Характеристика объединения работников в составе которых специалист выполняет свои обязанности

Обновлено: 25.04.2024

Подбор и расстановка кадров — одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. От качества подбора и расстановки кадров как в производственной системе, так и в системе управления во многом зависит успешность работы организации.

Под подбором и расстановкой кадров понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы — с другой. При этом преследуются две цели: формирование активно действующих трудовых коллективов в рамках структурных подразделений и создание условий для профессионального роста каждого работника. Подбор и расстановка кадров основывается на принципах соответствия, перспективности, сменяемости.

Принцип соответствияозначает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.

Принцип перспективностиосновывается на учете следующих условий:

  • установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
  • определение продолжительности периода работы в одной должности, на одном и том же участке работы;
  • возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
  • состояние здоровья.

Принцип сменяемостизаключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации, так как застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.

Исходными даннымидля отбора и расстановки кадров являются:

  • модели служебной карьеры;
  • философия и кадровая политика организации;
  • Кодекс законов о труде;
  • материалы аттестационных комиссий;
  • контракт сотрудника;
  • штатное расписание;
  • должностные инструкции;
  • личные дела сотрудников;
  • Положение об оплате и стимулировании труда;
  • Положение о подборе и расстановке кадров.

В итоге все вакантные рабочие места на предприятии должны быть заняты с учетом личных пожеланий работников и их плановой карьеры.

Подбор и расстановка персонала подразумевает соблюдение определенных для данных условий пропорций по квалификации, социальной активности, возрасту, полу. В инструкциях по расстановке кадров должны быть зафиксированы также и социально-психологические аспекты совместимости сотрудников.

Основная задача подбора и расстановки персонала заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала в зависимости от выполняемой работы. При решении этой задачи следует учитывать пригодность работника к выполнению определенных видов работ, а для определения такой пригодности необходимо, с одной стороны, установить требования, предъявляемые к конкретной работе, а с другой — принять во внимание личные качества работников.

Таким образом, целью рациональной расстановки кадров является распределение работников по рабочим местам, при котором несоответствие между личными качествами человека и предъявляемыми требованиями к выполняемой им работе является минимальным без чрезмерной или недостаточной загруженности.

Для решения проблемы подбора и расстановки работников в организации можно рекомендовать профильный метод, который успешно используется в странах с рыночной экономикой.

Применение профильного метода требует аналитического отбора предъявляемых требований и личных качеств работника, который позволяет непосредственно сравнивать их друг с другом.

Основу профильного метода составляет каталог характеристик — требований, предъявляемых к человеку в зависимости от выполняемой им работы, а также с учетом количественных характеристик рабочих мест. Характеристики (показатели) должны быть описаны и разделены на определенное количество категорий. Каждый уровень требований относится к какому-либо показателю и должен быть также охарактеризован. Каждому уровню требований соответствует определенный уровень качеств работника.

Каталог характеристик предоставляет возможность учесть требования, обусловленные особенностями работы на конкретном рабочем месте, а также качества работников и изобразить их графически.

Сравнение уровня требований, обусловленных конкретной работой, и уровня качеств работника, выполняющего эту работу, позволяет сделать вывод о пригодности того или иного человека к данной работе или о необходимости привести их в соответствие друг с другом.

В результате анализа данных отбираются основные показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. В таблице приведены показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров на примере управленческого персонала.

Таблица: Каталог показателей, влияющих на подбор и расстановку кадров

Наименование категорий показателей

Наименование (шифр) показателей

Оценка степени соответствия работника требованиям рабочего места

Показатели, по которым работник не соответствует занимаемой должности

Показатели, по которым работник соответствует занимаемой должности

Качество выполняемой работы

Стиль и методы работы

Участие в инновационной деятельности

При заполнении таблицы необходимо использовать следующий перечень показателей.

1. Показатели уровня квалификации:

1.1. квалификация работника не соответствует требованиям должности, работник не выполняет должным образом своих должностных обязанностей;
1.2. квалификация работника не соответствует требованиям занимаемой должности, но работник имеет достаточный опыт работы и постоянно работает над повышением уровня знаний;
1.3. квалификация работника соответствует требованиям занимаемой должности.

2. Показатели деловых качеств:

2.1. работник не выполняет многие должностные обязанности;
2.2. работник не выполняет некоторые (отдельные) должностные обязанности;
2.3. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;
2.4. работник полностью выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности и постоянно выполняет работы, входящие в круг должностных обязанностей других работников в период их временного отсутствия на работе (отпуск, болезнь, по вакантной должности).

3. Показатели работоспособности:

3 1. работник недостаточно трудолюбив;
3.2. работник трудолюбив, но работает безынициативно;
3.3. работник трудолюбив, но недостаточно инициативен;
3.4. работник достаточно трудолюбив и инициативен;
3.5. работник в труде проявляет самоотверженность, высокую инициативу.

4. Показатели качества выполняемой работы:

4.1. исполняемые работником документы нуждаются в серьезной доработке старшего по должности, он систематически допускает дефекты и ошибки, которые ведут к срыву сроков выполнения работ, браку в работе;
4.2. исполняемые работником документы можно принять за основу, но они еще нуждаются в доработке старшего по должности; допускает незначительные дефекты и ошибки, обычно не влекущие срыва сроков выполнения работ, брака в работе;
4.3. исполняемые работником документы в основном соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности, как правило, не нуждаются, он хорошо выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности;
4.4. исполняемые работником документы соответствуют требованиям, в дополнительной доработке старшего по должности не нуждаются, он четко выполняет предусмотренные должностной инструкцией обязанности.

5. Показатели стиля и методов работы:

5.1. сотрудник не работает над совершенствованием стиля и методов в работе, неправильно воспринимает критику в его адрес, не делает должных выводов из критических замечаний, не работает над устранением недостатков в работе или допускает зажим объективной критики;
5.2. сотрудник недостаточно работает над совершенствованием стиля и методов в работе, иногда не делает должных выводов из критических замечаний в его адрес или не устраняет свои недостатки в работе;
5.3. работник самокритичен, делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков, удачно строит взаимоотношения в работе;
5.4. работник самокритичен, делает правильно выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации;
5.5. работник делает правильные выводы из критики и активно работает над устранением недостатков в работе, правильно строит взаимоотношения в работе, непримирим к недостаткам, активно и принципиально выступает с их критикой, вносит конкретные предложения по их ликвидации, с высокой ответственностью относится к порученной работе, систематически проявляет деловитость и желание выполнить работу наилучшим образом, умеет генерировать идеи и добиваться их претворения в жизнь, создает наиболее благоприятные условия для творческой и высокопроизводительной работы.

6. Показатели, характеризующие аналитические способности:

6.1. работник не проявляет способности к анализу деятельности подразделения (организации);
6.2. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, но этот анализ не носит системного характера, не позволяет на его основе разрабатывать мероприятия по развитию производства и управления;
6.3. работник анализирует деятельность подразделения (организации) в пределах функций, определенных должностными обязанностями, разрабатывает и вносит конкретные предложения по улучшению деятельности организации;
6.4. работник анализирует деятельность подразделения (организации) не только в пределах функций структурного подразделения, но и организации в целом.

7. Показатели участия в инновационной деятельности:

7.1. работник не принимает участия в совершенствовании производства и управления подразделением (организации);
7.2. работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой творческие темы, актуальные для организации;
7.3. работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой творческие темы, актуальные для организации, принимает активное участие во внедрении в производство рационализаторских предложений или творческих разработок;
7.4. работник принимает участие в совершенствовании производства и управления, имеет творческий план и активно работает над ним, вносит рационализаторские предложения или представляет законченные разработкой творческие темы, актуальные для предприятия. Принимает активное участие во внедрении в производство внесенных рационализаторских предложений или творческих разработок, при этом внедрение рационализаторских предложений, творческих разработок или изобретений приносит прибыль организации.

8. Показатели дисциплинированности:

8.1. работник систематически допускает нарушение трудовой или технологической, или исполнительской дисциплины;
8.2. работник иногда допускает нарушение трудовой или технологической, или исполнительской дисциплины;
8.3. работник дисциплинирован.

9. Показатели психологической совместимости с коллективом:

9.1. работник психологически с коллективом несовместим, неправильно строит взаимоотношения с сотрудниками организации, в результате чего вносит нервозность в рабочие отношения, отвлекает свое и других работников рабочее время на решение вопросов, которые в нормальной деловой обстановке возникать не должны;
9.2. работник психологически с коллективом совместим, но допускает отдельные случаи неправильных взаимоотношений в работе, что обычно не ведет к отвлечению его и других работников рабочего времени для решения возникших в результате неправильных взаимоотношений вопросов;
9.3. психологически с коллективом совместим, правильно строит взаимоотношения в работе.

Данные таблицы могут быть дополнены указанием на их значимость при выполнении конкретной работы. С этой целью при анализе целесообразно дополнительно ввести так называемые приоритетные цифры:

  • приоритетная цифра 0 — показатель не соответствует требованиям данного рабочего места, занимаемой должности;
  • приоритетная цифра 1 — выполнение требования в указанном объеме является минимально необходимым;
  • приоритетная цифра 2 — выполнение требования в указанном объеме является желательным;
  • приоритетная цифра 3 — выполнение требования в указанном объеме является обязательным;
  • приоритетная цифра 4 — выполнение требования в указанном объеме является настоятельно необходимым.

Результаты деятельности организации зависят в конечном счете от того, насколько работники соответствуют занимаемым рабочим местам, а рабочие места — работникам. Таким образом, применение профильного метода позволяет непосредственно сравнивать предъявляемые требования и личные качества работников друг с другом.

Подбор и расстановка персонала в организации, являясь непосредственным выражением разделения и кооперации труда, создает производственный коллектив. При его формировании необходимо иметь в виду не только профессиональные, деловые и личные качества каждого члена, но и эффект их сочетания — так называемую психологическую совместимость, которая помогает людям быстро и успешно сработаться друг с другом, что порождает удовлетворенность своей работой и ведет к росту производительности труда.

Важным условием формирования трудового коллектива является соблюдение соотношения кадровых и молодых работников. Формирование коллектива из людей одного возраста способствует проявлению тенденции замыкания его в интересах своего возраста. Коллектив же, состоящий из разных возрастов, дает разные типы увлечений, становится более жизнеспособным. Младшие поддаются влиянию старших, подражают им; старшие помогают младшим в овладении профессиональным мастерством.

Правильный подбор и расстановка кадров предполагает, чтобы каждому работнику поручалась работа, соответствующая уровню его знаний и практическому опыту. Поэтому, распределяя людей по рабочим местам, необходимо стремиться к тому, чтобы сложность выполняемых работ имела минимальные отклонения и соответствовала квалификации исполнителя. Нельзя допускать, чтобы разряд работы был ниже разряда рабочего. Важным средством решения этой задачи являются тарифно-квалификационные справочники. Их применение позволяет избежать неоправданного разнобоя при установлении профессионально-квалификационного разделения труда на одинаковых производствах и при выполнении аналогичных работ.


Представителями работников в социальном партнерстве являются лица, имеющие право выступать от имени трудового коллектива в силу предоставленных им на это полномочий. Рассмотрим, кто может быть таким представителем и на каком основании.

Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей

Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).

На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.

Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.

Как стать представителем работников?

Коллектив (или коллективы) работников может быть представлен в одном из следующих вариантов:

  • профсоюзной организацией;
  • избранным непрофсоюзным органом.

В случае представления интересов работников профсоюзной организацией в работе комиссии, как правило, участвует руководитель этого профсоюза. При ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора профсоюз обязан быть представителем всего коллектива работников, даже если не все из них являются его членами, в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):

  • в этой профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;
  • работники являются членами нескольких разных профсоюзов, и эти профсоюзы объединились, создав единый орган для представления в переговорах интересов большей части работников;
  • общее собрание членов трудового коллектива поручило именно этой профсоюзной организации ведение переговоров от их имени.

Когда необходимо представить группу трудовых коллективов, в число лиц, представляющих их от имени профсоюзов, включают пропорциональное число делегатов от каждой из профсоюзных организаций либо делегируют представительские полномочия самой многочисленной из этих организаций. Представители, избранные от нескольких коллективов, до начала функционирования основного рабочего органа социального партнерства обсуждают вопросы, намеченные к рассмотрению в процессе его работы, формируют общую позицию по ним и во время работы комиссии действуют как единый орган.

На уровнях социального партнерства выше локального (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) интересы работников, как правило, представляют профсоюзные объединения соответствующего уровня.

Избрание непрофсоюзного выборного органа происходит на общем собрании членов трудового коллектива (или коллективов) в ситуациях, когда:

  • соответствующий профсоюзный орган не создан или работники не являются его членами;
  • имеется несколько профсоюзных организаций, в которых по отдельности или совместно состоит меньшая часть работников, и ни одной из этих организаций не поручено представление интересов всего трудового коллектива.

Гарантии для представителей работников

За работодателем законодательно закреплена обязанность создавать условия, обеспечивающие для представителей работников в социальном партнерстве возможность их полноценной работы (ст. 32 ТК РФ).

Профсоюзный орган должен быть бесплатно обеспечен (ст. 377 ТК РФ):

  • подходящим для работы помещением;
  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;
  • средствами информирования об осуществляемой профсоюзом деятельности.

Для работников, уполномоченных представлять трудовой коллектив, предусмотрены следующие права (ст. 39 ТК РФ), допускающие возможность:

  • освобождения их от основной работы на время работы комиссии, но не более чем на 3 месяца;
  • сохранения за ними места работы и среднего заработка на этот период;
  • компенсации им всех затрат, связанных с участием в работе комиссии, в т. ч. затрат по оплате услуг приглашенных со стороны специалистов, если такое условие будет содержаться в заключенном в результате переговоров документе;
  • привлечения к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя только по согласованию с коллективом, избравшим его представителем своих интересов, если совершенный дисциплинарный проступок не относится к допускающим увольнение за его совершение.

Ответственность представителей

Законодательство (гл. 9 ТК РФ) устанавливает для обеих сторон ответственность за неисполнение своих обязанностей, связанных с представительством в социальном партнерстве в виде штрафа:

  • за уклонение от участия в переговорах по заключению или изменению коллективного договора (соглашения) или отказ от его подписания;
  • непредоставление нужной для ведения переговоров или контроля за выполнением заключенного договора (соглашения) информации;
  • нарушение по их вине обязательств, установленных принятым договором (соглашением).

Конкретные размеры штрафов за данные нарушения определены в ст. 5.28–5.31 КоАП РФ и относятся только к работодателю.

Итоги

Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ПРОФЕССИОГРАММА - это документ, в котором представлена всесторонняя, описанная по определенной схеме совокупность различных объективных характеристик деятельности в совокупности с профессионально значимыми для нее психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими качествами работника.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ

1. Общие сведения о профессии (штатной должности, специальности).

1.1 Наименование и назначение профессии:

- наименование и код профессии (специальности).

- назначение, распространенность, связь с другими профессиями;

- некоторые аспекты истории и перспективы развития.

1.2 Характеристика рабочего места, средств и орудий туда:

- уровень технической оснащенности и автоматизации профессиональной деятельности;

- основные орудия и средства труда;

- конструктивные количественные параметры рабочего места;

- параметры рабочей зоны;

- конструкция органов управления;

- основные каналы получения информации.

1.3 Необходимая общая и специальная подготовка:

- подготовка специалиста и основные пути комплектования должности прфессиональными кадрами;

- требования к общеобразовательной и специальной подготовке, уровень необходимой квалификации;

- организация переподготовки и переквалификации в рамках одной отрасли производства.

1.4 Основное содержание функциональных обязанностей специалиста

( что должен знать и уметь специалист, за что он отвечает).

1.5 Показатели эффективности работы специалиста по критериям:

2. УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Санитарно-гигиенические условия:

- соотношение продолжительности работы на воздухе и в закрытом помещении;

- показатели содержания кислорода, углекислого газа, температуры, влажности, шума и вибрации, возможных радиационных, тепловых и других воздействий, ускорения, перегрузки, освещенности и т.д., а также их динамика в течении суток;

- наиболее специфические внешние воздействия;

- физиолого-гигиеническая характеристика одежды и защитных приспособлений;

- возможность и особенности привыкания человека к санитарно-гигиеническим условиям данной специальности.

2.2 Организация и режим труда:

- величина общей и специальной физической нагрузки;

рабочая поза и помещение в пространстве, характер сменности, продолжительность работы в течение суток;

- характеристика нервно-психической нагрузки, длительность сосредоточенного наблюдения, количество поступающих сигналов в единицу времени,

- наличие монотонности в работе, число приемов в основных трудовых операциях,

-характеристика темпа работы (свободный или вынужденный),

- периодичность времени и организация отдыха,

- травмоопасность, характер травматизма, основные профессиональные заболевания,

- наличие длительного напряжения, перегрузок, перепадов в характеристиках микросферы, химические и физические неблагоприятные воздействия,

- влияние неблагоприятных факторов на психику и работоспособность,

- меры по улучшение техники безопасности, охраны здоровья.

3.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Характеристика объединения работников, в составе которых специалист выполняет свои обязанности:

- влияние сплоченности на качество выполнения поставленных задач,

- степень взаимообусловленности успеха индивидуальной и коллективной деятельности,

- типичный стиль руководства (директивный, демократический или попустительский),

- интенсивность профессионального общения.

3.2 Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей:

- основные связи специалиста в ходе служебной деятельности по "вертикали и горизонтали",

- степень значимости успешности выполнения работником своих задач

для бригады в целом и мера его ответственности за работу других ее членов,

- возможность проявления индивидуальных особенностей, способностей, творчества,

- требования к общительности, стилю поведения и т.д.

3.3 Мотивационные аспекты деятельности:

- степень обусловленности качества работы специалиста его мировоззренческой позицией, обоснованностью его мотивов, наличием

склонностей, интересов, увлечений (каких именно),

- наиболее привлекательные и негативные стороны профессии.

4. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКА

4.1 Описание и анализ основных задач и операций, выполняемых специалистами

- наименование, последовательность и содержание основных задач и операций,

- выделение и описание напряженных моментов деятельности, предъявляющих повышенные требования к социально-психологическим и психофизиологическим качествам работника, характер активизации при этом различных психических функций.

4.2 Особенности приема информации:

- общая структура коммуникаций специалиста,

- типичные помехи при приеме информации, системы анализаторов, находящиеся под преимущественной нагрузкой,

- характеристика динамики, степень напряжения информационных потоков на различных этапах деятельности.

4.3 Особенности переработки информации и принятия решения:

- преимущественные способы переработки и принятия решения, степень их согласованности и ответственности,

- участие и роль в этом различных видов памяти (долговременной, оперативной, логической, зрительной, слуховой), типов мышления (наглядно-действенного, наглядно-обзорного, логического) и его качеств (быстроты, гибкости, самостоятельности),

- влияние личностных качеств на эффективность переработки информации и принятия решения.

5. ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

5.1 Характер и степень изменения психофизиологических функций и их работоспособности:

- особенности влияния различных операций процесса деятельности и факторов внешней сферы влияющих на психическое состояние человека,

- общая динамика работоспособности,

- изменение функциональных возможностей различных психических процессов в ходе выполнения специалистом своих обязанностей.

5.2 Основные эмоциональные состояния (ЭС) специалиста:

- наиболее характерные эмоциональные состояния для данной специальности,

- ситуации, вызывающие эмоциональное напряжение,

- степень обусловленности ЭС самим процессом деятельности, а также факторами среды и социально-психологическими факторами.

5.3 Основные пути преодоления неблагоприятных состояний:

- в какой мере изменение состояний влияет на эффективность выполнения работы,

- возможность управления динамикой психических состояний (приемы и средства),

- индивидуальные различия, выраженность тех или иных состояний,

- какие социально-психологические и психофизиологические качества в наибольшей мере обеспечивают преодоление неблагоприятных состояний.

6. ПСИХОГРАММА

6.1 Личностные особенности:

- требования к уровню профессиональной направленности и обоснованности мотивов работы, требования к склонностям и интересам, опыту социального поведения,

- требования к волевым качествам и чертам характера,

- требования к организаторским способностям и другим качествам.

6.2 Сенсорно-перцептивные свойства:

- требования к функциям анализаторов (дифференциальный порог, лабильность),

- требования к качествам восприятия (зрительного, слухового)

- преобладающий вид восприятия,

- профессионально важные качества внимания и их сочетание,

- тренируемость и компенсируемость свойств.

6.3 Особенности мышления и памяти:

- требования к памяти и ее видам,

- преобладающий тип мышления и его качества,

- необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке,

- требования к воображению.

- возможности развития этих профессионально важных качеств.

7. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- хронические соматические заболевания

- некомпенсируемые резко выраженные негативные психологические качества 8. 8.Методики отбора

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Внимание! С 1 января 2021 года действует механизм "регуляторной гильотины". По общему правилу в рамках государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2020 года, а также в правовых актах исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР. Несоблюдение таких требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности (см. Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ).

Необходимо учитывать, что Правительством РФ определен перечень нормативных правовых актов и их групп, а также отдельных положений, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины". При этом в отношении некоторых актов и положений установлен ограниченный срок нахождения в перечне (см. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наименование раздела ЕКС

Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях

Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37

Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях

Постановление Минтруда России от 21.08.1998 N 37

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н

Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии

Приказ Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 N 251н

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда

Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики

Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 4

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2008 N 188

Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях

Приказ Минтруда России от 03.12.2013 N 707н

Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр

Постановление Минтруда России от 20.12.2002 N 82

Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н

Квалификационные характеристики должностей работников организаций сферы туризма

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 N 220н

Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.02.2012 N 126н

Квалификационные характеристики должностей работников государственных архивов, центров хранения документации, архивов муниципальных образований, ведомств, организаций, лабораторий обеспечения сохранности архивных документов

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 338н

Квалификационные характеристики отдельных должностей работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

Приказ Минтруда России от 10.05.2016 N 225н

Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор

Постановление Минтруда России от 29.01.2004 N 5

Квалификационные характеристики должностей работников учреждений системы государственного материального резерва

Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 220

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих комплекс работ в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2008 N 347

Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи

Приказ Минздравсоцразвития России от 28.11.2008 N 678

Квалификационные характеристики должностей работников организаций дорожного хозяйства

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 47

Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 48

Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию техническим разведкам и технической защите информации

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.04.2009 N 205

Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 N 977

Квалификационные характеристики должностей работников плавучих атомных станций

Приказ Минтруда России от 18.06.2014 N 384н

Квалификационная характеристика должности "Конфликтолог"

Приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.2009 N 1007

Квалификационные характеристики должностей работников организаций ракетно-космической промышленности

Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 N 328н

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 547н

Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области судебной экспертизы

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 N 550н

Квалификационные характеристики должностей работников территориальных органов Федеральной миграционной службы

Приказ Минздравсоцразвития России от 11.03.2009 N 107

Документ включен в перечень актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины", в части государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Могут ли быть в коммерческой организации на часть сотрудников отдельные должностные инструкции, утвержденные генеральным директором, а на другую часть - приложения непосредственно к трудовому договору?

Могут ли должности иметь одинаковое наименование, но разные трудовые функции? Если данную ситуацию оформлять в выше указанном варианте: одному работнику - как отдельные должностные инструкции, а другому - как приложение к трудовому договору - не будет ли это нарушением?

ОТВЕТ

Запрета утверждать должностные инструкции различным образом (часть – приказом или распоряжением генерального директора, часть – непосредственно в качестве приложения к трудовому договору) законом не установлено. Соответственно, если в организации нет утвержденного порядка делопроизводства (иного локального акта), регламентирующего процедуру утверждения должностных инструкций, то указанный в вопросе порядок может иметь место. Однако наличие таких должностных инструкций может вызвать путаницу в самой организации, поскольку тогда и порядок ознакомления работников с должностными инструкциями будет различен, также это нужно будет учитывать при разработке иных локальных актов, касающихся трудовых отношений с данными работниками. Также может возникнуть вопрос о дискриминации в сфере труда, в том числе и если для работников, занимающих одну должность, но с разными трудовыми функциями, установлена одинаковая заработная плата.

Трудовая функция сама по себе представляет работу по должности в соответствии со штатным расписание (в том числе конкретный вид получаемой работником работы). Соответственно, указание различной трудовой функции при одинаковой должности является нарушением трудового законодательства. Установление разной трудовой функции правомерно, если работники работают в разных структурных подразделениях организации.

В случае необходимости установления разной трудовой функции должности возможно именовать сходным образом.

ОБОСНОВАНИЕ

Согласно статьи 57 Трудового кодекса РФ, трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Если в организации есть должностная инструкция, работодатель может не конкретизировать в договоре должностные обязанности работника. Достаточно сделать в нем отсылку на эту должностную инструкцию (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 01.06.2017 по делу N 11-6788/2017). Если же должностной инструкции нет, то необходимо подробно указать в трудовом договоре обязанности, которые работник должен выполнять по занимаемой должности (профессии, специальности (ст. 60, ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ).

Согласно статьи 3 Трудового кодекса РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Равноценный труд предполагает выполнение работниками одинаковой трудовой функции и одинаковой по сложности и объему работы.


Е.М. Тараненко,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Читайте также: