Как закрываются работы по договору подряда

Обновлено: 04.05.2024

Компания привлекает исполнителей по договорам ГПХ, для этих целей она арендует жилые помещения.

Как необходимо оформить отношения с исполнителем — физическим лицом с целью минимизации налоговых рисков:

  • Включить данную сумму в цену договора?
  • Предусмотреть компенсационные выплаты (арендатор — заказчик)?

Как оформить передачу и возврат жилого помещения Исполнителю?

Как и на основании каких документов произвести удержание с сумм выплат исполнителю за предоставленное жилое помещение? Правомерно ли данное удержание?

Каким образом предоставление жилого помещения повлияет на налогообложение исполнителя — физического лица?

Какие налоги обязан исчислить и удержать заказчик?

Оформление отношений с исполнителем

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ).

Общие положения о подряде (ст. 702 — 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 — 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 783 ГК РФ).

В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 и 2 ст. 709 ГК РФ). При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Исходя из общих положений ГК РФ, в договоре оказания услуг и договоре подряда цена должна включать как сумму издержек исполнителя (в том числе проживание исполнителя, если это необходимо для выполнения обязательств по договору), так и причитающееся исполнителю вознаграждение.

По договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ).

Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора (п. 2 ст. 671 ГК РФ). Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (п 2 ст. 615 ГК РФ). В случае заключения договора субаренды (поднайма) ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор. К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Следовательно, в рассматриваемом случае, Компания заключила договор аренды (найма) жилого помещения для проживания исполнителя. При этом исполнитель пользуется жилым помещением на условии компенсации Компании расходов по аренде. Следовательно, использование жилого помещения не является для исполнителя безвозмездным.

Из этого можно сделать вывод о том, что жильё фактически предоставляется исполнителю в субаренду, а компенсация исполнителем расходов представляет собой плату за субаренду.

За время, которое арендуемое помещение не передавалось в субаренду или не использовалось каким-либо иным способом в хозяйственной деятельности Компании, направленной на получение дохода, учёт расходов виде арендной платы может повлечь претензии контролирующих органов.

В рассматриваемой ситуации сторонами фактически будет по сути заключено два договора:

  • договор подряда (возмездного оказания услуг);
  • договора субаренды.

При этом стоимость услуг по субаренде подлежит обособленному отражению и никак не корреспондирует с вознаграждением исполнителя.

Передача и возврат жилого помещения исполнителю необходимо оформить актом приёма-передачи арендованного помещения.

Зачет требований

Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования (ст. 410 ГК РФ). Для зачета достаточно заявления одной стороны. Случаи недопустимости зачета поименованы в ст. 411 ГК РФ, однако к рассматриваемой ситуации не применимы.

Следовательно, для правомерного проведения зачета необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • зачитываемые требования должны иметь встречный характер;
  • обязательства являются однородными;
  • срок обязательства уже наступил, либо не определен, либо определен моментом до востребования.

Таким образом, после наступления срока обязательства исполнителя по выплате арендной платы, и обязательства Компании по выплате вознаграждения по договору, Компания вправе провести взаимозачёт на основании уведомления. При этом во избежание каких-либо разногласий стороны вправе составить двустороннее соглашение о взаимозачёте.

Налогообложение физического лица, исчисление и удержание налогов заказчиком

В рассматриваемой ситуации стоимость проживания представляет собой расходы физического лица — исполнителя. Следовательно, каких-либо налогооблагаемых доходов у исполнителя не возникает.

Учёт договоров строительного подряда - практика применения

Кто должен применять ПБУ 2/2008?

Применяют ПБУ 2/2008 только подрядчики по договорам, связанным со строительством, восстановлением (ремонт, модернизация, реконструкция) или ликвидацией объектов недвижимости (зданий, сооружений, судов).

Субъекты малого предпринимательства могут не применять указанное ПБУ, если сделают соответствующую запись об этом в бухгалтерской учетной политике.

ПБУ 2/2008 применяется в отношении договоров, отвечающих следующим признакам:

1) по виду договора:

  • договор строительного подряда;
  • договор на оказание услуг (подряда) в области архитектуры, проектирования, инженерных изысканий и т.п.;

2) по срокам договора:

  • долгосрочный договор (более 1 года);
  • сроки начала и окончания договора приходятся на разные годы.

Учетная единица для бухгалтерского учета

Объектом аналитического учета (учетной единицей) на балансовых счетах 20 и 90 является договор. При этом п.п.4-6 ПБУ 2/2008 установлены следующие случаи, выделения, объединения и разделения исполняемых договоров для целей формирования учетной единицы (объекта бухгалтерского учета):

1) один договор на комплекс объектов разделяется по объектам - каждый объект считается договором (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении следующих условий:

а) техническая документация имеется на каждый объект

б) доходы и расходы достоверно определяются по каждому объекту

2) два и более договоров (с одним или несколькими заказчиками) объединяются в один договор (для бухгалтерского учета) при одновременном выполнении условий:

а) имеется один проект (с нормой прибыли по проекту в целом)

б) договоры исполняются одновременно или последовательно

3) дополнительный объект строительства (дополнительные работы) выделяется в отдельный договор при выполнении одного из условий:

а) существенное отличие по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам

б) (или) цена определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Доходы по договору

Порядок определения выручки от реализации можно представить в виде формулы:

ВД = ЦД + О + П + ПП, где

ВД – выручка от реализации по договору; ЦД - цена по договору; О – отклонения; П - претензии; ПП - поощрительные платежи.

Отклонения – это согласованные сторонами изменения стоимости работ, которые могут возникать в результате:

а) замены материалов (на более дешевые или дорогие);

б) выполнения дополнительных работ, не предусмотренных в технической документации;

в) выполнения более сложных работ, чем предусмотрено технической документацией;

г) исключение (невыполнение) части работ, ранее включенных в объем работ по договору.

Претензии – это требования, которые подрядчик предъявляет заказчику или иным лицам, указанным в договоре:

а) о возмещении затрат, которые подрядчик понес из-за действия (бездействия) заказчика или третьих лиц;

б) о возмещении разумных расходов, которые подрядчик понес из-за дефектов в технической документации;

в) о возмещении затрат, которые подрядчик понес в результате невыполнения заказчиком функций, предусмотренных договором (обеспечение точек подключения, энергоснабжения строительной площадки, титульными временными зданиями и сооружениями и др.).

Поощрительные платежи – это суммы, которые выплачиваются подрядчику дополнительно сверх сметы при выполнении определенных условий, указанных в договоре (например, за сокращение сроков строительства и т.д.).

Обратите внимание! Корректировки включаются в выручку при условии, что они предусмотрены договором.

Претензии и поощрительные платежи отражаются при одновременном выполнении двух условий:

  1. существует уверенность, что суммы будут признаны заказчиком;
  2. их сумма может быть достоверно определена.

Если на отчетную дату есть сомнения в поступлении отклонений, претензий и поощрительных платежей, которые раньше были включены в выручку от реализации, то они признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Выручка, признанная в прошлых отчетных периодах, не корректируется!

Расходы по договору

Признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с ПБУ 10/99 (балансовые счета 20, 25, 26).

Состав расходов по договору определяется следующей формулой:

РД = ПР + КР + П, где

РД – расходы по договору, ПР – прямые расходы по договору, КР – косвенные расходы по договору, П – прочие расходы по договору.

Обратите вним ание! В состав прямых расходов по договору включают предвиденные расходы.

Предвиденные расходы – это ожидаемые неизбежные расходы. Их включают в состав прямых расходов в порядке, закрепленном в бухгалтерской учетной политике:

  1. по мере их возникновения;
  2. (или) в виде резервов на покрытие предвиденных расходов.

Обратите внимание! Предвиденные расходы признаются прямыми расходами при условии, что их возмещение заказчиком прямо предусмотрено договором, а именно:

  • виды предвиденных расходов, которые заказчик готов возместить;
  • порядок и условия возмещения;
  • точная сумма, подлежащая возмещению.

ПБУ 2/2008 называет следующие виды предвиденных расходов:

  • устранение недоделок в проектах или строительно-монтажных работах (например, недоделки в СМР могут быть оставлены предыдущими подрядчиками или субподрядчиками);
  • разборка оборудования из-за дефектов антикоррозийной защиты;
  • расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание построенного объекта (резервирование таких расходов должно быть предусмотрено сметой в виде процента к сметной стоимости СМР, либо включено в договорную цену).

Прочие расходы по договору – те общехозяйственные расходы, которые по условиям договора возмещаются заказчиком (отражаются на балансовом счете 26 и списываются в дебет счета 20 только по статьям и в размерах, предусмотренных конкретным договором). К прочим расходам относят отдельные расходы на управление строительной организацией, на проведение НИОКР и др.

Обратите внимание! Возмещение заказчиком прочих расходов должно быть специально предусмотрено в договоре.

Изложенный в ПБУ 2/2008 порядок списания прочих расходов по договору (Дебет 20 Кредит 26) не препятствует строительной организации установить в бухгалтерской учетной политике способ включения общехозяйственных расходов по окончании каждого месяца полностью в себестоимость продаж (Дебет 90-2 Кредит 26). В ПБУ 2/2008 речь идет только о конкретных видах расходов, которые возмещает заказчик по конкретному договору и, следовательно, эти расходы непосредственно связаны с получением доходов по такому договору.

В отдельную группу выделяются расходы, понесенные до подписания договора (разработка ТЭО, подготовка договора страхования рисков строительных работ и т.п.). Такие расходы отражаются в составе расходов будущих периодов (по дебету балансового счета 97) и списываются в следующем порядке:

  1. в расходы по договору (Дт 20 Кт 97) – если договор подписан в том же отчетном периоде, в котором понесены расходы;
  2. в состав прочих расходов (Дт 91-2 Кт 97) – если договор в отчетном периоде не подписан.

Доходы, полученные при исполнении не строительных договоров

К таким доходам относятся:

  1. доходы от сдачи в аренду строительных машин и механизмов, оборудования, опалубки, строительных бытовок и т.п.;
  2. доходы от реализации излишних строительных материалов, деталей и конструкций;
  3. иные подобные доходы.

В бухгалтерской учетной политике организация должна выбрать способ отражения таких доходов:

  1. учитывать как прочие доходы на субсчете 91-1 (Дебет 62, 76 Кредит 91-1);
  2. (или) уменьшать на сумму полученных доходов прямые расходы по договору (Дебет 62, 76 Кредит 20).

Определение финансового результата по договору

Способ определения степени завершенности работ по договору устанавливается в бухгалтерской учетной политике. ПБУ 2/2008 предлагает на выбор 2 способа:

  1. по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
  2. по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору, при этом за основу для определения доли можно взять как натуральные, так и стоимостные показатели. Следовательно, в учетной политике следует не только выбрать способ определения степени завершенности работ, но и прописать алгоритм применения выбранного способа.

Крайне важно: финансовый результат отчетного периода определяется с учетом выручки и расходов по договору, признанных в предыдущие отчетные периоды по данному договору.

Пример применение способов определения степени завершенности работ в стоимостном выражении.

Ожидаемая выручка по договору – 3 200 000 руб.

Выполнено на отчетную дату – 2 000 000 руб., в том числе:

  • в предыдущих отчетных периодах (признана выручка) – 1 200 000 руб.,
  • в текущем отчетном периоде – 800 000 руб.

Фактические расходы на отчетную дату – 1 500 000 руб., в том числе:

  • в предыдущих отчетных периодах – 950 000 руб.,
  • в текущем отчетном периоде – 550 000 руб.

Расходы по смете, всего – 2 700 000, в том числе:

  • по выполненным работам – 1 700 000 руб.,
  • по оставшимся работам – 1 000 000 руб.

Порядок определения степени завершенности работ для разных вариантов представлен в таблице 1, алгоритм расчета финансового результата – в таблице 2.

Елена Мехоношина

Выполнение работ оформляют договором подряда. Общие правила прописаны в главе 37 Гражданского кодекса РФ . Они одинаковы для вёрстки сайта, пошива свадебного платья или печати рекламного баннера. Некоторые правила стороны меняют под себя с учётом специфики работ. Это хорошая возможность защитить себя от возможных споров с клиентом. В статье расскажем, как поменять шаблонный договор подряда, чтобы клиент не потребовал лишнего и заплатил вовремя.

Важно. Речь пойдёт о работах, а не услугах. Работы — материальны, услуги — неотделимы от процесса. Например, укладка кафеля в ванной — работы, организация квеста — услуги. Для оказания услуг в законе прописаны немного другие правила.

Что предусмотреть в договоре подряда

Термины и определения

В одном из первых разделов договора дают определения специальным терминам из текста. Определения пригодятся при возникновении проблем с клиентом и в случае судебного спора: судья разберётся, какие обязательства исполнитель принял на себя.

Например, в договоре на создание дизайн-проекта квартиры объясните, что такое планировочное решение, эскиз и визуализация.

Предмет и перечень работ

В договоре подряда прописывают, что именно заказчик и исполнитель должны друг другу. Большего заказчик требовать не сможет. Это предмет договора, без него документ не имеет юридической силы и не защищает исполнителя — ст. 702 ГК РФ .

Коротко предмет договора описывают в одноимённом разделе. Подробные работы и их результат — в Техническом задании, под которым заказчик и исполнитель ставят подписи. Лучше прописать стоимость каждой работы: будет проще оценить, сколько заказчик платит исполнителю, если расторгнуть договор досрочно. В Техническое задание можно включать эскизы и чертежи.

Пример предмета договора подряда на изготовление рекламного плаката: Исполнитель обязуется изготовить рекламный плакат согласно Техническому заданию к настоящему договору, а заказчик — принять и оплатить результат работ.

В техническом задании расписывают этапы работ по изготовлению и характеристики результата: размер плаката, материал основы, разрешение печати, требования к шрифту и графике, форматы файлов с изображением для печати и подобное.

Срок производства работ

В договоре пишут даты начала и окончания работ. Без срока подряд тоже не имеет юридической силы согласно ст. 708 ГК РФ . Сложную работы удобно разбить на этапы и оформить отдельный График с подписями сторон.

Пример: Работы, предусмотренные настоящим Договором, выполняются с 15 апреля 2021 года по 01 мая 2021 года.

Цена и срок оплаты

Стороны договариваются о цене всей работы в целом, сроках оплаты аванса и окончательного расчёта. Можно оплачивать каждый этап — как удобно.

Укажите, входят ли в стоимость материалы для работы. Если стороны не прописали иное, цена включает все затраты подрядчика — ст. 704 ГК РФ . То есть от заказчика нельзя требовать платы, например, за фурнитуру для платья. Есть договорённость, что заказчик покупает материал на свои деньги — напишите это в договоре.

Для строительных работ, например, ремонта квартиры используют смету, которую подписывают стороны.

По общему правилу цена договора подряда твёрдая — её нельзя менять в процессе работы — ст. 709 ГК РФ . Если характер вашей деятельности такой, что могут всплыть неучтённые работы, пишите, что цена является приблизительной и укажите, в какой срок заказчик соглашается на увеличение.

Пример: Цена работ по настоящему договору составляет 50 000 рублей. Цена работ является твёрдой.

Цена работ не включает стоимость материалов.

Заказчик выплачивает исполнителю аванс в размере 20 000 рублей в дату начала производства работ.

Окончательный расчёт за выполненные работы в сумме 30 000 рублей заказчик обязан произвести в течение трёх дней после сдачи результата.

Что и в какой срок предоставляет заказчик для работ

Напишите, какой материал и информацию, в какой срок и каким способом заказчик передаёт исполнителю, как пускает в помещение для ремонта.

Когда заказчик не принес материалы, исполнитель вправе не начинать работу, а начатую приостановить или сразу отказаться от проекта по ст. 719 ГК РФ . Для надёжности напишите в договоре, что в случае нарушения срока передачи материалов, исполнитель не приступает или приостанавливает работу без отдельного предупреждения.

Исполнитель обязан предупредить заказчика, что его материал не подходит для работы. Напишите в договоре, в какой срок заказчик должен заменить непригодный материал. По истечении такого срока можно отказаться от договора и требовать с заказчика оплаты сделанного — ст. 716 ГК РФ .

Пример: Заказчик обязан до 15 апреля 2021 года скинуть на электронную почту исполнителя следующие информационные материалы: элементы фирменного стиля, логотип, фирменный шрифт и цвета, паттерны и наборы иконок.

По письменному предупреждению исполнителя заказчик обязан в течение двух дней заменить непригодный для работы материал.

Порядок приёма работ и правки

По окончании работы заказчик принимает результат по акту приёма. Сроки сдачи стороны сами устанавливают в договоре, общего правила здесь нет — ст. 720 ГК РФ . Не пропустите эти пункты, иначе в случае спора будет трудно доказать, что заказчик просрочил.

Напишите в договоре, в какой срок заказчик подписывает акт или направляет письменные замечания к работе. Желаете ограничить количество доработок — упомяните это.

Обязательно укажите срок, по истечение которого работы считаются принятыми и подлежат оплате, если заказчик не подписал акт и не прислал правки.

В строительном подряде, как правило, актируют и промежуточные этапы. Закончили выравнивание стен — приёмка и акт, закончили укладку ламината — тоже. Укажите срок для каждого этапа.

Пример: Заказчик принимает работы по акту в течение двух дней после получения уведомления исполнителя о готовности результата.

В случае мотивированного отказа заказчика от приемки работ, стороны вписывают в акт перечень необходимых доработок и сроки их выполнения. Количество доработок не может быть больше двух по каждому этапу работы.

В случае неподписания заказчиком акта и непредоставления письменных замечаний к работе в течение семи дней с момента уведомления исполнителя, работы считаются принятыми заказчиком и подлежат оплате.

Вместе с результатом работ исполнитель передаёт заказчику информацию, без которой нельзя пользоваться результатом — ст. 726 ГК РФ . В договор можно включить условие, что подобную информацию исполнитель получит после оплаты.

Пример: Исполнитель после получения оплаты в течение одного дня отправляет на электронную почту заказчика уникальные логин и пароль на редактирование сайта.

Ответственность исполнителя за качество работы

Если выяснилось, что результат нельзя использовать, например, дизайн-проект непригоден для ремонта квартиры, заказчик вправе предъявить требования из ст. 723 ГК РФ :

— бесплатно устранить недостатки;

— сделать скидку к оплате;

— возместить расходы на устранение недостатков, если это право есть в договоре.

Не хотите оплачивать чужие доработки — прямо напишите в договоре, что у заказчика нет права на возмещение расходов на устранение недостатков третьими лицами.

Но если заказчик обратился к вам за доработкой, а вы не сделали, тогда право передать проект другому исполнителю у него появляется. В этом случае платить за чужую работу придётся — так сказано в Обзоре судебной практики ВС РФ № 2 от 26.04.2017г .

Исключением будут случаи, когда работаете с потребителями. То есть делаете работы для личных и семейных нужд. У потребителей право нанять сторонних лиц для устранения недостатков и спросить возмещение с исполнителя есть независимо от договора по ст. 29 Закона № 2300-1 .

Как можно разорвать договор

Заказчик вправе отказаться от договора подряда в любой момент, оплатив сделанную работу — ст. 717 ГК РФ .

Исполнитель вправе отказаться от заказа, если есть причины из ст. 716 и ст. 719 ГК РФ :

— заказчик принёс непригодный материал или неподходящую техническую документацию;

— заказчик не принёс материал и документацию, не скинул нужную информацию;

— указания заказчика приведут к плохому результату или срыву сроков; на предупреждение заказчик не реагирует.

Конкретизируйте в договоре основания для мотивированного отказа исполнителя. Так проще законно разорвать отношения, если клиент не исполнит обязательства.

Например, в договоре на разработку дизайн-проекта исполнитель вправе отказаться от работы, если:

— заказчик не принёс кадастровый паспорт на помещение;

— заказчик в течение трёх дней с момента уведомления исполнителя не согласовывает чертежи, эскизы, любые другие изображения и элементы, необходимые для реализации проекта;

— заказчик не оплатил аванс, предусмотренный договором.

В каком суде спорить

Когда стороны сотрудничают удалённо и находятся в разных городах, принципиально в каком суде спорить. В любом случае кто-то будет ездить в другой город.

По общему правилу исковое заявление в суд подают по месту нахождения ответчика по ст. 35 АПК РФ . Но подсудность в договоре можно менять. Проследите, чтобы не закрался пункт, что судятся по месту нахождения истца или, например, в Арбитражном суде Москвы, когда вы находитесь в Волгограде.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Если вы с заказчиком передоговорились

Часто в процессе работы у заказчика возникает новая идея, а исполнитель не против. Это приводит к изменению Технического задания, сдвигу сроков и увеличению цены работы.

Важно не оставить договорённость в мессенджерах, а зафиксировать на бумаге как договор. Иначе в случае судебного спора придётся долго и трудно доказывать, что она была. Подпишите с заказчиком дополнительное соглашение к договору подряда.

Статья актуальна на 28.01.2021

В ходе деятельности компании периодически возникает необходимость в выполнении непрофильных работ. В таких случаях трудоустраивать специалистов нецелесообразно, так как работы разовые.

Выгоднее и проще составить договор подряда (ДП) с профессионалом, физическим лицом, ИП или организацией.

В чем суть договора подряда

Договором подряда называют письменное соглашение, согласно которому Подрядчик (исполнитель) обязан сделать определенную работу по заданию Заказчика в оговоренный срок. Со своей стороны Заказчик должен принять результаты этой работы и, при надлежащем их качестве, произвести оплату.


В каких случаях и зачем заключают договор на подряд

Для заключения такого договора с физлицом существует несколько причин:

  • Необходимость в выполнении задачи, которую не могут выполнить штатные сотрудники, и нанимать сотрудника в штат нецелесообразно, так как работы разовые.
  • Прием нового сотрудника на испытательный срок. ДП позволяет работнику получить заработную плату в оговоренном размере, а если он не пройдет испытательный срок, в его трудовой не будет записи о подряде, что не портит общую картину трудового стажа краткосрочным трудоустройством.
  • Существует необходимость в расширении штата (к примеру, в отделе появились новые задачи), но пока нет возможности изменить штатное расписание. На время со специалистом заключают подряд, до момента изменения штатного расписания, и потом трудоустраивают его на постоянной основе.

Но нужно помнить, что ДП является таковым только в первом случае. В остальных, при разногласиях или претензиях у подрядчика, соглашение могут посчитать трудовым – при судебном разбирательстве.

Это касается ДП с физлицом. Если говорить о договорах с ИП и юридическими лицами, то они заключаются на выполнение определенных работ, как и описано в первом пункте.

Условия ДП

Условиями называют пункты документа, в которых описаны все нюансы выполнения работы, их оплаты. Среди условий есть обязательные или существенные – без них ДП считается незаключенным.

Обязательные условия

К существенным или обязательным условиям относят:

  • вид необходимых работ (предмет соглашения);
  • сроки их выполнения;
  • сумма оплаты;
  • условия по предоплате.

Все существенные условия согласовываются контрагентами, иначе договор не будет считаться заключенным, что важно, если дойдет до судебного разбирательства.

Каких условий не должно быть в договоре

В документе не прописывают следующие условия:

  • пункт о соблюдении подрядчиком режима работы компании или иных правил – подрядчик не является сотрудником компании;
  • пункт о гарантиях или социальных обязательств со стороны заказчика – такие условия распространяются только на сотрудников компании;
  • условие о направлении подрядчика в командировку (командировка – предмет трудового договора).

Если в документе содержатся такие пункты, в случае судебного разбирательства документ может быть признан трудовым договором.

Налогообложение

При оформлении такого соглашения контрагенты не освобождаются от уплаты налогов и страховых взносов. Но многое зависит от того, с кем был заключен ТД.

С физлицом

Если подрядчик является физическим лицом, обязательства налогового агента берет на себя заказчик. Необходима уплата НДФЛ и страховых взносов. Это справедливо при условии, что подрядчик оказывает заказчику определенные услуги, выполнят для компании какие-либо работы или создает интеллектуальный, творческий продукт с последующей передачей прав на него.

Также уплачиваются ПФР и ФФОМС, аналогично с трудовым договором. Ставка по пенсионным отчислениям составляет 22% от суммы договора, ставка по медицинскому страхованию – 5,1%.

С юрлицом

Если подрядчиком является юридическое лицо, то уплата налогов является его обязанностью, так как выгодополучателем по договору является именно подрядчик.

Исключением является сотрудничество с иностранным юридическим лицом. В данном случае налоговым агентом является компания-заказчик, так как иностранная организация не состоит на учете налоговой на территории России. Как правило, иностранные компании являются плательщиками НДС, и заказчик должен произвести этот платеж, в день получения оплаты подрядчиком.

Если договор подряда заключен с индивидуальным предпринимателем, то именно ИП должен уплатить налоги, с учетом выбранной им формы налогообложения.

Страховые взносы

Страховые взносы ФСС по договору подряда не уплачиваются. Уплата взносов на страхование от несчастного случая на производстве возможна, только если в документе прописан этот пункт.

Виды договора

Договор подряда может заключаться на выполнение определенных работ – для каждого вида составляется специальный документ. Различают 4 вида договоров, каждый из которых заключается при заказе определенных видов работ.

Бытовой

По этому договору выполняются работы для удовлетворения нужд заказчика, бытовых или личных. В эту категорию входят услуги по пошиву одежды, установке дверей и окон, выполнение других работ. Важно – результат работ не должен быть предназначен для коммерческого использования. Фактически, даже если вы вызываете электрика для замены розетки, вы заключаете с ним договор бытового подряда, но только в устной форме.

Строительный

Такой договор стороны заключают при необходимости строительства, ремонта, реконструкции объекта (здания или конструкции). В соответствии с ДП подрядчик обязан выполнить строительные, ремонтные или монтажные работы в указанные сроки, а заказчик – обеспечить исполнителя условиями для работы, готовый объект и произвести оплату.

На проектные и изыскательные работы

Согласно такому документу обязанностью подрядчика являются изыскательной работы или разработка технических, проектных документов. ДП может быть консенсуальным, возмездным или двусторонним.

Если заключается договор об изыскательных работах, то в роли подрядчика подрядчиком может выступать только юридическое лицо, имеющее лицензию на выполнение таких работ.

Работы для муниципальных и государственных нужд

Такой договор заключается при необходимости строительных, изыскательных или проектных работ, удовлетворяющих нужды РФ или субъекта РФ. Финансирование работ осуществляется из государственного или муниципального бюджета, или же, из внебюджетного источника.

Заказчиком работ может являться либо государственный, либо муниципальный орган. Исполнителем – юридическое или физическое лицо.

В отличие от других договоров подряда, которые регулируются только Гражданским кодексом, договор подряда для государственных либо муниципальных нужд регулируется и соответствующим законом.

Какие документы нужны для оформления

Если одной из сторон договора является юридическое лицо, от него требуются такие документы:

  • учредительные;
  • свидетельство ОГРН;
  • ИНН/КПП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес юрлица;
  • протокол о назначении руководителя организации;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • в некоторых случаях – форма-2 и бухгалтерский баланс;
  • документ, подтверждающий личность лица, уполномоченного заключить договор от имени компании.

Такой же пакет документов требуется и от второй стороны договора, если она тоже является юридическим лицом.

Если стороной договора является ИП, от него необходимы такие документы:

  • данные паспорта;
  • ИНН;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • документ, подтверждающий юридический адрес ИП;
  • выписка из ЕГРИП.

Если от имени ИП действует определенное лицо – необходимы ФИО этого лица.

Если стороной договора является физлицо, от него требуются такие документы:

  • паспортные данные;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • ИНН;
  • адрес регистрации.

Если для выполнения работ по договору от исполнителя требуются определенные навыки или знания, в пакет документов включается и диплом либо сертификат, подтверждающий соответствующее образование.

Если подразумевается оплата на расчетный счет, указывается номер карточки или счета, на который заказчик обязан перевести деньги.

Если исполнитель является иностранным гражданином, от него требуются дополнительные документы – патент или разрешение на работу на территории РФ, медицинская страховка, уплата НДФЛ.

Как составить договор подряда

Чтобы составить договор подряда, достаточно скачать соответствующий бланк-образец. Его можно отредактировать в соответствии со спецификой договора. Но нужно особое внимание уделить некоторым пунктам.

Предмет договора

Данный пункт является существенным условием договора. В этом разделе обязательно указывают:

  1. Наименование, вид, содержание и объем работ, которые должен выполнить подрядчик. Данные сведения можно указать в тексте договора, или же, если объем сведений большой, в специальном приложении к документу.
  2. Описание объекта, в отношении которого исполнитель должен проводить работы. К примеру, если необходима обработка какого-либо предмета, выполняется подробное описание предмета.
  3. Итог работ – подробное описание результата, который удовлетворит заказчика.

Срок выполнения

Его тоже относят к существенным условиям, и если в документе не указать сроки выполнения работ, договор могут посчитать незаключенным.

При формировании пункта о сроках, их указывают одним из двух способов:

  • Прописывают точные даты начала работ и их окончания.
  • Прописывают дату начала работ, а также период их выполнения, в календарных либо рабочих дня.

Также сроки могут указываться в приложении к договору, и это целесообразно, если подразумевается поэтапное выполнение работ.

Стоимость работ и порядок оплаты

Это условие не относится к существенным, но его стоит согласовать и указать в документе. Это необходимо для снижения рисков споров, которые могут возникнуть, если в документе не будет указана стоимость работ. Более того, законом предусмотрен вариант составления договора даже без согласования его цены – в соответствии с п.3 ст. 424 ГК РФ.

Цена работ состоит из двух составляющих: стоимости материалов, эксплуатации техники и других расходов, плюс – оплата исполнителю. Если подразумевается много расходов на материалы или технику, оборудование, составляется смета, как приложение к основному документу.

В ряде случаев в договоре закрепляется пункт с условиями о гарантийном удержании.

Порядок сдачи и приёмки работы по ДП

В данном пункте указывают, каким образом и когда исполнитель отчитывается заказчику о ходе работ или их окончании.

Права, обязанности сторон

Здесь прописывают все моменты, которые относятся к сделке, даже те, которые кажутся элементарными, очевидными. Например, заказчик обязан принять результат работ в указанные сроки. Если это не указать, у заказчика может возникнуть соблазн затянуть со сроком приемки и оплаты, что, конечно же, не понравится исполнителю.

Но нужно помнить, что некоторые условия могут превратить договор на подряд в трудовой. Такая переквалификация возможна при наличии следующих пунктов:

  • необходимость работы по графику, установленному в компании;
  • требование соблюдать внутренний распорядок;
  • постоянная работа подрядчика с регулярной оплатой труда;
  • запрещенный субподряд.

Данные условия могут касаться только штатных сотрудников компании.

Ответственность сторон

Тоже важный пункт. В нем прописывают, какая сторона за что отвечает, и какое ждет наказание при невыполнении условий. Нужно тщательно продумать все вероятные ситуации, варианты штрафов, пени, неустойки.

Приложения

Это отдельные документы, предлагающиеся к договору. К ним относят сметы, проектные документы, график работ и так далее.

Способы подписания договора

После того, как все условия были согласованы и отображены в договоре, его должны подписать обе стороны. Сегодня это можно сделать несколькими способами.

Онлайн

Электронный документ, при его правильном оформлении, обладает полной юридической силой. Подписывает его каждая сторона, с применением квалифицированной электронной подписи. Ее получают в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи.

Также можно создать и подписать договор на соответствующих ресурсах – на торговой площадке, на сайтах, предоставляющих возможность подписания договоров, в специальных системах электронного документооборота. Такая возможность есть и на портале Госуслуг.

По доверенности

Подписать документ может не контрагент лично, а его доверенное лицо. В таком случае лицо должно обладать соответствующими полномочиями, которые оформляются нотариально (по доверенности).

Лично

Стандартный способ подписания документов – контрагенты встречаются, изучают договор и подписывают его.

По почте

Договор в бумажном варианте отправляется одной стороной по почте. Вторая сторона подписывает документ и отправляет его обратно.

Досрочное погашение договора подряда

Выполнение подрядчиком работ досрочно возможно, но только если данный пункт указан в документе. В ином случае это может рассматриваться как нарушение обязательств подрядчика.

Особенности расторжения

Договор подряда, как и любой другой, можно расторгнуть, но только при определенных условиях.

По согласию сторон

В таких случаях обе стороны приходят к согласию относительно прекращения сотрудничества.

В одностороннем порядке

Заказчиком договор расторгается в таких ситуациях:

  • нарушения подрядчиком условий соглашения, некачественного исполнения работы;
  • несоблюдения срока;
  • повышения стоимости работы без предварительного согласования;
  • недействительности акта приема-передачи.

Исполнитель тоже может расторгнуть соглашение, если заказчик:

  • не желает компенсировать увеличение стоимости материалов;
  • из-за бездействия или противодействий заказчика тормозится рабочий процесс;
  • по вине заказчика существует угроза результату работ.

Через суд

В суд обращаются, если стороны не пришли к мирному соглашению.

Отличие договора подряда от трудового и других договоров

Договор возмездного оказания услуг

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Работник обязан подчиняться правилам организации

Стороны равны, ни одна не обязана подчиняться другой

Разовое выполнение работ

Постоянное выполнение рабочих обязанностей

Разовое выполнение работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Гарантированная, регулярная, не зависит от результата работ

Цена работ твердая, оплата разовая, по результату работ

Порядок заключения и расторжения

Регулируется гражданским кодексом

Регулируется Трудовым кодексом

Регулируется гражданским кодексом

От трудового договора

От трудового договора подряд отличается практически всем. Разная правовая сфера регулирования, взаимоотношения сторон и так далее. Сотрудничество по трудовому договору фиксируется в трудовой книжке исполнителя, работник обязан соблюдать правила внутреннего распорядка компании, но получает право на отпуск, больничный и так далее.

От договора возмездного оказания услуг

Во многом договоры схожи, но есть одно отличие: по договору не предполагается передача результата заказчику в виде объекта. И действительно, если речь идет об услуге, она не может быть передана, как материальный объект (например, услуга перевозки).

Преимущества и недостатки

Договор подряда заключают во многих случаях. И, как любая форма сотрудничества, он имеет свои плюсы и минусы.

Для работника

К плюсам ДП для работника относят:

  • можно не соблюдать внутренний распорядок компании;
  • независимость от заказчика;
  • возможность совмещения нескольких видов деятельности;
  • можно привлекать субподрядчиков;
  • в дальнейшем можно заключить трудовой договор.

К минусам стоит отнести нестабильность таких отношений, отсутствие социальных гарантий.

Для работодателя

Работодателю такой договор выгоден за счет отсутствия обязанности обеспечить подрядчика материалами и рабочим местом (если в договоре не указано иное). Также заказчик не должен оплачивать исполнителю больничный, отпуск. Нет необходимости и в страховых взносах.

К минусам же относится невозможность вмешаться в рабочий процесс.

Шаблон договора подряда

Можно загрузить по ссылке.

Кто должен отвечать за случайное повреждение материалов, нужных для работы?

Риски несет та сторона, которая предоставила материалы, если этот пункт не оговаривался в ДП и нет других условий.

Если результаты работы случайно повреждены или уничтожены, кто за это отвечает?

До приемки работы заказчиком вся ответственность – на подрядчике, если в ДП не указано иного.

Могу ли я заключить договор сразу с двумя или тремя подрядчиками?

Читайте также: