Как написать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя о невыплате заработной платы образец

Обновлено: 08.05.2024

В конце прошлого года вступили в силу два закона, которые установили новый способ взыскания с работодателя задолженности перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений. Если раньше принудить работодателя к выплате долга мог только суд, то теперь это вправе сделать трудовая инспекция. Кроме того, проводить проверки инспекторы должны по новому регламенту. Рассказывают эксперты 1С.

Проверки трудовой инспекции: как будут проходить в 2020 году

Новый Административный регламент по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, вступил в силу 22.10.2019.

Надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Рострудом путем проведения, в частности, плановых и внеплановых проверок работодателей. В рамках таких проверок сотрудники трудовой инспекции проверяют полноту и своевременность выплаты заработной платы, корректность расчетов при увольнении и выплате отпускных, соблюдение требований охраны труда и т. д. (п. 5 Регламента).

Новый Регламент приведен в соответствие с требованиями трудового законодательства и других НПА (с учетом внесенных в них в последнее время изменений), регулирующих осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

Как инспектор проверит индексацию зарплаты

Новый регламент закрепил исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые может затребовать трудовой инспектор в ходе проверки.

В частности, в ГИТ могут запросить и проверить документы о проведении работодателем индексации заработных плат работников (п. 13 Регламента).

Помимо этого, у работодателя могут потребовать предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников, расчетные листки и приказы об утверждении их формы, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований охраны труда и обеспечения безопасных условий труда.

От чего зависит срок проведения проверки трудовой инспекции

Согласно новому регламенту, проверка работодателя не может превышать 20 рабочих дней.

Плановая выездная проверка субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов, а в отношении микропредприятия - 15 часов в течение года, если иное не установлено законом.

Если работодатель осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, общий срок проведения проверки в его отношении не может превышать 60 дней (п. 24 Регламента).

Основания для прекращения трудовой проверки

В новом регламенте расширен перечень оснований, при которых проверка не может быть начата, а уже начатая проверка должна быть прекращена. Такими основаниями являются (п. 27 Регламента):

  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • несоответствие предмета проверки полномочиям Роструда и его территориальных органов;
  • грубые нарушения при организации и проведении проверки, предусмотренные законодательством о государственном контроле (надзоре);
  • ситуация, когда проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или Правительства РФ;
  • выявление после начала соответствующей проверки анонимности обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установление заведомо недостоверных сведений, содержащихся в обращении или заявлении.

Применение риск-ориентированного подхода при проверках

По примеру проверок, проводящихся в других сферах (например, при проверках соблюдения требований пожарной безопасности), при проверке работодателей государственные инспекторы будут применять риск-ориентированный подход.

Это означает, что каждый работодатель (юрлицо и ИП) будет отнесен к отдельной категории риска, от которой зависит частота и тщательность проверки - см. таблицу.

№ п/п

Категория риска, к которой отнесен работодатель

Проведение проверки

Один раз в 2 года

Один раз в 3 года

Один раз в 5 лет

Один раз в 6 лет

Категории риска присваиваются Рострудом с учетом ведомственных отчетов о травматизме и задолженности по зарплате у конкретного работодателя, а также посредством системы межведомственного взаимодействия с ФНС России.

Если информация об отнесении работодателя к категории риска отсутствует, считается, что он отнесен к категории низкого риска и плановые проверки в его отношении не проводятся. При этом сохраняется возможность проведения внеплановых проверок.

Проверки должны проводиться по проверочным листам

В распоряжении или приказе о проведении плановой проверки будут указывать реквизиты проверочного листа, который будет использован при проверке. Предмет проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенным в такой проверочный лист (п. 51 Регламента). Форма проверочного листа утверждена приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Составляется такой лист инспектором перед началом проверки.

Взыскание задолженности по зарплате трудовыми инспекторами

У трудовых инспекторов появились новые полномочия.

Теперь они могут взыскивать с работодателя начисленную, но не выплаченную в срок работникам зарплату и другие выплаты в рамках трудовых отношений.

Выдача работодателю предписания об устранении задолженности

Выявив задолженность работодателя перед работниками по зарплате и другим выплатам в рамках трудовых отношений, трудовой инспектор выносит предписание об устранении этого нарушения в определенный срок.

Решение о принудительной выплате задолженности по зарплате

Если в указанный в предписании срок работодатель не погасил задолженность перед работниками, трудовой инспектор принимает решение о принудительном исполнении обязанности по выплате задолженности работнику (ч. 1 ст. 360.1 ТК РФ). Это решение может быть принято не позднее 1 месяца после:

  • истечения срока, указанного в неисполненном предписании;
  • вступления в силу решения суда о признании предписания недействительным, если оно обжаловано в суде.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться реквизиты банковского счета взыскателя (работника) и проставляться отметка о вручении решения работодателю.

Решение о принудительном исполнении направляется работодателю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Срок направления - в течение 3 рабочих дней после дня принятия данного решения государственным инспектором труда.

Если работодатель не согласен с решением о принудительном исполнении, он вправе обжаловать его в суде в течение 10 календарных дней со дня его получения.

Направление решения о принудительной выплате задолженности по зарплате судебным приставам

Если работодатель не исполнил решение трудовой инспекции и истек 10-дневный срок его обжалования, копия такого решения направляется инспектором в службу судебных приставов. Поскольку решение о принудительном исполнении по своей юридической силе приравнено к исполнительному листу, на его основании пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). В его рамках он запрашивает у банков сведения о видах и номерах банковских счетов должника, количестве и движении денег на этих счетах, а также направляет в банк требование о взыскании денежных средств с этих счетов.

Исполнительное производство заканчивается после перечисления денег взыскателю (работнику) в полном объеме. Если на счету работодателя-должника нет денег, то в течение 2 месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Постановление о прекращении исполнительного производства направляется в трудовую инспекцию в форме электронного документа.

Новые правила действуют с 13.12.2019 и применяются к задолженности работодателя, даже если она возникла до этой даты.

В 2020 году наша героиня Лариса работала в ювелирном салоне и в первый локдаун столкнулась с задержкой зарплаты, к тому же узнала, что беременна. Рассказываем, как Лариса отстояла свои права, получила деньги и сохранила работу.

Краткое содержание:

На самоизоляцию без зарплаты

Эта история началась в 2020 году. Я работала в сети ювелирных салонов в Мытищах. И 28 марта нас всех отправили на самоизоляцию, причём сразу до конца апреля. Вскоре я узнала, что беременна, и через несколько недель предупредила об этом руководителя. В то же время работодатель начал требовать написать заявление на отпуск за свой счёт, теперь уже до конца мая. Бумагу нужно было подписать от руки, а фото выслать по WhatsApp. Многие сотрудники, как и я, отказались, так как по указу президента в стране были объявлены нерабочие дни с сохранением зарплаты и хотя бы окладную часть нам должны были выплачивать. Но у нашей компании, видимо, было другое мнение на этот счёт. Начались угрозы.

В грубой форме руководство грозилось всех подставить и уволить несогласных.

Дело в том, что мы в ювелирном магазине работаем под камерами: в первую очередь для безопасности, но часто камеры используют, чтобы следить за сотрудниками. Встал не в ту позу, не так поговорил с клиентом — могут оштрафовать. Деньги сразу вычитают из зарплаты, причём никто ничего не объясняет — просто штраф за нарушение.

Мне каждый день звонил начальник, грозил, что меня уволят, если не напишу заявление на отпуск за свой счёт, а я, беременная, нигде другую работу в ближайшие годы не найду. Было странно слышать это от руководителя: я не раз становилась продавцом месяца, то есть действительно хорошо работала и приносила большую прибыль компании. До этого с руководством у меня всегда были хорошие отношения.

Трудовой кодекс защищает беременных женщин: работодатель не может расторгнуть договор по своей инициативе, говорится в статье 261 Трудового кодекса (ТК РФ).

Те же правила касаются и сотрудников, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком. Работодатель может уволить только:

  • по собственному желанию;
  • в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности ИП.

Как я обратилась в трудовую инспекцию

Прежде с подобными ситуациями я никогда не сталкивалась, но после очередного звонка с угрозами моё терпение кончилось. Я начала искать в интернете, что делать, если работодатель нарушает закон, почитала сами законы и форумы, где люди делились своим опытом.

Многие участники форумов писали, что, столкнувшись с задержками зарплат, обращались именно в трудовую инспекцию и получали оперативную помощь. Я решила последовать их примеру.

Трудовой кодекс защищает беременных женщин: работодатель не может расторгнуть договор по своей инициативе, говорится в статье 261 Трудового кодекса (ТК РФ).

Есть три варианта, куда можно обратиться, если работодатель задерживает зарплату:

Прокуратура — государственный орган, который следит за соблюдением законов во всех сферах. Прокуроры занимаются как большими уголовными делами, так и жалобами на чиновников, госслужбы и предприятия. Обращение обязаны рассмотреть в срок до 30 дней, прокурор может провести самостоятельную проверку, но высока вероятность, что прокуратура передаст обращение в трудовую инспекцию.

Трудовая инспекция — надзорный орган, созданный специально, чтобы контролировать работодателей. Сотрудник может обратиться в инспекцию по телефону или через сайт. Есть возможность сохранить анонимность, тогда работодателю не сообщат, кто написал заявление.

Суд — последняя инстанция, обращаться туда стоит, если получить деньги другими способами не получается. Правда, без юристов подготовить иск обычно сложно — нужны точные ссылки на законы и грамотно составленные требования. Кроме того, что нужно закладывать расходы на юриста, сам процесс может затянуться. Зато пошлину платить не придётся — по статье 393 ТК РФ, иски, связанные с задержкой зарплаты, освобождаются от таких затрат. Обращение в суд имеет смысл, если сумма велика, другие способы не помогают, а в действиях работодателя наблюдается состав уголовного преступления — собственная выгода и корыстный умысел. Чаще люди стараются решить вопрос досудебно.

Какие полномочия есть у трудовой инспекции


Уже через неделю мне поступил звонок от сотрудника трудовой инспекции. Он попросил изложить все претензии к работодателю, уточнить его юридический и фактический адреса, расспросил о непосредственном руководителе и начальнике фирмы. Я не ожидала такого внимательного отношения к себе и была приятно удивлена. Мне сказали, что дело запускают в производство и в ближайшее время известят работодателя. Напоследок сотрудник спросил, не хочу ли я подать жалобу анонимно, но я решила, что выступлю открыто, чтобы все понимали, с кем имеют дело.

Я объяснила, что не намерена мириться с таким отношением и, как только закончатся нерабочие дни, хочу выйти на свою работу и спокойно доработать до декрета.

Как составить обращение в трудовую инспекцию

В обращении в трудовую инспекцию нужно указать:

Заявку регистрируют в течение трёх суток. После чего у инспекции есть до 30 календарных дней на рассмотрение жалобы. При необходимости срок может быть увеличен ещё на месяц. В рамках проверки трудинспекция изучит документы и отчётность, также может приехать в офис работодателя. По итогу инспекторы составят акт, если нарушения подтвердятся — руководителя организации обяжут устранить проблемы.

По результатам проверки трудовая инспекция может обратиться в прокуратуру или сама возбудить дело об административном правонарушении. Обычно работодатель заинтересован решить конфликт мирным путём и не доводить дело до санкций. Иначе работодателя обяжут оплатить штраф для юрлиц от 30 до 50 тысяч ₽ за первое нарушение и от 50 до 100 тысяч ₽ — за повторное. А также выплатить работнику все деньги, вместе с компенсацией за задержку. Размер компенсации считается по формуле: 1/150 ключевой ставки ⨉ количество дней ⨉ сумма долга.

Как мой работодатель отреагировал на проверку инспекции

Через неделю после разговора с представителем трудовой инспекции мне позвонил мой непосредственный руководитель. Абсолютно другим, вежливым тоном он спросил, есть ли у меня больничные листы за период самоизоляции и какие претензии накопились к компании. Выслушав, он дружелюбно пригласил меня в офис пообщаться лично. Но в то время в Москву можно было попасть только по пропускам (а я живу в области), да и я прекрасно понимала, что в закрытый офис меня могут звать не просто так, а чтобы надавить и заставить забрать заявление из трудовой инспекции. Ехать одна я категорически отказалась и поставила свои условия: приезжаю или с юристом, или с супругом.

К телефонному разговору я подготовилась, написала целую речь на бумажке, ждала звонка несколько дней, но в итоге директор со мной так и не связалась. А через две недели в Москве снова продлили нерабочие дни, на этот раз до середины июня. Руководитель отдела связался со мной только через несколько недель. Сказал, что мне всё выплатят. Попросил написать заявление, что я отказываюсь от проверки нашей компании в трудовой инспекции. Но я сказала, что сначала дождусь денег. Их перевели буквально через день, в тот же день я отозвала жалобу.

Мои советы тем, чьи права нарушил работодатель

В конце июня нерабочие дни закончились, и я снова вышла на работу. Примерно тогда же мне позвонили из трудовой инспекции — тот же сотрудник. Поинтересовался, заплатили ли мне, сказал, что если меня ещё кто-то обидит, чтобы я сразу об этом сообщила. Сейчас я в декрете, с ним тоже всё получилось успешно и без проблем: никто не пытался давить, манипулировать. История закончилась удачно.

Жалею, что не сразу обратилась в трудовую инспекцию. Изначально я этого не сделала, потому что боялась негативного отношения на работе и думала, что никто не будет разбираться в моих проблемах. Но, как оказалось, всё наоборот. Тем, кто окажется в подобной ситуации, советую не паниковать и помнить, что нас защищает трудовое законодательство. Нужно бороться за свои права и не бояться настаивать на своём.

Заработную плату работодатель обязан выплачивать не реже одного раза в полмесяца. Конкретные даты выплат компания определяет сама и указывает их как минимум в одном из трёх документов: трудовом договоре, коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Выплатить деньги работодатель должен в течение максимум 15 календарных дней со дня окончания периода, за который начислена зарплата. Это закреплено в статье 136 Трудового кодекса.


Составление претензии администрации организации — это один из способов получить вознаграждение за труд как можно скорее, а также компенсацию за несвоевременную выплату. О том, как грамотно составить и передать документ работодателю, читайте далее.

Основания для претензии

В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ зарплата должна выплачиваться работникам регулярно и в полном объеме. При этом периодичность выплат — не реже двух раз в месяц. Конкретные даты определяются в каждой организации.

Таким образом, если работник не получает заработную плату в течение срока, превышающего 15 дней, у него появляются основания требовать от работодателя погашения задолженности.

Важно отметить, что способов защиты прав несколько. Например, работники в силу положений ст. 142 ТК РФ могут приостановить работу, предварительно письменно уведомив об этом работодателя; обратиться в трудовую инспекцию, органы прокуратуры.

Что же касается претензии, то строго формально ее составление не является обязательным этапом для обращения в трудовую инспекцию или для прекращения работы. Однако сам факт наличия единства работников в намерении отстаивать свои права и первый шаг в этом направлении — это крайне тревожный сигнал для администрации предприятия.

Соответственно, в большинстве случаев администрация вынуждена вести переговоры с работниками и идти на уступки, даже в той ситуации, когда задержка зарплаты вызвана тяжелыми экономическими условиями на самом предприятии.

Правила составления претензии

Нормативно закрепленных правил или требований к содержанию претензии не существует. Поэтому подобные документы составляют исходя из общих правил юридической техники.

  • титульную часть, в которой указывается, кому адресуется претензия и от кого, название документа, дата и место составления;
  • описательную часть, в которой описана история возникновения задолженности по зарплате;
  • мотивировочную часть, где указываются ссылки на нормы ТК РФ, например на положения ст. 136 ТК РФ, коллективного соглашения или трудовых договоров с работниками, которые обязывают администрацию организацию платить зарплату вовремя;
  • резолютивную часть, где указываются требования работников погасить задолженность, обозначаются сроки и те действия, которые готовы предпринять работники в случае неисполнения их требований.

Порядок подачи претензии

На практике существует два способа подачи претензии:

  • непосредственно представителю работодателя;
  • по почте.

Первый способ быстрее и проще. Для этого претензия изготавливается в двух экземплярах, один из которых передается представителю работодателя в руки. Соответственно, на втором экземпляре принявший документ сотрудник должен указать должность, инициалы, дату получения документа и поставить подпись. Далее претензия в кратчайшие сроки попадет на стол руководителю организации или иному компетентному руководителю.

Минусом данного варианта является возможность отказа в приеме претензии. Так как многие сотрудники попросту не хотят брать на себя ответственность за прием таких документов. При этом закон не обязывает их принимать их.

Соответственно, в случае отказа претензию необходимо направлять по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Отказаться от такого письма работодатель не сможет, и претензия будет им получена.

Дальнейшие действия работника

Дальнейшие действия работника будут зависеть от реакции администрации предприятия на претензию. В том случае, если требования выполнены не будут, сотрудники могут прекратить работу до погашения задолженности либо обратиться в контрольно-надзорные органы. Если же работодатель частично идет навстречу, то, как поступать в каждой конкретной ситуации, необходимо решать работникам исходя из экономической ситуации на предприятии и других обстоятельств.

Написание претензии — это важный шаг на пути отстаивания своих интересов в случае задержки зарплаты, который не требует значительных временных или финансовых затрат.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Своевременная и достойная оплата труда – первейшая обязанность любого работодателя, ведь материальная заинтересованность работника является лучшим стимулом для качественного выполнения обязанностей.

К сожалению, в России зачастую бывает наоборот, каждый седьмой работник сталкивается с нарушением своих интересов. Одним из самых распространенных нарушений является невыплата (полная, частичная, несвоевременная) зарплаты сотрудникам.

Когда можно писать жалобу?

В соответствии с законом, заработная плата перечисляется сотрудникам не реже двух раз в месяц. Дни, когда это происходит, должны указываться в локальных нормативных актах (например, правилах внутреннего распорядка), трудовых договорах или коллективных соглашениях.

Подача жалобы (впрочем, документ этот может иметь и другое название, например, заявление или претензия – суть его не изменится) в связи с задержкой выплаты возможна уже на следующий день после того, как работник не получил своего заслуженного вознаграждения.

Крайний срок обращения — не позднее 3 месяцев (это общий срок для разрешения трудовых споров) с того дня, как права работника в части выплаты заработной платы были нарушены, или он об этом узнал.

Кроме того, с 1-го дня задержки у сотрудника возникает право на каждодневную компенсацию 1/150 величины рефинансирования от неперечисленной зарплаты, возможность не выходить на работу на 15-й день после просрочки, а через два месяца и вовсе инициировать уголовное преследование в отношении недобросовестного работодателя.

Для невыхода на работу после 15-го дня задержки нужно написать заявление о приостановлении работы.

Но первым шагом все же является обращение в трудовую инспекцию. Сделать это можно тремя различными способами:

  • Нанеся личный визит в приемные дни.
  • Дистанционно, с помощью официального сайта.
  • Посредством почты.

Учитывая ненадежность электронных ресурсов и недостатки почтовых отправлений, первый способ представляется самым быстрым.

Если обращение в трудовую инспекцию не поможет, можно жаловаться в прокуратуру — образец жалобы, или суд — образец иска о взыскании зарплаты.

Как оформить при задержке выплаты зарплаты?

Заявление на работодателя о невыплате заработной платы пишется в свободной форме, но нужно постараться сделать его максимально сжатым и информативным, не забыв при этом обязательно указать следующие сведения.

Во вводной части:

В описательной части:

  • Временной промежуток работы — дата трудоустройства и увольнения (если уволился), если нет, то указывается, что работает по сегодняшний день.
  • Структурное подразделение и занимаемая должность.
  • Указание дня, когда должна была производиться выплата заработной платы.
  • Фактическая дата и величина последней выплаты зарплаты.
  • На какой срок задержана.
  • Общий размер денежного довольствия.
  • Общая сумма долга по заработной плате перед работником.
  • Данные о самостоятельных безуспешных попытках обращения к работодателю.

В заключительной части:

  • Просьба обязать работодателя к погашению задолженности, с учетом начисленных штрафных санкций. Дополнительно может выдвигаться просьба о его привлечении к административной или уголовной ответственности.
  • Дата подачи документа.
  • Подпись заявителя с расшифровкой.

Составление заявление при задержке не требует специальных правовых знаний, но будет отлично, если в нем будут содержаться ссылки на нормы права.

Но одного заявления недостаточно – никакие голословные утверждение не будут иметь силы. Чтобы подтвердить верность своих требований в части выплаты зарплаты, работнику придется предоставить копии следующих документов:

  • Подтверждающие зарплатные дни.
  • Паспорт заявителя.
  • Трудовой договор.
  • Трудовую книжку (если на руках).
  • Приказ об увольнении (если уволен).

Полный перечень документов позволит в максимально сжатые сроки защитить свои нарушенные права и наказать работодателя за задержку.

Как жаловаться в коллективном порядке?

Составление коллективной жалобы при невыплате зарплаты почти ничем не отличается от единоличной.

Вся разница заключается в том, что в верхней части (шапке) необходимо будет указать всех, без исключения, заявителей, а после указания требований, в конце, каждый из них должен будет поставить свою подпись и расшифровать ее.

Порядок и сроки подачи коллективной жалобы в трудовую инспекцию о задержке те же самые.

Однако она имеет ряд преимуществ перед индивидуальной.

Коллективное заявление характеризуется:

  • Большей степенью доверия к тому, выразителем чего является целый трудовой коллектив.
  • Отсутствием разногласий в оценке сотрудниками своего руководства.
  • Возможностью создания общественного резонанса, с привлечением СМИ, социальных сетей и других ресурсов.

Но для трудовой инспекции безразлично, подается ли жалоба одним человеком или трудовым коллективом.

Сроки рассмотрения инспектором по труду

В ходе рассмотрения заявления о невыплате оплаты труда, сотрудники трудовой инспекции обязаны обеспечить:

  • Своевременное рассмотрение материалов. При необходимости произвести запрос нужных документов, организовать проверочные мероприятия.
  • Вынести мотивированное решение в срок.
  • Контролировать неукоснительное выполнение своего решения.
  • Довести до заявителей результат рассмотрения и объяснить порядок и сроки обжалования.

Поскольку рассмотрение дел о задержке заработной платы влечет дополнительные проверки, срок из рассмотрения устанавливается равным 30 календарным дням.

В некоторых случаях, решением руководителя территориального подразделение может быть вынесено решение об увеличении этого срока еще на 30 дней (то есть, в общей сложности 60 суток).

Такая необходимость возникает, если работодатель находится в отдаленной местности, требуется проведение дополнительных исследований, экспертиз, а так же в иных случаях.

Выводы

Таким образам, трудовая инспекция – первая и наиболее близкая инстанция, в которую может (и должен) обратиться сотрудник, чьи права в части выплаты зарплаты нарушены.

Обращение может быть как личным, так и коллективным. Сотрудники инспекции по труду будут обязаны принять заявление, разъяснить обратившимся их права, а так же провести нужные проверки и вынести решение, которое следует довести до заявителя.

Как написать жалобу в трудовую инспекцию

Перед тем, как написать жалобу в трудовую инспекцию, стоит ознакомиться с содержанием ст. 21 ТК РФ и ст. 22 ТК РФ. Там описаны основные права и обязанности обеих сторон трудовых отношений – работника и работодателя. В самом обращении давать ссылки на законодательные нормы не обязательно, но все же лучше указать, предписания какой именно статьи нарушил наниматель. Это поможет избежать возможных недоразумений с инспекторами по поводу того, что является предметом обжалования, а также ускорить процедуру разбирательства.

Почему жалуемся именно в ГИТ?

Государственная инспекция труда или сокращенно ГИТ – это территориальный орган федеральной инспекции труда. Основной задачей данной структуры является осуществление государственного надзора за соблюдением законодательства, содержащего нормы трудового права.

Поэтому если речь идет о нарушениях прав нанятых по трудовым договорам лиц, то подобные инциденты, конечно же, подпадают под компетенцию трудовых инспекций. Инспектор после получения жалобы должен провести проверку и при наличии оснований привлечь нарушителя к ответственности. При этом ГИТ вправе применять исключительно административные санкции, а также издавать предписания об устранении выявленных нарушений.

Если же поведение работодателя подпадает под нормы Уголовного кодекса РФ, то сигнализировать о подобном нужно в прокуратуру. Этот орган занимается расследованием деяний, в которых есть состав преступления. В прокуратуру можно пожаловаться и тогда, когда действия работодателя не предполагают уголовного наказания. Жалобу, конечно же, примут, однако в дальнейшем заявление попросту перенаправят в компетентную инстанцию, то есть в ГИТ.

Еще один вариант – судебное разбирательство. Однако в суд обращаются в том случае, когда работник намерен получить конкретный материальный результат, например:

    и восстановление в должности;
  • возмещение невыплаченной зарплаты;
  • выплата различных компенсаций и тому подобное.

Вам также будет интересно:

Каким способом пожаловаться?

Жалоба на работодателя может быть оформлена стандартным способом либо подготовлена и направлена в онлайн режиме. Далее рассмотрим более подробно каждый из доступных вариантов.

Однако все больше граждан предпочитают обращаться в ГИТ онлайн. Это вполне объяснимо, ведь такой механизм обжалования имеет ряд преимуществ:

  1. не нужно никуда идти лично;
  2. на сайте есть подсказки, как правильно оформить заявление;
  3. процедура подготовки и направления жалобы занимает гораздо меньше времени.

Пожаловаться онлайн тоже можно несколькими способами.

Пользователь будет направлен в Общественную приемную, где ему будет предложено несколько услуг:

Выбираем последний пункт.

Система перенаправит пользователя на следующую вкладку, где будет пустая форма обращения. Здесь нужно указать тему обращения (можно выбрать из выпадающего списка), а также ввести текст обращения. Далее нужно прикрепить файлы-приложения, ввести капчу, дать согласие на обработку персональных данных и указать сведения об отправителе и работодателе.

Заполнение формы с обращением на сайте Роструда

Онлайниспекция.рф - сообщить о проблеме

  • организовать проверку изложенных фактов;
  • предоставить официальную консультацию ГИТ.

Ставим отметку напротив подходящей строки и нажимаем продолжить.

Подача жалобы лично либо почтой

Личная подача обращения подразумевает, что автор документа либо уполномоченное им лицо отправляется по адресу соответствующей инспекции и оставляет там один экземпляр своей жалобы. Не помешает подготовить и второй экземпляр документа – на нем должностное лицо, например, секретарь или специалист приемной, должно поставить отметку о том, что бумага была принята.

Для тех, у кого нет возможности посетить ГИТ лично, подойдет вариант с почтой. Но не стоит отправлять письмо простой корреспонденцией. Лучше остановиться на заказном письме с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Тогда у отправителя будут доказательства того, что именно он отправил и когда жалоба была доставлена по месту назначения.

Что написать в жалобе?

Законодатель не дает четкого ответа на вопрос о том, как правильно написать жалобу в трудовую инспекцию. Единой универсальной формы не предусмотрено. Если жалобщик оформляет обращение онлайн, то его задача частично упрощается, ведь система сама запросит необходимые сведения и автоматически сформирует жалобу.

После этого можно приступать к самой сути обращения. В этой части необходимо описать обстоятельства и даты совершения правонарушения, перечислить меры, предпринятые работником для устранения конфликта. Также нужно упомянуть о том, как отреагировал руководитель на претензии, высказанные сотрудником.

Вам также будет интересно:

Наконец заявитель должен перечислить свои требования относительно нарушителя. Здесь также можно сослаться на нормы ТК РФ, которые были нарушены работодателем, но это не обязательный пункт.

Если жалобщик добавляет к жалобе какие-либо письменные доказательства совершения нарушения, то следует оформить список приложений.

В конце указывается дата составления документа и проставляется подпись жалобщика. Обращения, поданные анонимно, не рассматриваются.

Как пожаловаться анонимно?

Анонимные жалобы в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ №59 рассмотрению не подлежат. Так же, как и обращения, в которых не указан адрес для обратной связи. То есть инспектора в любом случае должны быть осведомлены о персоне, которая заявила о нарушении ее трудовых прав.

Но это не значит, что работодатель обязательно узнает, кто на него пожаловался. Дело в том, что в трудовых отношениях работник – это всегда более уязвимая сторона. Работодатель имеет право притянуть подчиненного к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить, либо-же попросту создать для сотрудника такие условия, при которых он сам вынужден будет уйти с компании.

Законодатель учел этот момент. Поэтому жалобщик имеет право просить в своем обращении о неразглашении его персональных данных. Основание – ст. 358 ТК РФ. Также ст. 6 ФЗ 59 говорит о том, что запрещается преследовать лицо, обратившееся за защитой нарушенных прав.

То есть чиновники ГИТ обязательно будут знать данные гражданина, направившего жалобу. А вот от нанимателя эта информация может быть скрыта.

Конечно, в некоторых случаях сохранить анонимность обратившегося трудно, ведь в ходе проверки инспектор должен изучить документы на конкретного сотрудника. А это позволит работодателю легко вычислить, кто именно из подчиненных пожаловался. В подобной ситуации проверяющий может запросить материалы на нескольких работников, чтобы для руководства персона жалобщика оставалась неизвестной.

Коллективная жалоба

Коллективная жалоба отличается только количеством жалобщиков – ее могут подписать двое и более сотрудников. В остальном правила подготовки и подачи документа такие же, как и те, что были рассмотрены выше.

В шапке достаточно указать только одного заявителя. Именно ему будет направлен ответ из ГИТ по результатам рассмотрения обращения.

Вам также будет интересно:

Сколько времени придется ждать результатов?

Обращение будет рассмотрено в течении 30 дней. Заявитель вправе выбрать предпочитаемый способ получения ответа, в противоположном случае ответ придет почтой.

В течении месяца с момента получения жалобы инспектор обязан изучить обращение, а также проверить факт совершения неправомерного деяния. Если будет выявлено, что работодатель действительно нарушил закон, его оштрафуют и вручат предписание об устранении этих нарушений.

Иногда инспектора в ходе проверки устанавливают, что расследование неправомерного деяния не относится к их компетенции. Например, если идет речь о преступлении или о проступке, административные санкции за совершение которого применяет другая служба. В таком случае ГИТ перенаправит жалобу в прокуратуру либо в другой компетентный орган.

Читайте также: