Французский социалист п прудон в работе что такое собственность 1840 сказал

Обновлено: 16.05.2024

Издание снабжено комментариями, указателем имен (в fb2 удалён в силу физической бессмысленности). Предназначено для всех, кто интересуется философией, этикой, социологией.

Прощайте, милостивый государь. Нельзя чувствовать больше уважения к человеку, чем чувствую к вам я.

Конечно, я мог бы сделать немало возражений на это благородное и красноречивое послание, но признаюсь, я более желал бы осуществить своего рода пророчество, которым оно оканчивается, нежели напрасно увеличивать число своих антагонистов. Вся эта полемика утомляет и раздражает меня. Ум, потраченный на словесные сражения, так же как и ум, потраченный на войну, пропадает непроизводительно. Господин Бланки признает, что собственность создает массу злоупотреблений, злоупотреблений вопиющих. Я со своей стороны называю собственностью всю сумму злоупотреблений. Как для меня, так и для него собственность есть многоугольник, углы которого нужно обломать, но г. Бланки утверждает, что после этого многоугольник останется все же многоугольником (гипотеза, принятая в математике, хотя и не доказанная), я же со своей стороны полагаю, что фигура эта будет кругом. Хотелось бы хоть с порядочными людьми приходить к соглашению.

Я, впрочем, согласен, что при современном положении вещей для ума вполне естественно остановиться пред уничтожением собственности. В самом деле, для того чтобы считать дело выигранным, недостаточно уничтожить общепризнанный принцип, имеющий за собой ту несомненную заслугу, что он резюмирует систему наших политических верований; надо еще установить противоположный принцип и сформулировать вытекающую из него систему. Кроме того, необходимо показать, каким образом эта новая система удовлетворит тем нравственным и политическим потребностям, которые вызвали возникновение первой. Ввиду этого я обусловливаю точность приведенных мною доказательств следующими ясными до очевидности положениями:

Требуется найти систему абсолютного равенства, при которой все современные учреждения, за исключением собственности или суммы злоупотреблений собственностью: индивидуальная свобода, разделение власти, общественное министерство, жюри, организация администраций и суда, единство и цельность образования, брак, семья, наследование по прямой и боковым линиям, право продажи и обмена, право завещания, право старшинства, – не только нашли бы место, но сами послужили бы, так сказать, средствами равенства, систему, которая лучше, чем собственность, обеспечивает образование капиталов и во всех поддерживает деятельность, которая с высшей точки зрения объясняет, исправляет и дополняет все теории ассоциации, предложенные до сих пор, со времен Платона и Пифагора и кончая Бабефом, Сен–Симоном и Фурье, – систему, которая наконец, сама являясь средством перехода, была бы непосредственно осуществима.

Такой обширный труд потребовал бы соединенных усилий двадцати Монтескье; однако если отдельному человеку не дано довести дело до конца, то во всяком случае он может начать его. Путь, пройденный им, будет достаточен, чтобы раскрыть его цель и обеспечить успех.

Метод, принятый в настоящем труде.

Adversus hostem aeterna auctoritas esto[7].

Закон XII таблиц[8].

Я оспариваю самый принцип нашей власти и наших учреждений – собственность; я имею на это право: я могу ошибаться в выводах, вытекающих из моих исследований; я имею право: мне нравится конечный вывод моей книги переносить в начало; я во всяком случае имею на это право.

Немало авторов поучают, что собственность есть гражданское право, являющееся результатом завладения и освященное законом; немало других утверждают, что это право естественное, источником которого является труд. И доктрины эти, по–видимому совершенно противоположные, пользуются поощрением и одобрением. Я же со своей стороны утверждаю, что ни труд, ни завладение, ни закон не могут создать собственности; что, в сущности, она не имеет оснований – можно ли меня порицать за это?

Какой шум поднимается!

Собственность есть кража! Это набат 1793 года! Это лозунг революций.

– Успокойся, читатель: я не носитель раздора и не зачинщик мятежа. Я предваряю на несколько дней историю; провозглашаю истину, обнаружению которой мы напрасно стараемся помешать; пишу введение к будущей конституции. Если бы наши предубеждения позволили нам принять кажущееся вам святотатственным определение: собственность есть кража, то это могло бы сыграть для нас роль громоотвода; но сколько своекорыстных интересов, сколько предрассудков мешают этому. Философия, увы, не в состоянии изменить хода событий: то, чему суждено, свершится независимо от предсказаний. Впрочем, быть может, справедливости суждено свершиться, а нашему воспитанию суждено закончиться…

Собственность есть кража. Какой переворот в области человеческих понятий! Собственник и вор во все времена представляли полную противоположность, точно так же, как и понятия, которые они обозначают; все языки санкционировали эту противоположность. Каким же путем можете вы завоевать себе всеобщее сочувствие и уличить род человеческий во лжи! Кто вы, рискующий отрицать здравый смысл веков и народов?

19 января 1865 г. (в возрасте 56 лет)
Париж , Пасси ( 16- й округ Парижа ), Вторая Французская империя

«Собственность - это грабеж! «

« Анархия - это наивысшая степень свободы и порядка, которую может достичь человечество. "

Евфразия Прудон ( d ) (поскольку 1849 г. )

Он автор более шестидесяти книг.

Антиклерикальный , в 1858 году он опубликовал работу De la Justice dans la Révolution et dans l 'Église , настоящую сумму против церкви, в которой он выступал за отмену всех форм церковной мысли и организации в пользу эгалитарных форм. .

Резюме

Первые годы


В 1826 году, после банкротства бизнеса его отца, он был вынужден бросить учебу, пока учился на уроках риторики , и, следовательно, до получения степени бакалавра.

Первые сочинения


В 1838 году Академия наук, изящной литературы и искусства Безансона предложила Амели Суар пенсию (в память о ее муже, академике Жане Батисте Антуане Суар ), стипендию в размере 1500 франков в год в течение трех лет в пользу пособия. молодого литератора, признанного самым достойным на факультете Ду, чтобы он мог продолжить учебу. Прудон, не имевший степени бакалавра, сдал ее в возрасте двадцати девяти лет, подал заявку и, несмотря на жесткую конкуренцию, был выбран 23 августа 1838 г. . В учебе его ведет библиотекарь Чарльз Вайс .

В 1838 году Прудон прибыл в Париж. Там он ведет бедную, аскетичную, прилежную жизнь и открывает для себя социалистические идеи. Он должен был подготовить произведения, чтобы воздать должное Академии, но об этой обязанности быстро забыли. Формально он пообещал Академии только одно - работать для материального и морального улучшения тех, кого он называет своими братьями, рабочими.

Он обращается к политической экономии: он ищет в библиотеках и общественных двориках все сюжеты, которые он может извлечь из этой науки будущего. Он прослушал курсы экономики на юридическом факультете и в Консерватории искусств и ремесел, где , как утверждал Адольф Бланки , старший брат революционера Огюста Бланки , учился в Коллеж де Франс и Сорбонне. Но лекциям он предпочитает посещать библиотеки, в частности институтские. Он читает Адама Смита , Юма , Локка , Канта , Фихте , Кондильяка , Сэя , Кузена , Жуфруа , Монтескье , Вико , Гроция , Руссо , Леру , Босуэ , Де Местра , Конта , Кювье , Рида , Росси , Тюрго , Вольтера , Кондорсе , Бюше , Troplong , Бентам . (более 150 различных авторов). Он записал в 34 большие тетради отрывки, которые казались ему наиболее важными, и добавил личные размышления. В конце IV электронной книги он перечисляет более 120 книг для чтения. Он учится, критикует своих учителей, ораторов и писателей. Он разрабатывает части и части новых теорий. С начала 1839 г. он задумал написать большую книгу по вопросам собственности.

Размышления о собственности

Что такое собственность? (1841)



Рассматривая различные теории, представленные до сих пор, чтобы установить право собственности, он опровергает их одну за другой и приходит к выводу, что собственность не может быть основана ни на занятии, ни на труде, это аморально, несправедливо, невозможно. Несмотря на этот резкий и яркий тезис, произведение не доходит до широкой публики, продажи ограничены.

Работа не нравится Академии Безансона, которая требует отказа от самоотверженности и какое-то время не решается отозвать грант Суарда , а также уголовному преследованию, которого экономист Адольф Бланки избегает , превознося заслуги ученых книги в своей книге. отчет в Академию моральных и политических наук.

Именно в Безансоне в 1841 году он опубликовал свою вторую работу в виде письма к Бланки , экономисту, который предотвратил преследование первых мемуаров. Несмотря на гораздо более умеренный тон, он настаивает на своих утверждениях: он настаивает на том, что компания уже осуществила несколько атак на собственность и что она должна продолжать свою работу путем постепенного ограничения интереса. Скандал такой же большой, как и с первой книгой. Бланки вмешивается в дела министра юстиции, чтобы предотвратить судебное разбирательство.

Теория собственности (1871 г.)

Он также защищает обращение к взаимному страхованию, как в своей работе Du Princip federatif (1863). Он берет свои первоначальные идеи и квалифицирует их: «Чтобы гарантировать постоянство ассоциации, нам нужно только организовать ее, коллективно создав определенное количество институтов взаимности: взаимное страхование, взаимный кредит и т. Д. ". Таким образом, этот мутуализм, как он его определяет, формирует систему организации и социальной защиты нуждающихся. Он теоретизирует реорганизацию производства самими рабочими, применяя корпоративизм к промышленной системе, где в каждой профессии рабочие будут играть центральную роль в регулировании рабочей силы, заработной платы и внутренней полиции.

Встреча с Марксом


В 1843 году Прудон покинул Париж и переехал в Лион, где получил важную работу в большом доме речного транспорта, где он открыл для себя крупную торговлю, крупные банки, крупные компании. Из этого профессионального опыта родился его интерес к бухгалтерскому учету.

Его пребывание отрезано от частых рейсов между Лионом и Парижем по деловым причинам. В Лионе он часто бывал в ассоциациях общих рабочих, отмеченных восстаниями канутов в 1831 и 1834 годах. Он окрестил свой системный мутуализм , потому что его жизненный опыт в Лионе был одной из его основ. Это подтверждает его идею о том, что народу не нужны ни хозяева, ни лидеры. Он опровергает гипотезу насильственной революции.

Прудон частично прочитает брошюру Маркса (до главы II, § 3) и включит рукописные заметки на полях. Затем он одолжит свою копию двум друзьям (Кремье и, возможно, Грюну), которые также сделают аннотации к работе.

Фактически, это две разные концепции социализма, которые резко противоречат друг другу.

Роль в революции 1848 г.

Прудона удивило восстание в Париже в феврале 1848 года . По его мнению, революция 1848 года разразилась на четыре-пять лет раньше срока.

Дни июня 1848 г.

Осуждение и тюремное заключение

В 31 декабря 1849 г. Все еще находясь в тюрьме Сент-Пелажи, Прудон женился на Евфразии Пьегар, стрижке, от которой у него было четыре дочери. Вопреки тому , что иногда было написано, Прудон получил право выхода , чтобы выйти замуж в городском зале V - го округа. Брак был чисто гражданским, к огорчению его жены, которая была верующей, и его свекра-роялиста. Его дети никогда не крестятся.

При Второй республике


Во время Второй республики Прудон развивал журналистскую деятельность. С помощью своих друзей Альфреда Даримона и Жоржа Дюшена он работал с четырьмя разными газетами: Представитель народа ( Февраль 1848 г. - Август 1848 г. ); Народ ( Сентябрь 1848 г. - Июнь 1849 г. ); Голос народа ( Октябрь 1849 г. - Май 1850 г. ); Люди 1850 года ( Июнь 1850 г. - Октябрь 1850 г. ). Все эти газеты последовательно осуждаются и удаляются. Его иллюстрирует его полемический, воинственный стиль, его непрекращающаяся критика государственной политики. В 28 марта 1849 г. , он был приговорен к трем годам тюремного заключения и штрафу в размере 3000 франков за одну из его брошюр, опубликованных в газете Le Peuple и квалифицированную судом как разжигание ненависти к правительству, провокацию гражданской войны и нападение на Конституцию и собственность. .


Народный банк

В Январь 1849 г. , он подал к нотариусу в Париже статут Banque du Peuple . Чтобы соответствовать требованиям действующего законодательства, Банк должен иметь денежный капитал в размере 5 миллионов, разделенный на один миллион акций по 5 франков. Купоны 50 центов.

Через шесть недель количество членов, сумма подписки которых должна быть распределена на 10 месяцев, составляет почти 20 000 человек, которые, по словам Прудона, представляют "население не менее 60 000 человек". Абоненты - это в основном ремесленники, которые переживают денежный кризис, находят там альтернативу ростовщикам.

Статья 10 Банка определяет, что он не будет окончательно учрежден до тех пор, пока не будет подписано 10 000 акций, то есть 50 000 франков. Это было юридическим обязательством, поскольку Прудон всегда считал, что Banque du Peuple не нуждается в собственном капитале. Фактически, Прудон также полагается на прибыль газеты Le Peuple для открытия своего банка. Но газета быстро получила 20 000 франков штрафов за прибыль в 8 000 франков в тот самый момент, когда она заказала выпуск бумаги Банка в обращении.

Член Национального Собрания


В Апрель 1848 г. Прудон узнает, что его имя циркулирует в списках граждан в Париже, Лионе, Безансоне и Лилле. Он согласился баллотироваться на выборах в Учредительное собрание, но не смог.

В 4 июня 1848 г. на дополнительных выборах в Национальное собрание он был избран на Сене одновременно с Луи-Наполеоном Бонапартом , Виктором Гюго , Пьером Леру .

Он почти сам по себе образует крайнюю левую группу, отличную от Ла Монтань . Он участвует в дебатах о национальных мастерских . Хотя он не одобряет этот институт, денатурированный министром общественных работ Мари, потому что он не решает социальных вопросов , он выступает против их закрытия, при условии, что альтернативой будет предложена альтернатива рабочим, чье существование зависит от этого.

Счет подоходного налога

Осудив то, что оно сочло посягательством на право собственности , Собрание проголосовало по следующей аргументированной повестке дня: «Национальное собрание, считая предложение гражданина Прудона одиозным нападением на принципы общественной морали; что это нарушает собственность; что это поощряет денонсацию; что это взывает к худшим страстям; учитывая, кроме того, что оратор оклеветал революцию Февраль 1848 г. , утверждая, что он является соучастником разработанных им теорий, стоит на повестке дня. "

Действия под Второй Империей


В 2 декабря 1851 г. , Луи-Наполеон Бонапарт , будущий Наполеон III, организовал государственный переворот и издал шесть указов , объявляющих о роспуске Национального собрания , повторного установление всеобщего мужского избирательного права , призвание французского народа к выборам и подготовке новая конституция пришла на смену конституции Второй республики, просуществовавшей менее четырех лет.

Теоретик и философ


Судя по публикации, Прудон предстает перед судом присяжных Сены. Защищенный адвокатом Густавом Чоде , который станет одним из исполнителей его завещания, он снова приговорен к трем годам тюремного заключения и штрафу в размере 4000 франков.

В 1861 году он опубликовал впечатляющую работу о войне и мире, исследовании принципа и конституции права наций , в которой он оправдывает закон силы как изначальное право человечества, рассматривает войну как следствие экономического зла и нищеты и фактически предвидят его устранение в будущем обществе, основанном на труде.

Видение войны и мира

Прудон, находившийся в изгнании, написал первый черновик книги в Январь 1859 г. противостоять воинственным проектам Наполеона III. Болезнь помешает ему заполнить брошюру.

Этот тезис возмутил многих, близких к Прудону, которые перестанут читать книгу в середине первой части.

Политическое завещание: федерализм и рабочая демократия

В 14 февраля 1863 г. , он опубликовал Du Principe federatif и необходимость воссоздания Партии революции, где он развивал свои федералистские идеи, как политические, так и экономические. До этого он призывал к уничтожению политической власти и стихийной организации экономических сил. Отныне он больше не устраняет политику, он подчиняет ее. Он не принимает, что государство поглощает все социальные силы в тираническом единстве. Он считает, что только множество центров производства и распределения обеспечит свободу. Но, поскольку группа, чрезмерно развиваясь, может, в свою очередь, стать тиранической, роль федерализма (где каждый партнер сохраняет больше свободы, чем отчуждает) будет заключаться в поддержании баланса: независимость и жизнеспособность каждого будет гарантирована. поддержание противоречий.

Он рассматривает социальную эволюцию как постепенное разрушение государства, восстает против бесплатной школы, потому что это может усилить вмешательство государства в жизнь граждан, развить бюрократию и усилить централизацию власти. Он решает проблему через мутуализм : работы школьников будут выставляться на продажу, чтобы покрыть расходы на обучение. Он за формирование школой гордых и независимых граждан, а не за беспомощных энциклопедистов . Истинной революции он ожидает только от образованных людей, способных вести свои дела. Он хочет, чтобы во Франции было больше граждан, чем покупателей. Он хочет, чтобы работники в достаточной степени владели собой, чтобы остерегаться чудотворцев и не следовать за колесницей тиранов.


Через два дня после его похорон 22 января 1865 г. , Жирарден указывает в La Presse , что Прудон умер от неспособности , к которым он был помещен осуществлять свой надежный талант полемиста. Его влияние было значительным на рабочих, основавших Интернационал во Франции. Оно все еще прямо или косвенно воздействует на французское рабочее движение .

Политическая философия


Отчеты масонству

В 8 января 1847 г. Он был инициирован как масон в Искренность, Perfect Союза и постоянной дружбы подать в Великий Восток Франции в Безансоне.

Несколько лож (Шотландия, Антверпен, Вервье, Страсбург, Париж, Гент, Реймс) будут участвовать в подписке, начатой ​​после его смерти, чтобы погасить многие долги, которые он оставил. Гимнософисты Лондона направят свои официальные соболезнования мадам Прудон.

Женское видение

«Женщина не только отлична от мужчины: она другая, потому что она меньше. Там, где нет мужественности, предмет неполный. "(1858 г.)



Прудон, как и многие его современники, подвергал яростной критике свободных женщин (за заметным исключением Флоры Тристан, которую он знал лично), против Жорж Санд, например, в De la Justice dans the Revolution и в церкви, где он находится. особенно консервативен, напоминая патерналистский и ретроградный акцент Огюста Конта .

Тем не менее, Прудон, таким образом, способствует формированию идеи мужского социализма, которая преобладает надолго. Французская секция Première Internationale будет отслеживать это, в частности, выступая против работы женщин на фабрике.

Взгляды на евреев и негров

«Если бы мне пришлось ответить на следующий вопрос: что такое рабство ? и что одним словом я отвечаю: это убийство , моя мысль сначала должна быть понята. Мне не нужна была бы длинная речь, чтобы показать, что сила отнять у человека мысль, волю, личность - это сила жизни и смерти, а сделать человека рабом - это убийство. Почему тогда к другому вопросу: что такое собственность? могу ли я ответить таким же образом: это кража , не видя уверенности в том, что меня не услышат, хотя это второе утверждение является лишь преобразованием первого? "( Что есть собственность , гл. I ул. , 1840 г.).

Влияние на анархистов

Видение современников


Дань уважения


13, 14 и 15 августа 1910 г. в Безансоне открывается бронзовая статуя Пьера-Жозефа Прудона, созданная скульптором- бизонтином Жоржем Летье . Решение установить эту статую в его родном городе было принято годом ранее, в год столетия со дня его рождения, что привело к подписке и конкурсу скульпторов. Статуи больше не существует, расплавленная (как и многие другие) во время оккупации . В 1956 году его заменила работа Жоржа Удо, установленная на площади Сарай.

Комментарий

Споры

КНИГИ 412640 АВТОРЫ 126095 СЕРИИ 42690 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1124 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16346 ТЕГИ 320450 СТАТЬИ 567

захватить власть во Франции. Вторую такую попытку он предпринял в 1840 г. в Булони, после чего был приговорен французским правительством к пожизненному заключению в крепости Гам, откуда ему в 1846 г. удалось бежать в Англию.

См. Токвиль. Демократия в Соединенных Штатах, а также Мишель Шевалье. Lettres sur l'Amerique du Nord. В сочинении Плутарха "Жизнь Перикла" рассказывается, что в Афинах порядочные люди должны были скрываться, желая получить образование, чтобы не быть заподозренными в стремлении к тирании.

Суверенностью, согласно Тулье, является всемогущество человека. Это определение материалистическое. Если суверенность вообще представляет собою что-нибудь, то она есть право, а не сила или способность. И что такое всемогущество человека?

Т. е. Ж. Ж. Руссо и его трактат "Об общественном договоре".

Это знаменитое изречение приписывают иногда и английской королеве Елизавете I, но в обоих случаях - без документальных оснований (см.: Бабкин А. М.. Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и слов, употребляющихся в русском языке без перевода. В 3 кн. Спб., 1994. Кн. 2. С. 793-794).

Наступает равенство (лат.).

Комментарии к гражданскому праву (фр.).

Т. е. понижения размера ренты или удлинения сроков ее выплаты (от лат. conversio - изменение, превращение).

Эпизод из истории Столетней войны (1347 г.); в 1895 г. в честь этого события в Кале был установлен бронзовый памятник работы О. Родена "Граждане Кале".

Ин. 11, 50; цитируется неточно.

Непременное условие; букв.: "условие, без которого нет" (лат.).

Трактат о праве узуфрукта (фр.). Узуфрукт - право пожизненного пользования чужой вещью и доходами с нее с условием сохранения ее целостности и хозяйственного назначения.

Каждому свое по его заслугам (лат.) - формула, встречающаяся у Цицерона в трактате "Об обязанностях" (I, V, 15) и в "Тускуланских беседах" (V, 22).

В трактате "Об обязанностях" Цицерон писал: ". частной собственности не бывает от природы. Она возникает либо на основании давнишней оккупации, например, если люди некогда пришли на свободные земли, либо в силу победы, например, если землей завладели посредством войны, либо на основании закона, соглашения, условия, жребия. Ввиду этого, - так как частная собственность каждого из нас образуется из того, что от природы было общим, - пусть каждый владеет тем, что ему досталось; если кто-нибудь другой посягнет на что-нибудь из этого, он нарушит права человеческого общества" (Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 63).

Непереводимая игра слов, ибо и свойство, и особенность обозначаются по-французски словом propriete - собственность. Примеч. пер.

Всякое определение в праве опасно: оно почти всегда ведет к уничтожению (лат.).

Букв.: происхождение от Юпитера (лат.).

Здесь именно с особенной резкостью обнаруживается простота наших предков. Допустив к наследованию, в случае отсутствия законных детей, двоюродных братьев, они не смогли пойти дальше и воспользоваться этими же двоюродными братьями, чтобы уравновесить распределение наследства между двумя различными ветвями одной семьи так, чтобы в одной семье не могло быть рядом крайней бедности и богатства. Возьмем следующий пример:

Жак, умирая, оставляет двух сыновей, Пьера и Жана, наследниками своего состояния. Имущество Жака разделяется между ними на равные части. Но у Пьера есть только одна дочь, между тем у его брата, Жана, шестеро сыновей. Очевидно, для того чтобы остаться верными и принципу равенства, и принципу наследования, дети Жана и Пьера должны разделить на семь частей обе доли наследства, ибо в противном случае чужой может жениться на дочери Пьера и благодаря этому браку половина имущества деда Жака перейдет в чужую семью, что противоречит принципу наследования. Кроме того, дети Жана будут бедны, благодаря своей многочисленности, между тем как их кузина будет богата, потому что она одна, и это противоречит принципу равенства. Если расширить комбинированное приложение этих двух принципов, по-видимому противоположных друг другу, то окажется, что право наследования, против которого в наши дни так неразумно протестуют, нисколько не препятствует сохранению равенства.

Какова бы ни была форма правления, при которой мы живем, факт наследования и наследство всегда будут существовать, независимо от того, кто будет наследником. Сенсимонисты хотели бы, чтобы этот наследник назначался магистратом; иные хотят, чтобы его выбирал умирающий или чтобы порядок наследования определялся законом: суть дела в том, чтобы требования природы были удовлетворены без нарушения закона равенства. В настоящее время истинным регулятором наследования является случай или прихоть, но в деле законодательства случай и прихоть не могут служить правилом. Именно для того, чтобы предупредить бесконечные смуты, которые влечет за собою случай, природа, создав нас равными, внушила нам принцип наследования, являющийся как бы голосом общества, требующим от нас указаний, кого из наших братьев мы считаем наиболее способным продолжать после нас нашу деятельность.

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865)

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865)

Разоблачение воровства

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) родился в предместье города Безансона в семье бедняка-кустаря, вышедшего из мелких крестьян. До 12 лет Пьер Жозеф вёл обычную жизнь деревенского мальчика, пас коров, проводил целые дни в поле. Свою пастушескую жизнь он описывает такими поэтическими красками:

“Сколько удовольствия доставляло мне валяться в густой траве, которую я хотел бы есть, как мои коровы; бегать босиком по тропинкам, лазить по деревьям, ловить лягушек и раков! Сколько раз мне случалось тёплым июньским утром скидывать одежду и купаться в росе! Я едва отличал себя от окружающей природы. Я – это было всё, что я мог взять рукой, всё, что могло мне на что-нибудь пригодиться; не я – всё то, что мне было неприятно. Я наполнял свои карманы ежевикой, зелёным горошком, зернами мака, тёрном, шиповником; я наедался разной дрянью, от которой заболел бы всякий благовоспитанный ребёнок и которая только увеличивала к вечеру мой аппетит. Сколько раз мне приходилось мокнуть под проливным дождём! Сушить свою одежду на солнце или на ветре! Я любил своих коров, но не всех одинаково; я предпочитал ту или другую курицу, то или другое дерево, тот или другой утёс. Мне сказали, что ящерица – враг человека; я этому искренне верил. Я воевал со змеями, жабами и гусеницами. Что они мне сделали? Ничего. Но я их ненавидел”.

силенный рост крупного, торгового и финансового капитала сопровождался увеличением численности рабочего класса, который проявил себя в лионских восстаниях 1831-го и 1834 годов и в парижском восстании 1832 года. Эти восстания произвели большое впечатление на молодого ремесленника Прудона. Подавление восстания в Лионе в апреле 1834 г. Рисунок Ф. О. Жанрона

Усиленный рост крупного, торгового и финансового капитала сопровождался увеличением численности рабочего класса, который проявил себя в лионских восстаниях 1831-го и 1834 годов и в парижском восстании 1832 года. Эти восстания произвели большое впечатление на молодого ремесленника Прудона.
Рисунок Ф.О. Жанрона. Подавление восстания в Лионе в апреле 1834 г.

Диалектика с Бакуниным

В 1847-м во Франции разразился экономический кризис. Положение народных масс ухудшилось – начались волнения. Всё громче раздавался голос рабочего класса. Одновременно мелкая, средняя и часть крупной буржуазии выражали недовольство засильем финансовой аристократии. В стране сложилась революционная ситуация, которая в феврале 1848 года переросла в революцию, в которой Прудон активно не участвовал. Но по мере обострения противоборства сил реакции с силами революции Прудон всё более политизировался. И его избрали даже депутатом Национального собрания, с трибуны которого он ратовал за ликвидацию буржуазного порядка. Он предлагал издать декрет о замене Французского банка на Народный банк, выдающего беспроцентные кредиты производителям.

Александр Герцен в 1849-м внёс 24 тысячи франков на возобновление издания газеты Прудона, закрытой правительством, и вошёл в её редакцию. Правда, вскоре между французом и русским эмигрантом обнаружились разногласия

Александр Герцен в 1849-м внёс 24 тысячи франков на возобновление издания газеты Прудона, закрытой правительством, и вошёл в её редакцию. Правда, вскоре между французом и русским эмигрантом обнаружились разногласия

Польский конёк

Как верно заметил русский “легальный марксист” Михаил Туган-Барановский, миросозерцание Прудона “покоилось не на доводах рассудка, а на чувстве, на всём опыте его жизни, на тех наполовину бессознательных впечатлениях, которые он получал в детстве, в родной семье, на полях своего отца, на скамьях коллежа. Суровая борьба с нищетой, которую ему приходилось вести, закалила его характер и завершила его умственное развитие. Он мог противоречить себе в частностях и в вопросах, не имевших для него важного значения, но всегда стремился к одной и той же цели и всегда оставался горячим защитником интересов трудовой массы, из которой сам вышел”.

Список использованной литературы:

1. Прудон П.Ж.. Что такое собственность. М. 1919. С.13
2. Иоанисян А.Р. Коммунистические идеи в годы Великой французской революции. М. 1966. С.134
3. Канев С.Н. Революция и анархизм. М.: Мысль. 1987. С.33
4. Прудон П.Ж.. Что такое собственность. С. 74
5. Там же. С.174
6. Там же. С. 171.
7. Там же. С. 61
8. Там же. С. 56
9. Там же. С. 200
10. Там же. С. 194
11. Там же. С.199
12. Там же. С. 195
13. Там же. С. 193
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.16. С.25
15. Цит. по: Прудон П.Ж.. Что такое собственность. С.9
16. Там же. С. 84-85.
17. Маркс К. Нищета философии. М.: Политическая литература. 1987. С.12
18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.16. С.26, 31.
19. Пирумова Н.М. Бакунин. М.1970. С.75
20. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т.Х. М. 1961. С. 190-191
21. Бакунин М.А. Государственность и Анархия // Полн. собр. соч. Под ред. Бакунина А. И. Т. 2. Б. м.: Изд. Балашова И. Г., б. г.
22. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т.ХХII. М. 1961. С. 233
23. Цит. по: Канев С.Н. Революция и анархизм. С. 39
24. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.16. С.29
25. Герцен А.И. Собрание сочинений в 30 томах. Т.Х. С.192
26. Цит.по: Литературное наследство. Т.62. М.1955. С.500.
27. Цит. по: Канев С.Н. Революция и анархизм. С. 41
28. Цит. по: Канев С.Н. Революция и анархизм. С. 36
29. Цит. по: Канев С.Н. Указ. Соч. С.45
30. Стеклов Ю. М. Прудон – отец анархии (1809-1865). Ленинград.1924. С.52
31. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.16. С.30
32. Цит. по: Канев С.Н. Указ. Соч. С.46
33. Цит. по: Канев С.Н. Указ. Соч. С.47, 48.
34. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.29.С. 67
35. Там же. Т.16. С.30
36. 36. Цит. по. Новикова Н.Н. Класс Б.М. Н.Г. Чернышевский во главе революционеров 1861 г. М.1981. С.296
37. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 томах. Т.XIV. М. 1949. С.550.
38. Цит. по: Канев С.Н. Указ. Соч. С. 43
39. Прудон П.Ж.. Что такое собственность. С.35

Читайте также: