Имеет ли право конкурсный управляющий заключать договор на производство работ

Обновлено: 15.05.2024

О приёме документов 29 и 30 декабря 2021 года!

28.12.2021

Арбитражный суд Вологодской области объявляет о приеме документов на замещение должности государственной гражданской службы секретарь судебного заседания на условиях срочного служебного контракта.

27.12.2021

Особенности правового положения органов управления и контроля акционерного общества в процедурах банкротства . (Продолжение статьи).

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА


Продолжение статьи, посвященной вопросам компетенции органов управления акционерным обществом на разных стадиях банкротства.

Как отмечалось в предыдущей статье*, при рассмотрении дела о несостоятельности акционерного общества применяются следующие процедуры банкротства, каждая из которых имеет свои особенности в регламентации прав и обязанностей органов управления акционерного общества:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
При этом как наблюдение, рассмотренное ранее, так и другие реабилитационные процедуры - финансовое оздоровление и внешнее управление - законодатель определяет как более приоритетные по сравнению с процедурами, направленными на прекращение деятельности должника. Пункт 1 статьи 53 закона о банкротстве указывает, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления.

Следующей из процедур банкротства является финансовое оздоровление, применяемое к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем погашения задолженности. Финансовое оздоровление на практике вводится в тех случаях, когда акционеры должника либо третьи лица предоставляют обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании акционеров большинством голосов акционеров, принявших участие в указанном собрании.
Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.
С момента введения процедуры финансового оздоровления судом назначается административный управляющий.
Административный управляющий не ведет хозяйственную деятельность акционерного общества, его цель - контролировать соблюдение акционерным обществом взятых на себя обязательств. Административный управляющий наделен правом требовать от руководителя акционерного общества информацию о текущей деятельности, согласовывать сделки и решения акционерного общества, обращаться в суд с ходатайствами о применении обеспечительных мер в отношении имущества акционерного общества.
Управление хозяйственной деятельностью должника осуществляется органами управления акционерного общества с учетом установленных законом ограничений.
Данные ограничения в полномочиях органов управления общества состоят в обязанности должника получать согласие на определенные действия (решения) административного управляющего, собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.
1. Согласие административного управляющего требуется на сделки:
- совершение которых повлечет увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% от суммы реестровых требований на дату введения финансового оздоровления;
- связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения прямо или косвенно любого имущества должника, за исключением готовой продукции, производимой в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- основанные на уступке прав требования, переводе долга;
- влекущие получение займов, кредитов.

2. Согласие собрания или комитета кредиторов требуется на сделки:
- в совершении которых имеется заинтересованность;
- связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую заключению сделки;
- влекущие выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника;
- порождающие новые обязательства должника в ситуации, когда после введения финансового оздоровления у должника возникли денежные обязательства размером более 20% реестровой суммы требований.

3. Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации акционерного общества.

Финансовое оздоровление характеризуется не только ограничениями в сфере полномочий органов управления общества, но и следующими возможностями:
- во-первых, решением общего собрания акционеров можно досрочно прекратить полномочия действующего руководителя акционерного общества и избрать (назначить) нового;
- во-вторых, можно отстранить руководителя акционерного общества от должности.

Вопрос об отстранении руководителя разрешается судом. Обязательным условием отстранения является неисполнение руководителем плана финансового оздоровления, нарушение прав и интересов кредиторов либо лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя может как собрание кредиторов, так и сам административный управляющий. На практике обращение административного управляющего в суд с ходатайством об отстранении руководителя связано, в первую очередь, с непредставлением руководителем требуемых документов, что является препятствием для выполнения административным управляющим возложенных на него функций.
Процедура назначения на должность руководителя - такая же, как и на стадии наблюдения:
- кандидатура нового руководителя представляется органом управления должника, который в законе не конкретизирован;
- кандидатурой на должность может быть заместитель руководителя, а при отсутствии такового - один из работников общества.
При полном исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности общество признается восстановившим свою платежеспособность.
При невыполнении должником возложенных на себя обязательств в срок, определенный для финансового оздоровления, суд принимает одно из следующих решений:
- о введении внешнего управления, если есть экономические предпосылки для восстановления платежеспособности;
- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если реабилитация должника невозможна.

Внешнее управление

Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании акционерного общества банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство - это ликвидационная процедура банкротства, направленная на освобождение должника от долгов и соразмерное погашение обязательств перед кредиторами.
Главным отличительным обстоятельством данной процедуры является прекращение полномочий руководителя общества в полном объеме: полномочия руководителя акционерного общества осуществляет конкурсный управляющий.
При этом за общим собранием акционеров и советом директоров закон оставляет полномочия по принятию решений о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом.
Руководитель акционерного общества в течение 3-х дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать бухгалтерскую и иную документацию. На практике нередко встречаются случаи уклонения руководителей от передачи документации. В таких случаях арбитражный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением об истребовании необходимых документов. Кроме того, законом предусмотрено, что в случае уклонения руководителя должника от передачи документов он может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
Законом о банкротстве предусмотрена возможность прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению. Данный переход возможен, если в отношении должника ранее не вводилось финансовое оздоровление и внешнее управление, и у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. В случае вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению прекращаются ограничения органов управления акционерного общества, предусмотренные при процедуре конкурсного производства.
Конкурсное производство завершается после продажи имущества акционерного общества, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации. Ликвидация общества влечет за собой прекращение его деятельности.

Мировое соглашение

Мировое соглашение как форма разрешения вопросов признания акционерного общества несостоятельным характеризуется такой особенностью, как универсальность применения: оно может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства).
Юридическая сила мирового соглашения по делу о банкротстве основывается как на добровольном намерении его участников, так и на императивных нормах закона, предписывающих обязательность выполнения условий соглашения.
Отметим следующие особенности процедуры заключения мирового соглашения, определяющие соответствующие границы полномочий органов управления акционерного общества.
1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества принимается в зависимости от стадии дела:
- руководителем;
- исполняющим обязанности руководителя;
- внешним управляющим;
- конкурсным управляющим.

2. Если мировое соглашение является для акционерного общества сделкой, которая в соответствии с учредительными документами может быть совершена лишь на основании решения органов управления или должна быть согласована с органами управления, такое решение о заключении мирового соглашения принимается только после принятия соответствующего решения органами управления акционерного общества. Если требуемого согласия со стороны органов управления акционерного общества не будет, то это является основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества в ходе наблюдения, финансового оздоровления не требует согласования с арбитражным управляющим. Однако если на данных стадиях руководитель акционерного общества был отстранен, а его полномочия возложены на управляющего, тогда решение о заключении мирового соглашения принимает временный или административный управляющий. Решение о заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления и конкурсного производства принимается соответственно внешним и конкурсным управляющими.
Утверждение мирового соглашения в ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по делу, полномочия арбитражного управляющего прекращаются. Внешний и конкурсный управляющий исполняют обязанности руководителя акционерного общества до даты назначения нового руководителя должника.


? Общество получило прибыль по итогам года. Имеем ли мы право принять решение о невыплате дивидендов, или мы должны это сделать, поскольку отсутствуют веские основания, препятствующие этому? Можно ли оставить прибыль нераспределенной и на какие цели в последующем мы можем использовать эту нераспределенную прибыль?

? В соответствии с уставом к компетенции совета директоров относится вопрос создания филиалов. Акционерное общество намеревается изменить фирменное наименование своего филиала. Какой орган правомочен решить этот вопрос: совет директоров или общее собрание?

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство (КП).

Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.

Для чего существует конкурсное производство

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

Цели, которые подразумевает введение КП:

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

Конкурсное производство объявлено: что дальше

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Что происходит после объявления банкротства?

В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

Кто он – конкурсный управляющий

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

Обязанности кредитного управляющего:

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Документация конкурсного управляющего

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

А если решить дело миром?


Фото Михаила Чернова, Кублог

Если заказчик работ не погашает имеющуюся задолженность, подрядчику следует быть готовым к судебным тяжбам и доказывать факты выполнения работ и их стоимость, наличие и размер задолженности. Однако это еще не самый плохой вариант. Хуже, когда в ходе дела о взыскании долга выясняется, что в отношении должника введена процедура банкротства. В этом случае арбитры не будут рассматривать иск о взыскании долга и подрядчику придется обращаться в суд с заявлением о включении спорной задолженности в реестр требований кредиторов должника (далее — реестр) в рамках дела о банкротстве.

Требования кредиторов включаются в реестр на основании определения арбитражного суда. При наличии возражений относительно требований кредиторов суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр.

Обратите внимание
Проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий сторон.

Признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования, само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств (п. 3-5 ст. 71 и п. 3-5 ст. 100 Закона № 127‑ФЗ, п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ № 35 [2] ).

Из Определения от 18.10.2016 № 309‑ЭС16-13147 по делу № А76-15779/2015 следует, что судья Верховного суда отказал конкурсному управляющему в передаче дела для пересмотра, тем самым согласившись с мнением АС УО о том, что требования субподрядчика к генеральному подрядчику подтверждены относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами. Чтобы разобраться в обстоятельствах этого спора, обратимся к Постановлению АС УО от 16.06.2016 № Ф09-4651/16 по делу № А76-15779/2015.

Добиваясь включения задолженности в реестр, субподрядчик представил:

  • договор;
  • письмо с приложением актов КС-2 и справок КС-3, направленных генподрядчику для подписания;
  • акты КС-2 и справки КС-3, оформленные в одностороннем порядке;
  • письмо генподрядчика, в котором он указывал на замечания и просил их устранить;
  • акт приемки работ, подписанный муниципальным заказчиком.

Арбитры учли:
наличие акта, согласно которому муниципальный заказчик в присутствии представителей генподрядчика и субподрядчика произвел осмотр объекта. В акте указано, что все работы выполнены согласно проектно-сметной документации. Несмотря на отсутствие подписи генподрядчика, данный акт принят судом в качестве доказательства выполнения работ;

  • обоснованность оформления актов и справок в одностороннем порядке, поскольку субподрядчик направлял их генподрядчику для рассмотрения, но он не подписал их и не направил субподрядчику мотивированного отказа от приемки работ;
  • наличие письма генподрядчика с просьбой об устранении недостатков, содержание которого подтверждало факт выполнения работ.

Против включения задолженности в реестр возражали временный управляющий должника и один из кредиторов.

Судьи пришли к выводу, что представленные подрядчиком в подтверждение обоснованности своего требования акты КС-2 (подписаны заказчиком работ без замечаний), справки КС-3, а также акт сверки взаимных расчетов не могут быть признаны достаточными для достоверного подтверждения обоснованности требования. В связи с этим подрядчику было предложено представить аргументы против имеющихся возражений и дополнительные доказательства фактического выполнения работ.

Подрядчик не предоставил таких аргументов и доказательств и не заявил о возможном представлении их в дальнейшем.

Арбитры указали: из локального сметного расчета к договору подряда следует, что из общей цены договора стоимость материалов составила более 7 млн руб., а фонд оплаты труда — почти 5,5 млн руб. При фактическом исполнении договорных обязательств подрядчик должен был понести указанные расходы, а в ходе судебного разбирательства представить суду доказательства наличия работников и оборудования и закупки соответствующих материалов.

Ввиду отсутствия таких доказательств суд сделал вывод о недоказанности выполнения работ по договору подряда и отказал во включении в реестр спорной суммы. (Постановление АС СЗО от 29.09.2016 № Ф07-7618/2016 по делу № А66-16485/2015.)

Большинство конкурсных кредиторов, а также временный управляющий должника и уполномоченный орган считали задолженность неподтвержденной.

Арбитры согласились с доводом о том, что выполнение субподрядчиками работ на значительную стоимость (в частности, более 30 млн руб.) предполагает составление в процессе хозяйственной деятельности большого количества документов, относящихся к расходам на оплату труда, приобретение оборудования, расходных материалов, а также касающихся организации процесса, деловой переписки по вопросам взаимодействия субподрядчика (его персонала) с заказчиком, генеральным подрядчиком, журналов работ, актов освидетельствования скрытых работ, исполнительных схем, документов, подтверждающих качество используемых материалов, и т. п. Необходимо также соответствующее отражение указанных хозяйственных операций в бухгалтерском учете генподрядчика и субподрядчика.

Суд предложил кредиторам представить в качестве обоснования факта реального выполнения работ дополнительные доказательства:

  • сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество используемых материалов, конструкций, деталей;
  • проектно-сметную документацию, включающую в себя все стадии проектных работ;
  • договоры поставки соответствующих материалов;
  • акты об освидетельствовании скрытых работ;
  • акты контрольных обмеров, осмотров, обследования некачественно выполненных работ, дефектов зданий или их помещений и т. п.

Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что суды не ограничиваются формальной проверкой комплектности представленных кредитором документов (договор, акт приема-сдачи, счет-фактура), а исследуют все обстоятельства дела (в том числе для недопущения фактов преднамеренного банкротства). Подтвердить наличие задолженности можно актами, оформленными подрядчиком в одностороннем порядке, при условии, что они составлены своевременно. Акты КС-2 и справки КС-3 не подтверждают спорный объем, так как они составлены кредитором в одностороннем порядке спустя четыре года после предполагаемого выполнения работ (Постановление АС ПО от 14.03.2016 № Ф06-9321/2012 по делу № А12-4512/2012 [3] ). Отсутствие подписанного сторонами договора в окончательной редакции (с учетом всех разногласий) еще больше усложнит процесс доказывания наличия задолженности (Постановление АС ВВО от 13.05.2016 по делу № А29-10165/2014).

[3] Определением ВС РФ от 18.07.2016 № 306‑ЭС15-12268 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Управляющая организация по договору управления несёт ответственность перед собственниками помещений за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в доме. Читайте о том, могут ли УО наказать за ошибки подрядных организаций и имеют ли право собственники отказаться от каких-то услуг УО в пользу других компаний.

УО сама выбирает подрядные компании для оказания услуг и проведения работ в доме

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, если собственники на ОСС выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, то выбранная УО в течение срока действия договора управления за плату обязана выполнять работы и оказывать услуги для надлежащего содержания и ремонта общего имущества в МКД.

Следовательно, выбранная собственниками управляющая организация имеет право заключать договоры с контрагентами, например, для обслуживания лифтов и котельных, уборки подъездов и придомовой территории, обслуживания домофонов и др.

Почему УО должна направлять жителям платёжные документы на бумаге

УО должны контролировать работу подрядных компаний

Предположим, что в многоквартирном доме под управлением УО произошел разрыв труб или сломался лифт вследствие ненадлежащего содержания этих элементов, входящих в состав общего имущества дома.

При этом авария причинила ущерб имуществу собственников. Обслуживанием данной части общего имущества занималась подрядная организация по договору с УО, и произошедшее – вина работников именно сторонней компании.

Однако ответственность за качество оказания услуг и выполнение работ по договору управления перед собственниками несёт управляющая организация (ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ, п. 42 ПП РФ № 491). Она не может ссылаться на причинение вреда имуществу из-за действий или бездействия третьих лиц. УО должна контролировать, как подрядчики проводят работы и оказывают услуги.

В соответствии с п. 3 ст. 14 № 2300-1, вред, причинённый вследствие некачественно выполненных работ, подлежит возмещению исполнителем. Поскольку исполнителем услуг по договору управления является УО, то при причинении ущерба из-за оказания услуг ненадлежащего качества возмещать ущерб собственникам должна УО, а не подрядная организация (ст. 1064 ГК РФ). Данная позиция подкреплена обширной судебной практикой, например, по делу № 2-5141/17, № 2-1008/2017, № 33-2606/2016, № 33-5014/2016.

Следует учесть, что УО несёт ответственность не только за качество услуг и работ, которые оказывает/выполняет по договору подрядчик, но и за квалификацию таких компаний. Следовательно, заключая договоры с третьими лицами, УО обязана удостовериться, что подрядная организация обладает необходимыми сертификатами и лицензиями на конкретный вид работ, например, на обслуживание лифтов или газового оборудования.

УО не отвечает за работу компаний, договоры с которыми заключили собственники напрямую

Остановимся на ещё одном интересном вопросе, который может возникнуть при заключении договоров с обслуживающими компаниями: могут ли собственники передать часть работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома от управляющей организации напрямую подрядчикам.

В силу закона УО по договору управления отвечает перед собственниками за содержание всего общего имущества многоквартирного дома, независимо от того, упомянуты ли конкретные работы в договоре управления (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Однако при утверждении договора управления собственники на ОСС обязаны утвердить перечень работ и услуг, которые будет выполнять/оказывать управляющая организация, а также их стоимость (ч. 7 ст. 156, п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Следовательно, собственники имеют право определить по своему усмотрению виды и объём услуг, которые будут оказаны УО.

В соответствии с п. 12 ПП РФ № 491, собственники имеют право напрямую привлекать подрядные организации для оказания услуг/выполнения работ по ремонту и содержанию их общего имущества. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников, причём одновременно с утверждением договора управления с УО или внесением в него изменений.

Анализ статей ЖК РФ и ПП РФ № 491 позволяет сделать вывод, что по общему правилу все работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме должны выполнять УО.

Но собственники на ОСС могут исключить из состава общего имущества какие-то элементы, за содержание и ремонт которых отвечает управляющая организация. При этом они обязаны заключить соответствующий договор с компанией, которая будет оказывать такие услуги. В этом случае за качество оказания таких услуг и выполнение работ будет отвечать организация, с которой собственники напрямую заключили договор.

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

УО должна внимательно подходить к выбору подрядчиков и следить за их работой

  • удостовериться в соответствующей квалификации работников сторонней компании, наличии у них необходимых сертификатов и лицензий;
  • контролировать качество и своевременность работ подрядных организаций.

В случае оказания услуг ненадлежащего качества, причинения ущерба имуществу собственников помещений в доме отвечать за это будет управляющая, а не сторонняя организация.

При этом жилищное законодательство РФ не запрещает собственникам отказаться от части услуг/работ по договору управления и передать их на исполнение другим компаниям, заключив с ними соответствующие договоры. Такое решение должно быть оформлено на ОСС в соответствии с ч.ч. 44-48 ЖК РФ.


Ищете опытного финансового управляющего?


Рекомендуем воспользоваться специальным сервисом по подбору и проверке финансовых управляющих. Абсолютно бесплатно Вы получаете доступ к детальной информации о более чем 15000 управляющих. В сервисе организован удобный поиск и сравнение финансовых управляющих по регионам.

Финансовый управляющий - это арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве физического лица. Временный, внешний, конкурсный управляющий - в деле о банкротстве юридического лица, в зависимости от той процедуры банкротства, которая введена в отношении юрлица.

Как становятся арбитражными (финансовыми) управляющими?

Требования к арбитражным управляющим не так давно ужесточились. Управляющий должен:

  • иметь высшее образование и опыт работы на руководящей должности не менее 1 года;
  • пройти подготовку по программе антикризисное управление и сдать соответствующие экзамены (внутренний в ВУЗе и внешний – Росреестре);
  • отстажироваться в помощниках управляющего не менее 2х лет;
  • вступить в саморегулируемую организацию (СРО) арбитражных управляющих (сейчас вступление в СРО обходится не менее 200 тысяч рублей);
  • оформить страховку на 10 миллионов рублей (стоимость страховки сейчас составляет не менее 50-60 тысяч рублей в год);
  • удовлетворять еще ряду требований
    (отсутствие судимости за умышленные преступления).


Возможно ли банкротство физического лица без финансового управляющего?


Зачем вообще нужен финансовый управляющий при банкротстве физлиц?

При банкротстве предприятий, роль арбитражного управляющего более или менее понятна: текущий руководитель предприятия не справился с управлением - довел до кризисного состояния, поэтому необходим специалист (арбитражный управляющий), который попытается вывести предприятие из кризиса (если это возможно). Это классическое (теоретическое) представление о роли арбитражного управляющего в процедурах банкротства юридических лиц. Но, как показывает практика, единицы предприятий возвращаются к нормальной работе из процедуры банкротства (восстанавливают платежеспособность). Обычно все заканчивается распродажей активов, частичным погашением задолженности (в среднем гасится около 1-2% от общего объема долгов) и ликвидацией предприятия. Оставшиеся долги кредиторы вынуждены списать с баланса.

  • Вам не нужно было объясняться и договариваться с каждым кредитором в отдельности (с момента введения процедуры банкротства все общение с кредиторам строго через финансового управляющего);
  • у Вас был юридически подкованный представитель, который проверит обоснованность сумм, предъявляемых Вам кредиторами, и в случае несогласия с ними подготовит и направит суд возражения на этот счет;
  • соблюдался баланс интересов, как кредиторов, так и должника. В случае отсутствия финансового управляющего баланс интересов скорее всего сместился бы в сторону профессиональных кредиторов, обладающих штатом профессиональных юристов.

Права и обязанности финансового управляющего в процедуре банкротства

Права и обязанности финансового управляющего различаются в зависимости от процедуры банкротства физического лица (реструктуризация долгов, реализация имущества и мировое соглашение), которая введена в отношении гражданина.


Права финансового управляющего

В процедуре реализации имущества финансовый управляющий имеет право:



снимать и перечислять денежные средства со счетов банкрота



совершать регистрационные действия с имуществом должника Банкрот на время процедуры реализации имущества лишен этого права.


получать сведения об имуществе; сделках, совершенных должником в преддверии банкротства


оспаривать в суде сделки, совершенные должником в течение 3 лет до банкротства


истребовать необходимые доказательства в суде


Если сумма Ваших долгов не является космической, если в Вашей собственности нет пары-тройки квартир, и Вы не совершали каких-либо сделок с имуществом, то не стоит сильно переживать, что кредитор сам станет инициатором Вашего банкротства. Банкротство физического лица далеко не бесплатная процедура, и кредитор сто раз подумает, стоит ли ему платить за Вас, особенно если взять с Вас нечего.

При заключении мирового соглашения финансовый управляющий согласовывает и утверждает его условия с собранием кредиторов и в суде.

В процедуре банкротства физического лица, финансовый управляющий обязан:

  • реструктуризация долгов гражданина;
  • реализация имущества гражданина.

За нарушение сроков публикации финансовый управляющий несет административную ответственность:

  • на первый раз может ограничиться предупреждением;
  • на второй и третий раз штрафом от 25 до 50 тысяч рублей;
  • при регулярных нарушения финансовый управляющий может быть дисквалифицирован (отстранен от профессии на срок от полугода до 3х лет).
  • о поступлении требования кредитора;
  • о наличии, отсутствии признаков преднамеренного, фиктивного банкротства;
  • о продаже имущества банкрота;
  • о продлении процедуры;
  • о завершении процедуры банкротства.

За несвоевременность этих публикаций также предусмотрена административная ответственность для управляющего.

  • Сделать запросы в государственные органы, занимающиеся регистрацией прав на имущество (Росреестр, ГИБДД, Гостехнадзор, ГИМС, ФНС и т.п.) с целью выявления имущества банкрота, которое на данный момент находится в его собственности и принадлежало банкроту в течение 3-х последних лет.
  • Проверить наличие признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. В случае выявления таких признаков, управляющий должен обратиться в правоохранительные органы. О результатах такого анализа финансовый управляющий должен сделать публикацию в ЕФРСБ.
  • совершены по заниженной стоимости за 1 год до банкротства;
  • совершены с близкими родственниками

обратиться в суд для их оспаривания (подробнее об оспаривании сделок).

По итогам процедуры направлять в суд и кредиторам финальный отчет о проделанной работе.

Обычно в размере прожиточного минимума на должника и его иждивенцев.

Суд, рассмотрев отчет, если не возникает вопросов, завершает процедуру реализации имущества, о чем финансовый управляющий сообщает через ЕФРСБ.

Это основной, но далеко не полный перечень обязанностей финансового управляющего в процедуре банкротства физического лица.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

С июля 2016 года размер вознаграждения финансового управляющего составляет: фиксировано – 25000 рублей за одну процедуру и процент – 7%. 25000 рублей оплачиваются за каждую процедуру (не помесячно, а за реструктуризацию долгов – 25000 рублей, реализацию имущества – 25000 рублей, мировое соглашение – 25000 рублей). При подаче заявления на банкротство необходимо внести в депозит арбитражного суда денежные средства на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере 25000 рублей (эти денежные средства будут выплачены финансовому управляющему лишь по завершении процедур).

ПРОЦЕНТЫ ФИНАНСОВОМУ УПРАВЛЯЮЩЕМУ

7% выплачиваются управляющему при банкротстве физического лица:




УСЛУГИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

НУЖНО ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР?

Прежде чем искать финансового управляющего и договариваться с ним, запомните 2 правила:

Управляющий не может фигурировать в договоре, заключенном между должником и какой-либо юридической фирмой.

УТВЕРЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Порядок утверждения финансового управляющего следующий:

В заявлении на банкротство обязательно указывается СРО, из которой должен быть утвержден финансовый управляющий

Если с заявлением и документами к нему все в порядке, суд принимает заявление к производству и запрашивает у СРО кандидатуру финансового управляющего

Ошибочно бытует мнение, что СРО обязано предоставить кандидатуру финансового управляющего. Это не так! Без личного согласия управляющего принудить его нельзя

Если никто из управляющих не выразил согласия, СРО присылает в суд письменный отказ (это довольно-таки распространенная практика в настоящее время)

Если же кто-либо из управляющих выразил свое согласие, то СРО присылает в суд необходимые документы, и суд, рассмотрев их, утверждает его на процедуру банкротства

ОТКАЗ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

СМЕНА ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Иногда у банкрота либо у кредиторов возникает желание сменить финансового управляющего. Но без желания на то самого финансового управляющего это возможно лишь в двух случаях:

  • при переходе из процедуры реструктуризации долгов в процедуру реализации имущества на основании решения собрания кредиторов. Мнение должника при этом никак не учитывается.
  • финансовый управляющий может быть отстранен судом за серьезные нарушения в работе (бездействие, дисквалификация и т.п.). На практике, опытного финансового управляющего невозможно отстранить от дела ни кредиторам, ни должнику.

Наиболее частая причина смены управляющего - это личный отказ финансового управляющего от дальнейшего ведения дела. Смена финансового управляющего в этом случае происходит следующим образом:

Суд делает запрос в СРО, в которой состоит вышедший (отстраненный) управляющий

На следующем судебном заседании (примерно через 1-1,5 месяца после судебного заседания, на котором были сложены полномочия предыдущего управляющего) суд либо:

  • утверждает финансового управляющего, если в СРО, кто-то выразил свое согласие;
  • в противном случае предлагает участникам дела (должнику и кредиторам) выбрать другую СРО.



Чем закончилась эта история

Выводы из этой истории


количество процедур, от которых он отказался


наличие в практике процедур банкротства, инициированных кредитором

Таких принципов придерживается наша компания:



Еще один интересный случай был в нашей практике. У нас был клиент с ипотекой, который за несколько дней до первого судебного заседания передумал банкротиться (решил продолжить выплату ипотеки). К этому времени нами был проделан большой фронт работы, а оплата со стороны клиента была символической (при банкротстве по ипотеке ему была предоставлена максимальная скидка на наши услуги - 90%). Теоретически, мы могли бы проигнорировать просьбу клиента (в погоне за деньгами - 7% от стоимости квартиры) и начать процедуру банкротства. Для этого нам нужно было просто прийти на заседание и по доверенности поддержать в суде заявление о банкротстве. Но это идёт вразрез с нашим основным принципом работы: клиенты для нас превыше всего! Поэтому мы остановили процесс банкротства в последний момент. Ознакомится с этим делом Вы можете на сайте арбитражного суда: дело № А40-129419/2018.




  • все счета банкрота блокируются банками после введения процедуры реализации имущества, поэтому просто снять денежные средства с карты в банкомате не получится.
  • финансовый управляющий открывает на имя банкрота специальный (банкротный) счет;
  • если нужно перевести и выдать денежные средства, находящиеся на других счетах, финансовый управляющий направляет письменный запрос-требование о переводе денежных средств на основной счет банкрота. Этот запрос рассматривается до одного месяца (зависит от банка).
  • операция снятия денег финансового управляющего с основного счета банкрота занимает несколько дней (в зависимости от банка). К сожалению, в банках нет отточенных механизмов (онлайн-банка) для финансового управляющего. И любые операции по счетам банкротов проходят массу внутренних банковских согласований.

Как видите, процесс снятия и выдачи денежных средств требует от финансового управляющего много времени и сил. Именно поэтому некоторые управляющие пытаются договориться с должниками о выдаче денежных средств разом по итогу процедуры. Не думаем, что такой вариант Вас устроит! Клиенты нашей компании ежемесячно (с того момента, как суд обозначит причитающуюся банкроту сумму) получают денежные выплаты в процессе банкротства физического лица.

Иногда финансовые управляющие, решившие по какой-либо причине покинуть процесс банкротства, не просто просят суд сложить с себя полномочия, а просят прекратить процедуру банкротства по делу. В первом случае у Вас есть возможность просто сменить управляющего. А вот в случае если суд удовлетворит ходатайство управляющего о прекращении дела о банкротстве, то:

Вы 5 лет не сможете повторно обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом;

Очень важно своевременно отреагировать на подобное ходатайство со стороны финансового управляющего. Если Вы не уверены на 100% в своем управляющем и Вашим делом не занимаются проверенные юристы, мониторьте информацию по своему делу в картотеке арбитражных дел. В случае если такое ходатайство поступило в суд, необходимо ознакомиться с ним и узнать, чем оно мотивировано. Основной причиной для прекращения процедуры банкротства физического лица является отсутствие денежных средств на погашение расходов в деле о банкротстве. Т.е. нет денег - нет банкротства. Как бы это ни звучало странно, но у банкрота должны быть деньги на банкротство, и в случае если их нет, судья вправе остановить процесса банкротства. Но тут всегда на помощь банкроту может прийти гарант, который обязуется покрыть все предстоящие (и понесенные) расходы. Главное - это сделать своевременно!




Реальный диалог недобросовестного финансового управляющего с банкротом накануне 1 сентября:

- Управляющий: Вы знаете… Мне тут ребенка в школу нужно собирать. Не поможете? Сами знаете, какие сейчас цены. Мне бы тысяч 50. И я тогда сделаю все, чтобы у Вас через месяц дело успешно закочилось…

- Банкрот: Я Вас прекрасно понимаю, у меня тоже 2 детей. Но у меня нет таких денег. Я и вправду банкрот.

И после этого диалога человек позвонил нам…

Конечно, можно в такой ситуации обратиться в правоохранительные органы. Но в этом случае Вам нужно искать нового финансового управляющего. На его утверждение в суде уйдет минимум 2-3 месяца. Далее новый финансовый управляющий должен принять дела, привести их в порядок. На это уйдет еще несколько месяцев. В итоге, долгожданное завершение процедуры банкротства и списание всех долгов затянется минимум на 5-6 месяцев. Именно из этих соображений люди в подобных ситуациях пытаются договориться с финансовым управляющим о рассрочке оплаты и снижении суммы, хотя это всё незаконно.


Мы работаем в тесной связке с проверенными финансовыми управляющими и гарантируем, что:

  • у Вас будет один из лучших финансовых управляющих в России (как по общему количеству дел, так и по количеству успешных дел);
  • он доведет Ваше дело до логического конца - списания долгов без каких-либо доплат в его адрес (наши управляющие не бросают дела на полпути).


Рука не поднимается такое писать, но, к сожалению, такое имеет место быть и некоторые управляющие не стесняются брать дополнительные деньги сверх установленного законом вознаграждения.

Найти управляющего теперь стало намного проще. Мы создали уникальный сервис по поиску и проверке финансовых управляющих со всей России. С помощью нашего сервиса:

  • Вы сможете подобрать управляющего из Вашего региона;
  • Вы узнаете, какое количество дел ведет управляющий сейчас, сколько дел покинул и какое количество дел завершил без списания долгов;
  • Вы сможете сравнить, заинтересовавших Вас управляющих по нескольким показателям.

ВЫБОР ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Если Вы решили банкротиться, то у Вас по сути есть 3 пути при выборе финансового управляющего:

Читайте также: