Как начать классный час по профориентации знакомство с профессией родителей

Обновлено: 16.05.2024

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько не душится
Лодырь богатый,-
Очень не важно
Он пахнет, ребята!

Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать?
Вот гвоздь,
Вот подкова,
Раз, два –
И готово!

X. Загадки о профессиях.
- Любите отгадывать загадки? А сейчас, мы их будем отгадывать. Готовы?
Профессий всех не сосчитать!
А вы, какие можете назвать?
1. Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные.
Пахучие котлеты, салаты винегреты?
Все завтраки, обеды. (Повар)

2. С огнем бороться мы должны –
Мы смелые и храбрые.
Мы людям очень всем нужны.
Так кто же мы? (Пожарные)

3. Встаем мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)

4. Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Врач)

5. Вот вам чертеж, где каждый размер
Новой детали дал … (Инженер)

6. Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Хлебороб)

7. Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить
Стариков уважать. (Учитель)

8. Натянут холст, краски, треножник –
Пишет с натуры картину. ( Художник)

9. Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки,
Обувь - справа, ткани – слева,
Чашки – на витрине.
Мама, словно королева
В нашем магазине. (Продавец)

10. Доброты, тепла, души,
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши-
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат –
Ждет ее весь детский сад! (Воспитатель)

11. Приготовит мама суп
Малышам из разных групп,
Ловко вылепит котлеты,
И нарежет винегреты.
И с такой умелой мамой
Я бываю сытый самый! (Повар)

12. Мама может ставить банки,
Мазать ссадины и ранки,
Мамы делают уколы
Всем ребятам нашей школы.
Мама лаской, добрым словом
Помогает стать здоровым! (Медсестра)

13. Мама – золотые руки –
Шьет рубашки, платье, брюки,
Папа, я, сестренка Света –
Все с иголочки одеты! (Портниха)

И еще несколько загадок об очень редких профессиях.
1. Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не легок и непрост,
Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз)

2.Он опускается в забой,
Его работа под землей. (Забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка. (Слесарь)

4. Мастер, мастер помоги-
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди-
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)

В посылке лежат вещи: ножницы, гаечный ключ, утюжок, детская швейная машинка, компас, труба, губная гармошка, конфета, фонендоскоп, свекла, яблоко, фен, детская посуда и т..д
Детям по одному из предметов нужно определить, где и по какой профессии работает хозяин.

- Молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно.
Мы с вами сегодня поговорили лишь о некоторых профессиях.
Но уже сейчас можно сделать вывод: что все работы хороши - выбирай на вкус!


Кем хотите стать вы дети?
Поскорее нам ответьте!
- Я хочу шофером быть,
Грузы разные возить
- Я мечтаю о балете
Лучше нет его на свете!
- Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его и – болезней нет!
- В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет,
Справлюсь я, сомнений нет!
– Вы со мной, друзья, не спорьте,


XIII. Подведение итога.
- Ребята, вот и подошел к концу наш классный час. Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Для того чтобы найти свое любимое дело нужно глубже заглянуть в себя. Старайтесь понять, чем бы вам хотелось заниматься, терпеливо прислушивайтесь к себе. Ведь жизнь увлеченного человека гораздо богаче интересней и красочней. Я думаю, когда вы вырастите, то выберите, ту профессию, которая вам понравиться и будете любить ее, и она вас будет радовать, но помните, любая из них нужна и важна, где бы вы ни работали и что бы вы не делали, вы будете приносить радость и пользу людям.

- Что вам больше всего запомнилось?
- Что больше всего понравилось?

Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!

При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Вводная часть

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы для первой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
  • К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?

Вопросы для второй группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
  • Прокомментируйте позиции каждой из групп.

Вопросы для третьей группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?

Вопросы для четвертой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
  • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?

Вопросы для пятой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
  • Что действительно было счастьем для героя?

Вопросы для шестой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

Фрагменты из фильмов

Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

  • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
  • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

Упражнения

Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Цепочка профессий

Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

Перечень по алфавиту

Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

Формирование образа

У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

  • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
  • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
  • Художественная литература.
  • Документальные или художественные фильмы.
  • Книги о профессиях.
  • Журнальные статьи, очерки.

Критерии выбора

Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

Варианты критериев:

  • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
  • Власть (подчинение других людей).
  • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
  • Азарт жизни (приключения, путешествия).
  • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
  • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины). (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

Цвета и ассоциации

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.

Создание предметов

Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

Портфель профессионала

Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

самооценка и мечты

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

Читайте также: