Что сказать сотруднику что он уволен

Обновлено: 15.05.2024

На канале много разных статей посвящено трудоустройству и собеседованиям, а статей про увольнение совсем немного.

Всем здравствуйте!

На этом канале можно прочитать статьи о вопросах в области труда и кадров, с точки зрения специалиста-кадровика.

Чуть раньше была опубликована статья о причинах, которые заставляют людей увольняться, прочитать ее можно перейдя по этой ссылке .

Согласитесь, почти каждый из нас уже увольнялся с работы или еще сделает это в будущем. Сегодняшняя статья о том, как правильно уволиться и избежать ошибок при увольнении.

Не секрет, что тот кто решил поменять место работы или просто уволиться, в переходно-уходный период нервничает и переживает. Ведь неизвестно как отреагируют на увольнение коллеги и руководители, что ожидает нас на новом месте, каким будет новый коллектив и как на новом месте работы все сложится. Да мало ли еще какие переживания и волнения могут быть связаны с увольнением или переходом в другую компанию.

Главное, после того как принято решение об увольнении, постараться свести все риски и тревоги к минимуму и сосредоточиться на следующих моментах:

1. Сначала определите дату, которая будет последним рабочим днем в этой организации. Не стоит за месяц или два сообщать руководству о том, что Вы планируете уволиться, сделайте это за 2 недели до дня ИКС. Этого времени Вам вполне хватит чтобы завершить и передать дела, а руководству - чтобы подобрать другого работника.

2. Работайте в прежнем режиме и никому не позволяйте манипулировать собой. Даже если Вы чего-то не успеете доделать до момента увольнения, это не повод откладывать дату ИКС. Не взваливайте на себя дополнительные обязанности и задания, и не позволяйте руководству давить на Ваше чувство ответственности, а коллегам использовать Вашу доброту и профессиональные знания. Помогать коллегам можно, но не в ущерб своей работе и своим планам.

3. Коллеги и руководство могут по-разному отнестись с Вашему увольнению, люди вообще склонны любые перемены воспринимать слишком эмоционально, а Вы не можете контролировать чужие эмоции. Ведь вполне возможно, именно сейчас кто-то начнет давить на чувство вины, кто-то постарается свалить на Вас самую трудную и сложную работу, кто-то возможно вообще перестанет общаться с Вами, а кто-то может попытаться испортить Вашу репутацию. Всё это характеризует коллег и коллектив, в котором сейчас работаете, но не относится лично к Вам.

Поэтому, в период до увольнения, Вы должны контролировать свои эмоции и реакции на те или иные поступки коллег и руководителей. Ведите себя спокойно, вежливо и профессионально, но не бойтесь защищать свою точку зрения, не опускаясь до обвинений и скандалов.

4. В этот период нет места обидам и гневу. Постарайтесь забыть всё плохое и неприятное, что происходило в этом коллективе с Вами. Простите тех коллег, которые вели себя не очень красиво по отношению к Вам, возможно когда-то и Вы, кого-то незаслуженно обидели.

Можно предложить коллегам вместе пообедать или выпить кофе, мило пообщаться и извиниться перед ними за свои поведение и слова (ведь на работе тоже всякое бывает). Поступив так, Вы, уходя из компании, оставите о себе хорошие воспоминания. И не забывайте, земля круглая и слухами полнится, неизвестно где и когда хорошие воспоминания и репутация "сработают" на Вашу пользу.

В оставшееся время выполняйте свою работу максимально ответственно и хорошо. Сосредоточьтесь на своей работе и посильной помощи коллегам, это позволит Вам успокоиться и чувствовать себя специалистом своего дела и возможно Вы сможете вдохновить окружающих на профессиональный рост и достижения. Именно такое отношение к коллегам и выполняемой работе позволит по-доброму расстаться с коллегами и не сжечь мосты.

5. Уважайте себя как личность и как профессионала. Не сомневайтесь в своих силах и выборе, не позволяйте волнению и дискомфорту сбивать Вас с толку. Вы все делаете правильно, поэтому не стоит паниковать и переживать. А лучше смотрите на всё происходящее с Вами позитивно и наслаждайтесь процессом.

Любые перемены это всегда нелегко. Но, как показывает жизнь, в большинстве случаев, перемены - только к лучшему.

А какие советы при увольнении работника можете ему дать Вы? Пишите в комментариях, обсудим.

Статьи на канале были полезны для Вас - ставьте лайки и делитесь ссылками со своими друзьями, родными и коллегами.

Также читайте другие статьи на канале. Это позволит Вам быть в курсе трудового законодательства, прав и гарантий работника.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как сказать сотруднику об увольнении

Процедура увольнения рабочего по инициативе работодателя должна проходить в рамках процедуры строго регламентированной положениями ТК РФ. Одним из требований закона является своевременное оповещение подчиненного о предстоящем расторжении трудового договора. В связи с чем рассмотрим подробнее, как сказать сотруднику об увольнении, чтобы избежать неблагоприятных последствий для организации.

Когда необходимо уведомление?

При найме сотрудника на работу, работодатель связывает себя с ним взаимными обязательствами, одним из которых является необходимость своевременного уведомления об увольнении. В ТК РФ и прочих нормативно-правовых актах закреплено, в каких случаях оно требуется. В частности, если контракт расторгается по причине:

    ;
    ;
    ;
    ;
    ;
  • расторжения контракта с сезонными работниками;
  • увольнения специалиста, работающего по совместительству, из-за приема основного работника.
  • систематические прогулы; ; ; руководства предприятия; , при которых работник не может продолжать трудовую деятельность; , охраняемой законом.

Вам также будет интересно:

Так или иначе, решение об увольнении рабочего не должно приниматься руководством спонтанно, для этого требуются объективные причины. На практике увольнение подчиненного по статье может повлечь за собой трудовые, а порой и судебные споры. Если инициатива увольнения специалиста принадлежит руководству, то нужно заранее подготовиться к мероприятию.

В частности при расторжении контракта из-за дисциплинарного проступка вина подчиненного должна быть доказана. Это означает, что начальство должно обладать сведениями, документами, свидетельствующими о том, что сотрудник преступил закон. Как правило, дисциплинарные проступки фиксируются в соответствующих актах. Кроме того, следует учитывать, что любое взыскание, наложенное на сотрудника, должно быть оформлено соответствующим приказом.

Если увольнению послужил дисциплинарный проступок, то руководство предприятия может допустить огласку причин, послуживших принятию соответствующего решения. Делается это для того чтобы персонал уяснил, к чему в итоге приводят подобные нарушения.

Следует отметить, что сотрудника можно уволить за профессиональное несоответствие той должности, которую он занимает. Однако это возможно исключительно по результатам аттестации, согласно протоколу аттестационной комиссии.

При этом окончательный расчет по указанной причине можно будет провести только в том случае, если перевод сотрудника на другую более подходящую ему должность окажется невозможным.

Способы предупреждения об увольнении?

Руководство предприятия, может поставить в известность работника о предстоящем увольнении разными способами. Как правило, выбор того или иного из них зависит от причины, по которой с подчиненным расторгается контракт.

Личная беседа

Личная беседа

Проще всего сообщить об увольнении в конфиденциальной беседе, в которой следует изложить объективные причины, послужившие расторжению контракта. При этом руководителю следует абстрагироваться от желания критиковать, поскольку цель личной встречи это уведомление о принятом решении, а не возможность высказать личные претензии, особенно если сотрудник уходит при сокращении штата или же любой другой уважительной причине.

Если же у подчиненного будут вопросы, то можно ответить на один или два, при этом избегая вступления в длительную дискуссию. Важно дать понять, что решение об увольнении уже принято и обсуждению оно не подлежит.

В том случае, если предстоит увольнение группы сотрудников, то целесообразно будет провести собрание, на котором сообщить, что планируются оргштатные мероприятия, направленные на выход предприятия из экономического кризиса, в связи с чем, предстоит сокращение штата. После этого руководитель может побеседовать отдельно с теми сотрудниками, которых предстоит рассчитать.

В том случае, если подчиненный увольняется по собственному желанию, то руководитель также может организовать личную встречу, для того чтобы поинтересоваться, какие причины послужили принятию такого решения.

Письменное уведомление

Письменное уведомление

Как было отмечено выше, в случаях, обозначенных в законе, направление письменного уведомления является обязательным. Однако его вполне может предварять и личная беседа с начальника с подчиненным.

Следует отметить, что документ оформляется произвольно, своими словами, поскольку унифицированная форма отсутствует. Несмотря на это, в нем должна присутствовать следующая информация:

  • наименование предприятия;
  • Ф.И.О. сотрудника, которому адресуется уведомление;
  • основание, из-за которого расторгается трудовой договор;
  • предложение иных вакантных должностей, если возможен перевод рабочего, с указанием окладов;
  • ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт;
  • дата увольнения;
  • подпись уполномоченного должностного лица.

Так, если сотрудник сокращается, то основной текст может быть таким:

При неудачном прохождении испытания, фразы в уведомлении могут быть сформулирована следующим образом:

Следует помнить, что в законодательстве установлены сроки предупреждения об увольнении:

  • 3 дня — в том случае, если расторгается контракт с сотрудником, находящимся на испытательном сроке, завершается срочный трудовой договор либо при досрочном уходе с предприятия сезонного работника;
  • 2 месяца — при сокращении на предприятии или же его ликвидации;
  • 3 месяца — если происходит массовое увольнение персонала.

Следует отметить, что нередко на предприятиях практикуется так называемое бесконтактное увольнение. Для того чтобы расстаться с неугодными сотрудниками, руководство может использовать различные методы, которые, так или иначе, приведут к прекращению трудовых отношений, например, по соглашению сторон или уходу специалиста по собственной инициативе.

Так, сотруднику можно предложить участие в бесперспективном проекте, по результатам которого руководство будет вынужден рассчитать весь задействованный персонал. Также начальство может пойти на иные шаги, которые могут вынуть сотрудника уволиться самостоятельно, в частности, на урезание зарплаты, лишение премий и прочих надбавок и тому подобное.

Как выглядит правильное увольнение?

Увольнение персонала является неизбежной частью ведения бизнеса.

Необходимость расстаться с сотрудником может быть вызвана как дисциплинарными проступками, например, хищением, нарушением коммерческой тайны, систематическими прогулами, так и проблемами с производительностью и иными причинами.

Порой сообщить сотруднику о том, что у него больше нет работы и пора уйти на пенсию довольно сложно, особенно, если он трудился на предприятии долгие годы. Тем не менее, если следовать предложенному нами алгоритму, можно провести увольнение без каких-либо неблагоприятных последствий для компании и самого сотрудника.

  1. Пригласить сотрудника на беседу лично, это наглядно продемонстрирует, что компания дорожит своими отношениями с персоналом.
  2. В начале разговора поблагодарить специалиста за его работу и преданность организации. Объяснить, что руководству пришлось принять трудное решение об упразднении его должности или о невозможности продолжения дальнейшего сотрудничества. При этом необходимо указать на основание, послужившее принятию такого решения.
  3. Поставить сотрудника в известность о дате последнего рабочего дня на предприятии. В том случае, если по закону требуется направление письменного уведомления, то можно ознакомить с документом под подпись.
  4. Предоставить возможность получить ответы на возникшие у работника вопросы.
  5. В том случае, если подчиненный будет продолжать выполнять обязанности до даты увольнения, то следует объяснить, что от него ожидается в этот период, например, обучение другого сотрудника этой работе и прочее.
  6. Обсудить предстоящее увольнение, рассказать, какие выплаты в последний рабочий день будут перечислены, например, выходное пособие, компенсация отпуска или больничного и так далее.

Вам также будет интересно:

Кроме того, если руководство компании готово, то оно может предоставить сотруднику хорошую характеристику (рекомендацию) либо оказать какую-либо помощь в поиске другого места работы. А также поблагодарить за потраченное время и предложить встретиться еще раз, если появятся дополнительные вопросы или проблемы.

По собственному желанию: оформляем увольнение работника по его инициативе

Самый распространенный способ увольнения – расторжение трудового договора по инициативе работника. Он же наряду с увольнением по соглашению сторон является и одним из самых бесконфликтных, поскольку при этом, как правило, у сторон трудового договора редко возникают друг к другу претензии. Уже сама формулировка основания увольнения говорит о том, что оно осуществляется именно по личному волеизъявлению работника. Об этом важно помнить, поскольку в том случае, если впоследствии будет установлено, что работодатель так или иначе склонял сотрудника принять такое решение, увольнение может быть признано незаконным, а работник – восстановлен на прежнем месте (подп. "а" п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

В целом процедура расторжения трудового договора по этому основанию не представляет особого труда. Разберем алгоритм увольнения работника по собственному желанию пошагово.

Шаг 1. Принять от сотрудника заявление об увольнении

Процедура увольнения работника начинается с того момента, как он представил письменное заявление об увольнении. Напомним, что сделать это он может не позднее чем за две недели до даты увольнения, если иной срок не установлен законом (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Течение указанного срока начинается на следующий день после подачи работником заявления. Перед тем, как принимать от сотрудника соответствующее заявление советуем проверить, каким образом оно заполнено. Закон не устанавливает требований к его содержанию, однако при определении даты увольнения желательно избегать предлога "с" – это может внести путаницу в понимании последнего рабочего дня. Например, вместо "прошу уволить меня с 1 августа 2017 года. ", лучше указать "прошу уволить меня 1 августа 2017 года. " В этом случае 1 августа 2017 года однозначно будет считаться последним днем работы.

С правовыми позициями судов при рассмотрении споров, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работника, ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Шаг. 2. Соблюсти срок предупреждения об увольнении

По общему правилу такой срок составляет две недели (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Однако есть и исключения – так, в период испытания предупредить работодателя нужно не позднее чем за три дня, а при увольнении руководителя организации – минимум за один месяц (ч. 4 ст. 71, ст. 280 ТК РФ).

Увеличить или уменьшить этот срок по собственной инициативе работодатель не вправе. До истечения предусмотренного в законе срока предупреждения трудовой договор может быть расторгнут только по соглашению между работником и работодателем.

Кроме того, работодатель обязан уволить работника именно в тот срок, который тот указал в своем заявлении, если:

работник не может продолжать работу (например, при зачислении в образовательную организацию, выходе на пенсию и др.);

было установлено нарушение работодателем трудового законодательства, локальных нормативных актов и т. д.

Сотрудник имеет полное право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении, т. е. даже в последний день работы (ч. 4 ст. 80 ТК РФ ). Увольнение в этом случае не производится. Исключение составляет лишь ситуация, при которой работодатель уже успел в письменной форме пригласить на место работника другого специалиста, которому не может быть отказано в заключении трудового договора – например, сотрудника, приглашенного в организацию в порядке перевода от другого работодателя (ч. 4 ст. 64 ТК РФ ).

Также важно иметь в виду, что работник может реализовать свое право на отпуск с последующим увольнением по собственному желанию (ч. 2 ст. 127 ТК РФ). В этом случае отозвать свое заявление работник вправе только до дня начала отпуска (ч. 4 ст. 127 ТК РФ).

Шаг 3. Издать приказ об увольнении (форма № Т-8 или Т-8а)

Если сотрудник не отозвал свое заявление, то в последний день его работы работодатель приступает к процедуре увольнения. В первую очередь отдел кадров оформляет приказ о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или Т-8а). Формулировка причины увольнения может быть следующая: "Инициатива работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ".

С приказом о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись в день увольнения (ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ). При этом работодатель обязан выдать ему заверенную копию этого приказа, если он обратится с таким требованием.

БЛАНКИ И ОБРАЗЦЫ

Заявление об увольнении по собственному желанию

Заявление об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию

Заявление о предоставлении отпуска с последующим увольнением по собственному желанию

Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-8)

Заявление о выдаче справки о сумме заработной платы за два года

Справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Образец заполнения справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года

Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (Форма № Т-61)

Шаг 4. Оформить справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению

К последнему дню работы сотрудника бухгалтерия должна оформить справку о сумме его заработка за два календарных года, предшествовавших увольнению. Эта справка понадобится сотруднику для расчета пособий у нового работодателя. Соответствующая форма утверждена приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года №182н.

Справку выдают сотруднику в последний день работы. Однако, стоит отметить, что работник вправе обратиться за ней с письменным заявлением и после увольнения – в этом случае работодатель обязан выдать справку в течение трех рабочих дней со дня подачи бывшим сотрудником соответствующего заявления (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

Особенности заполнения и выдачи данной справки можно уточнить в письмах ФСС России от 20 июня 2013 г. № 25-03-14/12-7942 и от 24 июля 2013 г. № 15-02-01/12-5174л.

Шаг 5. Оформить документ, содержащий сведения, которые были направлены в ПФР за период работы сотрудника

В последний день работы бухгалтерия также обязана выдать сотруднику документ, который содержит сведения, направленные в ПФР за период работы сотрудника (п. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

Специальных форм для передачи таких сведений работнику не предусмотрено, поэтому ориентироваться следует на формы, утвержденные ПФР для представления соответствующих сведений ведомству. Например, форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п), раздел 6 формы РСВ-1 ПФР (приложение № 1 к постановлению Правления ПФР от 16 января 2014 г. № 2п) и др.

Шаг 6. Внести запись в личную карточку (форма № Т-2)

Перед увольнением работника отделу кадров необходимо также внести соответствующую запись в его личную карточку (форма № Т-2). В "Основании прекращения трудового договора (увольнения)" нужно прописать причину увольнения: "Инициатива работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ". В строке "Дата увольнения" – указать последний день работы. Затем следует внести реквизиты приказа о прекращении трудового договора – его дату и номер. Информация об увольнении должна быть заверена работником и сотрудником отдела кадров.

Шаг 7. Оформить записку-расчет о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником (форма № Т-61)

В последний день работы отдел кадров совместно с бухгалтерией заполняют записку-расчет о прекращении трудового договора с сотрудником (форма № Т-61). Сотрудник отдела кадров вносит на лицевую сторону документа общие сведения о работнике, а также информацию об увольнении и факте расторжения с ним трудового договора. А на другой стороне бухгалтер рассчитывает сумму положенной увольняющемуся работнику выплаты.

Знакомить сотрудника с запиской-расчетом работодатель не обязан.

Шаг 8. Произвести с работником расчет

В последний день работы бухгалтер должен выдать сотруднику заработную плату за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск, если она ему полагается, и произвести иные выплаты (ч. 4 ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ). Если сотрудник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

При этом стоит иметь в виду, что лишение работника премии в связи с его увольнением по собственному желанию может быть расценено как дискриминация (определение Московского городского суда от 25 марта 2014 № 4г-2201/14).

Шаг 9. Сделать запись в трудовую книжку и выдать ее

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или соответствующего закона (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ). Выглядеть она должна так:

сначала указывается ее порядковый номер;

затем дата увольнения;

потом прописывается причина увольнения со ссылкой на соответствующий пункт, часть и статью ТК РФ: "Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, п. 3 ст. 77 ТК РФ ";

в заключение заполняются наименование документа, на основании которого вносится запись – чаще всего это приказ о прекращении трудового договора, его дата и номер.

Эту запись заверяют подписи сотрудника отдела кадров и увольняемого работника, а также печать организации (п. 35 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках").

Выдать сотруднику трудовую книжку работодатель также обязан в последний день работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Шаг 10. Подготовить и выдать работнику по его просьбе заверенные копии других документов, связанных с работой

По письменному заявлению работника работодатель обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ). Это могут быть копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате – например, справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и справка о среднем заработке за последние три месяца, которая необходима для получения статуса безработного и др. (ст. 62 ТК РФ).

Последняя актуализация: 24 марта 2017 г.

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Без собственного желания
В связи с ухудшением экономической ситуации многие россияне начинают опасаться потери работы. Как избежать этого или уменьшить негативные последствия?

Планируется ввести чек-листы при проверках предпринимателей
Сначала они будут апробированы при проведении отдельных контрольных мероприятий.

Прогул или не прогул – вот в чем вопрос
Судебная практика подтверждает, что работодатели не всегда правы, когда относят те или иные обстоятельства отсутствия сотрудников на работе к причинам для увольнения за прогул.


В Трудовом кодексе прописано множество оснований, по которым работника могут уволить. Давайте разберем самые популярные из них.

СОКРАЩЕНИЕ ШТАТА ИЛИ ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

При сокращении или ликвидации компании или ИП вас обязаны предупредить о предстоящем увольнении за два месяца и под подпись. Затем вам должны предложить все имеющиеся в компании вакансии. При расставании работодатель обязан выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск и среднемесячную зарплату, а через месяц — еще одну. Если в течение 14 дней после увольнения вы встали на биржу труда, но работу так и не нашли, то через три месяца вам снова положена выплата среднемесячной зарплаты.

Кого не имеют права увольнять при сокращении:

  • Беременных.
  • Единственного кормильца ребенка-инвалида.
  • Единственного родителя или опекуна ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида.
  • Женщин с детьми до трех лет.
  • Единственного кормильца ребенка до 3 лет, если в семье минимум двое детей до 14 лет.

Рассказываем, как правильно оформить увольнение по сокращению штата, какие выплаты и компенсации вам положены в таком случае

Если должность остается, а уменьшается число штатных единиц, то некоторые работники имеют преимущество (их сокращают в последнюю очередь):

  • Сотрудники с увечьем или заболеванием, которое они получили в процессе работы.
  • Находящиеся на повышении квалификации без отрыва от производства (при условии, что на обучение их направил работодатель).
  • Сотрудники, на содержании которых находятся два и более нетрудоспособных члена семьи.
  • Сотрудники, в чьих семьях нет других работающих.
  • Инвалиды боевых действий.

НЕОДНОКРАТНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Увольнение не по собственному желанию может быть по причине неисполнения трудовых обязанностей. Этот громоздкий термин включает в себя:

1) Отсутствие на работе или рабочем месте без уважительных причин.

2) Ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей (нарушение закона, должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, требований, приказов и так далее).

3) Отказ от выполнения трудовых обязанностей после изменения норм труда.

4) Отказ от медицинского освидетельствования (для некоторых профессий).

Важный момент: чтобы уволить сотрудника по этому основанию, у него должно быть зафиксированное непогашенное дисциплинарное взыскание.

Процедура увольнения выглядит так. Не позднее месяца с того дня, когда был обнаружен проступок, составляется акт, который подписывают минимум трое сотрудников. Затем многие кадровики требуют письменного объяснения проступка. Делается это для того, чтобы в суде (если до него дойдет) было проще доказать вашу вину. Кстати, в судебной практике есть прецеденты, когда уволенных за неисполнение должностных обязанностей сотрудников восстанавливали, если организация не понесла тяжких последствий из-за этого проступка. Например, опоздал человек несколько раз — принципиальный руководитель его уволил. А суд восстановил на работе, так как своими опозданиями вреда организации он не нанес.

Далее выносится приказ об увольнении, с которым вы должны ознакомиться под подпись.

НЕСООТВЕТСТВИЕ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Низкую квалификацию сотрудника необходимо доказать. Сделать это непросто, особенно если он проработал несколько лет, регулярно получал премию, и вдруг для выполнения работы его квалификации стало недостаточно.

Несоответствие квалификации работника его должности должна доказать аттестационная комиссия. Как правило, в нее входят заместитель генерального, кадровик и непосредственный начальник сотрудника. Сами понимаете, что комиссия может доказать что угодно. Однако в суде можно оспорить выводы аттестационной комиссии.

Для госслужащих порядок прохождения аттестации прописан. Большинству же частных организаций необходимо готовить для этого документы, что усложняет процедуру увольнения по такой статье.

Если вы провалили аттестацию, вам обязаны предложить другие имеющиеся в организации рабочие места в соответствии с вашей квалификацией. И лишь после письменного отказа вас могут уволить.

Кого не могут уволить из-за несоответствия занимаемой должности:

  • Беременных.
  • Женщин, имеющих ребенка до трех лет.
  • Одиноких матерей или опекунов, воспитывающих ребенка до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет.
  • Несовершеннолетних, так как для этого необходимо согласие комиссии по делам несовершеннолетних и разрешение трудовой инспекции.
  • Работников, которые находятся в отпуске.
  • Сотрудников в период временной нетрудоспособности.

На какие выплаты можно рассчитывать при потере работы, а какие финансовые претензии вам не поможет удовлетворить даже Верховный суд. КП подскажет, что выплачивают при увольнении сотрудникам

ОДНОКРАТНОЕ ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Увольнение не по собственному желанию возможно и из-за грубого нарушения трудовой дисциплины, причем достаточно однократного проступка. К грубым нарушениям относятся:

Появление на работе в состоянии опьянения. Доказательством служит освидетельствование в медицинском учреждении. При отказе от освидетельствования некоторые работодатели составляют акт и увольняют. Но подобное увольнение легко оспорить в суде, так как обычно лица, подписывающие акт, не являются медицинскими экспертами.

Отсутствие на рабочем месте более четырех часов без уважительных причин или попросту прогул. Уважительной причиной может служить задержка транспорта или болезнь (в том числе близких родственников), подтвержденная справкой от врача.

Нарушение требований безопасности труда, которые имели или могли иметь серьезные последствия. Вина сотрудника должна быть доказана комиссией или уполномоченным по охране труда. Например, руководитель выпил с сотрудниками на рабочем месте в рабочее время. Один из сотрудников ушел с работы и погиб. Такое нарушение (распитие алкоголя) считается грубым, поэтому руководителя увольняют.

Хищения, умышленное повреждение имущества работодателя, растраты. Эти факты должны быть доказаны приговором суда, решением уполномоченного органа или должностного лица.

Разглашение охраняемой законом тайны (коммерческой, государственной, служебной).

Эксперт объясняет, как правильно оформить увольнение за прогул, какой будет запись в трудовой книжке и полагается ли за это компенсация

ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВЫЖИВАЮТ

Подытожим: уволить по статье вас, конечно, могут, но сначала необходимо документально оформить ваше нарушение или несоответствие должности. Если этого не сделали или были допущены ошибки, вы легко сможете восстановиться через суд.

Но работодатели бывают разные. Бывает так, что сотрудник не попадает ни под одну из статей, а уволить его и не платить при этом компенсацию очень хочется.

Обычно это выглядит так. У вас раздается звонок, и генеральный или кадровик просит зайти. В беседе, посетовав для приличия на мировой экономический кризис, вас просят написать заявление об увольнении по собственному желанию. Если вы отказываетесь, то мягко намекают, что ваши условия труда станут невыносимыми, и вас все равно уволят по статье. Был бы человек, а статья найдется.

После этого внимательно изучите все, что прописано в трудовом договоре, должностных инструкциях и прочих нормативных актах организации, в которых вы расписались. И если приказ начальства выходит за их рамки, то сразу пишите заявление, что вы не можете исполнить распоряжение, потому что оно не входит в круг ваших обязанностей. Если давят количеством заданий, также пишете заявление о том, что такой объем работ выполнить в указанный срок невозможно. Все это можно подкрепить еще одной жалобой в трудовую инспекцию. Туда вообще можно жаловаться на любые нарушения со стороны работодателя. Как и в прокуратуру, кстати.

Но работодатель может выбрать и более жесткую тактику. Например, блокировать электронную карту для входа в здание, отключать интернет на рабочем месте, лишать доступа к общей почте и так далее. В таких случаях сразу пишите заявление в двух экземплярах о том, что вы не можете приступить к исполнению должностных обязанностей вследствие (и указываете причину). Если начальник или его секретарь заявление не принимает, а у вас нет доступа в помещение, то отправляйте его по почте заказным письмом с описью вложения. Можно продублировать на электронную почту руководству, не забыв упомянуть, что бумажное письмо вы уже отправили, и приложить скан или фото квитанции с почты.

Обычно после этого руководство понимает, что уволить нахрапом вас не получится, и приглашает на переговоры. Если у вас есть юрист — отлично, позовите его с собой или хотя бы попросите быть на связи во время общения с начальством. Но в любом случае к этому моменту вас уже воспринимают всерьез и готовы подписать увольнение по соглашению сторон. Осталось сесть за стол переговоров и договориться об условиях полюбовного расставания. Для вас это оптимальный вариант, так как работать нормально все равно не дадут, зато не уволят по статье. А если договоритесь, еще и компенсацию выплатят.

Важно понимать: после того, как вы подпишете соглашение, будет очень сложно доказать, что на вас оказывали давление. Поэтому восстановиться на работе через суд будет крайне сложно. На то оно и соглашение.

КОМПЕНСАЦИЯ

При увольнении работника на любом основании компания обязана выплатить ему заработную плату за отработанный период, включая все премии, надбавки и бонусы, а также компенсацию за неиспользованные дни отпуска. При этом компенсация выплачивается не только за неиспользованный основной отпуск, но и за неиспользованный дополнительный отпуск, который положен сотрудникам с ненормированным графиком, за работу на вредных и опасных производствах, в условиях Крайнего Севера. В этом случае никакое заявление писать не нужно, поскольку процедура выплаты и контроль ее исполнения – прямая обязанность работодателя.

Размер выплаты рассчитывается следующим образом: весь отпускной период за год (как правило, 28 дней) необходимо разделить на 12 месяцев и умножить на количество отработанных месяцев – так мы получаем количество неотгуленных дней. Если сотрудник отработал меньше половины месяца, то этот месяц не учитывается при расчете. Далее получившееся значение необходимо умножить на средний заработок за день и, в случае необходимости, округлить сумму в пользу работника.

В том случае, если сотрудника увольняют не за виновные действия, вместо денежной компенсации он может оформить отпуск с последующим увольнением. Уже в этом случае необходимо будет написать заявление, тогда днем увольнения будет считаться последний день отпуска работника.

Важно помнить, что коллективным договором могут быть установлены и другие выплаты, применяющиеся при увольнении в том или ином случае.

Для работников, которых увольняют в связи с сокращением штата или ликвидацией предприятия, помимо прочего полагается выплата выходного пособия, равная среднемесячному заработку сотрудника. Можно рассчитывать на компенсацию в последующие два и даже три месяца после увольнения. Для получения этой выплаты работнику необходимо в течение двух недель со дня увольнения встать на учет в центр занятости. Если в течение месяца служба не сможет найти вакансию для уволенного, то компания обязана выплатить сумму, равную средней зарплате за месяц. По решению центра занятости данная выплата сохраняется на следующий месяц после увольнения, а в исключительных случаях даже на третий месяц.

Рассказываем о компенсации отпуска при увольнении, какие для нее нужны документы и как она рассчитывается

СТАТЬЯ

Трудовой кодекс очень четко описывает условия, при которых сотрудник может быть уволен по инициативе работодателя. В решении трудовых споров суды чаще встают на сторону работника, поскольку они считаются наименее защищенной стороной. Поэтому если вас хотят уволить против вашего желания достаточно ознакомиться с ТК РФ и, возможно, проконсультироваться с юристом – в этом случае есть все шансы выйти победителем.

Увольнения работников по всем вышеописанным причинам регулирует глава 13 статья 81 ТК РФ:

    Сокращение штата или ликвидация предприятия – пункт 2 части 1 статьи 81 ТК РФ и пункт 1 части 1 статьи 81 ТК РФ соответственно;

Во всех остальных случаях увольнения сроки выплат регулируются статьей 140 ТК РФ, а реализация неиспользованного отпуска статьей 127 ТК РФ.

КСТАТИ

Некоторые работодатели не заключают трудовой договор в целях экономии — не нужно делать отчисления в Пенсионный фонд, можно сэкономить на больничных и так далее. Соответственно, уволить работника при таких отношениях проще: перестал платить, заблокировал доступ на работу — и все. Но и здесь есть вариант побороться за свои права.

Во-первых, считается, что человек приступил к своим обязанностям не с даты подписания договора, а с момента фактического выхода на работу. А если договор не был заключен — это уже проблема работодателя.

Во-вторых, в суде можно доказать факт рабочих правоотношений. Для этого необходимо собрать все доказательства того, что вы работали. Это могут быть пропуска, различные ведомости и прочие документы или их копии. Можно вызвать в качестве свидетелей бывших коллег или вахтера. Разумеется, сначала надо убедиться, что их показания не будут расходиться с вашими.

Сроки обращения в суд по трудовым спорам

  • Спор об увольнении – один месяц.
  • Невыплата зарплаты – один год.
  • Индивидуальные трудовые споры (разногласия по обязанностям работника, условиям труда и другие) – три месяца.

Наталья Макаровская, бизнес-юрист, владелец юридической компании, профессиональный стаж 29 лет:

– Увольнение работника по инициативе работодателя – это, как правило, конфликт между сторонами трудового договора. Во время этого конфликта каждая из сторон проявляет эмоции и допускает ошибки. Что интересно, в трудовом споре побеждает не обязательно правая сторона, а та, которая действует более юридически грамотно и продуманно.

Есть несколько правил и приемов, которые применимы в конфликтах, связанных с увольнением, как для стороны работодателя, так и для работника.

Во-первых, каждая сторона трудового договора должна действовать исходя из условий трудового договора и локальных нормативных актов, относящихся к конкретному работнику, с которыми он ознакомлен. Поэтому в самом начале процедуры увольнения не лишним будет перечитать эти документы, чтобы четко понимать, какую должность занимает работник, какие трудовые обязанности на него возложены, какие правила внутреннего трудового распорядка действуют в компании и так далее. Бывают случаи, когда точную формулировку своих должностных обязанностей работник вспоминает уже после увольнения за их неоднократное неисполнение. Или, например, сотрудник не соблюдает время перерыва на обед, как и все в компании, но именно за это впоследствии может быть уволен.

Во-вторых, все значимые действия и события, происходящие в ходе процедуры конфликтного увольнения, следует фиксировать. Это может быть передача документов под роспись, составление акта с участием нескольких работников или уведомление другой стороны путем направления почтового отправления. Дело в том, что в ряде случаев трудовым законодательством прямо предусмотрена передача документов работодателем работнику под роспись и составление акта при отказе работника поставить свою подпись. В частности, это относится к приказам о применении дисциплинарных взысканий и об увольнении.

В-третьих, в период конфликтного увольнения каждой стороне надо быть особенно внимательными к деталям. Работнику и работодателю следует неукоснительно соблюдать все условия трудового договора, а также запоминать и фиксировать нарушения другой стороны. К примеру, это относится к выплате заработной платы в установленный срок и к соблюдению работником трудовой дисциплины. Допущенные в преддверии увольнения нарушения каждой из сторон могут существенно повлиять на результаты рассмотрения трудового спора в суде, если впоследствии работник решит оспаривать там свое увольнение.

В-четвертых, каждая из сторон трудового договора в ходе процедуры конфликтного увольнения должна четко понимать и строго соблюдать сроки, установленные трудовым законодательством, так как эти сроки достаточно короткие и при их нарушении сторона трудовых отношений лишается возможности реализовать свои права. К примеру, срок увольнения за совершение дисциплинарного проступка составляет 1 месяц со дня его обнаружения работодателем, а срок для обращения работника в суд при оспаривании увольнения – 1 месяц со дня получения приказа об увольнении или трудовой книжки с соответствующей записью. Нельзя забывать и о том, что по истечении 1 года со дня применения последнего дисциплинарного взыскания работник считается не имеющим дисциплинарных взысканий, то есть не может быть уволен за повторный проступок.

Это только краткий перечень основных приемов и рекомендаций при увольнении работника по инициативе работодателя. В каждом конкретном случае требуется более детальное изучение ситуации и принятие шагов, соответствующих индивидуальным обстоятельствам. В любом случае работник может обратиться в прокуратуру или Трудовую инспекцию для решения споров, а также получить бесплатную юридическую консультацию в Трудовой инспекции.

Светлана Белодед, руководитель отдела по работе с персоналом компании QBF:

– Выделим несколько подводных камней при увольнении по причине сокращения штата или ликвидации предприятия, которые не очевидны на первый взгляд.

1. В случае спора обязанность доказать, что договор с работником расторгнут законно и имелись основания для сокращения штата, лежит на работодателе. Работник при обращении в суд приводит свои соображения, подкрепленные документами, а вот доказательственную базу в свою защиту обязан предоставить работодатель.

2. Если работник был сокращен работодателем неправомерно, то после восстановления работника судом он может быть снова уволен. Иными словами, сам факт восстановления работника на своем рабочем месте и признание судом факта незаконности увольнения не дает ему пожизненную индульгенцию. Работодатель вправе вновь начать процесс сокращения работника, только уже с соблюдением всех процедур и гарантий.

3. Много нюансов всплывает, когда речь идет о том, действительно ли необходимо сокращение численности или под предлогом сокращения избавляются от неугодных работников. Критерии необходимости не прописаны в законе, поэтому каждое предприятие самостоятельно определяет их исходя из собственной экономической ситуации.

4. Если основанием увольнения работников является ликвидация предприятия, то это должна быть именно ликвидация, а не реорганизация, не смена адреса юридического лица и так далее.

5. Если работодателем являлся индивидуальный предприниматель, то увольнение в связи с прекращением деятельности ИП может происходить в следующих случаях:

Читайте также: