Как мотивировать сотрудников работать сверхурочно

Обновлено: 25.04.2024

Работодатель имеет право привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными актами предприятия, устанавливающими нормы трудового распорядка.

Согласно ст. 99 Трудового законодательства РФ (далее — ТК РФ) сверхурочной признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени (ежедневной работы (смены)), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Особенности привлечения сотрудников компании к сверхурочной работе

Работодатель может привлечь работника к сверхурочной работе с его письменного согласия в следующих случаях:

  • при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Работодатель может привлекать работника к сверхурочной работе и без его согласия:

  • при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
  • при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлекать работника к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Обратите внимание!

Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин и работников в возрасте до 18 лет. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Особенности оплаты сверхурочной работы

Согласно ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

К сведению

Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Особенности документального оформления сверхурочной работы

Сверхурочная работа не является нормой функционирования предприятия, и в большинстве случае для привлечения работника к сверхурочной работе необходимо получить его письменное согласие (за исключением работ, необходимых для предотвращения или устранения последствий катастрофы, работ по обеспечению водо-, газоснабжения, освещения и т. п., работы при чрезвычайных и военных положениях). В связи с этим внесение в локальные нормативные акты или в трудовые договоры условия о согласии сотрудника осуществлять работы сверхурочно является грубым нарушением трудового законодательства.

Каждый случай привлечения работника к сверхурочной работе должен быть документально оформлен.

Мы рекомендуем

Как правило, оформление начинается с написания служебной (или докладной) записки инициатором сверхурочной работы, которым может выступать начальник структурного подразделения предприятия. В служебной записке (пример см. далее) обязательно должна быть указана следующая информация:

  • причина привлечения сотрудников предприятия к сверхурочной работе;
  • перечень сотрудников предприятия, привлекаемых к сверхурочной работе;
  • период привлечения сотрудников предприятия к сверхурочной работе, а также время осуществления сверхурочной работы;
  • получатель информации (директор предприятия или иное уполномоченное лицо, которое имеет право принимать соответствующие решения);
  • дата и подпись инициатора привлечения сотрудников к сверхурочной работе.


На основе служебной записки руководитель предприятия принимает решение о целесообразности привлечения сотрудников к сверхурочной работе. При этом он может вызвать инициатора сверхурочной работы и потребовать более подробных разъяснений.

После одобрения руководителем предприятия или иным уполномоченным на то лицом, как правило, начальник кадровой службы формирует уведомления для каждого сотрудника, привлекаемого к сверхурочной работе, согласно служебной (докладной) записке.

Уведомление о выполнении сверхурочных работ составляется в произвольной форме, но обязательно должно содержать следующие сведения:

  • ФИО и должность сотрудника (сотрудников), привлекаемых к выполнению сверхурочных работ;
  • причины выполнения сверхурочных работ;
  • период и время выполнения сверхурочных работ;
  • особенности оплаты сверхурочной работы;
  • подпись начальника кадровой службы и дату.

Дополнительно в данном документе (или на оборотной стороне) можно предусмотреть раздел о согласии/несогласии сотрудника работать сверхурочно в случае, когда у работника есть право отказаться.

А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Даже если вы очень любите свою работу, вряд ли вы захотите задерживаться на ней дольше, чем это необходимо. Или при определенных причинах все же захотите? А если об этом просит или настаивает работодатель?

Что такое сверхурочная работа?

На каждом предприятии организован определенный рабочий режим, предусматривающий длительность времени труда и отдыха. Он отражен во внутренних нормативных актах. Продолжительность рабочего дня строго регламентирована законом об охране труда, время рабочих смен тоже определено. Иногда ведется общий учет рабочих часов, суммируемых в течение недели или месяца. Любой труд, выходящий за эти рамки, инициированный работодателем, называется сверхурочным.

Трудовой Кодекс РФ говорит о нюансах превышения установленных временных норм работы в ст. 99, а вознаграждение за такой труд выплачивается в соответствии со ст. 152.

Какая дополнительная работа не является сверхурочной

Вопрос: Признается ли расходом для целей налога на прибыль оплата сверхурочной работы и работы в выходные и праздничные дни в размерах, превышающих установленные Трудовым кодексом РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Не признается сверхурочной и работа, выполняемая в режиме ненормированного рабочего дня.

ВАЖНО! Сверхурочная работа не может быть постоянной практикой на предприятии, прибегать к ней можно только в случае необходимости и время от времени.

Необходимо разрешение!

Для того, чтобы работник трудился дольше, чем того требует установленный распорядок рабочего дня или длительность смены, либо превысил суммарное количество часов за расчетный период, работодателю нужно сначала испросить на это согласие. Прежде чем задумываться о привлечении своих подчиненных к сверхурочной занятости, следует заручиться разрешением:

  • профсоюзной организации, защищающей права трудящихся, или представителя этого органа;
  • самого работника в письменном виде.

Вопрос: Включается ли в расходы для целей налога на прибыль оплата сверхурочных работ, продолжительность которых превышает 120 часов в год (п. 3 ст. 255 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Поводы поработать дополнительно

Просто так попросить сотрудника остаться на работе и трудиться сверхурочно работодатель не вправе. Для работы в ТК, трудовом договоре и других законодательных актах оговорено специальное время, и нарушать этот режим без повода не позволено никому. Однако, временами происходят непредвиденные случаи или особые обстоятельства, когда сверхурочный труд оказывается необходимым. Закон предусматривает следующие причины, могущие вынудить работодателя ввести сверхурочный режим труда:

Пусть работают, если им разрешают медики

Некоторые категории работников, даже если они согласны на сверхурочную работу, не могут быть привлечены к ней без положительного медицинского заключения. Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития России № 411н от 02 мая 2012 года требует, чтобы справка об отсутствии противопоказаний к дополнительному труду по состоянию здоровья была выдана:

  • трудящимся на предприятии инвалидам;
  • работающим мамам детей до 3 лет.

ВАЖНО! Помимо разрешающего медицинского документа и согласия, от этих категорий сотрудников требуется их подтверждение в виде собственноручной подписи в том, что они осведомлены о праве отказа трудиться сверхурочно.

Свыше временных норм – ни под каким видом!

Закон определяет тех сотрудников, которых ни при каких обстоятельствах не могут быть привлечены к дополнительной трудовой нагрузке. Даже при согласии нельзя попросить или обязать потрудиться сверхурочно:

  • женщин, ожидающих ребенка;
  • подчиненных, в отношении которых на данное время действует ученический договор;
  • лиц, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • другие категории трудящихся, для которых такое ограничение обусловлено федеральными законами и ТК РФ.

ИСКЛЮЧЕНИЕ! Остаться на работе сверх временного лимита допустимо для несовершеннолетних сотрудников, если они:

  • принадлежат к творческим профессиям;
  • трудятся в медиа-сфере;
  • снимаются на телевидении;
  • заняты в спектакле, цирковом представлении, показе;
  • участвуют в экспонировании каких-либо произведений.

Эти виды деятельности закреплены в списке профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 252 от 28 апреля 2007 г.

Сверхурочное укороченное

Законом предусматриваются отдельные категории рабочих мест, для которых установлена длительность рабочего дня меньше, чем у всех остальных трудящихся. Это не сокращение, а норма. В этом случае, если такие сотрудники будут работать сверхурочно, таким трудом будет считаться превышение именно этой нормы (ст. 92 ТК РФ). К таким категориям относят:

  • трудоустроенных до 18 лет (в зависимости от возраста они могут быть заняты 24-35 часов в неделю);
  • работники-инвалиды 1 и 2 групп – могут работать до 35 часов в неделю;
  • сотрудники на вредной работе 3 и 4 степени (по версии оценки спецусловий труда) – до 36 часов в неделю;
  • женщины, занятые работой на Крайнем Севере;
  • педагоги и медики (ст. 333, 350 ТК РФ).

Когда от сверхурочной работы отказаться не получится

В ст. 99 ТК РФ перечисляются обстоятельства, которые не требуют согласия подчиненных на работу сверх временных лимитов. Когда происходит непредвиденное, нужно действовать быстро и согласованно, не считаясь со временем: это обязанность каждого сотрудника. Выполнять все, от них зависящее, не поглядывая на часы, нужно в следующих ситуациях:

  • устраняя результаты техногенных катастроф, аварий на производстве, последствия разгула стихии;
  • выполняя действия, призванные предотвратить чрезвычайную ситуацию;
  • когда произошла авария с общественно-необходимыми коммуникациями, такими, как связь, транспорт, снабжение водой, отопление, подача газа, электроэнергии и т.п.;
  • необходимо немедленно действовать вследствие введения чрезвычайного или военного положения;
  • произошло нечто, поставившее под угрозу жизнь и здоровье или создавшее ненормальные условия для жизни значительной части населения (голод, природные катаклизмы, эпидемия, нападение животных и др. подобные ситуации).

Время сверхурочное, но рабочее

Несмотря на особую ситуацию, нельзя допустить, чтобы здоровье работника оказалось подорвано трудом сверх установленных норм. Нельзя заставлять человека работать дополнительно дольше, чем 2 дня подряд в течение 4 часов. В течение года таких сверхурочных часов не должно набраться больше 120.

Цена за дополнительный труд

Суммы, которые полагается выплачивать работникам за их сверхурочную занятость, могут быть установлены работодателем и оформлены внутренними нормативными актами. Конечно, нельзя устанавливать их ниже, чем того требует закон:

  • за первый и второй час сверхурочной работы – полуторный размер оплаты;
  • за последующее время – удвоенный.

Посчитать переработанные часы можно легко с помощью нашего калькулятора сверхурочных часов.

Если у переработавшего сотрудника возникнет такое желание, то вместо финансового вознаграждения он сможет получить дополнительный отдых на время, которое отработал сверх норм, или даже дольше, если его начальство не возражает.

К СВЕДЕНИЮ! Если сотрудник оформлен трудовым договором на ненормированный рабочий день, ему не положены дополнительные суммы, так как такая работа обеспечивается предоставлением им еще одного отпуска.

Если выплаты по сверхурочной занятости вычисляются по переработке суммарных рабочих часов за недельный или месячный расчетный период, то первые два часа, предусматривающие полуторную оплату, считаются отдельно за каждый временной промежуток.

Например, если сотрудник в течение недели трудился сверхурочно 20 часов, ему оплатят 7 х 2= 14 часов в полуторном размере, а оставшиеся 6 часов – в двойном.


Когда дело касается удовлетворенности работой, финансовые вознаграждения могут оказаться в списке намного ниже, чем думает большинство людей. Получение удовольствия от работы больше зависит от нематериальных аспектов. Когда сотрудников спрашивают об удовлетворенности работой, возможность ощущать себя частью команды и оценка по достоинству опережают деньги.

История Билла

История Билла не уникальна, и это знают многие руководители. Поэтому ниже перечислены некоторые советы и стратегии для удержания ценных сотрудников.

10 шагов к успеху

Многие из перечисленных ниже рекомендаций могут звучать как здравый смысл, но вы удивитесь, когда узнаете, сколько руководителей пренебрегают ими. Они могут помочь вам достигнуть заветной цели работы: способности мотивировать ваших сотрудников на такие действия, которые могут свернуть горы. (И они будут наслаждаться своей работой пока делают это).

Шаг 1: Четко определяйте свое видение

Убедитесь, что сотрудники понимают ваше видение как дорожную карту, и они знают каждый изгиб и поворот.

Шаг 2: Дайте сотрудникам то, чего они хотят и то, что им необходимо

Не думайте, что у каждого из вашего сотрудников есть все необходимые инструменты, тренинги и поддержка со стороны их руководителей, которые им необходимы. Проверьте их самостоятельно и убедитесь в этом.

Шаг 3: Взаимодействуйте хорошо и часто

Вы можете использовать обучение, памятки, письма, часто задаваемые вопросы и регулярные собрания, чтобы презентовать свое видение сотрудникам. Убедитесь, что вам задают вопросы, и если сотрудники сбиты с толку, измените способ подачи информации.

Возможно, наиболее важная часть работы хорошего руководителя – эффективная коммуникация. Создание культуры коммуникаций, в которой руководители и сотрудники разделяют общие цели и работают вместе для их достижений, может поддержать компанию, и даже спасти ее от упадка.

Гудман и Трасс в Journal of Change Management подчеркнули важность коммуникации, в особенности в сложные времена или во времена изменений. Сроки, в которые сотрудники узнают о предстоящих изменениях, имеют критическое значение в сокращении неопределенности. У вас также должна быть полная ясность о том, какие у вас цели, и когда они должны быть достигнуты. Гудман и Трасс рекомендуют следующие цели:

  • Получение индивидуальной поддержки
  • Обеспечение заинтересованности в переменах
  • Минимизация сопротивления
  • Сокращение личной тревоги
  • Гарантия ясности целей
  • Обмен информацией/видением
  • Измененение статуса кво
  • Получение прозрачности
  • Минимизация неопределенности

Шаг 4: Вовлекайте всех

Определите способ, который поможет вам вовлечь всех ваших сотрудников в планирование и принятие решений. Это поможет вам создать у них ощущение, что проект – это их ребенок, то, за что они хотят сражаться.

Для этого всякий раз, когда появляется возможность, запрашивайте их данные и идеи. Таким образом, они будут сильно заинтересованы в успехе проекта. Это поможет не только оказывать поддержку и мотивировать сотрудников, но и будет способствовать нахождению новых и более продуктивных способов работы, о которых обычно не догадываются в более стабильные времена.

Шаг 5: Тренируйте успех, и практикуйте проявления доброты

Обратная связь – другой отличный мотиватор. Не ждите периодов выставления оценок, вместо этого давайте обратную связь так часто, как это возможно. Положительная обратная связь должна даваться сразу же, чтобы поощрять подобное поведение. Негативная обратная связь должна также даваться как можно скорее, поскольку она дает сотрудникам возможность скорректировать свое поведение. Если можете, запланируйте еженедельные совещания с отдельными сотрудниками, чтобы получить возможность обсудить текущие проекты и вопросы. Эти совещания не должны занимать много времени, и они могут построить прочные рабочие отношения.

Шаг 6: Действуйте справедливо, с уважением и создавайте доверие

Используйте ваши суждения, мудрость и опыт, чтобы создать благоприятную среду. Когда возникает проблема, изучайте обстоятельства, разбирайтесь с контекстом, и только после этого выносите решение. Уважайте свою команду и доверяйте ей, и вы получите то же самое взамен. Если вы сделаете ошибку – извинитесь и признайте, что вы были не правы. Благодаря этому ваши сотрудники будут относится к вам лучше, и они по достоинству оценят вашу честность.

Шаг 7: Доверяйте, но проверяйте, а также старайтесь превратить работу в развлечение

Хорошие начальники обращают внимание как на общую картину, так и на детали, и стараются заботиться не только о продукте, но и о сотрудниках. Хороший способ продемонстрировать такое поведение – быть вовлеченным в процесс создания и обращать внимание на то, что происходит. И не забывайте делать это с улыбкой на лице. Расслабьтесь! Если вы превратите работу в развлечение – это действительно окупиться, так как люди часто делают намного больше тогда, когда они расслаблены.

Шаг 8: Уделяйте особое внимание сотрудникам с высоким потенциалом

Чтобы поддерживать их вовлеченность, подумайте о том, чтобы выделить больше ресурсов на развитие карьеры и тренинги. Или, возможно, вы можете дать им новые проекты, которые помогут компании адаптироваться к условиям меняющего рынка, росту или развитию.

Шаг 9: Будьте креативными, чтобы избегать сокращений

Шаг 10: Внедрите стимулирующие программы

  • Стимулирующие программы могут значительно увеличить производительность. В исследовании было обнаружено, что рост производительности может достигать до 22% у сотрудников и 44% в командах.
  • Стимулирующие программы могут увеличить вовлеченность сотрудников. Эффективность увеличилась на 15%, когда предлагались награды, и, если сотрудники получали вознаграждение снова для сохранения производительности, улучшения достигали 27%.
  • Стимулирующие программы могут привлекать сотрудников с высокой производительностью. И такие сотрудники с большей вероятностью останутся, когда у вас есть стимулирующие программы.

Стратегии сохранения рабочих мест

Сохранение рабочих мест – большая проблема для множества компаний, больших и маленьких. Incentive Research Foundation провела два исследования, посвященных текучке рабочих кадров. У исследования были важные результаты:

  • Когда работа высоко ценится сотрудниками, текучка персонала перестает быть большой проблемой. Признание, похвала и специальные стимулы – инструменты, которые могут повысить ценность работы для сотрудников. Когда компания поддерживает своих сотрудников, уровень текучки кадров значительно снижается.
  • Когда сотрудникам по душе их работа, снижается вероятность того, что они уйдут. И что даже более важно: они будут пытаться делать свою работу лучше.

Результаты говорят сами за себя. Компаниям необходимо быть проактивными, чтобы развивать и удерживать правильных людей. Инвестиции в ваш персонал становятся большими преимуществами для вашей компании, включающими в себя финансовые выгоды, которые со временем будут только увеличиваться.

Работать за идею может разве что владелец бизнеса, остальным нужен стимул: например, в компании Airbnb можно приносить в офис домашних питомцев, чтобы поднимать себе настроение. В статье вы найдёте новые способы мотивации сотрудников — обещаем, что обойдемся без шерсти и лая.

Содержание

8 правил мотивации, без которых все бесполезно

Мотивированный сотрудник дышит энтузиазмом и приносит больше денег. Нужно лишь найти правильный стимул. Существует более десятка теорий мотивации, основанных в том числе на пирамиде потребностей Маслоу, психоанализе Фрейда и гедонистическом подходе Юнга. На теоретическую основу наложился опыт практиков, благодаря чему вам не придется постигать тонкости психологии: все уже придумано — бери и делай.

Но прежде чем перейти к главному, ознакомьтесь с этими правилами: если их не соблюдать, то никакие способы повышения мотивации персонала вам не помогут.

  1. Чем ближе стимул к интересам сотрудника, тем сильнее его эффект. Зарубежная командировка мотивирует лучше, чем поездка в соседний город.
  2. Стимулирование, основанное только на ощущениях руководителя, не работает. Вряд ли абонементы на йогу повысят энтузиазм работников-любителей бокса.
  3. Измеряйте уровень мотивации каждого работника, например, путем анкетирования. Можно взять готовый тест на мотивацию по Герчикову, мотивационный профиль личности по Ричи и Мартину или же разработать свой опросник.
  4. Всегда пользуйтесь одной и той же методикой измерения, это позволит отследить динамику.
  5. Измерения проводите раз в квартал.
  6. Поощряйте работников всех категорий, а не только продавцов.
  7. Вводите новые способы мотивации каждые полгода: сработает эффект новизны.
  8. С помощью нематериальной мотивации решайте тактические задачи. Например, при наборе в штат сотрудников важно обучить их стандартам работы. Мастер-классы и тренинги помогут в этом, а для работников станут приятным бонусом.
  9. Создайте приятную компенсационную систему. Это оклады, премии и прочие денежные надбавки, который вы платите работникам за их труд. Если компенсации не будут их устраивать, то они от вас уйдут или станут хуже работать.

Как повысить мотивацию сотрудников к работе: способы и примеры

Для большинства людей главным мотиватором все еще является повышение зарплаты. Однако согласно исследованию международного рекрутингового агентства Kelly Services, проведенному в 2015 году, нематериальные способы мотивации, такие как обучение или изменение функционала, тоже могут удержать работника.

Что может удержать работника

А чтобы у сотрудника не возникло даже мысли об уходе, важно постоянно подпитывать его интерес. Какие шаги и этапы по внедрению мотивации предпринять?

1. Стандартно — не значит плохо

Типовые способы повышения мотивации персонала проверены временем и дают положительный результат. Помимо оклада и бонуса за достижение KPI к ним относят:

  • материальные премии за достижения;
  • повышение в должности;
  • расширение полномочий;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • оплата полиса ДМС, занятий спортом;
  • ссуды с пониженной ставкой;
  • предоставление служебного автомобиля;
  • дотации на питание;
  • оплата обучения на курсах, тренингах и в учебных заведениях;
  • вручение грамот лучшим работникам;
  • командировки на отраслевые выставки.
  • премию за лучшие идеи, внесенные в базу рацпредложений;
  • компенсацию стоимости туристических поездок с детьми;
  • оплату изучения иностранных языков работником и его ребенком;
  • софинансирование получения второго высшего образования;
  • оплату дополнительных взносов в пенсионный фонд;
  • подарки, приуроченные к значимым семейным событиям;
  • систему скидок от компаний-партнеров: в автосалонах, брендовых магазинах одежды, турагентствах и т.д.

Конечно, не каждый может инвестировать колоссальные средства в HR, но кое-что из перечисленного вполне реально перенять.


Читать по теме
Еще больше идей — в нашей статье о том, как повысить эффективность сотрудников.

2. Необычные фишки мотивации

Методы мотивации сотрудников могут и вовсе не крутиться вокруг денег и подарков. Продумайте некомпенсационную систему мотивации. Оригинальные методы могут не только взбодрить засидевшийся коллектив, но и стать для компании конкурентным преимуществом на рынке труда. Так, озадачившись поиском лучших специалистов по программированию и гейм-дизайну, российский разработчик компьютерных игр Nival Interactive предложил своим сотрудникам:

  • обучение у именитых художников и кинооператоров — преподавателей ВГИКа;
  • работу в инновационных проектах, в том числе зарубежных;
  • свободный график работы;
  • офисное помещение, организованное с учетом требований коллектива;
  • зоны отдыха.

Предоставление большей свободы сотрудникам — западный тренд, которого пока побаиваются в России. А зря. Об этом говорит опыт Google, где действует система 80/20: сотрудникам разрешено 20% от рабочего времени тратить на собственные проекты. По оценкам компании, около половины новых продуктов, таких как Gmail, Google News и AdSense, появились благодаря этой системе.

Возьмите на вооружение еще несколько нестандартных способов мотивации:

Еще можно воспользоваться опытом крупных западных компаний и создать лучшую мотивацию для своих сотрудников.

Как компании мотивируют своих сотрудников

3. Мотивация на автомате: добавим дух соперничества

Такой способ мотивации сотрудников каждого отдела удобно реализовать на базе CRM-системы: руководитель задает KPI и в реальном времени мониторит достижение сотрудниками целей: сумма завершенных сделок, количество обработанных заявок или холодных звонков. Причем этот рейтинг виден не только руководителю, но и самим работникам. Например, в программе SalesapCRM на рабочий стол можно вывести информацию по всем сотрудникам: их план продаж и звонков, текущее место в рейтинге, их вклад в прибыль компании в виде диаграммы и т.д. В итоге менеджеры в онлайн-режиме сравнивают свои успехи с достижениями коллег и стремятся к новым высотам.

Рабочий стол системы SalesapCRM

Рабочий стол системы SalesapCRM с отчетом по сотруднику

Хотите прокачать отдел продаж?

Внедрите CRM-систему S2!

Менеджеры будут в 6 раз быстрее составлять документы, начнут экономить до 30% времени и продавать на 50% больше!

Как не стать демотиватором

Какую бы систему мотивации сотрудников в организации вы не выбрали, она не будет работать, если в компании царит деспотизм и недоверие. Поэтому постарайтесь создать атмосферу открытости и творчества. Этому способствуют:

  • уважительное отношение к подчиненным;
  • минимизация количества правил;
  • участие сотрудников в обсуждении решений, касающихся их обязанностей, условий труда и т.д.;
  • обучение от лидеров компании;
  • признание вклада сотрудников в успех компании;
  • предоставление работникам льгот на продукцию компании;
  • постановка четких измеримых целей.

Еще больше идей

Правильная мотивация сотрудников должна воодушевлять коллектив. Если вы всерьез решили повысить энтузиазм в своем коллективе, советуем не ограничиваться нашими советами и черпать идеи из специальной литературы:

В корпоративном мире, где рабочую повестку сегодня диктует эпидемиологическая ситуация, важно особенное внимание уделять мотивационным программам сотрудников. Мы спросили наших экспертов, какие изменения они заметили в потребностях соискателей и работников? И как организации могут закрыть эти потребности, чтобы сотрудник работал максимально эффективно?

Ирина Хоменко

⏱ Время прочтения — 5 минут

Максимально убрать демотивацию

Положительное подкрепление — это то, что совпадает по времени с определенным действием и ведет к повышению вероятности повторного совершения этого действия. Поведение, которое встречается время от времени, можно усилить и отрегулировать с помощью положительного подкрепления.

Например, вы хотите укрепить отношения с кем-то из клиентов. Попробуйте при следующем звонке сказать: „Знаете, так приятно с вами всегда поговорить. После беседы с вами у меня просто отличное настроение“. Если это сказано искренне, с высокой долей вероятности ваш следующий звонок будет встречен с симпатией и благосклонностью.

В качестве подкрепления важно использовать несколько вариантов — похвалу, шутку, комплимент, благодарность.

Понятно, что положительное подкрепление не годится для всех случаев. Тогда используется негативное подкрепление. По сути, это наказание за поведение, которое не поощряется. Например, это может быть замечание, публичный разнос, ухудшение каких-то условий (лишение премии).

Так вот, исследовательница заметила, что положительное подкрепление работает гораздо эффективнее, чем отрицательное.

Расскажу на примере одного проекта, куда меня позвали в качестве консультанта в пандемический 2020 год.

Я заметила, что некоторые руководители долго перестраивались на „новые рельсы“, что сильно демотивировало команды.

Например, некоторые менеджеры проводили собрания только по плохим поводам; на встречах 1:1 давали только критическую обратную связь; увеличили продолжительность рабочего дня через общение в чатах, но ничего не дали взамен.

Да, какое-то время люди терпели, но затем проголосовали ногами.

За счет чего этого можно добиться?

Создать пространство для творчества и свободы

Наталия Тормышова, практический психолог, считает, что отсутствие строгих рамок и выстраивание доверия поможет и сотрудникам, и компаниям выстоять в эти непростые времена:

«Вопрос мотивации стоит и перед соискателями, и перед компаниями. Если открыть Яндекс.Wordstat, то запрос „как мотивировать себя“ находится среди самых высокочастотных. Причем мотивация требуется везде: и работать, и зарабатывать больше, сменить работу или остаться на прежней.

Работодатели сталкиваются с проблемой мотивации не меньше: как мотивировать сотрудников остаться работать в компании? Чем привлекать талантливых соискателей в 2021 году, когда конкуренция так высока?

Действительно, ситуация на рынке труда сильно изменилась за последние десять лет: с появлением социальных сетей, развитием инфобизнеса, ростом эмоционального интеллекта в обществе компаниям сложнее удерживать интерес соискателей.

Например, большинство западных компаний внедрили home office задолго до того, как грянул коронавирус. Это говорит о высокой степени доверия, что, в свою очередь, повышает лояльность работников.

Внедрить гибкие подходы к организации рабочего процесса

«Работа с вовлеченностью сотрудников в рабочий процесс и уровнем их лояльности к компании всегда была важным элементом HR-политики. После пандемии развитие этих направлений приобрело еще большую ценность, а компании начали вести активную деятельность для повышения мотивации своего персонала. В 2021 году многие мотивационные инструменты и методы остались прежними, но что-то все-таки изменилось.

В нашей компании мы долгое время применяли и продолжаем применять программы развития, направленные на активных талантливых сотрудников. У нас действует международная программа подготовки молодых специалистов, в рамках которой молодые люди под патронажем опытных экспертов получают теоретический и практический опыт, а после завершения обучения продолжают карьеру на предприятиях компании по всему миру. Многие руководители нашей компании в свое время также успешно завершили этот курс. Кроме того, мы предоставляем ДМС, что очень сильно повышает мотивацию персонала в нынешних постпандемических условиях, а также обеспечиваем бесплатное питание и корпоративный транспорт. Для поощрения за выдающиеся достижения действует программа немонетарного вознаграждения.

Разумеется, мы прислушались к нуждам нашего персонала. Сейчас 100% офисных сотрудников используют возможность гибкого подхода к организации трудовой деятельности и формат удаленной работы. Порядка 5% рабочего персонала на нашем производстве используют сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю, это особенно популярно у молодых родителей.

Читайте также: