Как наказать коллегу по работе за подлость

Обновлено: 03.05.2024

Иногда люди ссорятся. А в пылу ссоры — бросаются друг в друга бранными словами, не подозревая, что за это придется поплатиться не муками совести, а реальными деньгами.

Вот что еще заставят сделать за неосторожные слова.

Компенсировать моральный вред

Почему так. Конституция дает каждому гражданину право на защиту чести и доброго имени. Можно потребовать извинений и опровержения, а можно — компенсацию морального вреда. Обиженный адвокат так и сделал, и он прав — все по закону.

Как не оказаться в такой ситуации. Будьте осторожны, ссорясь на публике. Обидная фраза, которую слышал кто-то еще, легко станет поводом для судебного разбирательства.

В этой истории один адвокат оскорбил другого прямо на судебном заседании — брань слышало множество людей. Но требовать денег за моральные страдания можно и за оскорбительные комментарии в интернете: ведь интернет — это тоже своего рода общественное место.

Заплатить штраф

Ситуация. Пара развелась, и теперь мужчина пишет в социальных сетях гадости про бывшую жену. Женщине это не нравится, и она настроена бороться.

Что произойдет, если женщина обратится в суд. Женщина может потребовать в суде не только компенсацию морального вреда, но и штраф за оскорбление: от трех до пяти тысяч рублей. Правда, эти деньги бывший муж заплатит не ей, а государству.

Почему так. Государство наказывает рублем тех, кто не умеет держать себя в руках. Если один человек обзывает другого неприличными словами даже наедине — это повод обратиться в полицию. А если оскорбления видят или слышат другие люди, это еще хуже: сумма штрафа для обидчика вырастет.

Социальные сети — такое же публичное пространство, как и кафе или общественный транспорт. И оскорблять других людей там тоже нельзя.

Как правильно поступить, чтобы наказать обидчика. Нужно успеть обратиться в полицию в течение трех месяцев с того момента, когда вас оскорбили. Чтобы ускорить процесс, приложите к заявлению распечатанные скриншоты комментариев, которые вас задели, и профиля нарушителя в социальной сети.

Извиниться

Ситуация. Мужчина заподозрил управляющую компанию в нечестности: будто бы она присваивает деньги жильцов, не ухаживает за домом, да еще и незаконно составляет протоколы собраний. Чтобы добиться справедливости, мужчина обратился в прокуратуру и к губернатору, а еще поделился опасениями с соседями.

Управляющая компания работала честно, поэтому обиделась и потребовала извинений: мужчина подорвал репутацию УК своими домыслами.

Что сказал суд. Суды сделали разные выводы: краевой суд решил, что мужчина должен извиниться, но Верховный суд с доводами не согласился и отправил дело на пересмотр.

Но пока суды обменивались бумагами, управляющая компания обратилась с решением краевого суда к приставам — и мужчину заставили публично извиниться. Он разместил на подъездах объявления с извинениями и отправил фотографии коммунальщикам.

Почему так. Краевой суд решил, что мужчина распространял порочащие сведения, а значит, управляющая компания может потребовать опровержения через суд. Если мужчина считает, что он прав, то должен доказать, что УК действительно плохо работает. Подозрения — это не доказательства, а раз нет фактов, то нечего и рассказывать об этом другим людям.

Верховный суд согласился с тем, что управляющая компания имеет право защищать свою репутацию, но и о правах мужчины не забыл: у каждого есть право на свободу мысли и слова, и каждый вправе обращаться в государственные органы.

Чтобы понять, стоит ли наказывать мужчину, нужно разобраться в его мотивах: действительно ли он хотел удостовериться, что управляющая компания не ворует его деньги, или затеял все это только для того, чтобы компании навредить.

Как не оказаться в такой ситуации. Вообще-то заставить кого-то извиняться суд не может, но в реальности такое иногда случается ¯\_(ツ)_/¯

А еще иногда бывает, что УК и правда не ухаживает за домом. В этом случае жалуйтесь осторожно: не оскорбляйте компанию и не рассказывайте посторонним о своих подозрениях — если они не подтвердятся, суд может посчитать это распространением порочащих сведений.

Компенсировать убытки

Ситуация. На сайте пользователи оставили негативные отзывы о работе юридической компании. Компания потребовала удалить отзывы, а владельцы сайта не согласились. Тогда юристы пошли в суд и потребовали компенсировать убытки: как минимум один клиент отказался от сотрудничества с компанией из-за плохих отзывов.

Что сказал суд. Негативные отзывы действительно мешают компании зарабатывать. Сайт должен заплатить 485 000 Р : 65 000 Р за расторгнутый клиентом договор, а остальное — за судебные издержки.

Почему так. Информация на сайте вредит деловой репутации компании: клиент расторг договор с юридической фирмой после того, как прочел отзывы. Клиент поверил в их достоверность, а вот суд — нет: никаких доказательств того, что в отзывах написана правда, ответчик не предоставил.

Но ведь эти отзывы писали другие люди, почему владелец сайта должен что-то доказывать? Потому что найти настоящих авторов этих отзывов невозможно, а значит, распространяет недостоверную информацию именно сайт. Чтобы ни за что не платить, нужно было соглашаться на требования юридической фирмы и сразу удалять отзывы.

Еще важно модерировать отзывы. Это не значит, что о компаниях теперь нужно оставлять только положительные комментарии. Ругать тоже можно, но по правилам: либо прикладывать доказательства к своей истории, либо высказываться исключительно в субъективно-оценочном ключе. А вот если негативная ситуация преподносится в отзыве как факт, но без подтверждения — компания может засудить обидчика.

Хамство — самый доступный способ самоутвердиться за счет другого человека. Как поступать, как реагировать, если вам хамит коллега или руководитель в присутствии всего коллектива? Антон Ходарев, доктор экономических наук и профессиональный ментор, дает несколько конкретных советов

Позвольте, я вас покритикую

С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.

Надо ли отвечать на хамство?

Есть несколько вариантов ответа.

  • Спокойно промолчать с осознанием своей силы

Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.

Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.

В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.

Хамство со стороны начальства

Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.

Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.

Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:

1) Каковы ваши личные ощущения?

2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?

3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?

Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.

Элемент большой игры

Что делать с хамом дальше?

Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.

И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?


ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА

Под моббингом понимается коллективный психологический террор, травля в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег, подчиненных или начальства. Цель такой травли — заставить работника уйти с места работы или ослабить степень его социального или профессионального влияния в коллективе.

Существует два основных вида моббинга:

  • Вертикальный (боссинг) — от начальства к сотруднику, или от коллег к новому руководителю, которого коллектив не принимает.
  • Горизонтальный — от группы коллег к одному сотруднику.

ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ

№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.

В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.

№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.

Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.

№ 3. Фаза насилия.

Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.

№ 4. Социальная изоляция.

Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.

№ 5. Потеря рабочего места.

Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.


Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.

Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.

Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.

Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки не имеют никакого отношения к делу.

Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.

Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.

В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой, безвольной и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

В этой статье я рассказываю о методах, позволяющих выжить на работе и одержать верх над злоупотребляющими своим положением начальниками и коллегами. Некоторые советы происходят из общения с моими читателями, некоторые из моей книги No Asshole Rule, а некоторые из научных исследований. И прежде чем я возьмусь за список советов, вот самый главный из них:

ЕСЛИ ЭТО ВОЗМОЖНО — БЕГИТЕ. Лучшее, что можно сделать, если вы оказались в руках засранцев — это выбираться оттуда как можно скорее. Вам угрожает серьезный личный ущерб, и вы сами можете превратиться в сволочь. Сволочное поведение — это не врожденная черта каких-то несчастных уродов: это заразная болезнь.

Но побег не всегда возможен, и поэтому вот мои главные советы, позволяющие справляться с засранцами на работе, если вы не можете от них сбежать (пока):

2. Если обидчик продолжает оплевывать вас ядом, по возможности ограничьте свои контакты с ним. Избегайте совещаний с ним. При возможности проводите их по телефону. Пусть эти разговоры будут как можно более короткими. Ведите себя вежливо, но не снабжайте оппонента личной информацией в любом виде, включая электронную переписку. Если урод пишет или говорит что-то мерзкое, постарайтесь удержаться от ответной реакции: она загонит вас в порочный круг сволочного поведения. На встречах, если возможно, не садитесь. Последние исследования показывают, что стоячие совещания не менее эффективны, чем сидячие, но зато короче. Поэтому старайтесь встречаться в помещениях, где нет стульев, и в любом случае не садитесь — это ограничит ваши контакты с засранцами.

4. Тренируйтесь в безразличии и эмоциональной отчужденности — научитесь не отдавать свою душу на съедение засранцу. Гуру менеджмента и топ-менеджеры постоянно тараторят о том, как важны самоотдача, страсть и способность с головой погружаться в работу. Это хороший совет, когда босс и коллеги достойно к вам относятся. Но если вы работаете с людьми, которые относятся к вам как к грязи, они не заслужили вашей страсти и самоотдачи. Тренируйтесь терпеть неприятные события, никак не реагируя на них. Не позволяйте их злобным словам и поступкам по-настоящему тронуть вас. Учитесь спокойной отстраненности, пока не придет день, когда вы найдете работу, заслуживающую вашей страсти и полной самоотдачи.

6. Привлеките в поддержку других жертв и свидетелей. Как показывает пример чиновницы, это чрезвычайно эффективная тактика. Руководству — или судье — гораздо труднее отмахнуться от жалобы, составленной группой жертв, чем от жалоб одного человека. Анализ Памелы Лутген-Сандвик из Университета Нью-Мексико показывает, что люди, противостоящие коллегам-обидчикам вместе, испытывают меньше стресса, с большей вероятностью сохранят рабочее место и выгонят обидчиков.

7. При необходимости предпринимайте юридические меры, но лишь в последнюю очередь. Для таких юридических претензий необходимы подробные документальные свидетельства. И конечно, есть масса сволочных начальников и работодателей, которые заслуживают того, чтобы им влепили штраф побольше. Но если вы столкнулись со злоупотреблениями на работе, то для вас самих лучше всего как можно быстрее выбраться оттуда, пока вы серьезно не пострадали. У меня была длинная беседа по этому поводу с двумя умными юристами, и они указали на неприятный факт, который нужно осознать каждому человеку, оказавшемуся под началом мерзкой личности: чем больше вы потеряли, чем глубже ваша депрессия, чем серьезнее ваша тревога, ваши финансовые потери и физические страдания, тем более обоснована ваша юридическая претензия к боссу и компании. Чем больше вы страдаете, тем больше денег сможете получить. Но почему тогда не бежать оттуда, чем терпеть кошмарные проблемы на работе?

Для людей, попавших в ловушку мерзкой работы, нет простых решений. Но надеюсь, что мой скромный список советов поможет тем, кто ищет возможность дать отпор противному начальнику. И вот еще один совет, который я подумываю добавить в список: смейтесь над оскорблениями со стороны коллеги-засранца и пересылайте его письма с гадостями начальнику. Смысл в том, что если вы не воспринимаете эти гадости как нечто, заслуживающее серьезного внимания, они причиняют меньше вреда, и возникает основа для того, чтобы несколько жертв объединились и начали давать обидчику отпор.

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.

Читайте также: