Как оформить детские работы для родителей в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

У меня трое детей. Моей младшей дочери 3 года, и я задумываюсь о том, чтобы не отдавать ее в обычный детский сад, а организовать свой — домашний.

В статье расскажу, что это такое, чем домашний детский сад отличается от государственного и частного, как организовать все это самому и можно ли получить помощь от государства.

Что такое домашний детский сад

Семейные дошкольные группы могут организовывать только многодетные родители с детьми-дошкольниками. Называть их можно по-разному — семейными детскими садами как в Москве, группами дошкольного воспитания как в Красноярском крае, домашними детскими садами или иначе.

Частные детские учреждения могут вести образовательную деятельность — в этом случае им нужно иметь лицензию. А могут не заниматься образованием и выполнять другие функции, например присматривать за детьми, кормить их, играть, гулять. В этом случае лицензия не нужна.

Расскажу обо всех этих вариантах подробнее.

Как победить выгорание

Разновидности детских дошкольных заведений

Все дошкольные учреждения в России можно разделить на государственные и частные. Среди государственных выделяются семейные дошкольные группы, а у частных множество разновидностей в зависимости от концепции бизнеса.

Семейная дошкольная группа, или семейный детский сад, — это небольшая группа, в которой воспитатель — это родитель одного или нескольких дошкольников. В такой группе, как правило, должно быть не меньше трех детей — точные требования зависят от региона. Организовать семейную группу могут только многодетные семьи, где есть хотя бы один дошкольник. Дети занимаются у себя дома, но официально прикреплены к муниципальному детскому саду.

В каждом регионе действуют свои правила по организации таких садов. Например, в Москве открыть семейный детский сад может многодетная семья по месту своего проживания. В семье при этом должно быть от трех детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В случае если в многодетной семье имеется только один или двое дошкольников, организовать семейный детсад можно, пригласив в него дошкольников из других семей.

Частный детский сад — это любая форма присмотра за детьми, организованная юрлицом, ИП или самозанятым, то есть не государством. В таком саду за ребенком могут просто присматривать и ухаживать, а могут чему-то обучать по программе, если у сада есть на это лицензия.

Группа по присмотру и уходу — это один из вариантов частного детского сада, который не требует лицензии. В такой группе за детьми присматривают, кормят, гуляют, играют, но не имеют права заниматься их обучением и подготовкой к школе.

Центр развития детей или детский клуб — это тоже варианты частного детского сада, которые могут работать как по лицензии, так и без нее. Такие центры могут создавать самозанятые — при условии, что они не занимаются образовательной деятельностью, ИП, некоммерческие (НКО) и коммерческие организации. Для последних образовательная деятельность, если центр ею занимается, всегда будет не основной, а дополнительной.

В детских клубах и подобных заведениях дети не остаются на весь день, не едят, не спят. Соответственно, к ним не применяются некоторые нормы санпина, например не нужно организовывать спальные места. Но открывать детский сад полного дня под видом центра развития незаконно, даже если у него есть лицензия.

Негосударственная образовательная организация — это детский сад или детский центр, оформленный как некоммерческое юрлицо. Для такого юрлица образовательная деятельность всегда основная. До 2013 года только с такой формой собственности вообще можно было получить лицензию. Сейчас некоммерческие организации, как правило, оформляют те, кто рассчитывают на субсидии от государства и гранты от фондов.

Различия детских дошкольных заведений

Название В какой форме создается Нужна ли лицензия Что могут делать для детей Что получают от государства
Семейная дошкольная группа Группа при муниципальном садике Нет. Но создать может только многодетная семья, где есть хотя бы один дошкольник Присмотр, уход и обучение Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад
Частный детский сад ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Присмотр, уход, обучение Субсидии
Группа по присмотру и уходу ИП, самозанятость, юрлицо Нет Присмотр и уход
Центр развития детей, детский клуб ИП, самозанятость, юрлицо Да, но доступна только для ИП и юрлиц, если они занимаются образовательной деятельностью Обучение, присмотр
Негосударственная образовательная организация Некоммерческое юрлицо Да Присмотр, уход, обучение Субсидии

Зарплата воспитателю, оплата питания, учебные пособия, возможность приходить на занятия в муниципальный детский сад

Как домашние сады регулируются государством

Кроме того, любые организации, которые работают с дошкольниками, обязаны соблюдать требования:

Например, по требованиям санпинов если дети проводят в частном садике меньше четырех часов, то не нужны кровати и место для приема пищи, а если больше — придется оборудовать кухню и спальню. Если садик занимается только присмотром и уходом, то не должно быть обучающих занятий. Если обучение проводится и есть лицензия, то должна быть образовательная программа, а воспитатели должны иметь педагогическое образование.

С 2013 года санпины смягчились, например частные детские сады разрешили открывать в жилых помещениях, а комплектность групп стали определять не по количеству детей, а по количеству квадратных метров на ребенка.

А с января 2021 года в силу вступили новые санитарные правила, которые, напротив, усложнили жизнь детским учреждениям. Например, по новым требованиям любая дошкольная организация теперь обязана иметь собственную территорию для прогулок детей. Исключение — группы по присмотру и уходу, которые не занимаются образованием, — они могут использовать детские игровые площадки во дворах жилых домов.

Плюсы и минусы бизнеса

Если вы не подходите под условия создания семейной дошкольной группы, то свой детский сад становится своим бизнесом, в котором есть плюсы и минусы.

  • ваши дети находятся под вашим же присмотром и вы уверены, что их хорошо кормят и не обижают;
  • это дополнительный доход для родителей.
  • если детский сад организован в вашей квартире, придется часть ее выделить для работы — ваше личное пространство уменьшится;
  • детский сад поблизости может не понравиться соседям — они начнут мучить вас жалобами и проверками.

Не стоит также забывать, что для организации детского сада, даже маленького и без лицензии, нужно официально регистрироваться, платить налоги, вкладываться в качественное оборудование. Покупать подходящие по санпинам стройматериалы для ремонта и игрушки. То есть соответствовать всем требованиям законов.

Риски и проблемы при открытии домашнего детского сада. Главная проблема при организации детского учреждения — это помещение. Детский сад может располагаться и в жилом, и в нежилом фонде, но в любом случае помещение должно соответствовать всем нормативам — подробно о них ниже.

Прекрасно, если для детского сада у вас есть просторная квартира, желательно на нижнем этаже. При этом запрещено размещать любые детские учреждения в цокольном этаже. Еще лучше, если вы владеете коттеджем или частным домом. От размера и обустроенности помещения зависит то, сколько детей вы сможете принимать, а также сможете ли вы получить лицензию. Если подходящей недвижимости нет, то помещение придется арендовать.

Например, у меня частный дом, и я могу выделить 30 м² под игровую комнату. По санитарным правилам с такой площадью я смогу принять до 12 детей до 3 лет — по 2,5 м² на ребенка, или 15 детей старше 3 лет — по 2 м² на ребенка.

Если ваш детский сад располагается в квартире, нужно учесть интересы других жильцов многоквартирного дома. Соседей могут не устроить шум и крики, незнакомые люди — родители детей, которые по утрам и вечерам заходят в подъезд, игры детей на придомовой территории, которая входит в общую собственность жильцов и т. д. Особенно внимательно нужно относиться к соседям, если вы арендуете помещение. В этом случае лучше заранее договориться с собственником о том, что в арендуемой недвижимости будет детский сад.

Решение Набережночелнинского городского суда № 2-4129/2018 от 03.05.2018 по иску о запрете размещения дошкольной группы по присмотру и уходу за детьми в квартире

Чтобы оформить лицензию, нужно набрать персонал, подготовить помещение и получить разрешения Роспотребнадзора о соответствии помещения нормативам и Рособрнадзора о соответствии образовательной программы. О порядке лицензирования расскажу дальше.

Открытие полноценного детского сада требует вложений, которые могут не окупиться. Особенно если вы арендуете помещение, а не работаете в своей квартире или доме. В больших городах бизнесу будет мешать высокая конкуренция, в маленьких — низкий доход потенциальных клиентов.

Кроме того, все, что связано с детьми, — заведомо опасный бизнес. Дети могут заболеть, упасть, отравиться, подраться, испортить вещи — за все эти неприятности ответственность несет детский сад.

Главное, чтобы были довольны ваши клиенты — дети и их родители

Начинающий предприниматель, который хочет открыть детский сад, может столкнуться с несколькими трудностями. Чаще всего не удается открыться в установленный срок, вложения превышают запланированные — хотел вложить два миллиона, а вложил уже три, или расходы превышают доходы — время идет, предприниматель платит аренду, а детей все еще недостаточно.

Главное в такой ситуации — как следует взвесить все с самого начала, продолжать работать и оказывать качественную услугу, даже если в первые месяцы нет полного набора и ожидаемых доходов.

Не нужно усложнять себе жизнь и сразу брать на себя слишком много. Вместо садика в 500 м² проще открыть небольшой частный сад на первом этаже жилого дома, не устанавливать космическую цену за свои услуги, а узнать, какая цена адекватна для этого района. Вместо того чтобы тратить усилия и деньги на лицензирование, начните с группы по присмотру и уходу.

Например, у нас 30 садиков в Москве и нет образовательной лицензии. Потому что мы не предлагаем образовательные услуги и все занятия проводим только в игровой форме. Наша цель, чтобы ребенку было интересно и комфортно ходить в наши сады, а родители могли спокойно его оставить. С таким форматом гораздо легче работать и легче открыться.

Начинающие предприниматели часто боятся проблем с разными службами, с соседями в домах, где они арендуют помещение. И за этими страхами забывают о главном — о детях. И тут совет один — делайте все по закону, и никакие соседи и проверки вам будут не страшны.

Кто может открыть семейный детский сад

Если речь о семейной дошкольной группе, то организовать ее может только многодетный родитель — неважно, мама или папа. Требования к таким группам зависят от региона. Например, в Москве наполняемость групп должна быть от 3 до 5 детей, а в Тульской области — от 5 до 8 детей. При этом в группе может быть как несколько собственных детей многодетного родителя-воспитателя, так и один.

Частный детский сад может открыть любой человек — достаточно зарегистрировать ИП, ООО или некоммерческую организацию.

При этом важно учитывать, что в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних не могут работать люди с судимостями, в том числе погашенными, осужденные за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, за подрыв конституционного строя и некоторые другие. Эту информацию об ИП налоговая обязательно запросит при регистрации.

Открывать юрлицо учредителю с судимостью закон не запрещает. Но такой учредитель все равно не сможет заниматься педагогической деятельностью в своей организации.

Когда нужна лицензия. Для открытия частного детского сада лицензия понадобится во всех случаях, когда в саду оказывают образовательные услуги и есть нанятые преподаватели, обучающая программа, расписание занятий и методические пособия. Также всегда придется лицензировать деятельность некоммерческим образовательным организациям.

Без лицензии работать с детьми можно, только если:

  1. Частный сад занимается только уходом и присмотром за детьми, в его рекламе и расписании нет занятий, в работе не используются методические пособия, а в штате нет преподавателей.
  2. Владелец детского сада — ИП, который имеет педагогическое образование и лично оказывает образовательные услуги.
  3. Это семейная дошкольная группа при государственном детском садике.

Как открыть садик при поддержке государства

Проще всего сотрудничать с государством многодетным мамам, которые решили оформить семейную группу. Приведу пример, как они работают.

Наталья много лет работает воспитателем детского сада на дому. Сначала она занималась со своими детьми, а когда кто-то вырастал, брала в группу приходящих малышей. Все это время она оформлена воспитателем в государственном образовательном комплексе в Москве. Она получает зарплату воспитателя и деньги на питание из расчета 133,05 Р в день на дошкольника.

Чтобы оформить такую группу, нужно обратиться в любой государственный детский сад в своем регионе, который уже работает или готов работать по этой программе. Дольше и успешнее всего программа работает в Москве — с 2008 года количество семейных групп увеличилось с 200 до почти 1000.



*** Не забывайте, что в дошкольном учреждении существует ежемесячная оплата за содержание ребенка в детском саду. Просим Вас оплачивать квитанцию в установленные сроки, до 20 числа каждого месяца, согласно договору.

Об оплате читайте тут

*** В нашем дошкольном учреждении принято вежливо обращаться друг с другом, поэтому к педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству, и учить этому своих детей.

*** Прием детей осуществляется с 7.30 до 8.45 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней.

Своевременный приход в детский сад – необходимое условие правильной организации воспитательно-образовательного процесса.

*** Если Вы привели ребенка после начала какого – либо режимного момента или занятия, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

*** Утром родители обязаны передать ребенка лично воспитателю , а вечером обязательно подойти к воспитателю и сказать, что Вы забираете ребенка из детского сада.

*** О необходимости привести или забрать ребенка в неурочное время , просим предупреждать воспитателя заранее. Если Вашего ребенка забирают из детского сада родственники или знакомые, то необходимо написать заявление и подписать его у заведующей.

*** О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине просим сообщать воспитателю до 9 часов утра по контактному телефону, а в случае прихода в детский сад после болезни или отпуска – накануне до 12 часов .

*** Ребенок, не посещающий детский сад более 3-х дне й, должен иметь справку от врача.

Родители, помните! Вы обязаны привести здорового ребенка!

Недолеченный ребенок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей!

*** Перед тем, как вести ребенка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет , соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений ребенка. Особое внимание обратите на обувь . Она должна быть легкой, теплой и точно соответствовать размеру ноги. Проверьте застежки и шнурки. Они должны быть такими, чтобы ребенок мог самостоятельно ими пользоваться. В групповом помещении не допускается ношение обуви без задников (шлепанцы).


Требования к внешнему виду детей

  • Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
  • Умытое лицо;
  • Чистые нос, руки, подстриженные ногти;
  • Подстриженные и тщательно расчесанные волосы; у девочек прическа закрепляется резинками, бантами и т.п.
  • Чистое нижнее белье;
  • Наличие достаточного количества носовых платков. Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.

Для создания комфортных условий пребывания ребенка в детском саду необходимо:


  • В шкафу должны быть маечки, трусики, запасные колготки, носочки, сменный комплект одежды, если произойдет "авария" за приемом пищи. Дети… – народ самостоятельный. Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать в стирку пижаму и спортивную форму, ну, а про ежедневную смену одежды мы даже не упоминаем. Одежда для пребывания в группе. Не допускается ношение одной и той же пары джинсов, брюк как на прогулке, так и в помещениях детского сада.
  • Два пакета для хранения чистого и использованного белья.
  • Расческа (независимо от длины волос).
  • Спортивная форма и обувь на резиновой подошве для занятий физической культурой.
  • Белье, одежда и прочие вещи могут быть промаркированы.
  • В дошкольное учреждение СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО приносить острые, колющие, режущие предметы (ножницы, ножи, спицы, булавки, гвозди, проволоку, зеркальце, стеклянные флаконы, пузырьки, металлические игрушки, шпаги, сабли, зажигалки и т.д.).

Наличие таких предметов опасно не только для Вашего ребенка, но и для других детей, посещающих группу. Поэтому обязательно проверьте карманы Вашего ребенка перед уходом его в детский сад.

Настоятельно не рекомендуем надевать ребенку золотые и серебряные украшения.

Т акже просим не давать ребенку жевательную резинку, конфеты, печенье и любые продукты питания, витамины, таблетки и другие лекарства, косметику и компьютерные игры и любую ценную игрушку, которую Вам жалко.

Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие–то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках и предупредите об этом воспитателя.


Посещение занятий родители могут осуществить в любое время , поставив в известность воспитателя, его проводящего, за день. Сменную обувь одевать не обязательно, но про бахилы помните!

На родительских собраниях обсуждаются общие вопросы не потому, что нечего сказать о каждом, а только из-за этических соображений.

  • Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей. Если Вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогом группы, обратитесь к заведующей.

В присутствии ребенка не следует обсуждать педагогов дошкольного учреждения с родственниками или знакомыми.

Администрация несет за жизнь ребенка ответственность с 7.30 до 17.30 часов , а после…

Если Вы пришли в 17.20, и Вам хочется погулять и пообщаться с воспитателем, этак до 18.00, постарайтесь свои желания сдерживать, так как у воспитателей рабочий день до 17.30 .

ПОМНИТЕ: как только Вы пришли за ребенком, воспитатель снимает с себя ответственность за него!

Родительский уголок в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_roditelskiy_ugolok_v_detskom_sadu.docx 30.35 КБ

Предварительный просмотр:

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Воспитатель: Степанова А.А.

Родительский уголок в детском саду – это один из способов своеобразного общения с родителями. Для каждого педагогического работника контакт с родителями малыша очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся и другие события в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей. Благодаря им, родители более внимательно относятся к своим детям, следят за их успехами. Даже более уважительно начинают относиться к труду воспитателей.

Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью детской группы. Информация для родительского уголка должна правильно выставляться. Ведь родительский интерес к нему зависит от правильного оформления, грамотного размещения информации и стиля. Практика показывает, что вся информация написана мелким шрифтом остается практически без внимания. Статьи нужно писать на доступном языке для родителей. Избегайте педагогических фраз. Это больше отпугивает, чем привлекает. Иначе родители не будут обращать никакого внимания, и игнорировать детские уголки, а с ними и ваш труд. Родительский уголок в детских садах размещается на таком уровне, чтобы взрослым было удобно читать. Все статьи необходимо дополнить фотографиями, яркими картинками и детскими рисунками.

Требования к оформлению материала для родителей.

  • Информация, размещенная на стенде для родителей, должна быть динамичной. Минимум раз в две недели материал должен обновляться.
  • Родительский уголок должен быть доступным и удобным для восприятия (чтения) информации, информационным (приспособлены к размещению информации, содержательным, эстетически и красочно оформленным.
  • Информация, размещенная на стендах, должна быть актуальной, достоверной, рекомендации и консультации подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
  • Шрифт крупный (14-16), чёткий, текст не объёмный.
  • При размещении любого печатного материала на стенде ссылка на издание, включая авторство и год публикации, обязательна.
  • Стенд должен быть красочно оформлен. При оформлении стенда следует использовать не только надписи, но и плакаты и фотографии. При оформлении стенда не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек.
  • Соотношение текста и иллюстраций в папках – передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текста и 6 частей иллюстраций), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести нужную информацию. Хорошо, если это фотографии детей данной группы.
  • Не допустимы нечёткие ксерокопии .

Приветствуются современные формы наглядной информации:

Требования к содержанию уголка:

  • Остальной материал педагоги определяют самостоятельно и согласно перспективному планированию

Настенная тематическая информация по педагогическому просвещению (примерные темы)

Советы по оформлению тематической информации

Настольная тематическая информация

  • Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины, располагаются на столике. Его желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы. У стола 1-2 стула, рядом – крючок для сумок. Всё это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей.
  • Настольная информация может быть представлена с помощью мягких лёгких игрушек, изготовленных вместе с детьми из разнообразного материала. Тема, выделенная цветом и размером, располагается на основных предметах сюжета, украшениях персонажей. Подача советов, не более трёх, обыгрывается персонажами.

Уголок краткой информации

Уголок для чтения дома Материалы для данного уголка желательно расположить невысоко на стене над столом, чтобы его оформление стало продолжением сюжета настольной агитации.

Содержание в старших группах (можно завести одну папку с разделами или распределить материал по отдельным папкам):

Обдумывать тему статьи необходимо тщательно. Они должны содержать немного материала. А в следующем информационном выпуске родительского уголка продолжить начатую тему. Это зачастую заинтересовывает родителей. Они начинают следить за происходящим и ждать новых номеров.

Очень популярны и читаемы рубрики:

Информационный родительский уголок в детском садике это тема интересная и творческая. Оформление уголка, его дизайн, занимают важное место в раскрытии теми перед родителями.

Выставки совместного творчества родителей и детей– является эффективной формой взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своего малыша, оставив без внимания организованную выставку.

Содержимое публикации

МОУ Красногуляевской СШ Сенгилеевский район Ульяновская область

Воспитатель дошкольной группы: Сырова Н. А.

Организация творческих выставок с участием родителей и детей как ведущее средство гармоничного воспитания

«Берегите друг друга!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

И в минуту досуга,

Выставки совместного творчества родителей и детей– является эффективной формой взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям родители учатся организовывать совместный досуг со своим ребёнком и больше времени уделяют его творческому развитию. При создании конкурсной работы у детей развиваются художественный вкус, конструктивные способности, воображение, знания о материалах, из которых они готовят экспонат для выставки. Ребёнок чувствует свою значимость в процессе совместной работы, гордость за своих родителей, а папы и мамы – ответственность, так как не могут подвести своего малыша, оставив без внимания организованную выставку.

К сожалению, в последнее время, в силу известных социальных и экономических причин, работа родителей стала отнимать практически всё их время и силы. Заниматься со своими детьми катастрофически некогда – не только родителям, но и бабушкам и дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. По данным статистики в среднем родители проводят с детьми не более 2-3 часов в день. Тотальная занятость своими проблемами, работа, быт отнимают всё время и силы родителей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых. Это, как правило, ведёт к дефициту родительского тепла, к снижению интеллекта, аномалиям социального поведения, сильному нервному напряжению, уязвимости и даже агрессивности.

Одной из таких результативных форм вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс, является создание выставок совместных творческих работ детей и родителей как досуговая форма организации взаимодействия семьи и ДОУ. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются не пассивными наблюдателями, а активные участники процесса. Цель этой работы: укрепление детско-родительских отношений, обогащение опытом совместной деятельности через совместное творчество. Творческие выставки детских работ с родителями даёт возможность сблизить в совместном творчестве всю семью, развивает творческие и познавательные способности детей, а родителей отвлекает от будничных дел и проблем, возвращает в детство. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Такая форма детско-родительского взаимодействия так же способствует проявлению самостоятельности и самовыражению ребёнка.

Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт и сотрудничество с детским садом именно тогда, когда речь идет об их ребенке. Именно этот интерес мы используем при организации творческих выставок поделок или рисунков. В нашем детском саду стало традицией проводить осенние и Рождественские ярмарки, на которых дети совместно с родителями могут продемонстрировать свои таланты и способности. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешивают яркое объявление. На всех этапах подготовки и участия в выставке педагоги поддерживают и сопровождают необходимыми советами, указаниями на ссылки в сми.

Воспитатель осуществляет выбор пространства для комфортного просмотра выставки (группа, приемная, коридор, музыкальный зал), обсуждается место расположения выставочных работ. Это позволяет родителям внимательно рассмотреть работы, понять основную идею выставки. В течение недели в ходе непрерывной образовательной деятельности и свободной деятельности дети рассказывают о своих поделках для будущей выставки. Перед официальным открытием выставки воспитатели проверяют наличие табличек к работам с указанием названия, авторов, группы. Знакомясь с выставкой, педагог обращает внимание детей на различный материал, на задумку авторов.

Творческие работы наших семей принимали участие на районных выставках:

- Выставка декоративно-прикладного искусства;

Любые достижения наших детей и родителей не остаются без внимания. Прекрасным инструментом для стимулирования творческих успехов для ребенка являются грамоты, дипломы, благодарственные письма, медальки. Обязательно используются эти средства поощрения ребенка публично (после выставки , перед праздником, или на родительском собрании). Опыт выставочной деятельности учит не огорчаться при неудачах, а продолжать трудиться, наслаждаться творчеством и не ради наград, а из любви к тому делу, которое по душе.

Какими бы хорошими не были педагоги, работающие с детьми, родительского внимания и заботы детям не заменит никто. В современных условиях в ДОУ так трудно обойтись без поддержки родителей, без их участия в жизни группы. Только совместными усилиями можно воспитать человека, который имеет жажду к знаниям, умеет радоваться жизни и побеждать!

Как говорил один из основателей Московского художественного театра – Константин Сергеевич Станиславский: “Театр начинается с вешалки”, так и детский сад начинается с раздевалки или приемной.

Мне не нравится употребление термина “раздевалка”, так как оно, согласно “Новому толковому словарю русского языка” под редакцией Т.Ф.Ефремовой обозначает “помещение для хранения верхней одежды”, а наше помещение – это не просто место для переодевания и хранения одежды, а еще и информационный островок педагогического просвещения родителей. Поэтому, лично мне, ближе слово “приемная” - “помещение, в котором принимают посетителей”. Ведь первое, куда попадают дети и их родители в детском саду, является приемная и от того, как она будет выглядеть, во многом зависит настроение ребенка и общее впечатление родителей о группе и работающих в ней воспитателях.

Требования к оформлению детского сада определяется педагогической целесообразностью и содержанием воспитательной работы. Законодательных требований к приемным детского сада нет, есть только перечень необходимых документов, которые должны находиться в приемной, а их расположение и оформление определяет сам воспитатель.

В нашей приемной практически не бывает солнца, хоть группа носит название “Солнышко”, поэтому мы решили создать иллюзию солнечного света, оклеив стены обоями желтого теплого цвета, а стенды заказывали контрастных ярких цветовых тонов.

Согласно Постановлению Главного государственного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г. №91 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организацияхплощадь приемной не должна быть менее 18 кв. м. “ Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками – полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкафчик маркируется”. В нашей приемной три года назад шкафчики заменили, но, как оказалось, старые шкафчики были более вместительными по объему и имели полки для головных уборов и обуви. В новых шкафчиках полки пришлось делать самим родителям, ну а к новому объему пришлось привыкать.

Для маркировки шкафчиков мы нашли в интернете картинки с символикой группы “Солнышко” и с полем, где можно написать имя и фамилию ребенка. Если раньше имя и фамилию ребенка-владельца шкафчика мы писали с внутренней стороны, а на наружной стороне была только картинка, что не всегда было удобно, то теперь и картинка и имя с фамилией находятся на внешней стороне шкафчика.

Одним из направлений по работе с родителями служит наглядно-информационная работа, которая включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки-передвижки,
  • фотостенды,
  • уголки творчества детей и другое.

Чтобы привлечь внимание родителей и наглядно показать маленьких хозяев группы, нами было решено поместить на центральной стене фотографии детей. Так у нас появилась “цветочная полянка” согретая солнышком, а чтобы она несла информационную нагрузку, мы на листочках цветов, которые находятся слева, печатаем вес и рост ребенка в начале года, а на листочках справа – в конце года. Так “полянка стала информировать” родителей об антропометрических данных детей.

Визитной карточкой нашей приемной служит и стенд с фотографиями детей“В нашем садике родном очень здорово живем!", который мы сделали своими руками. Сделан он по принципу изготовления информационных стендов с кармашками из оргстекла. Теперь мы меняем фотографии очень часто и дети с родителями с удовольствием рассматривают их, комментируя изображенные на них моменты из жизни детей в детском саду.

Родительские уголки являются традиционной формой работы с родителями и являются обязательной и неотъемлемой частью любой приемной.

Для тематического уголка и уголка здоровья“Неболейка” мы используем готовые информационныестенды. Прочность и безопасность – одно из основных требований к оформлению наглядной агитации, поэтому мы приобрели современные, долговечные информативные пластиковые стенды. Очень удобно помещать материалы текстов в специальные кармашки из оргстекла. Мы давно уже отказались от скрепок, булавок и других небезопасных предметов. Мы поместили стенды в удобном для чтения родителями месте и если раньше родители не обращали особого внимания на информацию в уголках, то теперь часто можно увидеть читающих родителей. Информационные материалы регулярно обновляются. Стараемся использовать современные стили оформления: пользуемся всевозможными рамками, фонами, отрисовками и клипартами, которые находим в интернете и создаем сами. Текст печатаем на компьютере крупным шрифтом, чтобы его было удобно читать. Информацию подбираем полезную и интересную, опираясь на годовой план детского сада, возраст детей и пожелания родителей. Часто родители могут получить через информацию в уголке полезные советы от психологов и логопеда.Сейчас издательство “Детство-Пресс” выпускает серии книг “Информационно-деловое оснащение ДОУ”. Кроме материалов для общесадовских стендов там есть и сменный материал для родительских уголков по разным возрастным группам.

В уголок здоровья мы поместили список мероприятий, направленных на оздоровительную работу в нашей группе. Помещаем объявления на медицинские темы, санбюллетени о детских болезнях и их профилактике.

Но есть и постоянные материалы, которые должны находиться в приемной в течение года – это визитная карточка группы, лицензия детского сада на право ведения образовательной деятельности, режим дня, расписание занятий, график проведения санитарных дней, психологическая характеристика и задачи воспитания детей данного возраста. Мы долго думали, как стационарно оформить данную документацию, пока однажды не увидели и не приобрели настенный карманный держатель для перекидной системы. Количество карманов можно варьировать. В настоящее время у нас задействовано 7 двухсторонних карманов.

Информация по вопросам педагогики, психологии, медицины у нас располагается в папках, она постоянно меняется и пополняется. Папки имеют свои названия: “Поговорим о воспитании”, “Будьте здоровы”, “Безопасность ребенка”, “Показатели успешного обучения ребенка” и другие. Так как наш сад является садом компенсируюшего вида, у нас много внимания уделяется коррекционной работе с детьми и это находит свое отражение в материалах для родителей: “Плоскостопие”, “Спина с апломбом”, “Обувь для детского сада” и тому подобное. Так же для родителей мы распечатали карточки упражнений по коррекции опорно-двигательного аппарата, которые они могут взять на некоторое время домой, чтобы позаниматься с детьми дома, используя для этого предложенные комплексы упражнений.

Чтобы родители были всегда в курсе наших занятий, мы используем тетрадь “Образовательнаядеятельность”, в которой знакомим родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

А повторить стихотворение, которое ребенок начал учить в детском саду, можно взяв его распечатку в пластиковом кармане-подставке “Хорошие стихи не лень повторять нам трижды в день”.

Как в любой приемной детского сада у нас есть уголок творчества детей, мы его назвали “Цветные ладошки”, в нем располагаются работы детей по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, а также помещаются персональные выставки продуктивной творческой деятельности детей дома и в детском саду. Тему занятия и программное содержание мы печатаем на компьютере и помещаем рядом с работами. Работы, выполненные на листах бумаги, “подписываем” заранее распечатаннымитабличками с именем ребенка: имена девочек – красным цветом, мальчиков – синим.

Чтобы рисунки и работы по аппликации могли видеть все родители, и они являлись украшением приемной, мы сделали магнитное панно, оклеив лист жести клеящей бумагой и прикрепляя работы детей цветными магнитами. Это оказалось намного проще и эстетичнее, чем вставлять листы в кармашки или закреплять их лесками.

Работы по конструированию и лепке мы помещаем на полках стеллажа. Каждый ребенок уже знает свое место с картинкой и подписанным именем на дощечке для работ.

Табличка с меню у нас также имеет свое название – “Ах, как вкусно!” На листочках, чтобы они были нескучными, мы помещаем картинки поварят или веселых овощей. Меню пишем крупно и разборчиво, указывая нормы отпуска каждого блюда на ребенка нашего возраста.

Предупреждает родителей о предстоящей погоде распечатка Гисметео на неделю “У природы нет плохой погоды”. Родители с удовольствием используют ее информацию, одевая ребенка в детский сад согласно ее температурным данным.

У выхода из группы мы поместили и зеркало, занимающее место на стене соответственно росту детей. Чтобы выработать у детей привычку смотреться в зеркало, мы наклеили на него сказочных персонажей.

Не забываем мы и о своих именинниках, поздравляя их открытками, помещенными в специально оформленной рамочке. Для каждого ребенка – своя открытка, а вот рамочка – одна и дети, когда видят эту красивую рамочку в приемной, уже знают, у кого-то из детей сегодня день рождения.

И, конечно, в нашей приемной есть всегда место для благодарностей родителям, которые служат знаком внимания и уважения. Чтобы они выглядели эстетично, мы приобрели настольные пластиковые подставки: вертикальную и горизонтальную. Оформляем благодарности индивидуально для каждого родителя с указанием конкретного вклада. Главное – своевременная похвала, теплые слова и частое их обновление.

Являются украшением нашей приемной икебаны, соответствующие временам года: осенью – это ваза-арбуз с осенними листочками, зимой - ваза с сосновой веточкой, весной – веточка мимозы, летом - ваза-леечка с цветами, а под ней – ведерко с конфетами и набором для песка (совочком, грабельками и формочками). Такие, казалось бы, мелочи, создают хорошее настроение у окружающих.

Чтобы как-то разнообразить наглядно-информационную работу с родителями, используя для этого современные формы, мы в прошлом году решили создатьпортфолио группы. Цель нашего группового портфолио – накопительная. Мы хотим отразить в нем все интересное, что происходит в нашей группе.Поместили мы портфолио в приемной, родители с детьми очень заинтересовались им и с удовольствием рассматривали его вместе, тогда мы решили продолжить наше начинание. В этом году у нас появилось продолжение портфолио. В планах у нас каждый год создавать что-то новое, обновлять рубрики, соответственно возрасту детей и накапливать материал к концу подготовительной группы, чтобы проследить путь развития детей и их творческих успехов от 3 до 7 лет. И тогда мы накопим материал для создания индивидуальныхпортфолио для каждого ребенка.

Чтобы родители не были пассивными созерцателями и читателями в нашей приемной, мы привлекаем их к совместной деятельности. Часто родители предоставляют свои фотографии для оформления фотостенда, работы совместного творчества для устройства выставки “Умелые руки и дома не знают скуки”.

Думаем перенять и использовать новую форму работы с родителями МДОУ ЦРР детского сада №5 “Светлячок” города Маркса – аудиожурнал. Помогая одевать ребенка, родители одновременно прослушивают аудиозапись – консультацию, рекомендации продолжительностью 2-3 минуты.

Мы надеемся, что в нашей приемной родителям комфортно и удобно. Мы стараемся, чтобы наше оформление было интересно и служило еще одной ниточкой для сближения родителей, воспитателей и детей.

Читайте также: