Как называется профессия людей которые ищут и изучают полезные ископаемые 3 класс окружающий мир

Обновлено: 15.05.2024

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!

– А теперь, давайте поздороваемся с нашими гостями.

2. Введение в тему урока.

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

– Правильно! (Геолог) (Приложение 1) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

– Посмотрите, у вас на партах лежат четыре образца и исследовательская карта. (Приложение 2)

– Давайте рассмотрим карту. (Объяснение учителем, показ на мультимедийном проекте).

– Вам необходимо разложить образцы в сектора в соответствии с их свойствами .

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

– Давайте проверим, как вы выполнили работу.

– Прочитайте его свойства.

– А кто знает, как называется этот образец? (Если не ответили, отвечает учитель)

– Он называется …..(На доске появляется название). мультимедийном проекте.

– Запишите название в этом секторе у себя.

(Аналогичная работа проводится с секторами Б, В, Г).

Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкульт.минутку.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

– Как одним словом назвать все эти образцы? (ответы детей).

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

– Запишите у себя на листке в центре их общее название.

– Ну, что ж геологи, хорошо поработали!

3. Игра с буквами.

Чтобы узнать, какие еще бывают полезные ископаемые, давайте соберем их название из букв.

( На магнитной доске буквы в свободном порядке. Дети собирают из букв слова.)

Слова: нефть, газ, золото, серебро.

– Какие из них добывают в нашей Магаданской области?

ЗОЛОТО – месторождение КУБАКА

СЕРЕБРО – Дукатское месторождение

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ – АРКАГАЛА

(Вывешивают слова на доску, рядом условные знаки, которые они обозначают).

– А может вы знаете другие полезные ископаемые?

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей).

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

ПОКАЗ ВИДЕОФИЛЬМА.

– Интересно быть геологом? Почему?

4. Самостоятельная работа.

А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1 ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

2 ЗАДАНИЕ: Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проекту).

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

5. Итог урока.

– Сегодня мы с вами попробовали быть геологами.

Чтобы закрепить наши знания разгадаем загадки.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Мел)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте что же это?
(Нефть)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Глина)

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Каменный уголь)

– Как вы думаете, нужны Магаданской области люди с такой профессией как геологи?

– Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в нашем Северном Международном Университете. Но для вас это пока будущее.


- осознавать уникальность и ценность полезных ископаемых и необходимость нести ответственность за их сохранение.

- следовать в поведении моральным нормам и эстетическим требованиям при работе в группе;

- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

- принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание);

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование);

- осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности;

- производить самооценку в соответствии с предложенными критериями;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок (коррекция);

- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме (саморегуляция).

Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (умение работать в группе);

- излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- устанавливать причино - следственные связи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- осуществлять моделирование (таблица, деформированные предложения).

Предметные результаты:

- находить на карте условные обозначения полезных ископаемых;

- знать свойства полезных ископаемых;

- познакомиться со способами добычи полезных ископаемых;

- рассмотреть использование полезных ископаемых в народном хозяйстве;

- приводить примеры полезных ископаемых;

Цель: формирование ценностного отношения к учебной познавательной деятельности по характеристике полезных ископаемых.

Тип урока: урок формирования первичных знаний.

Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и наглядные пособия: учебник, иллюстрации полезных ископаемых, карточки с названиями полезных ископаемых, карточки с заданиями для работы в группах, настенная карта полезных ископаемых, карточки с рассказами о полезных ископаемых, списки распределения детей по группам, правила работы в группе, деформированный текст (с пропусками), критерии самооценки, лист оценки работы в группе, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат этапа

1.Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим, все ли готовы к уроку?

- Какие учебные предметы нам необходимы на уроке окружающего мира?

- Тогда вперед к новым исследованиям и открытиям!

- дети садятся на места;

- проверяют готовность к уроку;

На столах у учеников учебник, ручка, лист оценки работы в группе, таблицы для заполнения, самооценка ученика (таблица), дневник.

2.Актуализация знаний, мотивация

- Посмотрите внимательно на слайд (слайд № 2)

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

- Какие природные богатства вы знаете?

- Как вы думаете, почему я выделила одно из природных богатств другим цветом?

- это наша планета Земля

природные богатства

воздух вода почва растения

полезные ископаемые

- мы еще не все знаем об этом природном богатстве (… мы мало знаем о полезных ископаемых)

3.Постановка учебной проблемы

(определение затруднения, его место)

- Как вы думаете, что мы с вами будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока.

- А чтобы вы хотели узнать о полезных ископаемых, на какие вопросы получить ответы?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

- Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

- Полезные – потому, что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

- Как называют людей, которые ищут природные богатства, изучают состав и строение горных пород, занимаются разведкой месторождений? (слайд 4)

- Сегодня вы будете геологами, работая в группах вы будете находить ответы на поставленные вопросы.

- Познакомиться с полезными ископаемыми нашей страны.

- узнать, как называется полезное ископаемое;

- узнать, каким условным знаком обозначается на карте;

- познакомиться со свойствами полезного ископаемого;

- узнать способы добычи полезного ископаемого;

- знать, где применяют в народном хозяйстве полезное ископаемое.

- ученики читают в учебнике с. 46, абзац 1 –й.

4. Решение учебной задачи (работа в группах)

- Легко ли одному найти ответы на все поставленные вопросы?

Организация групповой работы.

- Каждая группа, это маленькая исследовательская лаборатория, вы будете исследовать одно полезное ископаемое.

- Давайте вспомним, как нужно работать в группе?

- Командиры групп, получите задания и листы оценки работы в группах.

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве

1.Название полезного ископаемого, условное обозначение на карте.

2.Свойства полезного ископаемого.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве.

- В процессе исследовательской работы вам необходимо заполнить таблицу по своему полезному ископаемому и рассказать остальным ребятам.

- Когда одна группа рассказывает, все остальные учащиеся должны заполнять свои таблицы исследования П.И и в конце урока вся таблица должна быть заполнена.

- Давайте подумаем, каким должно быть выступление групп?

- Нет, надо работать в команде, т.е. группой

- повторение правил работы в группе

Командиры получают задания и листы оценки работы в группах.

- логичность (правильность изложения мыслей по плану);

- доступность (понятность) изложения информации;

- уверенность представления (громкость, выразительность).

Самостоятельная работа в группах.

(смотри алгоритм работы в группе)

- Командиры групп внимательно прочитайте задания группам, у вас есть алгоритм работы в группе, следуйте ему.

Песок – залегает в верхних слоях земли. Природные пески в зависимости от условий залегания могут быть речные, морские и горные (овражные). Речные и морские пески имеют округлую форму зёрен, горные пески содержат остроугольные зёрна. Строительные пески расположены в русле реки Иртыш, стекольные пески встречаются недалеко от села Муромцево на реке Тара (Омская обл.)

Песок – рыхлая сыпучая порода, состоит из минеральных частиц на ощупь песок твёрд и груб; нет запаха, чаще бывает жёлтого цвета; лёгок, но тяжелее воды; хорошо пропускает воду.

Песок – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов (в карьере), специальных пил, взрывчатых устройств, промышленным намыванием с помощью специального оборудования, мощными водомётами.

Песок – изготавливают строительные смеси, кирпич, для изготовления стекла; в литейном деле используют при плавании металла; в летнее время на пляжах изготавливают песчаные фигуры.

Крупнейшие месторождения, где добывают нефть: между рекой Волга и Уральскими горами (Волго – Уральское), Западная Сибирь за Уральскими горами, Тарский и Тевризский районы Омской области (Тайтымское, Прирахтовское, Крапивинское, Ягыл – Яхское).

Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, горючая, имеет резкий запах, бурого или коричневого цвета.

Нефть – добывают под землёй, буровые установки, по скважинам выкачивают насосами – качалками; от скважин по трубам (нефтепроводу) подаётся на нефтеперерабатывающие заводы.

Нефть – большей частью идет на изготовление горючего для машин (бензин, керосин, солярка); из нефти делают спирт, различные пластмассы, удобрения, краски, ткани и даже взрывчатку для снарядов.

Миллионы лет назад каменный уголь образовался из остатков отмерших растений.

Крупнейшие месторождения каменного уголя: Донецкое, Печорское (у реки Печора), Кузбасс (г. Кузнецк), Канкско- Ачинский бассейн, Иркутско – Черемховский бассейн.

Каменный уголь – горная порода; твердый, но хрупкий; непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.

Каменный уголь – добывают в шахтах, роют карьеры и поднимают пласты земли.

Каменный уголь – применяется как топливо для жилых помещений, на заводах (фабриках); из каменно - угольной смолы делают лекарство.

Гранит – формируется в горных регионах, в глубинах земли. В Российской Федерации разработаны и активно используются запасы

камня практически во всех регионах страны (Месторождение Андреевское, Месторождение Дымовское республика Карелия; Месторождение Возрождение, Санкт – Петербургская область).

- свойства полезного ископаемого:

Гранит – неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов в карьерах, специальных пил, взрывчатых устройств.

Гранит – используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро. Гранит издавна использовался при строительстве и сооружении памятников.

Известняк – образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. (Достаточно известны такие области: Воронежская, Тульская, Архангельская, Белгородская, Вологодская. Не стоит, конечно же, забывать о месторождениях расположенных в Краснодарском крае, на Урале, в Подмосковье, а также в некоторых районах Сибири).

Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Известняк под действием глубинного тепла земли дает источник газа для минеральных вод.

Известняк - неглубоко залегающие полезные ископаемые добывают открытым способом с помощью экскаваторов, верхний слой известняка, который невозможно зачерпнуть ковшом экскаватора, приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и взрывать. Для бурения используются буровые станки.

Известняк – используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов; мел – самый мягкий известняк.

Учащиеся читают задания, распределяют обязанности среди членов группы, проводят опыты, изучают учебный материал, заполняют таблицы, составляют опорный план для выступающего.

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

I. Организационный момент урока.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

4. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

5.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (слайд 7)

- Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

- Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

IV. Практическая работа

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)

Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину.

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

- Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду - важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

- Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?

Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)

V. Рефлексия

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

VI. Домашнее задание

Читайте также: