Имплементация норм международного трудового права

Обновлено: 18.05.2024

Имплементация международных норм - это деятельность, осуществляемая странами, связанная с всесторонним, полным, своевременным воплощением в жизнь тех предписаний, которые обозначены нормами международного законодательства.

Понятие и формы имплементации норм международного права

Если говорить о таком понятии как “имплементация” буквально, то можно представить его как “претворение” или “внедрение”. Разработка термина была осуществлена на международном уровне, что повлекло его широкое применение в различных международных резолюциях, договорах и конвенциях. В широком правопонимании “имплементация международных норм” рассматривается в качестве процесса, связанного с деятельностью субъектов по соблюдению адресованных им правовых норм. Зачастую государства должны принять дополнительные нормы права, а также меры по организации, с целью полной и всесторонней реализации международно-правовых норм.

По мнению И.И. Лукащука:

“. реализация норм международного права является ответственной и сложной задачей, в сравнении с их принятием. Ее решение допустимо только при оптимальном механизме имплементации, который содержит организационные и правовые средства, направленные на использование международного права субъектами на национальном и международном уровнях, для того, чтобы воплотить предписания, обозначенные в международно-правовых нормах.”

В подавляющем числе случаев рассматриваемый процесс имплементации предстает в качестве прерогативы суверенных стран, которые в этих целях используют свой правовой и организационный механизм.

По мнению В. Я. Суворовой:

“…понятие имплементации стоит рассматривать в качестве синонима понятия “реализации”, т.е. воплощения правовых норм в деятельности страны и иных субъектов.”

С. В. Черниченко обозначает имплементацию в качестве термина, который отражает:

“воздействие международно-правовых норм на отношения внутри государства через право, действующее внутри этого государства”.

Готовые работы на аналогичную тему

Позиция А. С. Гавердовского состоит в понимании данного термина как:

“целенаправленной правовой и организационной деятельности стран, которая осуществляется самостоятельно, в коллективе или в пределах деятельности международных организаций, для того, чтобы своевременно и в полной мере реализовывать обязательства, принятые ими в соответствии с рамками международного права”.

Нормы межударного права, как и нормы внутреннего права, должны реализовываться в определенной форме. Так существует несколько форм имплементации международных норм:

  1. Соблюдение. Такая форма относится исключительно к реализации норм-запретов, которые обязывают субъектов воздерживаться от совершения каких-либо действий, запрещенных нормами.
  2. Исполнение. В данном случае речь идет, напротив, об активной деятельности субъектов по реализации норм.
  3. Использование. Здесь не предусматривается конкретное действие или бездействие, а предоставляется выбор субъекту использовать норму или нет.
  4. Применение. Это особая форма имплементации международных норм, которая связана с организацией субъектами выполнения международных норм путем их принятия органами, а также с организацией ими же охраны и защиты прав от нарушений.

Стоит подчеркнуть, что имплементация рассматривается в качестве одной из важных форм по взаимодействию норм и принципов национального и международного законодательства, права. Внутри страны имплементация обеспечивается деятельностью органов государственной власти, а также практической правоприменительной деятельностью. При этом последняя играет особую роль, так как именно она направлена на решение задач, связанных с адаптацией международных норм в изменяющихся условиях и обеспечением выбора нормы права, подлежащей применению.

Способы имплементации международно-правовых норм

К способам имплементации международных норм можно отнести:

  • адаптацию;
  • инкорпорацию;
  • трансформацию;
  • отсылку;
  • рецепцию и др.

Инкорпорация. Она рассматривается как форма имплементации, когда международными нормами создаются определенные правоотношения, устанавливаются некие правила, в рамках которых страны распространяют обязательства в своей внутренней системе.

Трансформация. Буквальная расшифровка данного термина звучит как “превращение”, что, собственно, и описывает данную теорию как процесс, связанный с изменением нормы права в ходе имплементации ее из международной во внутригосударственную. После трансформации может измениться структура нормы права, направленность, санкция и т.п.

Отсылка. Этот способ имплементации состоит из указания на международно-правовой акт в национальном нормативно-правовом акте По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Нормативно-правовые акты в правовой системе Российской Федерации подробнее в качестве источника по регулированию правовых отношений. Отсылка может быть частной, конкретной или общей.

Рецепция. Способ заключается в точном воспроизведении в актах, которые действуют внутри государства, международных правовых норм. Данный способ реализуется путем принятия в стране внутренних норм, направленных на то, чтобы международные положения были выполнены. В качестве примера рецепции можно привести ст. 357-359 Уголовного кодекса РФ (”Геноцид”, “Экоцид”, “Наемничество”). Эти статьи подлежали рецепции в российское законодательство из международно-правовых конвенций.

Имплементация норм международного права в правовую систему РФ

При интеграции и глобализации Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее на мировой арене, которая прослеживается на сегодняшний день, происходит укрепление дуализма международного и российского права путем их взаимного воздействия, а также путем регулирования правовыми предписаниями их правоотношений, что ведет к изменению внутригосударственных норм.

Как уже было обозначено ранее, в настоящее время имплементация международных норм во внутреннее право происходит с применением способов инкорпорации, трансформации, отсылки или рецепции.

Рассмотрев указанные способы, можно отметить, что системе права Российской Федерации присущ каждый из них в определенной степени.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее предусмотрены нормы, демонстрирующие инкорпорацию, путем установления приоритета международного права, признания общепризнанных международных принципов и норм, а также международных договоров частью системы российского права.

Глава 2 Конституции РФ также свидетельствует о включении напрямую положений и норм, содержащихся первоначально во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН По данной теме мы уже выполнили реферат Генеральная Ассамблея ООН подробнее , в Основной Закон России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституция - Основной Закон Российской Федерации подробнее . Такой процесс похож на трансформацию, так как смотрится незавершенным.

Самым дискуссионным вопросом в теме, касающейся имплементации международных норм в систему права Российской Федерации, является использование инкорпорации. Предлагается обратиться к мнению авторитетных лиц, ученых, допускающих наличие в системе российского права международно-правовых норм:

  • Первая позиция, которая принадлежит С.А. Авакьяну, базируется на признании международно-правовых норм в качестве “возможных” источников конституционного российского права. Автор видит это целесообразным, поскольку вопрос о трансформации международных норм в конституционное право Российской Федерации по-прежнему остается открытым. Предполагается, что решив данную проблему, автоматически можно признать международные нормы источником права в России.
  • Вторая позиция, принадлежащая В.В. Ершову, состоит в представлении системы правовых форм в Российской Федерации в качестве единства международных и российских подсистем, где международные договоры, основополагающие принципы международного права, международные обычаи признаются как формы права.

Несмотря на то, что приоритет международно-правовых договоров в Российской Федерации признан на законодательном и конституционном уровне, практика и теория считает общую, частную или конкретную отсылку к нормам международного договора единственным на сегодняшний день эффективным имплементационным способом. При этом данный способ не был трансформирован или инкорпорирован в систему российского права, а в международном праве существует как самостоятельный источник. Обращение к данному способу связано с недостаточностью и противоречивостью российского законодательства, а также всей системы права внутри государства в отношении международного права.


Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в любой сфере трудовых отношений отдает приоритет актам международного права (в частности, международным договорам Российской Федерации) над любыми российскими нормативно-правовыми актами, включая и сам ТК РФ. Знание основных положений ключевых международных договоров в сфере труда необходимо не только работодателям, которые обязаны следовать принципам и нормам того или иного договора в силу его ратификации нашим государством, но и работнику, который может использовать их для защиты своих трудовых прав, в том числе в судебном порядке.

Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ммеждународные правовые акты, признанные нашим государством приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.

Т рудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.

Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору.

Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке. Однако для этого необходимы хотя бы минимальные представления о международных соглашениях, кроме того, нужно учесть, что применению в Российской Федерации подлежат лишь те из них, которые были приняты нашей страной путем ратификации, утверждения, принятия или присоединения (далее – ратификация).

Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации четкая структура видов международных договоров отсутствует. Из действующих на сегодняшний день в России международных нормативных актов в области трудовых отношений можно выделить две основные группы:

1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
  • Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.).

2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:

  • Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г);
  • Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998 г.);
  • Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.

Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР. Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства.

Письмо МИД РФ от 13.01.1992 г. № 11/Угп

«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.

Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.

Основные положения ключевых международных актов в сфере труда

1. Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день данный международный акт является главным документом, провозглашающим основные права и свободы человека, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, возраста и прочих условий, на территории всего земного шара. Отдельные положения Декларации посвящены и трудовым правам.

Статьи 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека

«Ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанные нормативные акты представляют собой лишь основную (базовую) часть всего того, что было принято в нашей стране в развитие положений Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на это, гражданин, желающий защитить свои трудовые права, может ссылаться на положения Декларации так же, как и на российские правовые акты в области трудового права.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт также частично посвящен вопросам регулирования труда на международном уровне.

Статьи 7 и 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)

«Ст. 7. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:

а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся:

i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.

Ст. 8. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:

а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации (. );

Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4812- VIII. IIIи, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Поскольку, как уже упоминалось, право на труд относится к экономическим правам, данный Пакт напрямую не регулирует отношения, связанные с этим правом. Однако он содержит одно существенное положение, непосредственно связанное с правом каждого человека на свободу труда.

Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)

«2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.

3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;

b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а) не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;

i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b) работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;

ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;

iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.09.1973 г. № 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с.

Читайте также: