К чему приводит стихийность выбора профессии

Обновлено: 01.05.2024

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

Что может привести к неправильному карьерному выбору?

Если рассматривать старшеклассников, все мы можем согласиться с тем, что им приходиться принять довольно сложное решение. В таком раннем возрасте студенты обычно делают неправильный выбор, поскольку они не имеют ни малейшего представления о том, в чем им хотелось бы преуспеть в будущем. Поэтому, решения касательно карьеры для большинства абитуриентов часто обусловлены влиянием семьи и друзей. В таком жизненном периоде сделать рациональный выбор крайне сложно.

Рассмотрим несколько ситуаций, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Так как некоторые из выпускников, возможно, не имели отличного старта в работе, остаются барахтаемся в той же лодке, так как выбор в момент завершения высшего образования был неправильным. А для других выпускников, которые сделали правильный выбор на то время, скоро приходит понимание, что они остаются прикованы к какой-то определенной отрасли на протяжении длительного периода и сейчас уже не могут попробовать себя в других сферах деятельности.

Если Вам не удастся понять свои интересы и таланты, Вам будет крайне сложно выбрать подходящую работу. Только когда Вы цените свой талант и навыки, в которых сильны, тогда Вы сможете подобрать для себя подходящую работу на рынке труда.

Последствия и наказания, которыми грозит неправильный выбор профессии в долгосрочном периоде

  1. Удовлетворение от своей работы: первое и важнейшее, что может случиться с индивидом – это то, что ему не нравится то, чем он занимается. Работа, которую Вы выполняете каждый день, не приносит Вам удовлетворения или радость от свершения хороших дел. Вы никогда не будете успешны, если Вас не устраивают обязанности Вашей работы. Карьеру следует выбирать, исходя из Ваших способностей и умений, которыми Вы владеете.
  2. Слабая производительность/эффективность: Еще один важнейший эффект – это то, что Вы не сможете хорошо исполнять свои обязанности. Мы все знаем, что именно эффективность – это то, что ценится и то, что позволяет нам двигаться по карьерной лестнице. Но если Вы выбрали неправильную для себя профессию, то Ваша производительность ущемлена, так как Вы не в состоянии отдавать себя работе на 100%. Это может стать важным сигналом для Вашего понимания и осознания того, что Ваша работа не соответствует Вашей характеристике.
  3. Тревога и стресс: Тревога и стресс могут быть ключевыми факторами, которые дают нам понять, что наша работа – это дорога в никуда. Здоровье – это богатство, мы все это знаем. Тревожность и стресс, связанные с работой, часто дают о себе знать дома и вредят взаимоотношениями с членами семьи. Все это влияет на климат в семье. Такие последствия надо быстро отслеживать и предпринимать действия касательно неправильной для Вас работы.
  4. Социальное пренебрежение: Это когда мы чувствуем, что пытаемся остаться в темном углу. Нежелание проводить время с друзьями и социализироваться. Но почему? Такое происходит потому, что люди, которые окружают нас, нашли свое призвание в жизни и могут быть счастливее нас. Осознание этого оказывает сильное влияние на нас и может заставить чувствовать так, как будто мы проиграли войну против себя. Тогда мы склонны игнорировать социальную активность и уходить в себя. В связи с этим, еще одна характеристика жизни человека, живущего в стрессе, выходит на первый план. Это зависть, которую мы чувствуем относительно других людей из-за их успеха. Вы смотрите на свою карьеру, как на целостность и начинаете сравнивать ее с карьерой другого человека. Такая ситуация имеет место быть только когда Вы осознаете, что Ваша рутина не делает Вас счастливым, в отличие от других людей. Поэтому, такая ситуация должна послужить звоночком, который оповещает Вас, что следует открыть новую страницу своей жизни. Вызов состоит в том, чтобы изменить Ваше восприятие и двигаться вперед, делая свою жизнь лучше.

Что же дальше?

Теперь, когда это статья помогла нам углубиться в проблемы, связанные с неправильным выбором карьеры, стоит остановится и подумать. Если, читая нашу статью, Вы обнаружили, что были в ситуациях, описанных выше, или знаете человека, который проходит данную фазу в жизни, ознакомьте их с неприятными последствиями выбора неправильной профессии. Мы надеемся, что статья поможет выявить ранние признаки того, что Ваша работа Вам не подходит. И даже если Вы и не находитесь в подобной ситуации в жизни, эти знание будут ценными в будущем. Это должно сделать нас счастливее, так как мы уже знаем, насколько на нас влияют выбор правильной профессии.

Ошибка при выборе профессии недопустима, т. к. ее последствия будут сказываться всю жизнь.

Каждый ученик в процессе выбора профессии проходит несколько этапов. С той или иной полнотой эти этапы представлены в любом решении, принимаемом личностью или группой.

1. Возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию).
2. Поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы.
3. Сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора.
4. Построение образа профессии.
5. Поиск вариантов решений, их оценка и выбор оптимального решения.

Рассмотрим возможные ошибки, на каждом этапе, применительно к проблеме профессионального самоопределения.

Вторая ошибка - несвоевременность выбора. Такая ситуация может возникнуть, когда проблема выбора профессии в требуемый момент времени как бы не встает перед учащимися.
Одной из причин сложившейся ситуации, может быть слишком рано принятое решение о выборе профессии. Такое решение иногда бывает не вполне адекватным, когда в раннем возрасте формируется романтический образ профессии, часто отдаленный от реальности.
Иногда такой интерес усыпляет бдительность взрослых, создает иллюзию, что с профессиональным самоопределением все благополучно. На самом же деле ожидания подростка значительно расходятся с реальностью, а его индивидуальные особенности являются неодолимым препятствием для получения выбранной профессии.
Таким образом, несвоевременно, слишком рано принятое решение, не поддержанное рациональными соображениями, может стать источником разочарований и последующих сложностей адаптации в профессиональной сфере.

3 этап.
Одним из основных этапов принятия решения является сбор необходимой информации о желаемой профессии.
Сложности и ошибки, возникающие на этом этапе, обусловлены тремя причинами: отсутствием полного представления о проблемной ситуации, избирательным отношением подростков к информации о сфере труда, сложностями самовосприятия
Подростки и их родители часто не осведомлены о тех существенных моментах, которые определяют впоследствии степень профессиональной, а подчас и социальной адаптации молодого человека.
Знакомство учащихся, преподавателей, родителей с профессиями позволяет им со всей полнотой осваивать информацию относительно процесса труда в каждой профессии. С учетом этого возможна более точная формулировка общих требований подростка к будущей профессии, а также своеобразная прикидка собственных возможностей в связи с требованиями, предъявляемыми различными группами профессий к человеку.
В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию.
Экспериментально – психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

1. Личный опыт как источник информации.
Отличительной особенностью личного опыта является его высокая субъективная значимость, переоценка, перенос оценок с одних событий на другие. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе.

4 этап.
На этом этапе типичные ошибки могут быть связаны с недостаточным уровнем критичности подростка. Низкий уровень критичности не позволяет в полном объеме выявить и дать объективную характеристику собственного положения. На этом фоне видение проблемы упрощается, а к вариантам возможных решений предъявляются более упрощенные требования.
Здесь широко распространены следующие ошибки.

Предубеждения в отношении престижности и непрестижности профессии.
В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что некоторые важные виды трудовой деятельности считаются непрестижными. Это необоснованный ложный взгляд. Как известно мода на все проходит, и та профессия, которая сегодня престижна, завтра может приобрести совершенно иной статус.

Увлечение только внешней стороной профессии.
Это случается потому, что выпускник не имеет всесторонних знаний о профессии.

Ориентация на профессию, которая гарантирует высокий заработок.
Ориентируясь на материальную сторону профессии, часто не учитывается, что если данная профессия выбрана без учета личностных особенностей, то мало шансов стать квалифицированным специалистом, а значит, возникнут проблемы с трудоустройством.

5 этап.
При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения осторожного типа, инертные решения.

Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. Критическая оценка гипотез неполна, варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью.
В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых Рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полной и планомерной критической оценкой.
Решения Осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения находятся с трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке.

Автор: Е. В. Павлова, старший методист Ульяновского областного центра профориентации

Список использованной литературы.

Читайте также: