Из каких элементов состоит технологический процесс работы судов

Обновлено: 19.05.2024

Технологические процессы работы транспортного флота в общем виде представляют собой регламентированную совокупность транспортных операций, выполняемых судами при осуществлении транспортной работы. Для трампового судоходства характерны два вида технологических процессов работы судов — рейс и оборот.

Рейс — регламентированная совокупность транспортных операций, выполняемых судном от пункта отправления до пункта назначения, включая операции, выполняемые в этих пунктах.

Рейсы, в зависимости от характера выполняемой работы, делятся на груженые и порожние (балластные).

Оборот судна регламентирует состав и последовательность транспортных операций, выполняемых судном между двумя последовательными погрузками.

Оборот может состоять из одного груженого рейса или одного груженого и одного порожнего рейса при соответствующей организации перевозок и работы флота, зависящего от параметров грузовой базы. Если в процессе работы флота чередуются груженые и порожние рейсы, то при определении структуры и продолжительности оборота порожний рейс относится на последующий груженый.

В этом разделе курсовой работы студенту необходимо сформулировать понятия применяемых в трамповом судоходстве технологических процессов работы судов, дать содержательное их описание и структуру в соответствии с исходными данными индивидуального задания и определить продолжительность рейсов и оборота судна.

Продолжительность груженого рейса для условий курсовой работы определяется по выражению:

где — продолжительность операций следования с грузом в море,

— продолжительность операций следования с грузом по ВВП (реке),

— продолжительность стоянки (операций обслуживания судна) в порту погрузки,

— продолжительность стоянки (операций обслуживания судна) в порту выгрузки.

Продолжительность операций следования с грузом в море

где — расстояние перевозки груза на морском участке, км,

принимается по «Таблицам морских расстояний для су-

— техническая скорость движения судна с грузом на море.

Здесь — расчетная скорость движения судна

— паспортная скорость движения судна порожнем (в балласте) и в грузу соответственно, км/ч,

— коэффициент использования грузоподъёмности судна;

— коэффициент резервного времени, учитывающий задержки в пути по гидрометеорологическим причинам.

Значения , зависящие от периода (месяца) выполнения рейса и мореходности судна — класса Регистра, приводятся в приложении 6.

Продолжительность операций следования по речным участкам, включает ходовое время между пунктами и стояночное время в пути, связанное, главным образом, со шлюзованием и прохождением затруднительных участков, включая мосты (см. приложение 7).

Продолжительность стоянки в отечественных речных портах погрузки — выгрузки

где — судочасовые нормы погрузки—разгрузки судов в отечественных речных портах, т/ч (приложение 8).

При определении продолжительности стоянок судов в отечественных, речных портах под грузовой обработкой следует иметь в виду, что существуют специальные и общие судочасовые нормы. Специальные судочасовые нормы применяются при обработке флота на специализированных причалах с повышенной пропускной способностью. Поэтому, прежде чем определить норму продолжительности грузовой обработки, необходимо установить, существует ли для заданного порта и рода груза специальная норма (табл.1 приложение 8), которая и принимается для расчетов. В противном случае расчет продолжительности стоянок производится по общим нормам (табл.2 приложение 8);

— продолжительность прочих (кроме грузовых работ) стоянок в речных портах (приложение 8).

Продолжительность стоянок в морских портах

где — валовая норма обработки судов в морских портах, т/ч (приложение 9).

Продолжительность балластного перехода (рейса), предшествующего рассматриваемому груженому рейсу, определяется по выражению:

где — продолжительность следования в балласте на море,

— продолжительность следования в балласте по ВВП (реке).

Продолжительность следования в балласте на море

где — протяженность балластного перехода на море, км.

Значение этой величины по каждому варианту задания определяется при экспортных перевозках как разность общего балластного перехода (прил.3) и балластного перехода по внутренним водным путям. Последний принимается равным протяженности ВВП от устьевого порта до порта погрузки в соответствии с индивидуальным вариантом задания. При импортных и МИПовских перевозках балластный переход осуществляется по морю и принимается равным указанному в задании (приложение 2);

— техническая скорость движения судна в балласте на море.

Продолжительность следования в балласте на реке определяется по нормам следования с учетом ходового и стояночного времени (аналогично продолжительности операций следования с грузом по ВВП) по приложению 7.

Общая расчетная продолжительность оборота равна

Расчет продолжительности рейсов и оборота рекомендуется представлять в табличной форме (табл.1), в часах и сутках.

Читайте также: