Как называется индикатор успешного функционирования человека в профессии запускающий механизмы

Обновлено: 18.05.2024

Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.

Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.

Ценность профессионального развития личности

Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.

Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.

Ценность профессионального развития личности

Ценность профессионального развития личности

То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.

Профессиональное развитие и саморазвитие личности идут рука об руку. Любой прогресс затрагивает разные сферы жизни человека. Повышая свою квалификацию, он становится увереннее в себе, более оптимистично смотрит в будущее.

И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

7 стадий профессионального развития личности

Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.

Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.

План профессионального развития: стратегия win-win для компании и сотрудников

Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.

На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.

В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.

Запутались в разнообразии профессий и не знаете, куда двигаться? Хотите больше зарабатывать или работать удалённо? Уже повзрослели, но так и не поняли, кем хотите стать? Мечтаете наконец найти любимую работу и уйти с нелюбимой?

Александр Сагун

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

  • Список из 30 востребованных современных профессий.
  • Долгосрочный план по развитию в той профессии, которая вам подходит.
  • Список каналов для поиска работы.
  • 3 теста на определение своих способностей и склонностей.
  • Практику в разных профессиях на реальных задачах.

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Зарегистрироваться и получить подарки

  • Стадия профессиональной стабилизации

На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.

Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.

Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.

Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.

Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление

Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.

Александр Сагун

Чтобы работа приносила удовольствие, нужно сначала найти правильную профессию.

Мы подготовили документы, которые помогут не ошибиться с выбором и определить, какая профессия в IT подходит именно тебе.

Благодаря этим гайдам 76% наших студентов смогли найти востребованную профессию своей мечты.

Обычно эти документы доступны только нашим студентам, мы какое-то время будем раздавать их бесплатно, но очень скоро уберем их из открытого доступа.

Скачивай и используй уже сегодня:

Гайд по профессиям в IT

5 профессий с данными о навыках и средней заработной плате

100 тыс. р. за 100 дней с новой профессией

6 правил, которым необходимо следовать для облегчения обучения

Все профессии, которые есть в IT-сфере

63 профессии и необходимые для них навыки

Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру

6 направлений деятельности и полезная литература по каждому из них

Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.

Профессиональные деформации

Профессиональные деформации

Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.

Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. В итоге у человека могут появиться специфические установки и представления. Кроме того, нередко возникают даже новые черты личности. Допустим, если деформация проявилась в мотивационной сфере, человек становится невероятно увлеченным своей профессией в ущерб другим сферам своей жизни.

Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.

Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.

Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.

Результатом психического выгорания становятся эмоциональное истощение, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений. Человек оказывается полностью опустошен, он чувствует усталость от профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в циничном отношение к работе и объектам своего труда.

Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.

Феномен психического выгорания связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Феномен психического выгорания

Феномен психического выгорания

К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.

Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.

Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности

Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).

Профессиональное выгорание: 14 причин, признаки, способы решения проблемы

Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.

Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.

Вид самоопределения, которое каждый человек осуществляет в своей жизни, и в процессе которого происходит определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и социальному кругу, называется
Вид самоопределения, которое каждый человек осуществляет в своей жизни, начиная с раннего юношеского возраста, и в процессе которого он определяет себя как член семьи, называется
Вид самоопределения, которое каждый человек осуществляет в своей жизни, начиная со старшего дошкольного возраста, и в процессе которого он определяет себя как личность, называется
Вид самоопределения, который начинается с первых дней жизни человека, постепенно включает в себя новые линии и направлен на определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни, называется
Вторая стадия профессиональной социализации человека (по классификации Бодрова В.А. и Меньщиковой Л.В.), охватывающая период зрелости человека и продолжающаяся в течение всей трудовой жизни, называется
Индивидуальные особенности субъекта профессиональной деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения, - это ______________ качества.
Качество практического ума, проявляющееся в том, что в сложной ситуации человек способен находить несколько решений проблемы, готов отыскать оптимальное решение в практическом плане, - это
Качество практического ума, состоящее в том, что человек в состоянии найти такой способ действия, который в сложившейся ситуации с наименьшими затратами и издержками приведет к нужному результату, - это
Количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения в процессе профессионализации, которые сопровождаются стагнацией и деформацией личности, - это
Краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей, называется
Личностно ориентированная система продуктивного профессионального функционирования человека, заключающаяся в готовности к постоянному самоизменению и самореализации своих профессиональных возможностей, самопроектированию и реализации продуктивных сценариев профессиональной жизни, преодолению деструктивных вариантов профессионального развития и карьеры, - это
Модель профессионального самоопределения личности, обоснованная Н.С. Пряжниковым, называется
Наиболее распространенная классификация профессий, включающая в себя пять сфер профессиональной деятельности человека - Человек - Природа, Человек - Техника, Человек - Человек, Человек - Знак, Человек - Художественный образ, разработана
Наука, занимающаяся описанием профессий и дифференцирующих их специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку, - это
Научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, - это
Нахождение своего места в профессиональной стратификации, выработка профессионального менталитета, формирование ролевого поведения и профессиональной идентификации - это
Началом профессионального становления личности является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием воспитания и обучения, которое происходит в возрасте
Один из аспектов профессионального отбора, который направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений, называется
Один из аспектов профессионального отбора, который направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков, называется
Один из аспектов профессионального отбора, который производится на основе процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем, называется
Один из аспектов профессионального отбора, который учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности, называется
Один из основных компонентов профессиограммы, включающий в себя характеристику объективных сторон данной профессии, - это
Один из этапов профессиональной зрелости человека (по Дж. Сьюперу) приходящийся на возраст 25-44 года и включающий в себя профессиональное образование и упрочение позиций человека в обществе, называется
Один из этапов профессиональной зрелости человека (по Дж. Сьюперу), приходящийся на возраст 14 - 25 лет и включающий в себя апробацию человеком собственных сил, называется
Определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии - это
Определенная потенциальная возможность, предполагающая возможность успешного овладения определенным видом деятельности, - это
Оптация, профессиональная подготовка, адаптация, первичная и вторичная профессионализация, мастерство - это стадии
Освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда, - это
Первая стадия профессиональной социализации человека (по классификации Бодрова В.А. и Меньщиковой Л.В.), охватывающая весь период жизни до начала трудовой деятельности, называется
Период формирования профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием воспитания и обучения (0-12 лет), который завершается осознанным, желанным или вынужденным выбором профессии, - это стадия
По классификации А.Н. Леонтьева, профессии, предметом труда которых является взаимодействие людей, называются
По классификации А.Н. Леонтьева, профессии, предметом труда которых являются живая природа или биологические объекты, называются
По классификации А.Н. Леонтьева, профессии, предметом труда которых являются знаки, информационные системы, цифры, формулы, тексты, называются
По классификации А.Н. Леонтьева, профессии, предметом труда которых являются техника, машины, механизмы, материалы, различные виды энергии, называются
По классификации А.Н. Леонтьева, профессии, предметом труда которых являются художественные образы, называются
Поддерживание - один из этапов профессиональной зрелости человека (по Дж. Сьюперу), который предполагает создание устойчивого профессионального положения, приходится на возраст
Подход, рассматривающий профессиональное самоопределение человека как процесс осознания целей и способов профессиональной деятельности, осознания смысла профессиональной деятельности, осознания отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, называется
Подход, рассматривающий профессиональное самоопределение человека как ряд последовательных закономерных этапов - поиск профессии, выбор профессии, профессиональная самооценка, профессиональная подготовка, профессиональное самосовершенствование, выход из профессии, называется
Принцип, которым руководствуются при оценке профпригодности, предусматривающий изучение и оценку отдельных психологических показателей, важных для успешности обучения и деятельности в избранной профессии, называется
Принцип, которым руководствуются при оценке профпригодности, предусматривающий изучение некоторых психических процессов как в раздельном их проявлении, так и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с иными качественными и количественными показателями, называется
Принцип, которым руководствуются при оценке профпригодности, предусматривающий изучение целостной деятельности или важных ее элементов, применение различных аппаратов, с помощью которых моделируются такие элементы и целые профессиональные операции, называется
Профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей, относятся к типу
Профессии, труд в которых направлен на растительные и животные организмы, микроорганизмы и условия их существования, относятся к типу
Профессии, цель которых - изобрести, придумать, найти - это ____________ профессии.
Профессии, цель которых - обработать, упорядочить, организовать, воздействовать, - это ____________ профессии.
Профессии, цель которых - распознать, определить, оценить, проверить, - это _______________ профессии.
Процесс отбора профессий, специальностей к конкретному человеку, его индивидуально-психологическим особенностям с тем, чтобы он смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в трудовой деятельности - это
Процесс становления личности человека, предполагающий усвоение им общественно выработанного опыта (социальных норм, ролей, функций); активную переработку этого опыта, становление образа Я, выработку собственного мировоззрения; воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности, - этот процесс называется
Процесс становления профессионала, включающий в себя выбор профессии, освоение профессии, формирование трудовых навыков и умений, осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии, называется
Процесс, направленный на создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития, - это
Психологическая трудовая экспертиза, которая на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности обследуемого, называется
Психологическим механизмом профессионального самоопределения личности является механизм профессионально-личностной
Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности - это
Результатом действия механизма профессионально-личностной идентификации-персонификации является профессиональная
Самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности; нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации; определение человеком смысла и ценности профессиональной деятельности среди других сфер своей жизни, - это
Сложный, многоступенчатый процесс развития человека, структурными элементами которого являются личностное, социальное, профессиональное становление, называется
Совокупность психических, психофизиологических и личностных особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии, - это профессиональная
Содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения личности обосновал
Спад - один из этапов профессиональной зрелости человека (по Дж. Сьюперу), который предполагает уменьшение профессиональной активности человека и приходится на возраст
Стадия профессионального самоопределения человека, для которой характерны первичная оптация, профессионально окрашенные романтические фантазии, приходится на _____________ возраст.
Стадия профессионального самоопределения человека, для которой характерны профессионально-ролевые игры, относится к периоду
Стадия профессионального самоопределения человека, для которой характерны профессиональные индукции, свойственна детям
Стадия профессионального самоопределения человека, когда происходит вторичная оптация, выбор учебно-профессионального направления, относится к периоду
Стадия профессионального самоопределения человека, когда происходит вторичная профессионализация, развитие профессионального мастерства, относится к периоду
Стадия профессионального самоопределения человека, когда происходит профадаптация, первичная профессионализация на конкретном рабочем посту, относится к периоду
Стадия профессионального становления личности, которая наступает после окончания учебного заведения, сопровождается изменением социальной ситуации (новая система отношений в производственном коллективе), социальной роли (молодой специалист), ведущей деятельности (профессиональная), - это стадия
Стадия профессионального становления личности, которая начинается с поступления в профессиональное учебное заведение, характеризуется изменением социальной роли личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, сменой ведущей деятельности на профессионально-познавательную, ориентированную на получение конкретной профессии, - это
Стадия профессионального становления личности, характеризующаяся индивидуальными технологиями выполнения деятельности, выработкой собственной профессиональной позиции, высокой производительностью труда, оптимальным уровнем профессиональной активности профессионала, - это
Стадия профессионального становления личности, характеризующаяся повышением творческой и социальной активности личности, поиском новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменением устоявшихся взаимоотношений с коллективом, преодолением традиционно сложившихся методов управления, - это стадия
Становление теоретического интеллекта школьников, совершенствование практического мышления, профессионализация трудовых умений и навыков, развитие общих и специальных способностей учащихся - это основные направления и условия личностного и профессионального
Структурными элементами процесса развития человека являются разные виды ____________________ человека: личностное, социальное, профессиональное, семейное и др.
Тип самоопределения, для которого характерны реализация себя в рамках выполняемой деятельности (смысл деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций), минимальная свобода выбора и диапазон действий человека, - это самоопределение
Третья стадия профессиональной социализации человека (по классификации Бодрова В.А. и Меньщиковой Л.В.), охватывающая пожилой возраст, который еще может вносить важный вклад в развитие социального опыта, с учетом специфики активности личности в этот период, называется
Трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности, со свойствами личности, называется
Умение заглядывать далеко вперед, предвидя последствия тех или иных действий, и определять их результат - это
Умение планировать, составлять и произносить публичные речи, вести дискуссию, умело отвечать на вопросы - это
Уровень профессионализма личности (по классификации А.К. Марковой), включающий в себя 3 этапа - свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности, - это
Уровень профессионализма личности (по классификации А.К. Марковой), который включает в себя 3 этапа - адаптацию человека к профессии, самоактуализацию и свободное владение профессией в форме мастерства, - это
Уровень профессионализма личности (по классификации А.К. Марковой), который предполагает выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности, называется
Уровень профессионализма личности (по классификации А.К. Марковой), который предполагает первичное ознакомление человека с профессией, называется
Уровень профессионализма личности (по классификации А.К. Марковой), предполагающий завершение профессиональной деятельности, называется
Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявление сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях, называется
Целенаправленное формирование в себе качеств, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности, - это профессиональное

Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.



Определение профессионального успеха

Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:

  • мысленный настрой исключительно на успех;
  • уверенность в себе, высокая самооценка;
  • установка на достижение успеха;
  • четкое определение целей;
  • позитивный настрой, планирование действий;
  • умение ценить даже небольшие достижения.

Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:

  • обозначить цели позитивного характера;
  • трезво оценить свои способности;
  • определить вероятность достижения цели.

Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии

Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.

В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:

Влияние когнитивных особенностей личности на успех

Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:

  • эмоциональной — запоминание чувств;
  • двигательной — воспроизведение движений, выступает как основа для обучения бытовым, трудовым и другим навыкам;
  • словесно-логическая — запоминание понятий, умозаключений, закономерностей;
  • образная — фиксация зрительных образов, звуков, запахов.

Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.

Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.

Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.

Главные факторы успеха

На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:

  • Мотивация. Она способствует улучшению продуктивности труда, качественному выполнению работы.
  • Стрессоустойчивость. Это качество отвечает за умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, принимать быстрые решения.
  • Профессиональное мастерство. Представляет собой высший уровень развития личности, позволяющий реализовывать профессиональные задачи в полной мере.

Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.

Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.

Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.

Другим важным звеном в процессе саморегуляции является психологическая настройка на работу в определенных условиях. Настройки, адекватные представлению человека о задачах и условиях предстоящей деятельности, являются необходимыми компонентами общей структуры процессов программирования и регуляции деятельности.

Одно из первых исследований функции саморегуляции надежности человека-оператора провел М.А. Котик [129], который отметил, что для обеспечения нормального функционирования организма и целенаправленной деятельности процессы саморегуляции осуществляются на биологическом, психофизиологическом и психологическом (неосознанном и осознанном) уровнях. Важно отметить, что автор имеет в виду процессы саморегуляции, а не регуляции функциональных систем, которые осуществляются также на нейрогуморальном и гормональном уровнях. Им рассматриваются механизмы саморегуляции в сфере информационных и энергетических процессов.

Теоретическая и практическая значимость вопросов саморегуляции отражена в ряде исследований, посвященных повышению надежности и эффективности профессиональной деятельности. Так, наиболее эффективная работа в режиме ожидания, сопряженная с наименьшими нервно-психическими затратами, предполагает возможность достаточно точного прогнозирования характера и времени проявления значимых событий. Это позволяет осуществить регуляцию общего уровня и конкретной направленности процесса ожидания.

Одним из ведущих механизмов обеспечения надежности субъекта деятельности, отражающим степень его профессиональной пригодности, является самоконтроль за своими действиями по управлению и регулированию трудового процесса, а также за результатами деятельности.

Самоконтроль выступает как функция компенсации вероятных ошибок, нарушений в деятельности и осуществляется путем проверки субъектом своих действий, их дублирования, усиления значимости гностических движений, углубленной оценки ожидаемого результата и использования этой оценки по механизму обратной связи для коррекции конкретных управляющих воздействий.

По мнению Г.С. Никифорова [191, 192], самоконтроль представляет собой одно из звеньев замкнутого контура самоуправления или саморегуляции, функциональным назначением которого является установление степени рассогласования между эталонным (или заданным) и контролируемым значением тех или иных параметров (технических, психологических, физиологических).

Все присущие человеку психические явления подвержены функции самоконтроля или используются в этом процессе. В целом ряде исследований показано, как осуществляется данная функция при восприятии информации, формировании психических образов, решении продуктивных и непродуктивных задач, осуществлении антиципирующих функций, организации внимания и т. д. [152, 192].

Важно отметить, что функция самоконтроля подвержена целенаправленному развитию в процессе профессионализации личности. В производственной деятельности формы самоконтроля довольно разнообразны и зависят от этапа технологического прогресса, от характера выполняемых действий, от модальности используемых каналов восприятия и т.

Реализация самоконтроля обуславливается особенностями его структуры, в которую включают эталонные и контролируемые компоненты, а также каналы прямой и обратной связи. Функция самоконтроля, а следовательно, и надежность субъекта деятельности зависит от уровня развития, полноты использования каждого из ее элементов. Речь идет об адекватности и полноте эталона ситуации, о функционировании канала обратной связи с точки зрения своевременности представления информации и т. д.

Реализация самоконтроля зависит от содержательности и побудительной силы мотивов трудовой деятельности, особенно в экстремальных условиях, когда нарушение этой функции может повлечь существенное ухудшение профессиональной надежности. Нарушение самоконтроля возможно и в связи с ухудшением психического состояния опера тора, которое отражается на обеспечивающих эту функцию когнитивных процессах, волевых усилиях и т. д.

Уровень самоконтроля, степень его выраженности зависят от сложности профессиональной деятельности. При осложнении деятельности, возникновении аварийной ситуации могут произойти либо временная блокировка этой функции, либо ее гиперактивация (повторный контроль или многократная перепроверка), что снижает надежность деятельности. Важно отметить, что ухудшение самоконтроля, снижение его активности возможно и в простых условиях работы, это объясняется недостаточной общей активацией личности, низким уровнем профессиональной ответственности, развитием состояния преждевременной психической демобилизации.

В проявлениях функции самоконтроля существенную роль играют индивидуально-психологические особенности личности.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что уровень профессиональной пригодности человека отражает состояние различных компонентов биологической, психической и поведенческой организации субъекта деятельности, каждый из которых включается в единую систему энергетического, информационного и предметно-действенного регулирования его целевого поведения. Уровень активации субъекта, включенности и мобилизации каждого из указанных компонентов (и их составляющих функциональных систем) отражает объем ресурсов, необходимый для достижения соответствующего уровня профессиональной пригодности.

Регуляция профессиональной пригодности определяется особенностями содержания трудовой деятельности, ее целевыми ориентирами и, соответственно, мотивами их реализации, а также субъективной значимостью конкретных трудовых процессов в достижении основных критериев эффективности и надежности деятельности. В обеспечении пригодности, помимо состояния психологической функциональной системы деятельности, существенную роль играют профессиональные характеристики субъекта, его подготовленность, опыт, индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. Представляет интерес соотношение функциональных и профессиональных характеристик, факторов обеспечения пригодности к конкретной деятельности, их взаимной компенсации, активации и проявления в различных формах рабочего поведения – эти вопросы требуют специального изучения.

Читайте также: