Гонщик есть ли такая профессия

Обновлено: 16.05.2024

Перейдем сразу к делу.

Начало начал

Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.

Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:

После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.

Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Константин Терещенко, гонщик серии ELMS

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

На пути к большим призам

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1


Стать или родиться?

Многим кажется, что гонщики рождаются с рулем в руке, под звук спортивного выхлопа и сразу же, с младенчества, начинают учиться своей уникальной профессии, вне которой их впоследствии и представить-то будет сложно. Гонщик считается профессионалом своего дела, образом для подражания и целью, к которой стремились многие поколения зрителей и почитателей.

original-.jpg

И даже с кольцевыми гонками все более-менее понятно: надо с детства заниматься картингом, потом продолжить карьеру в младших кольцевых сериях и так далее, либо же перелопатить гору литературы, обретя много полезных знаний о траекториях и способах прохождения поворотов, потом записаться к тренеру и участвовать в тайм-аттаке и трек-днях. Все это пойдет во благо, ты добьешься результатов и при должном упорстве можешь заявить о себе достаточно ярко, чтобы дело пошло к новым вершинам.

Но решительно непонятно, как получить входной билет в ралли. Ну, да это тот самый вид спорта, где ездят на скорости 150 между елок, по обрывам и горам.

Знакомьтесь

Себастьен Лёб. Девятикратный чемпион мира по ралли. В негоночном прошлом – четырехкратный чемпион Эльзаса, чемпион первенства French Grand East и обладатель пятого места в чемпионате Франции по спортивной гимнастике.

original-sebastian-loeb-rc.jpg

В двадцатилетнем возрасте, по некоторым сведениям, Себастьен еще не помышлял об автоспорте, но уже проявил свои гоночные амбиции: юниор был неоднократно замечен в безрассудном и опасном вождении гражданского автомобиля на дорогах общего пользования.

Головокружительные успехи и стремительный рост показателей сопутствовали французскому гимнасту всю его карьеру. Сейчас Лёб известен как пилот беспрецедентного уровня: он выиграл девять чемпионских титулов World Rally Championship за рулем различных моделей команды Citroen.

Вы уже, наверное, поняли, что в начале статьи неспроста соседствовали гимнаст, сельский трудяга и инструктор по лыжам.

Томми гонял на старых машинах по льду озера недалеко от дома – традиционная сельская забава в межсезонье. В 1985 году будущий пилот Mitsubishi Motors купил свою первую подержанную раллийную машину с целью участвовать в местных соревнованиях.

Все начало получаться, поэтому уже через два года он нашел возможность выступить на своей первой гонке статуса Чемпионата мира: местном 1000 Lakes Rally.

original-tommi_makinen.jpg

А кто из титулованных раллистов – лыжник, причем профессиональный? Новейшая история Чемпионата мира: это Себастьен Ожье.

Француз провел детство на горных склонах в окрестностях родного города Гэп. В двадцатилетнем возрасте стал многоопытным инструктором по горным лыжам и проработал в этой должности два года. Сам Себастьен утверждает, что понимание физики скольжения на лыжах помогло ему освоиться за рулем раллийного автомобиля. Может, так оно и есть.

original-sebastienogier-2.jpg

В 2005 году в возрасте 22 лет Ожье выиграл Rallye Jeunes – организованное Французской Автомобильной Федерацией мероприятие по поиску талантов – и получил в качестве приза возможность участия в Peugeot 206 Cup, где стал новичком года.

Так что же делать?

Конечно, если у вас или ваших родителей есть четкий план по воспитанию раллиста высокого уровня – несомненно, тренировки пройдут тем успешнее, чем раньше они начнутся. Именно поэтому к кольцевым гонкам пилотов готовят сызмальства.

Пилотом, чья история выступлений в гонках может служить примером целенаправленной работы на результативную раллийную карьеру с юных лет, является наш соотечественник – Николай Грязин. В свои 17 он уже успел отметиться победами на нескольких международных ралли и не собирается останавливаться на достигнутом.

original-_.jpg

И сколько бы ни было разговоров о таком неизмеримом понятии, как талант, но именно правильный подход к спортивной программе и рабочие методики тренировок дают реальные и объективные результаты – меньше секунд и больше километров в час.

original-_2.jpg

Эта тема заслуживает отдельной развёрнутой статьи, в которой секретами тренерского мастерства и спортивного менеджмента поделится Станислав Грязин – отец Николая, чемпион России по ралли и мастер спорта международного класса России по автоспорту. Так что читайте наши следующие материалы – инструкцию по стопроцентному попаданию на подиум мы не обещаем, но вам точно будет интересно!

Как стать гонщиком?

Каждый ребенок или подросток, сидя у телевизора и смотря соревнования автомобилей, желает стать профессиональным гонщиком. Это и понятно, ведь мальчики с самого раннего возраста стремятся играть с игрушечными машинками. Что уж говорить про более взрослых молодых людей, которые вот-вот получат права и сядут за руль собственного автомобиля. Быть гонщиком это как минимум престижно. Но как стать гонщиком? Ведь наличие своего авто еще не гарантирует место в автоспорте.

Первое, что следует понимать – большой спорт является дорогим удовольствием, а автоспорт еще более дорогим. Поэтому если собственных средств недостаточно, то необходимо начать поиски спонсора, который обеспечит материальную базу.

Далее нужно подыскать себе хорошего наставника, который действительно разбирается в автомобильном спорте и поможет прогрессировать. Это должен быть наставник с определенным опытом и знаниями. Кроме тренера важно иметь в своем распоряжении сплоченную команду профессионалов. В нее входят как помощники, так и секретари, которые работают на благо гонщика. Желательно иметь и сильного партнера, показывающего хорошие результаты. Тогда уровень мастерства гонщика будет постоянно повышаться.

Нужно быть готовым психологически, так как в профессиональном автоспорте очень жесткая конкуренция. Гонщики борются друг с другом всеми доступными способами. Поэтому психологическая устойчивость и готовность к трудностям помогут стать настоящим гонщиком.

Как стать гонщиком ралли

Раллийные соревнования отличаются своей сложностью и мастерством вождения. Но как стать гонщиком ралли? Если очень хочется, то это можно сделать. Однако придется сначала пройти специальную подготовку. Она подбирается строго индивидуально, в зависимости от уровня гонщика. Кроме этого учитываются технические и финансовые возможности будущего гонщика ралли. Также очень важно определиться, хочется ли просто чего-то нового, нужно ли отлично провести время или есть стойкое желание стать настоящим профессионалом. От этого зависит дальнейший план действий. Бывают случаи, когда даже при езде в черте города, соблюдая тренировочный режим можно добиться великолепных результатов.

Что же входит в подготовительный процесс? Как правило, это основы руления и правильная посадка. Затем нужно понять технику управления, в которую входят соблюдение траектории, прохождение поворотов, а также торможение и разгон. Стоит научиться стабилизации на мокрых и скольких поверхностях.

Необходимо изучить стенограммы и нормативы, которые помогут ответить на вопрос как стать гонщиком ралли. Ведь эти документы наглядно показывают, каким образом подсчитываются раллийные результаты.

Обучиться надо правильному скоростному прохождению трассы на спортивном автомобиле. Причем нужно это делать как в одиночку, так и со своим штурманом, без которого участвовать в гонках не получится. Нужно идеально отточить взаимодействие со штурманом, что поможет стать гонщиком ралли.

Как стать гонщиком формулы 1

Гонщик Формулы 1 должен обладать многими качествами. Естественно, что нужен настоящий талант. Ведь все трассы спроектированы таким образом, чтобы гонщик как можно лучше проходил каждый поворот. Поскольку в Формуле 1 зачастую все решают доли секунды, то придется показать свое высочайшее мастерство.

Работоспособность и смелость – качества, которые в любом случае понадобятся гонщику Формулы 1. Одна гонка может затянуться на несколько часов, не говоря уже про тестовые заезды. Сложные условия и огромные перепады скорости сильно сказываются на организме гонщика, поэтому необходимо быть хорошо подготовленным физически. Обгоны – это обычная повседневность таких гонок. Но чтобы каждый раз спокойно это делать, надо обладать достаточной смелостью и решительностью.

Ярый фанатизм – вот что нужно любому гонщику, который хочет попасть в Формулу 1. Придется забыть о большом количестве свободного времени и сосредоточиться исключительно на гонках. А чтобы постоянные стрессы не выводили из колеи надо иметь психологию победителя. Это поможет не просто участвовать в Формуле 1, но и добиваться определенных результатов.

Как стать гонщиком наскар

Гонки наскар пользуются успехом во всем мире, но в особенности в США. А как стать гонщиком наскар? Нужно просто быть лучшим из лучших. Ведь данные гонки уникальны по той причине, что именно здесь в большей степени проявляются отменные качества гонщика, а не автомобиля. Кольцевые треки и бешеные скорости вызывают бурю эмоций как у гонщиков, так и у зрителей.


Картинг учит чувствовать автомобиль, понимать физику управления заднеприводной машиной и прививает базовые навыки, которые потом непременно пригодятся во всех дисциплинах автоспорта. Впрочем, даже если вы не собираетесь становиться пилотом, то по тем же причинам картинг будет полезен и для управления обычным автомобилем по дорогам общего пользования.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Как учиться?

Здесь стоит отметить важный момент. Неважно, сколько раз вы сами по себе приезжали с друзьями в картинг клуб. По-настоящему научиться можно только с опытным тренером. Самостоятельный прогресс, конечно, никто не отменяет. Ведь в силу физических особенностей, каждый человек будет по-разному прогрессировать.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Хороший тренер сможет обратить внимание на ошибки, объяснит, как использовать скручивание рамы карта в поворотах, обучит азам выбора траектории, поможет получить правильные рефлексы. К примеру, едва ли неопытный водитель знает, что рулем лишь задается направление движения, а управляется (доворачивает) карт педалями. Или, что ему кажется серией левых поворотов на самом деле один маневр, который проходиться с одним движением рулем и его дальнейшим плавным распрямлением.

Важно не заучивать одну трассу, а разбираться в нюансах траектории. Ведь даже в одном небольшом картинг-клубе может быть несколько конфигураций трека. Накат поможет понимать машину и различать быстрый карт от “уставшего”. Да, даже в хороших картинг-клубах техника может отличаться в силу износа.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Где гонять?

Картинг-клубов (или картодромов) в городах-миллионниках немало. Выбирать советуем по нескольким критериям: состояние трассы и картов, тренерский состав и, конечно, территориальное расположение. Из московских стоит выделить FORZA One Karting (F1 Karting) - один из самых больших крытых картингов в столице - более 5000 кв.м. Многие известные российские пилоты различных гоночных серий предпочитают этот картодром. Здесь есть школы для детей и для взрослых. К слову, Сергей Сироткин, экс-пилот команды Формулы-1 Williams (сезон 2018 года), открыл свою академию именно тут.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

А что насчет соревнований?

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Еще одна интересная особенность соревнований - в них принимают участие командой. Для MSK Open League вы сами формируете состав из трех пилотов, заявляете его, регистрируетесь, проходите процедуру взвешивания и выступаете в 200-минутной гонке, сменяя друг друга в соответствии с регламентом гонки. В любительской гонке также формируются команды. Здесь пилотов подбирают организаторы. Принцип простой: все участники делятся по личным показателям прохождения круга на две категории - быстрые и медленные. Далее жеребьевкой составляются подборки из двух человек - быстрого и медленного.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Жеребьевка перед гонкой

Что нужно для тренировок и гонок?

Конечно, для занятий в любых видах спорта нужны деньги. Все всегда упирается в деньги! Картинг в этом плане более-менее демократичен. По отношению к другим видам автоспорта, конечно. Сразу бежать покупать карт и полный комплект экипировки не обязательно. Поначалу в ваш бюджет придется закладывать лишь оплату заездов в картинг клубе и работу тренера. Потом добавьте в бюджет участие в соревнованиях. Так, например, взнос за участие в любительской гонке составляет 1500 рублей. Взнос за участие команды из 3-х человек в MSK Open League - 15 000 рублей.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Из экипировки в первое время рекомендуем обзавестись лишь личным подшлемником, гоночными перчатками, и правильной обувью. Также не помешает защита для ребер - картинг бывает контактным и травматичным. Свой шлем и переговорное устройство - оно сильно облегчит жизнь на тренировках и в гонках. А дальше в порядке вашего личного прогресса и намерений от картинга. В любом случае, гоночный комбинезон в нашей рекомендации, пожалуй, будет на последнем месте.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

С какого возраста можно заниматься картингом?

Впрочем, взрослым также расслабляться не стоит. Готовьтесь к тому, что первое время тело будет болеть. Картинг задействует многие из мышц, которые мы не используем в обычной жизни.

Как стать гонщиком: с чего начать и где тренироваться

Что дальше?

Дальше все зависит от желания и финансовых возможностей. Не будем вам вешать лапшу на уши, что добившись высоких результатов в картинге, вас с распростертыми объятиями будут ждать в командах других гоночных серий. Порой даже спортсменам из Российской Серии Кольцевых Гонок после удачного сезона приходится искать спонсоров на следующий год.

В любом случае, сам мир картинга разнообразен и вполне может вас захватить и оставить “вариться” в нем. Ведь мы описали лишь вершину айсберга. Начало. Есть разные серии и подвиды, классы, категории. Есть выезды на международные соревнования, в том числе, на 24-часовые марафоны. Так что то, что может кому-то показаться ездой на игрушечных машинках, на самом деле - насыщенный и интересный мир автоспорта.

Читайте также: