Исследовательская работа особенности ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными

Обновлено: 16.05.2024

Традиционно в дошкольных учреждениях используются определенные ФОРМЫ РАБОТЫ по ознакомлению детей с животным миром.

1. Занятия - основная форма. На занятиях сообщаются новые подробности о различных представителях животного мира, уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания. Занятия тесно связаны с другими формами работы.

2. Экскурсии -знакомство с представителями животного мира в естественных условиях - в зоопарке, парке, лесу, саду, на лугу и т.д. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить ее маршрут, определить последовательность наблюдений за животными. В зоопарке сначала необходимо рассмотреть хорошо знакомых детям животных (волки, медведи, лисы), а затем пообщаться с животными, наиболее привлекающими их внимание (обезьяны, тигры, львы). И в последнюю очередь следует показать животных, незнакомых детям (дикобраз, гиена, крокодил и др.).

3. Ежедневные прогулки. На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за внешними отличительными признаками, сезонными изменениями в жизни животного мира. Систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.

4. Уголок живой природы. В нем могут содержаться белка, ежик, кролик, черепаха, хомячок, рыбы, птицы и др. Бережный, заботливый уход за обитателями уголка способствует формированию у детей трудовых навыков, прививает им доброту, чувство справедливости и ответственности за порученное дело.

5. Подкормка птиц. Зимой на участке детского сада необходимо устанавливать кормушки для птиц. Если каждый день в определенное время насыпать в них корм, то дети смогут наблюдать зимующих птиц, прилетающих поклевать. Весной необходимо развешивать скворечники, в которых поселяются перелетные птицы.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.

При ознакомлении детей с доашними и дикими животными широко используются все указанные методы.

К НАГЛЯДНЫМ МЕТОДАМ относятся наблюдения за домашними животными, за дикими животными в уголке природы, опыты (см. приложение), рассматривание картин, просмотр фильмов, что позволяет уточнять и конкретизировать представления детей о животных, экскурсии (см. приложение).

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой — н а б л ю д е н и я.

Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Наблюдение — важнейший метод познания животного мира. Наблюдение - это специально организованное воспитателем , целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Наблюдение — сложная познавательная деятельность, которая осуществляется как совместная деятельность взрослого и ребенка.

15

Опосредованное наблюдение - это восприятие какого-либо объекта через его художественное изображение - игрушку или картинку. Оно рекомендуется в случаях, когда реальные объекты живой природы нельзя наблюдать непосредственно из соображений безопасности или из-за того, что занятие проводится в помещении детского сада, а не в зоопарке (змея, крокодил, жираф, слон, медведь). Основа словарной работы при рассматривании картины иная, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать реальный объект и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального объекта. Дошкольников, как правило, учат узнавать объект на картине, т.е. сравнивать изображение с известным им животным. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку надо вспомнить и ранее увиденный объект, и ранее воспринятое слово. Таким образом развивается пространственное воображение - наиболее сложный для ребенка процесс.Задача педагога - учить детей воспринимать эмоциональный смысл и контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от стихийного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного. Таким образом, цель рассматривания картины, а также цель задаваемых вопросов - выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному объекту, активизируя при этом определенную группу слов. Неоценимую помощь оказывают картины (иллюстрации, репродукции) художников-анималистов Е. Чарушина, В. Сутеева, В. Ватагина. Их глубокие знания повадок животных, окрашенные юмором и проникнутые любовью к зверям, легко и непосредственно воспринимаются дошкольниками.

О п ы т — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познвательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада (см. приложение).

На занятиях используется также к н и ж н а я г р а ф и к а ( иллюстрации Е. Чарушина, Е. Бианки, Ю. Васнецова, А. Костровой, Г. Никольского, А. Келейникова, Н. Басмановой, Я. Ярбусовой и др.).

Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного общения с животными.

Э к с к у р с и я - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой методом наблюдения. Преимущества экскурсий-занятий в том, что дети имеют возможность видеть животных в среде их обитания.

Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер, в зоопарк, на пастбище, ферму привлекают внимание детей. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует прграммное содержание, намечает объект экскурсии.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

В задачу самой экскурсии входит рассматривание животных, наблюдение за их поведением, кормлением. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети сами

выполняют в помощь взрослым какое-либо дело, участвуют в беседе.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх.

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с целью закрепления знаний, полученных на экскурсии: рисование, лепку, дидактические игры, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели, В заключении проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. В ознакомлении детей с домашними и дикими животными наряду с наблюдениями широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.

а) Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о домашних и диких животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Все дидактические игры можно разделить на предметные, настольно-печатные, словесные.

в) Большое значение для развития детей имеют т в о р ч е с к и е и г р ы, связанные с природой. В них дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни; при этом необходимо иметь

наборы игрушек. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ — это рассказы воспитателя и детей, чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, загадок о животных, беседы. Словесными методами решается ряд задач. Конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям фактам из жизни животных. Дети получают новые знания о повадках, внешнем виде, содержании и кормлении животных. Словесные методы необходимо сочетать с наглядными, использовать картины, кинофильмы.

а) Р а с с к а з ы педагога имеют большое значение при ознакомлении детей с жизнью животных.

Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время.

Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы, в частности об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Дети 6-7 лет хорошо

понимают такие способы защиты, как бегство, прятание, маскировка, отпугивание, наличие твердых и колющих покровов тела. Рассказ является основным методом, способствующим сосредоточению внимания на

перечисленных способах защиты животных.

Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений,

будить их воображение, чувства. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг, из биологических журналов. Рассказы можно создавать самим, используя опыт собственных наблюдений.

Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события.

б) Б е с е д а используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма и т. д.);

- для уточнения, углубленя, обобщения и систематизации знаний детей о домашних и диких животных.

Исходя из дидактических задач выделяют 3 вида бесед: предварительную (установочную), эвристическую и итоговую.

Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдеием, экскурсией. Цель такой беседы — вызвать состояние ожидания, интерес к предстоящему чтению, наблюдению.

Эвристическая беседа предполагает уточнение опыта детей и направлена на углубление знаний, полученных в процессе наблюдений. Используется в старшем дошкольном возрасте. Содержание эвристической беседы разнообразно. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Воспитатель доджен отчетливо представлять дидактческую цель беседы. При работе с детьми старшей и подготовительной к школе групп беседы в большей части

направлены на обобщение и систематизацию имеющихся знаний, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т. д.

Итоговая беседа проводится со средней группы, по мере накопления у детей

представлений о животных и только при условии, что все эти представления усвоены детьми (см. приложение).

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой беседе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подбирать много. Цель его использования — оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о домашних и о диких животных. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение особенностей, общих признаков, связей и отношений.

Педагогические приемы далжны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, к доказательству своих суждений.

в) Ч т е н и е х у д о ж е с т в е н н о й л и т е р а т у р ы. Детская книжка о природе используется педагогом прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.

Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе, ее обитателях. Множество увлекательных книг создал для детей Н.Сладков — топограф по специальности.

Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в процессе наблюдения.

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения

В этих рассказах и сказках повествуется о домашних и диких животных, об их повадках и привычках, описывается их внешний вид. Ребенок растет и требует новой пищи для ума и теперь он будет внимательнее приглядываться к особенностям животных, будет спрашивать о них, сравнивать, сопостовлять, искать свои объяснения, приводить свои примеры.

Разные художественные произведения очень по-разному рассказывают о мире животных, но каждое находит отклик в чувствах ребенка. Гуманное отношение ко всему живому воспитывают произведения Е. Чарушина. Писатель и художник и в текстах, и в рисунках создал очень индивидуальные образы зверей

и птиц, показал типические особенности того или иного вида животных.

Наблюдения за животными, сопровождаемые художественным словом, сделают детские впечатления более яркими, точными.

Художественная литература помогает раскрыть еще одну важную особенность

детенышам об опасности.

Для бесед с детьми на тему дрессировки используют рассказы В.Чаплиной, В.Дурова, Е.Чарушина.

Устойчивый познавательный интерес и доброжелательное отношение к различным представителям животного мира поддерживаются и углубляются, если в педагогический процесс включаются ПРИЕМЫ, наиболее эффективные для решения этих задач. К таким приемам относится с р а в н е н и е.

Сравнение рассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог — для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором — как дидактический прием.

применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное — у них появляется глубокий интерес к природе.

Дети 5 лет могут устанавливать не только резкие отличия, но и находить

общее, видеть своеобразие в сходном. Им можно предлагать рассмотреть животных, разных по величине, окраске, издаваемым звукам, но имеющие общие признаки (четыре ноги, шерсть, хвост и т. д.). Дети подготовительной к школе группы более детально сравнивают внешний вид, повадки, приносимую пользу; поэтому для сравнения им предлагают животных, объединенных одним каким-либо общим признаком (например, средой обитания).

Педагогический проект направлен на знакомство детей младшего дошкольного возраста с домашними животными.

Оценить 1424 0

Знакомим дошкольников с домашними животными

дети, родители и воспитатели

воспитатель Михайлова Г.П

Тип проекта: игровой, информационно-ориентированный, творческий.

Время проведения: (долгосрочный)- 3 месяца.

По характеру контактов: в рамках группы.

Цель проекта: знакомство детей младшего дошкольного возраста с домашними животными, определение сравнительных характеристик и отличительных признаков животных.

Задачи проекта:

- Прививать детям любовь к домашним животным.

- Продолжить знакомить детей с классификацией животных (домашние).

Учить находить на картинках и называть, рассказать об их детенышах, подражать их голосам.

- Учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса – онок-; различать слова с противоположным значением (большой- маленький).

- Продолжать обучение сравнительным характеристикам (вначале отличительные признаки, затем – общие).

- Обогащать представление детей о поведении, питании домашних животных.

- Использовать фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к домашним животным, активизировать речь детей, воспитывать любознательность.

-Закрепить понятие о том, что домашние животные живут рядом с человеком.

- Изготовление поделок из природного материала детьми совместно с родителям.

Актуальность проекта:

Общение с домашними животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести, не только пользу, но и вред развитию личности ребенка. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Без взрослых такое общение может оказаться опасным, как для животного, так и для ребенка.

Неудивительно, что многие из современных детей никогда не видели живого ягненка, жеребенка, теленка, козленка. Это объясняется еще и тем, что современное общество стремиться в города к социально-бытовому комфорту, тем самым все больше происходит разрывная связь с природой и деревней.

Сегодя очень важно, как в дошкольном учреждении, так и в семье развивать кругозор ребенка, дать ему представление о росте и развитии животного (щенок-собака; котенок-кошка; ягненок- овца), сформировать понятие (взрослый, детеныш), о пользе и значимости домашних животных для человека, так как машина не может производить молоко, мясо, яйца, натуральную шерсть.

Не следует забывать, что домашнее животное в семье – это мощный воспитательный фактор.

Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Необходимо прививать детям заботу о домашних животных, доброту, т.к. от общения ними получаем радость и положительные эмоции.

Выше перечисленное дает нам право с детьми соей группы начать работу над проектом по знакомству дошкольников с домашними животными.

Стратегия осуществления проекта деятельности

С детьми – в непосредственной организованной деятельности, совместной деятельности педагогов и детей; самостоятельной детской деятельности.

Деятельностно-процессуальный подход к реализации проекта

Деятельность педагога: ставит проблему, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результат проекта.

Деятельность воспитанников: анализируют, сравнивают, выбирают, исследует, изучают, формулируют, рисуют, определяют, создают, контролируют, выполняют требования и правила, оформляют, создают, контролируют, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке результатов.

Предполагаемый результат

Научатся ухаживать за некоторыми домашними животными (кошка, собака).

Сможем привить детям любовь и бережное отношение к животным.

Предполагаем, что родители смогут завести дома домашнего питомца.

Обогатим словарный запас детей (копыта, будка, лапки, клюв, рога, вымя).

У детей появится ответственность за животных, которые живут у них дома.

Оформление фото-выставки по материалам проекта

Материально – техническое обеспечение:

Поделки из природного материала

Диагностико-дидактическое обеспечение:

Вопросы к беседе:

Каких домашних животных ты знаешь?

Как ты думаешь, почему этих животных называют домашними.

Как человек ухаживает за домашними животными? (кормит, строит жилище, лечит).

Какой корм дают домашним животным?

Как называют жилища домашних животных?

Этапы проекта

Исследовательский:

Поиск проблемы, выбор и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности, выбор и средств, метод, приемов, разработка тематического плана.

Технологический:

Исполнение плана проекта, внесение необходимых корректировок.

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов; оценка реализации проекта, принятие решения о его распространении или закрытости.

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.
2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.
3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 5
1.1. Роль природы в формировании личности дошкольника 5
1.2. Взгляды на формирование у дошкольников представлений о мире диких животных, их связей со средой обитания 8
1.3. Общая характеристика методов ознакомления детей с животным миром в природе 11
1.4. Приемы формирования представлений детей дошкольного возраста о животных 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ 19
2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы 19
2.2. Формирующий этап эксперимента. Программа ознакомления дошкольников с животными. 30
2.3. Контрольный этап эксперимента. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Ознакомление дошкольников с дикими животными.docx

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ.

ВВЕДЕНИЕ

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Очень важно начинать этот процесс с дошкольного детства — периода, когда закладывается основа становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о значимости формирования у детей дошкольного возраста обобщенных представлений о природных объектах и явлениях.

Живая природа – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Проблеме формирования представлений о животных (в частности – о диких животных) посвящены исследования С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой и др. Ознакомление старших дошкольников с дикими животными в форме представлений – важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

С раннего возраста дети знакомятся с отдельными животными, учатся их различать по внешнему виду, повадкам, осваивают приемы ухода за ними, наблюдают за их развитием. В среднем дошкольном возрасте появляется возможность показать дошкольникам единство форм живой природы. Конкретные знания о многообразии животного мира могут быть обобщены различными способами.

Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием животного мира в дикой природе является довольно актуальной и интересной, что и определило выбор темы для исследования.

Объект исследования – процесс ознакомления детей дошкольного возраста с многообразием диких животных в природе.

Предмет исследования – методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определить наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

1). Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме ознакомления дошкольников с дикими животными.

2). Выявить уровень знаний о диких животных у детей дошкольного возраста.

3). Разработать доступную систему знаний для детей дошкольного возраста о диких животных, определить и экспериментально обосновать наиболее эффективные методы и приемы формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ биолого-экологической и психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; беседы; анализ экспериментальных данных; статистическая обработка результатов эксперимента.

Экспериментальной базой явилось дошкольные учреждения № 355 г. М.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ

1.1. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Взаимоотношение человека с природой — актуальный вопрос современности.

Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой дошкольного образования.

Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие, как Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания дошкольников развивали Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева и многие другие педагоги. Формирование мышления посредством изучения природы, познания ее законов и всеобщей взаимосвязи происходящих в ней процессов — все эти вопросы теснейшим образом связаны между собой. Их комплексное исследование исключительно актуально для современного этапа развития педагогических идей, для поиска правильных, наиболее эффективных путей формирования экологического мировоззрения, научно обоснованного взгляда на природу, для становления и развития полноценных интеллектуальных и нравственных качеств подрастающего поколения.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались в исследованиях В.П. Арсентьевой, В.Г Грецовой, Е.И. Золотовой, М.К.Ибраимовой, И.А. Комаровой, А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, Н.К.Постниковой, Л.И. Унучек, A.M. Федотовой, Т.В. Христовской, И.А.Шараповой и др.

В дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления о закономерностях окружающего мира, что служит важным этапом умственного развития ребенка.

Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, с животным миром, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний.

В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой.

В старшем дошкольном возрасте представления детей о диких животных являются, в основном, разрозненными и неполными. Создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию представлений дошкольников о диких животных в ходе занятий в детском саду, будет способствовать формированию более целостных представлений о диких животных.

Причины неправильного отношения к природе:

    • недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
    • низкий уровень развития наблюдательности;
    • недостаточный опыт общения с природой;
    • слабый уровень владения навыками ухода;
    • плохой пример взрослых;
    • несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.

    Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

    С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

    Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.).

    1.2. ВЗГЛЯДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ИХ СВЯЗЕЙ СО СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ

    У дошкольников накапливается немаленький объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни диких животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.

    По исследованиям А.М. Федотовой, Е.Ф. Терентьевой, Е.И.Золотовой, дети дошкольного возраста называют от 10 до 45 диких животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства диких животных оказываются неточными и неглубокими.

    Тем не менее, к концу 5 года жизни у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах дошкольники пытаются связать характер поведения диких животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.

    В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.

    Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.

    Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.

    В дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т.е. классифицировать. Группируя диких животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т.д.) или среды обитания (лес, водоем и т.д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.

    Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

    На основании обобщения результатов исследований многих авторов можно сделать следующие выводы:

    - в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах диких животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

    - у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о диких животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах диких животных;

    - общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

    - формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ дикого животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

    1.3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ В ПРИРОДЕ

    Успехи детей в ознакомлении с природой во многом определяются педагогом, его психолого-педагогической культурой. Обладая всевозможными знаниями из различных областей науки о природе, умением правильно объяснить связи между предметами и явлениями в природе; пониманием закономерностей ее развития; воспитатель может углубить и расширить представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе, их взаимосвязях.

    Кроме растений и животных в уголке природы, воспитатель знакомит детей с животным миром на прогулках и экскурсиях, им дают знания о некоторых насекомых, животных тех мест, где находится дошкольное учреждение. Например, чтобы дети поняли, какой вред приносят растениям гусеницы-листоеды, их помещают в садок вместе с растением, на котором они были найдены. После наблюдения можно убедиться, как за короткий срок гусеницы поражают листья. В беседе воспитатель подчеркивает пользу птиц, уничтожающих таких гусениц.

    Учитывая, что в условиях города и пригородных зон в настоящее время осталось очень мало бабочек, ловить их и помещать в садики не следует; лучше рассматривать их на прогулках, когда дети их видят летающими или сидящими на растениях, траве. Не следует также разрешать детям собирать большое количество насекомых (например, жужелиц, божьих коровок или других жуков), что дети иногда любят делать; можно поймать 1-2 вида насекомых, рассмотреть в садике в течение нескольких дней и отпустить, объяснив, какую пользу они приносят природе.

    Уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя.

    Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц.

    Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.

    Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными?

    Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми, воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета; передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве, прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее. Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об этих животных.

    При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

    Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу, воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок. Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху спасает панцирь.

    При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней – вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

    После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

    На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

    Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

    Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных, наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками, узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне водоемов).

    Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить особенно понравившихся.

    Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

    Читайте также: