Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели смерти или причинения увечья сотруднику уис

Обновлено: 14.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Назаровой А.М., Гуляевой Г.А.

по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Воронежской области на решение Советского районного суда г. Воронежа от 28 июня 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2012 года, которыми исковые требования Гребенщикова ИМ. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

Приказом начальника ФКУ ИК УФСИН России по Воронежской области от 8 июля 2005 года Гребенщикову И.М. назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью в размере 80 % ежемесячного денежного довольствия.

руб. с последующим увеличением всех составляющих заработка в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации об увеличении окладов денежного содержания.

Решением Советского районного суда г. Воронежа от 28 июня 2012 года с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 6 сентября 2012 года иск Гребенщикова И.М. удовлетворен частично. В пользу истца с ФКУ ИК УФСИН России по Воронежской области взыскано руб из которых руб. - недоплата в счет возмещения вреда здоровью,

руб. - индексация, руб. - возмещение расходов на представителя.

На ответчика возложена обязанность с 1 апреля 2012 года включить в среднемесячный заработок истца для расчета ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью: оклад по штатной должности, оклад по специальному званию; надбавку за выслугу лет в размере не менее 50% от оклада денежного содержания; ежемесячную надбавку за сложность напряженность и специальный режим службы в размере 60 % от должностного оклада; надбавку к должностному окладу за работу со сведениями составляющими государственную тайну в размере не менее 10% от должностного оклада; надбавку за классность в размере 15% от должностного оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года в размере не менее трех окладов денежного содержания; ежеквартальную премию за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания; материальную помощь (один раз в год) в размере не менее двух окладов денежного содержания, начиная с 1 апреля 2012 года выплачивать в возмещение вреда, причиненного здоровью в размере руб. с последующим увеличением в предусмотренном законом порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2012 года указанное решение суда оставлено без изменения.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 июня 2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Воронежской области, поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Советского районного суда г Воронежа от 28 июня 2012 года, определения суда от 6 сентября 2012 года апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2012 года.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.

1 марта 2005 года истцу установлена вторая группа инвалидности, 1 июня 2005 года определена утрата трудоспособности в размере 80 %.

Приказом начальника ФКУ ИК № УФСИН России по Воронежской области от 08 июля 2005 года ему назначена выплата ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 80 % ежемесячного денежного довольствия.

Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном толковании положений действующего законодательства по следующим основаниям.

Однако действовала Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно исполнительной системы или его близких, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 198.

Указанная Инструкция действует по настоящее время в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 января 2011 года № 26, пунктом 21, которой установлено, что при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочному увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

В соответствии с положениями части 4 статьи 34.1 вышеуказанного Закона, предусматривалось, что в случае причинения сотруднику уголовно исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

При получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачиваются: единовременное пособие в размере 2 млн. рублей (размер такого пособия ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, решение об увеличении (индексации) принимается Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц (размер компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) (статья 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283- ФЗ).

Установленные специальным законодательством компенсационные выплаты сотрудникам являются дополнительной социальной гарантией которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе и статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные компенсационные выплаты назначаются при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда сотруднику, если соблюдены определенные законом условия.

Таким образом, одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью сотрудникам уголовно-исполнительной системы является не только причинение увечья сотруднику при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение ему пенсии по инвалидности.

Однако Гребенщиков И.М., имея право на пенсию, как по выслуге лет, так и по инвалидности, реализовал право выбора одного из видов государственной пенсии и выбрал пенсию по выслуге лет.

Учитывая, что обязательным условием назначения ежемесячной денежной компенсации сотруднику является получение им пенсии по инвалидности права на получение ежемесячной компенсации в счет возмещения вреда здоровью у истца не имеется.

Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В материалах дела имеется вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Воронежа от 14 февраля 2011 года, которым в пользу Гребенщикова И.М. с ФКУ ИК УФСИН России по Воронежской области взысканы недоплаченные денежные средства в возмещение вреда здоровью за период с ноября 2007 года по ноябрь 2010 года в размере руб., индексация несвоевременно выплаченных сумм возмещения вреда здоровью в размере руб.

Учитывая наличие вступившего в законную силу решения суда о взыскании в пользу истца возмещения вреда здоровью, истец имеет право на индексацию сумм в счет возмещения вреда здоровью, если ответчиком такая индексация не производится. При этом суду необходимо исходить из размера возмещения вреда здоровью, установленного решением суда от 14 февраля 2011 года.

Однако, вопреки имеющемуся решению суда, при разрешении спора суд не только повторно произвел перерасчет размера возмещения вреда здоровью, в том числе и за период, который уже был предметом рассмотрения суда, но и повторно произвел индексацию денежных средств за период с ноября 2007 года по ноябрь 2010 года, что повлекло незаконное расходование бюджетных средств, выделяемых государством в связи с обязательствами, вытекающими из причинения вреда жизни и здоровью граждан. Поскольку у истца отсутствует право на получение сумм в возмещения вреда здоровью, оснований для перерасчета сумм возмещения вреда с 2005 года не имеется.

Кроме того, суд первой инстанции в нарушение положений действующего законодательства произвел индексацию сумм возмещения вреда по индексам потребительских цен.

Между тем, статьей 1091 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.

Согласно статье 318 Гражданского кодекса Российской Федерации сумма выплачиваемая гражданину в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, индексируется с учетом уровня инфляции.

Таким образом, суммы, выплачиваемые в возмещение вреда причиненного здоровью гражданина, подлежат увеличению (индексации) на основе общего механизма - с учетом уровня инфляции.

Выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат является прерогативой законодателя. Индексация присужденных ежемесячных денежных сумм - это механизм приведения в соответствие суммы возмещения вреда уровню цен и стоимости жизни, сложившемуся на день реального исполнения должником своего обязательства.

Суд апелляционной инстанции не обратил внимание на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение Советского районного суда г. Воронежа от 28 июня 2012 года, определение Советского районного суда г. Воронежа от 6 сентября 2012 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2012 года незаконными принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА решение Советского районного суда г. Воронежа от 28 июня 2012 года определение Советского районного суда г. Воронежа от 6 сентября 2012 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 ноября 2012 года отменить, передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции Председательствующий

Бакунин С.Н., начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии права и управления МЮ России, кандидат юридических наук, доцент.

Одной из задач Российской Федерации в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах является обеспечение восстановления прав и свобод в случае их нарушения. Безусловно, это касается причинения вреда жизни и здоровью сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, осуществления последними функциональных обязанностей, связанных с исполнением уголовного наказания.

По своей юридической природе обязательства из причинения вреда - это правоотношение, в силу которого кредитор вправе требовать от должника причинителя вреда или иного лица, обязанного к возмещению, полного восстановления нарушенного права или блага.

Закрепляя в целом обязательственные правоотношения, законодатель исходит из двух их видов: договорные и вследствие причинения вреда. Договорные конструкции реализуются в процессе нормального осуществления гражданского оборота, когда его участники заключают как предусмотренные, так и не предусмотренные, но выработанные практикой договоры. Обязательства вследствие причинения вреда - это охранительные отношения, направленные на обеспечение абсолютных прав физических лиц от неправомерных посягательств, а в случае нарушения - их восстановление .

Кулешов Г.В. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащего: (Вопросы теории и практики): Автореф. дис. . канд. юрид. наук (12.00.03). Волгогр. Академия МВД России. Волгоград, 2003. С. 12.

Основанием для возникновения обязательств вследствие причинения вреда жизни и здоровью сотруднику уголовно-исполнительной системы является не только факт причинения вреда, но и юридический состав, который может включать в себя в качестве элементов и иные юридические факты, к числу которых следует отнести административный акт, судебное решение, не исключается также и соглашение между потерпевшим (лицом, имеющим право на компенсацию) и должником (обязанным лицом) . Инструкция Министерства юстиции, отражающая порядок возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы , относит к первичным юридическим фактам получение последним телесного повреждения, заболевания, иного повреждения здоровья, а также гибель (смерть) сотрудника.

Шабунина И.С. Понятие и особенности возникновения обязательства вследствие причинения вреда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук (12.00.03). Казан. гос. ун-т, 2004. С. 16.
Инструкция Минюста РФ, утвержденная Приказом от 30 декабря 1999 г. N 376 "О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких".

Поскольку обязательства вследствие причинения вреда являются длящимися, на практике нередко возникает вопрос о том, с какого момента начинаются правоотношения возмещения вреда: с момента причинения вреда здоровью; с момента подтверждения уполномоченным органом факта утраты сотрудником УИС профессиональной трудоспособности; с даты досрочного увольнения со службы или со дня подачи рапорта (заявления) в специальную комиссию.

В данном случае целесообразно исходить из следующего: если обстоятельства, оказывавшие вредное воздействие на здоровье сотрудника, проявились в течение ограниченного периода времени (например, участие в сборах, учениях, соревнованиях и других служебно-оперативных мероприятиях, проводимых в соответствии с планами, утвержденными руководителем органа уголовно-исполнительной системы, при следовании к месту службы (командировки) и обратно, нахождение в служебной командировке и т.д.), то юридическим фактом следует считать момент причинения указанного вреда, как правило, отраженного в заключении соответствующей военно-врачебной комиссии. В тех же случаях, когда обстоятельства, оказывавшие вредное воздействие на здоровье сотрудника, реализовывались в течение длительного периода времени, за которым организм претерпел изменения, приведшие соответственно к заболеванию, иному повреждению здоровья или гибели (смерти) (например, исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с уставами, постановлениями, инструкциями и другими актами), следует исходить из того, что вред можно считать окончательно возникшим лишь с даты его официального подтверждения, отраженного также в заключении военно-врачебной комиссии, несмотря на длительность негативного воздействия на здоровье.

После появления права на возмещение вреда сотрудник (члены семьи, иждивенцы) подает рапорт (письменное заявление) на имя начальника органа уголовно-исполнительной системы, в котором сотрудник проходит (проходил) службу. В течение 15 дней (срок может быть продлен до одного месяца) специальная комиссия, создаваемая из числа сотрудников кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений, рассматривает собранные материалы.

В случае гибели сотрудника представляются заявление о выплате единовременного пособия; выписка из приказа об исключении сотрудника из списка личного состава в связи с гибелью (смертью); заключение служебной проверки; копия свидетельства о браке; копии свидетельств о рождении детей; справка об иждивенцах; свидетельство о рождении погибшего (умершего) сотрудника; заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи смерти сотрудника с телесным повреждением, иным повреждением здоровья или заболеванием. Возможно представление других документов.

При решении вопроса о возмещении вреда, причиненного здоровью, помимо заявления необходимо приложить: заверенные копии выписки из акта освидетельствования в Государственной медико-социальной экспертной комиссии и справки МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине; копию приказа об увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья; копию свидетельства о болезни военно-врачебной комиссией о причинной связи телесного повреждения, иного повреждения здоровья в редакции "военная травма".

Приказ Минюста РФ от 26 августа 2003 г. N 206 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Минюста РФ"; Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. N 805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы"; Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" (в ред. 31 декабря 2004 г.).

В случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы до истечения одного года после увольнения со службы сумма единовременного пособия определяется, исходя из десятилетнего, а при получении сотрудником тяжких повреждений, иного повреждения здоровья - пятилетнего денежного содержания, включающего месячный оклад по занимаемой должности и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием. Выплата единовременного пособия в случае гибели (смерти) проводится после определения круга лиц, имеющих на него право, в равных долях. Однако следует учитывать, что при обращении за возмещением ущерба по истечении трех лет с момента возникновения права суммы возмещения ущерба выплачиваются за прошлое время не более чем за три года.

Выплата единовременного пособия в случае получения сотрудником телесных повреждений, иного повреждения здоровья осуществляется непосредственно сотруднику.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ч. о признании частично недействующими пунктов 21, 22 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198,

Пунктом 21 Инструкции установлено, что при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочному увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, установлении степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью.

Пунктом 22 Инструкции установлен перечень документов, которые являются основанием для принятия решения и издания приказа о выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, в т.ч. справка пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности (подпункт "е").

Заявитель в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации М., Е. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Инструкция утверждена Министерством юстиции Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют закону и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Ч. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Инструкция утверждена в соответствии с полномочиями, предоставленными Министерству юстиции Российской Федерации Указами Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" и от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний".

Статьей 29 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 1 марта 2011 г.), действие которой было распространено на сотрудников исправительно-трудовых учреждений (пункт 6 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1027-1), предусмотрено, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть 4).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 июля 2009 г. N 13-П, положения части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" по их буквальному смыслу, представляют собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. При этом часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со статьей 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.

В соответствии с частью 4 статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 (ред. от 3 декабря 2011 г.) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1) в случае причинения сотруднику уголовно-исполнительной системы в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что одним из основных условий выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в соответствии с частью 4 статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 является не только причинение увечья сотруднику при исполнении служебных обязанностей, исключающего для него возможность дальнейшего прохождения службы, но и назначение ему пенсии по инвалидности.

Пункт 21 Инструкции разъясняет право сотрудника при назначении пенсии по инвалидности вследствие военной травмы, приведшей к досрочному увольнению со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья, на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, а пунктом 22 Инструкции справка пенсионного отдела о назначении пенсии по инвалидности включена в перечень документов, являющихся основанием для принятия решения и издания приказа о выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, что соответствует положениям части 4 статьи 34.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1.

Из заявления Ч. следует, что, являясь инвалидом вследствие военной травмы и имея выслугу более 20 лет, он оформил пенсию за выслугу лет, т.е. реализовал свое право выбора одной государственной пенсии. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) заявитель вправе в любое время обратиться за переводом с пенсии одного вида на другой без ограничения каким-либо сроком.

С учетом изложенного пункты 21, 22 Инструкции в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

в удовлетворении заявления Ч. о признании частично недействующими пунктов 21, 22 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику уголовно-исполнительной системы, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника уголовно-исполнительной системы или его близких, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 198, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Погиб сын в 2017 тоду. Был сотрудником гуфсин. Было состояние алкогольного опьянения. Говорят что не положены никакие страховые выплаты. Ая слышала, что жизнь сотрудников силовых структур страхуется банками и компенсация должна быть (хотя потерю сына ничем не компенсировать)

Ответы на вопрос:

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.

Жизнь сотрудников ФСИН действительно страхуется. В случае гибели при исполнении служебных обязанностей полагается выплата в размере 2 млн. рублей (см. Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ)

Статья 5. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии

2. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

Но в случае алкогольного опьянения страховка не выплачивается

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

Положена выплата семье погибшего согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей

Статья 12. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

КонсультантПлюс: примечание.

Размер единовременного пособия проиндексирован. См. Справочную информацию.

2. Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.

Татьяна Григорьевна, сожалею, но страховка в данном случае, действительно не положена, так как это не страховой случай. См.

Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Статья 12. Страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

2. Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае:

1) гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах;

2) смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах.

Статья 10. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы

1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица

Ответ Икаевой не основан на законе и непрофессиональный, не ведитесь на такие ответы

Читайте также: