Как оформить аннотацию к курсовой работе

Обновлено: 09.05.2024

Аннотация – важный раздел курсового проекта, оформляемый в строгом соответствии со стандартами вуза. В статье приведены примеры для научных проектов по экономике, праву, инженерно-технической деятельности.

Аннотация к курсовой – что это такое

Суть этого раздела – сжато изложить содержание научного труда. Для курсовой обычно достаточно нескольких конкретных фраз. Структуру лучше уточнять у преподавателя, принимающего проект. Вузы часто видоизменяют стандартную форму, поэтому важно быть внимательным. Задача автора в том, чтобы выразить основные моменты и актуальность темы.

Оформление раздела

Аннотация к курсовому проекту включает следующую информацию:

  1. Тема исследования.
  2. Сведения об авторе и вузе.
  3. ФИО научного руководителя.
  4. Краткое содержание в тезисах.
  5. Техническое описание (объем основного текста, приложения).

Эти данные должны быть отображены на отдельном листе. Часто требуют указывать ключи – слова и выражения, раскрывающие тему (до 7–10). Если есть необходимость, текст дублируют на иностранном языке.

Какие моменты следует раскрыть

В идеале, ознакомившись с аннотацией, человек должен сразу понять, о чем пойдет речь в основных разделах. Для этого нужно конкретно ответить на ряд вопросов:

  • О чем? Рассмотреть цели проекта, изложить теоретические основы, проанализировать прежние подходы и необходимость в новых исследованиях, оценить результаты и их практическое применение.
  • Как? Описать методы и процесс проведения изысканий, сделать выводы относительно целесообразности новых экспериментальных решений.
  • Структура? Указать количество глав и разделов основного текста и приложений (рисунков, схем, таблиц и пр.).
  • Для кого? Нужно определить целевую аудиторию, заинтересованную в исследуемой теме.

Как начать аннотацию

Объем текста

Для курсовика нужно до 500 печатных символов. Это от одного до трех абзацев. Для изложения информации отведено лишь несколько предложений, поэтому формулировки должны быть сжатыми. При написании диплома или диссертации объем аннотации увеличивается.

Примеры оформления

Нижеприведенные примеры для отдельных предметов можно использовать как образцы. Однако никогда не забывайте сверяться с методичками своего вуза.

Право

В ходе этой работы проведен системный анализ различных государственных режимов. По итогам исследования выявлена невозможность определить стопроцентное соответствие государственного строя конкретному классическому режиму. Это утверждение одинаково справедливо как для демократических, так и тоталитарных держав.

Ключи: государственный режим, демократический и тоталитарный, государственный строй.

Проект состоит из 36 страниц и 5 приложений, использовано 18 литературных источников.

Представленный труд включает краткое введение, основной текст (4 главы), заключение, перечень приложений и список задействованной литературы.

Проект начинается с перечисления источников права (основных и применяемых в отдельных правовых семьях) и их характеристик. На основе этих данных составлена сравнительная классификация. Проведен тщательный анализ каждого отдельно взятого понятия.

Ключи: правовая семья, характеристики, источник права.

Работа выполнена на 29 страницах, использовано 16 приложений и 37 источников.

Экономика

В процессе исследования рассмотрены аналитические методы, используемые для определения вероятности банкротства компании. Прогноз составляется на основе глубокого мониторинга деятельности фирмы с учетом специфики ее экономической отрасли.

Курсовая состоит из 32 страниц, 11 дополнений и 25 источников.

Ключи: компания, банкротство, экономическая область.

Труд посвящен вопросам зарождения предприятий коммерческого назначения. Рассмотрены различные методы анализа: системный, функциональный, социологический, сравнительный и пр. Основное внимание уделено логическому и историческому подходам.

Ключи: методы анализа, коммерческий, логический метод, предприятие.

Работа выполнена на 35 страницах с использованием 10 приложений, 6 таблиц и 18 литературных источников.

Технические дисциплины

В проекте проанализированы основные типы турбин высокого давления. Дополнительно проработана оптимальная схема конструкции с точки зрения автора. Выводы сделаны на основе расчетов виброустойчивости и термической прочности лопаток.

Представлена 41 страница с использованием 13 приложений, 5 графиков и 19 источников.

Главным предметом исследования стал автомобильный электропривод, в конструкцию которого входит электродвигатель, 2-ступенчатый редуктор, а также подвижная муфта с ременной передачей. Расчеты проводились для мотора на 3 кВт с угловой скоростью 4 рад/с.

Проект включает 27 страниц текста, 17 графиков и 2 приложения. Использовано 10 литературных источников.



А.С. Золкин
Новосибирский государственный университет


Студенты младших курсов спрашивают: "Что такое аннотация? И вообще, зачем нужна аннотация?". Со второго семестра студенты-физики начинают работать над "курсовой" по молекулярной физике. Аннотация к студенческой научной работе является обязательной. Необходимо представить файл аннотации.

Содержание:



Что мы читаем в первую очередь, если перед нами незнакомое литературное произведение? - Читаем аннотацию.
Как узнать содержание научной статьи или курсовой работы? - Прочитайте аннотацию.



Что такое аннотация?

  • Что исследуется, изучается? Читатель хочет понять цель работы и результаты (достижения). Прежде всего, он желает познакомиться с объектом исследования (физическое явление, экспериментальная установка или проблема): его параметрами, характеристиками. Читателю необходимо представить, с какой физической системой Вы работаете и каковы её основные элементы.
  • Рассмотрена ли теория? Теоретическая часть (умная часть, если пошутить) призвана пояснить читателю: на чём основываются Ваши представления о физическом явлении и обоснованность действий, направленных на решение проблемы или задачи.
  • Основные результаты. Что твёрдо установлено авторами в процессе исследования? Эта часть совпадает с текстом "Выводы", но она может быть несколько больше. "Выводы" являются частью работы и могут быть полностью понятны, если Вы читали всю работу.
  • Что интересного Вы заметили в процессе исследования? Какой необычный для Вас эффект наблюдали? Пусть полностью Вы его не объяснили, но ведь было что-то такое, о чём промолчать просто нельзя и что, возможно, будет предметом будущего исследования.
  • Методика исследования. Читатель желает знать, каким образом Вы получили свой замечательный результат. Методика часто определяет доверие к полученным данным. Поэтому следует кратко описать метод исследования.
  • Погрешности измерений. Это важно, так как читатель всегда интересуется: "Не находится ли результат в пределах погрешности измерений?"



Пример написания аннотации. С чего начать?

  • Опыт показывает, что говорить об аннотации гораздо проще, чем её написать. Здесь предложена одна из схем написания аннотации. В данном примере последовательность написания аннотации совпадает с основными разделами курсовой работы.
  • Предлагаем 12 шагов (предложений или частей, - как хотите). Пишите аннотацию по предложениям. Следуйте схеме.

Пример 1. Зависимость вольтамперных характеристик тлеющего разряда в аргоне от давления газа между плоскими медными электродами.
Не пишите: Исследование газового разряда. Это тема для большой книги.

Пример 2. Получение водородно-кислородного пламени электролизом воды и исследование его состава спектральным методом. Первые результаты.
Не пишите: Получение и исследование пламени. Это слишком неопределённо.

Пример 3. Исследование методом эллипсометрии толщины и показателя преломления тонких углеводородных плёнок, полученных из ионных пучков газа C2H5OH.
Из названия понятно: что и как исследуется.

Сделайте один пробел.

Пример 1. Представлены теоретические основы электролиза воды, а также элементы теории процесса горения водорода в кислороде. Приведены известные спектры продуктов горения водородно-кислородного пламени.
Не пишите: В работе есть теоретическая часть. Лучше ничего не писать.

Пример 2. Описана физика получения (формирования) ионных пучков с энергией 0,1-1.0 кэВ с плотностью тока: 1-10mA/см^2 из газов, при ионизации электронами.
Не пишите: В работе рассмотрена физика ионных пучков. Это громадная тема.

Пример 3. Кратко описаны физические основы метода эллипсометрии и его возможности при исследовании толщины и показателя преломления тонких плёнок на подложках полупроводников.
Не пишите: Описана теория эллипсометрии для исследования тонких плёнок . Это тема не для курсовой работы.

Пример 4. Эффект Джоуля-Томпсона теоретически объясняется решением уравнения Ван-дер-Ваальса для газов. Приведены условия проведения опыта с углекислым газом.

Пример 1. Создана и подробно описана экспериментальная установка по генерации смеси водорода и кислорода - продуктов электролиза воды. Применены два гидрозатвора для безопасной работы с пламенем. Производительность установки: 7см^3/с при напряжении U=18В и токе в электролите J=7A.
Не пишите: Создана соответствующая установка для проведения опытов.

Пример 2. Создано устройство для перемещения плоских цилиндрических электродов без нарушения вакуума с использованием кольцевого магнита на основе ВаО, установленного с внешней стороны газоразрядной трубки диаметром 36мм. Это существенно сократило время эксперимента.
Не пишите: Создана установка с устройством перемещения электродов.

Пример 3. Описан принцип работы эллипсометра типа ЛЭФ-3М (ИФП СО РАН), приведена схема его работы. Дана краткая характеристика и назначение основных элементов прибора.
Не пишите: В работе мы описали эллипсометр, который использовали в своей работе.

Пример 4. Основная часть экспериментальной установки - это камера, в которую через пористую перегородку подавался углекислый газ. Стенки камеры изготовлены из материала с малой теплопроводностью (в данном случае - винипластовая трубка). Температура газа контролировалась термопарами. Зарегистрировали изменение температуры газа: =2,1+0,1К.

Пример 1. Получен спектр водородно-кислородного пламени с помощью монохроматора УМ-2 в диапазоне длин волн 4000-7500 ангстрем. Спектры записывали с помощью самописца.
Не пишите: Получен спектр водородно-кислородного пламени. Нет ясности. Скудная информация.

Пример 2. Углеводородные плёнки получены при взаимодействии ионизированного потока (C2H5OH) с поверхностью монокристалла кремния. Использовали источник ионов с азимутальным дрейфом электронов с плотностью тока 80 мкА/см 2 . Температура подложки изменялась во время напыления в пределах от 380 до 410 0 C.
Не пишите: Плёнки получены с использованием источника ионов при различной температуре подложки.

Пример 3. Измерен показатель поглощения излучения "а" в зависимости от длины волны L для оргстекла ( а=0.127╠0.006 мм -1 при L=2.835*10 -6 м ), стекла ( а=0,24╠0,02 мм -1 при L=2,873*10 -6 м ), воды ( а=0,158╠0,005 мм -1 при L=2,021*10 -6 м ). С использованием инфракрасного фильтра определялся "а" для минералов: гипс, аметист, топаз, альбит и кварц.
Не пишите: Измерен показатель поглощения излучения в зависимости от длины волны для оргстекла и других материалов.

Пример 4. Измерено критическое значение числа Рейнольдса (Re = rVсрD/m (справедливо для ламинарного течения), m - коэффициент динамической вязкости, D - диаметр трубы) равное примерно 2000. Получена зависимость коэффициента сопротивления в турбулентном течении от числа Re. Выявлено расхождение с известной теоретической зависимостью. Определен коэффициент перемежаемости (отношение времени существования в данной точке турбулентного режима ко всему времени измерения). Для Re=2000 он составляет 0.2, а для Re=3500 он равен 1.0.

Пример 1. Замечено, что при определённых условиях электрического разряда в аргоне в проводнике (зонде), расположенном рядом с газоразрядной трубкой скачком появлялся электрический сигнал (измерялся с помощью осциллографа). Дано возможное его объяснение.
Не пишите: Я заметил появление сильного сигнала в проводнике, расположенном рядом с трубкой, причина которого непонятна. Попытка объяснения очень желательна. Вас не осудят за ошибочное толкование явления.

Пример 2. Замечено, что факел пламени свечи отклонялся в поле плоского конденсатора гораздо сильнее в сравнении с водородно-кислородным пламенем при одинаковой разности потенциалов на пластинах.
Не пишите: Замечен интересный эффект, связанный с отклонением факела в электрическом поле. Слишком неопределённо.

Пример 3. Наблюдали нестабильность горения пламени, которая измерялась как изменение интенсивности (амплитуды) фиксированного спектрального пика вращательно-колебательной линии. Нестабильность составляет примерно +10% от максимума пика и имеет характер случайных флуктуаций во времени.
Не пишите: Обнаружена нестабильность горения пламени. Кроме вопросов эта фраза ничего не содержит.

Пример 4. Замечено, что, начиная с некоторой высоты падения капель (для раствора соли - 30мм), высота кумулятивной струи остается постоянной, а её толщина (не менявшаяся до этого значения) начинает увеличиваться.

Пример 1. Частицы меди исследовали (их размер и поверхность) на сканирующем электронном микроскопе в институте катализа СО РАН. Разрешающая способность прибора - примерно 100 ангстрем.
Не пишите: Проведено электронно-микроскопическое исследование частиц меди.

Пример 2. Твердые углеводородные плёнки анализировали на эллипсометре типа ЛЭФ-3М в институте физики полупроводников (ИФП СО РАН). Данные получены в предположении, что плёнка является однородной гладкой структурой на гладкой подложке.
Не пишите: Углеводородные плёнки анализировали на эллипсометре.

Пример 3. Суть метода. Расход газа через трубу, при прочих равных условиях, является функцией вязкости; при стационарном течении газа, установившийся градиент давлений на концах трубки уравновешивается силами трения на стенках. Температура стенок капилляра изменялась с помощью нагревателя в виде спирали из нихромовой проволоки.
Не пишите: Для исследования использовали знакомый капиллярный метод. Температура капилляра изменялась во время опыта.

Пример 4. Удлинение медной проволоки измерялось по изменению емкости "конденсатора" между дном платформы и плоской зафиксированной подложкой. Сначала проволока грелась без груза: измерялось её собственное температурное удлинение, а затем с грузом на платформе. По изменению удлинения определялся модуль Юнга. Проволока подвешивалась за один конец на штативе. К свободному концу подвешивалась легкая платформа с плоским дном из фольги. Проволока нагревалась током и по сопротивлению определялась её температура.

Пример 1. При 50-100 кВ/см появляются нерегулярные импульсы ионизационного тока, которые не обязательно приводят к пробою. Причина таких импульсов - пузырьки кислорода или воздуха, находящиеся в жидкости или на поверхности электродов. Спустя некоторое время импульсы прекращались, что свидетельствует о "самоочистке" жидкости. В работе описана модель пробоя в керосине, основанная на первоначальном пробое в пузырьках газа.
Не пишите: В работе обсуждается механизм электрического пробоя в жидкости.

Пример 2. Расхождение полученных данных с известными результатами для гелия связано, предположительно, с примесями атмосферных газов в разрядной камере. Газ в результате диффузии попадает в разрядный промежуток.
Не пишите: В работе обсуждается причина расхождения полученных данных для электрического разряда в гелии с известными результатами.

Пример 3. При обработке данных было замечено, что давление в камере после некоторого падения вновь начинает расти. Мы объяснили этот эффект нагревом металлических и стеклянных частей лампы, которые остывают гораздо медленнее, чем вольфрамовая нить и десорбция с их поверхности в конце концов "перевешивает" адсорбцию на вольфрамовой нити.

Пример 4. С помощью формулы, полученной из баланса энергии, подбиралось такое значение степени черноты тела, чтобы экспериментальные данные совпадали с теоретической кривой поведения температуры. Определенная таким образом степень черноты латуни составила E=0,3647 (Табл.=0,0044).

Пример 1. На основе анализа полученных спектров установлено, что в пламени присутствуют молекулы NO2; H2O, атомарный кислород, что совпадает с известными литературными данными.

Пример 2. Полученные нами зависимости Пашена для аргона совпадают с известными литературными данными [Ховатсон, Райзер]. Для гелия данные расходятся.

Пример 3. Коэффициент преломления и толщина плёнки составили в среднем n=1.92╠0.11 и d=304╠20 ангстрем, соответственно. При температуре 200 0 C получены дисперсные плёнки. Плёнки, синтезированные при более высокой температуре, имеют более гладкую поверхность.

Пример 4. Коэффициент вязкости жидкости, с учетом рассчитанной погрешности составил 1,86╠0,39 Па*сек. (Общая погрешность эксперимента 21%).

Пример 1. Абсолютная погрешность измерения давления составляла не более 15%; расстояния между электродами - не более 10%, что давало погрешность измерения P*d не более 25%.

Пример 2. При проведении эксперимента основными источниками погрешностей были: неточность измерения манометром разности давлений на концах капилляра - 17% (ошибка связана с искривленностью поверхности жидкости в трубке), погрешность в определении расхода воздуха - 13%.

Пример 3. Относительная погрешность измеренной разности температур в процессе Джоуля-Томпсона для углекислого газа составила ~ 5%. Она связана с неточностью (трудностью) измерения температуры термопарами.

Пример 4. При давлении 4,4*10-5 мм.рт.ст. и в диапазоне температур от 300 до 1000 oС погрешность определения степени черноты латуни составила ~1,1% и обусловлена главным образом погрешностью термопары и теплоотводом через газ. Погрешность, обусловленная излучением стенок камеры, мала и ей пренебрегается.

Пример 1. Работа направлена на дальнейшее исследование характеристик пламени и относится к молекулярной физике, химической физике, электрохимии и оптике.

Пример 2. Работа относится к физической химии: изучению десорбции газов методом десорбционной масс-спектрометрии.

Пример 3. Работа относится к физике электрического пробоя в жидкости. Необходимость высоких напряжений на малых расстояниях часто возникает при промышленном использовании жидких диэлектриков для ускорителей заряженных частиц и в различных энергетических установках.

Примеры аннотаций

  1. Представлены теоретические основы электролиза воды, а также элементы теории процесса горения водорода в кислороде. Приведены известные спектры продуктов горения водородно-кислородного пламени.
  2. Создана и подробно описана экспериментальная установка по генерации смеси водорода и кислорода - продуктов электролиза воды. Применены два гидрозатвора для безопасной работы с пламенем. Производительность установки: 7см^3/с при напряжении U=18В и токе в электролите J=7A.
  3. Получен спектр водородно-кислородного пламени с помощью монохроматора УМ-2 в диапазоне длин волн 4000-7500 ангстрем. Спектр записывали с помощью самописца.
  4. Наблюдали нестабильность горения пламени, которая измерялась при фиксированном спектральном пике интенсивности вращательно-колебательной линии. Нестабильность составляет примерно +10% от максимума пика и имеет характер случайных флуктуаций по времени.
  5. На основе анализа полученных спектров установлено, что в пламени присутствуют молекулы NO2; H2O, атомарный кислород, что совпадает с известными литературными данными.
  6. Работа направлена на дальнейшее исследование характеристик пламени и относится к молекулярной физике, химфизике, электрохимии и оптике.

Аннотация Исследована зависимость напряжения пробоя от давления (0.07 - 0.3 мм.рт.ст.), и расстояния (15 -166мм) между плоскими латунными электродами диаметром 34мм для аргона и гелия в стеклянной трубке при постоянном течение газа в область разряда. Напряжение пробоя фиксировалось по резкому росту тока через амперметр. Показано, что min напряжения пробоя соответствует область от 320В до 340В при произведении P*d от 1 мм*мм.рт.ст. до 5 мм*мм.рт.ст. Абсолютная погрешность измерения давления составляла не более 15% ; расстояния между электродами - не более 10%, что давало погрешность измерения P*d не более 25%. Полученные зависимости Пашена для аргона совпадают с известными литературными данными [Ховатсон, Райзер]. Для гелия данные расходятся. Предположительно это связанно с примесями атмосферных газов в разрядной камере, обусловленными диффузией газа в камеру. Работа относится к физике газового разряда; ионных пучков и плазменным технологиям.

Аннотация Рассмотрена теоретические основы метода эллипсометрии для исследования свойств тонких плёнок. Твердые углеводородные плёнки анализированы на эллипсометре типа ЛЭФ-3М (ИФП СО РАН). Данные получены в предположении, что плёнка является однородной гладкой структурой на гладкой подложке. Плёнки получены при взаимодействии ионов с поверхностью кремния. Использовался источник ионов с азимутальным дрейфом электронов (УАД) с максимальной плотностью тока 80 мкА/см 2 . Температура подложки изменялась во время напыления в пределах от 380 до 410 0 C. Коэффициент преломления и толщина плёнки составили в среднем n=1.92╠0.11 и d=304╠20 ангстрем, соответственно. При температуре 200 0 C получены дисперсные плёнки. Плёнки, синтезированные при более высокой температуре, имеют более гладкую поверхность. Работа относится к физике роста тонких пленок и исследованию их структуры, а также физике ионных пучков.


После написания курсовой работы студенту необходимо написать еще один важный элемент. Это аннотация – максимально краткое описание содержания исследования. Здесь важно четко, без лишней информации передать суть курсовой.

Аннотация оформляется на отдельном листе. Ее объем находится в пределах 500-1500 печатных символов.

Для чего нужна аннотация к курсовой работе?

Аннотация позволяет оценить проделанную студентом работу и оценить ее содержание. В ней представлено сжатое описание выполненного исследования в виде тезисов. Этот элемент демонстрирует способность студента систематизировать и анализировать большие объемы информации. Аннотация имеет важное значение и при поиске информации: например, если кто-либо захочет ознакомиться с работой, ему достаточно прочесть сжатое описание, чтобы понять, действительно ли это то, что ему нужно.

Аннотация должна вызывать интерес, привлекать внимание.

Что нужно писать в аннотации?

В аннотации нужно ответить на ряд вопросов. Они раскрывают следующие данные:

  1. Чему посвящена курсовая работа.
  2. Какие методы научного познания использовались для достижения цели, поставленной перед научным исследованием.
  3. Какова структура работы. Здесь нужно рассказать о количестве глав и параграфов в работе.
  4. В чем заключается ценность исследования. Чтобы аргументировать ее, можно описать либо научную новизну, либо практическую применимость.

Иногда к аннотации добавляют тезисное изложение содержания курсовой работы. В данном случае рекомендуется ограничиться основными выводами. Изложение также должно быть максимально кратким.

После описания основных моментов перечисляют ключевые слова, которые чаще всего используются в тексте курсовой и задают тематику. Это могут быть как одиночные слова, так и словосочетания. Для курсового проекта достаточно выбрать 2-3 ключевых слова.

Аннотацию размещают после титульного листа. В содержании эта часть не упоминается.

Основные требования к оформлению аннотации

При оформлении аннотации необходимо использовать:

  1. Простые грамматические конструкции, без громоздких оборотов. Необходимо придерживаться научного стиля.
  2. Общие условные сокращения и обозначения.
  3. Стандартные термины. Важно избегать малораспространенных названий.

Оформлять текст нужно так же, как и всю курсовую работу. Для набора используется шрифт Times New Roman (12 или 14 размер). Межстрочный интервал – полуторный, выравнивание текста – по ширине.

Подробнее, как правильно это сделать, читайте в нашей статье.

К тексту аннотации предъявляются следующие требования:

  • лаконичность изложения;
  • оформление каждого отдельного положения с нового абзаца;
  • использование однозначных слов и кратких прилагательных, обозначающих постоянные свойства.

В тексте аннотации нужно указать:

  1. Тему работы.
  2. ФИО автора, название группы и факультета обучения.
  3. ФИО преподавателя, который руководил процессом написания курсовой.
  4. Основные мысли (тезисы) научного исследования.
  5. Общее количество страниц, источников и таблиц, которые имеются в курсовой работе.


Аннотацию нужно писать так, чтобы описанную в ней информацию смог понять любой человек, даже тот, кто далек от выбранной темы исследования.

Полезные фразы

При написании аннотации используют такие шаблонные фразы:

Состав аннотации напрямую зависит от того, какая тема для научного исследования была выбрана.

Советы, которые помогут повысить интерес к аннотации

Чтобы привлечь внимание к аннотации, написанной для курсовой работы, стоит следовать таким рекомендациям:

  1. Используйте прием сегментирования, т.е. указывайте, для кого будет особенно интересна и полезна курсовая работа (например, для управляющих лиц, принимающих ответственные решения).
  2. Используйте призыв к действию, побуждайте к изучению курсовой. Укажите, что изучение информации, представленной в работе, помогут наладить бизнес-процессы, решить определенную общественную проблему и т.д.
  3. Не используйте слова, которые могут указывать на сомнительность фактов или результатов научного исследования.

Писать аннотацию нужно обязательно понятным языком, без сложных, редко используемых терминов.

Заключение

Несмотря на небольшой объем, аннотация может потребовать много времени для написания. Чтобы быть уверенным в качестве этого элемента, можно обратиться за помощью в специализированную компанию. В штате – научные сотрудники, преподаватели ВУЗов, аспиранты. Аннотация по выбранной теме будет подготовлена качественно и в срок.

Аннотация: пример написания

Аспирант, студент, даже школьник, всерьез занимающийся научными изысканиями, сталкивается с необходимостью опубликовать свою научную статью, и наличие аннотации к научной статье – непременное условие любого серьезного издания. Аннотации необходимы для будущего читателя, желающего узнать, стоит ли читать саму статью и есть ли в ней информация, которая ему интересна. В ней нуждаются и поисковые машины, составляющие выборку статей по полученному запросу. В большинстве случаев аннотацию необходимо составлять на двух языках – русском и английском.

annotaciya-primery

Что такое аннотация к научной статье

Аннотация – краткий пересказ основного текста. Основная цель ее – заинтересовать будущего читателя настолько, чтобы ему захотелось прочитать саму книгу или статью. Аннотация к научной статье мало чем отличается от остальных видов аннотаций, хотя и имеет некоторые особенности. Основу ее составляет краткое описание ключевых аспектов научной статьи. Главная цель аннотации к научной статье – заинтересовать возможного читателя новшеством исследования, заинтриговать его.

kak-pisat-annotaciyu-k-state-primer

Характерные черты правильно написанной аннотации:

Виды аннотаций с примерами

Существуют разные виды аннотаций, но применительно к научным статьям актуальными являются следующие:

  • Справочная (описательная, информационная). Ее суть – характеристика тематики статьи, сведения о проблеме и вариантах ее решения, предложенных автором. В ней отсутствует какая-либо оценка исследования.
  • Рекомендательная. Может быть общей, характеризующей ценность исследования в целом, рассчитанной на широкий круг читателей, в том числе и неспециалистов. Может быть специализированной, характеризующей определенный аспект статьи, рассчитанной на узкий круг специалистов в данной области науки. Основная суть рекомендательной аннотации – оценка описанных в статье исследований с точки зрения пригодности предложенных автором выводов для определенной категории потребителей.

Выглядят подобные аннотации примерно так:

Тема: Новая коронавирусная инфекция (COBID-19) – угроза человечеству.

Новый коронавирус, вспыхнувший в Китае и в корне изменивший жизнь миллионов людей на всей планете, спровоцировал чрезвычайную ситуацию международного значения и вызвал множество вопросов. Автор статьи предпринял попытку собрать воедино и проанализировать имеющиеся данные (в том числе и статистические) по новому вирусу, включая рекомендации, составленные ВОЗ и Министерством здравоохранения Российской Федерации. В статье рассматриваются пути распространения вируса, способы лечения и профилактика заражения, возможные последствия для людей и человечества в целом. Статья рассчитана на широкий круг читателей.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, угроза, карантин.

В обзоре анализируется современная информация о коронавирусе, вспыхнувшем в Китае и почти мгновенно в корне изменившем жизнь миллионов людей на всей планете. Он не только спровоцировал чрезвычайную ситуацию международного значения, но и вызвал множество вопросов к медикам, экономистам и властям. Автор статьи собрал имеющиеся факты о новом вирусе, развенчал множество мифов о нем, поставил под сомнение народные средства лечения и некоторые профилактические меры, введенные в разных странах мира. Статья будет интересна всем, кто обеспокоен жизнью и здоровьем себя и своих близких.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, угроза, карантин.

Как написать аннотацию к научной статье

При написании аннотации к научной статье рекомендуют придерживаться следующего плана:

  1. Краткая характеристика темы статьи. Если название статьи и есть формулировка темы, указывать на тему необязательно.
  2. Описание актуальности проблемы.
  3. Цели, задачи исследования, его научная новизна.
  4. Методы исследования. Упоминаются в том случае, если они позволили получить абсолютно неожиданный, новый результат.
  5. Предложенные автором пути решения проблемы.
  6. Полученные результаты и выводы.
  7. Список ключевых слов.

На деле же прописать подробно все пункты не получится, не позволит рекомендуемый объем. Необходимо выбрать наиболее значимые моменты и скомбинировать их в содержательный текст.

Обычно предлагаются некоторые фразы-клише, которые могут помочь составить аннотацию. Например:

  • Автор затрагивает тему (рассматривает проблему, обосновывает идею, прослеживает становление, исследует характерные признаки).
  • В статье дается сравнение (анализируется, комплексно исследуется, выделяется и описывается, прослеживается, обосновывается).
  • Основное внимание автор уделяет (акцентирует, посвящает).
  • Автор предлагает (прослеживает становление, оценивает).

Список ключевых слов тоже давно стал необходимой частью аннотации. Нужно проанализировать содержание основного текста статьи и выбрать слова и сочетания слов, которые наиболее точно ее характеризуют. В список обязательно должны входить основные понятия и термины из заголовка статьи, ее аннотации, а также первого и последнего абзаца статьи.

annotaciya-obrazec

Аннотация на английском языке

annotaciya-k-metodicheskoj-razrabotke-primer

Если уровень владения письменным английским языком далек от совершенства, лучше даже не пробуйте самостоятельно писать аннотацию на английском языке, а обратитесь к профессионалам – сэкономите кучу времени и нервов.

Аннотация к исследовательской работе

С этим видом аннотации сталкивается каждый школьник, поскольку в современной школе научно-исследовательские проекты предусмотрены учебной программой почти по каждой дисциплине. Если же проект участвует в каком-либо конкурсе, наличие аннотации на него является обязательным условием участия.

В аннотацию к исследовательской работе включают все наиболее важные сведения об исследовании:

  • цель работы;
  • уровень разработанности проблемы, которой посвящено исследование;
  • использованные методы исследования;
  • полученные результаты;
  • выводы и предложения.

obrazec-annotacii-k-state

Аннотация печатается на отдельном листе формата А4. Перед основным текстом обязательно прописывается полное название работы и информация об авторе исследования, его руководителе, учебном заведении и возрастной группе участника. Объем основного текста – не более 20 строк, при 60 знаках (включая пробелы) в строке.

Аннотация к курсовой работе

Структура аннотации к курсовой работе в разных вузах может иметь некоторые отличия, лучше заранее просмотреть методические материалы и требования, которые предъявляются к структуре и ее оформлению учебным заведением. Стандартная структура включает в себя следующие моменты:

  • тема работы;
  • ФИО автора, факультет, курс, группа;
  • ФИО руководителя проекта;
  • суть курсовой работы, выложенная в нескольких тезисах;
  • статистическая информация о курсовой работе (количество разделов, глав, страниц, литературных источников, таблиц и иллюстраций).

Объем аннотации к курсовой работе варьируется от 500 до 1300 знаков без учета пробелов.

Прописывая тезисы основной части аннотации, необходимо перечислить проблемы, рассмотренные в работе, и описать способы, с помощью которых они решались в исследовании.

annotaciya-k-tekstu-primer

Читайте также: