Как обрабатываются и оформляются результаты исследовательской работы

Обновлено: 28.04.2024

В процессе обучения студентам приходится писать много учебных работ: рефераты, статьи, доклады, курсовые и дипломные. Чтобы успешно выполнять собственные исследования, им предстоит научиться анализировать статьи и научные труды других авторов.

Что такое анализ и зачем он нужен

Анализ научной работы — это объективная оценка проведенного исследования по определенным критериям. Она включает изложение своих мыслей относительно научного труда, написанного другими авторами.

Анализ научной статьи или другой работы необходим, чтобы оценить ее теоретическую и практическую значимость. Умение правильно анализировать пригодится начинающему ученому при написании собственной научно-исследовательской работы (НИР), поскольку для создания новых экспериментов в рамках НИР обязательно используется анализ ранее проведенных исследований. Анализ публикации может представлять как отдельную работу, так и составляющую часть реферата. Кроме того, он является эффективным видом учебной деятельности. Этот навык поможет студенту:

  • Разобраться, как выбирать в огромном массиве информации те исследования, которые имеют реальную ценность.
  • Научиться проверять источники, данные, факты которые приводит автор.
  • Познакомиться с требованиями редакций научных изданий.
  • Составить основу для своих будущих работ.

Изучение образцов чужих исследований способствует развитию критичности мышления, а также выработке собственного стиля изложения мысли, который пригодится студенту в будущем для успешного написания первого научного труда.

Методы анализа в научной работе

Для грамотной оценки НИР используются несколько методов анализа:

  • Критический. Исследовательская работа оценивается на основании ряда критериев.
  • Стилистический. Проверяется текст документа на соответствие установленным требованиям: читаемость, уместность специальной терминологии, проверка цитат и их соответствие теме, структура и связанность отдельных элементов, весомость и качество приведенных доказательств.
  • Факторный. Метод отвечает за оценку репрезентативности фактов, устанавливает, насколько они точны и объективны.

Как оформить анализ НИР

Недостаточно прочитать статью и просто описать прочитанный материал, дав оценку его содержанию. Анализ научной работы — это документ, который имеет свою структуру с последовательно отраженными результатами, обоснованными выводами, таблицами и схемами. Общая структура такого документа:

  • Название исследовательского труда, данные об авторе, дата и место публикации.
  • Оценка материала: актуальность темы, тезисы, содержание, структура и информативность текста, жанр, грамотность и профессионализм, аргументированность выводов.
  • Новизна и значимость описанных исследований.
  • Общий вывод по результатам анализа.
  • Рекомендации.

Фактически эксперт описывает каждый свой шаг, чтобы показать все достоинства и недостатки проекта. Текст анализа научно-исследовательской работы должен быть последовательным, логичным, обоснованным. Рекомендуется разделить материал на блоки, указав заголовок для каждого из них. После написания, документ необходимо проверить на наличие грамматических, орфографических ошибок, правильность стилистического оформления и при необходимости отредактировать. Требования к структуре документа, правила его оформления обычно описываются в методических указаниях ВУЗа.

Как сделать анализ научной работы правильно?

Как сделать анализ, критерии для проверки

Анализ научного труда стоит начинать с его внимательного прочтения и разбора значений непонятных терминов. Только после полного понимания изложенной темы, следует приступать к оценке материала. Методы анализа научной работы могут различаться в зависимости от области знаний. Например, аналитический обзор в социально-психологической тематике будет значительно отличаться от описания результатов экспериментов в радиоэлектронике. Но есть общие аспекты, которые учитываются при анализе любой исследовательской работы. Общий план анализа НИР включает критерии:

Характеристики научного издания

В научном мире большое внимание обращают на авторитетность издания. Она определяется по характеристикам:

  • Рейтинг. Некоторые издания пользуются непререкаемым авторитетом в мировом сообществе. Они чаще других публикуют статьи известных авторов. Например, профессиональные журналы, входящие в РИНЦ, ВАК.
  • Индекс цитирования. Частые ссылки на издание указывают на актуальность публикуемого материала.
  • Порядок отбора публикаций. Строгое рецензирование позволяет отсеивать некачественный материал.
  • Тематическая направленность. Чем уже тематика журнала или интернет-издания, тем выше шанс найти там полезную статью.

Данные характеристики применимы к любому изданию, будь то печатный журнал, или Интернет-ресурс.

Проверка информации об авторе

На данном этапе проверяется, кем написана статья, где работает автор: производство, НИИ, университет. Больше доверия вызывает ученый с именем, известным в данной сфере. Дополнительную ценность приобретают работы, написанные в рамках грантов, или крупных современных проектов, поскольку они проходят строгий конкурсный отбор, а их тематика обладает высокой актуальностью.

Оценка актуальности и научной новизны

Оценить насколько тема НИР актуальна в обществе или научной сфере можно по нескольким критериям:

  • Давность издания.
  • Наличие свежих публикаций других авторов по аналогичной теме.
  • Присутствие тематических докладов на конференциях и семинарах.

Научная новизна определяется по содержанию в работе оригинальных данных, уникальной точки зрения на востребованные проблемы, новаторские решения, которые можно расценивать как вклад в науку.

Стилистическое соответствие (стиль и жанр)

Одна из задач стилистического анализа — оценить, насколько автору удалось выдержать все жанровые и стилистические требования, предъявляемые к научным трудам. На что обращают внимание в первую очередь:

  • Соответствие текста академическому стилю.
  • Уместность использования специальной терминологии.
  • Соответствие доказательной базы стандартам стиля, согласно которого каждому тезису соответствует аргумент.
  • Грамотное и уместное употребление речевых оборотов, клише.
  • Смысловая точность, уместность цитат.
  • Соблюдение структуры текста, его целостность.

На практике часто бывает, что отдельные части текста выпадают из общей стилистики. В научных работах не допускается разговорный или публицистический стиль.

Последовательность изложения

Все научные работы, начиная от статьи и заканчивая диссертацией, обладают обязательной структурой:

  • Цель исследования.
  • Определение плана.
  • Описание теории и обоснование гипотезы
  • Практические доказательства.
  • Подведение итогов, выводы.

Наличие определенных элементов регулируется ГОСТами, требованиями учебных заведений, комиссий, издательств. Если структура материала не соответствует общепринятым нормам или ее нет вовсе, следует указать об этом в анализе.

Качество используемой литературы (библиографические источники)

В начале статьи автор размещает детальный обзор литературы, на которую он опирается в своих исследованиях. Анализ библиографических источников, используемых в научной работе, позволяет понять, как много точек зрения рассматривал автор, насколько глубоко он изучил тему. На данном этапе изучается количество, качество использованных источников, их соответствие теме, авторитетность в исследуемой отрасли.

Методы исследования

Научные методы, которые использует ученый в НИР, составляют ее методологическую базу. Она включает практические и теоретические методы, помогающие грамотно строить теоретическую основу и делать аргументированные выводы.

В процессе анализа обращают внимание: перечислил ли автор все методические приемы, насколько они помогают раскрыть тему исследования.

Проверка фактических данных

Исследование приобретает научную значимость, если автор опирался не только на труды других ученых, но и получал некоторые факты самостоятельно. Поэтому в научных исследованиях обязательно присутствуют данные выполненных экспериментов, социологических опросов, экспертных мнений, отчетов об испытаниях, наукометрических изысканий. Их количество и качество определяет информативность всего материал. Фактические данные должны быть:

  • Объективными и достоверными.
  • Изложенными корректно, в рамках предметной наунчной терминологии.
  • Понятными, удобными для восприятия.

При анализе данных всегда обращают внимание не только на их содержание, но и на форму подачи. Структурированные таблицы и диаграммы всегда лучше воспринимаются читателем, что повышает рейтинг работы.

Практическая и теоретическая ценность исследований

Ценность любой научной работы заключается в ее пользе для читателей и общества: новизна проекта, применение полученных результатов. НИР состоит из теоретической части и практических исследований. Их результаты — конкретные количественные и качественные показатели, которые могут быть оформлены в виде таблиц и диаграмм. Поэтому рассматривать значимость работы нужно по двум аспектам:

  1. Теоретический: получены ли в процессе изысканий новые знания.
  2. Практический: в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования, что они изменят, была ли проведена апробация.

Практическая значимость результатов исследования будет различаться в зависимости от вида научной работы. Например, у докторской диссертации она будет значительно выше, чем у курсовой работы.

Чтобы сделать качественный анализ и оценить, насколько важен представленный материал для ученого мира, общества, специалист должен свободно ориентироваться в изучаемом направлении, опираться на разработанные критерии.

Обоснованность выводов

В научном тексте автор делает выводы в конце каждого смыслового блока, а также по мере получения окончательных результатов исследования. Важно, чтобы все они были обоснованными. Чтобы оценить данный критерий нужно ответить на вопросы:

  • Насколько автор беспристрастен.
  • Аргументированы ли его выводы.
  • Учитывается ли научная новизна.
  • Соответствуют ли заключения автора фактами и обстоятельствам, изложенным в работе.
  • Остались ли нераскрытые моменты в статье.

Анализ текста по перечисленным критериям поможет дать его всестороннюю оценку, которая подчеркнет уровень профессиональной компетентности исследователя.

Полезные советы по анализу научных публикаций

Студентам и начинающим исследователям будет полезно воспользоваться опытом ученых, у которых сложились собственные методики анализа научных работ. Несколько советов:

  • В первую очередь изучить краткое описание исходных данных, определить соответствие заголовка выбранной теме и содержанию статьи.
  • Несколько раз прочитать текст, постараться вникнуть в суть материала, не опираясь на свое субъективное мнение. Особенное внимание уделить структуре, логике, полноте раскрытия темы, информативности.
  • Выписать незнакомые термины и разобраться в их значении.
  • Рекомендуется анализировать материал в текстовом редакторе, который позволит копировать, выделять необходимые участки, делать пометки на полях, сноски.
  • Выделять цветом важные моменты: цели, задачи, теоретические обоснования, главные аргументы и тезисы автора. Они будут полезны в дальнейшем при оценке убедительности и доказательности.
  • Проверять достоверность статистических данных, которые приводит автор в своей работе, особенно если нет ссылок на источники.
  • Даже если текст написан авторитетным автором, не нужно воспринимать его как неоспоримую истину. Лучше подумать какие дополнительные исследования можно провести, чтобы улучшить данную работу.

Анализ многочисленных научных материалов позволит выработать собственный стиль, научиться излагать свои мысли. Такие навыки пригодятся студенту или начинающему исследователю в будущей научной деятельности.

Очень часто юные исследователи, особенно юноши, не придают должного внимания оформлению работы, между тем этот этап является не менее, а иногда и более важным, чем сбор и обработка данных. Ведь любая научная работа имеет смысл только тогда, когда с ней познакомятся и должным образом оценят другие люди. Без представления работы она имеет значение только для самого исследователя и превращается просто в хобби. В отечественной науке до недавнего времени этому вопросу уделялось недостаточное значение, однако теперь положение начинает исправляться. Ведь при огромном потоке научной информации у ученых часто просто нет времени, чтобы подробно ознакомиться с определенной научной работой.

Поэтому любая работа должна сразу привлечь к себе внимание, в ней должны быть ярко выделены главные моменты: актуальность, новизна, практическое значение, результаты внедрения в практику. Работа должна быть наглядной и броско иллюстрированной. При выступлении на научной конференции уже после первых слов докладчика слушателям должно быть ясно, о чем идет речь, и что следует ожидать от представляемой работы.

Однако следует предостеречь и от другой крайности: если за красиво разрисованными плакатами и иллюстрациями нет ничего интересного, научный доклад или отчет оказывается похожим на новогоднюю елку, украшенную пустыми безделушками.

Начинать надо с названия работы. Нередко бывает так, что первичное наименование темы исследования меняется, и неоднократно, в ходе самого исследования. Окончательное название должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным. Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть вашу работу, например, так: “Исследование проблемы загрязнения городских водоемов”. Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: “на примере пруда № 1 Петропавловского каскада г. Ярославля” и т.п.

При оформлении работы ее лучше всего набрать на компьютере и распечатать на хорошем принтере. Кроме того, что это в несколько раз сэкономит время, в ходе такой работы ее автор развивает навыки работы с такими совершенно необходимыми любому исследователю программами, как “MS Word” и “MS Excel”, которые позволяют применять любые иллюстрации, автоматически строить графики и т.д.

Если компьютера нет, его можно заменить пишущей машинкой. В крайнем случае допускается просто рукописная работа, однако почерк должен быть четким, ясным, легко читаемым.

На титульном листе работы должно быть указано название работы, автор, научный руководитель, учреждение, в котором она выполнена (лаборатория, кружок, школа). Другие специальные требования к титульному листу работы обычно оговариваются тем учреждением, куда она представляется. Не следует украшать титульный лист разнообразными рисунками, вырезанными картинками, открытками, витиевато выполненными надписями и проч. Это выглядит очень уж по-детски и не свидетельствует о хорошем вкусе автора.

Текст должен быть чистым, без помарок. Если слово или фраза были написаны неправильно, следует переписать весь лист, в крайнем случае зачеркнуть их, но не в коем случае не заключать в скобки — это неграмотно! Требования к грамотности в научном и литературном труде одинаковы.

Язык работы должен быть научным. Что это значит? Нельзя применять разнообразные литературные вольности, призванные воздействовать на чувства читателя. То, что вы хотите сообщить, должно одинаково и однозначно восприниматься любым читателем. Требование научной точности не так просто выполнить, как кажется. Известна шутка по этому поводу. Нельзя писать “слоны под Москвой не водятся”. Надо: “слоны под Москвой не встречены”.

Любая естественнонаучная работа пишется примерно по одному плану. Он обычно включает в себя: 1. Введение. 2. Обзор литературы. 3. Материал и методика. 4. Результаты и обсуждение. 5. Заключение и выводы. 6. Список использованной литературы. Такой план может незначительно меняться, но в целом остается неизменным для научных трудов во всем мире. Разберем их по отдельности.

Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать “Цель нашей работы — изучить поведение чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности. Во первых, каким видом чаек собрался заниматься автор? Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще — нельзя.

Еще одна типичная ошибка, характерная для школьников при написании вступления, состоит в следующем. Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя. Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.

Обзор литературы. Довольно часто, если литературы немного, обзор литературы объединяют с главой “Введение”, это дело вкуса автора. Литературный обзор дается для того, чтобы ввести читателя в курс дела, показать, что сделано по данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования, показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем, и вы не собираетесь “изобретать велосипед”.

При написании литературного обзора необходимо помнить о следующем. Нельзя механически переписывать фразы из разных книг и статей. Такое переписывание называется плагиатом (литературным или научным воровством) и может даже наказываться в соответствии с законами об авторских правах. Поэтому интересующие автора литературные сведения должны быть изложены его словами. Занятие это довольно трудное. Автор должен сравнить, сопоставить разные точки зрения на предмет своего исследования, предложить свои толкования этих воззрений, отметить их слабые и сильные стороны, изложить свой взгляд на проблему. Если необходимо сделать дословную цитату какого-то автора, необходимо цитируемый текст взять в кавычки и указать его источник (книгу, журнал и т.д. с указанием издательства, года, тома, номера журнала, страницы) чтобы любой читатель мог проверить его подлинность. Если вы цитируете не по первоисточнику, надо написать “цитировано по. ”.

В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы. Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.

Материал и методика. В этой главе описывают, где, когда и кем, как проводились наблюдения и опыты, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки данных использовались. Если использовались какие-либо стандартные методики, не всегда имеет смысл их подробно описывать, так как многие из них общеизвестны. Если методика была разработана или модифицирована самим автором в процессе работы, необходимо подробно описать как исходную методику, так и изменения. которые были в нее внесены. Надо обосновать причину этих изменений и возможности, открываемые измененной методикой.

Вообще, методический раздел работы необходимо описывать подробно, так как часто неправильное описание применения методики служит основной почвой для критики работы. Очень полезно вместо подробного словесного описания места наблюдения приложить его карту-схему с отмеченными точками наблюдений и фотографии этих мест. Материал, использованный в работе, полезно привести в форме таблиц.

Результаты и обсуждение. Этот раздел работы не предусматривает переписывания дневника наблюдения или протокола опытов. Если публикация этих материалов необходима, то это надо сделать в конце работы в виде “Приложения” и в тексте “Результатов и обсуждения” делать на них ссылки. В работе должен быть представлен уже обработанный и осмысленный материал.

Наиболее просто это делается в фаунистических или флористических исследованиях. Допустим, велись наблюдения за видовым составом птиц городского парка. В этом случает приводится список видов в систематическом порядке и про каждый вид сообщаются какие-либо сведения. При этом важно отделить собственные наблюдения от взятых из литературы.

В экспериментальных или экологических работах иногда случается, что школьник стремится свести все результаты в одну или несколько таблиц, графиков или диаграмм и тем ограничиться. Это неправильно. Кроме таблиц и другого иллюстративного материала, результаты должны быть обязательно описаны словесно, со ссылками на эти иллюстрации. Именно в обсуждении полученных результатов и проявляется как бы “научное лицо” их автора, его индивидуальность, способность обобщать и делать заключения.

Порядок обсуждения результатов обычно следующий. Вначале излагаются самые общие закономерности, затем более частные. Например, при сравнении поведения хомяков и мышей вначале надо сказать несколько слов о том типе поведения млекопитающих, который вы изучаете вообще, затем грызунов в целом, и в конце — конкретных видов хомяков и мышей, с которыми ставились опыты.

Очень часто полученные результаты необходимо бывает сравнить с уже имеющимися в литературе. При этом автор в каких-то моментах обычно подтверждает литературные данные, а в каких-то может их опровергать. Самое важное при опровержении данных — убедительная аргументация. Для этого иногда приходится ставить дополнительные эксперименты или проводить более широкие наблюдения. Если такие дополнительные исследования не проводились, надо особо оговорить их необходимость, например: “. в результате проведенных работ оказалось, что наши данные нуждаются в дополнительной проверке, которая будет предметом наших дальнейших исследований в . году”.

Вообще, при написании “Результатов. ” большое значение имеет выделение личных достижений и мыслей автора, особенно тех, которые сделаны им впервые (новизна исследования). Главная задача этой главы — убедить читателя в справедливости выводов, которые делаются в конце работы.

Не следует перегружать текст специальными терминами, стремясь к наукообразности. Никогда не употребляйте слов, значения которых сами не понимаете; надо стараться применять только общеизвестные научные термины. С другой стороны, излишнее упрощенчество может вредить делу.

Выводы . Выводы — это краткое повторение результатов исследования, сформулированное в сжатой форме и без приведения доказательств, обычно пронумерованное, например:

“В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . “ и т.д.

Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.

В “Выводах” можно привести и перспективы дальнейшей разработки темы данного исследования, если она имеется, и указать методы, которыми она будет осуществляться.

Избегайте следующей достаточно распространенной ошибки: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела “результаты и обсуждение”.

Список литературы . Значение этой обязательной части работы школьниками обычно недооценивается. Список литературы содержит перечисление всех упоминанавшихся в тексте статей и книг. Он нужен для того, чтобы любой читатель мог найти любую книгу или статью по приведенным в списке данным. Список составляется по определенному стандарту, который можно найти в любой научной статье.

Статьи и книги в списке располдагаются обычно в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. Обычно применяется такой порядок записи: фамилия, инициалы, название книги, место издания (город), название издательства, год. Если речь идет о статье, порядок следующий: фамилия, инициалы; название статьи; журнал, том, номер, год, страницы.

Когда список литературы большой, он обычно нумеруется. Если в списке есть работы на иностранных языках, они следуют за списком русской литературы в порядке латинского алфавита.

Во избежание конфуза в список следует включать только те работы, которые автор прочитал сам.

Иллюстрации . Все таблицы и рисунки (фотографии тоже называются рисунками) должны иметь единую нумерацию. На каждую табллицу или рисунок должна быть ссылка в тексте.

Иллюстрации можно приводить в соответствующих местах текста или в конце работы. Как сделать — дело вкуса автора. Важно только соблюдать следующее правило: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в порядке нумерации, причем в том же порядке их надо упоминать и в тексте. Качество иллюстраций — лицо работы. Поэтому надо стремиться, чтобы все они были сделаны как можно лучше.

Все иллюстрации должны быть нужными, отражать только саму работу, а не личность исполнителя.

Порядок написания статей, докладов, их структура. Функции аннотации, реферата. Работа над конспектом, подготовка доклада, презентации, эссе. Составление тезисов как жанру письменной научной речи. Критерии оценки творческой работы, требования к оформлению.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.02.2017
Размер файла 39,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова

Формы и виды оформления результатов научных исследований

Выполнил студент: Аманкулов М.А.

Руководитель работы: Мендекеев Р.А.

1. Основные виды

2. Научная работа

Для начинающих исследователей очень важно иметь представления о методологии и методах научного творчества, поскольку именно на первых шагах к овладению привычками научной работы более всего возникает вопросов именно методологического характера. Прежде всего не хватает опыта в использовании методов научного познания, применении логических законов и правил, новых средств и технологий.

Поэтому есть смысл рассмотреть эти вопросы подробнее. Нельзя игнорировать факты только потому, что их тяжело объяснить или найти им практическое использование. Содержание нового в науке не всегда видит сам исследователь. Новые научные факты и даже открытие, значение которых плохо раскрыто, могут продолжительное время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике. При научном исследовании важно все. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах темы, нельзя не учитывать побочные факты, которые на первый взгляд кажутся малозначащими. Тем не менее, именно такие факты могут скрывать в себе начало важных открытий.

Для исследователя недостаточно установить новый факт, важно даты ему объяснение из позиций современной науки, раскрыть его общепознавательное, теоретическое или практическое значения. Изложение научных фактов может осуществляться в контексте общего исторического процесса, истории развития определенной области, быть многоаспектным, с учетом как общих, так и специфических особенностей.

1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

1. Аннотирование

Аннотация - это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

Основными функциями являются:

1. сигнальная - аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

2. поисковая - аннотация используется в информационно-поисковых, в том числе в автоматизированных системах для поиска документов.

o фамилию и инициалы автора, название исследования;

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

Реферирование
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.
По структуре реферат состоит из 3-х частей:
· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);
· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;
· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).
Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.
Конспектирование
Конспект - это краткое изложение или краткая запись наиболее важных моментов книги, лекции, статьи и т.д. В конспекте произведения должны быть зафиксированы название работы, ее автор, полные выходные данные.
Основные требования к написанию конспекта включают системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Полезно составить глоссарий (от греч. glossa - объяснение непонятной фразы или слова) - словарь, объясняющий малоизвестные термины, употребленные в данной работе.
Порядок работы над конспектом:
o определение структуры конспектируемого материала;
o отбор и последующая запись наиболее существенного содержания оригинального текста в соответствии со структурой конспекта (в форме цитат или близком к оригиналу изложении);
o формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общего вывода по всему конспекту.
Составление тезисов
Тезис - это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.
Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.
Требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи:
o тезисы передают суть уже существующего текста;
o каждый тезис должен быть доказательно обоснован, аргументирован в двух-трех следующих предложениях;
o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования;
o в конце тезисов необходимо сделать краткий вывод.
Подготовка доклада
Доклад - это результат самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Докладчик должен показать свое умение провести самостоятельное исследование, преподнести его результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Доклад на семинаре не должен превышать 15 минут. Рекомендуется визуальное сопровождение доклада слайдами, презентацией или изложенными на доске основными тезисами.
Этапы работы над докладом:
o подбор и изучение основных источников по теме (не менее трех различных концепций);
o обработка и систематизация материала;
o составление глоссария малоизвестных терминов;
o подготовка выводов и обобщений;
o разработка плана доклада;
o тезисное изложение основных моментов доклада.
Подготовка презентации
Электронная презентация должна быть выполнена на основе материала подготовленного доклада и должна использоваться как визуальная иллюстрация.
Презентация должна быть выполнена в приложении MS Power Point и сдана в электронном виде (прислана по электронной почте) преподавателю за 3-5 до предполагаемого выступления с докладом.
Требования к оформлению:
o электронная презентация должна содержать не более 10 слайдов, включая текстовую и графическую информацию по теме доклада.
o первый слайд презентации должен содержать фамилию, имя, отчество докладчика, указание на факультет, курс и группу, название доклада;
o не рекомендуется использовать встроенные шаблоны слайдов и стили оформления презентации, а также эффекты мультипликации;
o переход от слайда к слайду должен осуществляться по щелчку мыши;
o слайды должны быть пронумерованы;
o желательно избежать вставки в презентацию больших по объему графических файлов;
o оригинальные шрифтовые и оформительские решения приветствуются.
Подготовка научной статьи
Научная статья - законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу. Она раскрывает наиболее значимые результаты исследований, требующие развернутого изложения и аргументации. научный статья доклад тезис
Среди основных требований к научной статье выделяют достоверность, аргументированность выводов, строгую логику, последовательность изложения, его целостность и завершенность.
Состав аспектов статьи:
o актуальность, степень изученности темы;
o указание на цель, задачи, предмет исследования;
o описание исследования;
o полученные результаты, выводы, область применения результатов.
Подготовка творческой работы (эссе)
Жанр эссе предполагает свободу творчества. Это размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
Основные требования:
o предмет исследования должен быть четко обозначен темой и содержанием работы;
o текст работы должен быть авторским; плагиат, компиляция не совместимы с жанром этой работы;
o при цитировании и ссылках на точки зрения необходимо оформлять ссылки;
o объем работы должен составлять 6-10 страниц машинописного текста.
Критерии оценки творческой работы:
o умение самостоятельно работать с информацией;
o связанность, логичность и красота изложения;
o оригинальность мышления и анализ проблемы.
Рецензирование
Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - отзыв, разбор и оценка произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. В рецензии должны присутствовать информационная и оценочная части.

Составные части рецензии:

o объект анализа;

o анализ актуальности темы, краткая общая характеристика содержания и структуры произведения;

o развернутый и последовательный анализ и комментарии частей произведения с указанием их достоинств и недостатков;

o общая оценка произведения, оценка вклада автора, выводы и рекомендации.

2. НАУЧНАЯ РАБОТА

Научная работа должна иметь следующую структуру:

1. Титульный лист

4. Основная часть

6. Список использованных источников

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. Далее в именительном падеже указывается фамилия, имя и отчество автора работы.

Далее ближе к правому краю титульного листа указываются фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

Оглавление размещается после титульного листа в начале второй страницы. В нем приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращения исключаются.

Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, приводится характеристика источников, использованных для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы, формулируется объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам. Освещение актуальности должно быть немногословным. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

От формулировки научной проблемы и доказательства необходимости ее более тщательного и всестороннего изучения, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью.

Обязательным элементов введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эта часть наглядно показывает умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложение.

В заключении приводятся основные выводы исследования.

Правила оформления текстовых документов по ГОСТ 7.32-2001 Изложение текста и оформление работ следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001

Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:

текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем не менее 12, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;

абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27 см;

строки разделяются полуторным интервалом; поля страницы: верхнее и нижнее не менее 20 мм, левое не менее 30 мм, правое не менее 10 мм;

полужирный шрифт не применяется; разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры; · введение и заключение не нумеруются.

Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:

разделы и подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений;

нумеровать их следует арабскими цифрами;

номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой;

после номера раздела и подраздела в тексте точку не ставят;

разделы и подразделы должны иметь заголовки;

заголовки разделов и подразделов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая;

если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой;

переносы слов в заголовках не допускаются;

Нумерация страниц текстовых документов:

страницы работ следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работ;

титульный лист включают в общую нумерацию страниц работ;

номер страницы на титульном листе не проставляют;

номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. М.: Гардарики, 2001.

2. Джуринский К. Как написать научную статью? Советы начинающему автору / Методика написания научной статьи

3. Научные публикации / Правила для авторов/

4. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. М.: Наука. 1969.

Подобные документы

Особенности научной продукции: тезисов, докладов, выступлений, научных статей. Структура и роль методических рекомендаций и программ учебных курсов. Требования к составлению и содержанию учебных пособий. Подготовка материалов к опубликованию в печати.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 28.11.2012

лекция [23,4 K], добавлен 23.03.2014

Порядок сбора информации в торговой организации. Классификация научных документов по форме, характеру обработки данных и читательскому назначению. Описание основных видов изданий - монографии, автореферата диссертации, тезисов докладов конференции.

реферат [23,8 K], добавлен 23.12.2011

Виды общения. Виды речевой деятельности и их особенности. Взаимодействие устной и письменной речи. Функционально-стилистические разновидности речи. Развитие устной и письменной речи у детей. Психологические различия в природе письменной и устной речи.

реферат [28,1 K], добавлен 12.10.2008

Назначение дипломной работы студентов юридического факультета. Методические указания по выбору темы. Контроль кафедры за ходом подготовки дипломной работы и прохождением преддипломной практики. Правила ее оформления, сроки защиты, критерии оценки.

методичка [48,3 K], добавлен 29.04.2009

Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения, общие требования к оформлению работ. Правила цитирования, составления списка использованных источников. Виды библиографического описания документов. Оформление ссылок.

методичка [63,4 K], добавлен 07.05.2011

Рассмотрение целей написания курсовой работы, составления плана, правил оформления и написания введения, заключения, основного текста, таблиц, списка использованной литературы. Ознакомление с процедурой сдачи, защиты работы и критериев ее оценивания.

Написание научно-исследовательской работы — сложный процесс. Подбор источников, выстраивание логики изложения и формулирование доказательств — когда все эти этапы пройдены, казалось бы, успех обеспечен.

Но многие забывают про правила оформления НИР, которые значат гораздо больше, чем кажется сначала. Эти правила, кажущиеся формальными, очень важны и технически, и для грамотной подачи получившегося результата.

Успех на защите во многом зависит и от оформления. В этой статье будет подробно рассказано о параметрах правильного оформления исследовательской работы.

Структура исследовательской работы: что это такое и зачем это нужно

Что такое структура НИР

Четкая структура НИР упрощает и написание ее, и проверку

Структура исследовательской работы не так сложна, как может показаться.

Но очень важно выстроить правильную последовательность разделов так, чтобы они друг друга дополняли и образовывали единое целое.

С одной стороны, общепринятая структура научно-исследовательской работы призвана унифицировать поток курсовых, дипломов и диссертаций, чтобы упростить их проверку.

С другой — четкая структурная организация научной работы помогает самому исследователю, позволяет выстроить логику повествования, сделать работу удобной для восприятия, а значит и убедительной.

Общепринятый план исследовательской работы

План НИР

Общепринятый план НИР в целом должен оставаться неизменным

Общераспространен следующий план:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Реферат — обычно присутствует в диссертациях или других крупных исследовательских работах. В нем кратко пересказывается содержание основной части.
  4. Список и расшифровка терминов, сокращений, аббревиатур. Присутствие этого блока вариативно — это зависит от специфики самой работы и требований внутри образовательного учреждения.
  5. Введение в научно-исследовательскую работу.
  6. Основная часть, разделенная на главы. В некоторых случаях основная часть может быть поделена на теоретическую, где излагается общая информация по теме, и практическую, где описывается то, как апробируется сформулированная гипотеза и теоретические обобщения из предыдущей главы.
  7. Заключение. В нем обобщаются результаты проделанной работы и формулируются перспективы дальнейшего исследования.
  8. Список использованной литературы. При этом наличие сносок не отменяет списка в конце. Количество требуемой литературы, структурные особенности оформления данного списка могут варьироваться в зависимости от типа работы (курсовая, дипломная работа, диссертация и т. д.) и требований конкретного образовательного учреждения, факультета или научного руководителя.
  9. Приложение. В приложении помещаются дополнительные данные, на которые исследователь ссылается в основной части. Это могут быть графики, таблицы, изображения, статистические исследования и многое другое.

Этот план может меняться только в частностях. В зависимости от типа работы и требований образовательного учреждения, некоторые пункты могут быть удалены.

Приложение может не потребоваться. Но в целом — это общепринятый шаблон, который нельзя менять по своему усмотрению.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда. Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа.

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Содержание

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

Нельзя сокращать или переименовывать. Опускать какие-то пункты тоже нельзя.

Содержание должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Что такое введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления. исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  7. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  8. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  9. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  10. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках.

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Основная часть должна быть подчинена строгой логике развертывания повествования, от общего к частному, или от частного к общему. Каждая глава, раздел или подраздел должны иметь свое название и начинаться на отдельной странице.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Заключение

Что такое заключение

В заключении нужно рассказать и о перспективах дальнейшей работы

В заключении нужно обозначить, какие цели преследовало исследование, достигло оно их или нет (отрицательный результат — тоже результат).

Заключение должно обобщать основную часть и объяснять, каких результатов добился исследователь.

Например, переформулировать проблему, методологию или предмет исследования.

Немаловажный пункт, о котором часто забывают, — это перспективы дальнейшей работы. Исследователь должен четко и убедительно обозначить, нуждается ли тема в дальнейшей проработке, дополнительных исследованиях.

Если нуждается, нужно указать специфику дальнейших изысканий, наметить новые пути работы.

Помимо этого, заключение может содержать какие-либо практические рекомендации, если работа подразумевает, что они должны быть сформулированы. Ситуативно можно наметить перспективы использования результатов работы в практической деятельности.

Список использованной литературы (список источников)

Важнейший пункт любой работы. Список литературы выполняет, если упростить, две функции — на него исследователь ссылается в основной части, также список призван иллюстрировать степень научной достоверности работы.

Требования к списку могут отличаться, но чаще всего он делится на несколько подпунктов. Например: научная литература, учебная литература, нормативно-правовые акты, художественные источники, другие источники, Интернет-ресурсы.

Может быть деление на русскоязычные и иноязычные источники. Все это зависит от требований конкретного научного руководителя.

Список литературы обязательно выстраивается в алфавитном порядке. Сама структура пункта списка всегда одинаковая. Она включает в себя фамилию, инициалы автора, выходные данные (место и время издания, тип издания, количество томов и т.д.), количество страниц.

Существуют разные нормы оформления для однотомных, многотомных изданий, статей в сборниках и журналах. Библиографическая запись иноязычных источников также отличается от норм, принятых в отечественной библиографии. Всю эту информацию можно найти в ГОСТ 7.1-2003.

В списке источников могут содержаться не только книги, учебники и публикации. В этом разделе перечисляются абсолютно все источники, которые были задействованы при написании научной работы.

Приложение

Приложение содержит тот материал, который необходим для работы в качестве доказательной или иллюстративной базы, но который нецелесообразно помещать в основную часть. Это может быть:

Что такое приложение

Рисунки или графики содержатся в приложении

В отличие от других элементов работы приложение может быть, если этого требует ситуация, оформлено не только на стандартном A4, но и на любых других форматах вплоть до A1.

Заключение

Придерживаться правил оформления научной статьи — это половина успеха. Они могут казаться формальными, но на самом деле призваны помочь исследователю сделать НИР убедительной, удобной для чтения и восприятия.

В этом видео вы узнаете об организации научной работы студентов:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: