Как м с шалумов трактует понятие организация в научной статье о понятии организации работы суда

Обновлено: 16.05.2024

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда (п. 1 ст. 6.2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации").

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

В соответствии с п. п. 2 - 4 ст. 6.2 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" председатель суда:

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельности суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики. Может вносить представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; организует работу по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой информацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организацию работы в судебных коллегиях осуществляют председатели этих коллегий. Они образуют судебные составы для рассмотрения дел, распределяют дела между судьями, осуществляют контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, и своевременными сроками их рассмотрения. Судьи, осуществляющие апелляционное рассмотрение дел, как правило, закрепляются за определенными районными судами. Это позволяет глубже вникать в деятельность нижестоящего суда, выявлять общие ошибки и нарушения закона, способствовать их быстрейшему устранению.

Организация работы суда осуществляется с учетом штатного расписания суда.

Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

В штатном расписании суда указываются количество штатных единиц суда, из них количество единиц судей (председатель суда, заместители председателя суда, председатели судебных коллегий, председатели судебных составов, судьи), их должности и квалификационные классы, должностные оклады судей, оклады за квалификационные классы, ежемесячные денежные поощрения, доплаты за выслугу лет, определяются структурные подразделения суда с указанием наименований должностей (специальностей, профессий) в этих подразделениях и их количества, классные чины работников аппарата суда, размеры их должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок (табл. 4).

Судебная власть осуществляет свои полномочия по разрешению отнесенных к ее компетенции вопросов, возникающих при применении права, посредством судебной деятельности.

Судебная деятельность - это правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их компетенции вопросов посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (правосудие) и вся совокупность мероприятий организационного характера, обеспечивающих его осуществление .

Понятие "судебная деятельность" имеет дискуссионный характер. См., например: Носков И.Ю. К вопросу о понятии "судебная деятельность" // Состояние и перспективы развития судебной системы Российской Федерации: Сб. науч. статей; под ред. В.А. Терехина, С.Б. Погодина. Пенза, 2014. С. 173 - 181.

Содержание судебной деятельности

Процессуальная деятельность судов - разрешение отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, в установленных Конституцией РФ и федеральными законами видах и формах судопроизводства, то есть собственно правосудие
Организационная деятельность судов - мероприятия организационно-правового, кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического, документационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия

Правосудие является основным видом судебной деятельности.

Правосудие - особый вид государственной деятельности, осуществляемой только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, сущность которой состоит в рассмотрении и разрешении судами дел в соответствии с принципами и нормами права, содержащимися в формах международного и национального права, реализуемых в России, с целью защиты нарушенных или оспоренных прав, свобод либо правовых интересов лиц, участвующих в деле .

Лебедев В.М. Современная российская модель правосудия // Российское правосудие. 2008. Спец. выпуск к VIII Всероссийскому съезду судей. С. 22; Ершов В.В. Право и правосудие как парные категории // Российское правосудие. 2014. N 1. С. 16, 17.

В качестве правосудия, как представляется, необходимо рассматривать не только деятельность суда первой и апелляционной инстанций, связанную с разрешением дела по существу. Правосудие осуществляется и в процессе конституционного судопроизводства, и в процессе проверки законности и обоснованности судебных постановлений вышестоящими судами в кассационном и надзорном порядке, и при судебном санкционировании в ходе досудебного производства отдельных следственных и процессуальных действий.

К правосудию относятся следующие виды деятельности судов (см. табл. 2).

Виды деятельности судов, относящиеся к правосудию

Конституционный контроль - деятельность Конституционного Суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов РФ, нормативных актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ и иных актов федерального и регионального уровней, перечисленных в Конституции РФ и ФКЗ о Конституционном Суде РФ, осуществляемая посредством конституционного судопроизводства (ст. 3 ФКЗ О Конституционном Суде РФ)
Рассмотрение и разрешение дел по существу в суде первой инстанции - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, арбитражных, уголовных дел, дел об административных правонарушениях и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества, государства, юридических лиц и иных организаций (разделы IX - XII УПК РФ, раздел II ГПК РФ, раздел II АПК РФ)
Судебный надзор - деятельность вышестоящих судов по проверке законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений нижестоящих судов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке (разделы XIII, XV УПК РФ, разделы III и IV ГПК РФ, раздел VI АПК РФ)
Судебный контроль законности нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) - деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по рассмотрению дел об оспаривании физическими и юридическими лицами законности актов Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в целях охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения режима законности в стране (гл. 2 КАС РФ, гл. 23 АПК РФ)
Судебный контроль законности действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц - рассмотрение судами жалоб и заявлений на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 125 УПК РФ)
Судебное санкционирование - принятие судами общей юрисдикции в ходе досудебного производства решений о производстве ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч. 2 ст. 29 УПК РФ)

Второй вид судебной деятельности имеет организационно-правовой характер и включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия (схема 1).

Схема 1. Мероприятия организационного характера,

обеспечивающие осуществление правосудия

──>│разработка и реализация государственной судебной политики │

──>│организационно-правовое обеспечение деятельности судов │

──>│кадровое обеспечение судов │

──>│финансирование судов, органов судейского сообщества и системы органов │

│Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│обеспечение материально-техническими средствами │

──>│информатизация деятельности судов, органов судейского сообщества и │

│системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│создание надлежащих условий для размещения судов, органов судейского │

│сообщества и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ │

──>│обеспечение гарантий независимости судей │

│организация повышения квалификации судей и федеральных государственных│

──>│гражданских служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента │

│при Верховном Суде РФ │

──>│научная организация труда в суде │

──>│прогнозирование и планирование работы соответствующего суда │

──>│организация документооборота и делопроизводства в суде │

──>│организация работы суда по рассмотрению судебных дел и материалов │

│и исполнению судебных решений │

1.2. Субъекты организации судебной деятельности

Судебная деятельность, как и любой вид деятельности, требует организации, порядка, управления, учета и контроля.

Правильная организация судебной деятельности на всех уровнях - важное условие осуществления качественного и эффективного правосудия, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел и исполнения судебных решений.

Организация судебной деятельности - совокупность мероприятий законодательного, кадрового, финансового, ресурсного и иного характера, осуществляемых Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, председателями судов и мировыми судьями, а также органами судейского сообщества и другими органами государственной власти и должностными лицами, направленных на создание надлежащих условий для отправления полного и независимого правосудия в разумный срок.

Необходимо подчеркнуть, что если правосудие как форма реализации судебной власти осуществляется только судом, то в организации судебной деятельности задействованы как сами суды, так и иные субъекты.

Организация судебной деятельности - функция общегосударственная. Ее нельзя сводить к задачам одной лишь судебной власти. Она может быть успешно решена только совместными скоординированными усилиями соответствующих субъектов (органов государственной власти, самих судов, органами судейского сообщества, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Федеральной службы судебных приставов, Российским государственным университетом правосудия и др.), наделенных полномочиями по осуществлению активных действий и проведению мероприятий организационного характера.

Субъекты организации судебной деятельности - это органы государственной власти и должностные лица судебной системы Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочия по организационно-правовому, кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, аналитическому, статистическому, документационному обеспечению судебной деятельности в целях создания условий для полного и независимого осуществления правосудия.

На федеральном уровне в организации судебной деятельности участвуют: Президент России, Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство Российской Федерации. В организации судебной деятельности конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации участвуют органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (табл. 3).

Полномочия Президента РФ и высших органов

государственной власти в сфере организации

Президент РФ - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. "е"), назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ (п. "к"), в частности в Конституционном и Верховном Суде РФ, в Высшую квалификационную коллегию судей и квалификационные коллегии судей в субъектах РФ (ст. 83 Конституции РФ); - вносит законопроекты в Государственную Думу (в том числе о судебной системе, о судах общей юрисдикции, о Верховном Суде РФ, об упразднении Высшего Арбитражного Суда РФ и др.) (п. "г" ст. 84 Конституции РФ); - издает указы, например Указ Президента РФ от 12.01.2010 N 59 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов"; - утверждает реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, включающий перечни должностей в аппарате Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и нижестоящих судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде РФ (Указ от 31.12.2005 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы")
Совет Федерации Федерального Собрания РФ - назначает на должность Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, их заместителей, судей высших судов, а также представителей общественности в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ; - утверждает представленных Президентом РФ членов Президиума Верховного Суда РФ из числа судей этого Суда; - одобряет принятые Государственной Думой законы, регламентирующие различные вопросы организации судебной деятельности, в том числе о судебной системе, о Судебном департаменте, о мировых судьях субъектов РФ, о статусе судей, об органах судейского сообщества и другие (ст. 102 Конституции РФ)
Правительство РФ - разрабатывает проект федерального закона о федеральном бюджете в части финансового обеспечения деятельности судов во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации (например, см. п. 110 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации"); - принимает федеральные целевые программы развития судебной системы в Российской Федерации, в которых определяет перспективы и основные направления совершенствования организации судебной деятельности (например, Федеральная целевая программа развития судебной системы на 2013 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1406) (ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"); - назначает полномочного представителя, действующего в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ от имени Правительства без доверенности. Полномочный представитель из числа лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности, координирует деятельность иных представителей Правительства, представляющих интересы Правительства в указанных Судах (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 333 "Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ")

В Совете Федерации и Государственной Думе действуют комитеты по конституционному законодательству и государственному строительству, к ведению которых отнесены вопросы развития судебной системы, Конституционного и Верховного Судов РФ.

Всякий труд, деятельность в цивилизованном обществе требуют организации, порядка, управления, учета и контроля. Поэтому из всего многообразия направлений обеспечения деятельности судов правомерно выделение научной организации труда.
Первым этапом создания организационной культуры всегда является научное исследование. Только на основе конкретных исследований могут быть определены характер и значение организационных недостатков; осуществлены экспериментальная проверка и практическое внедрение организационных разработок; обеспечена их популяризация; организована соответствующая подготовка кадров.
В литературе даются различные определения НОТ, хотя их содержание относительно одинаково.
Научная организация труда — процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. НОТ определяется также как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность груда. НОТ — это точно рассчитанная организация труда, осуществляемая путем предварительного изучения способов и приемов работы, разложения приемов на отдельные части и выбора тех из них, которые лучше, более эффективны, экономичны и точны.
Наиболее продуктивно определение, в котором НОТ характеризуется как процесс внесения в существующую организацию труда добытых наукой и практикой усовершенствований, повышающих общую производительность труда.
В нем усматривается элемент (признак) практики и обозначена конечная цель НОТ — повышение производительности (эффективности, КПД) труда. Кроме того, в понятии должна отражаться безусловная роль человеческого фактора (в том числе с учетом специфики физиологии, гигиены труда и т. п.), так как научной является такая организация труда, которая основана на достижениях науки, передового опыта (т. е. практике) и не противоречит интересам безопасности человека.
С учетом изложенного среди главных задач НОТ можно выделить: разработку рациональных форм разделения и кооперации труда; механизацию управленческого труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; изучение и распространение передовых методов работы; подготовку и повышение квалификации кадров; нормирование труда; улучшение условий труда.
Понимание необходимости и значения НОТ оптимизирует творческую активность государственного служащего, каковыми являются и работники аппаратов судов.
Центральным для научной организации производительного труда является вопрос наилучшего (оптимального) соединения техники и людей в едином производственном процессе с целью достижения наивысшей производительности труда при минимальных затратах энергии человека.
В сфере правосудия эти вопросы не стоят так остро и категорично. Техническим средствам, используемым для выявления и фиксации документов, всегда отводилась вспомогательная роль, к тому же от них ждут скорее обеспечения достоверности полученных с их помощью сведений, нежели повышения производительности труда.
В то же время НОТ призвана сделать труд более содержательным и рациональным. А повышение качества и производительности работы достигается не только благодаря механизации трудовых процессов, но и путем соответствующей (общей и специальной) подготовки работника, а также научно обоснованного профессионального отбора с учетом определенных психофизиологических, социальных, а также правовых и личностных критериев.
НОТ работников правоохранительных органов и судов — одно из существенных условий точного соблюдения законности, а совершенствование этого труда с учетом конкретных функций, выполняемых работниками, во многом способствует высоким результатам претворения в жизнь правовых предписаний.
Под НОТ в суде общей юрисдикции имеется в виду рационально организованный труд, направленный на максимальное повышение эффективности правосудия при оптимальных затратах труда и при неуклонном соблюдении материального и процессуального закона с учетом рекомендаций науки и обобщения передового опыта.
Цели НОТ в суде состоят в обеспечении наиболее эффективной деятельности судов общей юрисдикции, чтобы:
— осуществление правосудия не требовало чрезмерного, не вытекающего из его характера перенапряжения в работе судей;
— избежать неоправданно больших социальных затрат и потерь времени всех участвующих в судопроизводстве лиц;
— полностью и в соответствии с выполняемыми функциями оптимально и эффективно использовать знания и опыт работников;
— обеспечивать сохранение в судах высококвалифицированных кадров, создать условия для охраны их здоровья, реализации их прав.

Похожие работы:

Одним из важных и самостоятельных направлений НОТ является организация подбора, расстановки, подготовки и повышения квалификации судей и других работников. Работа с кадрами судов общей юрисдикции пре.

Баланс как главная форма отчетности Центрального банка Финансовая отчетность любого центрального банка состоит из его баланса и счета прибылей и убытков. Главной формой отчетности центрального банка .

Инвестиции - процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех у.

Экономические принципы деятельности Банка России 1. Независимость в формировании и проведении ДКП. Интерес к проблеме независимости центрального банка объясняется необходимостью найти для центральн.

Председатель федерального суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет государственно-властные полномочия по управлению судом как государственным учреждением:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль их выполнения;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

Объем полномочий председателя суда по организации работы суда определяется местом суда в судебной системе РФ. Полномочия председателя районного суда по организации работы суда закреплены в ст. 35, председателя верховного суда республики, краевого, областного и им равного суда - в ст. 29 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; полномочия председателя арбитражного суда округа - в ст. 32, председателя арбитражного апелляционного суда - в ст. 33.9, председателя арбитражного суда субъекта РФ - в ст. 42 ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"; полномочия председателя окружного (флотского) военного суда - в ст. 19, а председателя гарнизонного военного суда - в ст. 24 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Полномочия Председателя Верховного Суда РФ по организации работы Верховного Суда РФ и судебной системы в целом определены в ст. 12 ФКЗ "О Верховном Суде РФ".

Организация работы суда - комплекс управленческих действий, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, которые председатель суда предпринимает в целях создания оптимальных условий для работы судей и аппарата суда для осуществления полного и независимого правосудия в разумные сроки, исполнения судебных решений, противодействия коррупции в коллективе суда и обеспечения безопасности суда.

- определяет структуру аппарата суда и режим работы его подразделений;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда;

- утверждает должностные регламенты и инструкции работников аппарата суда;

- распределяет обязанности между заместителями председателя и судьями;

- осуществляет подбор и расстановку кадров суда и общее руководство аппаратом суда;

- осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей, за своевременным их рассмотрением, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве;

- принимает управленческие решения (приказы, распоряжения, инструкции);

- организует и осуществляет контроль и проверку исполнения планов и должностных обязанностей работниками суда;

- обеспечивает систематическое повышение профессиональной подготовки и аттестацию государственных гражданских служащих для определения уровня их профессиональной подготовки и соответствия занимаемой государственной должности государственной службы;

- организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.




Штатное расписание - документ, описывающий структуру федерального суда, включающий перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячного денежного поощрения, надбавок.

Ежегодно председатель суда утверждает штатное расписание своим приказом по согласованию с Судебным департаментом в соответствии с установленной приказом Судебного департамента штатной численностью и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.

Правила внутреннего распорядка суда регулируют совместный труд судей и других работников суда, основные права и обязанности председателя суда, судей, работников суда, администратора суда, режим работы и отдыха и другие положения. Правила внутреннего распорядка суда устанавливаются на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации Типовых правил внутреннего распорядка судов и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Важное место в организации работы суда занимает работа с кадрами. В этих целях председатель суда организует мероприятия по повышению квалификации судей, решает вопрос о представлении судьи к присвоению квалификационного класса, обращается в соответствующую квалификационную коллегию с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, проводит учебные занятия с работниками суда.

Председатель суда осуществляет контроль за движением дел, находящихся в производстве судей или в соответствующем подразделении суда, за соблюдением процессуальных сроков их рассмотрения, исполнением принятых решений, за передачей и хранением дел в архиве. В этих целях проводятся оперативные совещания, заслушиваются отчеты судей, руководителей соответствующих подразделений суда, проводятся служебные проверки и т.д.

В целях улучшения судебной деятельности председатель суда регулярно организует обобщение судебной практики.

Важный участок работы в каждом суде - обеспечение организации, сопровождения и ведения документооборота и делопроизводства суда. Председатель назначает приказом ответственного за делопроизводство и контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований инструкции по судебному делопроизводству.

Организационно-штатная работа - один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование кадровых ресурсов, выделяемых федеральным судам и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ для выполнения возложенных на них задач и функций.

Организационно-штатная работа в суде ведется под руководством председателя суда в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе.

В районных судах и гарнизонных военных судах организационно-штатную работу осуществляет отдел государственной службы и кадров (государственный гражданский служащий, в обязанности которого входит кадровое обеспечение деятельности соответствующего суда) совместно с управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте Российской Федерации.

Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами (инструкциями), утверждаемыми председателем соответствующего суда.

Правильное распределение обязанностей между работниками суда является важнейшим условием слаженной работы всего суда. При распределении служебных обязанностей председатель суда должен учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата суда, их квалификацию, способность решать поставленные задачи. В целом работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между всеми работниками суда.

При этом судьи должны быть освобождены от обязанностей выполнять технические, не относящиеся непосредственно к отправлению правосудия организационные операции, выходящие за рамки их профессиональных и должностных обязанностей.

Судьи призваны осуществлять правосудие путем рассмотрения уголовных, гражданских, административных дел, дел об административных правонарушениях и экономических споров. Обязанности и права судей предусмотрены в процессуальных кодексах.

Работники аппарата судов исполняют должностные обязанности в соответствии с должностными регламентами по направлениям деятельности, утвержденными председателем соответствующего суда. Содержание конкретного должностного регламента зависит от организационно-штатной структуры соответствующего суда.

Планирование работы в судах - важный элемент организации работы. План является организующим документом в работе суда. Он дисциплинирует и мобилизует работников суда на выполнение стоящих задач.

В судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал) планы работы. Кроме того, могут составляться отдельные планы по направлениям деятельности суда (например, юридической и специальной учебы судей и работников аппарата суда, устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности суда или какого-то подразделения суда, проведения отдельных мероприятий и т.д.).

Организация контроля и проверки исполнения принятых решений - одно из условий надлежащей организации работы суда. Поскольку председатель суда отвечает за организацию работы суда, он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей и плановых заданий, выполнения поручений. По указанию председателя суда отдельные направления деятельности суда могут контролировать его заместитель и иные работники аппарата суда.

Действенной формой контроля в судах являются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и по мере необходимости. На этих совещаниях судьи и работники аппарата суда отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий и плановых мероприятий. Это повышает чувство личной ответственности работников аппарата суда, мобилизует их на повышение исполнительской дисциплины.

Читайте также: