Имеет ли право начальник требовать отчет о проделанной работе

Обновлено: 14.05.2024

Все чаще работодатели требуют у своих сотрудников отчеты о выполненной работе, причем не важно, какую именно они выполняют работу, какие должности занимают, как долго работают в компании. И, как правило, такое право работодателя не прописывается ни в каких внутренних документах компании. Несмотря на это, работники безоговорочно составляют отчеты за месяц, за квартал, за год - в зависимости от цели их подготовки (ведь возразить работодателю крайне сложно). В статье мы поговорим о том, для чего нужен отчет о выполненной работе, кто и при каких условиях может требовать его представить, что он должен содержать, нужно ли утверждать его форму и хранить по всем правилам.

Для чего нужен отчет?

Известно, что необходимость привлечения персонала должна быть экономически обоснованной, ведь оплата труда наемных работников для организации является статьей расходов, причем довольно существенной. Практически каждый руководитель структурного подразделения организации, подбирая через кадровую службу работников, должен обосновать перед руководством следующие важные моменты:

- штатную численность подразделения;

- фонд оплаты труда подразделения;

- организационную структуру подразделения;

- функционал работников подразделения;

- требования к кандидатам (образование, квалификацию, опыт работы, профессиональные навыки и т. п.).

Только после того как мотивированное предложение руководителя структурного подразделения о найме работников будет одобрено руководством, можно будет открывать вакансии и искать кандидатов. Однако обоснование необходимости "содержания" того или иного работника не заканчивается после его приема на работу. А, наоборот, только начинается. Так, ему нужно будет выполнять определенный непосредственным руководителем объем работы.

Надо сказать, что в редкой организации рассчитываются нормы выработки (осуществляется это обычно силами экономистов и финансистов, у которых, если они и трудятся в компании, всегда есть работа поважнее). На практике задача распределения объема работы между сотрудниками структурного подразделения, как правило, лежит на плечах руководителя подразделения, который должен действовать по принципу "каждый работник должен быть при деле". В то же время руководитель подразделения должен планировать работу своих подопечных. В свою очередь, работник, чтобы трудиться более эффективно, должен и сам планировать свое рабочее время. После того как план будет составлен и утвержден руководителем структурного подразделения в установленном в организации порядке, его необходимо придерживаться и руководителю структурного подразделения, и подчиненным работникам. Безусловно, для учета проделанной работы как подразделения в целом, так и отдельных его работников, при сопоставлении ее с утвержденным планом возникает потребность в отчете.

Таким образом, отчет работника необходим для:

- обоснования расходов на оплату труда работников структурного подразделения;

- использования его в качестве основы с целью представления отчетов контрагентам по гражданско-правовым договорам об оказании услуг/выполнении работ силами своего персонала (в том числе договоров аутсорсинга и аутстаффинга);

- создания своего рода порядка и соблюдения дисциплины в подразделении;

- быстрого установления связи: кто из работников, когда и какую работу выполнил (например, при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей).

Когда отчет обязателен?

Важно отметить, что вопрос предоставления работниками отчетов о выполненной работе законодательством регламентируется лишь в случае отправления работника в командировку.

Примечание. О том как отозвать работника из командировки, читайте на с. 48 журнала N 2, 2013.

При направлении работника в командировку оформляется служебное задание (по форме N Т-10а) , подписываемое руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждаемое руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Оформленное служебное задание передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку. Работник, прибывший из командировки, составляет краткий отчет о выполненной работе за период командировки, согласовывает его с руководителем структурного подразделения и представляет в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом. Приведем пример заполнения отчета о выполненной работе в командировке (пример 1).

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Однако с 01.01.2013 организация может использовать и утвержденные ею формы.

Пример 1. Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении

Вчера мы рассказали, какие сведения управляющие организации должны предоставлять собственникам. Это информация, указанная в договоре управления МКД и перечисленная в Стандарте раскрытия информации.

Но что делать, если к вам поступают нетипичные просьбы, на которые вроде бы и отказать невежливо. Разбираемся, какие данные управляющие организации не обязаны предоставлять собственникам. И ничего им за это не будет.

Дайте мне протокол ОСС

  • разместить результаты ОСС на информационном стенде,
  • донести решение собрания до каждого собственника под подпись,
  • назначить место и время для ознакомления собственников с протоколом и решениями собрания.

То есть можно поступить точно так же, как это обычно делается с материалами повестки дня ОСС – назначаются адрес и время, когда каждый собственник может прийти и ознакомиться с документами.

Иногда этого собственникам мало, они просят предоставить им копии протокола и решений каждому лично в руки. Вы не можете отказать, но можете сделать копии за отдельную плату. Всё же в офисе у вас не стоит копировальный аппарат с бесплатными чернилами и безлимитной бумагой.

Не собственнику помещения в данном МКД предоставлять протокол ОСС не нужно.

Хочу копию документа

Разберитесь, кто у вас просит документ. Управляющие организации раскрывают информацию по формам Минстроя РФ по письменному запросу потребителя (п. 21 ПП РФ № 731). Потребители – физические и юридические лица, являющиеся собственниками (нанимателями) помещений в МКД (п. 6 ПП РФ № 731).

Делаем вывод: просить у управляющей компании предоставить определённую информацию могут только собственники или наниматели жилых помещений. Другим жителям МКД управляющая компании имеет право отказать в выдаче документов.

При этом ничьи права УО не нарушает: для неограниченного круга лиц информация о деятельности компании представлена на её официальном сайте, на информационных стендах в офисах управляющих компаний и досках объявлений в подъездах МКД. Потребители не могут требовать с УО оригиналов или копий документов, не перечисленных в Стандарте раскрытия информации, если иное не указано в договоре управления МКД.

Уточните, какие документы хочет получить потребитель.

Проверьте, чтобы запрос соответствовал перечню из Стандарта раскрытия информации и № 152-ФЗ. Помните, что, согласно ст. 19 № 152-ФЗ, УО имеет право защищать персональные данные.

Поэтому ознакомление потребителя с документацией управляющей организации можно зарегистрировать в специальном журнале, снять на фото или видео, чтобы у потребителя не было возможности похитить, уничтожить или испортить оригиналы документов.

Стандарт раскрытия информации говорит, что УО должна предоставлять собственникам информацию о финансово-хозяйственной деятельности. Но вот копии таких документов направлять не обязана. Об этом есть апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 № 33-7126/2014.

Расскажите о себестоимости работ

Вы провели ремонтные работы в доме, председатель Совета МКД или уполномоченное ОСС лицо не хотят подписывать акт приёмки выполненных работ и требуют предоставить им данные о цене материалов и себестоимости работ.

Если иное не предусмотрено договором управления, управляющая организация может отказать в такой просьбе, потому что потребитель не может проверять стоимость выполненных работ и оказанных услуг, включая цену на стройматериалы, указанные в акте.

Потребитель может следить за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдение сроков, качеством материалов (ст. 748 ГК РФ, ПП РФ № 491). Но даже на этом этапе не имеет права требовать информации о стоимости материалов.

В акте приёмки выполненных работ указывается фактическая стоимость работ. Эту информацию собственники и потребители ЖКУ могут посмотреть на сайте УО, портале Реформа ЖКХ и в ГИС ЖХ. В печатном виде данные УО представляет на информационных стендах в офисе и на досках объявлений в подъездах МКД.

Запоминаем: собственники не могут принудить управляющую организацию предоставить им по запросу желаемую информацию, если иное не предусмотрено в договоре управления.

Скажите-ка, сколько получает ваш бухгалтер

По правилам этикета задавать вопросы о заработной плате невежливо. Но кого это обычно останавливает. Собственники помещений МКД требуют рассказать им, сколько получают сотрудники УО, и показать штатное расписание.

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 штатное расписание нужно для оформления структуры, численности и состава штата организации в соответствии с ее Уставом. Для штатного расписания есть унифицированная форма № Т-3. Она не обязательна для применения, носит рекомендательный характер, поэтому управляющая организация или ТСЖ может разработать свою форму штатного расписания.

В трудовом договоре указывается трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием (ст. 57 ТК РФ). Работодатель не обязан при приёме на работу знакомить работника со штатным расписанием (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1).

В очередной раз напомним, что УО раскрывает информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации (п. 10 ст. 161 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень информации для раскрытия представлен в п. 3 Стандарта.

Если в договоре управления МКД или уставе ТСЖ (ТСН, ЖСК) не указана обязанность представлять по запросам собственников дополнительные документы к тем, которые прописаны в Стандарте, на запрос потребителя можно ответить отказом.

Мне нужен мобильный телефон вашего сотрудника

Таких сведений вполне достаточно, чтобы связаться с нужным специалистом. На просьбы дать мобильный номер бухгалтера, электрика или директора можете отвечать отказом, если только этот мобильный номер не рабочий или сотрудник сам не против пообщаться с жителями.

Что нужно запомнить

  1. Управляющие организации предоставляют потребителям информацию, предусмотренную Стандартом раскрытия информации и договором управления МКД.
  2. Если потребитель запрашивает у УО данные, не указанные в перечисленных документах, она имеет право ему отказать.
  3. Предоставления информации у УО может требовать только собственник помещения в МКД.
  4. Сведения для неограниченного круга лиц представлены на информационных стендах в подъездах МКД и офисе компании, на официальном сайте УО, в Реформе ЖКХ и открытой части ГИС ЖКХ.
  5. Законодательство не предусматривает, что УО должна заверять оригиналы и копии документов.
  6. УО не обязана предоставлять потребителям личные данные своих сотрудников: номера мобильных телефонов, сведения о заработной плате.
  7. УО не должны делать копии документов для потребителей за свой счёт, можно установить в договоре фиксированную плату.
  8. Если потребитель хочет ознакомиться с документацией УО, она имеет право зарегистрировать его в специальном журнале, снять на фото или видео, чтобы у потребителя не было возможности похитить, уничтожить или испортить оригиналы документов.


Начальство требует поминутный отчет о работе, пугает нормами времени, что якобы мы в них не укладываемся
чем такие отчеты могут закончиться?





У нас такое было у тех, кто портил отношен е с начальством своим демонстративным посылом. Ничем страшным не закончилось.


У нас такое было у тех, кто портил отношен е с начальством своим демонстративным посылом. Ничем страшным не закончилось.






Ну например у нас было - банк, подготовка пакета документов для оформления ипотечной сделки. Ничем не закончилось :) Даже суперпуперспециалист по таймингу только репу почесал, и сказал, что тут ничего не сделать уже. :gy:
Такое бывает, когда начальству заняться нечем или надо имитировать БД.


пытались требовать. но. я итак на работе с 9.00 до 00.00 находилась включая выходные. вот как тут. в итоге все равно уволили ))))))))))


На работе вводили, но не поминутный уж, а почасовой ближе. Надо было распределить бабло за работу по центрам ответственности.
Со всеми новинками надо соглашаться, иначе себе и начальству нервы истреплете.




Вот недавно от кого то из знакомых о таком слышала. О! Даже вспомнила, что за компания.
Каждый из сотрудников указывает, сколько времени он на что потратил и что делал. Ну и все это хранится где то в одном месте - корпоративная политика :)
Я как то на прежнем месте девочкам своим сказала - нужна фотография рабочего дня, поминутно. Аттестация рабочих мест. Кааакую истерику они закатили! А! Мы работаем, в туалет не ходим, на обед не ходим.
Может у вас тоже, банальную фотографию просят? А Вы переживание?



Я мама делала по своей работе этот отчет. Ну и расписала так, что норматив рабочего времени превышен был. Но у меня работа не совсем стандартная, а если я благодаря каким то знаниям и навыкам могу все делать в два раза быстрее - так про это знать никому кроме меня не обязательно :gy:




У мужа с этой недели такая ерунда,например:
9-00-9-30 выполнение такого-то задания
9-30-9-40-звонок такому то клиеету
9-40-9-45-налил кофе
.
11-15-11-20-туалет и т.д. :shoot:
В общем форменное издевательство над сотрудниками. У таких начальников,видимо,комплексы,либо корона совсем задавила




Простите, а работу работать когда? Этом целый день на часы смотреть надо и записывать. А если клиент какой выпадет тугодумный или проблемный? Все, ваше время истекло? Хорошо, что мне такие порогов не попадались. Хотя для некоторых наших сотрудников было бы полезно пару дней поминутно расписать.



Так те кто много платит,точнее адекватно сделаной работе,не страдают такой ересью.
Вчера только муж расстраивался-план не может выполнить,из-за кучи "левых" задач от вышестоящего начальства,а в отчете дырки нет чтобы еще свои обязанности прямые туда запихать.
Итог: середина месяца и 10 тыс. всего заработал.
В этом месяце им все это ввели,а уверенно понижают с НГ,раньше стабильно 50+,боится что сейчас будет 20(((



Я так же спрашиваю,но у них начальство решило что много платят и народ недорабатывает,навесили еще задач,подняли в 3 раза план и теперь "крутись как хочешь".
Причем когда это все показываешь самодуры говорят что "ну надо как-то" впихнуть туда еще столько же работы.
Простите,меня аж подрывает,хочется этим козлам много чего высказать

Все разделы

Все чаще работодатели требуют у своих сотрудников отчеты о выполненной работе, причем не важно, какую именно они выполняют работу, какие должности занимают, как долго работают в компании. И, как правило, такое право работодателя не прописывается ни в каких внутренних документах компании. Несмотря на это, работники безоговорочно составляют отчеты за месяц, за квартал, за год - в зависимости от цели их подготовки (ведь возразить работодателю крайне сложно). В статье мы поговорим о том, для чего нужен отчет о выполненной работе, кто и при каких условиях может требовать его представить, что он должен содержать, нужно ли утверждать его форму и хранить по всем правилам.

Для чего нужен отчет?

Известно, что необходимость привлечения персонала должна быть экономически обоснованной, ведь оплата труда наемных работников для организации является статьей расходов, причем довольно существенной. Практически каждый руководитель структурного подразделения организации, подбирая через кадровую службу работников, должен обосновать перед руководством следующие важные моменты:

- штатную численность подразделения;

- фонд оплаты труда подразделения;

- организационную структуру подразделения;

- функционал работников подразделения;

- требования к кандидатам (образование, квалификацию, опыт работы, профессиональные навыки и т. п.).

Только после того как мотивированное предложение руководителя структурного подразделения о найме работников будет одобрено руководством, можно будет открывать вакансии и искать кандидатов. Однако обоснование необходимости "содержания" того или иного работника не заканчивается после его приема на работу. А, наоборот, только начинается. Так, ему нужно будет выполнять определенный непосредственным руководителем объем работы.

Надо сказать, что в редкой организации рассчитываются нормы выработки (осуществляется это обычно силами экономистов и финансистов, у которых, если они и трудятся в компании, всегда есть работа поважнее). На практике задача распределения объема работы между сотрудниками структурного подразделения, как правило, лежит на плечах руководителя подразделения, который должен действовать по принципу "каждый работник должен быть при деле". В то же время руководитель подразделения должен планировать работу своих подопечных. В свою очередь, работник, чтобы трудиться более эффективно, должен и сам планировать свое рабочее время. После того как план будет составлен и утвержден руководителем структурного подразделения в установленном в организации порядке, его необходимо придерживаться и руководителю структурного подразделения, и подчиненным работникам. Безусловно, для учета проделанной работы как подразделения в целом, так и отдельных его работников, при сопоставлении ее с утвержденным планом возникает потребность в отчете.

Таким образом, отчет работника необходим для:

- обоснования расходов на оплату труда работников структурного подразделения;

- использования его в качестве основы с целью представления отчетов контрагентам по гражданско-правовым договорам об оказании услуг/выполнении работ силами своего персонала (в том числе договоров аутсорсинга и аутстаффинга);

- создания своего рода порядка и соблюдения дисциплины в подразделении;

- быстрого установления связи: кто из работников, когда и какую работу выполнил (например, при возникновении конфликтных ситуаций, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением работником своих трудовых обязанностей).

Когда отчет обязателен?

Важно отметить, что вопрос предоставления работниками отчетов о выполненной работе законодательством регламентируется лишь в случае отправления работника в командировку.

Примечание. О том как отозвать работника из командировки, читайте на с. 48 журнала N 2, 2013.

При направлении работника в командировку оформляется служебное задание (по форме N Т-10а) , подписываемое руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник, и утверждаемое руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Оформленное служебное задание передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку. Работник, прибывший из командировки, составляет краткий отчет о выполненной работе за период командировки, согласовывает его с руководителем структурного подразделения и представляет в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом. Приведем пример заполнения отчета о выполненной работе в командировке (пример 1).

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Однако с 01.01.2013 организация может использовать и утвержденные ею формы.

Пример 1. Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении

Андрей Черныш рассказывает, как отчеты помогают повысить эффективность работы сотрудников и как их грамотно составлять.

Если сотрудникам иногда отчитаться о работе сложнее, чем ее сделать, стоит обратить внимание на несколько моментов:

  • Отчет — это подробная хронология действия , что было сделано за рабочий день или неделю. Это описание результата работы сотрудника. Важно, не как сотрудники пытались что-то сделать, а что именно сделали
  • Если отчеты становятся формальными, то разделы, по которым сотрудники должны отчитываться, возможно, требуют корректировки

О чем должны отчитываться сотрудники

Отчет должен показать продуктивность использования рабочего времени и насколько сотрудники справляются с задачами. Любой отчет, если он не составляется и отправляется автоматизировано (например, через CRM) должен отображать, от кого и когда он отправлен, за какой период составлен.

Разделы должны показывать:

  • Результаты и достижения за определенный период времени (в нашем случае это день или неделя). Чаще всего это выполненные задачи, поставленные в предыдущем отчете. К примеру, в планах на следующую неделю значилась доработка сайта компании. Результатом можно отметить закрытие задачи. Отмечая достижения, важны количественные показатели: цифры, факты
  • Проблемы , для решения которых нужна помощь от руководства. Этот раздел помогает быстро решать оперативные вопросы. При этом важно предлагать план действий
  • Проблемы , которые возникают в ходе работы, и варианты их решения
  • Запланированные, но не выполненные задачи. Здесь важно не просто указать причину, по которой они не были сделаны, а что делается, чтобы ее устранить
  • Планы на следующий отчетный период. Стоит ранжировать задачи по приоритетам, к примеру, важные срочные, важные несрочные, неважные срочные и т.д.

В отчет можно включить пункт, в котором сотрудники смогут задать вопросы лично руководителю (при необходимости). В некоторых случаях полезно кратко указать перечисление встреч, обсуждений и договоренностей. Это могут быть договоренности с клиентами, партнерами, коллегами из другого подразделения компании и т.п. Стоит указывать, сколько времени потрачено на эти встречи, чтобы понимать реально оставшееся время на выполнение задач.

Что от отчета ждут руководители

Обычно считается, что еженедельные (или ежедневные) отчеты, которые пишут сотрудники, – это всего лишь инструмент контроля за их временем. Мне кажется, что у таких отчетов — совсем другие основные функции:

Исходя из этих функций, я сложил для себя оптимальную систему — не идеальную для любой ситуации, но подходящую для многих. Но прежде чем рассказать о ней, хочу поделиться еще тремя замечаниями.

Поэтому уважаемым руководителям, прежде чем заставлять сотрудников отчитываться, сначала придется заставить себя наладить процедуру планирования, а также регулярно составлять (или согласовывать) планы.

Если не будет планов по количеству встреч и звонков (для специалистов по работе с клиентами), по объемам продаж (для продавцов), по стратегическим задачам (для руководителей) и т.д., то ваши подчиненные сами будут вами управлять, отчитываясь о чем им вздумается.

Отчеты, написанные сотрудниками, работают зачастую только на экономию времени и не дают идеального (да честного говоря — никакого) контроля.

Такой отчет — субъективный взгляд сотрудника на выполняемые им задачи, чреватый ошибками. Ведь даже самый дисциплинированный из них может что-то забыть, что-то приукрасить, о чем-то умолчать.

Поэтому прежде чем требовать от сотрудников отчетность, позанимайтесь лучше автоматизацией того, о чем может отчитываться. Для этого можно внедрить в компании CRM (если системы у вас еще нет), управленческий учет или корпоративный портал и т.д. И отслеживать таким образом KPI: количество звонков, чек-листы по выполненным задачам, выполнение финансового плана и т.д.

Пусть объективные данные собираются из автоматизированных программ или от других служб, занимающихся учетом.\

МНЕ В ОТЧЕТАХ СОТРУДНИКОВ КАК РАЗ ИНТЕРЕСНО ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПОСЧИТАТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ИХ СУБЪЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ — КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОЧЕМУ НЕ РЕШАЮТСЯ, КАКИЕ НОВЫЕ ИДЕИ ВОЗНИКЛИ, КАК, ПО ЕГО ОЩУЩЕНИЯМ, МЫ ПРОДВИНУЛИСЬ К НАШИМ ЦЕЛЯМ ИЛИ ВООБЩЕ ПОШЛИ НЕ ТУДА.

Резюмируя вышесказанное, самыми удобными способами отчетности для меня является два (могут применяться одновременно):

1. Еженедельный полуавтоматизированный отчет , составленный по принципу 5/15. Это значит, что на этот отчет у руководителя должно быть не больше 5 минут на прочтение и у сотрудника не больше 15 минут на его подготовку.

Этот отчет должен содержать автоматизированную и неавтоматизированную части. В автоматизированную часть включаются цифровые показатели, сравнение с планом и чек-лист по выполненным задачам. Неавтоматизированная часть состоит из личных комментариев сотрудника по следующим вопросам:

  • Причины невыполнения или ухудшения показателей и задач из автоматизированной части
  • Возникшие проблемы, предложения по решению, просьбы к руководству
  • Идеи по улучшению работы

2. Ежемесячная (для сотрудников) и ежеквартальная (для руководителей) презентация на 3−5 слайдах, содержащая:

Читайте также: