К факторам отражающим особенности сотрудников органов правопорядка относятся профессиональный долг

Обновлено: 16.05.2024

Требования современности определяют необходимость высокого уровня профессиональной компетентности работников правоохранительной системы как главного интегрального фактора, обеспечивающего, с одной стороны, защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств и, с другой стороны, соблюдение при этом всех законных прав и интересов граждан и коллективов, а также соблюдение этических норм. Сама профессиональная компетентность в значительной степени определяется личностным потенциалом правоведа, т. е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры.

Можно выделить 9 факторов, которые сегодня в наибольшей степени влияют на состояние морально-психологической устойчивости сотрудника ОВД:

— искусственно завышенный уровень служебной и психологической нагрузки;

— недостаточное оснащение техническими средствами и средствами коммуникаций;

— системные недостатки в организации обеспечении базовой и текущей профессиональной подготовки;

— негативное воздействие со стороны враждебных и деструктивных сил;

— неудовлетворённость материальным положением;

— низкая культура управленческой деятельности прямых и непосредственных начальников;

— невысокий уровень корпоративной культуры ведомства и проблемы внутриорганизационной культуры в отдельном подразделении.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейшее повышение эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также изучения или знания психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.).

Правоохранительная деятельность зависит не только от знаний, умений и навыков работников, но и от личностных качеств. Поэтому в число профессиональных требований всегда включались и включаются соответствующие психологические свойства.

1) здравый рассудок;

2) добрая воля в отправлении порученного;

4) верность к службе императорского величества;

5) усердие к общему добру;

6) радение о должности;

7) честность и бескорыстие.

Исследования показали, что существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия: а) организованность; б) уверенность; в) независимость; г) скромность; д) установка на сотрудничество; е) готовность к помощи; ж) сочувствие; з) обязательность; и) владение техникой общения; к) чуткость; л) отзывчивость; м) заботливость; н) справедливость; искренность в общении; о) активность в совместной деятельности; п) общительность; р) последовательность; с) тактичность.

Затрудняют деловое взаимодействие следующие качества: а) скептицизм; б) застенчивость; в) покорность; г) сверхконформность; д) переоценка своих возможностей; е) агрессивность; ж) стремление к доминированию; з) самодовольство; и) обособленность; к) вспыльчивость; л) обидчивость; м) недоверчивость; н) подозрительность; о) робость; п) грубость; р) снисходительность; с) замкнутость; т) скрытность.

Для того, что бы быть сотрудником правоохранительных органов, не требуются какие-то специальные природные задатки. Все же способности, которые необходимы для данной работы, являются благоприобретенными. Неспособность же к ней обусловлена не отсутствием задатков, а особенностями воспитания, в ходе которого не были сформированы необходимые качества.

Психологической наукой сформулированы основные принципы профессионального отбора. Вкратце они сводятся к следующему. Должно быть установлено, какие качества являются профессионально необходимыми для успешного выполнения той или иной работы. Затем устанавливаются методы, при помощи которых определяются, обладает ли человек требуемыми качествами. Избранный метод применяется к специалистам, пригодность которых уже доказана их работой (пробные испытания). После этого опробованный на практике метод применяется к остальным проверяемым (отборные испытания). Результаты определения профессиональной пригодности контролируются дальнейшими наблюдениями за работой молодого специалиста. Поскольку правильность прогноза не может быть сразу же проверена на первых порах, целесообразно выявлять и фиксировать такие психологические качества, которые лишь с небольшой вероятностью могут рассматриваться как благоприятствующие овладению данной профессией.

Правильная оценка профессиональных способностей тех, кто уже работает в органах правопорядка, важна для дальнейшего развития этих способностей и повышения деловой квалификации следственных работников.

К сожалению, современная наука не располагает пока что достаточно надежными методами определения и измерения способностей, умений и навыков следственных работников, которыми можно было бы воспользоваться для решения вопроса о пригодности кандидата на должность следователя.

За рубежом широко используются различные варианты выявления способностей, умений и навыков следственных работников при помощи тестов.

Между тем, раскрытие процесса становления юриста, изучения и популяризация приемов овладения профессией имеет большое значение для улучшения подготовки кадров следственных работников и повышения их квалификации.

Первым шагом на пути к решению рассматриваемой проблемы должно быть изучение тех качеств работника, в которых заключены способности к данному делу, определение психологических компонентов мастерства и указание путей их приобретения и совершенствования.

Сотрудники почти всех служб должны в своей профилактической работе заниматься вопросами воспитания граждан, а в ряде случаев — их исправлением и перевоспитанием. Каждый сотрудник (патрульно-постовой службы, следствия, уголовного розыска и т. д.) выступает по отношению к гражданам не только как представитель государства, но и как педагог-психолог. Он должен заниматься формированием правовой культуры и правопослушного поведения граждан — от подростков до лиц пожилого возраста.

Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск должен профессионально и безукоризненно работать для людей, от имени людей и во имя людей.

Профессия юриста требует соответствующей психологической подготовки личности, специальной психологической атмосферы.

Следователи должны обладать научными принципами и практическими навыками психологического воздействия на личность.

Следователь должен обладать психическими качествами, которые бы не только обеспечивали создание коммуникативных связей, но и ограждали от профессиональной деформации.

В деятельности сотрудников правоохранительных органов главная работа с людьми, в которую входит ряд достаточно взаимосвязанных аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них своего влияния и т.д.

Готовность личности молодого человека к профессиональной деятельности в правоохранительной системе, будучи целостным личностным образованием, включает в себя мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Так, мотивы отражают стремление молодого человека стать следователем, адвокатом, нотариусом или прокурором и потребность успешно выполнять свои должностные обязанности по раскрытию преступлений, всестороннему и полному расследованию уголовных дел, исследованию причин преступности и их квалифицированной профилактики. В этой же сфере находится стремление будущего специалиста к достижению профессиональных успехов, желание показать себя как специалиста с наилучшей стороны. К познавательным аспектам относится понимание абитуриентом стоящих перед ним в будущем задач в сфере профессиональной деятельности, ясное представление о различных сторонах этой деятельности и ее психологических особенностях, представление о профессиональных ситуациях (например, следственных ситуаций), способность видеть себя в будущем в качестве специалиста, разрешающего эти ситуации.

Эмоциональной стороной готовности является чувство личной ответственности будущего молодого специалиста за результаты деятельности в сфере борьбы с преступностью, а также уверенность в своих силах и способности преодолеть многие объективные и субъективные преграды, которые могут возникнуть в процессе достижения профессиональных целей. Далее сюда относятся чувства удовлетворения в процессе достижения торжества закона над беззаконием, социальной справедливости и т. п.

Итак, профессиональная деформация есть негативное изменения личностных качеств сотрудников органов внутренних дел, обусловленное специфическими особенностями оперативной работы.

Как известно любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать". Активное занятие деятельностью в сфере торговых отношений способствует формированию таких личностных черт, как практицизм, расчетливость, ориентация на личную выгоду, потребительское отношение к другим людям. Подобные специфические изменения в личности определяются содержанием, организацией и условиями осуществления деятельности, развиваются постепенно, со временем закрепляются и, в итоге, превращаются в относительно устойчивые психологические характеристики личности и являются признаками профессиональной деформации.

Специфика самой правоохранительной деятельности, сложность условий ее осуществления, психоэмоциональные и физические перегрузки благоприятствуют сравнительно быстрому развитию профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. Несомненно, внутриличностные изменения, происходящие с человеком, отражаются на его поступках, стиле общения, предпочтениях, поведении в целом на службе и в быту.

Цель данной работы - раскрыть сущность профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел, ее объективные и субъективные причины, а также роль нравственного и эстетического воспитания в ее профилактике.

1. Понятие, причины и последствия профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: ". Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности"[1].

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим[2].

Профессиональной деформации подвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовный розыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясь с преступным миром, с различного рода преступлениями - убийства, грабежи, кражи, изнасилования, сотрудник милиции должен всегда оставаться человеком, верным принципам общечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкает к особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатывается нетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется, отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера[3].

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

- детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

- наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

- повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

- экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

- необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

- неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточная профессиональная подготовленность;

- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

- профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

- особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

- изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

- низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Профессиональная деформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности.

Начальный уровень характеризуется незначительными, извне малозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональной деятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальную зависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействует решению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологической защиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующих факторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных. Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность, оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологические затраты на выполнение деятельности.

Средний уровень деформации характеризуется существенными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия, или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, присущая милиционеру внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, самообладание, спокойствие - в равнодушие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и т.п.

Отдельные психологические черты, которые субъективно начинают оцениваться как второстепенные, а то и лишние подавляются, а в дальнейшем и вовсе атрофируются, исчезают. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность оказать помощь.

По отношению к людям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятое отношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание, прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы ("любой гражданин - потенциальный правонарушитель", "докажи, что ты невиновный", "преступник, а тем, более рецидивист не подлежит исправлению" и т.п.) и откидывается как случайное и неважное все другое. Проявляется склонность к обвинению как внутренняя установка сотрудника ОВД на виновность подозреваемого, однобокое толкование, недооценка его доводов. Все это возникает вследствие подозрительности, снижения самокритичности, неумения посмотреть на свои действия и обстоятельства дела объективно.
Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Сотрудник может настолько идентифицироваться с профессией, что вне собственной воли остается милиционером во всех сферах внеслужебной жизни. Конкретными проявлениями этого являются, например, занятие в общественном транспорте места наиболее удобного для обзора, переворачивание бумаг с записями при появлении другого человека, невольная фиксация внешности граждан, номерных знаков автомобилей, неуместное употребление профессионального юмора, жаргона и т.п.

Профессиональные интересы начинают занимать устойчивое доминирующее место и подчиняют себе все другие. Казалось бы, в этом нет ничего вредного, в особенности для деятельности. Но работник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно, но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей, единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желание под разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективной необходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (во внерабочее время, выходные, отпуск)

Завершается формирование достаточного профессионального опыта. Выучив, образно говоря, все главные тайны деятельности, сотрудник начинает хорошо ориентироваться в том, какими нормами и обязанностями можно пренебрегать или подменять их собственным толкованием без особого риска понести ответственность за это. Понимание сущности законопослушного поведения становится сугубо субъективным и произвольным: "Для достижения цели все средства допустимы", "Если нормы права отягощают или мешают, их можно не придерживаться". В основе этого лежат дефекты правосознания работника милиции, его нравственно-волевая ненадежность, психологическая неустойчивость. Последняя состоит в невозможности противостоять давлению со стороны заинтересованных людей - должностных лиц, коллег по службе, самого объекта деятельности, его родственников и др.

На глубинном уровне деформационные изменения поражают всю личность, которая попадает в полную зависимость от профессиональной сферы. Сотрудник начинает оценивать себя как непревзойденного профессионала, снисходительно и пренебрежительно относиться к мыслям, которые не совпадают с его собственной позицией ("что они в этом понимают, по сравнению со мной они дилетанты"), болезненно реагирует на критику и контроль за своей деятельностью, жестко ориентируется на личный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости ("я всегда действую правильно, так как все знаю"). Могут актуализироваться социально нежелательные черты характера: жестокость, мстительность, грубость, вседозволенность, цинизм; возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния - разочарование, скука, раздражительность.

Возникает социопрофессиональная изоляция: с одной стороны, ощущение общности, в частности, корпоративной с узким кругом желаемых для общения партнеров, с другой - равнодушное, подозрительное отношение к разным категориям граждан.

Что касается эффективности служебной деятельности, то на глубинном уровне деформации при общем благополучии могут возникать серьезные срывы и неудачи, связанные с ослаблением внутреннего контроля, самоуверенностью, потерей творческого подхода к решению новых задач и соответствующего отношения к собственному профессиональному опыту.

Избежать формирования признаков профессиональной деформации возможно. Легче это удается людям с развитой рефлексией, умением объективно оценивать собственную личность, видеть истинные причины внутриличностных изменений, не "прятаться" от самого себя за щадящими самооценку объяснениями собственных поступков. Широкий кругозор, интересы внеслужебного круга, общение с людьми иной сферы деятельности позволяют не зацикливаться лишь на служебных вопросах, гармонично развиваться, личностно расти. Важным является способность "оставлять на рабочем месте" решение служебных задач, психологически переключаться на взаимоотношения с родными и близкими, грамотно организовывать отдых. Однако все это возможно лишь при наличии у сотрудника адекватной самооценки, активной позиции в отношении собственной личности, жизнедеятельности, ориентации на личностный и профессиональный рост.

Итак, специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим

Прикрепленные файлы: 1 файл

деформация.docx

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТРЕСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(УМВД России по Костромской области)

Центр профессиональной подготовки

Слушатель учебной группы №20

мл. сержант полиции ШопенкоА.А .

Понятие, причины и последствия профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим

Профессиональной деформации подвержены работники практически всех подразделений органов внутренних дел: уголовный розыск, следствие, исправительно-трудовые учреждения и др. Регулярно встречаясь с преступным миром, с различного рода преступлениями - убийства, грабежи, кражи, изнасилования, сотрудник милиции должен всегда оставаться человеком, верным принципам общечеловеческой морали. Но это не всегда удается. Рано или поздно специалист привыкает к особенностям работы, становится порой равнодушным, или, наоборот, у него вырабатывается нетерпимость, раздражительность, неоправданная жестокость. Профессионал как бы деформируется, отступает от тех требований, которые предъявляются специалисту.

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера[3].

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:

- детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

- наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

- повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

- экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

- необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

- неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

- недостаточная профессиональная подготовленность;

- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

- профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

- особенности социально- психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

- изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

- низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

Профессиональная деформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности.

Начальный уровень характеризуется незначительными, извне малозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональной деятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальную зависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействует решению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологической защиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующих факторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных. Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность, оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологические затраты на выполнение деятельности.

Средний уровень деформации характеризуется существенными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия, или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, присущая милиционеру внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, самообладание, спокойствие - в равнодушие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и т.п.

Отдельные психологические черты, которые субъективно начинают оцениваться как второстепенные, а то и лишние подавляются, а в дальнейшем и вовсе атрофируются, исчезают. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность оказать помощь.

По отношению к людям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятое отношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание, прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы ("любой гражданин - потенциальный правонарушитель", "докажи, что ты невиновный", "преступник, а тем, более рецидивист не подлежит исправлению" и т.п.) и откидывается как случайное и неважное все другое. Проявляется склонность к обвинению как внутренняя установка сотрудника ОВД на виновность подозреваемого, однобокое толкование, недооценка его доводов. Все это возникает вследствие подозрительности, снижения самокритичности, неумения посмотреть на свои действия и обстоятельства дела объективно.
Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Сотрудник может настолько идентифицироваться с профессией, что вне собственной воли остается милиционером во всех сферах внеслужебной жизни. Конкретными проявлениями этого являются, например, занятие в общественном транспорте места наиболее удобного для обзора, переворачивание бумаг с записями при появлении другого человека, невольная фиксация внешности граждан, номерных знаков автомобилей, неуместное употребление профессионального юмора, жаргона и т.п.

Профессиональные интересы начинают занимать устойчивое доминирующее место и подчиняют себе все другие. Казалось бы, в этом нет ничего вредного, в особенности для деятельности. Но работник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно, но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей, единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желание под разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективной необходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (во внерабочее время, выходные, отпуск)

Завершается формирование достаточного профессионального опыта. Выучив, образно говоря, все главные тайны деятельности, сотрудник начинает хорошо ориентироваться в том, какими нормами и обязанностями можно пренебрегать или подменять их собственным толкованием без особого риска понести ответственность за это. Понимание сущности законопослушного поведения становится сугубо субъективным и произвольным: "Для достижения цели все средства допустимы", "Если нормы права отягощают или мешают, их можно не придерживаться". В основе этого лежат дефекты правосознания работника милиции, его нравственно-волевая ненадежность, психологическая неустойчивость. Последняя состоит в невозможности противостоять давлению со стороны заинтересованных людей - должностных лиц, коллег по службе, самого объекта деятельности, его родственников и др.

На глубинном уровне деформационные изменения поражают всю личность, которая попадает в полную зависимость от профессиональной сферы. Сотрудник начинает оценивать себя как непревзойденного профессионала, снисходительно и пренебрежительно относиться к мыслям, которые не совпадают с его собственной позицией ("что они в этом понимают, по сравнению со мной они дилетанты"), болезненно реагирует на критику и контроль за своей деятельностью, жестко ориентируется на личный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости ("я всегда действую правильно, так как все знаю").

Роль нравственного и эстетического воспитания в преодолении последствий профессиональной деформации.

Существенную роль в преодолении профессиональной деформации сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание.

Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на сотрудников с целью формирования у них положительных нравственных качеств. Чтобы понять особенности системы нравственного воспитания, необходимо раскрыть его основные принципы: целенаправленность, сочетание высоких требований с уважением к личности, воспитание в коллективе и через коллектив, индивидуальный подход, преемственность, активность и самодеятельность воспитуемых.

Целенаправленность - это такая воспитательная деятельность, когда воспитатель ясно представляет себе кого и как он собирается воспитывать, какие качества должны быть сформированы у подчиненного, какие убеждения следует у него выработать, какие чувства развить. Для того, чтобы поставить перед собой конкретные цели, необходимо изучать своих подчиненных, их черты характера, темперамента, их взгляды и убеждения. Только в этом случае можно добиться положительных результатов.

Сочетание высоких требований с уважением к личности. Стремясь сформировать у своих подчиненных те, или иные качества ни в коем случае нельзя их оскорблять, унижать чувство собственного достоинства. В противном случае результаты воспитания будут резко негативными. Данный принцип предостерегает также против двух неверных подходов в воспитании, которые, к сожалению, все еще имеют место: 1) авторитарного воспитания - ориентирующегося на жесткое принуждение и подавление; б) либерального воспитания - склоняющегося к всепрощенчеству.

Воспитание в коллективе и через коллектив. Порой воздействие коллектива на сотрудника оказывается более действенным, чем меры дисциплинарные.

Как уже говорилось, профессиональной деформации личности юриста предшествует деформация правосознания, которая проявляется и в мировоззренческом, и в поведенческом плане. На уровне поведения деформация правосознания трансформируется в профессиональную деформацию юриста. В результате выхолащивается смысловое содержание юридической деятельности, остается ориентация на формальную сторону профессионального труда. Юрист переходит к шаблонным действиям, бездушно-формальным решениям, ориентируясь в своей работе больше на отчетные и карьерные показатели, а не на идею воплощения в жизнь воли и духа закона.

Причины профессиональных деформаций юристов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой юридической деятельности. Это и перегрузки (интеллектуальные, эмоциональные, физические), и несовершенство системы оценки труда, и постоянное общение с правонарушителями, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях и многое другое.

Профессия юриста предъявляет повышенные требования к психике, интеллекту, эмоционально-волевым качествам человека. В какой бы области правоприменительной деятельности он не занимался, его рабочий день нередко бывает насыщен разнообразными проблемными ситуациями, различного рода конфликтами, требующими принятия решений правового характера, что уже само по себе в гораздо большей мере, чем в других профессиях, способствует повышенной утомляемости, избыточному раздражению, появлению стресса.

В юридической психологии выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации юристов:

I. Факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности.

II. Факторы личностного свойства.

II. Факторы социально-психологического характера.

I. К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов относятся:

1. Детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

2. Наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

3. Корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;

4. Повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

5. Психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

6. Экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

7. Необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т. п.).

II. К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

1. Неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

2. Недостаточная профессиональная подготовленность;

3. Специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, например, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

4. Профессиональный опыт;

5. Профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

6. Особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

7. Изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

III. К факторам социально-психологического характера относятся:

1. Неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

2. Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

3. Низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии [6].

Однако названные причины профессиональных деформаций, влияющие на всех сотрудников, занимающихся сходными видами деятельности, по-разному влияют на конкретных лиц. У одних негативное воздействие указанных факторов вызывает значительные и устойчивые изменения в мировосприятии, личностных качествах и поведении. В результате формируются выраженные деформации, отрицательно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности и межличностное общение субъекта в целом. В других случаях лицо сможет противостоять деформирующему воздействию внешних обстоятельств за счет стойкости собственных принципов, зрелости жизненной позиции и наличия сформированных ценностных установок личности. Морально-этические качества юриста являются, по нашему мнению, стержнем личности, уберегающим ее целостность от деформирующего воздействия обстоятельств [7].

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Зачётные тестовые вопросы

По дисциплине Профессиональная этика

Рассмотрено кафедрой Социального и правового направления

Начальник Управления производственного обучения

1. Какая проблема не относится к нравственным и философским проблемам прикладной этики?

1) продажа оружия;

2) взаимоотношения человека и общества;

3) смертная казнь;

4) уличные драки, семейные ссоры;

5) воспитание и образование детей.

2. Совокупность профессиональных моральных норм, которая определяет отношение человека к своему профессиональному долгу, называется:

1) ситуативной этикой;

2) этикой межличностного общения;

3) профессиональной этикой;

4) нормативной этикой;

5) прикладной этикой.

3. Профессионально-этическая регламентация юридической деятельности предполагает:

1) введение дополнительных нормативно-правовых актов;

2) разработку этического кодекса;

3) разработку и введение должностных инструкций;

4) введение запретов на преподавательскую деятельность;

5) разработку и введение личных карточек учета рабочего времени.

1) в ее структуре;

3) в ее свойствах;

4) в ее принципах;

5) в ее признаках.

1) нравственные отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

2) нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

3) совокупность правовых, организационных, охранных и иных мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

4) взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

5) особенности профессионального воспитания

6. Что входит в структуру нравственно-стимулирующей функции права?

3) презумпции, преамбулы;

5) нормы морально-материально стимулирующие.

7.Какие нравственные понятия являются общими для морали и права?

1) любовь и ненависть;

2) демократия и правопорядок;

3) справедливость и долг;

4) идейность и принципиальность;

5) коллективизм и эгоизм.

8. Правовая мораль - это:

1) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

2) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

3) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников правоохранительных органов с различными категориями граждан;

4) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми;

5) все ответы верны.

9. Устойчивые нравственные и этические оценки, которые человек способен сохранять под давлением неблагоприятной внешней среды, и которые помогают ему преодолеть трудности и преграды на пути достижения цели, называются:

1) ценностные ориентации;

2) ценностные установки;

3) моральные навыки и умения;

4) моральные привычки;

5) морально-психологические знания и убеждения.

10. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:

11. Профессиональная деятельность юриста регулируется определенными нормами именуемыми:

1) социальными и индивидуальными;

2) политическими и гражданскими;

3) государственными и международными;

4) объективными и субъективными;

5) моральными и правовыми.

12. Совокупность необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств личности называется:

1) профессиональной мобильностью;

2) профессиональной направленностью;

3) профессиональной компетентностью;

4) профессиональной деформацией;

5) профессиональной ориентацией.

13. Свод правил, регламентирующих нравственную сторону профессиональной деятельности юриста, называется:

14. Какими из перечисленных этических понятий оценивается обществом моральная значимость юриста?

1) честь и достоинство;

2) властность и честолюбие;

3) благоразумие и благодушие;

4) покорность и независимость;

5) щедрость и величавость.

15. К основным этическим принципам профессиональной деятельности юриста не относится:

1. Тактичность - это:

1) способность и привычка человека вести себя, уважая достоинство другого человека;

2) внутренний голос человека;

3) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;

4) эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать;

5) определенный круг обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений

16. Какая нравственная категория играет ключевую роль в профессиональной деятельности юриста?

17. Выполнять профессиональный долг в юридической деятельности значит:

1) соблюдать закон и справедливость;

2) проявлять добродушие и сострадание;

3) быть внимательным и строгим;

4) быть сильным и мужественным;

5) соблюдать порядок и дисциплину

20. Какой нравственной категорией выражено соответствие профессии общему нравственному закону по качеству выполнения профессионального долга?


21. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две противоположно направленные имманентные мотивы личности юриста: гражданская позиция и позиция специалиста?

22. Не относятся к внутренним конфликты между:

1) моральными чувствами и интеллектом;

2) долгом и желаниями;

3) возможностями и стремлениями;

4) родителями и детьми;

5) мотивами и чувствами.

23. Какой вид конфликтов является самым трудноразрешимым?

24. Как называется создание объективных и субъективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций и развитию их по силовому сценарию?

25. Как называется завершение конфликта, зачастую с помощью посредника, при котором причины его возникновения устраняются лишь частично, а противоборствующие стороны продолжают осознать противоположность своих интересов и целей?

26. Что относится к факторам профессиональной деформации юристов, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов?

1) незавершенная реформа российской правовой системы. Она проявляется: в высоком уровне правового нигилизма граждан и самих сотрудников правоохранительных органов; в несовершенстве законодательства;

2) низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии;

3) корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;

4) профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

5) особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.

27. Выделите понятие, противоположное профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:

1) профессионально-нравственное совершенствование;

2) профессиональный долг;

3) моральная справедливость;

28. Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?

29. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?

1) технику делового общения;

2) психологию делового общения;

3) этику делового общения;

4) служебный этикет;

5) все ответы верны.

30. Что не входит в содержание профессиональной культуры юриста?

1) знание языка и особенностей этнической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность;

2) знание законодательства и возможностей юридической науки;

3) убежденность в ценности права как меры свободы и справедливости;

4) умение пользоваться законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности;

5) нет правильного ответа.

31. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:

32. Чему придается особое внимание при деловой переписке сотрудников правоохранительных органов с общественными организациями?

1) культуре устной речи, тону;

2) культуре письменной речи;

3) внешнему виду, походке;

4) мимике, взгляду;

33. Что не относится к формам повседневного служебного общения?

1) беседы, встречи, переговоры; прием посетителей;

2) совещания, собрания, заседания, конференции;

3) публичные контакты с журналистами, интервью;

4) посещение организаций, учреждений; граждан по месту жительства;

5) дежурство, патрулирование, охрана.

34. Что из перечисленного не относится к экстремальным формам общения?

1) общение с участниками митингов;

2) общение с задержанными во время обыска;

3) общение со спецконтингентом;

4) общение с конфликтующими между собой супругами;

5) общение с детьми.

35. Какая ситуация не относится к основным видам делового общения?

4) прием посетителей;

5) посещение зоопарка.

36. К экстремальным формам служебного общения относятся:

1) служебное общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;

2) публичные контакты с журналистами, интервью;

3) выступления по радио, телевидению, в печати;

4) телефон, телетайп, радиосвязь;

5) деловая переписка, резолюции.

37. Что неблагоприятно влияет на восприятие сотрудника правоохранительных органов его собеседником?

1) опрятность форменной одежды;

2) ухоженный вид;

4) горячность, торопливость;

5) спокойствие и уравновешенность.

38. Что должно лежать в основе служебных контактов?

1) интересы дела;

2) взаимный интерес;

3) личная выгода;

4) социальные и политические проблемы;

5) собственные амбиции.

39. На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?

40. Противоречие между жестами и смыслом высказывания в беседе является свидетельством:

41. К невербальным средствам делового общения относятся:

1) речевые конструкции;

3) социальные диалекты;

4) деловая переписка;

5) профессиональный жаргон.

42. Какой метод не относится к методам эффективного начала беседы?

1) метод снятия напряженности;

3) метод стимулирования игры воображения;

5) метод позиционного торга.

43. Какая речь в беседе вызывает раздражение?

2) слегка быстрая;

3) слишком замедленная;

44. Прием по личным вопросам ведется руководителями правоохранительных органов с целью выяснения:

1) неслужебных вопросов, возникающих у работников правоохранительных органов;

2) служебных вопросов, возникающих у работников правоохранительных органов;

3) различных вопросов, возникающих у журналистов;

4) социальных проблем, возникающих у населения;

5) финансовых вопросов, возникающих у предпринимателей.

45. Неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов закреплены в:

1) общественном мнении;

2) федеральных законах;

3) международных законах;

4) Конституции РФ;

5) кодексах профессиональной этики.

46. В каком виде формально может быть представлено недовольство гражданина деятельностью сотрудника правоохранительных органов?

4) докладной записки;

47. Прием населения сотрудниками правоохранительных органов проводится с целью:

1) пропаганды юридической деятельности и укрепления их связи с населением;

2) воспитания у населения чувства уважения и признательности к сотрудникам правоохранительных органов;

3) выяснения неизвестных случаев подготовки или совершения преступления;

4) выяснения неправомерного поведения отдельных категорий лиц;

5) быть в курсе общественного мнения о деятельности правоохранительных органов.

48. Какое действие характеризует положительное отношение сотрудника правоохранительных органов к критике со стороны коллег?

1) вступает в конфликт с критикующим;

2) недостатки объясняет объективными причинами;

3) на указанные недостатки не реагирует;

4) может тайно преследовать за указанные на недостатки;

5) недостатки объясняет субъективными причинами.

49. Как называются правила, четко регламентирующие соблюдение этикета в отношениях, основанных на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов?

50. Как называются отношения, основанные на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов?

5 1. Литературный язык не используется:

1) в официально-деловой речи;

2) в письменной речи;

3) в научной речи;

4) в профессиональном общении;

5) в невербальном общении.

52. Какой аспект речи накладывает строгий запрет на использование эмоционально-экспрессивной лексики в общении?

53. Чем определяется выбор стиля речевого общения?

1) сферой общения;

2) целью и содержанием передаваемой информации;

3) количеством участников общения;

4) богатством словарного запаса собеседников;

5) не определяется ничем.

54. Соблюдение правил речевого этикета определяется:

1) возрастом участников речевого акта и их социальным статусом;

2) степенью знакомства и характером общения собеседников;

3) временем и местом общения;

4) нормами поведения при общении;

5) владением языковыми средствами.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.

Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением.

55. Каким стилем написаны правовые и нормативные акты?

56. Этикет— это:

1. Наука о морали;

2. Манера поведения;

3. Общая культура.

4. Наука о этике

57. Деловой протокол — это:

1. Осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей

2. Свод правил в деловых и служебных отношениях;

3. Правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки;

4. Служебные взаимоотношения

58. Соблюдение чувства меры в разговоре — это :

1. Вежливость;

2. Тактичность;

3. Дипломатичность;

4. Предупредительность;

59. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам в процессе телефонного разговора.

Читайте также: