Имеет ли право опекун работать в другом регионе

Обновлено: 17.05.2024

Как часто могут приходить в приемную семью представители органа опеки? Что они проверяют? Куда обратиться, если семья нужна помощь? Мы собрали самые часто задаваемые вопросы и подготовили на них ответы.

Органы опеки имеют право и обязаны проверять, как ребенок живет в новой семье. Главное — убедиться в том, что ребенку не угрожает опасность.
Специалисты органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка проводят плановые и внеплановые проверки.

Что они проверяют?

Условия жизни ребенка, соблюдение опекунами его прав и законных интересов, сохранность его имущества, а также выполняют ли опекуны свои обязанности по отношению к ребенку.

Опека также запрашивает в образовательной и медицинской организациях информацию о подопечном ребенке, чтобы понять, заботятся ли опекуны о его здоровье, учат ли его.

Если кто-либо устно или письменно сообщает о том, что опекуны или кровные родители ребенка не исполняют свои обязанности, не заботятся о нем, подвергают его жизнь и здоровье опасности, нарушают его права и законные интересы, то органы опеки и попечительства проводят внеплановую проверку.

Если речь идет о жизни и здоровье ребенка, или поступили сигналы о неблагополучии в семье, опека не обязана предупреждать о своем визите.

Во время плановой и внеплановой проверки специалисты смотрят на несколько аспектов:

  • Внешний вид ребенка (соблюдает ли он личную гигиену, есть ли у него одежда и обувь по сезону и по возрасту, в каком состоянии эти вещи).
  • Уход за ребенком и его базовые потребности (есть ли у него еда и питье, получает ли он медицинскую помощь и так далее).
  • Безопасность ребенка в соответствии с возрастом (есть ли у него доступ к опасным предметам в быту, нет ли у него синяков и ссадин на теле).
  • Социальная адаптация (как ребенок общается со сверстниками, в коллективе и в семье, насколько он коммуникабелен, как ребенок относится к замечаниям и правилам, принятым в обществе, соблюдает ли он нормы поведения, режим дня).
  • Навыки самообслуживания по возрасту, физическому и ментальному развитию (что ребенок умеет, насколько он развит).
  • Жилищно-бытовые условия жизни (площадь и благоустройство помещения, сколько человек живут с ребенком в квартире или доме, есть ли у ребенка спальное и рабочее место, игрушки, личные вещи в соответствии с возрастом).

Какого-либо четкого списка, по которому опека проверяет наличие определенных продуктов в холодильнике или перечня предметов одежды для ребенка, не существует. Самое главное для представителей органа опеки — понять, нет ли угрозы жизни и здоровью ребенку, хорошо ли о нем заботятся, комфортно ли он себя чувствует в семье.

Во время посещения семьи представители опеки имеют право:

  • осматривать жилое помещение, поверять созданы ли ребенка комфортные условия для жизни,
  • записывать на видео визит, если опекуны согласны,
  • отстранить опекуна от обязанностей и забрать подопечного ребенка, если есть непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка,
  • вызвать скорую помощь, если ребенку необходима медицинская помощь,
  • вызвать полицию для охраны правопорядка, если это необходимо.

Периодичность плановых проверок регулирует Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423.
В первый год после передачи ребенка в семью под опеку, проверка должна приходить 5 раз, во второй и последующие годы — каждые 6 месяцев.
В случае усыновления органы опеки также могут проводить контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка (исключение — когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, а второй кровный родитель проживает вместе с ребенком).
В первый год после усыновления специалисты приходят дважды: через 5 — 7 месяцев со дня вступления в силу решения суда, а также через 11 месяцев (не позднее 13-го месяца).
Третье контрольное обследование проходит в конце второго года жизни ребенка в семье (через 23 — 25 месяцев).
Четвертое — через три года жизни ребенка в семье (на 35 — 37 месяце со дня вступления в силу решения суда).

По закону органы опеки не должны обязательно заранее сообщать опекунам о своем приходе. Опекун может ознакомиться с графиком проведения плановых проверок в органе опеки и попечительства, а также увидеть в итоговом акте предыдущей проверки дату, когда планируется следующая.
Как правило, специалисты органов опеки все же предварительно созваниваются с семьей и уточняют удобное время.

Любая замещающая семья в Москве может обратиться за профессиональной консультативной, психологической, юридической, педагогической, медицинской и социальной помощью. Услуга по сопровождению семьи — бесплатная. Службы сопровождения приемных семей есть в столичных центрах содействия семейному воспитанию, семейных центрах, некоммерческих организациях и т.д. Полный список организаций можно найти здесь. Получить услугу могут усыновители, опекуны (попечители), в том числе кровные родственники ребенка и приемные родители.

Кроме того, семья может обратиться за помощью в ближайший семейный центр.

Все права ребенка регламентирует Семейный кодекс РФ.

Вот некоторые его важные статьи, касающиеся прав детей.

  • Статья 54 гарантирует право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

  • Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками (Статья 55). Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
  • Право ребенка на защиту гарантирует статья 56.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Важно! Должностные лица или граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

  • Согласно статьи 57, у ребенка есть право ребенка выражать свое мнение.
  • Статьи 58 и 59 регламентируют право ребенка на имя, отчество и фамилию, а также возможность их изменить.
  • Имущественные права ребенка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Права родителей прописаны в статье 12 Семейного кодекса РФ.

Перечислим важнейшие из прав и обязанностей.

  • Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
  • Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
  • Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования, но вправе выбирать форму образования и конкретное образовательное учреждение.
  • Родители имеют право распоряжаться средствами ребенка с соблюдением его интересов, получать государственные льготы и пособия, положенные при появлении в семье ребенка.
  • Родители имеют право совместно проживать с несовершеннолетним ребенком, совместно проводить время с ребенком, проводить встречи с ним и организовывать общий досуг (в случае раздельного проживания).
  • Родители имеют право представлять интересы ребенка в суде или перед физическими/юридическими лицами.
  • Родители имеют право получать информацию и сведения о ребенке в профильных учреждениях.

Перечислим некоторые важные пункты:

  • Если ребенок передан под опеку или попечительство в установленном порядке, то родители ребенка или лица, которые их заменяют, утрачивают свои права и обязанности по защите прав и интересов ребенка.
  • Родители или другие родственники/усыновители ребенка могут обжаловать в органе опеки и попечительства (либо в суде) любые действия или бездействие со стороны опекуна в отношении ребенка.
  • Опекун не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка.
  • Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
  • Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки.
  • Опекун имеет право выбрать образовательную организацию, форму получения ребенком образования, но обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

По сути это разные названия одного и того же понятия.
Приемная семья — это семья, оформившая опеку или попечительство над ребенком или детьми по договору о приемной семье. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (одним родителем) на определенный срок.

Речь о разных формах устройства ребенка в семью. Над приемным ребенком приемные родители или опекуны оформляют опеку или попечительство по договору о приемной семье. Опека бывает возмездная и безвозмездная.
Усыновленный ребенок по закону считается приравненным к кровному ребенку и получает все права кровного ребенка.
Подробнее о каждой из форм устройства ребенка в семью можно узнать здесь.

Орган опеки и попечительства имеет право немедленно забрать ребенка у родителей (одного из них) или у опекунов если есть непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.
Это происходит на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо акта главы муниципалитета, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Органы опеки и попечительства могут помочь родителям в некоторых ситуациях. Например, родитель сам может обратиться в опеку, чтобы получить предварительное разрешение на изменение фамилии или имени ребенка, в случае отчуждения имущества.

В опеку обращаются, если родителям нужно установить порядок общения с ребенком после развода, а также если с ребенком планируют заключить трудовой договор (например, ребенок может официально работать в театре, участвовать в концертах за вознаграждение или получать другой доход по трудовому договору).

Кроме того, в опеку можно обратиться, чтобы получить заключение о возможности стать кандидатом в усыновители (опекуны, попечители).

Столичный Департамент труда и соцзащиты подготовил памятку о том, что делать, если у одинокой мамы или одинокого папы возникают проблемы со здоровьем и требуется срочная госпитализация, а ребенка некуда деть.

Важно отметить: самый лучший и наименее стрессовый вариант для ребенка — это временно оставить его родственникам или близким друзьям семьи. При необходимости социальные службы готовы сделать все возможное, чтобы помочь передать ребенка родным или близким семьи. Однако бывают ситуации, когда у одинокого родителя или опекуна, действительно, совершенно нет подходящих людей среди знакомых. Для таких случаев юристы на сайте Департамента труда и соцзащиты опубликована подробная инструкция .

На неправомерные действия сотрудников опеки и попечительства гражданин имеет право пожаловаться в Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы по ссылке.

В Управление по опеке и попечительству обращаются граждане, желающие получить разъяснения по тем или иным вопросам, которые чаще всего имеют юридическую направленность. Мы сделали подборку наиболее часто задаваемых вопросов, а юрисконсульты Управления дали на них ответы. Подобная практика освещения наиболее часто волнующих вопросов горожан в сфере опеки и попечительства будет продолжена.

Часто задаваемые вопросы в сфере опеки и попечительства

В Управление по опеке и попечительству обращаются граждане, желающие получить разъяснения по тем или иным вопросам, которые чаще всего имеют юридическую направленность. Мы сделали подборку наиболее часто задаваемых вопросов, а юрисконсульты Управления дали на них ответы. Подобная практика освещения наиболее часто волнующих вопросов горожан в сфере опеки и попечительства будет продолжена.

Вопрос: Что такое полное государственное обеспечение?

Ответ: полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

Вопрос: Кто может стать приемным родителем?
Ответ: приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
• отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
• бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
• лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Вопрос: Какие дети могут быть переданы на воспитание в семью?
Ответ: На воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство) передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
• дети-сироты;
• дети, родители которых неизвестны;
• дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
• дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
• дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Вопрос: Какого ребенка можно усыновить (удочерить)?
Ответ: На усыновление могут быть переданы дети:
• дети-сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;
• дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;
• ребенок-подкидыш;
• дети, родители которых неизвестны или признаны судом:
• безвестно отсутствующими;
• недееспособными;
• лишены родительских прав (в этом случае ребенок может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);
• по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет).
Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоятельств отвечает интересам детей.
Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Вопрос: Какое число детей может быть в приемной семье?

Ответ: Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Вопрос: Необходимо ли согласие ребенка на передачу его в приемную семью (под опеку или попечительство)?

Ответ: при передаче ребенка в приемную семью (под опеку или попечительство) орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью (под опеку или попечительства), достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.

Вопрос: А как поступают в случаях, если у ребенка, передаваемого на воспитание в семью имеются еще братья и сестры?

Ответ: дети, находящиеся в родстве между собой, как правило передаются в одну замещающую семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам не могут воспитываться вместе.

Вопрос: Может ли усыновить/взять под опеку ребёнка одинокий человек?

Ответ: в законодательстве предусмотрено, как усыновление супружеской парой, так и одиноким, не состоящим в браке, усыновителем. Для опекунов также не существует подобного ограничения.

Вопрос: Существуют ли ограничения по возрасту усыновителей и опекунов?

Ответ: усыновить/взять под опеку могут только совершеннолетние граждане, законодательных ограничений по возрасту для усыновителей и опекунов не существует. При этом на орган опеки и попечительства возложена обязанность и право определять целесообразность устройства конкретного ребенка в конкретную семью, в том числе и определять возрастные ограничения замещающих родителей исходя из интересов ребенка.
Существует ограничение по минимальной разнице возрастов между усыновителем, не состоящим в браке и ребенком - она должна составлять не менее 16 лет (п.1, ст.128 СК РФ). По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Вопрос: В какой орган опеки и попечительства обращаться, если мы прописаны в одном городе, а проживаем на съемной квартире в другом?

Ответ: обращаться необходимо по фактическому месту жительства, но быть готовым к просьбе сотрудников Органов опеки и попечительства предъявить доказательства того, что по этому адресу обратившийся действительно живет. Таким документом может быть, например, договор найма жилого помещения и (временная) регистрация по месту пребывания. Наличие этих документов не отменяет необходимость предоставления документов с места постоянного проживания. Орган опеки и попечительства вправе запросить акт обследования жилищно-бытовых условий с места регистрации и места, где находится Ваша собственность, поскольку никто не даст гарантии, что завтра Вы не решите переехать по любому из этих адресов. Обследование жилищно-бытовых условий должно быть проведено по месту будущего проживания ребенка.

Безусловно, опекун в таком случае должен предпринять всё, что нужно для защиты интересов ребенка. В частности, именно опекун определяет, возможно ли, и в какой форме, общение лишенного родительских прав родителя и ребенка. Пункт второй статьи 148 1 Семейного кодекса четко устанавливает, что с момента назначения опекуна, родители (даже не лишённые родительских прав) утрачивают права и обязанности по представительству интересов и защите прав ребенка с момента назначения опекуна. Это не означает автоматическую потерю родительских прав, отнюдь, но это означает, что решения в жизни ребенка принимает опекун, а не родитель, и именно опекун, а не родитель представляет ребенка перед всеми другими лицами. У родителя такого права в этот момент нет.

А что делать родителю (или, скажем, бабушке — родственнику ребенку), если опекун не позволяет общаться с ребенком? Закон предусматривает тут сложный механизм. Родственник или родитель должен обратиться в орган опеки и попечительства (по месту нахождения ребенка под опекой) с жалобой на действия опекуна, препятствующие общению с ребенком. Орган опеки должен рассмотреть этот вопрос и, исходя из интересов ребенка, принять решение: или потребовать от опекуна устранения нарушения права ребенка на общение с родителями и родственниками, или — такое тоже вероятно — согласиться с опекуном и отказать родственникам.

Если решение органа опеки — общению быть, но опекун всё же не даёт родственникам общаться, не выполняет решение органа опеки, родственники вправе обратиться в суд, который вынесет решение (опять же исходя из интересов ребенка). И которое уже придется исполнять вне зависимости от позиции опекуна.

В практике мне встречались случаи, когда орган опеки обязывал опекуна обеспечить общение ребенка с родителем, лишенным родительских прав. Это — незаконно. Одним из правовых последствий лишения родительских прав является утрата родителем всех прав и обязанностей, включая право на общение с ребенком, на личное его воспитание, всех прав, основанных на родстве с ребенком (ст. 71 СК РФ).

Учитывая, что в силу п.6 ст. 148 1 СК РФ, опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой, системно применяя этот пункт, а также п. 2 той же статьи, ст. 121, 123 СК РФ, однозначный вывод, что законодатель числит воспитание и развитие ребенка — как одни из законных (то есть, предусмотренных законом) прав ребенка, а заботу о них — как защиту законных интересов.

Что же должно в таком случае происходить? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, в интересах ли ребенка общение с родителем, и в каком виде это должно происходить. Эти вопросы разрешает опекун, который, если это не в интересах ребенка, вправе не предоставлять родителю возможности общаться с ребенком. Не согласный с этим родитель вправе обратиться в орган опеки, а затем, если решение органа опеки исполняться не будет, в суд.

Таким образом, в случае, если родитель, ребенок которого находится под опекой, желает его забрать и воспитывать самостоятельно, он должен:

  • восстановить родительские права (если он был их лишен);
  • обратиться к опекуну и попытаться наладить общение с ребенком (исходя из интересов ребенка);
  • подать жалобу в орган опеки и попечительства, если опекун неправомерно лишает его такого общения;
  • если опекун не исполняет решения органа опеки и попечительства — обратиться в суд, который запретит опекуну препятствовать общению;
  • обратиться в орган опеки и попечительства за решением вопроса о возвращении ребенка родителю и освобождении опекуна от его обязанностей;
  • в случае отказа опекуна — обращаться в суд за разрешением спора о воспитании ребенка, требовать передать его на воспитание себе. Суд разрешает этот вопрос исходя из интересов ребенка.

И довольно часто отказывает: одного желания забрать ребенка не вполне достаточно — родитель, допустивший, что его ребенок остался без родительского попечения — не всегда лучшая судьба для ребенка.


Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.

Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?

1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.

2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.

Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства. Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.

К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.

Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.

Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.

Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.

3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.

Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.

Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г. № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.

Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.

По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.

Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.

При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.

Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что сотрудники органов опеки и попечительства постоянно вводят в заблуждение законных представителей подопечных о том, что из-за отсутствия у подопечных регистрации по месту жительства опекуна (попечителя) они не имеют право на обеспечение жильем по месту жительства попечителя, не имеют право на различные выплаты и льготы в субъекте Российской Федерации, где подопечный проживает с законным представителем.

Сложившаяся ситуация приводит к массовым и грубым нарушения прав подопечных по вине сотрудников органов опеки и попечительства, действующих вопреки своим профессиональным обязанностям, вопреки требованиям государственной и муниципальной службы.

Исходя из вышеизложенных доводов определения места жительства подопечных, регистрация подопечных по месту жительства по адресу места жительства законных представителей, особого правового значения не имеет.

Однако, исходя из сложившихся условий определения специалистами органов опеки места жительства подопечных детей по адресу их регистрации по месту жительства, зарегистрировав подопечного ребенка по месту жительства в своем жилом помещении, опекун (попечитель) упрощает себе и своему подопечному возможность получать социальные гарантии, выплаты и льготы, установленные в соответствующем субъекте Российской Федерации.

При этом, следует иметь ввиду три обстоятельства.

- не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, или

- является нанимателем жилых помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, в случае, если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Читайте также: