Имеет ли право физическое лицо нанимать работников

Обновлено: 19.05.2024

Статья 20 ТК РФ дает определения, кто из физических лиц может выступать в качестве работодателя. Помимо этого, в ней содержатся условия, которым должно отвечать физ. лицо, не оформленное как индивидуальный предприниматель (далее - ИП), для того, чтобы иметь право заключать трудовые договоры:
1. Достигнуть 18 лет или получить гражданскую дееспособность раньше.
2. При отсутствии дееспособности и наличии собственного дохода заключать договора с согласия опекунов.

Всех работодателей — физических лиц можно разделить на несколько групп.
Индивидуальные предприниматели
Если гражданин получил статус индивидуального предпринимателя, он получает право нанимать работников так же, как и юридическое лицо, для выполнения любой деятельности, не противоречащей законодательству РФ.
Нотариусы и адвокаты
В качестве работодателя — физического лица также могут выступать адвокаты, нотариусы и прочие граждане, чья индивидуальная трудовая деятельность возможна только после регистрации и получения лицензии. Нанимать работников они могут только для выполнения вышеуказанной деятельности.
Наниматели помощников для домашнего хозяйства
Все остальные категории граждан могут нанимать работников и заключать с ними трудовой для помощи по хозяйству и с целью личного обслуживания.

Как заключаются трудовые отношения?

При заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором.
В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя.

Работодатель - физическое лицо обязан:

  • оформить трудовой договор с работником в письменной форме;
  • уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  • представлять в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета лиц, поступающих на работу впервые, на которых не был открыт индивидуальный лицевой счет.

Какие документы нужны для заключения договора?

Отдельно в ТК РФ не оговорено, какие документы можно потребовать у работника в этом случае, поэтому нужно руководствоваться общими положениями. Исходя из них, для заключения трудового договора нужны следующие документы:
1. Паспорт или другое удостоверение личности.
2. СНИЛС. В случае если человек устраивается на работу впервые, то этот документ ему должен оформить работодатель, независимо от его статуса.
3. Военный билет, для соответствующих категорий граждан.
4. Прочие документы. Например, если человека принимают для того, чтобы он выступал в роли личного водителя, то он должен предъявить водительское удостоверение.
Единственный документ, которого не будет в этом списке, это трудовая книжка и то только в том случае, если работодатель — физическое лицо не оформлен как ИП.

Что должно отображаться в трудовом договоре?

Статья 303 ТК РФ говорит, что в трудовом договоре должны присутствовать все условия, установленные данным сводом законов:
1. Трудовая функция.
2. Место работы.
3. Дата начала и окончания (при необходимости) работы.
4. Порядок оплаты труда.
5. Режим работы и отдыха.
Единственное условие, которое может отсутствовать в таком договоре, это сведения об условиях труда на рабочем месте, но только в том случае, если физическое лицо не имеет статуса ИП.

Режим работы и отпуск

Режим работы и его особенности оговариваются в тексте трудового договора, законодатель регламентирует каким он должен быть. Единственные ограничения, которые устанавливает ТК РФ это:
1. Максимальное отработанное время не должно превышать законной нормы.
2. Отпуск, предоставляемый работнику должен быть не менее 28 дней.
Все остальные условия устанавливаются по согласованию с работодателем.
Об изменении определенных сторонами условий трудового договора работодатель - физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней.

Сроки и даты

По соглашению сторон трудовой договор может заключаться как на неопределенный, так и на определенный срок. То есть, договор может быть временным даже без наличия условий, которые обязательны для других работодателей.

Оплата труда и налоги

Порядок оплаты труда устанавливается в трудовом договоре. Составляющие зарплаты (оклад, премия, тариф и т. д.) определяются работодателем самостоятельно.

Работодатель — физическое лицо обязан уплачивать все страховые взносы за своего работника, а обязанность удерживать и перечислять НДФЛ возлагается только на тех, кто является ИП.

Особенности

Документы, подтверждающие период работы у работодателей - физических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Можно ли совмещать самозанятость и работу в качестве наемного сотрудника в какой-либо организации?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Физическое лицо, работающее по трудовому договору, вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" при выполнении работ (оказании услуг) другим юридическим лицам (то есть не работодателю\бывшему работодателю), ИП или физическим лицам.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее - Закон N 422-ФЗ) в экспериментальном порядке введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". Зарегистрироваться в качестве плательщика НПД физическое лицо может на основании заявления о постановке на учет через бесплатное мобильное приложение "Мой налог", устанавливаемое на компьютерное устройство (мобильный телефон, смартфон или компьютер, включая планшет), либо через личный кабинет налогоплательщика (ч.ч. 2-4 ст. 5 Закона N 422-ФЗ), либо через уполномоченный банк (ч. 5 ст. 5 Закона N 422-ФЗ).
Перейти на уплату НПД вправе физические лица, в том числе ИП, ведущие деятельность на территории определенных субъектов РФ, в отношении профессиональных доходов - доходов от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доходов от использования имущества (ч. 7 ст. 2, п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
При этом возможность применения данного специального налогового режима ограничена определенными рамками, установленными частью 2 ст. 4 и частью 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ. В частности, не признаются объектом налогообложения доходы, получаемые в рамках трудовых отношений, а также доходы от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад. Таким образом, если лицо, зарегистрировавшееся в качестве плательщика НПД, выполняет работы (оказывает услуги) указанным лицам, его доход от данной деятельности не может облагаться налогом на профессиональный доход (вместо этого должна будет применяться стандартная ставка НДФЛ 13%).
При этом положения Закона N 422-ФЗ не предусматривают запрета на применение специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" для физических лиц, заключивших трудовой договор с юридическим лицом, при условии, что это юридическое лицо не является заказчиком услуг (работ) по гражданско-правовому договору для указанных физических лиц либо не являлось их работодателем менее двух лет назад. Аналогичная точка зрения изложена в разъяснениях компетентных государственных органов (смотрите письма Минфина России от 18 июля 2019 г. N 03-11-11/53389, от 1 апреля 2019 г. N 03-11-11/22445, письмо ФНС от 28 августа 2019 г. N СД-4-3/17127).

22 января 2020 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

personal photo

Для многих из нас действующая отметка в трудовой книжке является гарантом благополучия и стабильности в жизни. Сегодня подавляющее большинство взрослого населения России трудоустроено, каждый день ходит на работу и зарабатывает на жизнь.

Неприятность, выходящая за рамки этой гармоничной картины, сводится к тому, что средний заработок в силу разных обстоятельств многих из нас не устраивает. Из-за этого возникает потребность в дополнительном источнике доходов.

Многие люди по этой причине пробуют силы в предпринимательстве. Но мало кто из них бросается в свое дело, как в омут с головой – обязанности перед семьями и здравый смысл вынуждают быть осторожными. Поэтому новоиспеченные индивидуальные предприниматели и те, кто только хочет ими стать, не стремятся сразу оставить наемную работу, а ищут способы совместить статус ИП с основной занятостью.

Правовое обоснование

Сначала мы должны определить степень законности такого совмещения. Хорошо то, что ни Трудовой, ни Гражданский кодексы не чинят в этом существенных препятствий. Для получения статуса ИП гражданину будет вполне достаточно соответствовать следующим критериям:

  • быть совершеннолетним дееспособным гражданином РФ,
  • быть несовершеннолетним гражданином, имеющим разрешение на занятие предпринимательской деятельностью от родителей или опекунов,
  • быть иностранцем, при наличии временной или постоянной регистрации по месту жительства в РФ.

Все эти условия приведены в статьях 18 и 23 ГК РФ.

Исключение составляют только действующие муниципальные и государственные служащие. Для них предпринимательская деятельность будет закрыта до тех пор, пока они сохраняют за собой эти должности. Недопустимо также вести предпринимательскую деятельность сотрудникам силовых ведомств, в том числе работникам полиции.

Других требований к лицам, пожелавшим стать индивидуальными предпринимателями, российское законодательство не предъявляет.

Следовательно, вам достаточно быть дееспособными и не являться депутатами, чтобы совмещать статус ИП с основной работой, не выходя за рамки действующего законодательства.

С точки зрения работодателя

Предположим, ИП вы открыли. Но как на это посмотрит работодатель по основному месту работы? Это не должно вас сильно беспокоить и на это есть ряд причин.

С точки зрения себя

По нашему мнению, совмещение индивидуальной предпринимательской деятельности с основной работой – это хлопотная, но дающая хорошие возможности для человека перспектива. Вот что мы можем сказать о преимуществах.

Достаточны ли эти доводы в пользу совмещения? На этот вопрос сложно ответить, не разобрав негативные стороны вопроса.

Как открыть ИП в три шага?

Если мы сделали выбор в пользу открытия ИП, не лишним будет сказать о процедуре получения этого статуса. Опишем процесс.

Шаг № 1. Подготовить необходимые документы.

В список требуемых бумаг входят:

  • паспорт гражданина РФ,
  • квитанция об оплате государственной пошлины в размере 800 рублей,
  • заявление по форме Р21001 на получение статуса ИП и его нотариально заверенная копия,
  • СНИЛС.

Иностранцу нужно подготовить:

  • заявление (Р21001),
  • документ, удостоверяющего личность,
  • свидетельство о рождении или иной документ, в котором указана дата рождения, если в подтверждающем документе этих данных нет,
  • ВНЖ или РВП,
  • документ с информацией о прописке на территории РФ,
  • квитанцию об оплате госпошлины.

С 1 января 2019 года при направлении электронных документов для государственной регистрации, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не нужно.

Шаг № 2. Определяем, в какой налоговый орган подавать документы.

Шаг № 3. Получаем документы.

Если все бумаги в порядке, то через 3 рабочих дня можно забрать лист записи ЕГРИП. Это можно сделать самостоятельно или через доверенное лицо, а также заказать пересылку документа по почте.

Подробнее о видах деятельности

Мы с вами уже затронули вопрос о недостатках совмещения предпринимательской деятельности с основной работой. Помочь или навредить этому сможет выбранный вид деятельности.

Желательно, чтобы одна работа могла помогать другой, чтобы благодаря каждой из них обе развивали вас как профессионала. Приведем пример: человек работает ландшафтным дизайнером в одной из крупнейших компаний города. Он имеет достаточный опыт проектирования, художественного иллюстрирования проектов. Он решил открыть свой бизнес и заняться частным изготовлением проектов, уплачивая налоги. Если сил и времени у него на это хватит, то такому дизайнеру работа должна пойти только в плюс. Во-первых, он совершенствует свои профессиональные качества. Во-вторых, он приобретает опыт самостоятельного взаимодействия с клиентами, что позволяет ему самостоятельно назначать условия сотрудничества.

В точности до наоборот может сложиться ситуация, если тот же дизайнер захочет открыть, к примеру, салон красоты и в нем же работать мастером. Возможно, он справится, но с большей долей вероятности заработает немного, так как сможет принимать клиентов только после работы. Хорошо, когда есть своя клиентская база, которая готова пойти на уступки и прийти к вам в удобное время. Но эту клиентскую базу еще нужно наработать, а это долго.

Общие выводы

По результатам нашего небольшого исследования мы приходим к трем простым выводам.

Желаем нашим читателям успешного совмещения и больших успехов в своих начинаниях!

Журналистка Анна Героева работает на фрилансе. Недавно к ней обратились знакомые из PR-агентства, которое искало автора текстов для крупного российского банка. По телефону журналистке предложили зарплату в 90 000 руб. и предупредили, что оформляться придется на 0,1 ставки по трудовому договору и на 0,9 ставки как самозанятой. Хотя появляться в офисе банка и участвовать в корпоративных мероприятиях придется регулярно. На очное собеседование Героева не пошла. Она вспомнила, что около 10 лет назад тот же банк искал журналиста для корпоративного издания. Зарплату предлагали ту же. Но тогда сотрудника брали в штат на полную ставку, рассказала она.

Юристы предупреждали, что у работодателей может возникнуть большой соблазн нанимать сотрудников, зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, на постоянную работу с полной занятостью по договору подряда (оказания услуг) вместо заключения трудового договора. Так компании экономят на страховых взносах (которые составляют 30% фонда оплаты труда) и компенсациях сотрудникам. По итогам 2020 г. самозанятому придется только заплатить взнос в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) в 8426 руб.

Работодателям нанимать на постоянную работу самозанятых даже выгоднее, чем ИП на упрощенной системе налогообложения, говорит гендиректор юридической фирмы Urvista Алексей Петропольский. Такие ИП платят не только налог в 6% годового дохода, но и 40 874 руб. страховых и социальных взносов (если доход ИП в 2020 г. не превысит 300 000 руб.).

Как госорганы проверяли малый бизнес в 2019 году

Альтернативное движение

Оказалось, что 6% респондентов, выполняющих обязанности штатных сотрудников, работают вообще без всяких договоров – все договоренности устные, еще 6% в равных пропорциях по договорам оказания услуг – как внештатники-физлица, как ИП и как самозанятые. На вопрос, каков вообще порядок оформления трудовых отношений в их компаниях, 17,1% респондентов ответили, что используются гражданско-правовые договоры, 80,1% – что их работодатель заключает с работниками бессрочные или срочные трудовые договоры. Еще 10% работодателей нанимают сотрудников без письменных договоров.

370 000

По мнению респондентов, альтернативное оформление трудоустройства позволяет их компаниям повысить гибкость и мобильность при колебаниях спроса или объема производства (85%), упростить процедуры найма и увольнения сотрудников (69%), сократить социальные и страховые выплаты (20%). Еще 11% респондентов считают, что это повышает производительность труда, потому что сотрудники, нанятые по гражданско-правовым договорам, больше нацелены на результат, нежели сотрудники с трудовыми договорами, а 10% опрошенных говорят об экономии на окладах и компенсациях сотрудникам.

Кто нанимает

МТС сотрудничает с 12 преподавателями-самозанятыми в проекте платформы онлайн-образования SmartUniversity. По словам пресс-службы компании, это помогает оперативно привлечь специалистов с необходимой квалификацией, снизить расходы на администрирование взаимодействия и гибче управлять объемом услуг.

Проблема таксиста

ФНС считает работу агрегаторов такси с самозанятыми допустимой и законной, если эти агрегаторы – операторы электронных площадок и предоставляют информационные и технические средства, помогающие установить контакты и провести расчеты между частными водителями и пассажирами.

Как искать нарушителей

Работодатели начали выводить сотрудников из штата и подписывать с ними договоры как с индивидуальными предпринимателями еще два года назад, когда начали расти ставки взносов, напоминает Петропольский. Одни работники пошли на это из страха увольнения, другие получили прибавку к зарплате: если работодатель половину от невыплаченных страховых и социальных взносов отдаст сотруднику, обоим выгодно, говорит Петропольский. Петропольский сомневается, что и россияне, которых работодатели будут подталкивать регистрироваться в качестве самозанятых, будут судиться или жаловаться в Роструд или ФНС.

ФНС России и Роструд уже договорились совместно проверять работодателей, которые заключают с самозанятыми гражданско-правовые договоры в целях маскировки трудовых отношений. ФНС будет доначислять нарушителям налоги и взносы, а Роструд – выдавать предписание о заключении трудовых договоров.

Но как отличить легальный гражданско-правовой договор от попытки скрыть трудовые отношения? ФНС ссылается на 14 характерных признаков трудовых отношений, указанных в постановлении пленума Верховного суда от 29 мая 2018 г. Из списка видно, что проверка многих признаков в компетенции не ФНС, а Роструда – например, выполняет ли сотрудник указания работодателя, работает ли по одной специальности, обеспечивает ли компания самозанятому условия труда и признает ли его права на выходные и отпуск? Представитель Роструда сообщил, что Роструд проверяет информацию о недобросовестных работодателях, поступившую из разных источников, в том числе от ФНС по программе межведомственного взаимодействия.

По словам представителя ФНС, проверки организаций, имеющих признаки злоупотреблений, начнутся после окончания декларационной кампании за 2019 г. Ранее ФНС рассылала информационные письма о наличии признаков нарушений, поясняет представитель службы.

Читайте также: