает на работу 11 иностранцев. Среди них двое получивших высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь, которые трудоустраиваются по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации. На эту категорию иностранцев законодательство о трудовой миграции не распространяется . Следовательно, в такой ситуации получать разрешение не понадобится.

Для того чтобы получить разрешение, нанимателю необходимо обратиться в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Департамент) и подать следующие документы :

— заявление о выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы .

Обратите внимание!
В заявлении должно быть указано обоснование необходимости привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, в том числе информация о принятых мерах по занятию свободных рабочих мест (вакансий) гражданами Республики Беларусь. Отсутствие обоснования может стать причиной отказа Департамента в выдаче разрешения, который обусловлен выдачей отрицательного заключения органа по труду, занятости и социальной защите по месту госрегистрации нанимателя (далее — орган по труду) .

Необходимо также помнить, что в заявлении профессии рабочих и должности служащих нанимателю нужно указывать в строгом соответствии с классификатором ;

— копии документов, подтверждающих госрегистрацию субъекта хозяйствования, легализованную выписку из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее происхождения;

— проект трудового договора с иностранцем, заверенный подписью руководителя и печатью.

На заметку
В проекте трудового договора не нужно прописывать данные и условия для конкретного иностранца (например, о зарплате). При этом он должен соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию трудового договора законодательством о труде и внешней трудовой миграции;

— гарантийное письмо, подтверждающее возможность размещения иностранцев;

— документ, подтверждающий внесение платы. В данном случае уплачивается госпошлина в размере пяти БВ. Если нанимателем является инвестор и (или) организация, созданная в установленном порядке этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами, а также подрядчик и (или) разработчик проектной документации в рамках реализации инвестиционного проекта , то ему вносить плату не нужно.

Обратите внимание!
Наниматели, привлекающие для осуществления трудовой деятельности в нашей стране граждан Украины и лиц без гражданства, проживавших на территории Донецкой и Луганской областей Украины, как правило, не менее года :
— освобождаются от уплаты госпошлины за выдачу разрешений и спецразрешений;
— вправе принимать их на работу без прохождения установленной процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины.

Срок выдачи разрешения — 15 дней с момента подачи заявления. Срок его действия — 1 год. Однократно разрешение можно будет продлить . Затем нужно будет получить новое.

Спецразрешение

Спецразрешение — документ, подтверждающий право трудящегося-иммигранта на осуществление трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь .

Нанимателю в отношении каждого принимаемого на работу иностранца необходимо получить спецразрешение, даже если этот иностранец — высококвалифицированный работник или директор-иностранец .

Приведенное правило не распространяется на иностранцев, которые не подпадают под действие Закона N 225-З . К ним, в частности, относятся лица:

— являющиеся руководителями представительств иностранных организаций;

— получающие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по получаемой специальности в период обучения;

— получившие высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающиеся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации.

Для этих лиц получать спецразрешение не нужно.

Обратите внимание!
Граждане Российской Федерации и других стран — членов ЕАЭС принимаются на работу без спецразрешения .

Для получения спецразрешения следует произвести следующие действия:

1) письменно уведомить органы по труду о наличии вакансий.

Нанимателю необходимо указать в уведомлении условия труда и размер оплаты по каждой вакансии;

2) подать в подразделение по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту своей регистрации (далее — подразделение по миграции) следующие документы :

— заявление . В нем необходимо обосновать, почему требуется привлечение именно иностранца. Причинами такого выбора нанимателя могут быть, к примеру, знание иностранцем экономики, законодательства стран, с которыми планируется сотрудничество, необходимость во внедрении нового оборудования и т.д.

На заметку
Преимущественным правом на занятие вакансии в нашей стране обладают граждане Республики Беларусь, а также иностранцы, постоянно проживающие в Беларуси ;

— копию паспорта или документа, его заменяющего и предназначенного для выезда иностранца за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца;

— документ, подтверждающий внесение платы;

— документы об образовании и стаже работы по специальности не менее пяти лет, подтверждающие наличие высокого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, — для высококвалифицированных специалистов.

Выдача спецразрешений проводится на следующих условиях:

Спецразрешение можно получить только при наличии положительного заключения органа по труду. Наличие отрицательного заключения служит основанием для отказа в выдаче спецразрешения .

Отрицательное заключение орган по труду выдает, в частности, в следующих случаях :

— нанимателем не представлены в орган по труду сведения о вакансии, на которую привлекается иностранец. Напомним, что наниматели обязаны уведомлять органы по труду о наличии у них вакансий во всех случаях в течение пяти дней с момента их появления ;

На заметку
При обращении нанимателя за получением спецразрешения для трудоустройства директора-иностранца подразделения по миграции не запрашивают мнение органа по труду. Соответственно, спецразрешение в данном случае выдается без наличия такого заключения .

Также подразделение по миграции отказывает в выдаче спецразрешения, если, например :

— нанимателем представлены документы, содержащие ложные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

— иностранец, в отношении которого наниматель обратился за спецразрешением, включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

После получения спецразрешения наниматель обязан выдать его копию работнику .

Обратите внимание!
Прием на работу иностранцев без спецразрешения влечет административную ответственность . Если трудящийся-иммигрант работает по совместительству, спецразрешение в отношении этого работника должно быть у каждого из нанимателей .

Как оформить прием на работу

При устройстве на работу работник обязан представить установленные законодательством документы . Трудящийся-иммигрант не исключение. Так, нанимателю необходимо потребовать у него предъявления:

документа, удостоверяющего личность. Для трудящихся-иммигрантов это документ для выезда за границу , т.е. действительный национальный паспорт иностранца или иной документ, его заменяющий, предназначенный для выезда за границу и выданный соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца или международной организацией ;

трудовой книжки. Запись о приеме на работу вносится только в трудовую книжку, образец которой установлен в Республике Беларусь. Если таковой у иностранца нет, то нанимателю нужно будет завести для него трудовую книжку ;

документа об образовании или документа об обучении, подтверждающего наличие права на выполнение данной работы. Как мы указывали выше, такой документ необходимо легализовать. В отдельных случаях достаточно его заверенного перевода;

индивидуальной программы реабилитации инвалида (для инвалидов);

медсправки о состоянии здоровья (при необходимости) ;

— других документов о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. В частности, наниматель вправе потребовать от трудящегося-иммигранта предъявления договора медицинского страхования (страхового полиса, страховой карточки, иного документа, содержащего информацию о договоре медицинского страхования) .

На заметку
Некоторые категории иностранцев не обязаны представлять договор медицинского страхования. Это касается, например, граждан стран СНГ, которым скорая и неотложная медпомощь на территории нашей страны оказывается бесплатно при внезапных острых состояниях .

При предъявлении всех перечисленных выше документов с иностранцем оформляется трудовой договор. Помимо общих требований, предъявляемых законодательством о труде к содержанию и условиям трудового договора , необходимо соблюсти и специальные требования, предъявляемые к трудовому договору с иностранцем :

1) в трудовом договоре необходимо указать:

— порядок, основания прекращения, изменения и продления трудового договора;

— условия переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта;

2) срок трудового договора не должен быть больше срока действия спецразрешения.

На заметку
Поскольку трудовой договор с иностранцем ограничен сроками, он является срочным трудовым договором. В связи с этим с работником-иностранцем можно заключить контракт ;

3) трудовой договор должен быть заключен:

— в письменной форме;

— на русском и (или) белорусском языках. Если эти языки не являются родными или понятными для трудящегося-иммигранта, трудовой договор нужно заключить также на родном или ином понятном для него языке.

После подписания сторонами трудового договора наниматель издает приказ о приеме на работу. Работник должен ознакомиться с приказом под подпись. Затем наниматель вносит соответствующую запись в трудовую книжку работника, а также совершает все иные действия, предусмотренные при приеме на работу законодательством о труде .

Обратите внимание!
В случае если трудовой договор с трудящимся-иммигрантом не будет заключен, нанимателю необходимо будет вернуть спецразрешение в подразделение по миграции .

Читайте также: