Как бороться с ленью сотрудников

Обновлено: 04.05.2024

История нашей героини знакома, пожалуй, каждому человеку. Всех нас порой одолевает лень: мы откладываем важные дела, проводим целый день, не сделав ничего полезного. И это нормально — пока эта вредная привычка не начинает портить нашу жизнь, пока мы способны её перебарывать.

Иногда такое саботирование дел бывает очень полезным, ведь изначально лень заложена в нас как психологический защитный механизм от переутомления. И если в целом вы не считаете себя ленивым человеком, стоит прислушиваться к такому важному сигналу организма и вовремя отдыхать: это убережёт вас от серьёзных недугов, которые возникают на почве истощения, — депрессии, болезней сердца, нервных расстройств. Но если вы чувствуете, что ваша лень переросла в привычку, возможно, это не просто реакция организма на усталость, а устойчивая модель поведения. [1] В этой статье мы разберёмся в психологии лени и расскажем, как побороть лень, которая мешает полноценно жить.

Тест: есть ли у вас проблемы с ленью

психология лени

Чтобы понять, стала ли ваша лень привычкой, пройдите этот небольшой тест. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны:

Я до последнего откладываю выполнение задачи, даже если от неё многое зависит.

Я часто опаздываю на работу, это уже вошло в систему.

На выходные я строю грандиозные планы, но каждый раз решаю остаться дома и смотреть сериалы.

Каждый вечер я даю себе обещание измениться.

Я предпочитаю переплатить и заказать еду на дом, лишь бы не готовить самому.

Не могу отказать себе в удовольствии поваляться утром в кровати, даже если опаздываю.

Я могу неделями не убираться в квартире, просто потому что ленюсь.

Я постоянно планирую начать тренироваться, но не знаю, как побороть лень и начать заниматься спортом.

Я отказываюсь от любых предложений куда-то сходить или сделать что-то интересное — дома намного лучше.

Я редко встречаюсь с друзьями и близкими, потому что не хочу выходить из дома ради встречи.

Легкая победа над ленью!

Если вы согласились с большинством пунктов, скорее всего, ваша лень перешла на ту стадию, когда она уже мешает жить и работать. Последствия такой лени могут быть очень серьёзными: проблемы со здоровьем, увольнение с работы, невозможность построить близкие отношения с людьми. Эта привычка действительно способна разрушить вашу жизнь. Чтобы этого не произошло, вам стоит обратить внимание на проблему и узнать, как побороть лень.

Патологическая лень: причины

как победить лень

Отсутствие интереса к работе

К сожалению, не каждому из нас посчастливилось заниматься любимым делом, ради которого хочется вставать по утрам. Неудивительно, что человек быстро теряет интерес к нелюбимой работе, у него просто пропадает мотивация качественно выполнять свои задачи. Ведь если долго принуждать себя заниматься тем, что не нужно тебе самому, возникает естественное сопротивление — мозг просто не понимает, зачем тратить столько энергии на бесполезное занятие. Особенно тяжело, когда работа противоречит ценностям человека: это может перерасти в серьёзный внутренний конфликт, а он в особо тяжёлых случаях может довести даже до психических расстройств. Методы борьбы с ленью в этом случае непросты: нужно либо менять работу, либо пытаться найти смысл в нынешней. [2]

2. Отсутствие целей в жизни

3. Страх

Иногда лень появляется от страха перед объёмным проектом или слишком сложной задачей. Человек может бояться, что он не справится, что затраченные усилия не оправдают себя, что его будут критиковать. Причём страх может даже не осознаваться — будет просто нежелание приступать к работе. Особенно сильно страх может сковывать вечных перфекционистов, для которых важно, чтобы всё было сделано идеально, а также неуверенных в себе людей. В обычной жизни они могут быть трудолюбивыми людьми, но повышенная ответственность их пугает. Как бороться с ленью взрослому человеку в этом случае? Осознать, что неидеальный результат тоже имеет право на существование.

4. Слабоволие

Лень может быть не только протестом против неинтересной или сложной работы, но и слабостью характера. Человек со слабоволием просто не может заставить себя что-то сделать, даже если знает, что это важно. Такой человек стремится исключительно к быстрым удовольствиям. Он не может пересилить себя, сделать все дела и наслаждаться заслуженным отдыхом. Ему проще получить удовольствие прямо сейчас, отложив дела на потом.

О том, как излечить слабоволие, а значит, побороть лень и усталость, мы рассказывали в этой статье.

5. Привычка лениться

Наконец, причиной может быть просто привычка лениться, которая укоренилась с детства. Может быть, в детстве у вас не было никаких домашних обязанностей, решения за вас принимали родители, а на нежелание учиться они просто закрывали глаза. В этом случае у вас могла выработаться определённая модель поведения, и преодолеть её во взрослом возрасте оказалось нелегко.

6. Выученная беспомощность

Ещё один вариант — если на вас регулярно возлагали непосильные обязанности. В этом случае вы усвоили, что выполнить задачу всё равно не сможете, а значит, не стоит и стараться. В таких условиях развивается выученная беспомощность, которая проявляется в хронической лени. [3]

7. Психические расстройства или соматические заболевания

Отдельно вынесем эту причину нежелания что-то делать. Хроническая лень, возникшая внезапно, может быть симптомом депрессии, а также серьёзных соматических болезней: от недугов сердечно-сосудистой системы до онкологических заболеваний. Если вы понимаете, что ни одна из вышеуказанных причин — не про вас, возможно, стоит обратить внимание на своё психическое и физическое состояние. Знание, как бороться с ленью, здесь не поможет: чтобы её преодолеть, нужно лечить не симптом, а само заболевание. Поэтому обязательно обратитесь к врачу, чтобы определить причину патологической лени и начать лечение.

Как бороться с ленью: советы психологов

как побороть свою лень и начать действовать

Как же победить лень и заставить себя работать и заниматься другими делами? В отдельных случаях с проблемой можно успешно справляться самостоятельно, если вы действительно этого хотите. Вот несколько советов, как можно побороть лень на работе и дома, каждый день постепенно отучая себя лениться:

Поработайте несколько минут. Если самое сложное в работе для вас — это начать, попробуйте такой метод. Убедите себя поработать всего пять минут. Если и это слишком сложно, можно начать с двух. Заведите таймер и работайте установленное время. Скорее всего, вам уже не захочется останавливаться — мозг уже включился в работу, а на переключение требуется много ресурсов. Эта рекомендация поможет, если у вас есть сложная или очень объёмная задача, которая вас пугает.

Найдите мотивацию. На вопрос, как бороться с ленью взрослому человеку, психология в первую очередь даёт такой ответ. И лучше всего это делать письменно. Возьмите лист бумаги и напишите несколько причин выполнить работу. Например, вы заработаете деньги и сможете потратить их на что-то приятное, улучшите свою репутацию, будете чувствовать гордость за себя, сможете отдохнуть без мыслей о работе, повысите свой профессиональный уровень… А может быть, вас мотивирует какая-то глобальная цель. Причины могут быть любыми, главное, чтобы они заставили вас выполнить задачу. Можно повесить этот список на рабочем месте и перечитывать его каждый день. Такое простое действие поможет в борьбе с нежеланием работать.

Хвалите себя. Только вы знаете, каких трудов стоит вам каждый шаг борьбы с ленью. Поэтому не ждите одобрения окружающих, хвалите себя сами. После каждого завершённого задания устраивайте себе небольшие приятные перерывы, в конце дня наградите себя любимым деликатесом или походом в кино и почаще говорите себе подбадривающие слова. [4]

Вспомните про время. Наконец, помните, что на сопротивление работе и на угрызения совести от собственной лени вы тратите гораздо больше сил, чем на саму работу. Так не проще ли наконец перестать размышлять, как побороть лень и начать работать, а просто сесть и выполнить задачу, а потом спокойно наслаждаться отдыхом?

Как победить лень раз и навсегда: технология 7Spsy

Легкая победа над ленью!

Этот метод поможет выявить и устранить установки, которые побуждают вас лениться, сформировать новые позитивные установки и научиться применять их на практике. Работа по технологии ведётся дистанционно с постоянной поддержкой психолога — вам потребуется немного личного времени и доступ в интернет. Всего за 2-6 недель вы сможете побороть свою лень и начнете действовать. Теперь в вашей жизни появится место для карьерных успехов, спорта, встреч с друзьями и любимых занятий, которые раньше вы откладывали из-за лени.

Почему сотрудники неорганизованны

Работодатели, отвечая на этот вопрос, сразу выносят вердикт — лень. И предлагают увольнять таких работников. Но ведь всех не уволишь… Поэтому приходится решать, как бороться с неорганизованностью.


Ксения Знайкина, психолог:
— В психологии считается, что лени не бывает: есть либо отсутствие мотивации, либо отсутствие ресурсов. В первом случае у работника включается внутреннее сопротивление, так как мозг пытается сэкономить энергию и отказывается работать над тем, что не интересно. Отсутствие ресурсов означает, что у человека нет знаний, как это делать, или энергии, или даже времени.

По словам спикера, можно выделить следующие причины лени и неорганизованности:

 неорганизованность как бороться

Работа с большинством этих аспектов — двусторонний процесс. То есть вы можете в чем-то помочь подчиненному, создать ему необходимые условия, но что-то он должен сделать сам.

Как сотруднику побороть лень и организовать себя самостоятельно

Прислушайтесь к себе

Перед тем, как бороться с ленью и неорганизованностью, проанализируйте свои эмоции. Если вам трудно начать или продолжить дело, значит оно впадает в диссонанс с чем-то в вашей голове.

Напомните себе, какова цель этого дела. Возможно, она не истинно ваша, а навязана руководством и противоречит вашим взглядам или возможностям. Либо эта цель — промежуточная, а вторая, глобальная, — истинно ваша. В таком случае промежуточная цель выступает как инструмент достижения глобальной, и не может быть ложной. Но сама по себе вступает в конфликт с вашими ценностями.

Тут без вариантов — если есть внутренние противоречия, то это скажется на мотивации, и заработать тут не удастся. Значит, нужно выбрать другой способ достичь цели.

Возможно, вы не все знаете о себе и своих особенностях: может, классические приемы целеполагания вам просто не подходят.


Иван Пирог, психолог, в своем блоге:
— Все делятся на рационалов и иррационалов. Первые — это люди последовательные, систематичные, взвешенные, организованные и продуманные. Вторые — спонтанные, импульсивные и гибкие в нестандартных ситуациях.

Люди первой группы называются рационалами, а второй — иррационалами. Понаблюдайте за своими сотрудниками — кто они?

Очевидно, что построение четких планов не раздражает только рационалов. Для иррационала целеполагание по любой известной методике, например, SMART — это верный способ заработать невроз, и при этом не показать никаких результатов работы. Но тем не менее, без планирования не работает ни одна компания, и придерживаться графиков должны все. Как научить работать по плану рационалов и иррационалов, расскажем далее.


Читать по теме
Если вы рационал, то с помощью технологии SMART можете достичь хороших результатов.

Планируйте свои действия

Если с целями все в порядке, то, возможно, у вас слишком много задач и вы плохо представляете, за что браться.

Можно прибегнуть к любой классической методике тайм-менеджмента, а можно просто составлять список задач на день, неделю, месяц, квартал. Кому-то проще составить общий список дел, независимо от их срока, и на основе него составлять ежедневный to-do лист.

Если вы иррационал, то наверняка уже убедились, что все системы тайм-менеджмента вас только дезориентируют.


Иван Пирог, психолог, в своем блоге:
— Современные системы управления временем — для рационалов. Для иррационалов они неестественны. Если они примеряют их, то действуют против своей природы, перегорают, от мыслей о работе им становится противно.

Объяснение простое: иррационалу скучно заниматься одним делом долго, и если через час работы у него в голове что-то щелкает, и он хочет найти в почте какое-то письмо, то надо не задумываясь оставлять задачу и лезть в почту. Потом он захочет пообщаться с коллегой из соседнего отдела — пожалуйста. После этого легче будет вернуться к начатой задаче, ведь мозг к тому времени от нее отдохнет и снова воспримет ее как новое не скучное дело. Продуктивность налицо: и задача выполнена, и почта проверена, и рабочие вопросы обсуждены, и настроение у работника прекрасное.


Читать по теме
Бизнес-гуру Стивен Кови создал методику планирования, которая помогает грамотно расставить приоритеты.

Договаривайтесь с собой

Например, знаменитая техника Pomodoro, которую придумал итальянец Франческо Чирилло и назвал по аналогии с кухонным таймером в форме помидора. Она помогает перебороть страх перед объемной задачей. Смысл заключается в том, чтобы выставлять на таймере ровно 25 минут и работать в этот период, не отвлекаясь. А после него устраивать пятиминутный перерыв. Уговорить себя на двадцатипятиминутную активность намного проще, чем на многочасовую.

 как бороться с неорганизованностью

Вот такой таймер дал имя знаменитой технике


Если дело не в страхе перед началом дела, а в нежелании переключаться с чего-то более приятного, то пообещайте себе награду за успешное выполнение задачи — это добавит вам мотивации.

Прислушайтесь к своему самочувствию


Ксения Знайкина, психолог:
— В свое планирование обязательно нужно добавлять отдых, и именно тот, который действительно заряжает, наполняет и придает сил. Бывает такое, что на выходных человек настолько активно отдыхает, что ему после этого нужны еще выходные — это интересный отдых, но неправильный. Важно обеспечить отдых мозга. Тут отлично помогают различные релаксации, медитации.


Возможно, что дело не только в отдыхе. Недостаток витаминов группы B, C, D, а также йода негативно сказывается на умственной продуктивности. Неправильное питание, недостаток сна и вредные привычки тоже вносят свою лепту.


Читать по теме
Полноценный отдых, разгрузка памяти, и еще пять способов повысить продуктивность сотрудников узнайте из нашего блога.

Обратитесь к психологу

Если никакие приемы не помогают организовать себя, имеет смысл обратиться к специалисту. Чем он поможет?


Ксения Знайкина, психолог:
— Организованность — это навык, который должен прививаться родителями, воспитателями, школой. Если этого навыка нет, то ему надо учиться с помощью психолога. Специалист поможет в вопросах тайм-менеджмента, расстановки приоритетов, причинах утечки энергии и источника лени. Научит слушать себя, понимать, какие есть возможности, ресурсы, куда развиваться дальше.

Часто продуктивной работе мешает страх неудачи, возникший из-за негативного опыта. Травмирующее переживание могло скрыться в недрах памяти и достать его оттуда без помощи специалиста невозможно.

Часто встречается такое, что у человека с детства есть неправильные установки, связанные с работой.


Вячеслав Коськин, психолог:
— Я рос в 90-е, и в нашей семье с деньгами было лучше, чем у большинства других семей. Из-за этого у меня были конфликты со сверстниками, меня не очень принимали в коллективе, и я из этого вынес установку, что деньги — это изоляция и одиночество. У многих есть установки, что деньги — грязь, что нормальных денег честно не заработаешь и т.д. Из-за них человек неосознанно сам саботирует свои попытки зарабатывать.


Читать по теме
Проблемы с выполнением рабочих задач могут быть признаком эмоционального выгорания. Другие признаки, а также что это такое и что с этим делать, читайте в нашем блоге.

Как помочь сотрудникам

Помните, что бороться с неорганизованностью сотрудника без участия самого сотрудника невозможно. Но вы можете создать благоприятные условия, в которых его работа над собой даст плоды. Как это сделать?

Мотивируйте подчиненных

Мы уже говорили ранее о способах нематериальной мотивации и грамотно составленных KPI. И то и другое — внешняя мотивация, а для продуктивной работы сотруднику нужна мотивация внутренняя. Важно привязать цели бизнеса, которые вы ставите перед сотрудником, к его жизненным целям. Можно вместе с работником подумать, что еще он может сделать по работе, что поможет ему заработать больше и быстрее достичь своей цели.

Например
Иванов ждет пополнения в семье и нуждается в более просторной жилплощади, Петров жилплощадь уже приобрел и теперь мечтает побыстрее выплатить ипотеку. У Сидоровой больные родители, и все деньги уходят на лечение и т.д.

Молодые сотрудники, не обремененные еще социальными обязательствами, тоже имеют личные цели, ради которых они зарабатывают. Возможно, они хотят добиться какого-то статуса или вкладываться в собственное обучение и развитие. Дайте такому подчиненному возможность развиваться внутри вашей компании. Составьте вместе с ним план индивидуального развития.


Читать по теме
Особое внимание необходимо уделить мотивации руководящего состава. Читайте советы экспертов, как мотивировать руководителя отдела продаж.

Снизьте уровень стресса на работе

Многозадачность выступает стрессовым фактором для офисных работников. Так, в традиционные обязанности менеджера по продажам входит как минимум пять задач, о которых он должен думать одновременно.

Основатель агентства IN-SCALE Никита Жестков видит два инструмента решения проблемы многозадачности, которые лучше применять в комплексе:

  • Разделение обязанностей. Человек не может быть хорош во всем, и если одни этапы работы с клиентом удаются, то другие могут проседать. Если разделить эти этапы по разным сотрудникам или отделам, то можно добиться не только повышения мотивации и продуктивности каждого работника, но и роста продаж.

Контролируйте подчиненных

Некоторые руководители убеждены, что сотрудники могут продуктивно работать, только если над ними стоять с палкой наперевес: осознание, что процесс и результаты твоей работы контролируют, не дает расслабиться и заниматься ерундой в рабочее время. Контроль с помощью CRM-системы — самый адекватный вариант контроля, не нарушающий личные границы работников (в отличие от видеонаблюдения, например).

Функция отчетов и аналитики позволяет увидеть, каких результатов достиг работник и каким образом: сделал пару удачных звонков и на том успокоился или добросовестно звонил все свободное от других задач время.

 как бороться с ленью и неорганизованностью

Так выглядит отчет по звонкам в SalesapCRM: на диаграмме указано, сколько успешных звонков выполнил менеджер каждый день, сколько принял входящих звонков, а сколько пропустил.

Как видите, у руководителя не так много способов, как бороться с ленью и неорганизованностью персонала: многое зависит от самих подчиненных. Но в ваших силах сделать так, чтобы сотрудники сами захотели взять себя в руки и работать над собой — хотя бы чтобы не потерять работу. Внедрение CRM — серьезный шаг к построению комфортной рабочей среды, где хочется усердно трудиться. Зарегистрируйтесь в SalesapCRM и ознакомьтесь с возможностями системы в течение бесплатного 7-дневного периода.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 10 человек(а).

Независимо от причины, прикрывая ленивого коллегу, вы, чаще всего, испытываете изнеможение и обиду на этого человека. К сожалению, как только вы начнете прикрывать своего обленившегося коллегу, вы создадите замкнутый круг, в котором ваша работа будет под угрозой, в то время как вы будете пытаться преуспеть во всем. Если вы перестанете уделять необходимое количество внимания куче своей работы, вы перегрузите себя и подвергнете риску. Даже если вы начали выполнять некоторую работу своего коллеги, чтобы показать ему, что вы полезный и дружелюбный, вам пора остановиться. В этой статье вы найдете несколько советов, которые помогут вам прекратить покрывать ленивого сотрудника.

Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 1

  • Вы завершаете недоделанные проекты, за которые он ответственен, чтобы ваша команда не выглядела плохо. Конечно же, он пообещал завершить задание во время, но по мере приближения сроков стало понятно, что этого не произойдет.
  • Вы завершаете проекты, потому что его производительность влияет на вашу собственную работу. Ваш коллега прохлаждается, но его неспособность или отказ выполнить работу качественно имеет прямое влияние на ваш результат.
  • Вам приходится извиняться за сотрудника, если он не уложился в сроки. Вместо того, чтобы объяснить действительную причину задержки и незавершенность проекта (ваш коллега не выполнил обещание), вы начинаете винить в этом недостачу краски в принтере, труднодоступную информацию, которую необходимо доставать из архива, находящегося в другом конце города. Такое поведение вредит не только вам, но и всей команде.
  • Вы понимаете, что вам все время приходится подгонять коллегу, чтобы он выполнил задачу. Начиная со слежения за его графиком выполнения работы и заканчивая постоянными напоминаниями о важных собраниях. Вы становитесь его ассистентом без подачи заявки на эту работу. И что бы вы думали? Ему это очень нравится.
  • Вы постоянно обманывайте вашего начальника, скрывая местоположение коллеги, когда он потребовался для работы. Несмотря на небольшое количество времени, которое требуется, чтобы выдумать историю о его местонахождении (вы говорите начальнику что ваш коллега на пути от одного офиса в другой, когда, на самом деле, он отдыхает на ланче, попивая мартини), вы нарушаете зону доверия, которая может вас вскоре погубить. Обманывая вашего начальника, вы становитесь на столько же виноватым как и ваш коллега, тем самым создавая угрозу своей карьере.

Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 2

Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 3

  • Почему вы выполняете работу за этого сотрудника? Для некоторых это просто связано с перфекционизмом. Все начинается с того, что ваш коллега выполняет работу плохо, но вы знаете, что с легкостью можете довести ее до высокого уровня. И вы делаете это, вместо того, чтобы сказать ему, что эта работа должна быть переделана. Эта ситуация начинает повторяться, но сложность работы растет, а ваш сотрудник привыкает к тому что вы доделываете все за него. Звучит знакомо? Если да, то вам необходимо отодвинуть в сторону ваш перфекционизм.
  • Другой причиной может являться недостаток уверенности в себе, особенно, если вы только присоединились к команде, когда это началось. Ленивый сотрудник похвалил ваше трудолюбие и воспользовался этим, чтобы нагрузить вас работой, а вы не смогли сказать “нет”. После того, как постоянно соглашаясь выполнить работу коллеги, это стало рутиной и вам не удается сказать “нет”, все становится гораздо хуже. В этом случае, вам необходимо сконцентрироваться на работе над уверенностью в себе.
  • Еще одной причиной является страх. Если этот сотрудник наглый и угрожает вам перед всей командой или начальником, вам может быть страшно сказать ему “нет”. В таком случае, как бы тяжело это не было, вам нужно быть мужественным и объяснить ситуацию начальству, или в отделе кадров. Если вам угрожают и запугивают, то вашей компании пора принять меры для разрешения этой ситуации. Не переживайте за этого сотрудника, ему нужно было лучше обдумывать свое поведение.

Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 4

С этого момента старайтесь разговаривать с сотрудником прямо, но вежливо. В следующий раз, когда он придет к вам с наполовину выполненной работай, ожидая, что вы закончите ее, укажите рукой на стул или пригласите в комнату для переговоров, и скажите: “Присядь. Нам нужно поговорить.”

Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 5

  • Объясните коллеге, как необходимость покрывать его постоянно влияет на вас. Преподнесите ему несколько реальных фактов, чтобы он понял, что вы не просто обобщаете.
  • Добавьте к разговору несколько похвальных комментариев относительно работы, которая у него получается хорошо. Используйте это, чтобы доказать коллеге на что он на самом деле способен и что это было бы хорошо для команды, если бы он использовал свои сильные стороны во время работы.
  • Спросите его о существовании причин, которые мешают ему делать работу качественно и во время. Будьте с ним мягки и позвольте высказаться по поводу каких-либо проблем, которые мешают ему работать лучше. Не соглашайтесь с его заявлениями, просто объясните, что бывают разные тяжелые испытания.
    • Вы можете предложить ему вместе найти решения, которые позволят этому сотруднику стать более продуктивным, например попросить начальство провести для него специальные курсы обучения, или пересадить его в более тихое место и так далее. Но не нужно с ним нянчиться, существуют определенные вещи, для которых каждый из работников может попросить о помощи с производительностью.

    Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 6

    • Избегайте обсуждения личных проблем коллеги таких как проблемы с браком или воспитанием детей. Оградите его производительность на работе от личной жизни.
    • Четко дайте ему понять, что с сегодняшнего дня вы не будете дорабатывать за него. Это означает, что, если ваш коллега хочет уйти пораньше, то вся недоделанная работа должна будет быть доделана на следующее утро.

    Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 7

    • Следует прекратить обманывать начальника когда он задает вам вопросы о вашем коллеге. Но, вместо того, чтобы сдавать его перед начальством, отвечайте так, как будто вы не знаете где он и сколько клиентов принял в течении дня. Например, скажите: “Извините босс, я знаю, что отчет должен быть готов в 5,а сейчас уже 3, но я и вправду не знаю где он сейчас. Я видел его в 10 утра в комнате отдыха, поэтому я не знаю работает он сегодня, или нет.”
    • Не пытайтесь выполнить работу за коллегу, даже если это займет всего несколько минут. Выполнив его работу единожды, приведет к следующей просьбе, а дальше начнется все снова (помните как все начиналось в самом начале). Держитесь равнодушным и стойте на своем, несмотря ни на что.

    Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 9

    • Не думайте, что ваш сотрудник нуждается в вашей помощь. Сначала спросите его.
    • Вы можете давать ему советы и подсказки, если считаете нужным. Не переусердствуйте. Будьте дружественным, а не начальником. Следите за его реакцией. Иногда, вам будет сразу понятно, что вы скорее задели его, чем помогли. Будьте готовы извиниться, если перешагнули через рамки допустимого.
    • Отправляйте вашему коллеге ссылки на различные Интернет-ресурсы, которые могут помочь ему понять что-то. Чаще всего, самообучение является очень эффективным, и не требует вмешательства.
    • Не играйте в психолога. Неэффективность и личные проблемы сотрудника – это не ваши персональные задачи. Не пытайтесь быть для него заботящейся тетушкой или дядей. Вы можете помочь ему с делами, связанными с работой, а не становиться его доктором, поэтому не пытайтесь.

    Изображение с названием Stop Covering for a Lazy Coworker Step 10

    Вернитесь к совершенствованию вашей производительности и организованности. Если вы чувствуете желание помочь своему коллеге, вспомните к чему это может привести, и установите для себя четкие правила для таких ситуаций. Конечно же, работать за коллегу, который заболел – это необходимость, но покрывать ленивого никогда теперь не будет частью вашей работы.


    Источник фотографии

    Бывает, ходишь на работу, выполняешь свои обязанности, а потом – раз, и лень навалилась. Откуда она может взяться? Почему любимое дело вдруг превращается в обузу? А может, лень - это врождённое? Rjob – о лени на рабочем месте, причинах и способах борьбы с ней.

    Почему работать лень?

    Причина 1. Физическое состояние

    Не выспались, приболели, устали, ногу натёрли, штаны неудобные. Любой момент, который приносит дискомфорт вашему телу, может отразиться на желании что-то делать. Тело-то сигнализирует совсем о другом! Поспи, переобуйся, посмотри книгу или почитай кино – командует оно. Организму плевать на список обязанностей, записанных в ежедневнике. Ему хочется комфорта, и одним из способов донести это желание до владельца (т.е. до вас) может стать лень.

    Прислушайтесь к себе, посмотрите, всё ли у вас в порядке: сидите удобно, свет падает слева, кондиционер в уши не дует? Если вам полностью комфортно и ничего не беспокоит, можно переходить к следующим вариантам.

    Причина 2. Неверное восприятие своих рабочих обязанностей, зоны ответственности

    - Я это делать не обязан!

    - На такое не подписывался!

    - Пусть сами попробуют тянуть по три проекта за месяц, тогда посмотрим, сколько станут требовать с нас!

    И если некоторое время ругать начальство и жалеть себя бедняжечку, то вполне логично, что через это некоторое время осознание необходимости работать попросту исчезнет. А раз не понимаешь, зачем каждый день приходишь в это помещение на 8 часов, то соответственно, приходить сюда и что-то делать становится лень.

    Вы точно помните, за что получаете зарплату? Выполняете все обещания, которые щедро озвучивали на собеседовании? А что написано в вашем трудовом договоре? Человек, который не понимает или не помнит, зачем он ходит на работу, - лакомая мишень для лени. Чтобы она на вас не навалилась, стоит время от времени освежать в памяти список своих обязанностей.

    Причина 3. Рутина

    Однообразие может утомить даже пчёлку, жизнь которой пролегает между ульем и цветами. Рано или поздно захочется заглянуть на соседнее поле и оценить местные цветы. Или просто поваляться на койкоместе в улье.

    При выполнении рутинной работы сотрудник начинает лениться вовсе не потому, что ему не нравится работа, а из-за отсутствия контроля и нежелании выходить из зоны комфорта. Самым результативным методом борьбы с ленью на рабочем месте может стать, как ни странно, выведение кандидата из зоны комфорта: например, постановка задачи с чёткими дедлайнами, введение отчётности, создание ситуации срочности. Опытные менеджеры активно используют такие приемы, чтобы привести сотрудников в чувство.

    В некоторых компаниях для позитивного настроя проводятся утренние зарядки. Формирование корпоративных ценностей - ещё одна эффективная методика борьбы с ленью.

    Причина 4. Снижение мотивации

    Всем зарплату повысили, а вам – как-нибудь в другой раз. Последние полгода обещают поручить подготовить презентацию, но до сих пор разрешают только кофе по чашкам разливать. На сотой чашке вы заскучаете, в тысячную захочется плюнуть, а к миллионной – остаться дома. Самомотивирование – непростой процесс, который даже целеустремлённым карьеристам не всегда по силам.

    Лень работать бывает от ощущения бессмысленности своей работы. А смыслы создаёт или компания (корпоративные ценности) или непосредственный руководитель. Или сам сотрудник для себя.

    Работник, который имеет карьерные цели, не будет лениться по определению. Он понимает, что он делает и ради чего. Если корпоративная культура это не поддерживает, то он найдет другого работодателя. И правильно сделает!

    Если вы поняли, что начали лениться, то больше общайтесь со своим непосредственным руководителем. Скорее всего, он сможет вас вдохновить на новые подвиги и результаты. Если нет, то стоит поискать более сильного работодателя. Для взрослого человека нет смысла бездельничать на работе.

    Чаще происходит другое - сотрудник непродуктивно тратит свое рабочее время и не успевает выполнить поставленные задачи. В этом случае стоит понять его реальную мотивацию и предложить деятельность, которая будет иметь ценность для него.

    Также стоит учитывать, что на рабочем месте много отвлекающих факторов: другие сотрудники, звонки, социальные сети. Повышение продуктивности – это навык концентрации на приоритетной задаче, и его можно и нужно развивать!

    Кстати, ленью сотрудников некоторые руководители оправдывают свою некомпетентность в управлении персоналом и отсутствие базовых знаний в менеджменте.

    Причина 5. Приближающийся отпуск

    Какая может быть работа, если вы мысленно примеряете новый купальник или мечтаете о том, как эти купальники будете разглядывать на других?! Ну и что, что до отъезда еще больше недели, вы уже – там, отдыхаете и развлекаетесь.

    Единственный вариант прогнать предотпускную лень – постоянно помнить о том, что отпускные могут стать последней выплатой в этой компании. Если хотите получать зарплату и дальше, отложите мысли об отдыхе на внерабочее время.

    Лень или усталость?

    Валентина Игнатьева
    ведущий менеджер по персоналу агентства интегрированных коммуникаций Comunica

    Ленивых людей нужно отсеивать еще на этапе подбора, поскольку лень – скорее врожденное, чем приобретенное качество, и искоренить его невозможно. Ленивые люди не хотят ничего делать, выполняют свои функции спустя рукава, не решают задачи в установленный срок – как следствие, от этого сильно страдает качество работы.

    Чаще приходится сталкиваться не с ленью, а со снижением работоспособности, но это совершенно нормально. Человек не может всегда работать со стопроцентной отдачей, он быстро выгорит, и это будет похоже на забег на короткую дистанцию. Вполне естественно, что работоспособность сотрудника скачет вверх-вниз, разница лишь в том, что у кого-то дольше длится период подъема, а кто-то сильнее задерживается в фазе падения. Не следует наказывать людей, у которых снизилась работоспособность. Лучше поговорить и выяснить, почему произошел спад. Возможно, у сотрудника давно не было отпуска или ему требуется помощь. Не исключено, что человеку не интересен проект, на котором он работает, и его стоит подключить к другой задаче, чтобы он загорелся.

    Читайте также: