Как честь может проявляться в профессии человека

Обновлено: 16.06.2024

Особенности категорий этики заключены в том, что они выражают определенное содержание нравственно­сти, отображая разные моральные позиции, а также в том, что в них представлена мораль как таковая.

Являясь непреходящими ценностями человеческого общества, честь и достоинство, присущи человеку как существу общественному на протяжении всей истории его существования. Развитие личности немыслимо без признания человека высшей социальной ценностью, которая и определяет необходимость сохранения его чести и достоинства. Одним из главных принципов и признаков демократии является уважение к правам, чести и достоинству личности. Одновременно с этим, развитие человека, строящего свою жизнь на основе высших нравственных ценностей – добра, справедливости, чести, совести, достоинства, возможно исключительно в условиях неподдельного уважения самой личности, то есть уважения ее прав, чести, достоинства.


  1. Честь и достоинство в истории этической мысли

В средние века феодалы – рыцари являлись доминирующим классом, который формировал представление о сословной чести. Полагали, что исключительно люди благородного происхождения способны на подвиги, исключительно они могут быть верными своему господину, данному слову, обещанию, выполнять правила поединка. Следование сословному кодексу чести содействовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с рыцарями, то есть с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение которого требовалось заслужить. Отличаться особенной храбростью среди рыцарей означало признание среди людей самого бесстрашного, мужественного, сильного клана. Добиться этого было достаточно сложно. Культура средневековья сформировала образы благородных разбойников, которые пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми чести. 1

Таким образом, представления о чести и достоинстве личности начали формироваться уже на первых этапах развития человеческого общества. Они, конечно же, трансформировались в процессе исторического развития, а также отличались у различных народов и в различных культурах.


  1. Понятие этических категорий чести и достоинства

Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе. Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Честь, как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­нивает людей дифференцированно. 4

Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­троля.

Достоинство – выражение ответственности человека за свое пове­дение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Досто­инство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. И только потом достоинство должно получить общественное признание.

Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к общественному признанию. 5

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный качествах, присущих представителям данной среды.

Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества, группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.

Чувство чести, вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт достоинство других и не покупается на него.

Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни.

Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но обязаны считаться с его человеческим достоинством. Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. 6

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его имеем не только мы. Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность). Она проявляется в таком психологическом явлении как самооценка. 7

Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в самоуничижение.

При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства, развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям.

Таким образом, достоинство, представляет собой категорию этики, означающая особое моральное от­ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь, как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).


  1. Достоинство и честь в профессиональной юридической деятельности

Как категория этики честь означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека.

Если понятие чести связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то достоинство обозначает совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и в других, коллегах. Оно обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. 9

Достоинство - собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство выступает как элемент нравственной культуры, имея, однако же, морально-правовой характер. С одной стороны, достоинство является нравственной ценностью и вследствие этого имеет самое непосредственное отношение к морали. В то же время достоинство имеет отношение и к праву, поскольку защита достоинства осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве правовых актов.

Право на достоинство личности не было записано в Конституции нашей страны 1936 года, и в этом проявилась особенность данной ступени социально-политической, экономической, культурной зрелости общества. В этом проявился и низкий уровень правовой культуры общества. Можно предположить, что в сознании правоведов первых десятилетий советской власти идея достоинства была скомпрометирована представлениями о крайностях феодальной чести, дуэльных кодексов, соотнесением достоинства человека с размерами его богатства в буржуазном обществе.

Однако практически таких дел в советских судах не было: никто и никогда не обращался за защитой в суд; вопрос о диффамации (от лат. diffamo - порочу; распространение порочащих сведений) в нашем обществе просто не возникал. Между тем право на честь и достоинство; право иметь свое мнение и высказывать его, не боясь преследований; право на свободомыслие; право на инакомыслие; право на оппозицию; право на национальное достоинство; право знать все о жизни своего государства без нелепых цензурных ограничений; право на потребность в человеческой культурной жизни; право на защиту своих прав человека и гражданина - вся совокупность сферы так называемых субъективных прав личности - была не гарантирована.

Поддерживать профессиональную честь оказывается нелегко, особенно в пору общественных катаклизмов. Кризисные явления, которые российское общество переживало в последнее десятилетие XX столетия, были связаны с распадом господствовавшей прежде системы нравственных ценностей. Естественно, что это не могло не коснуться сферы профессиональной морали и особенно нравов, существующих как между коллегами, так и по отношению к нуждающимся в конкретной помощи людям.

Таким образом, рассмотренные этические категории относится к числу наиважнейших категорий профессиональной юридической этики. Профессиональная честь - это признание обществом и самосознание высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга.

Под достоинством понимают совокупность высоких мо­ральных качеств, а также их уважение в самом себе. Достоин­ство, как категория этики, означает самоуважение, не допуска­ющее понижение уровня самооценки и уважения со стороны окружающих.

Заключение

Категория чести относится к числу наиважнейших категорий профессиональной этики. Честь – положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это одно из главных нравственных качеств, высшая степень честности, порядочности и благородства. Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга.

К категории чести очень близко примыкает категория достоинства. Обе они практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – это прежде всего дело самой личности. Безусловно, и последняя оценка происходит не в отрыве от общественного мнения, просто в данном случае акцент переносится на собственную самооценку, которая опять-таки базируется на осознании своих заслуг перед обществом и своей личной самоценности.

Кроме того, честь – это бескомпромиссное следование моральным принципам и нормам, ориентированным на нравственный идеал, нравственная воспитанность, убежденность, а достоинство – помимо манеры держать себя определенным образом в обществе выступает часто как реакция на тот или иной тип отношения к себе. Это позволяет рассматривать честь как понятие в основном мировоззренческое, а достоинство – эмоциональное.

Необходимо отметить, что если понятие чести довольно однозначно, то понятие достоинства имеет многоплановую структуру. Так, если любой человек имеет законное право на защиту своего достоинства правоохранительными институтами, то это относится только к определенному минимуму форм отношения к личности – в силу того, что она принадлежит к роду человеческому и общество конституционно гарантирует ей защиту этого права. Однако уважение обществом достоинства личности – это огромный диапазон различных форм, имеющих многоступенчатый, иерархизированный характер – от обязательного соблюдения элементарных правил этикета до строгого соблюдения ритуалов, церемоний, отдания почестей, выражения восторженного восхищения, глубокого почтения и т.д. Степень этого уважения определяется как общественным статусом личности, так и ее заслугами, ее авторитетом, в том числе и незапятнанной честью. Точное соответствие между степенью личностных достоинств и формами обращения по отношению к личности окружающих зависит от их нравственной воспитанности, знания этикетных правил, чувства такта, а также от их культуры, в том числе и культуры общения.

Подводя итог вышесказанному, сформулируем некоторые выводы:

– честь и достоинство представляют собой многогранное явление, они в равной мере имеют философский, социологический, этический, нравственный и правовой характер;

– как честь, так и достоинство включают в себя два компонента: объективный и субъективный;

– рассматриваемые категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, однако не тождественны друг другу;

– обозначенные категории обладают некоторыми общими свойствами, в том числе имеют общее историческое происхождение и раскрывают существенные связи между обществом и личностью, связываются с позитивной формой поведения и играют важную роль в регулировании нравственных отношений и т.д.; при этом данным благам свойственны специфические черты;

– на сегодняшний день существуют объективные предпосылки к закреплению определения чести и достоинства на законодательном уровне, а также совершенствованию механизма их защиты.

Список использованных источников и литературы:


1  Таран, А. С. Профессиональная этика юриста: учеб. и практикум для прикладного бакалавриата / А. С. Таран - М.: Юрайт, 2015. - 329 с.


3  Власова О.В. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества: эволюционно-правовое измерение // Вестник ПАГС. 2011. №3. – С. 44-46.


4  Рудый Н. К. Правовая характеристика чести, достоинства и репутации Н. К. Рудый // Юрист. – 2008. – № 3. – 13 с.


5  Барсукова В.Н. Честь и достоинство личности: понятие и общая характеристика//Современное право. №12.– 2014.– С. 20-26


6  Певницкий С.Г. Защита чести, достоинства и деловой репутации: соотношение с правом на свободу слова и свободу выражения мнения. Правовая позиция Европейского суда по правам человека. – 2014. – №5. – С. 28–31.


7  Шульгина Р. В. Понятие чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве // Молодой ученый. – 2017. – №18. – С. 266-269.


8  Верещагин, И. А. Профессиональное достоинство судьи и критерии его оценки//Евразийский юридический журнал. -2015. - № 11. - С. 182 - 185


9  Васильев Р.О. Проблемы защиты чести, достоинства и деловой репутации общественных и политических деятелей при распространении информации в сети. – 2015. – №5. – С. 23–26.


10  Всеобщая декларация прав человека // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.


11  Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. N41. Ст. 617. – (утратила силу)


12  Конституция Российской Федерации принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит. – 1993. – 64 с.


13  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.


14  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В.Баглай. - 11-е изд., изм. и перераб. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 784 с.

Читайте также: