Имеет ли право муж запрещать жене работать по исламу

Обновлено: 02.07.2024

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.

Аллах говорит в Своей Священной книге:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

Превосходство, о котором говорится в этом аяте, обусловлено ответственностью в первую очередь. Это не просто превосходство одного человека над другим, а именно превосходство в ответственности, в том, что мужчины ответственны за своих жен.

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ ۖ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ ۚ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا

Эти доводы, как и многие другие, указывают на то, что мужчина обязан расходовать на свою жену. Причем делать это он должен с учетом ее, а не своего положения. Нужно смотреть на положение жены: из какого она рода и к какому содержанию привыкла. Поэтому мужчина расходует на нее из того, что даровал ему Аллах, учитывая все это, пока не женится на второй, третьей или четвертой. В случае если мужчина является многоженцем, он должен расходовать на жен одинаково.

Если он полностью или частично не выполняет свои обязанности перед женой в том, что касается ее обеспечения, то у жены есть три варианта.

Первый — она имеет право на расторжение брака. Для этого ей следует через своего опекуна, выдавшего ее замуж, обратиться к знающим людям, и этот брак будет расторгнут. Конечно же, это должно быть сделано после общения с ее мужем, после того, как ему будет сделано назидание и вынесены предупреждения. Если после всего этого его поведение не изменится, брак расторгается даже без его желания, потому что он не выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

Второй — женщина может сохранять свой брак, при этом не позволяя мужу приближаться к себе. Она также имеет право без разрешения мужа выходить из дома и устраиваться на работу, — разумеется, если эта работа халяльная, — поскольку ей необходимо зарабатывать, чтобы кормить себя и своих детей.

Третий — женщина может оставить все как есть и проявлять терпение. То есть она не отказывает мужу в близости, не выходит из дома без его разрешения, не устраивается на работу, если он не позволяет ей этого, — словом, ведет себя так, как будто муж надлежащим образом расходует на нее свои средства и содержит семью. Она проявляет терпение во всем, и, безусловно, получит награду за свое терпение.

Какой из этих трех вариантов лучше для женщины, зависит от ситуации. Нужно смотреть на обстоятельства, на положение каждой семьи, наличие или отсутствие детей, время совместной жизни, обстановку в стране и обществе, возможность найти работу или отсутствие таковой — массу вещей нужно учитывать. Поэтому не стоит начинать сразу с жестких вариантов, начните с мягкого, если есть возможность: обратитесь за помощью к опекуну, пусть он поговорит с вашим супругом и сделает ему назидание. Если это не помогает, переходите ко второму варианту, более жесткому. Если не помогает и это, то придется уже серьезно задуматься о расторжении брака.

Обратите внимание на то, что расторжение брака — это не развод: женщине остается ее махр, и она не является разведенной. Напротив, семья забрала ее у мужчины, потому что он не обеспечивал ее, не выполнял свои обязанности по отношению к ней. И в исламском обществе у такой женщины совсем другой статус. Если спросят, кем является эта женщина, про нее не скажут, что она разведенная, а скажут, что ее забрала семья, потому что муж ее не обеспечивал, — а это уже другой статус, и он выше, чем у разведенной женщины. Ведь когда человек разводится с женщиной, то обычно проблема бывает в ней самой, хотя и бывают разные ситуации. Поэтому расторжение брака для женщины, конечно, лучше, чем развод.

Однако не нужно забывать, что Ислам призывает к сохранению семьи, к тому, чтобы в ней сохранялось понимание и покой, несмотря на все невзгоды и бедствия, поскольку испытания постигают любую семью. Даже семью Пророка ﷺ постигали испытания. Поэтому основой в семейных отношениях является проявление терпения и мягкости.

А Аллаху известно лучше.

Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
4 Джумада ас-сани 1441 г. (29.01.2020)

Хукм расходования женщиной своего богатства без разрешения мужа

Вопрос: Я работаю и получаю зарплату, из которой я трачу на себя и на свой дом, даю моей семье и на благотворительность, и т.д. Между мной и моим мужем случаются непонимания по поводу расходования моих денег. Имеет ли мой муж право запрещать мне тратить мои деньги, и обязана ли я просить у него разрешения, когда я хочу потратить мои деньги?

Ответ: Хвала Аллаху.

Нет сомнения, что свободный человек, находящийся в здравом уме, имеет право расходовать свое имущество без всяких ограничений, пока он жив: покупать, арендовать, дарить, завещать на благотворительные цели (вакъф) и т.д. В этом вопросе нет разногласий среди ученых.

Так же у ученых нет разногласия по поводу того, что муж не имеет права запрещать своей жене распоряжаться ее имуществом в таких вопросах, как покупка, аренда и т.д. Если женщина находится в здравом уме, она может распоряжаться своим имуществом, и она не является из тех, кого можно обманывать. (Муратиб аль-Иджма’ ли Ибн Хазм, 162; аль-Иджма’ фи аль-Фикх аль-Ислями Абу Джайб, 2/566)

Мнения ученых разделились относительно того, имеет ли женщина право отдавать все свое имущество или ее часть на благотворительность или в подарок, без разрешения мужа. Эти мнения таковы:

Обычно муж увеличивает размер махра, в зависимости от ее богатства, и он сможет расходовать из ее богатства. А если у него не будет возможности расходовать на нее, она не будет жаловаться (потому что у нее есть свои деньги). Это подобно правам наследников по отношению к богатству больного человека (Аль-Мугни, 4/514).

Муж имеет право полностью запретить жене расходовать, будь-то малое количество или большое, кроме мелочей. Это мнение аль-Лейса б. Са’да. (Найль аль-Автар, 6/22)

Женщина имеет полное право на расходование своего имущества, будь то сделки что-либо другое, будь то все имущество или ее часть. Это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты и Ибн Мунзир.

(аль-Мугни, 4/513; аль-Инсаф, 5/342; Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/354; Фатх аль-Бари, 5/318; Найль аль-Автар, 6/22)

И это мнение является наиболее справедливым, и более соответствует Корану, Сунне и здравому смыслу. Всевышний сказал в Коране:

Аллах разрешил мужу то, что его жена отдает ему добровольно. Всевышний так же сказал:

Аллах позволил женщине отказаться от своего имущества после развода со своим мужем, без необходимости просить разрешение у кого бы ни было. Это указывает на то, что женщине разрешено распоряжаться своим имуществом, и что ее право в этом такое же, как у мужчины. (Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/352)

Из этого ясно следует, что когда сирота становится зрелой и здравомыслящей женщиной, ей разрешается распоряжаться своим имуществом.

Таким же образом, когда женщины отдали свои драгоценности в качестве пожертвования, после праздничной проповеди, с которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним. Все это указывает на то, что женщины имеют право распоряжаться своим имуществом, без разрешения кого-либо.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид, Islam Q&A фетва № 4037

Имеет ли право муж распоряжаться имуществом жены?

Вопрос: У меня есть подруга, муж которой женился на второй. У второй жены есть сын от предыдущего брака, а у моей подруги есть два сына от этого брака. Ежемесячно от государства она получает денежную сумму для покрытия основных затрат. Вторая жена также. Проблема в том, что сейчас муж требует у первой жены, чтобы она перевела эту сумму на его имя, чтобы ежемесячно получал её он.

Ответ: Вся хвала Аллаху.

То, чем владеет жена, является её собственным имуществом, а не мужа. Это является основой. Не важно: имущество это от торговли, наследства, свадебного дара (махр) или от государства. Во всём этом у мужа нет доли. Это имущество не дозволено для него, если только жена добровольно отдаст его ему. Если бы муж владел имуществом жены, то наследство жены после её смерти полностью бы отходило мужу, и никто другой не имел бы доли. А подобного нет в пречистом Шариате Всевышнего Аллаха.

Основываясь на этом, имущество, которое получает жена от государства в виде пособия, является её личным имуществом. Мужу не дозволено владеть им. Что же касается его слов, что якобы в Исламе женщине не разрешается получать пособие от государства напрямую, то им нет основы в Шариате. Женщина и мужчина в этом равны.

Муж не имеет права брать что-либо из имущества жены без её на то дозволения и довольства.

В ответе на вопрос под № 3054 уже приводились доказательства из Корана, Сунны и Иджма‘ (единодушное мнение всех учёных – прим. пер.), что муж обязан обеспечивать свою жену. Обеспечивать соразмерно своему достатку. Жена не должна обеспечивать себя сама, даже будучи богатой, если только она сама не пожелает этого.

Смотрите вопрос о жаловании жены в ответе на вопрос № 126316.

А Аллах знает лучше.

Распоряжение наследством и заработком жены

Вопрос: Имеет ли муж право возражать против того, чтобы я отдала свое наследство матери? Имеет ли он право тратить деньги и заработок жены?

Ответ: Деньги жены – это ее собственность, она имеет право тратить их, дарить в качестве подарка, отдавать в качестве пожертвований, выплачивать из них долги, отдавать свое право на часть денег, наример если кто-то одолжил у нее деньги или наследство, кому она пожелает, будь то родственник или не родственник. Муж не имеет права возражать против этого, если она является взрослой и зрелой. Ее муж не имеет права тратить ее богатство, если только она не разрешит ему это.

Если у нее есть работа и она получает зарплату и эта работа вынуждает ее не выполнять некоторые из ее обязанностей перед мужем, то в таком случае муж может удержать ее от этой работы. Если только она не согласится с условием, что они будут делить зарплату в обмен на то, что муж разрешил ей работать и не выполнять некоторые из ее обязанностей перед ним и также в обмен на то, что он будет ее привозить и увозить с работы.

Женщина жалуется, что муж не исполняет своих обязанностей: он не имел с ней половой близости на протяжении полутора лет. Несмотря на то, что, если он звал ее на супружеское ложе, она не отказывалась, но он не звал ее. Что Шариат говорит о подобной ситуации? Что ей делать? Имеет ли она право просить развод, так как он отказывается быть с ней, говоря, что это ее вина, однако на самом деле это не так.

Текст ответа

Супруги должны исполнять обязанности по отношению друг к другу, быть в хороших отношениях, прилагая для этого усилия и жертвуя собой, решать проблемы, которые возникают у них, в атмосфере любви и взаимопонимания, следуя в этом словам Всевышнего Аллаха:

Живите с ними достойно [1],

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый [2].

Мужу запрещено оставлять супружеское ложе на такой срок, если только это не случай, когда жена ослушается его и не исполняет свои обязанности. Только в этом случае он может покинуть супружеское ложе, пока она не покается, ведь Всевышний Аллах сказал:

وَاللاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий [3].

Если женщине не строптива, проявляет покорность, то мужу не дозволено оставлять жену по двум причинам.

Первая причина состоит в том, что муж обязан исполнять свои супружеские обязанности и хранить целомудрие супруги, иметь с ней половую близость в том количестве, в котором у нее есть необходимость, и на которое он физически способен.

Шейху Ибн Теймийи, да помилует его Аллах, задали вопрос о мужчине, который проявлял терпение на протяжении двух или трех месяцев и не имел половой близости с супругой, будет ли на нем грех? Обязан ли муж делать это?

Он ответил: Мужчина должен иметь половую близость с женой так, как это принято по обычаям. Это одно из самых подтвержденных прав жены, и это более важная обязанность мужа, чем кормление жены. Половой акт обязателен /ваджиб/. Некоторые (ученые) сказали, что он обязателен раз в четыре месяца. Другие считали, что он обязателен настолько, насколько у нее есть в нем потребность, а у него – сил совершать его, так же, как и в отношении кормления: он обязан предоставлять ей столько пищи, сколько ей необходимо, и сколько он может предоставить. И это более верное мнение из двух [4].

Вторая причина в том, что тот, кто отказывается иметь с женой, нестроптивой, половую близость в течение четырех месяцев, подобен человеку, который поклялся не приближаться к своей жене. Ему приказывают или совершить половой акт, или развести жену. Если муж откажется разводиться, то решение о разводе принимает шариатский судья.

Ученые Постоянного Комитета сказали: «Мужчина, который покинул супружеское ложе более чем на три месяца, то, если это было сделано из-за её ослушания и непокорности мужу в том, что она обязана как жена делать, и она после увещевания, напоминания о страхе перед Аллахом и о тех обязанностях, что она должна исполнять, продолжала ослушиваться его, то муж имеет право оставлять супружеское ложе столько, сколько будет необходимо, пока она не станет исполнять права мужа, и пока он не будет ею доволен…

Мы советует Вам подумать, почему он оставил Вас. Возможно, Вы не украшались для него, возможно, он болеет, у него проблемы, или он нуждается в лечении.

Присядьте рядом с ним, поговорите спокойно, без упреков и брани, узнайте причины этой ситуации. Если это не поможет, то обратитесь к мудрым членам своей или его семьи, которые помогут решить этот вопрос. Если не будет пользы и в этом, то в этом случае на Вас не будет греха, если Вы обратитесь за решением этого вопроса к шариатскому судье и попросите развод ради того, чтобы удалить вред, который Вам был нанесен (невыполнением супружеских обязанностей).

Если же Вы изберете терпение и надежду на то, что Всевышний Аллах поведет Вашего мужа прямым путем, то в этом тоже нет греха, если пожелает Всевышний Аллах, но при условии, что это не будет для Вас трудно, и оставление супругом ложа не приведет к соблазну.

Заключение брака в исламе предполагает соблюдение его сторонами определённых обязательств – как между собой, так и перед Всевышним Аллахом. Важное значение при этом уделяется тому, какой должна быть жена согласно шариатским установкам.

Создание семьи – это естественный процесс, присущий самой сущности человека. В Священном Коране сказано:

Институт семьи, как известно, выполняет, как минимум, три важнейшие функции:

1) что мужчина, что женщина в браке находят мир и безопасность, потому как взрослый человек вне уз никаха подобен птице без гнезда, которая совершенно не защищена от пагубного влияния окружающей действительности;

3) в семье происходит появление новых людей, которые, как предполагается, получают в её рамках правильное воспитание.

Права жены в исламе

Исходя из вышеперечисленных функций, можно отметить, что в мусульманском вероучении супруги имеют права, о чём совершенно открыто сказано в Священном Коране:

Упомянем в этой связи ряд прав, которыми должна пользоваться жена и которые должен обеспечить муж (для него это обязанность).

Финансовые права:

    – брачный подарок, который предоставляет муж в качестве знака уважения и безопасности для жены, о чём сказано в Священном Коране:
  • финансовое обеспечение, которое в течение всего периода брака ложится на плечи мужа. Мужчина должен обеспечить женщину питанием, одеждой, жильём. Кроме того, разного рода денежные расходы тоже несёт глава семьи.

Нефинансовые права:

  • уважение и доброта. Очевидно, что мужчина в рамках брака не должен превращаться в тирана, который совершенно не уважает права своей жены. Такое поведение, с точки зрения ислама, совершенно неприемлемо;
  • справедливое и одинаковое отношение ко всем супругам (если мусульманин имеет сразу несколько жён). Ни одна из них не должна быть ущемлена в правах и предоставляемых со стороны мужчины возможностях;
  • отсутствие эмоционального и/или физического вреда.

Обязанности жены

Женщина, в свою очередь, имеет ряд обязанностей перед мужем. Прежде всего, это касается воспитания детей. Если мужчина зарабатывает деньги и выступает оплотом стабильности для семьи, то его супруга должна вкладывать свои усилия в сохранение домашнего очага (хозяйство) и успехи детей (воспитание, образование). В этом смысле важно, чтобы жена слушалась мужа, не считала его советы и просьбы пустой тратой времени, а прислушивалась к ним и поступала в соответствии с мнением супруга. Кроме того, она не должна раскрывать его слабости и недостатки. В целом, её поведение в рамках семейно-брачных отношений должно полностью соответствовать тому, какой должна быть мусульманка в жизни – покорной Всевышнему, верной мужу, ответственной за взятые на себя обязательства, любящей матерью, уделяющей воспитанию детей много сил и времени.

Конечно, семейные отношения, равно как и любые другие, требуют с обеих сторон определённых инвестиций, без которых брачные узы могут быстро прийти в негодность. Одним из важнейших моментов для жены является открытость мужу, готовность поделиться с ним волнующими вопросами и проблемами с намерением решить их вместе. Конечно, в этом случае большое значение имеет адекватность самого мужа, но, в целом, полноценная и постоянная коммуникация супругов служит основой для хороших взаимоотношений.

Если жена – не мусульманка

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Асаламу аллейкум ва Рахматуллои ва баракату у меня одна большая проблема не знаю что делать я просто устал часто соры с женой она вечно спорит не слушается не уважает меня что мне делать как быть не хочу расстаться у меня есть сын ему 2 месяца люблю свою жену часто не знаю как быть бью её не вижу выхода помогите

Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух! К рукоприклалству конечно прибегать не стоит. Вам нужно иными методами повлиять на неё, попробуйте просто поговорить с ней без эмоций, и понять чего она хочет и чем объясняется её такое поведение.

Ассалаумағалайкум уа рахматуЛлахи уа баракатух Мы с мужем мусульмане и читаем 5 раз намаз. Старшей Дочке 21 год и она выросла у бабушки, которая сейчас умерла. Дочь с 1го класса дружит с мальчиком у них сильное чувство с парнем её возраста, но его отец немецкий православный, а мать Қазақша. Парень крест не носит и в церковь не ходит! Наша дочь в мечеть не ходит и намаз не читает! Теперь так как мы стали мусульманинамт уже 2 года, мы им посоветовали что бы продолжать встречаться после прихода его с армии, совершить никах! Они не против! А свадьбу сделают как нааопят средства! Вопрос? Что делать парню? Можно ли ему в мечети совершить никах с нашей дочерью если он не мусульманин?

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух! Никах с немусульманином запрещается. Тому парню, если он хочет связать себя узами брака с Вашей дочерью, надлежит принять ислам.

Здравствуйте,вопрос. я не мусульманка,муж мусульманин,совсем недавно стал выполнять все послания его бога(намаз и т.д),что мне делать?

Уа алейкум салям! Радоваться, что он богобоязненный. Вы же вправе продолжать жить в соответствии со своими религиозными предписаниями (не ущемляя при этом веру мужа).

Ассаляму алейкум. у меня такой вопрос — жена хочет хиджаб одеть, я против. я предлагаю в платке ходить, как нормальная мусульманка и нормальной одежде.она не слушается, даже разводом угрожает мне.она думает что за этот выбор ей большое вознаграждения будет. пойдя против мужа, разрушив семью, какое может быть вознаграждение? я думаю наоборот большой грех

Уа алейкум салям, Вы не правы, хиджаб - предписание Всевышнего, а Вы стараетесь склонить свою жену к греху, идя наперекор Воле Аллаха.

Я готовлюсь к Семейной жизни, моя мама в окружении людей обращалась к моему отцу на Вы, для моей будущей невесты это дико. Я хочу что бы она обращалась ко мне на Вы в обществе. Мои требование правильны? Или я не прав.

Уа алейкум ассалам. Вам необходимо договориться в этом вопросе и выбрать один вариант (на "ты" или на "вы"), чтобы в дальнейшем из-за этого не было ссор.

Уа алейкум ассалам. Если близость происходит именно ночью, то это не нарушает пост.

Ассаляму алейкум! Я сейчас в очень сложном положении. Живем с мужем 2 года. Старались но беременность никак не наступала. Ходили к докторам- все в норме. Но не получалось. За это время у меня 2 раза были проблемы с почками. Лечилась. По дому делаю все. Готовлю, убираюсь, стираю. Но свекровь никак меня не взлюбила. Хоть и делала все для этого. Устраивала сцены из-за мизерных проблем- то ей подарок не понравится, то я ей обувь не вытерла, то я не туда села( села выше чем ее дочки, что я должна сидеть в самом углу стола), не отдала ей свою стипендию, не убрала постель брата моего мужа после того как он проснулся. я морально устала от всего этого. Месяц назад умер мой отец. У него случился обширный инфаркт и скончался за 1 день. Так как мои братья живут в другой стране не смогли вовремя приехать и все приготовления к жаназе делал мой муж вместе с двоюродным братом отца( у отца нет ни братьев ни сестер). И вот спустя неделю я узнала что наконец забеременела. Но свекровь начала меня упрекать в расходах на лечение и тд. На нервной почве у меня обнаружили угрозу прерывания беременности и муж отвез меня в отцовский дом на неделю для отдыха и востановления. При этом мы спросили разрешения у свекра. Муж сказал что сам скажет об этом матери. Пришла домой свекровь звонит и говорит: почему ушла домой?. Сказала что мой муж мне не хозяин. Что я должна просить разрешение у нее. Соответственно я спросила у мужа- не предупредил ли он свою мать как обещал о том что отвезет меня домой? Он взбесился на мать и поругался с ней из-за того что она его не уважает и его слова в семье ничего не значат. На меня накинулись заловки, устроили скандал, обматерили, обзванивали и обзывали всеми непристойностями, писали всякое, грозились что сейчас придут и устроют скандал. Я после всего попала в больницу с давлением , температурой угрозой выкидыша. Старшая заловка со своим мужем пришла в дом моих родителей, устороила скандал, обматерила мою мать, подняла руку на мою мать. Я узнала об этом, вышла с больницы под расписку не доличившись- пошла к свекрови извиниться за мужа- она меня проклинала, прокляла мою мать, упрекнула меня в расходах на лечение, мол я ничего не делаю по дому, что они расходовали деньги на похороны моего отца. Я уже не выдержила и сказала меня отпустить домой, что я хочу развода раз они меня не могут терпеть. она прокляла меня, сказала чтоб я и свою мать похоронила. Муж меня не поддержал. Ничего не смог сказать. У меня случился выкидыш из-за всего этого. Теперь лежу в больнице. Попросила мужа жить отдельно от родителей. Но он никак меня не поддерживает: сказал терпеть, другого пути нет. Уже и любовь остывает и жить не хочется. хоть и я очень сильно любила своего мужа. Если все так и будет продолжаться то мы уже остынем к друг- другу. Тем более свекровь и заловки читают на сыновей и ходят делают жаду на повиновение. Что мне делать. Не хочу рушить свою семью но и жить так больше не могу.

Читайте также: